Чем грозит злоупотребление служебным положением
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем грозит злоупотребление служебным положением». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ст. 285 УК РФ, превышение должностных полномочий – это умышленные действия, совершаемые должностным лицом, которые явно выходят за пределы его должностных обязанностей. При этом важно, что такие действия должны нанести определенный ущерб физическому или юридическому лицу, государству или обществу. К должностным лицам относятся чиновники, руководители государственных предприятий, сотрудники правоохранительных органов, судов, служащие Вооруженных сил, представители местных и федеральных властей. Действие статьи не распространяется на частных лиц, коммерческие организации, объединения граждан и т.д.
Основные виды превышения должностных полномочий
Какие же виды этого преступления различают в следственной и судебной практике? К основным из них относят такие:
- лицо берет на себя полномочия, которые принадлежат другому должностному лицу – к примеру, если местные власти издают постановление или принимают закон, который относится к компетенции федеральных властей;
- должностное лицо совершает действия, на которые имеет право только в некоторых ситуациях, и в данном случае такие обстоятельства не наступили – как пример можно привести ситуацию, когда подозреваемого помещают под арест, даже если такая санкция не предусмотрена по статье, по которой он обвиняется. Еще один пример – сотрудники ГИБДД отправляют на штраф-площадку автомобиль за незначительные нарушения ПДД (например, отсутствие аптечки или не пристёгнутый ремень);
- единоличное принятие решения, которое должно приниматься коллегиально – в качестве примера ситуации можно привести утверждение протокола по выборам на избирательном участке, которое самостоятельно утверждает глава комиссии, без необходимой процедуры голосования всех членов УИК;
- действия, совершаемые должностным лицом, которые явно выходят за пределы его полномочий и в принципе не могут входить в такие рамки – к примеру, если ректор ВУЗа издаст приказ собирать со студентов оплату за учебу, хотя они учатся на условиях госзаказа, т.е. бесплатно, это можно квалифицировать как превышение служебных полномочий.
Конечно, это не единственные возможные виды правонарушения. Но для того, чтобы действия квалифицировались как превышение служебных полномочий, должно одновременно соблюдаться несколько условий:
- обвиняемый занимает государственную должность или место работы подразумевает выполнение соответствующих функций;
- действия не входят в рамки полномочий согласно занимаемой должности;
- деяния нанесли ущерб, который можно оценить;
- между нарушением полномочий и нанесением ущерба есть четкая взаимосвязь.
Если некоторые из этих обстоятельств не имеют доказательств, дело может быть переквалифицирован в другую статью, например, преступная халатность, невыполнение служебных обязанностей и т.д.
Превышение должностных полномочий сотрудником полиции
Деятельность представителей властных структур также строго регламентируется. Кроме того, она подвергается надзору со стороны прокуратуры. Превышением полномочий полицейским считается активный поступок: выходящий за рамки инструкции; наносящий вред гражданам, юрлицам или обществу. К примеру, неправомерным суд признает использование сотрудником полиции оружия или специальных средств, если опасности в ситуации ни для кого не было. Стрелять офицер может в том случае, если гражданам или ему самому угрожает гибель (ранение). Применение пистолета в отношении невооруженного лица – это явное превышение полицейским определенных полномочий.
В рамках 286-й статьи УК рассматриваются такие поступки сотрудников полиции:
- задержание гражданина на срок, превышающий положенный;
- истребование с предприятия документов, не нужных для разбирательства;
- силовое воздействие на человека при защите закона, если в этом не было необходимости; принятие самовольно решения о проникновении в частную квартиру или иной объект.
Внимание: выполнение функций государства является квалифицирующим признаком уголовного проступка (увеличивает наказание). Сотрудник полиции выполняет обязанности правоохранительной системы, то есть государства.
Превышение должностных полномочий – состав преступления
Состав преступления по деяниям, связанным с превышением обязанностей по работе, определен в Уголовном Кодексе РФ в статье 286. В частности, в пункте первом говориться о таких действиях ответственных субъектов, которые выходят за рамки их полномочий и влекут за собой существенное нарушение прав и свобод других граждан.
В пункте втором ст. 286 УК РФ разъясняется состав деяния, совершенного должностным лицом, находящимся на федеральной государственной службе либо во главе местного муниципалитета.
