Нужно ли оформлять регистрацию прав на собственность
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли оформлять регистрацию прав на собственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того, чтобы осуществить регистрацию права, либо его передачу, нужно подготовить подтверждающие документы о возникновении на то оснований. Если нет такого опыта, то лучше воспользоваться юридическими услугами специалистов практиков по этому вопросу. Этим вы сэкономите время, здоровье и деньги. Походы по различным ведомствам с целью добыть нужную справку, составить правильно запрос – затянутся на длительное время.
Зачем регистрировать право собственности
Многие владельцы недвижимости не спешат оформлять регистрацию прав на собственность, мотивируя такое решение желанием сэкономить средства на уплате налога. Однако, отсутствие записи в ЕГРН приведет к ограничению прав в отношении недвижимого имущества. Так, отсутствие регистрации может привести к таким последствиям:
- владелец не сможет продать, подарить, передать по наследству собственность;
- соседи могут пожаловаться на незаконную постройку, и дом могут снести;
- органы местной власти выпишут штраф;
- на незарегистрированном участке не разрешат ничего строить.
Причины отказа в регистрации прав на собственность
Не всегда регистрация проходит гладко. Если обнаружены неточности, которые можно исправить, регистратор объявляет о приостановке. В случае грубых нарушений в регистрации будет отказано. Причинами для этого могут быть:
- Земельный участок невозможно поставить на кадастровый учет, так как он относится к заповеднику, является историческим памятником, находится в охраняемой зоне и т.д.
- Права собственника на этот объект являются спорными.
- В документах видны следы зачеркиваний, исправлений и т.д.
- В ЕГРН есть отметка об обязательном присутствии собственника при регистрации, а он не явился.
- В Росреестр был подан протест на оформление недвижимости. Это могут сделать соседи при спорных моментах.
- Документы признали фальшивыми.
- Из-за объекта недвижимости в настоящий момент ведется судебное дело.
- Недвижимость находится в залоге.
Принципы государственной регистрации прав на недвижимость
Основной свод правил – база деятельности в регистрации прав, прописан в первой главе ФЗ -№122, и предусмотрен ст.131 ГК РФ.
Наиболее важными из них являются:
- Наличие единственного реестра прав, где используется одна база данных, что упрощает контроль, учет, и позволяет качественно вести техническую документацию.
- Регистрация объектов, долей, прав на недвижимость проводится в обязательном порядке и отражается в реестре. Случаи, когда права возникли до появления и вступления в силу настоящего закона – относятся к исключениям. Подтверждением в такой ситуации становятся документы БТИ, выданные местными органами власти, договоры купли — продажи, заверенные нотариусом. (ст.4 ФЗ)
- Согласно ст.7 ФЗ о регистрации прав на недвижимое имущество, сведения о регистрации хранятся в открытом доступе. Каждый желающий может по мере необходимости, составить запрос, направить его в органы власти для получения нужной справки.
Как использовать материнский капитал, если регистрировал собственность в электронном виде?
Чтобы воспользоваться материнским капиталом, подайте в Пенсионный Фонд заявление о перечислении материнского капитала в счет уплаты ипотечного кредита и пакет документов:
- кредитный договор и копию
- паспорт получателя сертификата и, при наличии, паспорт супруга
- свидетельство о браке (если есть)
- справку из банка о размерах остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом
- в отдельных случаях: СНИЛС, сертификат на материнский капитал, нотариальное обязательство на приобретение жилого помещения для детей.
Как видите, никаких документов, связанных с электронной регистрацией права собственности, не нужно. Выписку из ЕГРН, при необходимости, Пенсионный фонд запрашивает самостоятельно в Росреестре.
Государственная регистрация Таможенного Союза продукции и изделий
Государственная регистрация ТС установлена законодательством ТС с 1 июля 2010 года на виды товаров, которые включены во второй части документа, определяющего список особо опасных (потенциально) продуктов для населения. Такие списки утверждены решением комиссии ТС № 299 от 28 мая 2010 года. В результате государственной регистрации соискатель получает Свидетельство государственной регистрации ТС. Процедура оформления состоит из нескольких шагов:
- Подача заявления соискателем в местный или центральный орган Роспотребнадзора для прохождения продукцией государственной регистрации на соответствие требованиям, которые определены единым документом трех стран Союза.
- Идентификация продукции и определение испытательной лаборатории, где могут быть проведены сертификационные испытания типовых образцов.
- Заключение договора с испытательной лабораторией (имеющей аккредитацию и включенной в единый список лабораторий Союза, имеющих право проведения испытаний) на проведение исследований, предусмотренных планом испытаний для данного вида товаров.
- Проведение испытаний и оформление протокола исследований.
- Проведение экспертизы на соответствие санитарным, гигиеническим, эпидемиологическим и другим требованиям Таможенного Союза.
- Выписка Свидетельства государственной регистрации ТС.
- Внесение информации из Свидетельства государственной регистрации ТС в государственный реестр и присвоение регистрационного номера Свидетельства.
- Дооформление Свидетельства государственной регистрации ТС (внесение номера регистрации и заверка печатью Роспотребнадзора).
- Выдача получателю разрешительного документа о соответствии критериям ТС о санитарной безопасности.
Зачем нужна постоянная регистрация
Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.
Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.
Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.
Без штампа в паспорте, скорее всего, не получится проголосовать на выборах или заключать договоры. Мало кто решится заключать договор с лицом без определенного места жительства или пребывания, поскольку повышаются риски исполнения обязательств перед второй стороной, например банком. Без регистрации сложнее зарегистрировать ИП или юридическое лицо.
Можно ли жить без постоянной прописки
По закону, если место жительства меняется, в течение семи дней нужно прописаться по новому адресу. Но ситуации, когда у человека нет постоянной прописки, возможны. Например, если он продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.
Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.
Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.
Комментарии к ст. 131 ГК РФ
1. Единая федеральная система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним означает, что право собственности и другие вещные права на недвижимость возникают с момента такой регистрации. Государственная регистрация носит правоустанавливающий характер и представляет собой действие, завершающее юридический состав, лежащий в основании возникновения, перехода и прекращения вещных прав на недвижимость.
Ведение учреждениями юстиции общегосударственной регистрации в Едином государственном реестре прав обусловливает тем самым создание единого банка данных по недвижимости и сделок с ней, что позволит в значительной степени избежать допускаемых на практике злоупотреблений.
О круге объектов, относящихся к недвижимости и подлежащих регистрации, их характеристике, специфике правового режима см. коммент. к ст. 130 ГК.
2. Помимо государственной законом может предусматриваться специальная регистрация либо учет отдельных видов имущества, который не носит правоустанавливающего значения. Это — дополнительный контроль за некоторыми видами недвижимости, например за предприятиями с участием иностранных инвесторов.
3. Комментируемая статья предусматривает необходимость принятия специального федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой Закон подписан Президентом РФ 21 июля 1997 г., опубликован в Российской газете от 30 июля 1997 г. Он вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Создание же всей системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется поэтапно субъектами РФ и должно быть завершено к 1 января 2000 года (см. ст. 33 Закона). В Законе определены система учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию, их компетенция, порядок, особенности государственной регистрации отдельных видов прав (сервитуты, ипотека и др.), ответственность регистрирующих органов за вред, причиненный их работниками в результате нарушения правил регистрации.
С момента введения в действие названного Закона потеряют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров с недвижимостью, предусмотренных ст. ст. 550, 560, 574 ГК, которые были установлены действовавшим ранее законодательством (см. ст. 7 Вводного закона к ч. 2 ГК). До этого момента применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним в различных государственных органах в зависимости от вида имущества (см. ст. 8 Вводного закона, ст. 6 Вводного закона к ч. 2 ГК). Аналогичное положение содержится и в п. 14 Указа Президента РФ от 28 февраля 1996 г. N 293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» (СЗ РФ. 1996. N 10. Ст. 880), согласно которому впредь до принятия федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество, а также сделок с ним регистрацию проводят органы, осуществляющие эту деятельность на дату издания Указа.
В настоящее время, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. N 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» (СА РФ. 1993. N 50. Ст. 4868) Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, его территориальные органы на местах регистрируют и оформляют документы о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость. Концепция создания единой системы государственного земельного кадастра на всей территории России заложена и в Федеральной целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра», утв. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 932 (СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 4003).
Органами местного самоуправления, Комитетом муниципального жилья г. Москвы и его филиалами проводится регистрация жилых помещений и сделок с ним. Комитетами по управлению государственным имуществом производится регистрация объектов недвижимости производственного назначения.
Предприятия технической инвентаризации регистрируют недвижимое имущество на основании Инструкции, утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 января 1968 г. N 83. Выдаваемые ими акты по договорам купли-продажи этого имущества свидетельствуют о возникновении, переходе и прекращении права собственности, т.е. носят правоустанавливающий характер. Они могут быть предметом рассмотрения в суде по требованию лица, права и интересы которого этим актом нарушены.
4. В соответствии с комментируемой статьей сведения о государственной регистрации носят открытый характер. Указом Президента РФ от 27 августа 1996 г. N 1270 (СЗ РФ. 1996. N 36. Ст. 4198) был утвержден Порядок представления информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Информация представляется заинтересованным в ее получении гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании их письменного заявления (запроса), в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя.
Как правило, информация выдается по конкретному объекту недвижимого имущества и за соответствующую плату, порядок установления которой определяется Правительством РФ. Обобщенная информация, которой располагает регистрирующий орган в отношении прав отдельного лица или группы лиц на имеющиеся объекты недвижимости, представляется по мотивированному запросу правоохранительного, судебного, налогового или иного указанного в законе органа. Информация названным органам представляется бесплатно.
Представление информации, отнесенной к государственной тайне, определяется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (РГ. 21 сентября. 1993).
После вступления в действие Закона о регистрации недвижимости выдача информации будет осуществляться по правилам ст. ст. 7, 8 названного Закона.
5. Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд отказ или уклонение соответствующего органа от регистрации. Жалоба подается в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд в зависимости от того, кто является субъектом обжалования (гражданин, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).
Суды общей юрисдикции разрешают жалобы в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685); гл. 24.1 ГПК РСФСР; арбитражные суды — по правилам АПК.
Кто осуществляет регистрацию прав на недвижимое имущество
Важную государственную функцию — учет и регистрацию объектов недвижимости выполняют территориальные подразделения Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ).
Служба под наименованием Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии)продолжает в 2021 году дело работавших с 1998 года учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
К числу основных функций службы относятся:
- Ведение системы кадастрового учета недвижимости, земельный и геодезический надзор, контроль за землеустройством, государственная кадастровая оценка.
- Осуществление государственной регистрации сделок с недвижимостью.
- Поддержка пространственно-навигационных данных (государственных навигационных карт), которая перешла по наследству от упраздненного Федерального агентства геодезии и картографии.
- Надзор за некоторыми саморегулируемыми организациями.
Регистрационный учёт по месту жительства
- Интересует вопрос о том, что такое регистрационный учёт?
- Сейчас попробуем разобраться во всём поподробнее и узнать основные особенности, которые присущи такому процессу.
- Зачем нужен регистрационный учёт по месту жительства
- Регистрационный учёт чаще всего устанавливается для того, чтобы каждый человек мог обеспечить себя такими условиями, как получение некоторых прав и свобод, которые полагаются каждому гражданину.
Что такое место жительства? Это то место, где человек находится основную часть своей жизни и проживает там. Это может быть собственная квартира, дом, другая собственность.
По закону каждый гражданин Российской Федерации просто обязан зарегистрироваться там, где он проживает. При регистрации каждому потребуются некоторые документы, которые необходимы для данной процедуры.
Вот список некоторых документов, которые вам пригодятся:
- Документ, который удостоверяет вас, как личность. Также так вы себя подтверждаете в роли получателя услуг.
- Также понадобится документ, который расскажет об определённых основаниях для вселения вас в то или иное помещение.
Расставляя все по местам
«Регистрация» ─ слово, известное каждому. Современный человек встречается с ним повсюду. В аэропорту у стойки для регистрации пассажиров. Во время выборов, проведение которых невозможно без регистрации кандидатов и избирателей. Регистрируясь по месту жительства, регистрация, как известно, заменила прописку.
«Регистрация» кажется словом очень современным, хотя пришло из древней латыни, где означало записывать что-либо или создавать списки. По-другому ─ реестры. Поэтому регистрация в большинстве случаев ─ не просто составление неких перечней с целью учета и систематизации, а процесс, обладающий свойством придавать этим спискам определенный юридический статус.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним ─ юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация ─ единственное доказательство существования зарегистрированного права. Если право на недвижимое имущество зарегистрировано, оспорить его можно только в судебном порядке.
Процедура государственной регистрации
Все этапы государственной регистрации объектов недвижимости в собственность строго регламентированы действующим законодательством.
Согласно ГК РФ и ФЗ №122, право собственности на квартиру или любой другой объект недвижимого имущества возникает у нового собственника (покупателя, наследника, одаряемого и т.д.) только после сбора всех необходимых документов, которые подтверждают основания на переход права собственности, и их предоставления государственному регистрирующему органу, который вносит соответствующую запись в ЕГРП.
Федеральным законом «О государственной регистрации» утвержден точный порядок проведения данной процедуры. Она, согласно нормам закона, состоит из следующих этапов:
- сбор пакета необходимых документов;
- прием уполномоченным органом документов на регистрацию права собственности на квартиру (включая квитанцию об уплате государственной пошлины), и их регистрация;
- проведение анализа законности совершаемой сделки и проведение комплексной правовой экспертизы предоставленных документов;
- проверка отсутствия противоречий между уже зарегистрированными правами и заявленными, а также выявление иных оснований, которые могут стать причиной отказа в регистрации прав собственности на данный объект недвижимости;
- внесение соответствующей записи в госреестр (при отсутствии правовых оснований для отказа в регистрации);
- совершение на правоустанавливающих документах соответствующих надписей, подтверждающих завершение процедуры регистрации;
- выдача собственнику квартиры соответствующего удостоверения о госрегистрации права собственности на объект недвижимости.
Где регистрируется товарный знак
Регистрацией товарных знаков занимается государственный орган «Роспатент».
Компания, которая защитила свой бренд, получает свидетельство и попадает в открытую базу ФИПС (Федерального института промышленной собственности). Это подтверждает, что конкуренты не смогут использовать такую же или похожую символику для привлечения клиентов.
Товарные знаки регистрируют в определенных классах МКТУ. Это гарантирует, что конкуренты даже из других городов и регионов не смогут использовать такие же или похожие элементы брендинга. Если компания работает в другой сфере — защита не работает.
Это значит, что два зоомагазина не могут иметь название «Белочка», но кондитерская фабрика спокойно зарегистрирует это же название для конфет.
Что делает Рocpeecтp и для чего он нужен?
Полное наименование Росреестра – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Из этого длинного названия понятно, что данный орган государственной власти занимается учетом всех объектов недвижимости на территории Российской Федерации. Чаще всего рядовые граждане в Росреестр обращаются для регистрации сделок с недвижимостью и постановки ее на учет. Однако только этим деятельность службы не ограничивается, в список функций и задач также входят:
- формирование Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН);
- работа с запросами населения на предоставление сведений о зарегистрированных объектах и их собственниках;
- ведение Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРПН);
- контроль землеустройства;
- мониторинг земельных участков;
- организация государственной кадастровой оценки земельных участков;
- создание и ведение топографических карт и различных планов;
- экспертиза документов, которые предоставляются физическими и юридическими лицами;
- лицензирование деятельности, касающейся недвижимого имущества (геодезической, картографической и т.д.);
- ведение Единого государственного реестра саморегулируемых организаций (ГРСО);
- ведение и обновление сведений в архивах и электронных базах данных.