Стандарты и размеры машино-места по ГОСТу
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стандарты и размеры машино-места по ГОСТу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует ряд правил, которые применяются к выбору парковочных мест. При выборе помещения достаточного размера следует учитывать удаленность от общественных мест и особенностей окружающей среды. Также важно обеспечить максимальную безопасность парковочного места с точки зрения потенциально негативных внешних факторов.
Площадки размещения парковок
Согласно правилам парковки, норматив парковочных мест для легковых автомобилей должен составлять 5. 3×2. 5 метра, а для инвалидных колясок — 6×3.
6 метра. Если место может вместить 10 автомобилей, важно обеспечить расстояние в 10 метров от общественных зданий и квартир. В следующих помещениях должно соблюдаться минимальное расстояние в 25 метров.
- Больницы,.
- Детские сады,.
- Игровые площадки или спортивные стадионы
- Образовательные учреждения
- Парки или открытые пространства.
Если количество возможных транспортных средств составляет от 10 до 50 точек, это расстояние должно быть не менее 50 метров, а расстояние от дома — не менее 15 метров. Если количество автомобилей увеличивается до 100, оба расстояния должны быть не менее 25 м. Большие пространства с 300 автомобилями должны быть размещены в 35 м от дома и в 50 м от школ, детских садов и т.д.
Размер параллельного места на парковке по ГОСТу – таблица
Вид транспорта | Длина, метр | Ширина, метр |
легковой автомобиль (с прицепом) | 6 (20) | 2,5 (3,5) |
грузовой автомобиль | 25 | 3,5 |
автобус | 20 | 3,5 |
Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса
Обозначение: | ГОСТ 33062-2014 |
---|---|
Статус: | действующий |
Тип: | ГОСТ |
Название русское: | Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса |
Дата актуализации текста: | 01.06.2022 |
Дата актуализации описания: | 01.01.2023 |
Дата регистрации: | 05.12.2014 |
Дата издания: | 18.11.2019 |
Дата введения в действие: | 01.12.2015 |
Область и условия применения: | Настоящий стандарт распространяется на проектируемые, строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые объекты дорожного и придорожного сервиса, предназначенные для размещения на автомобильных дорогах общего пользования, с целью обслуживания участников дорожного движения по пути следования. Требования настоящего стандарта не распространяются на: — автомобильные дороги ниже IV категории; — автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий; — автомобильные дороги, предназначенные для временного использования; — автомобильные дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях; — улицы населенных пунктов при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации |
Расположен в: | Общероссийский классификатор стандартов → Гражданское строительство → Строительство дорог → Дорожное оборудование и установкиКлассификатор государственных стандартов → Строительство и стройматериалы → Дорожное, мостовое и железнодорожное строительство → Дорожное строительство |
Настоящий стандарт распространяется на проектируемые, строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые объекты дорожного и придорожного сервиса, предназначенные для размещения на автомобильных дорогах общего пользования с целью обслуживания участников дорожного движения по пути следования.
Требования настоящего стандарта не распространяются на:
— автомобильные дороги категории ниже V;
— автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий;
— автомобильные дороги, предназначенные для временного использования;
— автомобильные дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях;
— улицы населенных пунктов при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации.
Примечание — Требования настоящего стандарта гармонизированы с [1]-[5].
6.1 Многофункциональные комплексы сервиса вне населенных пунктов должны размещаться на автомобильных дорогах категорий IA, IБ, в том числе платных участках автомобильных дорог, с интервалами от 100 до 150 км, а также на автомобильных дорогах других категорий с высокой интенсивностью движения, на которые распространяются требования настоящего стандарта.
6.2 В состав многофункциональных комплексов сервиса допускается включать:
— места для розничной реализации продукции местного промысла;
— места для парковки транспортных средств с прицепами-дачами (автокемперы);
— зоны детского отдыха (игровые площадки);
— площадки для выгула животных;
— телекоммуникационный сервис (Интернет, зона Wi-Fi).
6.3 Планировочные решения многофункциональных комплексов сервиса должны обеспечивать в общем случае:
— возможность реконструкции автомобильной дороги с увеличением числа полос движения без перепланировки системы проездов, а также переноса зданий и сооружений;
— единое архитектурно-конструктивное и цветовое решение объекта в целом с учетом органичного сочетания с прилегающей застройкой и ландшафтом;
— применение рациональных технологических решений с соответствующими техническими требованиями;
— простоту визуальной ориентации водителей транспортных средств, номинальную видимость дорожных знаков;
— экологическую безопасность окружающей природной среды.
6.4 Многофункциональные комплексы сервиса должны иметь информационные указатели с названием комплекса и (или) отдельных объектов сервиса (автозаправочная станция, пункт торговли, пункт питания и т.д.), содержащие сведения о предоставляемых услугах, а также схему размещения объектов и движения транспортных средств на территории комплексов. Данные указатели могут размещаться в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги с учетом требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
6.5 Длину переходно-скоростных полос при обеспечении доступа к многофункциональным комплексам сервиса, радиусы кривых при сопряжении проезжих частей автомобильной дороги и съезда/выезда на территорию принимают в соответствии с ГОСТ 33100 для автомобильных дорог соответствующей категории.
6.6 Конструкция и тип дорожной одежды на переходно-скоростных полосах и примыкании в пределах радиусов закруглений должны быть аналогичными конструкции и типу дорожной одежды автомобильной дороги, на которой размещаются многофункциональные комплексы.
6.7 Ширину полос для движения транспортных средств различных типов (легковых, легковых с прицепами, грузовых, автобусов) по территории многофункциональных комплексов сервиса принимают в соответствии с таблицей 9, если иное не предусмотрено строительными нормами государств.
Таблица 9 — Ширина полос для движения различных типов транспортных средств по территории многофункциональных комплексов сервиса
Полоса |
Ширина, м |
без мест для парковки: |
|
— грузового транспорта, автобусов и легкового транспорта с прицепами; |
5,50 |
— только легкового транспорта |
4,50 |
с местами для парковки (косыми/продольными): |
|
— грузового транспорта, автобусов и легкового транспорта с прицепами; |
6,50 |
— только легкового транспорта; |
4,50 |
— легкового транспорта при проходящих автобусах или легковых автомобилях с прицепами |
5,50 |
Съезд и выезд |
5,50 |
Приказ Министерства экономического развития РФ от 7 декабря 2016 г. № 792 “Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места”
В соответствии с частью 6.2 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4344; 2016, № 1, ст. 51; № 18, ст. 2484, 2495; № 23, ст. 3296; № 26, ст. 3890; № 27, ст. 4198, 4237, 4248, 4284, 4287, 4294) приказываю:
1. Установить минимально и максимально допустимые размеры машино-места согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.
Министр | М.С. Орешкин |
Наземные стоянки автомобилей закрытого типа
5.2.6 В наземных автостоянках степеней огнестойкости I и II при хранении автомобилей индивидуальных владельцев в обособленных боксах предел огнестойкости перегородок между боксами должен быть R 45, класс конструктивной пожарной опасности — К0. Ворота в этих боксах (за исключением ворот выездов, ведущих непосредственно наружу) следует предусматривать в виде сетчатого ограждения.
5.2.7 При применении в боксах установок объемного пожаротушения ворота в обособленных боксах следует предусматривать глухими, без устройства отверстий. В этом случае общие для всех этажей рампы, пандусы допускается не отделять от помещений хранения автомобилей противопожарными преградами, требуемыми 5.1.37.
5.2.8 При наличии выезда из каждого бокса непосредственно наружу в одно-, двухэтажных зданиях степеней огнестойкости I — III, класса конструктивной пожарной опасности C0, следует выполнять перегородки из негорючих (НГ) материалов с ненормируемым пределом огнестойкости, а также глухие ворота. При этом в двухэтажных зданиях междуэтажные перекрытия должны быть противопожарными с пределом огнестойкости REI 45.
Места размещения парковок
Место будущей парковки зависит от многих факторов: во-первых, от ее размера (количества машиномест), во-вторых, от удаленности от экологических объектов и общественных мест. Парковка должна быть безопасной. А потенциальных угроз от подобных сооружений даже на открытом воздухе немало: пожары, ДТП, утечка бензина и выхлопные газы.
С другой стороны, если вы автовладелец, то ищете парковку поближе к тому месту, куда направляетесь, и перспектива пройти несколько десятков лишних метров до офиса, торгового центра, больницы или другого общественного места никого не прельщает.
Справка. Расстояние от парковки до градостроительных объектов регулирует документ СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей».
Автомобильные стоянки на 10 машин и меньше располагаются на расстоянии 10 м от жилых домов и общественных зданий. Не менее 25 метров должно быть до территории детских садов и школ, больниц, площадок для игр и спорта, а также городских парков и скверов.
Парковки на 10–50 мест удалены на 15 м от стен жилых домов, имеющих окна, и ровно в два раза (на 50 м) дальше от детских садов, школ, больниц и т.д.
Открытые стоянки вместимостью до 100 машин будут находиться в 25 м от жилых домов, а вот расстояние до территорий детских учреждений, больниц и мест отдыха для них не увеличено.
Большие парковки, до 300 машин, должны располагаться в 35 м от жилых строений, имеющих окна, в 50 м от детских учреждений, будь то школа, ПТУ или детский сад, и в 60 м от лечебных стационаров, спортивных стадионов и мест отдыха граждан.
Правила организации парковки возле многоквартирного дома
С 2017 года в законодательную базу были внесены изменения, касающиеся размеров мест для парковки.
В 2023 году для легкового автотранспорта установлены максимальные и минимальные размеры, а стоянка для машин должна быть полностью огорожена и соответствовать всем нормам безопасности.
Поправки в законе коснулись не только размера места для парковки, но и его юридического статуса. Теперь парковочное место может быть признано объектом недвижимости, а это означает, что его можно купить, подарить, обменять.
СанПиН содержит также ключевые положения, касающиеся организации парковочных мест во дворе. Перечислим основные из них:
Данные правила распространяются и на подрядчиков, занимающихся строительством МКД и оформлением дворов.
Если будут выявлены нарушения вышеуказанных требований, то можно подать жалобу в следующие инстанции:
- СЭС;
- экологическую инспекцию;
- пожарную службу;
- инженерную инспекцию.
Большинство домов современной постройки оборудованы паркингом в соответствии с указанными выше нормами. Но территории старых многоэтажек такими паркингами не оборудованы, так как строились по типовым проектам, поэтому в таких дворах возникают проблемы с парковкой автомобилей.
Можно ли узаконить место для парковки во дворе?
Парковочное место можно узаконить, однако данный процесс непростой и требует совместного решения большинства владельцев квартир многоэтажного дома.
Итак, как узаконить парковочное место во дворе? Для начала следует понимать, что оформление парковочного места в собственность тесно связано с процессом приватизации земли.
Собственником парковочного места человек становится только после приватизации земельного участка под машино-местом (ст. 36 ЖК РФ). Оформить машино-место в собственность могут только владельцы жилья, расположенного в МКД.
Граждане, занимающие жилплощадь на условиях соцнайма, не вправе претендовать на приватизацию земельного участка, предназначенного для парковки машины.
Решение по оформлению в собственность мест для парковки машин принимается на общем собрании жильцов МКД. Совместно принимается также решение о благоустройстве парковочных мест.
С целью выделения своих парковочных мест, владельцам приватизированных квартир необходимо провести межевание придомового участка и разработать проектный план по размещению парковки.
Решение о размещении частных парковочных мест принимается на общем собрании собственников путём голосования. Согласно ст. 46 ЖК РФ, необходимо собрать более 2/3 голосов.
В рамках общего собрания избирается представитель собственников, который будет заниматься документацией, а также решаются вопросы по обслуживанию парковочных мест, размера оплаты за охрану, возможности сдачи их в аренду. Принятые на собрании решения фиксируются в протоколе.
Кроме протоколирования решений, желательно собрать подписи жильцов, проголосовавших за организацию парковки возле дома. На собрание стоит пригласить не только владельцев квартир, но и собственников нежилых помещений (аптек, кафе, магазинов, салонов красоты и пр.), расположенных на придомовой территории.
Далее протоколы решений собрания, а также коллективное заявление предоставляются в орган местного самоуправления. В заявлении следует указать факты, подтверждающие необходимость организации частной парковки.
Следующий этап узаконивания парковки — обращение в службу Росреестра. В данном случае каждый владелец парковочного места действует самостоятельно.
Распишем всё по шагам:
- Запросите в местном регистрационном органе справку о характеристиках придомовой территории. Для её получения напишите заявление в Росреестр и приложите свидетельство о праве собственности на квартиру, расположенную в МКД.
- Оплатите госпошлину и предъявите квитанцию сотруднику регистрирующего органа.
- Дождитесь получения справки (около недели).
- Собрав необходимые бумаги (разрешение местной администрации, правоустанавливающие документы на жильё, справку о характеристиках придомовой территории), напишите заявление в проектную компанию для изготовления плана размещения парковочных мест.
- Согласуйте проект с органом местного самоуправления.
- Подайте пакет документов в администрацию района (заявление собственников МКД с просьбой о согласовании проекта, решение собрания, разработанный проект; справку из Росреестра с описанием и характеристиками придомовой территории).
- В случае одобрения проекта местными органами, обратитесь в службу Роспотребнадзора с просьбой о выдаче положительного заключения на организацию парковочных мест.
Все расходы по организации и обустройству частной парковки во дворе несут граждане, инициирующие данную процедуру.
Основания для отказа оформления в собственность парковочных мест:
- ошибки в проектной документации;
- несоответствие проекта градостроительным нормам.
- отсутствие разрешительной документации (например, от Роспотребнадзора).
В некоторых случаях разрешение на организацию автостоянки во дворе приходится запрашивать даже в службе МЧС.
В целом организованная возле многоквартирного дома парковка не должна создавать препятствий участникам движения, мешать жильцам дома. Именно поэтому разработаны правила и нормы обустройства парковочных мест, которые необходимо безукоризненно соблюдать.
Экономия свободного пространства на паркинге зависит от способа расположения парковочных мест.
При параллельной парковке по нормативам занимаемая машиной площадь составляет 17-18 м2. Однако сложность для водителя представляет сам процесс парковки. В нее трудно зарулить.
Вариант перпендикулярной парковки позволяет наиболее рационально использовать площадь площадки. В этом случае потребуется всего 13,25 м2 на каждый автомобиль, однако возникают сложности с посадкой и высадкой пассажиров. Они могут ударить дверями соседние машины.
Понятие «елочная» парковка подразумевает, что машины располагаются под углом к проезжей части. У этого способа есть ряд преимуществ. Открывать и закрывать двери гораздо удобнее; нет никаких проблем с заездом и выездом. Минимальный размер машиноместа на парковке этого типа составляет 18 м2.
Технические требования для разметки
Нормативы и стандарты также включают требования к техническим аспектам, в частности — выбор материалов для разметки и ограждения паркинга:
- парковка, расположенная на придомовой территории, должна иметь четко обозначенные границы, которые устанавливаются бордюрами в соответствии с ГОСТ по устройству дорог;
- столбы, вертикальные опоры и другие неподвижные объекты на парковке должны иметь вертикальную разметку. Белые элементы должны быть выполнены из световозвращающих материалов;
- горизонтальная разметка парковки выполняется термопластиками или нитрокраской. Водоэмульсионные составы не используются, поскольку они смываются с покрытия менее чем за 1 сезон. Масляные краски не используются из-за длительного периода высыхания и недостаточной адгезии к основанию.
Паркинг для инвалидов
В некоторых случаях при разграничении мест длительных остановок необходимо не только обращать внимание на масштабы транспорта, но и на то, какой водитель будет пользоваться услугами парковки.
Отдельное внимание как на дороге, так и в зонах стоянки уделяется такой категории граждан, как инвалиды. Именно они часто нуждаются в дополнительном пространстве, которое бы позволило им свободно выйти из автомобиля на парковке, воспользоваться подручными средствами (колясками) и не испытывать дискомфорт при проходе через заставленные транспортом площадки. Поэтому размер парковочного места для инвалидов отдельно оговаривается государственными стандартами и для легковой машины составляет:
- 3,60 м в ширину;
- 6,20 м в длину.
К таким цифрам допускается погрешность, но не более 5 см.
Экономия свободного пространства на паркинге зависит от способа расположения парковочных мест.
При параллельной парковке по нормативам занимаемая машиной площадь составляет 17-18 м2. Однако сложность для водителя представляет сам процесс парковки. В нее трудно зарулить.
КАКОЙ РАЗМЕР ПРЕДУСМОТРЕН ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
Любое парковочное место должно иметь определённые размеры, которые строго установлены и зафиксированы на законодательном уровне.
Положения, регулирующие нормы и размеры парковочных мест, зафиксированы в своде правил СП 113.13330.2012 «СНиП 21-02-99» от 29.12.2001 года.
Если стоянка располагается во дворе, то каждое парковочное место должно быть огорожено. Это не обязательно должен быть забор или сетка, это могут быть камни.
Если на стоянке ТС располагаются особо опасные предметы, например, линии электропередач или парковочное место находится в зоне водопровода, то они также должны быть огорожены специальным способом.
Размер парковки для автомобиля, согласно ГОСТу, составляет:
- если водитель является инвалидом (у него есть соответствующее удостоверение и знак на ТС), то может рассчитывать на парковочное место размером 6,2 * 3,6 м;
- для остальных водителей легкового транспорта парковочное место предусмотрено размером 5,3 * 2,5 м.