Права и обязанности инспектора ДПС в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности инспектора ДПС в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Безусловно, основным документом, который регламентирует действия участников дорожного движения, являются правила дорожного движения. Но если мы говорим об обязанностях инспектора ДПС, нам стоит обратить свое внимание на приказ МВД России «О полномочиях должностных лиц системы МВД РФ по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» от 05.05.2012 № 403, которым утверждены Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (далее — приказ № 403).
Что могут инспекторы ГИБДД
- Когда сотрудник Госавтоинспекции останавливает водителя, тот может потребовать у инспектора предъявить документы, которые послужили поводом для остановки. Теперь сотрудник может не предоставлять такие документы на месте – для этого нужно проследовать в отдел полиции или ГИБДД.
- В случае аварии сотрудник ГИБДД должен проинформировать родственников пострадавших, которые в результате ДТП оказались в больнице. Несмотря на то, что это правило уже было зафиксировано в Законе о полиции, теперь оно дублируется и в нормативных актах.
- Если при остановке ТС были выявлены такие проблемы, как неисправность тормозов, нерабочие фары (в ночное время) или стеклоочистители (в дождь), а также рулевое управления, инспектор может потребовать остановить автомобиль до устранения неисправностей. Напоминаем, что и раньше с такими неисправностями ездить было запрещено. Однако теперь водитель должен такое припарковать свой автомобиль на время ремонта так, чтобы он не был угрозой безопасности другим участникам дорожного движения. Если неисправности несущественны, их можно исправить на месте или проследовать к месту ремонта, соблюдая меры предосторожности.
- Все также инспекторы могут осуществлять скрытое наблюдение за движением – например, на ТС без цветографических сфер – однако без права составлять протоколы о правонарушениях. Для этого данные о правонарушении, в том числе с камер, сотрудник будет должен передать наряду ДПС, которые работает на служебном ТС и может остановить нарушителя ПДД.
- В приказе расшифрована и другая неточность, которая раньше вызывала споры – сотрудник может остановить автомобиль для проверки документов, не имея для того каких-либо дополнительных оснований.
- В случае отстранения от управления ТС – это относится к вождению без удостоверения, в пьяном виде и другим грубым нарушениям ПДД – теперь сотрудник полиции может потребовать водителя покинуть авто. А если тот не повинуется –оформить это по ст. 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». Раньше четких практических действий в случае отстранения от управления автомобилем прописано не было.
Новый приказ фактически не содержит новых прописанных прав, а только разбирает различные процедуры, которые описаны в законах и касаются инспекторов и водителей. Это сделано для того, чтобы уменьшить количество конфликтных ситуаций.
Новые причины остановки и проверки документов
А начнём мы, пожалуй, с одного из самых наболевших при общении водителей с ДПС вопросов – основания для требования об остановке транспортного средства и проверки документов.
Про возможность проверки водительских прав, свидетельства о регистрации и страховки ОСАГО на стационарных постах официальную трактовку убрали ещё в далёком 2017 году, когда ввели, собственно Приказ №664 с его регламентом. Это для справки для тех, кто не в курсе об изменениях законодательства в России.
В текущей редакции Административного регламента существуют свои причины для остановки автомобиля и другие – для проверки документов. Причём, основания последней процедуры ссылаются на первые. В новом же Приказе, можно сказать, что полномочия ГИБДД в этом плане расширили.
Но получилась своего рода абсурдная ситуация. Почему? А потому что одним из оснований для требования об остановке является проверка документов водителя. А причиной для последнего является – остановка машины.
То есть представьте себе диалог водителя и инспектора ДПС после того, как последний остановил первого:
— Предъявите ваши водительское удостоверение, регистрационный документ и полис ОСАГО! – требует сотрудник ГИБДД.
— А какая причина остановки? – вопрошает водитель.
— Проверка документов.
— Хорошо, а основания для проверки?
— Я вас остановил.
И такое общение в ГИБДД будет вполне в рамках закона. Вот официальная трактовка из нового Приказа:
77.Сотрудник вправе предъявить требование о передаче ему для проверки предусмотренных Правилами дорожного движения документов, в случаях:
…
остановки транспортного средства;
55.Остановка сотрудником транспортного средства производится, для выполнения возложенных на полицию обязанностей в случаях:
…
55.13. Необходимости проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
Права и обязанности инспектора ДПС
Очень часто водители жалуются на то, что инспекторы ДПС ведут себя довольно грубо и не объясняют причины остановки транспортного средства. Но приказом № 403 предусмотрено, что сотрудники ДПС должны проявлять вежливость и тактичность в обращении с гражданами.
