Критерии, штрафы, нововведения: каким будет обязательный аудит в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии, штрафы, нововведения: каким будет обязательный аудит в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Если закон не обязывает компанию проводить аудит

Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:

  • Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
  • Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
  • Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.

Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

  • при назначении;
  • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Формы взаимодействия:

  • запрос информации;
  • предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.

Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

  • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • оказания иной аудиторской услуги;
  • банковского надзора;
  • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

Проведение аудита и представление аудиторского заключения

Обязательный аудит включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику. Подробно о нюансах проведения обязательного аудита АО мы писали в отдельной статье.

­Аудиторское заключение может дать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. В ходе обязательного аудита используется 48 международных стандартов (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита, необходимо предоставить в ФНС вместе с отчетностью или в срок: не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ). Форма предоставления: электронная. Таким образом, аудиторское заключение за 2020 год может быть отправлено до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с аудитом нецелесообразно.

Читайте также:  Как уменьшить ЕНВД на страховые взносы

Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто «проаудироваться» и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Гораздо лучше заказать аудит отчетности таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто) и подать в налоговый орган «уточненку». После утверждения отчетности собственниками исправлять ее нельзя. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.

Условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения см. в приказах ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита

Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.

Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Подготовительные этапы публикации аудиторского заключения

Согласно ФЗ № 129 (пункт 5 статьи 7.1) заключение должно быть подготовлено в электронном виде. Подлинность заверяется цифровой подписью. Она выдается авторизированным удостоверяющим центром. При размещении нескольких документов каждый заверяется электронной подписью. Этот порядок описан в приказе № 178 Минэкономразвития РФ от 2013 года (глава 3 порядка, пункт 3.1).

Важно! Позаботится о приобретении цифровой электронной подписи (ниже по тексту ЦП) нужно заблаговременно.

Выдача квалифицированного ключа организации займет от 2 до 3 дней. Процедура потребует сбора и предъявления пакета документов. Чтобы не пропустить срок публикации (не более 3 рабочих суток с момента завершения аудита), ЦП стоит получить до начала проверки. Упростить процедуру поможет нотариус. Он выполнит заверение каждого сообщения или заключения собственной ЦП. Но ЦП фирме или ИП все равно потребуется.

Раскрытие результатов обязательного аудита

Дата публикации 12.05.2021

Организация подлежит обязательному аудиту. Обязательно ли размещать аудиторское заключение в Едином федеральном реестре на сайте? Как и в какой срок это нужно сделать?

По итогам обязательного аудита организация должна не только представить аудиторское заключение в налоговый орган для целей формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО), но и разместить его в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности экономических субъектов (Федресурс) в течение трех дней с даты аудиторского заключения.

Обязанность по размещению аудиторского заключения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, ИП и иных экономических субъектов (Федресурс) после проведения обязательного аудита предусмотрена ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, пп. «о» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Сведения о результатах обязательного аудита вносятся в реестр не позже трех рабочих дней с даты аудиторского заключения (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

Читайте также:  Должен ли турагент вернуть деньги в случае отказа в получении визы

Аудиторское заключение на Федресурсе публикуют частично со следующими обязательными данными (ч. 6 ст. 5 Закона № 307-ФЗ):

  • организация, аудит которой проводился (наименование, ИНН, ОГРН);
  • организация, которая проводила аудит и подписала аудиторское заключение (наименование, ИНН, ОГРН для юридического лица или ФИО, СНИЛС для индивидуального аудитора);
  • перечень бухгалтерской отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который составлена аудируемая отчетность;
  • дата аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность этой отчетности.

Размещение информации на Федресурсе платное.

Для самостоятельной публикации аудиторского заключения нужно иметь ЭП (список удостоверяющих центров есть на сайте Федресурса), скачать с сайта и установить специальное ПО, оплатить стоимость публикации (счет формируется в личном кабинете), заполнить онлайн-форму (можно прикрепить само аудиторское заключение).

Сведения о результатах обязательного аудита может разместить за организацию нотариус в порядке, установленном ст. 86 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 (ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

Штраф за непредставление (несвоевременное представление либо представление недостоверных сведений) в Федресурс) предусмотрен п. 6, п. 7, п. 8 ст. 14.25 КоАП РФ:

  • несвоевременное представление сведений – предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. рублей;
  • непредставление или представление недостоверных сведений – штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
  • повторное нарушение – штраф на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Как написать письмо в Росстат об отсутствии выводов аудитора?

Если вы на протяжении отчетного периода не осуществляли хозяйственную деятельность и не получали доходы, нужно отправить письмо в Росстат об отсутствии аудиторского заключения. Письмо можно отправить на электронный адрес ведомства или Почтой России.

К форме письма не установлены строгие требования — достаточно написать его на бланке с реквизитами юридического лица. В шапке заявления указывают наименование получателя (им будет статведомство), наименование отправителя, адрес, ОКВЭД. В основной части уведомляют Росстат о том, что у организации отсутствуют условия, установленные ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности».

В органы статистики помимо бухгалтерской отчетности необходимо подавать аудиторское заключение. Несоблюдение этого требования чревато штрафными санкциями.

С 28 ноября 2020 г. вступили в силу поправки в ст. 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ). Ведена часть 7.1 ст. 13, согласно которой бухгалтерская отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа с электронной подписью.

При этом, организация может формировать свою бухгалтерскую отчетность только в электронном виде, без составления бумажного экземпляра уже за 2020 год.

