Как подавать уточненные декларации в 2023 году, чтобы не было штрафов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подавать уточненные декларации в 2023 году, чтобы не было штрафов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.
Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?
Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:
— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;
— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:
-
уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;
-
до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Уточненная декларация: подавать или нет
Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.
Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».
Правовая сущность корректировки
Это делается в любом случае, но ФНС интересует, чтобы уточнения были внесены при обнаружении факта неотражения или неполного отражения данных, а также ошибок, приводящих к занижению налога.
Плательщик налогов может представить налоговикам ещё и уточненную декларацию при обнаружении недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению налога, подлежащего уплате. Уточненная декларация в таком случае не считается представленной с нарушением срока, даже если с внесением изменений плательщик вышел за его пределы.
На основе данных из уточненных деклараций налоговая инспекция в карточке расчетов плательщика с бюджетом должна скорректировать суммы налогов, которые необходимо оплатить. Если им подаётся исправленная декларация, в которой указан размер налога к доплате, инспекторы ФНС вправе на разницу выставить требование об уплате налога.
С правом плательщика представить в ФНС исправленную декларацию корреспондирует обязанность инспекции принять эту декларацию, провести в установленный срок камеральную проверку и вынести законное и обоснованное решение по ее результатам.
Кто именно обнаружит ошибки в случае, если исправленную декларацию подаёт сам плательщик не имеет правового значения. В статье не предусмотрено наличие или отсутствие какого-либо аудиторского заключения.
Буквальное толкование положений рассматриваемой статьи говорит о том, что обязанность представления исправленной декларации обусловлена фактом обнаружения ошибочности сведений самим плательщиком. Однако ничто не запрещает ему пригласить для этой цели аудиторов или консультантов.
Когда налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию
Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.
Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен. Даже если с момента подачи ошибочной декларации прошло больше трех лет (глубина проведения выездной проверки), налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, если обнаружил недоимку по налогу.
Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.
Что касается переплаты налога в бюджет, то перед подачей уточненной налоговой декларации стоит оценить целесообразность этого шага. Дело в том, что при занижении налоговой базы (то есть налог был переплачен в результате завышения доходов или занижения расходов) налоговая инспекция может провести выездную проверку по периоду, за который была подана уточненная налоговая декларация.
Кроме того, для подтверждения факта переплаты налога необходимо будет представить в ФНС документы, на базе которых подготовлена уточненная декларация (договоры с контрагентами, первичные и платежные документов, счета-фактуры). Если вы уверены в своей правоте, можете подтвердить ее документально, а сумма переплаты значительна, то подавать уточненку действительно стоит.
Как пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости земель?
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.
С 2021 г. организации отменяется обязанность по подаче декларации по земельному налогу 2020 для юридических лиц. То есть сдавать годовую декларацию по земельному налогу 2020 не надо. Организации самостоятельно рассчитывают земельный налог за 2020 г. и перечисляют его в бюджет.
На это обращает внимание и Минфин РФ в письме от 07.12.2010 № 03-07-11/476 (правда, в нем чиновники ссылаются на действующее в то время постановление Правительства от 02.12.2000 № 914).
Сообщение из ИФНС о сумме земельного налога
Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.
Форма предназначена исключительно для сообщений об отсутствии или некорректной информации на сайте ФНС России и не подразумевает обратной связи. Информация направляется редактору сайта ФНС России для сведения.
Согласно статьям 54 и 81 НК РФ при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
Про эти негативные последствия представления уточненок известно давно. Почему мы вновь заговорили о них сейчас? За ответом загляните в следующий раздел.
Невыполнение одного из условий (например, в случае неуплаты пеней) может послужить основанием для привлечения налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) к ответственности.
Когда штраф начисляться не должен?
Логика проста: если налогоплательщик подает уточненную декларацию, не нарушая налоговое законодательство, штрафовать за ошибку ФНС не должна. Но бывают ситуации, когда регуляторы пренебрегают этим правилом. Важно знать, когда штрафы неправомерны, чтобы уверенно отстаивать свои интересы, в том числе и в суде.
Приведу в пример прецедент, по результатам которого Пленумом ВАС РФ вынесено постановление № 57 от 30.07.2013. Налогоплательщик допустил ошибку в первичной декларации. Эта ошибка привела к занижению суммы налога. Налогоплательщик выявил недостоверные сведения, подал уточненку в налоговую, но не заплатил недоимку и пеню. При этом у него по соответствующему налогу была переплата, покрывающая сумму недоимки и пени. ФНС не зачла переплату в счет недоплаченного налога, оштрафовала налогоплательщика. Компания подала в суд и выиграла дело.
Что будет, если подать уточненку после выездной проверки?
Налогоплательщик получает Акт выездной налоговой проверки. Казалось бы, подавать уточненную декларацию бессмысленно. Проверка закончена, анализировать уточненные сведения никто не будет, и на результаты проверки новая декларация не повлияет.
На самом деле, шанс кое-что изменить есть. Если ИФНС не вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, она может провести дополнительные мероприятия налогового контроля. И для проведения таких мероприятий есть два инструмента: камеральная, выездная проверка.
Обратите внимание: ИФНС может назначить повторную выездную проверку, предметом которой станут сведения из уточненной декларации.
Камеральная проверка проводится, если назначение выездной нецелесообразно.
Ошибка при расчете налоговой базы
Порядок исправления ошибок, допущенных в результате искажения налоговой базы, зависит от возможности определения периода их совершения и последствий. Об этом говорится в п. 1 ст. 54 Налогового кодекса. Так, если период допущения выявленной ошибки установить нельзя, то перерасчет налоговой базы и налога производится в декларации за текущий период (в котором выявлены искажения).
Когда период, в котором допущены нарушения в исчислении налоговой базы, известен, ошибка исправляется таким образом. При занижении налоговой базы — обязательно в периоде совершения ошибки. То есть исправления вносятся в декларацию за тот налоговый (отчетный) период, в котором была занижена налоговая база.
При завышении налоговой базы, приведшем к излишней уплате налога, ошибка исправляется по желанию налогоплательщика: в декларации за текущий отчетный (налоговый) период или в периоде допущения ошибки (данная норма введена с 2010 г.). Аналогичная позиция заявлена и Минфином России в Письмах от 28.06.2010 N 03-03-06/4/64, от 13.04.2010 N 03-03-06/1/261, от 29.03.2010 N 03-02-07/1-131 и от 18.03.2010 N 03-03-06/1/148.
Напомним, что уточненная налоговая декларация (расчет) составляется по форме, действовавшей в том налоговом (отчетном) периоде, за который она подается (п. 1 ст. 54 и п. 5 ст. 81 НК РФ).
Как заполнить уточненную декларацию
Тот факт, что отчет по импорту из ЕАЭС корректировочный, удостоверяется проставлением номера корректировки на титульном листе:
- 1, если уточняется первичка;
- 2, если уточняется первая корректировка;
- 3, если уточняется вторая корректировка, и т. д.
В уточненке приводятся правильные сведения по тем строкам, в которых были ошибки, и полностью копируются другие из первичной или предшествующей декларации. Уточненная декларация по косвенным налогам сдается по той форме, которая действовала на момент сдачи корректируемой.
Декларация дополняется:
- документами, подтверждающими факт возврата товара поставщику и отражающими причины принятия покупателем решения о возврате (их перечень приведен в п. 23 приложения 18);
- при возврате части товаров — уточненным заявлением об импорте товаров (по приложению 1 к протоколу об обмене информацией между странами ЕАЭС от 11.12.2009);
- при возврате всей партии товаров — уведомлением об этом в ФНС в свободной форме (со ссылкой на дату и номер первичного заявления об импорте товаров).
ФНС может утвердить официальную форму уведомления о возврате всех товаров.
Создание и разноска проводок ГК по земельному налогу
После расчета и утверждения налоговых регистров и создания декларации по земельному налогу можно создать проводки для начисления земельного налога. Выполните следующие действия.
-
Откройте Основные средства (Россия) > Журналы > Журнал налоговых регистров.
-
Выберите журнал, затем выберите Журнал ГК > Земельный налог.
-
Выберите Создать.
-
В поле Наименование выберите наименование журнала земельного налога.
-
Выберите Строки для просмотра строк журнала, которые содержат проводки начисления земельного налога, которые были созданы на основании данных налогового регистра и настроек параметров для основных средств.
-
Проверьте и разнесите журнал.
Уточненную декларацию подает правопреемник
Юридическое лицо реорганизуется путем присоединения к другому юридическому лицу. Каков порядок представления уточненной декларации по налогу на прибыль реорганизованной организацией за налоговый период до реорганизации?
Напомним, что в ст. 57 ГК РФ предусмотрено пять форм реорганизации: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. Присоединение — форма реорганизации, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При присоединении прекращает существование присоединяемое юридическое лицо (или несколько лиц), а лицо, к которому присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает права и обязанности присоединяемого лица (лиц).
На основании ст. 58 ГК РФ правопреемство при присоединении происходит посредством составления передаточного акта. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Таким образом, при присоединении права и обязанности присоединяемой организации переходят к другой организации в день, когда вносится запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенной организации.
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Основание — п. 1 ст. 23 НК РФ.
Когда уточненку можно не подавать
Если же исправления не уменьшили сумму налога либо привели к его переплате, то представление уточненки не является обязательным – подавать или нет уточненную декларацию по налогу на прибыль к уменьшению компания решает сама (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). Как правило, такие ошибки предприятия учитывают и поправляют при возможности в декларации за текущий период. Это целесообразно и с практической точки зрения, поскольку по факту представления уточнений ИФНС обычно инициирует проверку по периоду, за который они подаются.
Для подтверждения произошедшей переплаты налога необходимо предъявить в ИФНС документы, послужившие основанием для уточнений (контракты, договоры, счета-фактуры, платежки и пр.), хотя за давностью лет эти документы могут и не сохраниться. Тем не менее, при существенных суммах переплаты и с полным пакетом подтверждающих документов предприятию лучше исправить ситуацию, подав уточнения, поскольку лишь оно заинтересовано в возврате или зачете средств.
Земельный налог — 2021: начисление
Бухгалтерская справка может послужить и дополнительным аргументом в судебном споре. Суды принимают ее в качестве надлежащего доказательства. В частности, она поможет обосновать понесенные расходы, финансовое положение, размер причиненного вреда. Пригодится она и в спорах с работниками.
При этом важно понимать, что такая справка не имеет целью зафиксировать тот или иной факт хозяйственной жизни для его отражения в учете, а носит лишь информационный характер.
Оформлять справку следует с описанием проведенных ранее операций или с требуемыми расчетами. Из нее должно быть понятно, какие справочные данные вы хотите подтвердить или опровергнуть.
Приведем пример. Сотрудника уволили неправомерно, и теперь он через суд требует заплатить ему средний заработок за период вынужденного прогула. Представить информацию о заработке можно следующим образом.
Согласно положениям обновленных инструкций № 157н, 162н (в редакции приказов Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н, от 28.10.2020 № 246н соответственно) порядок отражения в бюджетном учете операций по исправлению ошибок прошлых лет зависит от того:
-
кем выявлены ошибки (уполномоченными органами контроля или иными лицами);
-
в каком году допущены ошибки (в прошлом или ранее прошлого);
-
требуется ли при исправлении корректировка показателей финансового результата (доходов и расходов) прошлых лет или нет.
В случае если ошибки выявлены в ходе проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной отчетности, то для их исправления применяются следующие счета:
Счета бюджетного учета |
||
не корректирующие показатели финансового результата |
корректирующие показатели финансового результата |
|
доходы |
расходы |
|
Ошибка за прошлый год, предшествующий отчетному |
||
1 304 66 000 |
1 401 16 000 |
1 401 26 000 |
Ошибка за иные прошлые годы |
||
1 304 76 000 |
1 401 17 000 |
1 401 27 000 |
Уточняем плату за землю: теоретические аспекты
Подпунктом 1.6 пункта 1 Указа № 512 предусмотрено, что срок действия моратория на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом (далее – арендная плата) пролонгирован по 31 марта 2022 года.
Действие указанного подпункта распространяется на отношения, возникшие с 1 октября 2020 г. При перерасчете арендной платы в сторону уменьшения за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г. корректировка налоговой базы НДС производится арендодателем на основании статьи 129 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) в текущем периоде, т.е. в 2021 году на основании согласованного арендодателем и арендатором уменьшения стоимости услуг (арендной платы), выставленного арендодателем дополнительного (исправленного) электронного счета-фактуры (далее — ЭСЧФ), подписанного арендатором электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП), в случае если ранее выставленный ЭСЧФ был подписан ЭЦП арендатором.
Отражение в налоговой декларации (расчете) по НДС суммы уменьшения оборота по реализации применительно к дате подписания арендатором ЭЦП дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, выставленного арендодателем, производится в порядке, установленном пунктом 4 статьи 129 НК.
Корректировка налоговых вычетов в сторону уменьшения производится арендатором на основании пункта 18 статьи 133 НК в том отчетном периоде, на который приходится согласованное арендодателем и арендатором в установленном порядке уменьшение стоимости услуг (арендной платы).
В целях исчисления налога на прибыль в случае уменьшения (увеличения) арендной платы у арендодателя подлежат корректировке внереализационные доходы и (или) внереализационные расходы в том отчетном периоде, в котором имело место уменьшение (увеличение) арендной платы, а у арендатора в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка затрат, учитываемых при налогообложении.
Исключения из этого правила предусмотрены частью третьей пункта 13 статьи 168 НК.
К таким исключениям относятся, случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные требованием (уведомлением, инициативой) третьих лиц, а не соглашением сторон, и не относятся случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные вступлением в силу нормативно-правого акта, изменяющего размер арендной платы.
При пересчете арендной платы за IV квартал 2020 г. на основании норм подпункта 1.6 пункта 1 Указа № 512 налоговая база для целей исчисления налога на прибыль у арендодателя и арендатора корректируется в том отчетном периоде, в котором произведен перерасчет арендной платы, т.е. в 2021 году.
Арендодатели, применявшие в 2020 году УСН и применяющие в 2021 году этот режим налогообложения, в 2021 году при пересчете в сторону уменьшения арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года уменьшают сумму налога при УСН в порядке, установленном подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 331 НК.
Плательщиками, перешедшими с общей системы налогообложения на особые режимы налогообложения с 2021 года и наоборот, уменьшение арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года учитывается при формировании налоговой базы того налога, при исчислении которого была учтена арендная плата за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года.
Подпунктом 1.7 пункта 1 Указа № 512 предоставлена преференция в виде смещения момента фактической реализации для целей исчисления НДС при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за предусмотренное Указом № 512 недвижимое имущество арендатору.
Так, при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за недвижимое имущество, если день сдачи такого недвижимого имущества в аренду приходится на период с 1 января по 30 июня 2021 г., днем сдачи арендодателем в аренду такого недвижимого имущества для целей исчисления НДС признается 31 декабря 2021 г.
Следует отметить, что применение вышеуказанной нормы в части смещения момента фактической реализации является не правом плательщика, а следовательно, при предоставлении отсрочки по арендной плате у плательщика момент фактической реализации для целей исчисления НДС будет определяться в порядке, установленном Указом № 512.
Подпунктом 1.8 пункта 1 Указа № 512 нанимателю предоставлено право:
• предоставлять работнику с его согласия отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем, с сохранением работнику за период отпуска заработной платы в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением (абзац третий подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512);
• освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней суммарно в течение срока действия Указа № 143 без предоставления работником листка нетрудоспособности. Сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом организации, за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (абзац шестой подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512).
С учетом положений пункта 1, подпункта 2.9 пункта 2 статьи 170, подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК (с учетом изменений НК с 2021 г.) вышеназванные выплаты работникам, занятым в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, с соблюдением порядка, установленного абзацем третьим и шестым подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512, с 2021 г. подлежат при исчислении налога на прибыль включению в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Указанные выплаты работникам, занятым в социальной сфере, с 2021 г. подлежат включению в состав внереализационных расходов на основании подпункта 3.28 пункта 3 статьи 175 НК.
С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»
- Последние
- Популярные