Чем отличаются права международного образца от российских, есть ли разница
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличаются права международного образца от российских, есть ли разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для управления автотранспортными средствами на территории России водителю достаточно иметь розово-голубую карточку – удостоверение. На ней указан минимальный необходимый набор сведений о владельце и категориях транспортных средств, которыми он может управлять.
Разница в использовании удостоверения
Едва ли не самый животрепещущий вопрос в этом контексте о том, можно ли управлять машиной только по международным правам.
Внимание! Международное удостоверение не может использоваться отдельно от национальных водительских прав. Поэтому выезжая за границу в МВУ нельзя оставлять обычные права дома.
В России предъявлять международное удостоверение нет никакой необходимости. Достаточно обычной карточки на русском языке. Более того использовать МВУ в качестве альтернативы национальным правам нельзя. Так как они являются, по сути, лишь переводом обычного документа, предъявлять их инспектору смысла нет.
Он попросит обычные права и если их не окажется, то он составит протокол о нарушении КоАП по ст. 12.3. Но это лишь в случае, если права на само деле есть и просто оставлены дома. Гораздо хуже обстоят дела, если водитель лишен права управления транспортным средством и нарушает этот запрет. Остановленный для проверки документов водитель может попытаться предъявить МВУ вместо оригинала национальных прав. Скорее всего, инспектор решит проверить может ли задержанный водить машину. Сверка с базой данных займет минуту. Если окажется что водитель сел за руль после лишения, то ответственность будет уже по ст. 12.7 КоАП.
За границей МВУ так же предъявляется в комплекте с национальным удостоверением. Если россиянин находится не в стране пописавшей Венскую Конвенцию о дорожном движении, то использование международных прав обязательно. С МВУ он может управлять своей машиной, или арендовать транспорт в прокате. При остановке для проверки доку ментов так же предъявляются оба документа.
Итак, национальные и международные права не идентичны. Они отличаются как внешне, так и по порядку использования. И если путешественник направляется в одну из стран, где требуется МВУ, то национальное удостоверение обязательно берется с собой.
Особенности и различия международных и национальных прав
Действующее законодательство Российской Федерации разрешает отечественным автомобилистам использовать на территории страны и за ее пределами национальные права таких образцов:
В новых документах, которые стали получать водители с 2011 года, появилась нумерация и дополнительные наименования транспорта, что полностью соответствует требованиям Венской конвенции. Удостоверение выглядит так:
Замена старых прав на новые не предусмотрена действующим законодательством, поэтому их можно использовать до завершения срока действия. Чтобы использовать удостоверение за пределами территории Российской Федерации, их владельцы обязаны иметь при себе нотариально заверенный перевод такого удостоверения и международные водительские права. Водительский документ старого образца выглядит так:
МВУ – документ, подтверждающий право управления транспортными средствами исключительно за пределами Российской Федерации. Пунктом 36 раздела 3 постановления Правительства РФ от 24 октября 2014 года №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» предусмотрено, что в случае признания национального удостоверения недействительным, международный документ аннулируется. Образец удостоверения утвержден приказом МВД России от 28.09.1998 № 603 «О международном водительском удостоверении»:
Чтобы узнать, чем отличаются водительские права международного образца от национальных, ознакомьтесь с таблицей.
Параметры | Национальные права | Международный документ |
---|---|---|
Внешний вид | карта из пластика; бумажная книжка. | бумажная книжка размером 148 на 105 мм (формата А6) |
Количество листов | отсутствуют | 3 листа |
Защита от подделки | голографическая сетка; созданный особым способом переход цветов; штрихкод |
печати круглой и овальной формы |
Способ заполнения | на компьютере | на компьютере; от руки |
Язык заполнения | русский (надписи дублируются латинскими буквами) | русский, английский, французский, испанский и другие |
Размер госпошлины | 3 тысячи рублей (пластик) | 1600 рублей |
Выплата страховки | через страховой полис | при наличии полиса государства, на территории которого произошло ДТП |
Указание страны использования | отсутствует | допускается, но необязательно |
Ссылка на другие документы | отсутствует | номер и дата национального удостоверения |
МВУ и НВУ: процедурные особенностиУ водителей есть возможность сократить размер бюджетного платежа за получение международных прав в период с 1 января 2021 года по 1 января 2021 года: оплата госпошлины через портал Госуслуги позволяет сэкономить 30% от суммы.
Международное и национальное удостоверения водителя отличаются не только внешним видом, но и порядком выдачи, сроком действия и перечнем необходимых для получения документов.
Читайте подробнее, как происходит получение международного водительского удостоверения.
Чем отличаются международные права от российских
Для управления автотранспортными средствами на территории России водителю достаточно иметь розово-голубую карточку – удостоверение. На ней указан минимальный необходимый набор сведений о владельце и категориях транспортных средств, которыми он может управлять.
Для поездки за границу такого национального документа часто будет уже не достаточно. Если путешественник отправляется в страну, не участвующую в Венской Конвенции 1968 года, то он должен заранее получить международное водительское удостоверение. Этого можно не делать, если иностранец не планирует садиться за руль своего или арендного авто.
Эта статья расскажет, в чем основное отличие водительского удостоверения от международного водительского, а так же, как и при каких условиях можно пользоваться каждым из документов.
Стоит ли получать международные права
При наличии удостоверения нового образца оно абсолютно соответствует требованиям Венской конвенции. С такими правами можно водить авто за рубежом во всех странах, которые ратифицировали этот международный документ.
При этом водители сталкиваются с различными ситуациями. В большинстве случаев для решения различных вопросов на дороге хватает удостоверения РФ. Однако иногда появляются ситуации, когда на заграничных дорогах возникают сложности – к примеру, полиция может отказывать в оформлении дорожно-транспортного происшествия или не удается взять авто в аренду.
При наличии национального удостоверения старого образца, которое было выдано до 1 марта 2011 года, в настоящее время его нельзя использовать для управления авто в РФ и за рубежом. Такие права не дают возможности оформить международное водительское удостоверение. Это обусловлено истечением срока их действия. В таком случае нужно сначала заменить права РФ и лишь после этого получать международные.
Могут ли лишить национальных и международных прав за границей?
Да! В соответствии со ст. 42 Венской конвенции нарушителя правил вождения, действующих в стране пребывания, могут лишить НВУ или МВУ.
То есть, если вы выезжаете за границу, вы должны ездить по территории иностранного государства по законам принимающей страны. Ответственность в случае нарушения правил управления ТС вы понесёте также на основании законодательства страны пребывания. Это означает, что вас могут лишить прав даже за несоблюдение ПДД, которое в России наказывается только штрафом или вовсе нарушением не является.
Лишение НВУ или МВУ действует только на территории страны вашего пребывания, поэтому по дорогам другого государства вам передвигаться разрешается.
Будьте внимательны: если у вас изъяли НВУ, то международное удостоверение становится автоматически недействительным до возврата национальных прав.
Использование за рубежом
Прежде чем оформлять права международного образца, следует уточнить, не входит ли государство, в которое вы хотите отправиться на автомобиле, в число стран-участников Венской конвенции. Во все государства, подписавшие данное соглашение, разрешен въезд с российскими правами нового образца. Если же у автовладельца имеется только старое национальное удостоверение (в виде книжки), то ему в любом случае необходимо будет оформлять международный документ.
При управлении автомобилем в странах, подписавших Женевскую конвенцию, гражданину Российской Федерации обязательно нужно иметь при себе как международный, так и национальный документ, подтверждающий право вождения.
Отсутствие одного из этих удостоверений, обнаруженное при проверке за рубежом, может привести как минимум к штрафу.
Обычные водительские права
Традиционно автомобилисты пользуются национальными правами. При этом они должны соответствовать определенным стандартам оформления и позволять управлять только определенной категорией транспортных средств.
Предусматривается 5 категорий, позволяющих успешно управлять определенным видом транспорта.
- A — мотоциклом. Получение прав категории А возможно с шестнадцати лет (самый ранний срок).
- B – автомобилем до трех с половиной тысяч килограммов. При этом разрешается перевозка не больше 8 пассажиров.
- C – автомобилем до 3500 килограммов, который дополнительно обладает прицепом массой до семисот пятидесяти килограммов. Получение прав категории С так же, как и B, возможно с восемнадцати лет.
- D – автомобилем, рассчитанным для перевозки больше 8 пассажиров. Предполагается возможность использования прицепа массой до 750 килограммов. Водительские права категории D даются с двадцати лет.
- E – автомобиль, который оснащен массой более 750 килограммов. Права категории E можно получить только, если стаж составил от одного года.
Могут ли национальные права выполнять функцию международных?
Да! Но не во всех случаях. Во многих государствах для управления транспортом достаточно одного НВУ, поэтому перед выездом из России вам необходимо уточнить, ратифицировала ли страна, в которую вы отправляетесь, Венскую конвенцию 1968 г.
Полный список стран, подписавших Венскую конвенцию, есть на странице Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК).
Обратите внимание, в таблице, представленной на сайте ЕЭК, есть несколько стран, где информация о ратификации конвенции отсутствует (третья колонка таблицы пуста, например, Таиланд). Это означает, что Венское соглашение не имеет на этой территории юридической силы, то есть, не действует.
Если государство ратифицировало соглашение, МВУ вам не потребуется.
Если в Женевскую Конвенцию какие-то страны не вошли, то тогда вступает в свое действие Венская конвенция.
Именно в ней отражены все те страны, которые принимают образец российского стандарта новых водительских прав как за котирующийся документ по их или международному законодательству.
Вот почему в России в последнее время предлагается всем шоферам поменять свои водительские удостоверения на вариант нового образца, в котором есть вся та атрибутика, которая отвечает международному договору.
Параметры и формат прав международного варианта утверждены еще в 1968 г. ЮНЕСКО, Венской Конвенцией «О дорожном движении водителей разных стран».
Одним словом, если вы едете в страну-участницу Венской Конвенции, тогда вам МВУ не обязательно оформлять. Либо же можно ездить и с теми, и с другими водительскими правами.
Обратите внимание! На территории РФ международные права не действуют.
Если кого-то интересует можно ли ездить по дорогам иностранного государства без МВУ, но в российским водительским удостоверением, то следует обратиться за подробной информацией к Женевской Конвенции.
В этом случае МВУ оформлять нужно. Вот уже согласно ее постулатам водители, приехавшие из России, пересекающие границу с определенными странам и разъезжающие по их дорогам, должны иметь на руках международные права.
Обратите внимание! Международное водительское удостоверение не действует в других странах, если при автомобилисте нет национальных прав.
Разница между водительскими удостоверениями разного образца – международного и национального существует по некоторым параметрам.
Какие-то детали касаются внешнего вида, другие – порядка оформления, предоставления документов, сроков изготовления и сроков действия документов.
При получении международного водительского удостоверения не нужна медицинская справка, сдача экзаменов и прочие особенности, которые уже отмечены по национальному удостоверению.
Права вождения международного образца изготавливаются строго на основании существующих национальных прав.
Какие анализы надо сдавать на водительские права, разъясняется в статье: анализы на водительские права. Про штрафы ГИБДД по водительскому удостоверению смотрите на странице.
Как найти юридическую помощь при лишении водительских прав, узнайте из этой информации.
Особенности визуального вида национальных водительских прав
Основная задача этого документа – служить удостоверением того, что владелец документа имеет законное право управлять транспортом на территории Российской Федерации.
Если речь идёт о международных правах, то этот документ имеет несколько иной смысл и способ применения. Если в РФ допускается езда только с одними правами – национальными, напоминающими по форме банковскую карту, то за границей помимо обычных прав следует предъявить международные.
Международные и национальные права не могут взаимно исключаться! Ездить по России с международным удостоверением запрещено, если у водителя нет обычных, национальных. Стандартный документ – более значимый, именно он удостоверяет право на управление транспортом.
Поэтому перед водителем не стоит выбор: какое водительское удостоверение лучше, национальное или международное, так как одно без другого невозможно.
Существует три документа, которые полностью описывают требуемый формат прав в России и регламентируют их применение:
- Постановление правительства № 1097 от 24 июня 2014.
- ПДД.
- Приказы различных институтов, в частности, Министерства внутренних дел.
Чтобы понять, как выглядят национальные водительские права как выглядят международное удостоверение и почему именно так, следует обратиться к более старому типу документов. Визуальный вид подразумевает приблизительно те же стандарты, что и стандартный документ, позволяющий водителям передвигаться по дорогам 20-30 лет тому назад. Существуют, конечно, некоторые изменения, дополнения, но основная суть осталась прежней. Изменения коснулись цвета удостоверения, локации знаков защиты, пунктов и пр.
На сегодняшний день в стране утверждено новое поколение национальных удостоверений, которые одобрены на международном уровне Венской конвенцией.
У национального водительского удостоверения имеются такие признаки:
- документ представляет собой изделие из твёрдого пластика;
- на левой стороне карточки расположена красная эмблема «RUS» овальной формы, символизирующая государство, в котором эти права являются удостоверяющим документом;
- список из пунктов, в котором раскрыта информация о владельце документа;
- на обратной стороне имеется штрих-код и таблица с допустимыми к вождению категориями, датами их открытия и закрытия;
- серия удостоверения и их номер;
- сокращения и примечания (расположены под таблицей категорий);
- подпись и фотография.
Права также содержат информацию, отпечатанную латиницей. В международных правах всё очень похоже, однако, имеется также перевод на французский язык.
Комплект необходимых документов
Для получения НВУ и МВУ, требуются комплекты документации, которые различаются между собой.
Для стандартных прав нужно:
- Паспорт гражданина и свидетельство о рождении.
- Предыдущие НВУ, если таковые есть.
- Медицинская справка, если таковая есть и ею срок не истёк.
- Сертификат о прохождении экзаменов (если таковой требуется).
- Фотография.
Для того чтобы получить долгожданное удостоверение необходимо подготовить комплект соответствующих документов. После того как работником ГИБДД проверены все документы, он проверяет соотношение их содержимого с заявлением водителя. После этого, если всё в норме, начинается процесс создания документа и занесение информации в базу. Процесс, который так или иначе предшествует получению документа.
МВУ предусматривает:
- НВУ.
- Паспорт гражданина.
- Заграничный паспорт.
- Фотография.
Что касается оформления визы, то в случае со стандартным удостоверением, она требуется, с международным – нет.
Особенности визуального вида национальных водительских прав
Основная задача этого документа – служить удостоверением того, что владелец документа имеет законное право управлять транспортом на территории Российской Федерации.
Если речь идёт о международных правах, то этот документ имеет несколько иной смысл и способ применения. Если в РФ допускается езда только с одними правами – национальными, напоминающими по форме банковскую карту, то за границей помимо обычных прав следует предъявить международные.
Международные и национальные права не могут взаимно исключаться! Ездить по России с международным удостоверением запрещено, если у водителя нет обычных, национальных. Стандартный документ – более значимый, именно он удостоверяет право на управление транспортом.
Поэтому перед водителем не стоит выбор: какое водительское удостоверение лучше, национальное или международное, так как одно без другого невозможно.
Существует три документа, которые полностью описывают требуемый формат прав в России и регламентируют их применение:
- Постановление правительства № 1097 от 24 июня 2014.
- ПДД.
- Приказы различных институтов, в частности, Министерства внутренних дел.
Чтобы понять, как выглядят национальные водительские права как выглядят международное удостоверение и почему именно так, следует обратиться к более старому типу документов. Визуальный вид подразумевает приблизительно те же стандарты, что и стандартный документ, позволяющий водителям передвигаться по дорогам 20-30 лет тому назад. Существуют, конечно, некоторые изменения, дополнения, но основная суть осталась прежней. Изменения коснулись цвета удостоверения, локации знаков защиты, пунктов и пр.
На сегодняшний день в стране утверждено новое поколение национальных удостоверений, которые одобрены на международном уровне Венской конвенцией.
У национального водительского удостоверения имеются такие признаки:
- документ представляет собой изделие из твёрдого пластика;
- на левой стороне карточки расположена красная эмблема «RUS» овальной формы, символизирующая государство, в котором эти права являются удостоверяющим документом;
- список из пунктов, в котором раскрыта информация о владельце документа;
- на обратной стороне имеется штрих-код и таблица с допустимыми к вождению категориями, датами их открытия и закрытия;
- серия удостоверения и их номер;
- сокращения и примечания (расположены под таблицей категорий);
- подпись и фотография.
Права также содержат информацию, отпечатанную латиницей. В международных правах всё очень похоже, однако, имеется также перевод на французский язык.
Прохождение медицинской комиссии
Существует много ситуаций, при которых водителю следует поменять права: вышел срок их действия, требуется замена или обмен на более новые, права вернули после ареста и др. (причин по которой водительские права могут аннулировать существует множество и все они прописаны российским законодательством и теорией государства и права ТГП). Каждый такой раз водителю нужно действовать согласно одной процедуре – проходить медицинскую комиссию.
В этом вопросе также имеют место значительные отличия для двух типов документов. При получении, восстановлении или возврате НВУ РФ необходимость сдавать медицинский бланк является обязательной. При получении дополнения к правам в виде МВУ, справка не требуется.
При получении документа стандартного типа медицинскую справку необходимо предоставлять, если речь идёт о смене персональных данных водителя, например, имени или фамилии.
Отличия в прохождении медкомиссии
Для получения автомобилистами удостоверения русского образца впервые или после истечения срока действия, требуется предъявления мед. справки.
Она выдается муниципальными (государственными) или частными медицинскими лицензированными учреждениями после прохождения комиссии врачей.
При этом пройти их можно в любом месте, кроме нарколога и психиатра. Этих врачей требуется посетить по месту своего проживания.
Список врачей, которых нужно посетить, зависит от категории получаемых прав. Обязательными для всех являются терапевт, окулист, психиатр и нарколог.
Других нужно проходить либо по направлению терапевта, либо для получения возможно управлять определенным видом ТС. Сегодня полученная водителем при осмотре справка действует в течение двенадцати месяцев.
Для получения возможности ездить на машине за границей с 2016 года проходить эту комиссию необязательно. Получение мед. справки также не требуется для смены российского удостоверения при его утрате (износе), изменении фамилии владельца.
Могут ли лишить национальных и международных прав за границей?
Да! В соответствии со ст. 42 Венской конвенции нарушителя правил вождения, действующих в стране пребывания, могут лишить НВУ или МВУ.
То есть, если вы выезжаете за границу, вы должны ездить по территории иностранного государства по законам принимающей страны. Ответственность в случае нарушения правил управления ТС вы понесёте также на основании законодательства страны пребывания. Это означает, что вас могут лишить прав даже за несоблюдение ПДД, которое в России наказывается только штрафом или вовсе нарушением не является.
Лишение НВУ или МВУ действует только на территории страны вашего пребывания, поэтому по дорогам другого государства вам передвигаться разрешается.
Будьте внимательны: если у вас изъяли НВУ, то международное удостоверение становится автоматически недействительным до возврата национальных прав.