Удельный вес НДС 3 квартал в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Удельный вес НДС 3 квартал в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иногда компании и предприниматели обязаны платить НДС не за себя, а за своего контрагента. В таких случаях они признаются налоговыми агентами. Например, агентом по НДС компания становится при аренде или покупке имущества у органов государственной власти, при работе по договору товарищества / доверительного управления имуществом и некоторым другим. Агентский НДС необходимо платить вне зависимости от того, является ли сам агент плательщиком этого налога или нет.
Сроки для налоговых агентов
До какого числа должны уплачивать НДС агенты? В большинстве случаев на них распространяются перечисленные выше правила и сроки. То есть оплата производится тремя равными суммами, до 28 числа каждого месяца квартала, идущего за отчетным. Поэтому для многих налоговых агентов будут актуальны сроки уплаты НДС в 2023 году, приведённые в таблице выше.
Но есть одно исключение — когда российское лицо выступает заказчиком работ или услуг у иностранной организации на территории РФ. В этом случае уплата НДС должна производиться одновременно с перечислением денежных средств зарубежному контрагенту за работы или услуги.
Правило действует, когда соблюдаются два условия:
- иностранная компания не зарегистрирована в российских налоговых органах;
- работы (услуги) реализованы в России.
На практике при таких операциях в банк подаётся две платежки: на оплату услуг контрагенту и на перевод суммы НДС в бюджет. Так следует делать и при перечислении полного расчёта, и при переводе аванса. Если не предоставить документ на перевод НДС, банк просто не примет платёжное поручение и не переведёт деньги иностранной фирме.
Вычет по авансам с трехлетним сроком давности.
Нередко налоговики направляют компаниям требования о предоставлении пояснений, если в книге покупок отражен «отработанный» аванс с трехгодичным сроком давности.
Например, в налоговой декларации за II квартал 2018 года заявлен «отработанный» аванс за I квартал 2015 года. Несмотря на то, что представители Минфина не видят препятствий по заявленным вычетам со «старой» предоплаты (Письмо от 07.05.2018 № 03-07-11/30585), налоговики просят у компаний пояснений в случае, если между предоплатой и отгрузкой товаров (работ, услуг) прошло более трех лет.
Ответ на требование № 5/55 от 06.08.2018
о вычете с полученного от покупателя авансаКомпания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/55 от 06.08.2018 поясняет следующее.
В январе 2015 года компания получила предоплату от покупателя ООО «Лютик» в размере 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).
С полученной суммы предоплаты компания исчислила НДС в размере 18 000 руб. и отразила в книге продаж за I квартал 2015 года.
Однако продукция была изготовлена и отгружена только в мае 2018 года в связи с освоением новой технологической линии производства. В связи с этим компания отразила в книге покупок за II квартал 2018 года вычет в размере 18 000 руб.
Трехгодичный срок для предъявления суммы НДС к вычету в данном случае не действует.
Техническая ошибка в нумерации счета-фактуры поставщика.
Несоответствие номеров счетов-фактур, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, номерам счетов-фактур, представленных на камеральную проверку, не является основанием для отказа покупателю в вычете НДС.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету.
Немало требований налоговиков связано с ошибками (неточностями) в отражении реквизитов счетов-фактур (номер, дата).
В такой ситуации инспекция должна потребовать от налогоплательщика предоставить пояснения или исправить ошибочный номер счета-фактуры в первичной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Несмотря на то, что подобные ошибки не влияют на величину вычета, налоговики нередко отказывают компаниям в праве на вычет и настоятельно рекомендуют представить «уточненку». В случае отказа налоговики направляют уведомление о вызове компании для дачи пояснений. Однако компания может ограничиться представлением пояснений с корректными данными (Постановление АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016).
Безопасная доля вычетов по НДС (таблица)
Регион |
Безопасная доля вычетов на 01.05.2023 |
Безопасная доля вычетов на 01.02.2023 |
Безопасная доля вычетов на 01.11.2022 |
Безопасная доля вычетов на 01.08.2022 |
Безопасная доля вычетов на 01.05.2022 |
Безопасная доля вычетов на 01.01.2022 |
Безопасная доля вычетов на 01.11.2021 |
Республика Адыгея |
83,1 |
84,5 |
83,0 |
83,1 |
83,6 |
84,2 |
84,4 |
Республика Алтай |
103,9 |
107,4 |
95,6 |
94,3 |
95,1 |
88,8 |
89,2 |
Республика Башкортостан |
90,3 |
89,7 |
92,7 |
93,6 |
94,5 |
92,3 |
92,4 |
Республика Бурятия |
91,6 |
105,8 |
96,6 |
96,3 |
96,7 |
95,1 |
95,1 |
Республика Дагестан |
86,5 |
85,9 |
84,6 |
85,4 |
85,3 |
85,6 |
85,6 |
Республика Ингушетия |
96,0 |
94,3 |
89,3 |
89,3 |
91,5 |
94,2 |
94,7 |
Кабардино-Балкарская Республика |
92,4 |
91,0 |
90,8 |
90,1 |
90,6 |
91,5 |
91,7 |
Республика Калмыкия |
66,1 |
61,9 |
63,0 |
62,3 |
58,1 |
71,5 |
71,7 |
Карачаево-Черкесская Республика |
88,7 |
89,2 |
89,8 |
90,6 |
91,1 |
88,5 |
90,1 |
Республика Карелия |
85,9 |
85,8 |
84,7 |
84,2 |
85,8 |
70,6 |
70,6 |
Республика Коми |
72,2 |
71,6 |
66,9 |
66,3 |
66,3 |
73,3 |
73,3 |
Республика Марий Эл |
82,7 |
85,0 |
85,9 |
86,5 |
86,7 |
89,2 |
89,3 |
Республика Мордовия |
87,6 |
87,7 |
88,7 |
89,5 |
89,9 |
89,5 |
89,5 |
Республика Саха (Якутия) |
79,3 |
79,9 |
72,0 |
69,3 |
65,8 |
84,6 |
85,0 |
Республика Северная Осетия – Алания |
86,1 |
86,6 |
89,6 |
88,9 |
83,6 |
88,1 |
88,3 |
Республика Татарстан |
87,2 |
86,9 |
88,2 |
88,8 |
89,2 |
90,7 |
90,7 |
Республика Тыва |
66,6 |
67,6 |
77,6 |
77,9 |
79,6 |
85,9 |
86,6 |
Удмуртская Республика |
79,2 |
80,3 |
76,3 |
76,2 |
77,1 |
79,4 |
79,4 |
Республика Хакасия |
82,9 |
84,2 |
83,7 |
82,9 |
82,4 |
84,8 |
84,8 |
Чеченская Республика |
98,0 |
99,6 |
96,5 |
96,8 |
97,2 |
96,1 |
96,2 |
Чувашская Республика |
80,6 |
80,1 |
84,1 |
85,2 |
85,8 |
85,1 |
85,1 |
Алтайский край |
88,0 |
88,3 |
89,6 |
90,3 |
89,6 |
88,8 |
89,0 |
Забайкальский край |
100,7 |
94,0 |
98,7 |
99,6 |
98,9 |
100,2 |
100,3 |
Камчатский край |
101,3 |
101,3 |
98,6 |
99,4 |
97,2 |
93,9 |
94,1 |
Краснодарский край |
90,3 |
89,6 |
86,5 |
91,8 |
92,7 |
73,5 |
91,6 |
Красноярский край |
89,3 |
92,1 |
86,5 |
85,9 |
85,0 |
83,0 |
83,0 |
Пермский край |
77,7 |
77,9 |
72,7 |
72,9 |
72,6 |
78,2 |
78,3 |
Приморский край |
92,1 |
92,5 |
93,2 |
92,9 |
94,5 |
96,1 |
96,2 |
Ставропольский край |
90,8 |
93,9 |
88,6 |
88,2 |
88,2 |
90,5 |
90,6 |
Хабаровский край |
96,6 |
95,6 |
93,0 |
93,0 |
90,6 |
91,3 |
91,4 |
Еврейская автономная область |
78,2 |
84,0 |
87,9 |
87,0 |
88,1 |
87,8 |
87,8 |
Ненецкий АО |
-* |
-* |
-* |
-* |
-* |
-* |
152,3 |
Ханты-Мансийский АО – Югра |
67,2 |
68,4 |
55,2 |
53,9 |
54,2 |
56,0 |
56,0 |
Чукотский АО |
134,9 |
129,1 |
154,1 |
150,6 |
161,0 |
161,8 |
161,2 |
Ямало-Hенецкий АО |
67,3 |
69,4 |
58,7 |
57,8 |
59,9 |
66,6 |
66,6 |
Тверская область |
86,1 |
85,0 |
88,8 |
90,1 |
92,0 |
90,3 |
90,3 |
Томская область |
81,9 |
82,7 |
76,4 |
75,8 |
75,1 |
75,8 |
75,8 |
Тульская область |
84,5 |
89,7 |
92,1 |
96,2 |
97,7 |
98,0 |
97,7 |
Тюменская область |
85,5 |
85,5 |
82,0 |
82,0 |
79,5 |
79,6 |
79,5 |
Ульяновская область |
87,9 |
87,1 |
90,3 |
91,3 |
92,7 |
89,4 |
89,4 |
Челябинская область |
85,5 |
86,7 |
88,4 |
89,7 |
89,6 |
89,5 |
89,5 |
Ярославская область |
85,4 |
89,2 |
83,1 |
83,1 |
81,5 |
89,0 |
89,0 |
Москва |
88,3 |
87,7 |
89,5 |
90,0 |
90,6 |
89,6 |
89,6 |
Санкт-Петербург |
90,5 |
91,3 |
91,9 |
91,9 |
91,7 |
90,4 |
90,4 |
Амурская область |
113,8 |
108,3 |
113,8 |
115,6 |
110,1 |
133,7 |
133,9 |
Архангельская область |
89,9 |
89,3 |
83,8 |
85,0 |
90,2 |
91,3 |
89,9 |
Астраханская область |
73,9 |
79,1 |
91,0 |
70,3 |
73,8 |
84,8 |
73,7 |
Белгородская область |