Что запрещено делать инспектору?
Приказ № 664 дает сотрудникам ГИБДД не только полномочия, но и обязанности, а также вводит некоторые запреты.
Инспекторам запрещено:
- Обращаться к гражданам на «ты», грубить, дискриминировать, оскорблять, провоцировать на противоправные действия (п. 43-44 Приказа).
- Требовать выйти из автомобиля, если на это нет оснований (представление угрозы безопасности самого инспектора, задержание водителя, проведение досмотра или освидетельствования).
- Открывать сумки и перебирать личные вещи граждан в ходе досмотра.
- Требовать открыть багажник, бардачок и так далее, если не проводится досмотр или осмотр с составлением соответствующих документов.
Категории водительских прав
В соответствии с пройденными в автошколе курсами и удачными результатами экзаменов удостоверению каждого водителя присуждается одна или несколько категорий транспортных средств, которыми он имеет право управлять.
Ниже представлена наглядная таблица категорий:
Обозначение категории | Расшифровка |
А | Мотоциклы |
А1 | Малые мотоциклы и мопеды с мощностью до 11 КВт и объемом двигателя 50-125 см в кубе |
В | Легковые автомобили с удельной массой не более 3,5 тонн и количеством общих посадочных мест не более 9 |
В1 | Квадрициклы и троециклы |
ВЕ | Легковые автомобили с прицепом не тяжелее 750 килограммов |
С | Автомобили тяжелее 3,5 тонн с возможностью прицепа до 750 килограммов удельной массы |
С1 | Автомобили с удельной массой в диапазоне 3,5-7,5 тонн |
СЕ | Автомобили категории С, прицеп которых весит 750 кг – 3,5 тонн |
С1Е | Автомобили категории С с прицепом, удельная масса которого превышает 750 килограммов, если их общий вес не более 12 тонн |
D | Средства для перевозки пассажиров, общее посадочное число мест которых превышает 9 с разрешением на прицеп до 750 килограммов |
D1 | Автомобили с суммарным количеством мест 9-17 |
DE | Средства категории D с возможностью прицепа от 750 килограмм до 3,5 тонн |
D1E | Категория DE с возможностью прицепа, при котором общий вес транспортного средства не превысит 12 тонн |
M | Малолитражные мопеды и другие средства передвижения, объем двигателя которых не превышает 50 см в кубе |
Tm | Водители трамваев |
Tb | Водители троллейбусов |
На некоторых категориях стоит остановиться отдельно.
Права инспектора ГИБДД
Инспектор дорожно-патрульной службы имеет полное право остановить транспортное средство в таких случаях:
- Безопасность дорожного движения нарушена, и этот факт зафиксирован при помощи специальных технических средств или визуально;
- Имеются данные об участии данного средства в противоправных мероприятиях или об угоне;
- Переданные ориентировки на задержание от других сотрудников ДПС или участников дорожного движения, подкрепленные визуальным наблюдением признаки причастности водителя или пассажиров к совершению ДТП, преступления или любого другого правонарушения;
- Необходимость опроса присутствующих в автомобиле людей, которые являются свидетелями ДТП;
- В случае привлечения водителя или пассажиров в качестве понятых;
- Необходимость эксплуатации транспортного средства в служебных целях в соответствии с абз.5 п.4 Административного регламента;
- Потребность в остановке для оказания водителем помощи другим водителям, пассажирам, пешеходам или сотрудникам ДПС;
- Специальных процедур контроля транспортных средств, перемещающихся в них лиц или грузов;
- Проверки документации водителя, технического средства передвижения, присутствующих пассажиров или грузов.
Во всех этих случаях сотрудник ДПС обязан четко представиться и объяснить причину остановки водителю транспортного средства.
Европротокол при дорожно-транспортном происшествии
Европротокол – это возможность оформления ДТП его участниками самостоятельно без присутствия сотрудников дорожно-патрульной службы в ситуациях, если дорожное происшествие небольшое и пострадавших нет.
Документ позволяет избежать нежелательных пробок после аварии. Вам также не придется тратить время, дожидаясь сотрудников патрульной службы.
В каких случаях появляется право на оформление водителями Европротокола в России:
- Если в происшествии участвует не менее и не более двух средств передвижения;
- Пострадавшие и жертвы вследствие аварии отсутствуют;
- Любое другое имущество вокруг, кроме автомобилей, не имеет ущерба;
- Оба транспортных средства зарегистрированы в страховой компании «ОСАГО» или «Green Card»;
- Участники происшествия не имеют разногласий по поводу случившегося.
После обязательного самостоятельного заполнения документа и донесения его до своего страхового полиса водитель вправе получить компенсационную сумму в размере 50000 рублей. Существует возможность выплаты и в 400000 рублей, но при этом ваше транспортное средство должно быть оснащено спутниковыми системами, чтобы страховая компания могла установить примерное местонахождение автомобиля во время аварии.
При договоренности о составлении данного документа, оба водителя должны зафиксировать самостоятельно и при помощи технических средств следы аварии: следы тормозного пути шин, осыпи, трещины и вмятины. Нужно зафиксировать положение автомобилей на момент совершения аварии и переписать номера обоих транспортных средств.
Порядок составления Европротокола:
- Пользуйтесь только шариковой ручкой;
- Бланк заполняется обоими водителями – для каждого имеется своя колонка;
- Каждый из участников в самостоятельном порядке заполняет обратную сторону;
- Документ заполняется в двух экземплярах. Когда лицевая сторона обоих заполнена, их нужно разрезать;
- Оба водителя должны расписаться 2 раза: под приведенными данными и под «Согласием». На обратной стороне расписывается тот водитель, которому данный экземпляр принадлежит.
При разрезании возможно внесение различных исправлений и пояснений с обязательным проставлением подписи обоих участников.
После этого в течение 5 дней вы должны передать страховой компании извещение и приложить к нему требование о страховом возмещении ущерба, если виновником аварии выступает другой водитель. Помните, что приступать к ремонту автомобиля можно только через 15 дней после произошедшего либо с письменного разрешения вашей страховой компании.
Порядок осмотра и досмотра
Учтите, что осмотр и досмотр автомобиля — это разные процессуальные действия. В ходе осмотра полицейский может обойти машину, заглянуть под кузов. При этом он не имеет право трогать автомобиль руками и проникать в него. При осмотре разрешается пользоваться фонариком. Полицейский не обязан для осмотра уведомлять водителя и оформлять какие-либо документы. Основания для проведения осмотра:
- получение информации или ориентировок о противоправном использовании ТС;
- необходимость проверки маркировочных обозначений автомобиля, их сверки с данными в документах;
- имеющиеся признаки, указывающие, что транспортируемый грузовым авто груз не соответствует данным сопроводительной документации.
Досмотр предусматривает проникновение полицейского в транспортное средство, проверку содержимого багажника или грузового отсека. Основаниями для его проведения служат:
- проверка сведений о наличии в автомобиле оружия, боеприпасов, наркотиков, других запрещенных предметов или веществ;
- проверка сведений о наличии орудий совершения противоправных действий;
- задержание правонарушителей.
Определение факта нарушения и подготовка протокола
Если вас остановил инспектор ГИБДД, который инкриминирует вам правонарушение, уточните у него наличие доказательств. К таким доказательствам относятся, например, результаты фото- или видеофиксации. При наличии доказательств нарушения ПДД составляется административный протокол. Обратите внимание, что в любом случае действует принцип презумпции невиновности. Если вы не согласны, то совершили нарушение, вы можете не подписывать протокол или заносить в него свое несогласие. В последнем случае в строке «Подпись нарушителя» нужно исправить на «Подпись водителя», указать «Не согласен» и подписаться. Также рекомендуется проставить прочерки в графах с указанием свидетелей, чтобы далее в них не были записаны случайные лица. Также вы имеете право внести в протокол уточняющие сведения. Инспектор обязан предоставить водителю экземпляр протокола о нарушении. Его можно использовать в дальнейшем, чтобы оспорить действия сотрудника ГИБДД.
Какими полномочиями обладает инспектор ДПС?
Основной обязанностью инспектора ДПС является контроль за соблюдением правил дорожного движения водителями и владельцами транспортных средств. Инспекторы ДПС имеют право осуществлять проверки документов участников дорожного движения, а также применять специальные технические средства для контроля скорости и других параметров автомобилей.
Кроме того, инспекторы ДПС принимают участие в проведении профилактической работы, проводят предупредительные беседы с водителями и распространяют информацию о правилах безопасности на дорогах. Они также оказывают помощь участникам дорожного движения в случае происшествий или аварий.
У инспекторов ДПС есть возможность повышения квалификации и профессиональной подготовки. Для кандидатам в инспекторы ДПС требуется определенное образование и успешное прохождение конкурсного отбора. После этого они проходят специальное обучение в МВД России, чтобы получить дополнительные знания и навыки, необходимые для работы на этой должности.
Таким образом, инспектор ДПС является важным звеном в системе обеспечения безопасности дорожного движения и выполняет широкий спектр обязанностей, включая контроль за соблюдением правил дорожного движения, проверки документов участников дорожного движения, а также оказание помощи в случае происшествий на дорогах. Полномочия инспектора ДПС позволяют эффективно бороться с нарушителями и повышать уровень безопасности на дорогах России.
Отметим, что остановка транспортных средств ГИБДД не может производиться без причины. Для этого обязательно должны быть весомые основания. К ним могут относиться:
- признаки нарушения, которые инспектор мог зафиксировать визуально или с помощью специальных средств;
- наличие подозрительных фактов, указывающих на то, что автомобиль или другое транспортное средство находится в угоне;
- данные о том, что водитель или любой пассажир транспортного средства может быть причастен к дорожно-транспортному происшествию или какому-нибудь преступлению;
- водитель или пассажир стал свидетелем дорожно-транспортного происшествия или какого-то преступления;
- у стражей порядка появилась потребность привлечь понятых;
- остановка необходимо для распорядительных или регулировочных действий;
- срочная потребность в транспортном средстве возникла у сотрудников ГИБДД или врачей;
- с целью привлечь водителя или его пассажиров для оказания помощи сотрудникам полиции или потерпевшим;
- проведение специальных мероприятий, исполнение которых основано на распорядительных актах; в этом случае ваш автомобиль могут проверить на наличие людей, находящихся в розыске, либо запрещенных грузов.
Вы должны знать, что можете отказаться предъявлять документы инспектору ДПС, если он не назвал причину остановки. Остановка транспортного средства на участке дороги, где запрещено стоять, допускается только в случае срочной необходимости пресечь совершение преступления или правонарушения, когда возникает угроза жизни кого-нибудь из участников дорожного движения.
Алгоритм общения с инспектором ГИБДД
Порядок остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД подробно прописан в законе. Требуя остановиться, инспектор должен явно указать, где автомобиль необходимо припарковать. Это должно быть разрешенное для остановки места, за исключением особых случаев, описанных выше.
Остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен назвать свое имя и должность, сообщить о причине остановке. Кстати, ему разрешено скрыть от водителя истинную причину, по которой остановлен автомобиль, но только в том случае, если водителя или кого-то из его пассажиров подозревают в участии в преступлении или организации ДТП. Их задержание входит в обязанности сотрудников Госавтоинспекции.
Обратите внимание, что по правилам остановки сотрудникам ГИБДД запрещается требовать, чтобы водитель вышел из транспортного средства. Есть только несколько исключений, когда требования сотрудника ДПС выполнить необходимо. Водитель обязан выйти, если его подозревают в том, что он находится в состоянии наркотического, алкогольного или токсикологического опьянения, а также для устранения поломки авто или при выявлении нарушений правил транспортировки грузов, в случае если водители или пассажиры подозреваются в преступлении или помощь нужна другим водителям.
Также инспектор должен предъявить служебное удостоверение. Но тут есть оговорка, что делать это необходимо только по требованию водителя. Конечно, не все на такое решаются, может возникнуть психологический барьер при общении с представителем власти, преодолеть его не всегда удается. Предъявляя удостоверение, сотрудник дорожной полиции не должен передавать его в руки водителю, но должен по требованию сообщить номер своего нагрудного знака. Если остановка произошла по причине нарушения, то полицейский обязан подробно и ясно объяснить, в чем было нарушение.
Особенности оформления аварийного протокола
При заполнении аварийного протокола в 2024 году необходимо учесть следующие особенности:
1. Документация | Все данные о ДТП должны быть фиксированы в аварийном протоколе с максимальной точностью и детализацией. Важно заполнить информацию о месте и времени происшествия, участниках ДТП, их контактных данных и номерах прав. Также необходимо фотографировать повреждения автомобилей и составлять схему места происшествия. |
---|---|
2. Правильное описание происшествия | Описание происшествия должно быть четким и объективным. Важно указать обстоятельства, которые могли привести к ДТП, например, неправильное поведение других участников дорожного движения, наличие дорожных знаков или светофоров. Однако следует избегать приписывания вины другим участникам ДТП в аварийном протоколе – это уже касается судебного разбирательства. |
3. Подписи участников | К аварийному протоколу должны быть приложены подписи участников ДТП и очевидцев (при их наличии). Подписи должны быть нанесены на каждой странице протокола. Если один из участников отказывается подписывать или предоставлять необходимую информацию, необходимо описать это обстоятельство в протоколе. |
4. Сохранение и предоставление | Заполненный и подписанный аварийный протокол должен быть сохранен водителем каждого участника ДТП и предоставлен для подтверждения страховой компании или судебными органами при необходимости. Рекомендуется сделать копию аварийного протокола и фотографий повреждений автомобилей в целях обеспечения дополнительного доказательства при необходимости. |
5. Консультация у специалистов | В случае, если заполнение аварийного протокола вызывает затруднения или существует неопределенность в отношении правил заполнения, рекомендуется обратиться за консультацией к юристам или специалистам в области правового регулирования дорожного движения. |
Соблюдение правил оформления аварийного протокола поможет избежать проблем при работе со страховой компанией и упростит процесс рассмотрения и разрешения возможного судебного спора в случае необходимости.
Правила остановки при проезде ДПС
Водитель должен знать основные правила остановки при проезде ДПС для обеспечения безопасности и соблюдения дорожного движения. В случае, если водитель замечает сигналы или попытку остановки со стороны ДПС, следует выполнять следующие действия:
1. Снижение скорости: Водитель должен мгновенно начать снижение скорости и готовиться к остановке.
2. Включение аварийной сигнализации: При приближении к месту остановки необходимо включить аварийную сигнализацию, чтобы предупредить других участников дорожного движения о том, что транспортное средство остановится.
3. Выбор безопасного места остановки: Водитель должен выбрать безопасное место для остановки, убедившись, что транспортное средство не создаст помех для других участников дорожного движения.
4. Исполнение сигналов ДПС: Водитель должен следовать указаниям и сигналам сотрудников ДПС, соблюдая правила и инструкции, которые предписывают остановиться или проехать дальше.
5. Мирное поведение: Важно сохранять спокойствие и соблюдать вежливость при общении с сотрудником ДПС. Необходимо выполнять его указания и отвечать на вопросы четко и вежливо.
6. Одновременная сдача документов и их предъявление: После окончания остановки и выключения двигателя, водитель должен приступить к подготовке документов, нужных для их предъявления сотруднику ДПС.
7. Соблюдение правил безопасности: Водитель должен остановиться на безопасном расстоянии от края проезжей части и следовать инструкциям сотрудников ДПС для обеспечения безопасного прохождения остановки.
Соблюдение правил остановки при проезде ДПС является обязательным и необходимым для безопасного и гармоничного дорожного движения. В случае их нарушения, водитель может быть оштрафован или получить другие административные меры в соответствии с законом. Поэтому важно знать и соблюдать эти правила в любой ситуации.
Правила взаимодействия с инспектором ГИБДД
При остановке ДПС водитель должен знать определенные правила взаимодействия с инспектором ГИБДД. Соблюдение этих правил поможет избежать неприятностей и конфликтов с правоохранительными органами.
1. При получении сигнала остановки, водитель должен мгновенно снизить скорость и приступить к остановке автомобиля на установленном отмеченном месте.
2. Водитель, приближаясь к месту остановки, должен убедиться, что проехать через инспектора или представителя ГИБДД невозможно без чрезвычайной опасности, иначе нужно предложить инспектору перейти на обочину или на удобное и безопасное место для обеих сторон.
3. При остановке автомобиля, необходимо переключить зажигание и подать сигналы аварийной остановки, а также разобраться с включающимся сигналом аварийной остановки для пассажирского транспорта. Затем, включить левую или правую указывающую сигнальную лампу, указав направление остановки.
4. Водитель должен быть готов предъявить права и требовать представления инспекторских удостоверений. При этом важно помнить, что инспектор ГИБДД не имеет права требовать предъявления наличных денег, банковских карт и других ценностей.
5. Во время проверки документов и проверки состояния автомобиля, водитель должен следовать указаниям инспектора и не допускать неприязненного или агрессивного поведения. Важно помнить о соблюдении элементарных правил вежливости и сотрудничать с инспектором во время проверки.
6. В случае нарушения ПДД или обнаружения дефектов транспортного средства, инспектор ГИБДД имеет право составить протокол об административном правонарушении, выписать штраф или отправить транспортное средство на стоянку. В таком случае водитель также имеет право ознакомиться с этим протоколом и оставить свои замечания в нем.
Соблюдение указанных правил позволит водителю избежать проблем при взаимодействии с инспектором ГИБДД и обеспечит более плавный процесс досмотра и проверки.