Третий пункт предусматривает уголовное наказание лиц, которые будучи ответственными служащими, совершили умышленные деяния по превышению своих обязанностей с применением оружия, насилия, угрозы вреда здоровью, а также с причинением тяжких последствий.
Когда полномочия превышены
За превышение должностных полномочий предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ) при условии, что:
- виновный является должностным лицом, то есть имеется определенный документ, подтверждающий исполнение им определенных служебных обязанностей (закон, инструкция, внутреннее положение и т.д.);
-
действия явно выходят за границы полномочий. Доказывание такого признака, как явность, порой вызывает трудности в судебной практике, поскольку носит оценочный характер. В основном, явным превышением правовых границ может быть:
- исполнение обязанностей вышестоящего лица без наличия к тому оснований. Например, специалист отдела составляет и подписывает документы, которые вправе оформлять только начальник отдела;
- пользование предоставленными полномочиями индивидуально, тогда как в силу определенного порядка должно быть решение комиссии, коллегии или согласование с другими сотрудникам и т.д.;
- совершение таких действий, которые не могли быть выполнены никем из сотрудников государственной организации. К примеру, если начальник управления по водным ресурсам при администрации города дает разрешение на установку киоска в определенном месте в городе – это разрешение не вправе оформляться сотрудниками этого управления вообще.
- наступило существенное нарушение прав посторонних лиц, организаций, государственных или общественных интересов.
В конструкции рассматриваемого преступления наступление таких последствий является обязательным признаком. Что касается граждан, здесь могут быть нарушены любые конституционные права – право на труд, на тайную переписку, на свободу передвижения и т.д., может быть причинен вред здоровью. Организациям ущерб может быть выражен в причинении ущерба деловой репутации. По отношению к государству негативные последствия могут быть в виде снижения авторитета правоохранительных органов, причинения ущерба бюджету и т.д.
Интересно, что мотив, по которому было совершено это должностное преступление, не важен для решения вопроса, есть состав или нет. Мотив может быть учтен при решении вопроса о наказании, но ответственность виновный понесет наравне с другими фигурантами.
Когда ответственности не будет вообще
Да, в некоторых ситуациях даже при наличии всех признаков составов преступлений в виде превышения или злоупотребления должностными полномочиями результатом рассмотрения вопроса о виновности может стать полное освобождение лица от уголовного преследования. Так, если будет доказано, что сотрудник действовал из-за соображений безопасности других людей, общества или государства в целом, то он не может быть привлечен к уголовной ответственности.
Пример №10. При освобождении заложников из здания начальник криминальной полиции отдал приказ взорвать черный вход, поскольку при любых других вариантах действий была высока вероятность жертв людей, находившихся внутри. Впоследствии, уже после освобождения пострадавших, был подсчитан более чем значительный ущерб, причиненный зданию (оно принадлежало государству и, более того, имело историческую ценность). Но, учитывая обстановку, сотрудника полиции не привлекли к ответственности за превышение, поскольку была установлена невозможность иным способом разрешить критическую ситуацию, создающую опасность для окружающих.
Если представитель власти действует по приказу, который он воспринимает как законный, ответственности также не будет.
Пример №11. Егоркину Е.Н. было предъявлено обвинение в том, что он, будучи сотрудником ГИБДД, превысил свои должностные полномочия и незаконно изъял у автомобилиста машину, которую поставил на штрафстоянку без оснований. Адвокату Егоркина Е.Н. удалось доказать в суде, что данные действия он выполнял по указанию старшего смены, которому был обязан подчиняться. При этом руководитель, отдавая приказ об изъятии автомобиля у владельца, сообщил подчиненному Егоркину Е.Н. заведомо ложные сведения о том, что машина находится в розыске. Поскольку инспектор ГИБДД не мог предвидеть, что начальство отдает заведомо ложный приказ, был вынесен оправдательный приговор. При этом старший смены был впоследствии осужден за совершение вымогательства и злоупотребление своими полномочиями.