Какая именно ответственность за обязательный аудит

Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

В основном штраф за обязательный аудит в 2020 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В итоге получается замкнутый круг

: как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

В настоящее время самая жесткая мера ответственности применяется в отношении непредставление информации акционерам. Иные штрафные санкции для крупных компаний имеют незначительный размер. Примеров судебных решений, когда суд подтверждает обоснованность наложения штрафа на организацию исключительно за не опубликование аудиторского заключения, в арбитражной практике довольно мало.

Так, например:

1) отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации постановлением от 16.06.2017 № 17-6094/3110 был наложен штраф на ЗАО «Бийский крупяной комбинат «Наладчик» в размере 500 тысяч рублей по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ на основании непредставления аудиторского заключения к годовому общему собранию акционеров. Решением АС Алтайского края от 5 октября 2017 г. по делу № А03-11802/2017 штраф был отменен (заменен на предупреждение), но только на основании доказательства вины аудиторской организации в несвоевременном представлении аудиторского заключения.

2) постановлениями ЦБ РФ от 27.02.2014 N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4667/3110-1, N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4668/3110-1 ЗАО «МТО» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 500 000 руб. Решениями судов нескольких инстанций наложенный штраф оставлен в силе.

Читайте также:  Меры социальной поддержки и льготы в Самаре и Самарской области в 2023 году

Учитывая, что размер административных санкций не обеспечивает должным образом исполнение обязанности по обязательному прохождению аудиторской проверки в 2019 году Минфином РФ подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)».

Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа по данному проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да — то штраф существенно больше. Так, согласно данному проекту, несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб.; до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту. В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить до 700 тыс. рублей.

Таким образом законопроект расширяет сферу применения существенных штрафов не только в части их применения Банком России к публичным акционерным обществам, но и к любым организациям, подлежащим обязательному аудиту.

Законопроект подготовлен 29.06.2018 г., но до настоящего времени не внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ.

В этой связи отметим, что согласно недавно опубликованному проект Кодекса об административных правонарушений, подготовленного Минюстом РФ, штраф предполагается установить в еще большем размере. Так, штрафы за несдачу бухотчестности в ГИРБО, в т.ч. и аудиторского заключения предполагается довести до 1 500 000 рублей.

Когда назначают аудиторскую проверку?

Обязательный аудит служит для улучшения системы управления и объективной оценки деятельности. Он охватывает все материалы за определенный период, исходную документацию, финансовую отчетность. Аудиторская проверка поможет выявить:

  • сильные и слабые стороны компании,
  • реализовать планы, возможные отклонения от них и причины,
  • финансовое положение компании,
  • производительность сотрудников или эффективность имущества.

Аудиторская проверка государственных унитарных предприятий проводится после предоставления заказчиком архивной копии бухгалтерской документации на электронном носителе, по заранее составленному перечню. В процессе могут понадобиться дополнительные документы или информация для осуществления максимально точного анализа деятельности организации. Он включает в себя:

  • Подготовку к аудиту, разработку плана.
  • Выбор метода аудита и его верификацию.
  • Критическую оценку и выводы, определение причин и следствий отклонений от базового условия, формулировка выводов для адресата протокола аудита.
  • Отчетность о процессе проводимой проверки.

Обязательная проверка ГУП выполнима не только по изъявлению руководителя организации или предприятия, но в ряде случаев его необходимость определяется актами законодательства.

Заключительный шаг предполагает получение заключения о достоверности финансовой отчетности, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства в письменном виде. Обязательные аудиторские проверки проводят сертифицированные (лицензируемые) аудиторские компании. Частота проверок должна учитывать масштабы проблем, возникающих в данной области.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, прошедшие аудит, передают в налоговую службу две вещи:

  • бухгалтерскую отчетность, в отношении которой проводилась проверка;
  • заключение аудитора по ней.

Далее ФНС разместит вышеуказанные документы в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИБ РО). Передает заключение в ФНС руководство организации, а не аудитор.

Сроки сдачи заключения и отчетности могут отличаться:

  • если заключение аудитора было готово ко сроку сдачи бухгалтерской отчетности, никаких дополнительных мер не требуется. В таком случае срок сдачи ограничивается 31 марта года, следующим за отчетным;
  • в противном случае, если заключение не готово к сроку сдачи отчетности, разрешается более поздний срок. У руководителя есть 10 рабочих дней с момента подписания аудитором заключения. Помните, что нельзя сдать заключение позже 31 декабря года, следующего за отчетным.

Штраф за непроведение обязательного аудита или за непредставление вовремя аудиторского заключения

Предприятию или должностному лицу грозит административный штраф за несоблюдение сроков сдачи аудиторского заключения. Размеры штрафов таковы:

  • от 300 до 500 рублей в отношении должностного лица и от 3 до 5 тыс рублей для юрлиц за непредставление аудиторского заключения в территориальный орган Росстат в установленный срок. Дополнительно может грозить штраф за предоставление неполной бухгалтерской отчетности;
  • от 30 до 50 тыс рублей или дисквалификация должностного лица на срок до двух лет, а для юрлиц — от 700 тыс до 1 млн рублей, если аудиторское заключение не опубликовано на официальном сайте акционерного общества;
  • от 5 до 50 тысяч рублей, если итоги обязательного аудита не внесены в Единый федеральный реестр;
  • от 5 до 10 тыс рублей, если заключение не хранилось в течении 5 лет. Это установленный срок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *