Внешний управляющий в процедуре несостоятельности предприятия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешний управляющий в процедуре несостоятельности предприятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Порядок введения внешнего управления
Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.
С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.
Обязанности внешнего управляющего
- Арбитражный управляющий обязан после изучения хозяйственной деятельности и инвентаризации предоставить план по восстановлению финансовой стабильности организации. Она направляется в арбитражный суд и совету кредиторов. Отчет о реализации всех этапов плана должен быть представлен не реже, чем раз в три месяца, или по требованию совета кредиторов.
- В плане подробно указываются этапы и сроки их реализации. Все сроки должны укладываться в период внешнего управления — 18 месяцев. Этапы проекта подтверждаются расчетами доходов и расходов. План должен быть одобрен советом инвесторов или отправлен на доработку.
- Если план был признан неудовлетворительным или не отвечающим интересам инвесторов, это может стать поводом для отстранения внешнего управляющего и назначения нового.
Важно: внешний управляющий должен выявлять признаки фиктивного банкротства и сообщать об этом в суд.
Обязанности внешнего управляющего в ст. 99 Закона РФ «О несостоятельности»:
- Составление плана по преодолению финансовой несостоятельности предприятия.
- Ведение реестра кредиторов и их требований.
- Проводить инвентаризацию активов, отслеживать движимое и недвижимое имущество.
- Вести статистический, финансовый или иной учет.
- Обращаться в суд с иском об отмене неправомерных договоров.
- Вводить дополнительные меры по сохранению активов организации.
- Изучать все договоры и документы по хозяйственной деятельности компании.
- Вести отчеты по всем видам деятельности.
- Регулярно отчитываться перед комитетом кредиторов по принятым мерам и их эффективности.
- Установить всех кредиторов организации и уведомить их о введении внешнего управления.
- Сокращать долг перед кредиторами.
К концу срока внешнего управления, назначенного арбитражным судом, управляющий должен представить итоговый отчет. В нем указываются финансовые и хозяйственные результаты организации за весь период управления, включая возможность погашения долгов организации перед кредиторами.
Оздоровительные мероприятия: особенности проведения
Внешнее управление как процедура банкротства имеет особенности осуществления оздоровительных мероприятий:
- Период уведомления руководителя организации о внедрении внешнего управления составляет 1 день.
- О процедуре уведомляются учредители.
- В 10-дневный период с момента запуска процедуры направляют заявку на публикацию этой информации.
- Управляющий получает распоряжение по передаче ему всей документации.
- Документы передаются в течение 3 дней после вступления в должность управляющего.
- Собрание кредиторов первый раз назначается в течение 31 дня после начала процедуры.
- Об оздоровительных мероприятиях информируется ФССП, ФНС, банки.
- В органы контроля направляются соответствующие запросы.
- Организуется общее собрание всех работников предприятия.
- К работе организации привлекается бухгалтер и аудитор.
- Организуется инвентаризация.
- Производится анализ финансового положения предприятия.
- Имущество третьих лиц возвращается им.
- Составляется и рассматривается перечень требований кредиторов.
- Организуется собрание кредиторов.
- Составляется промежуточный и итоговый отчет и оглашается на собрании кредиторов.
- В арбитражный суд предоставляют план.
- Реализуются имущественные объекты.
Особенности внешнего управления организацией-должником
На весь период внешнего управления организацией-должником назначается внешний управляющий, который фактически занимает должность руководителя. Назначается он судом и является одним из арбитражных управляющих. Специалист вправе осуществлять сделки, принимать решения о продаже, реорганизации и др.
Другие особенности:
- введение внешнего управления производится на основании решения собрания кредиторов, которое направляет в суд соответствующее ходатайство;
- период данной процедуры — 1,5 года, при необходимости он может продлеваться на срок до полугода;
- при внешнем управлении на требования кредиторов накладывается мораторий, то есть их исполнение откладывается на весь срок осуществления этой процедуры.
Права арбитражного управляющего
- созывать собрание, комитет кредиторов;
- обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
- получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены настоящим Законом о банкротстве;
- привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника;
- апрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе, о контрагентах и об обязательствах должника у физических и юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну;
- подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Услуги внешнего управляющего
Внешний управляющий – это специалист, назначенный при банкротстве предприятия или организации для восстановления и управления его деятельностью.
У внешнего управляющего имеется высшее юридическое образование и опыт работы в сфере арбитражных производств. Он имеет полномочия по исполнении обязательств должником, восстановлению имущества и инвентаризации его состояния.
В обязанности внешнего управляющего входит:
- заключение договоров;
- участие в составлении плана мероприятий по восстановлению деятельности компании;
- взаимодействие с кредиторами;
- назначение даты окончания процедуры банкротства;
- составление реестра задолженностей.
Внешний управляющий обязан исследовать документы компании и оценить состояние ее активов и долгов. В случае заключения договора с конкурсным менеджером, управляющий должен собрать и передать все необходимые бумаги. После окончания процедуры банкротства, внешний управляющий должен составить отчет об итогах своей работы и сдать свои полномочия в Комитет по управлению имуществом должника.
У внешнего управляющего есть возможность взыскать задолженности у должников и подать в суд на лиц, нарушивших права должника. Все меры, которые он принимает, должны соответствовать закону и датам, которые указаны в решении суда. В течение месяца внешний управляющий должен предоставить отчет о своей деятельности и дать рекомендации по тому, какие меры необходимо предпринять для восстановления деятельности компании.
Управление корпоративными финансами и бухгалтерия
Управление корпоративными финансами и бухгалтерия — одна из важнейших составляющих деятельности предприятий. От правильной организации бухгалтерского учета, составления отчетов и планов зависит успешная работа компании.
В случае возникновения долгов перед кредиторами компании, должны быть приняты меры по восстановлению финансовой устойчивости предприятия. В настоящее время существуют законодательные процедуры восстановления прав и обязательств должников, организации внешнего управления и конкурсного производства. Закон о банкротстве предоставляет возможность предприятию, находящемуся в банкротстве, в течение месяца после окончания исполнения арбитражных решений, заключить со своими кредиторами план восстановления.
Внешний управляющий — лицо, которое назначается судом в рамках процедуры восстановления финансовой устойчивости компании. Внешний управляющий получает полномочия на управление имуществом предприятия, инвентаризацию активов и составление реестра кредиторов и задолженностей. Он также может заключать договоры от имени предприятия и возбуждать дела в суде.
Внешний управляющий может выполнять ряд мероприятий для возобновления производства и взыскания долгов, а также документально фиксировать все свои действия в соответствии с законом. Комитет кредиторов осуществляет контроль за деятельностью управляющего и принимает решения по важным вопросам.
Для принятия управленческих решений и осуществления контроля за деятельностью управляющего на предприятии может быть проведена внутренняя инвентаризация и аудит. Это позволит подробно ознакомиться с состоянием дел на предприятии, установить причины возникновения проблем и разработать меры по их устранению.
- Внешнее управление и процедуры восстановления финансовой устойчивости компании должны быть проведены в строгом соответствии с законом и утвержденными мерами.
- Для решения проблем, связанных с нарушением платежной дисциплины, необходимо своевременно принимать меры по взысканию задолженностей и восстановлению финансовой устойчивости предприятия.
- Внешний управляющий должен обладать высшим образованием, опытом работы в сфере финансов и бухгалтерии, а также иметь соответствующую сертификацию.
Окончательные итоги процедур восстановления финансовой устойчивости компании и ее возможность в дальнейшем не быть объявленной в банкротстве зависят от правильной организации бухгалтерского учета и контроля над условиями заключаемых договоров.
Что нужно знать при выборе внешнего управляющего?
Внешний управляющий – это специалист, который назначается на основании решения суда или решения кредиторов для восстановления финансового состояния предприятия в состоянии банкротства.
Если ваша компания находится в сложной ситуации и загружена множеством задолженностей и долгов, инвентаризация имущества и составление плана восстановления – процедуры, которые вам назначит внешний управляющий.
Исполнении своих обязанностей, внешний управляющий обладает высшими правами в организации, назначенной в качестве конкурсного кредитора. Он может судиться от имени компании и заниматься взысканием долгов.
Если ваш бизнес находится в стадии банкротства, наш внешний управляющий предоставит вам возможность восстановить деятельность фирмы. Это подразумевает реестра кредиторов, инвентаризацию активов и обязательств, составление плана мер и итогов мировых соглашений.
При выборе внешнего управляющего необходимо убедиться в том, что он имеет высшее образование, опыт работы в области банкротства, знание законодательства и процедур арбитражных управляющих.
В противном случае, меры, принятые в рамках производства банкротства, могут привести к отрицательным последствиям. Для этого обязательным условием является предоставление документов о его деятельности и даты его назначения.
Таким образом, следует учитывать, что выбранный управляющий будет иметь значительный вклад в восстановление бизнеса в момент банкротства или фактической невозможности выплаты долгов. Правильный выбор внешнего управляющего может спасти компанию от банкротства.
Положительные и отрицательные стороны для кредиторов
Деятельность внешнего кредитора направлена на восстановление платёжеспособности юридического лица (к физическим лицам процедура не применяется) путём проведения различных эффективных экономических мероприятий. Таким образом, положительная сторона для потерпевшей стороны заключается в создании условий, при которых им будут возвращены долги ответчика.
Причём они вправе утверждать разработанный управляющим план действий, если он их устраивает, либо отклонить его и дождаться следующего, если часть из пунктов вызывает сомнение. То есть во время внешнего управления на руководящем уровне именно собрание кредиторов является действующим временным органом.
Правда, у такой процедуры могут быть и отрицательные последствия. Учитывая, что срок внешнего управления довольно длительный, времени на взыскание долгов потребует много. И далеко не всегда даже утверждённый кредиторами план управляющего гарантирует финансовое оздоровление компании-должника. Таким образом, спустя 2 года они могут остаться ни с чем и вновь подавать заявку на банкротство юридического лица-ответчика.
Права и обязанности участников
Участниками процедуры банкротства стадии внешнее управление считаются: компания-должник, временный управляющий, кредиторы, государственные учреждения.
Должник вправе принимать решения:
- о ходатайстве к кредиторам о продаже предприятия должника;
- об избрании представителя должника;
- о замещении активов должника;
- о заключении договоренности с третьими лицами для подписания договоров о предоставлении средств для исполнения долговых обязательств.
Временный управляющий осуществляет полное руководство компанией-должником, проводит инвентаризацию, составляет план мероприятий по восстановлению платежеспособности организации, отчитывается о своих действиях перед кредиторами и судебной инстанцией.
Кредиторы вправе:
- принимать непосредственное участие в процедуре банкротства;
- организовывать общие собрания, где обсуждать вопросы о хозяйственной деятельности должника;
- направлять обращение в суд для открытия конкурсного производства;
- формировать требования, которым должен отвечать управляющий;
- одобрять план, представленный управляющим, вносить в него изменения и дополнения.
Государственные учреждения могут иметь требования по оплате налогов, взносов или сборов. Это ИФНС, трудовая инспекция, таможенная служба, ФСС, пенсионный фонд. Эти уполномоченные органы не признаются кредиторами, однако их требования должны удовлетворятся одними из первых.
Как происходит признание банкротом предприятия: основные этапы
Процесс банкротства длителен и проводится поэтапно. Для открытия дела понадобится заявление о признании банкротства от должника, кредиторов или других уполномоченных органов.
Поскольку несостоятельность часто используется руководителями компаний с преступными целями, задача судебных инстанций – выяснить, каков на самом деле финансовый статус компании.
Специальные представители суда тщательно расследуют обстоятельства банкротства и фиксируют все признаки разорения.
После предварительной оценки назначается одна из процедур банкротства:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Процедуры (или этапы) не всегда идут в указанном порядке. Иногда после наблюдения и финансового оздоровления сразу переходят к конкурсному производству или уже на первой стадии стороны заключают мировое соглашение. В таких случаях другие этапы уже не нужны.
Особенности процедуры внешнего управления при банкротстве предприятий
Процедура внешнего управления в российской практике является одной из процедур банкротства, определенной ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве), как «процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности». Внешнее управление вводится арбитражным судом после окончания стадии наблюдения, как правило, на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев. Этот срок при определенных условиях продлевается не более чем на шесть месяцев. Введение внешнего управления, продление или прекращение его срока оформляется определением суда. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. С момента введения внешнего управления должник теряет право распоряжения своим имуществом и устраняется от управления им. С этого момента несостоятельный должник не может совершить ни одного юридического акта, последствия которого распространились бы на его имущество. А управление и распоряжение имуществом несостоятельного должника переходит к особому органу, учреждаемому судом.
С введением внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.
Одна из задач внешнего управления – сохранение имущества должника. Для этого должнику запрещается свободное совершение определенных сделок. Например, должник не может совершать крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность внешнего управляющего. Важным этапом данной процедуры является разработка плана внешнего управления, которую осуществляет внешний управляющий в течение месяца с даты своего утверждения. План внешнего управления является основным документом, на основании которого внешний управляющий осуществляет мероприятия по восстановлению платежеспособности должника и сохранению в оптимальном состоянии его имущества для возможного создания конкурсной массы должника с одновременным ведением хозяйственной деятельности.
Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления реализуется внешним управляющим. По требованию собрания кредиторов внешний управляющий обязан отчитываться перед ним и представлять отчеты о ходе реализации плана. Не санкционированные собранием кредиторов отступления от плана недопустимы; они могут повлечь за собой ходатайство собрания кредиторов об отстранении внешнего управляющего. План внешнего управления может быть признан арбитражным судом недействительным полностью или частично по ходатайству лиц, права и законные интересы которых были нарушены. Внешний управляющий обязан отчитаться перед собранием кредиторов и перед судом о своих действиях и об их результатах. Требования к отчету внешнего управляющего определены Законом о банкротстве (ст. 117–119), и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2003 г. № 299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего».
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:
– об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
– об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов, включенных в реестр требований;
– об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
– о заключении мирового соглашения.
Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. Результаты рассмотрения отчета внешнего управляющего арбитражный суд оформляет судебным актом в виде определения, в случае открытия конкурсного производства судебный акт называется решением. В определении о переходе к расчетам с кредиторами устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шести месяцев с даты вынесения определения. После окончания расчета с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве. Если в установленный срок не произведены расчеты с кредиторами, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Как показывает статистика, платежеспособность предприятий-должников восстанавливается крайне редко. В Иркутской области в 2004 году из восьми предприятий, находящихся в процедуре внешнего управления, ни одно не смогло восстановить свою платежеспособность. Во многих случаях удалось бы избежать банкротства, будь во главе предприятий более ответственные и компетентные руководители. Отсутствует на предприятиях-должниках действенный контроль учредителей (участников) и акционеров за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Видимо, более эффективной должна быть деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов, управляющих государственным имуществом, по предупреждению банкротства.
Процедуры банкротства в Иркутской области за 2003–2005 гг.
Процедуры | 2003 | 2004 | 2005 |
Наблюдение | 95 | 104 | 121 |
Внешнее управление | 4 | 8 | 2 |
Конкурсное производство | 164 | 205 | 370 |
Всего | 263 | 317 | 493 |