Критерии малого и среднего бизнеса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии малого и среднего бизнеса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Предпринимательством считается любая самостоятельная систематическая коммерческая активность. Это значит, что она изначально направлена на получение прибыли за продажу своих товаров, услуг, предоставление имущества в пользование и так далее. Независимо от того, как ведется работа, она должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Субъекты МСП получают поддержку государства

Субъекты МСП могут получить от государства поддержку разных видов:

К примеру, субъекты МСП могут взять кредит по ставке 9,95% годовых — это ниже, чем в банках. Разницу между обычной и льготной ставкой покрывает государство. Чтобы взять такой кредит, нужно иметь статус МСП и работать в приоритетной отрасли: строительстве, внутреннем туризме, водоснабжении. Полный список приоритетных отраслей есть в постановлении правительства.

Поддержка неноминальная — есть субсидии и гранты на крупные суммы. Например, в Москве и Московской области субъекты МСП могут получить компенсацию до 50% расходов на продвижение в маркетплейсах, например на Озоне. Максимальная субсидия — 700 000 рублей.

Подробнее о мерах государственной поддержки мы рассказывали в других статьях:

Иметь статус субъекта МСП — это обязательное требование для субсидий, грантов и другой поддержки. Без этого статуса список того, что бизнес может получить от государства, сильно сужается.

Предпринимательством считается любая самостоятельная систематическая коммерческая активность. Это значит, что она изначально направлена на получение прибыли за продажу своих товаров, услуг, предоставление имущества в пользование и так далее. Независимо от того, как ведется работа, она должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.

Размеры предприятия определяют множество уникальных критерий его работы. Небольшие фирмы государство традиционно поддерживает, снижая налоги и другие обязательные платежи, к большим — предъявляет много требований, поскольку они приносят огромный доход. Естественно, что молодым предпринимателям важно понимать разницу между всеми формами, чтобы правильно вести свою деятельность.

Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Его проще организовать, даже имея небольшой опыт в работе или его полное отсутствие. Постепенно размеры могут увеличиться до средних, за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.

Крупным предприятием может называться только компания, охватывающая несколько регионов страны или вышедшая на международный уровень. У него всегда есть большое количество конечных потребителей, а значит спрос превышает предложение.

Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.

1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.

2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.

3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).

4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

Предпринимательством считается любая самостоятельная систематическая коммерческая активность. Это значит, что она изначально направлена на получение прибыли за продажу своих товаров, услуг, предоставление имущества в пользование и так далее. Независимо от того, как ведется работа, она должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.

Размеры предприятия определяют множество уникальных критерий его работы. Небольшие фирмы государство традиционно поддерживает, снижая налоги и другие обязательные платежи, к большим – предъявляет много требований, поскольку они приносят огромный доход. Естественно, что молодым предпринимателям важно понимать разницу между всеми формами, чтобы правильно вести свою деятельность.

Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Его проще организовать, даже имея небольшой опыт в работе или его полное отсутствие. Постепенно размеры могут увеличиться до средних, за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.

Крупным предприятием может называться только компания, охватывающая несколько регионов страны или вышедшая на международный уровень. У него всегда есть большое количество конечных потребителей, а значит спрос превышает предложение.

Какие преимущества дает статус малого и микропредприятия

Для малых и микропредприятий у государства есть льготы. Для большинства льгот эти статусы равнозначны. Все, что действует для малого предприятия, работает и для микро.

Перечислим меры поддержки, которые действуют в любое время и не привязаны к пандемии.

Льготы по налогам. Регионы снижают ставку налога в некоторых сферах для малого бизнеса на УСН или патенте. Иногда можно и вовсе не платить налог в первые два года после регистрации ИП.

Узнать о налоговых льготах можно на сайте налоговой: на странице о выбранной системе налогообложения — УСН или патенте.

Льготы по страховым взносам. Для малого бизнеса действуют пониженные тарифы страховых взносов с выплат сотрудникам. ИП и ООО могут платить меньше страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В пределах одного МРОТ В части, превышающей МРОТ
Тариф на ОПС

0%

Общий тариф страховых взносов 30% 15%

Налоговая учитывает для взносов федеральный МРОТ в месяц, даже если в регионе есть свой МРОТ выше федерального. В 2021 году размер федерального МРОТ — 12 792 ₽.

Кто может стать субъектом малого предпринимательства

Стать субъектами малого предпринимательства могут:

  • ИП;
  • КФХ;
  • хозяйственные общества и партнерства;
  • потребительские и производственные кооперативы.

Основные критерии отнесения к СМСП определены в ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Не все организационно-правовые формы подпадают под возможность отнесения к СМСП. Так, ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ определяет:

«К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся … хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

К примеру, в указанном выше списке организационно-правовых форм не указаны учреждения (частные, государственные и муниципальные), автономные некоммерческие организации, унитарные предприятия (государственные и муниципальные). Соответственно, организации таких организационно-правовых форм не могут быть СМСП, даже если они соответствуют иным критениям.

Читайте также:  Правила ввоза и вывоза валюты из России в 2023 году

Для отнесения с СМСП законодательство определяет предельные значения среднесписочной численности сотрудников, суммы доходов за год.

Для для хозяйственных обществ (например, ООО, АО), хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств установлены ограничения по доле участия государства или организаций, которые не являются СМСП.

  1. Aganina R.N. Predprinimatelskoe pravo: pravovoe soprovozhdenie biznesa: Uchebnik dlya magistrov / Otv. red. I.V. Ershova [Entrepreneurial Law: the Legal Support of Business: textbook for master degree students] / R.N. Aganina, V.K., Andreev L.V. Andreeva i dr. Moskva: Prospekt — Moscow: Prospect, 2017. 885 s.
  2. Albegov R.Z. Grazhdansko-pravovy’e problemy’ osuschestvleniya deyatelnosti subyektami malogo i srednego predprinimatelstva: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk [Civil Law Issues of Carrying out of Activities by Subjects of Small and Medium-Sized Entrepreneurship: author’s abstract of thesis of… Candidate of Legal Sciences] / R.Z. Albegov. Moskva — Moscow, 2013. 28 s.
  3. Andreev V.K. Korporativnoe pravo sovremennoy Rossii: monografiya. 2-e izd., pererab. i dop. [Corporate Law of the Modern Russia: Monograph] / V.K. Andreev, V.A. Laptev. Moskva: Prospekt — Moscow: Prospect, 2017. 338 s.
  4. Andreev V.K. Korporatsiya po razvitiyu malogo i srednego predprinimatelstva kak institut razvitiya [The Small and Medium-Sized Entrepreneurship Development Corporation as a Development Institution] / V.K. Andreev // Aktualny’e problemy’ rossiyskogo prava — Relevant Issues of Russian Law. 2016. N 2. S. 119 — 128.
  5. Kirilina V. Ponyatie subyekta malogo i srednego predprinimatelstva v rossiyskom zakonodatelstve [The Concept of the Small and Medium-Sized Entrepreneurship Subject in the Russian Laws] / V. Kirilina // Khozyaystvo i pravo — Business and Law. 2008. N 8. S. 76 — 82.
  6. Laptev V.V. Predprinimatelskoe (khozyaystvennoe) pravo i realny’y sektor ekonomiki [Entrepreneurial (Business) Law and Real Economy] / V.V. Laptev. Moskva: Infotropik Media — Moscow: Infotropic Media, 2010. 88 s.
  7. Leonov E.F. Povy’shenie konkurentosposobnosti maly’kh i srednikh predpriyatiy sfery’ uslug na osnove formirovaniya institutsionalnogo prostranstva: Avtoref. dis. … kand. ekon. nauk [Increase of Competitiveness of Small and Medium-Sized Enterprises of the Service Sector Based on the Institutional Environment Establishment: author’s abstract of thesis of… Candidate of Economic Sciences] / E.F. Leonov. Sankt-Peterburg — Saint Petersburg, 2017. 25 s.
  8. Predprinimatelskoe pravo Rossiyskoy Federatsii: Uchebnik. 3-e izd., pererab. i dop. / Otv. red. E.P. Gubin, P.G. Lakhno [Entrepreneurial Law of the Russian Federation: textbook]. Moskva: NORMA; INFRA-M — Moscow: NORMA; INFRA-M, 2017. 992 s.
  9. Tikhonova E.A. Integratsionny’e otnosheniya malogo i srednego predprinimatelstva v usloviyakh razvitiya innovatsionnoy ekonomiki: Avtoref. … dis. kand. ekon. nauk [Integration Relationships of Small and Medium-Sized Entrepreneurship in the Conditions of Innovation-Driven Economy Development: author’s abstract of thesis of… Candidate of Economic Sciences] / E.A. Tikhonova. Nizhniy Novgorod — Nizhny Novgorod, 2008. 24 s.
  10. Khorkov Yu.A. Pravovoe polozhenie subyektov malogo predprinimatelstva: chastnopravovoy aspekt: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk [The Legal Status of SmallSized Entrepreneurship Subjects: a Private Law Aspect: author’s abstract of thesis of… Candidate of Legal Sciences] / Yu.A. Khorkov. Kazan — Kazan, 2006. 23 s.

В ст. 4 209-ФЗ приведены и характеристики среднего бизнеса — это хозяйствующие субъекты со среднесписочной численностью работников от 101 до 250 человек и с годовым доходом до 2 млрд руб. По сравнению с малыми средние предприятия включают целые сети компаний, работающие на большую потребительскую аудиторию. Эта предпринимательская форма осуществляет свою деятельность не только в пределах одного города, но иногда даже и области. По сравнению с малым бизнесом, где большая роль отведена персоналу, в среднем на первый план ставится качество товара (услуг). Таким компаниям несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях. Вот примеры средних предприятий из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2021:

  • АО «Артемовская золоторудная компания» — добыча металлических руд;
  • ООО «Хозрасчетная строительно-технологическая фирма “Фобос”» — строительство;
  • АО «Литейно-механический завод “Стройэкс”» — металлургия;
  • АО «Завод Химреактивкомплект» — производство лекарств;
  • АО «Авиа менеджмент групп» — воздушный транспорт.

Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.

На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную — основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.

Примеры субъектов малого предпринимательства

Чтобы понять, что из себя представляет малый бизнес, следует рассмотреть несколько примеров:

  • Услуги. К данной категории относится репетиторство, клининговые услуги, салоны красоты, парикмахерские, маникюрные салоны и прочее.
  • Питание. К малому бизнесу можно отнести небольшие столовые, кафе, заведения фаст-фуда. Для успешности такого дела лучше выбрать направление национальной кухни или приготовление блюд узкой направленности.
  • Малый бизнес в домашних условиях. Вести собственное дело можно, не выходя из дома. Создание обуви, одежды, приготовление кондитерских изделий – все это можно делать в собственной квартире.
  • Строительство. Выполнение масштабных работ в МБ затруднительно, но создание компании по проведению мелких ремонтных работ, прокладке линий коммуникаций – довольно распространенная сфера деятельности для небольших предприятий.

Малые предприятия в 2021 году — какие компании попадают в эту категорию

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

2-4) пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее — государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ и деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее — Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», его дочерних обществ; (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ, от 02.08.2019 N 293-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

Читайте также:  Какие сведения составляют банковскую тайну

6) финансовая организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 265-ФЗ)

7) социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 245-ФЗ)

8) социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 245-ФЗ)

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия: (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований: (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется: (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 313-ФЗ, от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны); (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д», «ж» настоящего пункта; (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 313-ФЗ, от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

1. Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки. Перечни субъектов указанных статистических наблюдений формируются на основе сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

2. Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет.

3. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежегодных обследований деятельности микропредприятий. Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством Российской Федерации.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны представлять бесплатно в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по формированию официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, документированную информацию по формам, установленным в целях осуществления федеральных государственных статистических наблюдений, и информацию, полученную федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в связи с осуществлением ими контрольно-надзорных и других административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 1 ноября по 30 декабря 2021 года субъекты малого предпринимательства могу взять кредит по специальной льготной государственной программе «ФОТ 3.0». Деньги можно направить на погашение задолженности по зарплате, обслуживание других кредитов и иные нужды бизнеса. Ставка по кредиту составит 3 %, а максимальная сумма — 500 млн рублей.

С 1 апреля по 31 декабря 2021 г. действуют пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП: совокупный тариф равен 15 % (для выплат, превышающих МРОТ).

Отсрочка по арендным платежам — если арендодателем является государство (см. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 № 670-р). Впрочем, если арендодатель не государство, арендатор вправе обратиться к владельцу недвижимости с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки (см. Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ). Такое обращение собственник обязан рассмотреть в течение 30 дней.

Мы перечислили меры поддержки, принятые на федеральном уровне. Несмотря на то что характеристика малого предприятия не отличается от региона к региону, власти регионов вправе установить собственные льготы для предприятий — следите за обновлением регионального законодательства.

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любому контролирующему органу допускается проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для предприятия малого бизнеса это ограничение составляет 15 часов.

На 2022 год «малышам» предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установило постановление Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520. Но это касается только плановых проверок и не относится к хозяйствующим субъектам, перечисленным в пункте 8 постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, то проверяющие придут с ревизией.

Читайте также:  Администрация Егорлыкского района

Но надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Следовательно, от проверок этих ведомств субъект МСП не освобождается.

Кроме того, нет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности, перечисленными в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.

Организацию не надо отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма является субъектом МСП. Статус в дальнейшем тоже сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем, даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ № 209).

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.

Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.

I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:

1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):

а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • Российская Федерация,
  • субъекты Российской Федерации,
  • муниципальные образования,
  • общественные организации,
  • религиозные организации (объединения),
  • благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)

владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.

При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • иностранные юридические лица и (или)
  • юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,

должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.

Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.

Ограничение в отношении суммарной доли участия:

  • общественных объединений инвалидов,
  • иностранных юридических лиц и (или)
  • юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

не распространяется на:

  • участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
  • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).

б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».

в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Что дает статус малого или среднего предприятия

Информация, которую можно найти в реестре о представителях малого бизнеса, включает:

  • название организации, или Ф.И.О. предпринимателя, ИНН, место нахождения/жительства;
  • является ли юрлицо, или ИП вновь созданным;
  • категория лица: микро-, малое или среднее предприятие;
  • основной и дополнительные виды деятельности фирмы или ИП, с указанием кодов ОКВЭД;
  • данные о полученных лицензиях, о производстве высокотехнологичной продукции, об участии в партнерских программах;
  • дата внесения в реестр.

Сведения об АО вносятся в ЕРСМСП ежегодно 10 августа.

В ЕРСМСП вносятся сведения об АО, созданных до 1 декабря года, предшествующему текущему календарному году.

Сведения об АО, которые соответствуют критериям, в ФНС предоставляет держатель реестра акционеров этого АО (регистратор) (ст. 6.1 Закона № 209-ФЗ) ежегодно по состоянию на 1 июля текущего года в срок с 1 по 5 июля.

Сведения о регистраторе АО, о котором предоставляются сведения, должны содержаться в ЕГРЮЛ в составе сведений о таком АО.

Таким образом, как указано в комментируемом письме, если в составе сведений об АО в ЕГРЮЛ нет сведений о соответствующем держателе реестра акционеров АО, сведения об этом АО в ЕРСМСП не внесут.

Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО. Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.

Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:

  • снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
  • реализации «надзорных каникул»;
  • повышения качества мер поддержки;
  • максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.

Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число.

Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.

Единый реестр является гарантией законной деятельности предпринимателя перед партнёрами, поставщиками, покупателями или органами, которые выдают субсидии.

Категория предприятия меняется, если в течение трёх лет показатели по доходам и численности не выполнили лимиты, указанные в ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Из реестра исключают организации, которые не передали в ФНС сведения о численности работников или налоговую отчётность за предыдущий год.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *