Отличия дознания от предварительного следствия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличия дознания от предварительного следствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Окончание предварительного расследования

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).

О группе дознавателей…

Если расследуемое уголовное дело характеризуется повышенной сложностью или большим объемом, начальник отдела дознания может вынести отдельное постановление об осуществлении дознания группой дознавателей или указать это в постановлении о возбуждении уголовного дела.

В постановлении одновременно должен быть приведен поименный список уполномоченных начальником отдела дознания на производство дознания по делу лиц, указано, кому из дознавателей поручается руководство группой.

В состав группы дознавателей могут входить также сопровождающие расследование оперативники. Порядок расследования группой дознавателей закреплен в ст. 223.2 УПК РФ. Руководитель группы дознавателей должен организовать работу группы, руководить деятельностью членов группы, составить обвинительный акт.

Ради чего все затевается, что выигрывает обвиняемый, который идет на сделку? Судебное производство по делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, осуществляется в особом порядке с назначением наказания, не превышающего одну вторую максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Каждый случай нужно рассматривать в отдельности, зачастую «овчинка выделки не стоит».

Гарантией обеспечения прав участников уголовного процесса при производстве дознания в сокращенной форме является возможность перехода в обычный порядок в любой момент производства по делу вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Производство органом дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно

Закон предусматривает для должного обеспечения назначения уголовного судопроизводства и своевременности принятия процессуальных решений производство органом дознания неотложных следственных действий (ст. 157 УПК РФ).

При производстве такого дознания орган дознания возбуждает уголовное дело по правилам ст. 146 УПК РФ, проводит неотложные следственные действия и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела направляет его руководителю следственного органа по правилам ст. 149 УПК РФ.

Производство неотложных следственных действий органом дознания по уголовному делу уже не именую термином «дознание», хотя именно она является его классическим образом.

Производство неотложных следственных действий является факультативным этапом расследования, так как: во-первых, имеет место не по всем уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; во-вторых, включается в срок предварительного следствия.

Перечень неотложных следственных действий при производстве по делам, по которым предварительное следствие обязательно, не определен. Следовательно, дознаватель вправе произвести любое следственное действие, если оно является неотложным, несвоевременность проведения которого приведет к утере доказательств либо информации, имеющей значение для уголовного дела; усложнению процедуру восстановления нарушенных прав потерпевшего, но до момента сбора достаточных доказательств для предъявления лицу обвинения.

Органам дознания рекомендуется уведомлять руководителя следственного органа об обнаружении подследственного следователю преступления не только в момент направления ему уголовного дела, но и сразу после установления подследственности такового.

После передачи дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по письменному поручению следователя, которое оформлено со ссылкой на ст. 38 УПК.

Каких-либо ограничений по поводу перечня оперативно-розыскных мер, которые принимает орган дознания по переданному следователю уголовному делу, законодатель не предусмотрел. Поэтому следователю не рекомендуется предписывать или запрещать органу дознания применение тех или иных оперативнорозыскных мер.

Орган дознания не вправе производить те следственные и иные процессуальные действия, которые относятся к исключительной компетенции следователя либо последующим этапам расследования: вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение ходатайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с оконченными материалами дела; прекращение уголовного дела, приостановление уголовного дела и др.

Несмотря на то, что закон говорит лишь о производстве неотложных следственных действий, это не исключает возможность органом дознания осуществлять иные процессуальные действия, применять меры принуждения, осуществлять действия непроцессуального характера.

Процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, не относящиеся к категории следственных: истребование и принятие представленных предметов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и др.

Неотложные меры процессуального принуждения: задержание подозреваемого (ст. 91, 92 УПК РФ), избрание мер пресечения (ст. 100 УПК РФ), наложение ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ), получение обязательства о явке (ст. 112 УПК РФ), осуществление привода (ст. 113 УПК РФ).

Действия непроцессуального характера (административные и оперативно-розыскные), например: доставление задержанного, охрана места происшествия, опрос граждан, наблюдение, проверочная закупка, оперативный эксперимент и т.д.

Орган дознания проводит процессуальные действия в пределах своей юридической компетенции, т. е. по установленному законом кругу преступлений (ч. 2 ст. 157 УПК РФ), который определяется правилами подследственности уголовных дел. При этом следует иметь в виду, что в неотложной ситуации на начальном этапе расследования подследственность устанавливается лишь предварительно, с известной долей вероятности. Окончательно подследственность дела определит прокурор после завершения начального этапа расследования.