90,3 |
90,0 |
89,7 |
89,7 |
90,4 |
86,1 |
86,2 |
Брянская область |
85,9 |
86,3 |
86,3 |
87,8 |
88,8 |
88,7 |
88,8 |
Владимирская область |
83,0 |
83,0 |
84,9 |
85,6 |
85,6 |
85,9 |
85,9 |
Волгоградская область |
81,3 |
82,0 |
71,2 |
83,6 |
83,9 |
94,8 |
84,8 |
Вологодская область |
88,4 |
90,0 |
96,4 |
98,7 |
99,4 |
100,2 |
100,2 |
Воронежская область |
89,8 |
89,1 |
90,9 |
91,2 |
91,4 |
92,1 |
92,1 |
Ивановская область |
88,3 |
88,6 |
90,7 |
91,1 |
91,9 |
91,5 |
91,6 |
Иркутская область |
80,8 |
81,0 |
76,6 |
75,2 |
74,6 |
79,5 |
79,5 |
Калининградская область |
91,0 |
88,1 |
78,9 |
77,5 |
76,4 |
66,7 |
67,0 |
Калужская область |
85,0 |
83,9 |
86,8 |
87,4 |
88,2 |
89,7 |
89,8 |
Кемеровская область — Кузбасс |
87,7 |
90,1 |
86,3 |
84,8 |
83,5 |
91,5 |
91,5 |
Кировская область |
80,1 |
84,6 |
86,2 |
88,1 |
88,6 |
86,9 |
87,0 |
Костромская область |
82,4 |
81,3 |
85,5 |
86,5 |
87,3 |
88,2 |
88,3 |
Курганская область |
77,6 |
84,5 |
85,0 |
85,9 |
86,0 |
84,7 |
84,7 |
Курская область |
90,1 |
91,2 |
90,6 |
89,5 |
88,1 |
90,0 |
90,1 |
Ленинградская область |
86,7 |
82,4 |
98,9 |
101,7 |
103,3 |
92,3 |
92,2 |
Липецкая область |
98,6 |
99,1 |
107,1 |
110,1 |
107,5 |
103,5 |
103,5 |
Магаданская область |
115,7 |
119,2 |
108,4 |
104,5 |
103,3 |
102,2 |
102,2 |
Московская область |
87,2 |
87,0 |
88,7 |
89,5 |
90,9 |
89,7 |
89,8 |
Мурманская область |
138,9 |
145,2 |
144,9 |
142,5 |
137,2 |
148,2 |
148,3 |
Нижегородская область |
84,6 |
87,9 |
86,4 |
86,9 |
88,1 |
88,4 |
88,4 |
Новгородская область |
99,0 |
98,7 |
94,5 |
95,7 |
96,4 |
97,7 |
97,8 |
Новосибирская область |
85,7 |
85,2 |
88,3 |
88,9 |
89,2 |
89,2 |
89,3 |
Омская область |
80,2 |
83,9 |
81,2 |
82,8 |
84,9 |
83,1 |
83,1 |
Оренбургская область |
70,5 |
72,2 |
68,4 |
68,8 |
68,3 |
70,4 |
70,4 |
Орловская область |
90,5 |
89,8 |
91,2 |
91,2 |
91,2 |
91,1 |
91,4 |
Пензенская область |
84,6 |
84,5 |
87,3 |
88,1 |
87,6 |
87,5 |
87,5 |
Псковская область |
87,0 |
86,7 |
90,4 |
91,4 |
91,7 |
91,6 |
92,0 |
Ростовская область |
90,5 |
91,3 |
83,5 |
94,1 |
95,6 |
86,0 |
94,9 |
Рязанская область |
81,5 |
83,6 |
83,9 |
85,6 |
87,5 |
88,4 |
88,5 |
Самарская область |
79,8 |
78,8 |
79,5 |
79,7 |
78,7 |
81,2 |
81,3 |
Саратовская область |
85,7 |
86,8 |
87,5 |
88,3 |
89,0 |
85,7 |
85,9 |
Сахалинская область |
99,6 |
105,1 |
102,8 |
104,5 |
87,9 |
100,4 |
96,5 |
Свердловская область |
87,4 |
87,3 |
90,0 |
90,6 |
90,7 |
91,5 |
91,6 |
Смоленская область |
87,1 |
92,0 |
91,1 |
92,8 |
94,4 |
93,8 |
93,8 |
Тамбовская область |
91,7 |
93,8 |
92,5 |
92,8 |
94,1 |
94,2 |
94,4 |
Республика Крым |
89,5 |
87,2 |
93,7 |
86,5 |
86,5 |
91,4 |
85,8 |
Город Севастополь |
82,3 |
81,9 |
84,0 |
84,1 |
84,0 |
82,0 |
81,9 |
Санкции за нарушения правил сдачи декларации по НДС
Если плательщик НДС допускает нарушения сроков сдачи декларации или сдаёт декларацию в неверном формате, его могут привлечь к административной ответственности.
За несдачу или несвоевременную сдачу декларации предусмотрен штраф — 5% от суммы налога к уплате за каждый полный или неполный месяц. Срок считается начиная с даты, которая была назначена для подачи декларации. При этом, согласно ст. 119 НК РФ, не допускается, чтобы штраф превышал 30% от суммы налога и был менее 1 тысячи рублей. Такой же штраф предусмотрен за подачу декларации в неверном формате. Например, отчитаться нужно было в электронном виде, а налогоплательщик подал декларацию на бумаге. Согласно п. 1 ст. 112 и п. 3 ст. 114 НК РФ, штраф могут уменьшить при наличии смягчающих обстоятельство у налогоплательщика.
Кроме того, к ответственности могут привлечь должностное лицо организации. В этом случае ему грозит предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей (ст. 15.5, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Если плательщик НДС не сдаст отчётность спустя 10 дней после истечения срока, инспекция вправе заблокировать расчётный счёт организации. Такая мера предусмотрена в п. 2 ст. 76 НК РФ.
Удельный вес безопасных вычетов в разрезе регионов
Коэффициенты вычета по НДС в 2020 году на 4 квартал по регионам:
Регион | 4 квартал 2020 года,% |
Белгородская область | 92,00 |
Брянская область | 93,80 |
Владимирская область | 84,90 |
Воронежская область | 92,90 |
Ивановская область | 91,30 |
Калужская область | 87,30 |
Костромская область | 85,20 |
Курская область | 93,5 |
Липецкая область | 104,20 |
Московская область | 88,50 |
Орловская область | 91,6 |
Рязанская область | 82,00 |
Смоленская область | 92,80 |
Тамбовская область | 94,90 |
Тверская область | 88,70 |
Тульская область | 95,80 |
Ярославская область | 86,70 |
город Москва | 88,90 |
Республика Карелия | 79,00 |
Республика Коми | 78,40 |
Архангельская область | 85,00 |
Вологодская область | 98,70 |
Калининградская область | 64,30 |
Ленинградская область | 88,40 |
Мурманская область | 188,80 |
Новгородская область | 96,60 |
Псковская область | 89,70 |
город Санкт-Петербург | 87,90 |
Ненецкий АО | 149,20 |
Республика Дагестан | 82,90 |
Республика Ингушетия | 92,90 |
Кабардино-Балкарская Республика | 90,70 |
Карачаево-Черкесская Республика | 90,10 |
Республика Северная Осетия – Алания | 86,70 |
Чеченская Республика | 96,50 |
Ставропольский край | 90,00 |
Республика Адыгея | 84,60 |
Республика Калмыкия | 79,50 |
Республика Крым | 86,50 |
Краснодарский край | 90,70 |
Астраханская область | 76,50 |
Волгоградская область | 91,60 |
Ростовская область | 92,70 |
город Севастополь | 81,20 |
Республика Башкортостан | 91,40 |
Республика Марий Эл | 88,40 |
Республика Мордовия | 89,10 |
Республика Татарстан | 90,80 |
Удмуртская Республика | 80,70 |
Чувашская Республика | 83,60 |
Кировская область | 88,30 |
Нижегородская область | 90,40 |
Оренбургская область | 74,30 |
Пензенская область | 88,80 |
Пермский край | 86,90 |
Самарская область | 84,00 |
Саратовская область | 84,60 |
Ульяновская область | 88,50 |
Курганская область | 85,20 |
Свердловская область | 91,00 |
Тюменская область | 84,60 |
Челябинская область | 90,00 |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 67,00 |
Ямало-Hенецкий АО | 72,40 |
Республика Алтай | 88,90 |
Республика Тыва | 81,50 |
Республика Хакасия | 87,00 |
Алтайский край | 89,60 |
Забайкальский край | 87,43 |
Красноярский край | 76,50 |
Иркутская область | 78,40 |
Кемеровская область | 94,10 |
Новосибирская область | 88,90 |
Омская область | 84,90 |
Томская область | 80,60 |
Республика Бурятия | 97,30 |
Республика Саха (Якутия) | 94,40 |
Приморский край | 94,20 |
Хабаровский край | 90,40 |
Амурская область | 131,20 |
Камчатский край | 92,70 |
Магаданская область | 103,00 |
Сахалинская область | 95,00 |
Еврейская автономная область | 82,70 |
Чукотский АО | 136,50 |
Байконур | 65,10 |
Есть ли усредненный безопасный процент вычетов по НДС
Налоговики при отборе налогоплательщиков на комиссионное рассмотрение обращают внимание на тех, у кого низкая налоговая нагрузка. Согласно письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 одним из признаков подозрительно низкой налоговой нагрузки является значение выше 89%, определенного как безопасный лимит вычетов по НДС.
Однако письмом Минфина от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183 помянутое выше фискальное распоряжение было отменено. Но налоговики могут проверить по формуле, превышает ли ваш удельный вес вычетов по НДС процент безопасности 89. Если да, то они будут более тщательно выискивать другие признаки минимизации налогов.
Чтобы снизить все риски, налогоплательщику перед сдачей декларации следует как посчитать безопасный вычет по НДС, так и сравнить его с пределом по региону и с 89%.
Как ответить на требования налоговиков по вычетам НДС?
- Новые налоговые декларации и документы
- О новой форме декларации по налогу на прибыль с 2023 года
- О новой форме декларации по налогу на имущество
- О новой форме РСВ
- Об утверждении формы заявления для применения льгот по налогу на имущество
- О порядке применения заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество
- Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта
- Об утверждении сообщения об исчисленных налоговым органом налогах
- О подаче сообщений по транспорту и земельным участкам
- О применении заявления о прекращении исчисления транспортного налога при изъятии транспорта
- Новые федеральные стандарты и бухотчетность
- О ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
- О новом ФСБУ 27/2023 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
- Об применении ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
- Налоговые изменения для бизнеса
- Об освобождении от НДС общепита с выручкой до 2 млрд руб.
- О НДС при перепродаже бытовой техники, купленной у граждан
- О новых правилах начисления и уплаты транспортного налога
- О едином сроке уплаты налога на имущество и отмене отчетности
- Об изменении порядка налогового учета безвозмездной помощи НКО
- О новом порядке признания расходов в НУ на санаторно-курортное лечение работников
- О невозможности учета в НУ платежей в бюджет в счет возмещения ущерба
- О новых правилах начисления амортизации при модернизации и реконструкции ОС
- О продлении ограничения 50% на учет убытков прошлых лет
- Об утверждении перечня КБК на 2023 год
- Вычеты и пособия
- О порядке получения физкультурного вычета
- О новых правилах подсчета страхового стажа для расчета больничных
- Новшества отчетности
- О новом порядке представления годовой бухотчетности в ГИРБО с 2023 года
- О новых формах отчетности НКО
- Об уточнении сроков представления аудиторского заключения в ГИРБО
- О новых правилах предоставления бухгалтерской отчетности
- О новых поводах сдачи СЗВ-СТАЖ
- Электронный документооборот и электронные подписи
- О запуске ГИС ЭПД в постоянную работу
- О новых правилах работы с электронными подписями
- О новых требованиях к операторам ЭДО
- Новое в маркировке товаров
- Об ужесточении наказаний для продавцов маркированных товаров
- Об обновлении правил маркировки обувных товаров
- О переносе сроков обязательной маркировки велосипедов
- Другие изменения
- О машиночитаемых электронных доверенностях с 2023 года
- О новой Товарной номенклатуре ВЭД и Едином таможенном тарифе ЕАЭС
- О продлении моратория на проверки малого бизнеса
- Об электронной регистрации ККТ
- О новой инструкции ЦБ РФ об открытии, ведении и закрытии банковских счетов
- Об утверждении формы акта утилизации отходов для производителей и импортеров
- О передаче сообщений в Роскомнадзор о рекламе в интернете
- О новых обязанностях работодателей на портале «Работа в России»
- О новом размере взносов, уплачиваемых ИП за себя
Установлены коэффициенты-дефляторы на 2023 год для налогов и сборов
Предоставив покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав) возможность принять НДС к вычету в случае предварительной оплаты, контролирующие органы постоянно чинят препоны налогоплательщику в ее реализации.
Для получения вычета «авансового» НДС необходимо иметь договор в виде отдельного документа, в котором предусмотрено условие о предварительной оплате. При отсутствии договора с поставщиком либо при отсутствии такого условия «авансовый» НДС к вычету не принимается (письма Минфина России от 06.03.2009 № 03-07-15/39, УФНС по г. Москве от 26.05.2009 № 16-15/052780).
В ряде судебных решений поддерживается такая позиция: предъявление НДС к вычету при перечислении оплаты в счет предстоящих поставок возможно только при наличии в договоре с контрагентами условия о внесении предоплаты (Решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.11.2017 по делу № А11-267/2017). Однако есть и другие решения, в которых судьи признают, что для применения налоговых вычетов по п. 12 ст. 171 НК РФ обязательное наличие договора в виде единого документа, подписанного сторонами, не требуется, поскольку своими действиями (оплачивая выставленный счет) покупатель подтверждает заключение договора (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 № 09АП-2239/2014 по делу № А40-131282/13, ФАС ЦО от 02.08.2011 по делу № А64-6563/2010).
Единственное послабление в этой части – покупатель вправе принять «авансовый» НДС к вычету при отсутствии оригинала договора с поставщиком, только по копии (Письмо Минфина России от 18.05.2018 № 03-07-09/33573).
При проведении камеральных проверок налоговики запрашивают у компаний договор, предусматривающий условие о предоплате. Если такого условия нет, налоговики могут отказать в вычете.
А вот если предоплата перечислена в большем размере, чем установлено договором, принять НДС к вычету можно со всей фактически перечисленной суммы предоплаты. Во всяком случае, такие рекомендации дают специалисты Минфина (Письмо от 12.02.2018 № 03-07-11/8323). Тем не менее налоговики на местах могут потребовать пояснений на этот счет. В такой ситуации предлагаем воспользоваться нашим шаблоном.
Ответ на требование № 5/56 от 06.08.2018
о вычете с перечисленного поставщику аванса
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/56 от 06.08.2018 поясняет следующее.
По строке 150 раздела 3 сумма вычетов составила 118 000 руб.
Для правомерного включения «авансового» НДС в состав налоговых вычетов должны выполняться условия, предусмотренные п. 9 ст. 172 НК РФ:
-
предъявленный продавцом покупателю авансовый счет-фактура должен быть оформлен в соответствии с требованиями п. 5.1 ст. 169 НК РФ;
-
должен иметься договор, содержащий условие предварительной оплаты.
Компания перечислила аванс в большей сумме, чем предусмотрено условиями договора. Возможность принять сумму вычета в подобной ситуации подтверждается Минфином (Письмо от 12.02.2018 № 03-07-11/8323) и арбитражной практикой (Постановление АС ЗСО от 21.06.2016 № Ф04-2547/2016 по делу № А45-18969/2015).
Кроме того, НДС с авансов фактически уплачен поставщиком, который отразил сумму НДС в книге продаж и в налоговой декларации.
Таким образом, при наличии у компании договора, содержащего условие о предоплате, в случае превышения «договорной» величины аванса НДС можно принять к вычету с фактической предоплаты.
Большая часть запросов касается ситуаций, когда поставщик контрагента первого или последующего звеньев не сдает отчетность.
Напомним, что с 19.08.2017 отказ в вычете возможен, если компания злоупотребила правом (ст. 54.1 НК РФ). Налоговики вправе снять вычет, если:
-
компания умышленно исказила факты в учете и отчетности;
-
заключенная сделка не имеет деловой цели, ее единственной целью является уменьшение налогов;
-
исполнитель по сделке фиктивный.
Однако если со стороны налоговиков не представлены доказательства согласованности действий заявителя и спорных контра-
гентов, направленных на совершение сделки с целью неуплаты (неполной уплаты), отсутствуют доказательства подконтрольности контрагентов, иных фактов имитации хозяйственных связей и (или) доказательства аффилированности сторон сделки, претензии налоговиков легко оспорить в суде (Постановление АС УО от 30.03.2018 № Ф09-795/18 по делу № А76-8310/2017).
Ответ на требование № 5/57 от 06.08.2018
о проявлении должной осмотрительности
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/57 от 06.08.2018 поясняет следующее.
При заключении договора поставки с ООО «Лютик» нашей компанией была проявлена должная осмотрительность. В компании разработано положение о проверке и мониторинге контрагентов.
Согласно положению в отношении ООО «Лютик» были затребованы и проверены следующие документы:
-
копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет;
-
устав;
-
приказ о назначении генерального директора;
-
выписка из базы данных ЕГРЮЛ;
-
справка, подтверждающая отсутствие долгов перед бюджетом по налоговым обязательствам.
Кроме того, установлен факт отсутствия претензий к организации у государственных органов.
В течение 2018 года компания проводила сверку расчетов с ООО «Лютик».
С учетом изложенного считаем правомерным применение вычетов по НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Лютик».
Несоответствие номеров счетов-фактур, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, номерам счетов-фактур, представленных на камеральную проверку, не является основанием для отказа покупателю в вычете НДС.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету.
Немало требований налоговиков связано с ошибками (неточностями) в отражении реквизитов счетов-фактур (номер, дата).
В такой ситуации инспекция должна потребовать от налогоплательщика предоставить пояснения или исправить ошибочный номер счета-фактуры в первичной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Несмотря на то, что подобные ошибки не влияют на величину вычета, налоговики нередко отказывают компаниям в праве на вычет и настоятельно рекомендуют представить «уточненку». В случае отказа налоговики направляют уведомление о вызове компании для дачи пояснений. Однако компания может ограничиться представлением пояснений с корректными данными (Постановление АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016).
Ответ на требование № 5/58 от 06.08.2018
о необоснованном вычете в связи с технической ошибкой
в нумерации счетов-фактур
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/58 от 06.08.2018 поясняет следующее.
Ошибка в номере счета-фактуры (номера отражены верно, ошибка заключалась в том, что подчеркивание в нумерации проставлено по середине, а не снизу, ввиду особенностей программного обеспечения) не привела к занижению налоговых обязательств по НДС (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Компания представляет сканы 9 счетов-фактур, по которым заявлен вычет во II квартале 2018 года. В свою очередь, контрагент ООО «Лютик» отразил 9 счетов-фактур в книге продаж за II квартал 2018 года.
На основании изложенного, если компания исполнила требования налоговой инспекции, подавать уточненную налоговую декларацию нет необходимости (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).
С 2023 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:
- 06/2020 — по основным средствам;
- 26/2020 — по капитальным вложениям;
- 27/2023 — по документообороту;
- 25/2018 — по аренде.
Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2023 года ей придется это сделать в обязательном порядке.
С отчетности за 2023 год изменится форма декларации по налогу на прибыль. Кроме того, работодатели, оплачивающие отдых и санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учитывать больше расходов.
К тому же, уточнят порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации основных средств и т.д.:
- первоначальная стоимость объекта будет изменяться вне зависимости от величины его остаточной стоимости;
- если в процессе модернизации срок полезного использования объекта не изменяется, то надо использовать старую норму амортизации.
Кроме того, вновь продлили действие ограничения в 50% по переносу убытков прошлых лет — теперь до окончания 2024 года.
Безопасная доля вычетов по НДС в 2023 году
Возникает вопрос: как посчитать долю вычетов по НДС, безопасную для конкретной компании? Для вычислений необходимо обратиться к декларации по налогу на добавленную стоимость. Напомним, сдается она ежеквартально. Для вычислений нам нужны две цифры раздела 3 отчета:
- строка 118: общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога;
- строка 190: общая сумма налога, подлежащая вычитанию.
Само по себе заявление высокого процента уменьшения налога на добавленную стоимость, который превышает безопасный вычет по НДС, не является безусловным поводом для включения организации в план выездных проверок. Деятельность компании рассматривается комплексно. В ее отношении проводится тщательный предпроверочный анализ.
Вначале инспектор запросит у компании пояснения. В этот момент важно четко и обоснованно объяснить, почему компанией заявлен высокий процент уменьшения налога на добавленную стоимость.
Нередко возникает вопрос: допустимо ли превышение доли вычетов 100%? Конечно, да. Запрета на это нет. Более того, если после проведения камеральной проверки заявленную сумму налога к возврату контролирующий орган признает правильной, ИФНС обязана вернуть сумму превышения налогоплательщику. Такая ситуация возникает, если:
- компания закупила большой объем товаров, реализация по которым произойдет только в следующем квартале;
- производственное предприятие приобрело дорогостоящее оборудование;
- заказчик отказался от приобретения крупной партии продукции, а закупка комплектующих для ее производства уже была произведена;
- в иных обоснованных обстоятельствах.
При поступлении запроса от ИФНС все обстоятельства необходимо изложить и по возможности подтвердить документально. Тогда инспектор примет во внимание доводы компании, и решения будут приниматься только с их учетом.
Организации на УСН не начисляют НДС, поэтому нет основания включать налог в смету. Но контрагенты строительной компании на УСН могут работать с НДС. Речь идет как о заказчике работ, так и о поставщиках стройматериалов или необходимых для строительства услуг.
Если подрядчик применяет УСН, а заказчик — общую налоговую систему, это вовсе не означает, что строительная компания должна «подарить» партнёру 20 % от своих затрат на материалы и входящие услуги.
Безопасный вычет по НДС по регионам
Информация о безопасной доле вычета НДС на IV квартал 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.
Все данные нами уже рассчитаны и сведены в одну таблицу:
Безопасная доля вычетов на 01.11.2019 | Безопасная доля вычетов на 01.08.2019 | Безопасная доля вычетов на 01.05.2019 | Безопасная доля вычетов на 01.02.2019 | |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ | 87,39% | 86,93% | 86,10% | 88,05% |
в том числе: | ||||
ЦФО | 89,26% | 88,76% | 88,48% | 89,51% |
Белгородская область | 91,63% | 91,68% | 92,00% | 92,75% |
Брянская область | 90,11% | 88,89% | 86,69% | 92,97% |
Владимирская область | 85,34% | 85,73% | 85,73% | 87,45% |
Воронежская область | 92,93% | 92,91% | 93,53% | 92,41% |
Ивановская область | 92,56% | 92,23% | 92,36% | 94,08% |
Калужская область | 90,01% | 89,90% | 90,03% | 89,23% |
Костромская область | 86,08% | 85,73% | 87,83% | 89,76% |
Курская область | 89,94% | 91,35% | 91,74% | 91,91% |
Липецкая область | 104,42% | 105,42% | 106,71% | 109,05% |
Московская область | 89,04% | 88,74% | 88,99% | 89,85% |
Орловская область | 92,97% | 92,55% | 93,47% | 94,65% |
Рязанская область | 83,23% | 83,81% | 85,76% | 85,14% |
Смоленская область | 95,32% | 94,64% | 94,07% | 95,27% |
Тамбовская область | 96,39% | 97,26% | 99,12% | 102,84% |
Тверская область | 91,63% | 91,66% | 92,80% | 94,39% |
Тульская область | 96,85% | 97,55% | 96,99% | 97,47% |
Ярославская область | 89,16% | 89,80% | 87,41% | 90,74% |
город Москва | 88,76% | 88,08% | 87,62% | 88,66% |
СЗФО | 87,18% | 87,02% | 86,96% | 88,18% |
Республика Карелия | 74,88% | 76,40% | 80,56% | 84,84% |
Республика Коми | 76,38% | 76,42% | 76,04% | 79,07% |
Архангельская область | 77,44% | 83,27% | 78,50% | 92,10% |
Вологодская область | 98,10% | 99,44% | 99,78% | 96,26% |
Калининградская область | 60,35% | 60,30% | 61,33% | 63,58% |
Ленинградская область | 86,10% | 86,65% | 88,89% | 88,67% |
Мурманская область | 121,95% | 103,07% | 84,41% | 92,32% |
Новгородская область | 95,84% | 94,71% | 97,65% | 94,57% |
Псковская область | 89,14% | 88,10% | 90,66% | 94,10% |
город Санкт-Петербург | 87,73% | 87,57% | 87,56% | 88,73% |
Ненецкий АО | 147,56% | 140,38% | 154,60% | 126,77% |
СКФО | 89,18% | 89,60% | 85,87% | 90,57% |
Республика Дагестан | 83,16% | 84,26% | 84,24% | 84,89% |
Республика Ингушетия | 93,28% | 93,81% | 93,30% | 99,02% |
Кабардино-Балкарская Республика | 86,70% | 87,95% | 90,48% | 94,21% |
Карачаево-Черкесская Республика | 91,81% | 91,75% | 92,56% | 94,31% |
Республика Северная Осетия-Алания | 88,48% | 89,38% | 89,15% | 87,62% |
Чеченская Республика | 97,47% | 100,11% | 66,44% | 100,40% |
Ставропольский край | 88,75% | 88,81% | 88,72% | 89,48% |
ЮФО | 90,10% | 89,76% | 90,31% | 91,59% |
Республика Адыгея | 85,74% | 86,11% | 86,69% | 86,78% |
Республика Калмыкия | 80,22% | 82,45% | 87,15% | 81,10% |
Республика Крым | 85,70% | 86,23% | 86,95% | 89,73% |
Краснодарский край | 90,74% | 90,76% | 91,30% | 93,21% |
Астраханская область | 65,85% | 64,39% | 60,28% | 58,65% |
Волгоградская область | 90,70% | 88,23% | 89,15% | 90,69% |
Ростовская область | 92,72% | 92,84% | 93,70% | 94,07% |
город Севастополь | 81,26% | 81,25% | 81,10% | 82,99% |
ПФО | 86,26% | 85,60% | 81,02% | 86,79% |
Республика Башкортостан | 91,04% | 89,38% | 90,28% | 90,53% |
Республика Марий-Эл | 88,36% | 88,19% | 89,24% | 90,19% |
Республика Мордовия | 92,38% | 92,81% | 93,27% | 90,54% |
Республика Татарстан | 87,88% | 87,56% | 87,38% | 88,48% |
Удмуртская Республика | 79,95% | 79,29% | 79,71% | 81,95% |
Чувашская Республика | 83,60% | 84,24% | 85,56% | 85,71% |
Кировская область | 87,05% | 87,45% | 88,82% | 87,36% |
Нижегородская область | 88,99% | 88,96% | 63,08% | 88,59% |
Оренбургская область | 71,29% | 69,82% | 70,75% | 73,44% |
Пензенская область | 91,13% | 90,95% | 90,54% | 91,12% |
Пермский край | 82,01% | 80,64% | 80,76% | 82,69% |
Самарская область | 83,63% | 83,27% | 83,77% | 85,13% |
Саратовская область | 84,06% | 83,23% | 83,56% | 85,61% |
Ульяновская область | 91,22% | 91,09% | 91,05% | 91,37% |
УФО | 77,92% | 77,35% | 76,67% | 79,32% |
Курганская область | 85,43% | 84,69% | 86,21% | 88,07% |
Свердловская область | 91,64% | 91,50% | 91,20% | 91,40% |
Тюменская область | 83,81% | 84,28% | 84,55% | 84,61% |
Челябинская область | 91,11% | 90,80% | 90,76% | 92,32% |
Ханты-Мансийский АО — Югра | 58,70% | 56,89% | 57,34% | 62,57% |
Ямало-Hенецкий АО | 64,39% | 65,61% | 61,99% | 63,94% |
СФО | 84,16% | 84,22% | 84,50% | 85,56% |
Республика Алтай | 90,52% | 91,58% | 93,17% | 94,00% |
Республика Тыва | 77,99% | 76,66% | 82,10% | 73,53% |
Республика Хакасия | 89,66% | 89,94% | 90,09% | 92,13% |
Алтайский край | 90,16% | 89,74% | 89,67% | 90,15% |
Красноярский край | 78,06% | 79,53% | 80,66% | 83,04% |
Иркутская область | 77,06% | 77,21% | 77,83% | 78,88% |
Кемеровская область — Кузбасс | 90,77% | 89,43% | 88,67% | 88,95% |
Новосибирская область | 89,51% | 89,55% | 89,83% | 90,25% |
Омская область | 88,27% | 88,51% | 89,06% | 90,73% |
Томская область | 77,34% | 77,03% | 76,51% | 77,02% |
ДФО | 96,97% | 95,85% | 94,96% | 95,86% |
Республика Бурятия | 90,62% | 91,55% | 89,74% | 89,66% |
Республика Саха (Якутия) | 90,67% | 89,68% | 86,76% | 87,16% |
Приморский край | 94,38% | 93,25% | 93,19% | 94,23% |
Хабаровский край | 92,91% | 91,97% | 91,61% | 94,62% |
Амурская область | 130,35% | 127,83% | 131,40% | 124,68% |
Камчатский край | 90,25% | 89,69% | 82,32% | 85,99% |
Магаданская область | 97,54% | 98,80% | 95,29% | 91,23% |
Сахалинская область | 98,33% | 96,99% | 93,92% | 89,72% |
Забайкальский край | 89,50% | 87,29% | 87,42% | 90,06% |
Еврейская автономная область | 86,78% | 90,63% | 105,64% | 112,00% |
Чукотский АО | 120,31% | 115,38% | 111,56% | 110,23% |
БАЙКОНУР | 93,39% | 71,83% | 74,90% | 73,78% |
Какие уведомления и отчёты нужно подать в январе
В январе кроме традиционной отчетности компании подают большое количество уведомлений: о смене налогового режима, объекта налогообложения или порядка уплаты НДФЛ. Такие уведомления безопаснее подавать до 30 декабря 2022 года, однако из-за праздничных дней сроки сдвинулись. Последний день для подачи уведомлений — 9 января 2023 года.
Важно! Срок сдачи большинства деклараций и расчетов приходится на 25 января — это связано с переходом на ЕНП и единые сроки отчетности.
Срок |
Вид отчета |
Кто сдает |
до 9 января |
Уведомление о выборе ответственного подразделения по НДФЛ |
Организации, у которых несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, чтобы перечислять НДФЛ в одну инспекцию с 2023 года |
Уведомление о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК |
Контролирующие лица, которые решили изменить порядок уплаты НДФЛ с прибыли КИК |
|
Уведомление о переходе на УСН |
Организации и ИП, которые хотят применять УСН с 2023 года |
|
Уведомление об изменении объекта налогообложения с 2023 года |
Организации и ИП, которые хотят сменить объект налогообложения с 2023 года |
|
Уведомление о переходе на АУСН |
Организации и ИП, которые хотят применять АУСН с 2023 года |
|
Уведомление об отказе от АУСН через личный кабинет налогоплательщика |
Организации и ИП, которые решили отказаться от применения АУСН с 2023 года |
|
Уведомление о переходе на ЕСХН |
Сельскохозяйственные товаропроизводители, которые решили перейти на ЕСХН с 2023 года |
|
Уведомление о выборе обособленного подразделения на 2023 год |
Организации, у которых есть несколько обособленных подразделений в одном субъекте |
|
Декларация по НДПИ за ноябрь 2022 года |
Пользователи недр |
|
до 16 января |
СЗВ-М за декабрь 2022 года |
Все работодатели |
СЗВ-ТД за декабрь 2022 года |
Работодатели, если сотрудник переведен на другую постоянную работу или подал заявление о выборе формы трудовой книжки, а также при переименовании организации |
|
Уведомление об отказе от УСН |
Организации и ИП, которые решили перейти на ОСНО с 2023 года |
|
Уведомление об отказе от применения ЕСХН |
Сельскохозяйственные товаропроизводители, которые решили отказаться от ЕСХН с 2023 года |
|
до 20 января |
4-ФСС за 2022 год на бумаге |
Все работодатели |
ДСВ-3 за IV квартал 2022 года |
Работодатели, которые удерживают из зарплаты сотрудников и перечисляют в ПФР дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию |
|
Журнал учета счетов-фактур за IV квартал 2022 года |
Посредники, которые освобождены от уплаты НДС и не являются налоговыми агентами по этому налогу |
|
Единая упрощенная налоговая декларация за 2022 год |
Организации и ИП, которые не ведут деятельность. |
|
до 25 января |
РСВ за 2022 год |
Все страхователи |
4-ФСС за 2022 год в электронном виде |
Все работодатели |
|
Декларация по НДС за IV квартал 2022 года |
Плательщики НДС и налоговые агенты |
|
Отчет об операциях с прослеживаемыми товарами за IV квартал 2022 года |
Организации и ИП, которые проводили операции с прослеживаемыми товарами |
|
Декларация по водному налогу за IV квартал 2022 года |
Плательщики водного налога |
|
Декларация по НДПИ за декабрь 2022 года |
Пользователи недр |
|
Уведомление об НДФЛ, удержанном с 1 по 22 января 2023 года |
Все налоговые агенты по НДФЛ |
|
до 30 января |
Отчет по счетам за границей и иностранным электронным кошелькам за IV квартал 2022 года |
Резиденты — юридические лица и ИП |
Условия, при которых вычет может быть применен
Вычеты по НДС регламентируются статьей 171 НК РФ.
Для того чтобы корректно применить вычет, необходимо соблюсти условия, закрепленные в пункте 1 статьи 172 НК РФ:
- Операции, для осуществления которых были приобретены товары (работы, услуги) должны обязательно облагаться НДС
- По приобретенным товарам (работам, услугам) должны присутствовать все первичные документы, а сама покупка должна быть проведена в учете
- Обязательным условием является наличие правильно оформленного счета – фактуры
В ноябре 2011 года Минфин выпустил два письма: №03-07-13/01-46 и №03-07-13/01-49. В них сказано, что вычет не может быть применен, если:
- Товары были приобретены и будут проданы не на территории России
- Товары куплены в России, но продаваться будут за границу
Нужно также помнить, что вычет предоставляется независимо от того, была ли произведена оплата за товары (работы, услуги) или нет, поскольку в отношении операций с НДС применяется метод начисления. Главное – наличие правильно оформленного счета – фактуры. Ведь большинство отказов по вычетам происходит именно вследствие некорректного заполнения документа. Однако если недочеты в заполнении не критичные, то, согласно пункта 2 статьи 169 НК РФ, НДС по такому счету – фактуре будет принят к вычету.
Вычет по авансам с трехлетним сроком давности.
Нередко налоговики направляют компаниям требования о предоставлении пояснений, если в книге покупок отражен «отработанный» аванс с трехгодичным сроком давности.
Например, в налоговой декларации за II квартал 2018 года заявлен «отработанный» аванс за I квартал 2015 года. Несмотря на то, что представители Минфина не видят препятствий по заявленным вычетам со «старой» предоплаты (Письмо от 07.05.2018 № 03-07-11/30585), налоговики просят у компаний пояснений в случае, если между предоплатой и отгрузкой товаров (работ, услуг) прошло более трех лет.
Ответ на требование № 5/55 от 06.08.2018
о вычете с полученного от покупателя авансаКомпания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/55 от 06.08.2018 поясняет следующее.
В январе 2015 года компания получила предоплату от покупателя ООО «Лютик» в размере 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).
С полученной суммы предоплаты компания исчислила НДС в размере 18 000 руб. и отразила в книге продаж за I квартал 2015 года.
Однако продукция была изготовлена и отгружена только в мае 2018 года в связи с освоением новой технологической линии производства. В связи с этим компания отразила в книге покупок за II квартал 2018 года вычет в размере 18 000 руб.
Трехгодичный срок для предъявления суммы НДС к вычету в данном случае не действует.