Мы подробно рассмотрели в данной статье нюансы, связанные с такими квалификацией должностных преступлений. Еще раз обратим внимание на то, что ответственность за такие деяния несет только представитель власти, который в момент совершения был наделен полномочиями. Если доказательств наделения лица служебными обязанностями нет, то преступление вменяется виновному как частному лицу.
Комментарий к Ст. 286 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками.
Деяние представляет собой действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица (совершение преступления путем бездействия невозможно).
Выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий:
действия относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
действия могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;
действия совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать такие действия (см. п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).
2. Преступление окончено с момента наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; кроме того, требуется установить причинную связь между деянием и наступившими последствиями. В отсутствие последствий содеянное образует, как правило, дисциплинарный проступок или административное правонарушение.
3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, в отличие от ст. 285 УК мотивы не имеют значения для квалификации преступления. При этом лицо должно осознавать, что оно совершает действия, которые явно выходят за пределы его полномочий.
4. Субъект специальный: должностное лицо.
5. Признаки квалифицированного состава (ч. 2) совпадают с аналогичными признаками в ст. 285 УК; признаки особо квалифицированного состава (ч. 3) раскрываются в п. 20 — 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.
Чем отличается превышение служебных полномочий от злоупотребления ими?
Многие путают злоупотребление должностными полномочиями и их превышение. Названные деяния отличаются по объективной стороне.
Превышение служебных полномочий совершается только активными действиями и не может быть выражено в бездействии. При этом не берется во внимание мотив и цель, корыстных целей может и не быть.
Злоупотребление служебным положением осуществляется в рамках должностного регламента, а превышение – за его пределами.
Если у вас возникли вопросы по поводу квалификации совершенного деяния по статье 285 или 296 УК РФ, рекомендуем проконсультироваться с адвокатами компании СКП, поскольку стратегия защиты подозреваемого зависит от конкретного состава преступления.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Тульской области
Понятие и ответственность за превышение должностных полномочий (ст.
286 УК РФ) (Белевский район)
- Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий, предусмотренная статьей 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
- Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
- — относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
- — могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (напр., применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
- — совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
- — никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
- В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинении вреда их здоровью.
Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом о явности следует говорить в тех случаях, когда превышение является очевидным, бесспорным.
Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.
То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Помощник прокурора С.В. Кинжаков
Прямая ссылка на материал
Поделиться
- Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий, предусмотренная статьей 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
- Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
- — относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
- — могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (напр., применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
- — совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
- — никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
- В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинении вреда их здоровью.
Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом о явности следует говорить в тех случаях, когда превышение является очевидным, бесспорным.
Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.
То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Комментарии к ст. 286 УК РФ
1. Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: а) относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); б) могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); в) совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; г) никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
Общим для всех этих случаев является то, что должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Неправомерные действия должностного лица при превышении должностных полномочий должны быть непосредственно связаны со служебной деятельностью субъекта, когда он выступает не как частное, а как официальное лицо. Другими обязательными признаками объективной стороны превышения власти или служебных полномочий являются наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между действиями и последствиями.
2. Объем прав и полномочий субъекта определяется его должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах и т.п.). Для того чтобы установить, что должностное лицо совершило действия, выходящие за пределы имеющихся у него прав и полномочий, необходимо точно выяснить, каким именно правовым актом они регулируются и какие конкретно положения этого акта были нарушены.
3. О понятии существенного нарушения прав и интересов граждан, организаций, общества или государства см. комментарий к ст. 285 УК.
Чаще всего при превышении должностных полномочий это последствие выражается в причинении физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам, и с иными последствиями, глубоко затрагивающими интересы общества и государства .
———————————
БВС РФ. 2002. N 4. С. 11, 12; 2003. N 5. С. 19, 20; N 9. С. 17.
4. Субъектом превышения должностных полномочий может быть только должностное лицо (см. комментарий к ст. 285).
5. Комментируемое преступление совершается только с умыслом (конкретизированным или неконкретизированным). Виновный осознает, что совершает действия, которые явно (т.е. бесспорно, очевидно) для него самого выходят за пределы предоставленных ему законом прав и полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства и желает или сознательно это допускает либо относится к последствиям безразлично.
В составе преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 286 УК, вина характеризуется также осознанием обстоятельств, имеющих квалифицирующее значение в случаях превышения должностных полномочий. Мотивы совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые интересы дела и т.д.) и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.
Преступность деяния, явно выходящего за пределы должностных полномочий, исключается лишь в ситуации крайней необходимости (ст. 39 УК) и обоснованного риска (ст. 41 УК).
6. О понятии лиц, занимающих государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК), см. комментарий к ст. 285.
7. Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, если оно сопровождалось насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286, хотя нередко они наличествуют одновременно.
Сам факт совершения должностным лицом незаконных действий с насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств является грубым посягательством против охраняемых законом прав граждан, интересов общества или государства и рассматривается как существенное их нарушение независимо от наступления каких-либо иных вредных последствий.
8. Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении жизни потерпевшего. Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий — это высказанное намерение совершить вышеназванные действия.
Квалификацией по ч. 3 ст. 286 охватывается причинение потерпевшему любого вреда здоровью, кроме случаев причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, а также умышленного убийства. В последних случаях действия виновного должностного лица нужно квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или ч. 4 ст. 111 или ст. 105 УК.
Убийство и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенные представителем власти или иным должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, квалифицируются только по ст. 108 или ст. 114 УК.
9. Применение оружия или специальных средств как квалифицирующее обстоятельство по п. «б» ч. 3 ст. 286 имеет место в случаях, когда по делу установлено фактическое использование этих предметов для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность.
К оружию относятся устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели (ст. 1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» ). Оружие может быть огнестрельным, холодным, метательным, пневматическим, газовым, а также основанным на использовании электрической энергии, радиоактивных излучений и биологических факторов.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.
Ответственности по п. «б» ч. 3 ст. 286 подлежит должностное лицо, применившее при превышении своих полномочий оружие любого назначения (боевое, служебное, гражданское, в том числе газовое оружие самообороны, спортивное или охотничье).
Специальные средства (резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы и бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и т.д.) состоят на вооружении органов полиции, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов Федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, судебных приставов, органов правительственной связи и информации, ведомственной и вневедомственной охраны.
Статья 286. Превышение должностных полномочий
1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Когда можно говорить о превышении полномочий: несколько примеров из практики
Говоря о превышении полномочий, подразумевают ситуацию, при которой действия сотрудника полиции явно перешли те, что входят в круг, отведенный данному должностному лицу государством, т. е. на которые ни по каким законодательным актам у него нет прав.
Когда можно говорить о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции? Рассмотрим пару примеров.
- Самый распространенный случай: гражданина по какой-то причине задержали и доставили в отделение полиции, где он подвергся жестокому и грубому обращению, что унизило его личность и оскорбило достоинство. Бывают, к сожалению, и эпизоды с побоями, которые наносят ущерб здоровью задержанного.
- Еще одна распространенная ситуация: сотрудник полиции по вызову кого-то из родственников или знакомых, находясь не при исполнении, приезжает на место происшествия. Там он проводит осмотр, делает фотоснимки, собирает улики в пользу родственника, а затем передаёт их прибывшему участковому. При этом грубит другой стороне конфликта.
Когда можно говорить о превышении полномочий: несколько примеров из практики
Говоря о превышении полномочий, подразумевают ситуацию, при которой действия сотрудника полиции явно перешли те, что входят в круг, отведенный данному должностному лицу государством, т. е. на которые ни по каким законодательным актам у него нет прав.
Когда можно говорить о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции? Рассмотрим пару примеров.
- Самый распространенный случай: гражданина по какой-то причине задержали и доставили в отделение полиции, где он подвергся жестокому и грубому обращению, что унизило его личность и оскорбило достоинство. Бывают, к сожалению, и эпизоды с побоями, которые наносят ущерб здоровью задержанного.
- Еще одна распространенная ситуация: сотрудник полиции по вызову кого-то из родственников или знакомых, находясь не при исполнении, приезжает на место происшествия. Там он проводит осмотр, делает фотоснимки, собирает улики в пользу родственника, а затем передаёт их прибывшему участковому. При этом грубит другой стороне конфликта.
Осторожно! Превышение полномочий сотрудником полиции – налицо, в этом случае нужно применить все способы для самозащиты. Но очень важно сделать это грамотно с юридической точки зрения, убедившись и доказав то, что факт превышения действительно был.