В ч. 2 ст. 41 УПК РФ установлен запрет на возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Однако он касается лишь тех сотрудников органа дознания (дознавателей), на которых возложены обязанности по производству всего предварительного расследования в порядке, установленном главой 32 УПК (дознания) и не распространяется на сотрудников органов дознания (иных должностных) при проведении неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Деятельность органа дознания по выполнению неотложных следственных действий должна быть завершена не позднее 10 суток с момента возбуждения дела путем передачи его прокурору. Если неотложные следственные действия будут выполнены за меньшее время или прокурор передаст дело следователю (п. 8, 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), то данная деятельность органа дознания заканчивается и до истечения 10-суточного срока. Этот срок не подлежит продлению.

После направления дела прокурору орган дознания вправе производить по нему следственные и оперативно-розыскные мероприятия только по письменному поручению следователя. На органе дознания продолжает лежать обязанность установить лицо, совершившее преступление, о результатах выполнения которой он уведомляет следователя (ч. 4 ст. 157). При этом оперативные подразделения органов дознания обладают самостоятельностью в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий, согласно оперативно-розыскному законодательству.

Чем отличается следствие от дознания

Предварительное следствие и дознание — это следственные органы, которые проводят досудебное расследование в разном порядке и с разными полномочиями.

Органы дознания и предварительного следствия в процессе производства расследования решают общие задачи, подчиняются единым нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также единые последствия их работы (информация – материалы по делу рассматриваются в суде). При этом необходимо учесть, что данные органы являются самостоятельными органами расследования, орган предварительного расследования занимает более значимую роль. Любое уголовное дело может быть раскрыто в процессе предварительного расследования.

Органы дознания и предварительного расследования отличаются по следующим критериям:

  1. По уполномоченным органам. Предварительное расследование могут проводить (ст. 125 УПК РФ): следователи органов ФСБ; следователи органов внутренних дел; следователи федеральных органов налоговой полиции; следователи прокуратуры, следователи военной прокуратуры. Процесс дознания могут производить (ст. 117 УПК РФ): милиция; главнокомандующие или ими назначенные должностные лица воинских частей — по всем преступлениям, совершенных военнослужащими и др. подчиненными; органы ФСБ — по делам, которые отнесены законом к их полномочиям; главные должностные лица, следственных изоляторов и исправительных учреждений — по преступлениям, совершенных внутри учреждения сотрудниками; государственные органы государственного МЧС — по делам о нарушении противопожарных правил, о пожарах в целом; пограничная служба РФ и ее органы — по нарушениям пересечения режима государственной Федеральной границы и др. нарушений в зоне таможенного поста; капитаны кораблей или их помощники, находящихся в дальнем плавании, также управляющие лица зимовок в отсутствии транспортных связей с зимовкой; налоговая полиция — по нарушениям норм и правил налогообложения РФ; органы таможни — по делам о преступлениях, предусмотренных УПК.
  2. По срокам производства следствия. В случае, если предварительное следствие необходимо, процесс дознания со дня возбуждения уголовного дела должен быть закрыт в срок до 10 суток. Продлить этот срок нельзя. Тогда, когда предварительное следствие не обязательно, дознаватель должен закончить процесс дознания в течение 30 дней, в ряде обстоятельств возникает необходимость продлить срок дознания. Прокурор или вышестоящий орган может продлить срок ведения процесса дознания еще на 30 дней, но не более.
Читайте также:  Региональный материнский капитал в 2023 году

В чем разница между дознанием и следствием?

Осуществление процедур данного типа предполагает следование определенным процессуальным принципам и требованиям уголовно-процессуального законодательства.

Стоит отметить, что процедуры во многом подобны, поскольку данные процессы осуществляются в рамках общих многоступенчатых процессуальных операций.

Подобие следствия и дознания заключается еще и в том, что они представляют собой различные виды одной и той же стадии или предварительного расследования. Тем не менее, существует и большое количество различий, которые необходимо указать для разграничения этих понятий.

Основным аспектом является то, что сами специалисты, которые осуществляют соответствующую операцию, различны. Предварительное следствие реализует исключительно следователь, то есть специально назначенное на этот пост должностное лицо.

Именно данная сфера деятельности является для них основной и единственной в рамках их работы. Если говорить о дознании, то оно осуществляется предписанными законодательством органами и входящими в них сотрудниками.

В рамках дознания, это только один из видов работы, которые выполняют соответствующие специалисты. Данная сфера деятельности тесно связывается с общим поддержанием порядка в различных областях социальной жизни.

При реализации непосредственного расследования правонарушений, представители органов предварительного следствия реализуют как следственные, так и прочие процессуальные операции, которые необходимы для получения данных.

Если говорить об органах дознания, то в рамках этой деятельности сочетается не только следственная, но и прочие процессуальные операции, реализуемые при поддержке соответствующей техники, научно-технических приспособлений и путем личного сыска.

Стоит отметить, что оба действия эффективно дополняются, результатом чего является своевременное и эффективное раскрытие преступлений, выявление совершивших их лиц, поиск и поимка преступников.

Несмотря на множество подобных черт, как дознание, так и предварительное следствие имеют существенные различия по органам, которые реализуют соответствующие действия.

Они даже входят в различные ведомственные системы. Так органы дознания ввиду особенности структуры правоохранительной системы, а также поддержания характерного набора требуемых операций, существует намного больше, чем собственно органов следствия.

Также процедуры обоих типов указанной деятельности существенно отличаются в соответствии с последовательностью уголовных дел.

Органы дознания обслуживают гораздо большее количество операций, связанных с преступлениями малой и средней тяжести.

Наиболее часто дознавательным органам отделений приходится иметь дело с преступлениями в области социального взаимодействия граждан, а также охраны порядка. Данное виды преступлений классифицируются как намного менее опасные и сложные.

Отличия дознания от предварительного следствия

Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства. Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства. Являясь видами одной стадии процесса – стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков.

  • 1. Предварительное следствие проводится следователями, т.е. специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания – только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.
  • 2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с ОРМ, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.
  • 3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства.
  • 4. Дознание и предварительное следствие различаются по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.
  • 5. Дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела.

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по ходатайству могут знакомиться с материалами законченного расследования полностью или частично, за исключением документов, указанных в ч. 2 ст. 317.4 УПК, выписывать необходимые сведения и заявлять различного рода ходатайства (ст. 216-218 УПК). По окончании дознания, которым исчерпывается расследование по делу, такими правами наделяются только потерпевший или его представитель по его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК). По сравнению с предварительным следствием дознание упрощено тем, что с материалами оконченного расследования знакомятся только обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель по его ходатайству.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). Органы дознания не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими полномочиями.

Вопрос 4. Понятие, порядок и сроки дознания. Отличие дознания от неотложных следственных действий.

Являясь процессуальной деятельностью, дознание осуществляется только по возбужденному уголовному делу и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.

Дознание как форма предварительного расследования представляет собой:

1. осуществление расследования в полном объеме в случаях, предусмотренных законом (глава 32 УПК РФ). Данное расследование производят дознаватели (п. 7 ст. 5 УПК РФ), полномочия которых изложены в ст. 41 УПК РФ.

Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21, 22, 24-29 УПК РФ с изъятиями, установленными главой 32 УПК РФ. Эти изъятия касаются процессуальной формы расследования, которая значительно упрощена по сравнению с предварительным следствием. Для дознания установлены более короткие сроки, чем для предварительного следствия. Вместе с тем, следственные действия проводятся по единым для дознания и предварительного следствия правилам.

Дознание и предварительное следствие: общие черты и различия

Дознание – это форма расследования преимущественно преступлений небольшой либо средней тяжести. По результатам проверки составляется обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором.

Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение.

Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.

Существует два вида предварительного расследования:

  • Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
  • Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.

Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.

Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:

  • осматривать место преступления;
  • проводить следственный эксперимент;
  • обыск (с разрешения прокурора);
  • производить изъятие улик;
  • запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
  • проводить допросы и очные ставки;
  • предъявлять опознания личности;
  • назначать судебную экспертизу.

Субъектное разделение проведения розыска и субъектное разграничение имеет значение в процессе предварительного расследования. Следователи не занимаются оперативно-розыскной деятельностью, они уполномочены давать указания и инструкции органам дознании по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Предварительное расследование должно гарантировать соблюдение законных прав и интересов в досудебной стадии. Предварительное следствие обязательно по всем сложным делам, особенно, по преступлениям совершенным должностными лицами.

Предварительное следствие длится два месяца, по окончанию выносится обвинительное заключение.

Отличительные особенности дознания от предварительного следствия

Уголовно-процессуальный закон предусматривает две формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие (ч.1 ст. 150 УПК РФ).

Предварительное следствие – это основная форма предварительного расследования, осуществляемая по большинству уголовных дел следователем (или следственной группой) в пределах установленных УПК РФ полномочий, связанных с уголовным преследованием лиц, виновных в совершении преступлений.

Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовным дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознания.

В соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится:

  1. следователями Следственного комитета Российской Федерации;
  2. следователями органов федеральной службы безопасности;
  3. следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

Отличие дознания от предварительного следствия

Дознание и предварительное следствие являются процессуальными процедурами. Они основываются на общих принципах и предписаниях УПК. Уполномоченные органы в своей деятельности реализуют единые задачи. Предварительное следствие и дознание относятся к одной стадии производства — расследованию преступлений. При всей схожести процедур, однако, между ними есть ряд существенных отличий.

Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

К ведению дознавателей относятся дела о преступлениях средней и небольшой тяжести. Как правило, они имеют место в сфере охраны и управления общественным порядком. Такие деяния считаются менее опасными и не такими сложными для изучения. Они раскрываются в процессе выполнения административных функций и обеспечения общественной безопасности и порядка. Предварительное следствие обязательно для преступлений, относящихся к тяжким и особо тяжким. Эти деяния представляют серьезную угрозу для общества, отличаются трудоемкостью и сложностью раскрытия.

Если для преступления предварительное следствие обязательно, неотложные мероприятия проводятся в десятидневный срок. В законодательстве не предусматривается продление этого периода. Если для раскрытия преступления достаточно проведения дознания, то предварительные мероприятия проводятся в 15-дневный срок. Этот период может продлить прокурор, но не больше чем на 10 дней. Предварительное расследование (предварительное следствие) может длиться не больше двух мес. Продлить его может любой прокурор (от районного до генпрокурора).

Предварительное следствие по делу включает в себя выполнение ряда мероприятий, промедление с которыми может привести к:

  1. Утрате/порче следов преступления.
  2. Затруднениям при обнаружении и закреплении признаков деяния.
  3. Появлению у преступника возможности уклониться от преследования.

Действующий в настоящее время УПК не дает полный перечень неотложных действий. На практике к ним традиционно относят:

  • Освидетельствование.
  • Выемку.
  • Осмотр.
  • Допрос потерпевшего.
  • Обыск и пр.

После выполнения неотложных мероприятий, но не позже 10 дней с даты начала преследования, органом дознания материалы должны быть переданы прокурору. С этого момента совершение каких-либо действий для раскрытия преступления должно быть санкционировано. Предварительное следствие и оперативно-розыскные мероприятия выполняются с уведомлением вышестоящих органов об их результатах. В особенности это касается случаев, когда в ходе неотложных действий не была установлена личность подозреваемых.

Предварительное следствие завершается составлением документа, в котором указывается:

  1. Место и дата оформления.
  2. Ф. И. О., должность служащего, составляющего акт.
  3. Сведения о субъекте, привлекаемом к ответственности.
  4. Время и место совершения деяния, мотивы, способы, цели, последствия и прочие обстоятельства, имеющие существенное значение.
  5. Формулировка обвинения со ссылкой на пункт, часть, статью УК.
  6. Список доказательств, подтверждающих виновность привлекаемого лица, перечень фактов, которые указывает сторона защиты.
  7. Смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.
  8. Сведения о потерпевшем, размере и характере вреда, причиненного ему.
  9. Перечень лиц, которые должны быть вызваны в суд.

Утверждение обвинительного акта находится в компетенции начальника органа, проводившего оперативно-розыскные и прочие процессуальные мероприятия. Данный документ вместе с собранными материалами отправляется прокурору. Последний должен изучить их в течение двух дней.

Указанное должностное лицо, исследовав полученный обвинительный акт и материалы, выносит одно из следующих постановлений:

  1. О возвращении дела в случае несоблюдения требований ст. 225 УПК. В этом случае орган, проводивший процессуальные мероприятия, должен составить обвинительный акт надлежащим образом и вновь отправить прокурору. Последний при этом может продлить период дознания не более чем на 3 дня.
  2. Об утверждении акта и направлении материалов в суд для рассмотрения их по существу.
  3. О прекращении преследования по основаниям, установленным в ст. 24-28 УПК.
  4. О направлении материалов на предварительное следствие.

Предварительное расследование производится в форме предваритель-ного следствия либо в форме дознания. Производство предварительно» следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о пре-ступлениях небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следователю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование. Материалы такого дозна-ния являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Предварительное следствие производится:

* следователями прокуратуры;

* следователями органов Федеральной службы безопасности;

* следователями органов внутренних дел РФ;

* следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *