Ответственность учащихся за нарушение правил поведения в школе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность учащихся за нарушение правил поведения в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Образование в России, в том числе и учебная дисциплина учеников, регламентируется законом № 273-ФЗ. В соответствии с ним педагог не может препятствовать ребенку в реализации его права на образование, то есть выгонять нарушителя дисциплины с урока или требовать его отчисления из школы, если ребенку еще нет 15 лет.
Ученик нарушает дисциплину: причины
Очень часто главной причиной нарушения дисциплины является то, что ученик не в курсе, что точно от него требуется. Обязанности ученика описаны все в том же законе об образовании и школьном уставе. Однако не только учащиеся, но и их родители читают такие документы нечасто. Чтобы на уроке дети вели себя дисциплинированно, стоит сформулировать от 4 до 5 правил поведения, повесить их на видном месте и последовательно добиваться выполнения.
Примерный набор правил может выглядеть так:
- Слушайте учителя и выполняйте его указания.
- Прежде чем встать или заговорить, поднимите руку.
- Будьте вежливы с учителем и одноклассниками.
Требования к одежде школьников
Школьная одежда должна быть эстетичной и удобной. Форма не должна выражать признаков различия между детьми или вызывать у ребенка дискомфорт при ношении.
Органы образовательного учреждения вместе с родительским комитетом определяют:
- вид парадной, спортивной и повседневной одежды обучающихся;
- цвет и фасон школьной формы.
Стиль формы должен быть деловым. Важно, чтобы вещи соответствовали гигиеническим требованиям и погодным условиям.
Школьная одежда может иметь следующие отличительные признаки:
- знак образовательной организации,
- номер класса ученика,
- эмблему, значок или нашивку,
- галстук.
Порядок применения наказаний в школе
Наказание (мера дисциплинарного взыскания) оформляется письменно (издаётся приказ директора). Т.е., когда учитель говорит не бегать по школе – это ещё не замечание. С ученика в обязательном порядке требуют письменное объяснение. Другое дело, что тот факт, напишет ребёнок это объяснение или откажется его писать, на самой мере дисциплинарного взыскания не сказывается.
У наказаний есть свой срок давности. Если после нарушения Устава или Правил внутреннего распорядка прошло более 6 месяцев (правда в этот период учитывается только время, когда ученик присутствовал в школе), то ученика наказать не могут.
Отчисляют только за неоднократное нарушение дисциплины. Т.е. сначала должны быть замечания и выговоры. Причем, если прошёл один год с замечания или выговора, и новых мер дисциплинарной ответственности к ученику не применялось, то считается, что он не имеет мер дисциплинарного взыскания. Нужно снова «копить» нарушения. Отчислить могут только учащихся старше 15 лет с неоднократными замечаниями и выговорами.
Найти подход к ученику и его родителям
Специалисты отмечают: любое неадекватное поведение — это крик ребенка о помощи, желание привлечь к себе внимание. «Ни один человек не рождается правонарушителем, преступником. Если поведение школьника выходит за границы того, что мы привыкли считать адекватным, надо разбираться с причинами, а их, как правило, всего две: или здоровье, или отношения в семье. И то, и другое можно корректировать. И чем раньше этим заняться, тем меньше будет возможностей для развития деструктивного поведения», — уверена педагог.
К сожалению, не каждый учитель будет искать подход к сложным детям. Сказывается и нагрузка, которая лежит на преподавателях, и какие-то другие причины, нежелание или неопытность — ведь часто в начальной школе и среднем звене работают только что окончившие вуз или педколледж учителя, которые просто пока не умеют работать с такими детьми.
Родители трудного ребенка — еще одна сложность: далеко не всегда они сами отличаются адекватностью. И речь даже не идет о неблагополучных или, по законодательной терминологии, социально опасных семьях: работа с учениками из таких семей регламентирована несколькими документами, начиная от Семейного кодекса и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заканчивая методическими рекомендациями Минобра.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Административная ответственность наступает за правонарушения, которые не подлежат уголовной ответственности.
Согласно ст.2.3. Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
Административный кодекс определяет перечень таких нарушений:
— мелкое хищение,
— нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения,
— управление транспортными средствами лицами, не имеющими на это права,
— мелкое хулиганство,
— распитие пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотических средств,
— появление в общественных местах в состоянии опьянения,
— злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работников милиции и т.д.
Однако если ты распиваешь спиртные напитки или появляешься в состоянии опьянения в общественном месте, и при этом тебе нет 16 лет, административную ответственность будут нести твои родители. При этом не имеет значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения: употребление вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ. Лица, предлагающие тебе спиртные напитки или иные одурманивающие вещества, также подлежат административной ответственности.
Твои родители также будут нести ответственность, если ненадлежащим образом воспитывают тебя.
ИНЫЕ МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
Кроме перечисленных есть и иные меры, применяемые к несовершеннолетним:
если несовершеннолетний в возрасте 11 лет и старше совершил уголовно наказуемое деяние, но еще не достиг возраста уголовной ответственности, либо осужден за совершение преступления средней тяжести и освобожден судом от наказания, он может быть помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Ещё одной мерой, применяемой к несовершеннолетним, является исключение из образовательного учреждения (школы, училища и т.д.). В соответствии с действующим законодательством исключить несовершеннолетнего из образовательного учреждения возможно за совершение противоправных действий и за грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Поведение на занятиях
- Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере).
- Каждый учитель определяет правила поведения учащихся на своих занятиях; эти правила не должны ущемлять достоинство ученика.
- Во время, урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами, так как этим нарушаются права других на получение необходимых знаний.
- На уроке учащиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относиться к нему надо бережно и аккуратно.
- Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.
- Ученик вправе отстаивать свой взгляд и свои убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме.
Кто ответит за травмы школьника?
Адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, партнер BGP Litigation, президент фонда «Юристы помогают детям»
За причиненный ребенку вред к ответственности привлекут школу, а в некоторых случаях – провинившегося ученика или его родителей. На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?
Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:
- на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
- на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
- в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
- во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
- дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
- после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
- школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.
Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.
Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.
- Если ребенок не является учеником этой школы, т. е. между ею и его родителями не был заключен Договор на оказание образовательных услуг. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников (ст. 32 Закона об образовании).
- Если ученик получил травму на территории школы, но фактически находился в этот момент под надзором родителя. Например, когда до начала уроков и до момента передачи ребенка тренеру из-за недосмотра родителя он упал с лестницы.
- Когда ребенок находился под надзором школы, но вред ему был причинен не по ее вине. Так, к ответственности наряду со школой могут быть привлечены родители ребенка – причинителя вреда. Но для этого должен быть установлен факт ненадлежащего воспитания, иначе ответственность в полном объеме будет возложена на школу за неосуществление должного контроля за поведением и здоровьем обучающихся. Школа имеет право предъявить к родителям ученика, причинившего вред другому ребенку, регрессный Иск. То есть школа вправе потребовать компенсировать ущерб, который был взыскан с нее родителями пострадавшего ребенка. Это возможно, если будет доказано, что родители причинителя вреда безответственно относились к его воспитанию, не осуществляли должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к ним внимания), не выполняли родительские обязанности, которые на них возложены ст. 63 Семейного кодекса.
- В случае достижения ребенком 14 лет он самостоятельно несет ответственность за причиненный вред (п. 1, 2 ст. 1074 ГК РФ). Когда у несовершеннолетнего нет доходов и имущества, достаточных для возмещения вреда, он должен быть возмещен его родителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или родителей провинившегося ребенка.
Общие правила поведения
- Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий; чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место с предупреждением на урок и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
- Ученик обязан выполнять домашнее задание в сроки, установленные школьной программой.
- По первому требованию учителя следует предъявлять дневник.
- Ежедневно вести запись домашнего задания в дневнике.
- Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, письменные принадлежности.
- Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.
- Курение на территории школы запрещено.
- Не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
- Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
- Учащиеся школы должны уважать достоинство учителей и работников школы.
- Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимым формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение.
- Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.
- Все учащиеся принимают участия в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.
- Учащимся следует уважать право собственности. Книги, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
- К учащимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до уголовного наказания.
- Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается сдать их дежурному администратору или учителю.
- Нельзя без разрешения педагогов или администрации уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив записку от учителя или администрации дежурному охраннику.
- В случае пропуска занятий, учащийся должен предъявить классному руководителю справку от врача о причине отсутствия на занятиях.
Как правильно вести себя школьнику: общие правила поведения в школе
Правила поведения в школе:
- придерживаться основных ценностей и уставов школы
- быть вежливыми, к старшим обращаться на «Вы»
- приветствовать учителей и посетителей
- быть организованными и дисциплинированными в любое время
- быть пунктуальными в школе, на уроке и во всех школьных мероприятиях
- уважать собственность школы
- уважать права собственности других
- носить полную школьную форму
- уважать в учителе человека
- нести ответственность за свои нарушения
- уступать дорогу взрослым, но младших учеников, как и мальчикам девочек, пропускать вперед
- вовремя проходить все медицинские осмотры
- достойно и уважительно относится не только к окружающим, но и к себе самому!
Правила поведения в школе во время перемены: инструктаж безопасности в туалете, столовой
Правила поведения в школе на перемене:
- Уважайте друг друга. Избегайте столкновений или причинения вреда другим
- Не забывайте, что вы ни одни в школе — уступите дорогу взрослым и младшим себя, пропустите у двери!
- Грубые контактные виды спорта и игры не допускаются. Также табу на физическое выяснение вопроса
- Ругань и крики не разрешены даже во время перемены на территории школы. Это неуважение в первую очередь к себе!
- Немедленно сообщите обо всех несчастных случаях учителю!
- Не бросайте камни, грязь или что-либо, что может причинить вред другим
- Всегда следуйте правилам игрового оборудования
- Не спрыгивайте с лестницы или других поверхностей
- Нельзя залезать на чердак или в любые закрытые помещения
- Запрещено открывать пожарные вентили или играться пожарным оборудованием
- Нельзя открывать окна, сидеть на подоконниках, кататься на перилах
- Трогать лампы и электроприборы, разбирать замки
Для начала давайте определимся, что такое «поведение» и каким оно должно быть в школе.
Поведение – совокупность поступков, действий, способов общения, принятых в той или иной сфере взаимодействия, совершаемых согласно убеждениям, взглядам, полученному воспитанию.
- безопасности самого ребенка и остальных учащихся;
- плодотворному учебному процессу.В школе практически в каждом классе (особенно в начальных) висит памятка поведения детей в школе, которая определяет правила поведения и с которой знакомят всех ребят.Обычно такая памятка состоит из 3 частей:- поведение ребенка на уроках;- поведение на переменах;- поведение на территории школы.Большое количество вводных вступительных занятий у первоклассников посвящены теме «Правила поведения детей в школе», в классе учитель развешивает рисунки детей о правилах поведения в школе.
Когда мы говорим о «плохом поведении», это значит, что оно идет вразрез с установленными правилами, порядком из-за разницы во взглядах, недостатка воспитания.
Правила этикета в школе. Топ-20 общих правил
Современные школьники, к сожалению, склонны игнорировать правила этикета. Учителя считают детей балованными, невоспитанными, а родителей часто вызывают в школу. При этом детям в начальной школе не всегда объясняют эти правила этикета, считая это само собой разумеющимся фактом. А главное – никто не объяснит почему нужно вести себя так, а не иначе.
Каждый из нас должен познать правила этикета. Научиться всему: вести себя в обществе, дома, правильно общаться, кушать и одеваться. Часто так бывает, что все это мы приобретаем уже к зрелому возрасту. Мы сталкиваемся с проблемами незнания, и это плохо влияет на нашу жизнь, ведет к переживаниям, смущениям, чувству неуверенности. Было бы правильно осваивать правила этикета с детства, со школьного возраста. Поэтому очень важно правильно донести до ребенка те прописные истины, которые мы – взрослые считаем нормами правильного, здорового поведения и правилами этикета.
Доклад на тему:«Правила поведения детей в школе и работа над ними впервые дни».
специалист в области арт-терапии
Выступление на конференции «Первые дни ребенка в школе»
на тему: «Правила поведения детей в школе и работа над ними
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, усвоению школьных норм поведения». Со школьной скамьи нам знакомы правила поведения в школе. А как же формировать у детей правила поведения первые дни? На этот вопрос ответить мне помогла практика первые дни ребенка в школе.
От того, как будет введен ребенок в свои первые серьезные обязанности, как пойдет освоение всего строя школьной жизни, во многом зависит дальнейшее обучение и определяемое им формирование личности и интеллектуальных способностей ребенка.
Наблюдая за поведение первоклассников первые дни в школе, я сделала вывод: Что это самые трудные дни для учителя. Каждый день после практики, я в своем дневнике записывала и анализировала понравившиеся эпизоды с практики. Хочу познакомить вас с некоторыми эпизодами.
Первый день. Что будет делать, учительница с только что пришедшими в школу ребятами, задавала я себе вопрос?
После того как закончилась торжественная линейка, мы отправились с учениками в класс. Цветы поставлены в вазы. В классе чисто и немножко торжественно. Дети рассаживаются за столы.
Учительница учила детей правильно располагать на столах учебные принадлежности. Проверяла, что дети принесли с собой. Затем показывала, как надо вставать из-за стола и садиться, чтобы не нарушать тишины. Наступил момент знакомства с учениками. Почти шепотом, но очень отчетливо, так, чтобы слышно было всему классу, учительница называла по алфавиту фамилии и имена учеников. Я внимательно наблюдала, как учительница смотрела на каждого из них, одобряла взглядом, улыбалась и говорила «Садитесь, пожалуйста!»
Первый вывод:
Очень важно сразу же, с первого урока, установить доброжелательно-внимательное отношение с каждым учеником. Для того чтобы во время этой довольно утомительной процедуры дети тоже знакомились друг с другом, Рахмат Юнусовна предупреждала их о необходимости внимательно слушать и запоминать, как зовут каждого из них. И хотя некоторые ребята уже знакомы или по совместному пребыванию в детском саду, или по месту жительства, они внимательно слушали фамилии и имена друг друга, поворачивая головы в сторону каждого встающего.
Второй вывод:
В классе тихо. Я заметила впоследствии, что тишина и рабочая обстановка в классе во многом зависят от того, как учительница начинала урок. Если учительница начинала урок с такого почти шепота, то и дети говорили негромко и старались не нарушать тишины. Очень важно своим собственным поведением внушить детям необходимость соблюдать тишину в классе, создавать рабочую обстановку.
На втором уроке дети выходили к доске и рассказывали детские стихотворения.
Некоторые дети, выступая, обращались только к учительнице. Они старались повернуться к ней лицом и произносили стихотворение тихо, невнятно. Учительница учила детей обращаться к классу, говорить громко и отчетливо. Вывод третий: У только пришедших в школу детей имеется тенденция к непосредственному общению с учителем — необходимо с самого начала научить их обращаться к классу. Конечно, каждого прочитавшего стихотворение необходимо похвалить. После похвалы они, полные собственного достоинства, отправлялись на свое место подчеркнуто «по правилам» и тихо садились.
Вернемся, однако, к первому дню в школе.
Особое мероприятие — перемена. В первые дни, когда связи друг с другом еще не налажены, дети на перемене бежали к учительнице. Они окружали ее стайкой, стараясь занять место поближе, взять ее за руку, притронуться к ней, обратить на себя внимание. Было заметно, им еще необходимо непосредственное общение с учителем, необходимо ее внимание, поощрение, ласковый взгляд.
На уроке письма дети учились, как надо отсчитывать вверху и внизу тетради пять клеточек, как поставить точку, как приложить линейку, как держать карандаш, как провести тонкую линию от одной точки до другой. Дело это для первоклассников довольно трудное. Один из них неправильно посчитал. Сколько было слез! Я подумала, как же поступит учительница? А если в моей практике будет такой случай, как быть? Рассердиться, сделать замечание или, наоборот, утешить, приласкать? И то и другое неправильно. Учительница подчеркнула ошибку, но вместе с тем обнадежила ученика, сказав, что на следующей странице он будет внимателен и сделает все правильно.
Я заметила, что первоклассники, чрезвычайно чувствительны к выполнению всех правил. Они в некотором смысле формалисты, стараются сами неукоснительно соблюдать правила и требуют этого от своих товарищей. Приходилось наблюдать, как дети указывают учительнице на несоблюдение правил соседом по парте: «Он неправильно поднял руку!»; «Он неправильно держит карандаш!»; «Он не туда положил тетрадь!» Этими замечаниями они не столько хотели «донести» на товарища, сколько хотели подчеркнуть, что они эти правила знают. Но, учительница не оставила это без внимания и ответила: «Он тоже знает, как надо поднимать, руку, только забыл правильно это сделать. В следующий раз он поднимет руку правильно». Вывод следующий: Это объясняет, что конечно, можно сделать замечание и тому ученику, который нарушает правило, и тому, который сообщает об этом учителю, но делать этого не следует, поскольку подобные замечания могут обострить отношения обоих ребят. Надо поступить так, чтобы не нарушить между ними товарищеских отношений и не огорчить нечаянного нарушителя: Вообще, требования должны быть неукоснительными, но выражать их следует в уважительной и доброжелательной форме. Это особенно важно первые дни пребывания в школе, когда правила только осваиваются. Во время обучения дисциплина и порядок имеют большое значение для наиболее эффективного усвоения новых знаний. Поэтому очень важно, чтобы правила поведения в школе соблюдались всеми без исключения.
Правила поведения учеников в школе
Школьный период – одна из принципиальных стадий взросления ребенка. Кроме получения знаний по общеобразовательным дисциплинам, в стенах школы ребенок учится общаться с другими людьми, осознает свою роль в жизни, познает себя. Здесь он делает первые шаги в общении с противоположным полом, проявляет свои лидерские качества.
Между тем школа – это еще и определенные, достаточно строгие, рамки поведения взрослеющего человека. Школа позволяет детям изучать регламент общепринятого поведения, учит такту, прилежности и помогает родителям в воспитании. Чтобы малыш не был белой вороной и понимал, как ему следует себя вести в новых ситуациях, нужно доступно и подробно рассказать ему о том, с чем ему предстоит столкнуться в школе и как ему следует себя в ней вести.
Правила поведения на лестнице
Лестница – это место повышенной опасности в школе, соблюдение правил поведения позволит избежать толкучки.
-
Вперед по лестнице мужчина пропускает женщину. Если спускаетесь вниз, то вперед проходит мужчина, за ним идет женщина.
-
Место около опор нужно уступать людям более старшего возраста, младшеклассникам, женщинам.
-
Обгоняют по лестнице с левой стороны.
-
Если человек несет тяжелые вещи, нужно его пропустить, задержавшись на лестничной площадке.
-
Если навстречу идет учитель, директор, то пропустите его, поздоровавшись.
-
Когда вам уступают дорогу, не забудьте поблагодарить.
Правила поведения в раздевалке
В раздевалке нужно соблюдать особые правила.
-
Переобувайте сменную обувь в раздевалке.
-
Одежда должна быть с петелькой. Перчатки, шапка, шарф убираются в рукав верхней одежды или в отдельный пакет.
-
Мешок с обувью убирается на отдельную полочку.
-
Не оставляйте в раздевалке ценные вещи, деньги.
-
Не роняйте чужие вещи. Если увидели, что вещи упали, поднимите их.
-
Не играйте, не бегайте в раздевалке.
-
Не берите чужие вещи.