Как гарантированно защитить свои интересы
Привлечь к ответственности за превышение должностных полномочий сотрудником полиции по статье УК можно, но нужно грамотно подойти к решению данного вопроса. Без помощи опытного юриста доказать свою правоту и факт нарушения со стороны правоохранительных органов будет сложно, поэтому лучше обратиться за юридической помощью, не откладывая «на потом».
Люди, наделенные властью, обязаны соблюдать ту грань, за которую эта власть переходить не должна. В реальности все наоборот: довольно часто подчиненный вынужден терпеть произвол начальства, простые граждане – испытывать несправедливость, граничащую со снобизмом и презренным отношением к «простым смертным» со стороны государственных служащих, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Все это называется превышением должностных полномочий, за что предусмотрена ответственность по ст.286 УК РФ.
Должностные лица – кто они?
Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:
- сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
- государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).
Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).
Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.
Пример №1. Куравлев К.А. был принят на работу в администрацию города на должность заместителя начальника отдела по архитектуре приказом главы администрации, с 01.09.2017 года. Поскольку в документе о приеме на работу не указана дата, до которой на Куравлева К.А. возлагается исполнение обязанностей в соответствии с должностью, он приобретает полномочиями должностного характера на постоянной основе. Пример №2. Примером временного исполнения функций представителя власти может быть следующая ситуация. Окончив обучение в Институте прокуратуры по целевому направлению, Пирогова Ю.Л. должна была «отработать» 5 лет в прокуратуре города. С нею был заключен контракт на этот срок, в этой связи Пирогова Ю.Л. стала представителем власти на данный период.
Куда можно обратиться, став жертвой правонарушения
Защищать гражданина или юрлицо от произвола представителя правоохранительных органов призван Следственный комитет (СК). Следовательно, нужно идти в этот госорган. Если произошло нарушение прав в серьезном объеме, то необходимо постараться собрать доказательства (к примеру, зафиксировать побои в медучреждении).
Внимание: уголовная ответственность за превышение должностных полномочий наступает в рамках решения суда общей юрисдикции.
Данная инстанция обязана рассмотреть все обстоятельства дела, в том числе показания и объяснения самого нарушителя закона. То есть заявителю желательно сразу позаботиться о сборе доказательств.
При разборе преступлений, связанных превышением прав, учитывается уголовно-правовая характеристика деяния. В частности, в ее состав входит определение рамок властных полномочий. Таковые не всегда можно точно обозначить. Часть прав записана в законе. В таких ситуациях превышения должностных полномочий нетрудно доказать, как в примере с полицией.
Иное дело, разобраться с рамками прав госслужащих. В инструкциях их поступки и права расписываются размыто. Большая часть важных решений принимается коллегиально, что снижает уровень ответственности чиновников. Практика правоприменения нормы говорит о том, что добиться справедливости в подобных делах бывает сложно.
Властные полномочия и их границы
Объем прав и обязанностей каждого представителя власти напрямую связан с контрактом, служебной инструкцией, ведомственными приказами и т.д. Обычно для каждого рода государственной деятельности существуют строгие рамки дозволенного, которые отдельный сотрудник обязан соблюдать.
Так, для сотрудников полиции существуют общие требования к служебной деятельности, предусмотренные в Федеральном законе «О полиции». Более конкретно служебные обязанности раскрыты в ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» и отдельных должностных инструкциях. Например, все мы знаем, что у полицейского может быть при себе табельное оружие, которое он может применить только в случае необходимости:
- при задержании вооруженного преступника;
- в целях предотвращения опасности для третьих лиц;
- в ходе операции, в соответствии с приказом руководителя и обстановки, позволяющей применить спецсредства и т.д.
Таким образом, полицейский далеко не всегда вправе воспользоваться имеющимся при себе служебным оружием. Каждая ситуация, в которой это произошло, тщательно анализируется специально созданной комиссией, которая решает, были ли основания считать преступника вооруженным, обстановку — опасной и т.д. Если нет, то полицейский может нести ответственность, как дисциплинарную, так и по уголовному законодательству – в зависимости от последствий.