Отказ заказчика от закупки по закону № 223-ФЗ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ заказчика от закупки по закону № 223-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С пропущенным сроком внесения изменений проблема не повлечет административной ответственности, в полном соответствии с законодательством решение о внесении изменений было принято и подписано уполномоченным лицом организации Заказчика вчера и в течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.
Ответственность поставщика при отказе от заключения контракта по 44-ФЗ
Победивший в тендере поставщик обязан подписать договор на предоставление ТРУ, даже если у него нет товаров или финансов для предоставления обеспечения либо не функционирует оборудование, используемое в процессе производства.
К серьезным причинам для выхода из сделки не относят изменение изначально запланированных условий. Под последним понимается резкий скачок курса валюты, лишающей исполнителя выгоды при закупке зарубежной продукции. Также это может быть ситуация, когда у продавца нет ресурсов для выполнения условий.
Покупатель не станет заставлять вторую сторону соглашения закрепить сделку в случае отказа последнего от заключения контракта по 44-ФЗ после проведения, например, аукциона. Однако продавцу нужно понимать, что за подобным его решением последует наказание:
- Присвоение организатором тендера обеспечения поданной на торги заявки.
- Включение компании исполнителя в РНП. В таком случае она не сможет участвовать в государственных и муниципальных закупках. Дело в том, что организаторы торгов подобного уровня обычно работают только с претендентами, отсутствующими в данном реестре.
Отказ от заключения договора по результатам закупки
Сургутскова Ирина Александровна, ведущий юрисконсульт Экспертно-консультационного центра Института госзакупок.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ), устанавливая лишь общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, дает таким лицам практически ничем не ограниченные возможности по определению правил проведения закупки, в том числе правил заключения договора.
Между тем при установлении указанных правил заказчики должны учитывать требования Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Закона N 223-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Порядок проведения закупки, в том числе заключения договора, должен содержаться в положении о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
При разработке/доработке положения о закупке у заказчика может возникнуть вопрос: обязательно ли проведение закупки должно завершиться заключением договора?
Существуют различные точки зрения по этому вопросу.
С одной стороны, Закон N 223-ФЗ не устанавливает обязанности заказчика заключить договор по результатам закупки. Да и в других нормативных правовых актах не содержится такой обязанности (по крайней мере по неторговым процедурам закупки) . Следовательно, можно сделать вывод, что по общему правилу заказчик не обязан заключать договор даже при наличии претендента на его заключение.
Вопрос об обязательности заключения договора по результатам торгов будет рассмотрен ниже.
В юридической литературе имеются и иные подходы к данному вопросу.
Так, по мнению авторов Научно-практического комментария к Закону N 223-ФЗ (под ред. В.Ю. Панченко), «новеллой в правовом регулировании закупок является установление Законом юридической обязанности заказчика заключить договор по результатам осуществления любого способа закупки.
Технико-юридическое выражение этой обязанности в Законе вряд ли можно назвать удачным, но она следует из системного толкования ряда его положений:
- ч. 2 ст. 3, предусматривающей обязанность определять в положении о закупке «порядок заключения и исполнения договоров»;
- ч. 5 ст. 4, рассматривающей проект договора как неотъемлемую часть извещения и документации о закупке и предписывающей информировать об измененных условиях договора;
- п. 3 ч. 9 и п. 5 ч. 10 ст. 4, устанавливающих требования к извещению и документации о закупке в части указания на предмет и цену договора;
- ч. 6 ст. 5, определяющей правовые последствия уклонения участника от заключения договора.
Использование такого приема толкования, как рассуждение «от противного», приводит к выводу о том, что, если допустить отсутствие обязанности заключить договор по результатам реализации способа закупки, пропадает сам предмет регулирования настоящего Закона (если заказчики будут вольны в любое время дать «обратный ход» закупке, тем самым не будут достигнуты цели и реализованы принципы правового регулирования, закрепленные в комментируемом Законе)».
С точки зрения автора настоящей статьи, рассмотренный выше подход не может быть признан обоснованным. Перечисленные выше положения Закона N 223-ФЗ всего лишь предусматривают необходимость определить правила заключения договора, но не указывают на обязательность его заключения. При этом право заказчика не заключать договор по результатам закупки ни в коем случае не нивелирует установленные в ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ принципы закупки.
Принцип информационной открытости закупки не будет нарушен, ведь заказчик заранее проинформирует участника закупки об условиях заключения договора и о возможных случаях отказа от его заключения.
Чтобы отозвать заявку, поданную на участие в открытой электронной закупке, необходимо сформировать с использованием функционала электронной площадки отзыв и подписать его электронной подписью.
Если участник отзывает свою заявку до окончания срока её подачи, то она считается отозванной с момента подписания отзыва на электронной площадке. В случае если заявка отзывается с момента подведения итогов закупки до размещения в ЕИС проекта контракта — с момента, когда оператор площадки направил отзыв заказчику и в ЕИС.
Если конкурс закрытый или аукцион проводится не в электронной форме, то отзыв заявки нужно направить заказчику. С момента его получения заказчиком заявка считается отозванной (ч. 11 ст. 43 Закона № 44-ФЗ).
Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ: причины, последовательность действий, образцы решения и извещения
Алгоритм отмены аукциона в электронном виде предполагает прохождение следующих шагов:
- Заказчик оформляет решение об отмене закупки в письменной форме. В решении об отмене закупки указывается сам факт отмены аукциона и причины, которые побудили заказчика к этому решению.
- Заказчик готовит приказ об отмене электронного аукциона. В приказе отображается также дальнейшие действия, которые следуют за отменой закупки. Это еще один внутренний документ, который готовится в учреждении-заказчике.
- Заказчиком размещается извещение об отмене закупки в ЕИС, после чего аукцион можно считать отмененным. В извещении указывается номер закупки, контактные данные заказчика, а также информация об отмене закупки и место размещения извещения. При этом указывать причину такого решения необязательно. Заказчик после публикации извещения лишается права просматривать содержимое поданных заявок. Протокол отмены проведения электронного аукциона не составляется.
- Направляются уведомления об отмене аукциона всем участникам, подавшим заявки на участие в аукционе. Это делает по закону организатор торгов, а именно электронная торговая площадка. Уведомления направляются участникам торгов по электронным адресам, указанным ими при регистрации на площадке в течение часа после размещения извещения об отмене закупки в ЕИС.
- Заказчик вносит корректировку в план-график. Сведения о причине отмены закупки прописывается в 14 столбце документа, составленного с учетом требований приказа Правительства РФ №761/20н от 2013 года. Это необходимо сделать не позднее следующего рабочего дня после принятия решения об отмене закупки.
Закон о госзакупках не содержит закрытого перечня причин, на основании которых можно отменить процедуру. Например, это может произойти в случаях, когда:
- заказчик убедился в нецелесообразности проведения закупки через аукцион;
- потребность в объекте закупки исчезла;
- изменились условия, в том числе проявился недостаток финансирования;
- выдано соответствующее предписание ФАС;
- произошли обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);
- отмены требуют результаты общественного обсуждения.
Последствия отказа от заключения контракта
Незаконный отказ влечет определенные правовые последствия, как для победителя, так и для заказчика.
Отказ заказчика возможен только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. В остальном ему грозит штраф пятьдесят тысяч рублей. Помимо этого, победитель может принудить в судебном порядке заключить контракт, а также взыскать убытки.
При отказе победителя, он признается уклонившимся от заключения сделки. Заказчик направляет в ФАС заявление о внесении участника в РНП. В реестр его включают на два года. После включения, отказавшегося в реестр, обеспечение заявки не возвращается. С участника также могут быть взысканы убытки, возникшие в результате уклонения.
Отказ от подписания контракта
Вы стали победителем контракта на выполнение заказа. Однако в ходе согласования с заказчиком были обнаружены определенные моменты, изначально не указанные в спецификации. Например, заказчик уточнил, что требуется не только поставка техники, но и ее полная сборка. В итоге расходы на выполнение обязательств стали выше, а вам это невыгодно. Как правильно поступить?
Говоря строго, выигравший участник не может отказаться от подписания договора с заказчиком. Даже указанное повышение затрат не служит для этого веской причиной. Предусмотрено, что все непонятные моменты участник должен был уточнить у заказчика на этапе подачи предложений. А если заявка была подана, то участник продумал все риски и согласился с условиями контракта.
Отказ от участия в тендере на этом этапе считается уклонением – сведения о поставщике будут включены РНП. Это плохо отразится на его репутации и лишит возможности участвовать в закупках на 2 года.
Рассмотрим 3 неофициальных способа отказа от подписания контракта. Но следует помнить, что все они связаны с риском попадания в РНП.
- Проще всего будет попытаться договориться с заказчиком о расторжении контракта по взаимному соглашению сразу же после его подписания. Есть вероятность, что заказчик не будет против. Хотя, как правило, он также не заинтересован в доведении ситуации до ФАС.
- Найдите несоответствие документации в своей заявке, которую вы отправляли на выигранный тендер. Вы можете обратиться в ФАС с жалобой на действия заказчика, обвинив его в том, что он обязан был отклонить вашу заявку. Жалоба подается в течение 5-ти дней после публикации протокола рассмотрения заявок.
- Пропустите срок подписания контракта, заранее подготовив доказательства своей невиновности в этом. Например, справка о болезни руководителя, взлом корпоративной сети. В этом случае у вас будет возможность отстоять свою невиновность перед комиссией ФАС, и в РНП вас не включат. Но помните, что это фальсификация, а комиссия нередко принимает сторону заказчика.
Все изделия, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», должны иметь при себе подтверждающие их безопасность и качество декларации или сертификаты. Аналогичное требование применяется к продукции, упоминаемой в технических регламентах Евразийского экономического союза. Для того чтобы узнать, подлежит ли сертификации товар, следует сначала изучить требования этих нормативных актов. Отсюда вытекает ответ на вопрос, что такое отказное письмо на товар или изделие. Если продукт не внесен в эти списки (как правило, это комплектующие или части будущего изделия — например, мебельные ножки), об этом придется оповестить соответствующие органы. Оформление ОП является добровольной процедурой. Назначение оповещения зависит от его вида.
Отмена закупки после публикации в ЕИС
Согласно установленным нормам, заказчик может отменить торги не позже, чем за 5 дней до завершения приема заявок (этот срок сокращается до 2 дней при запросе котировок). Эти нормы допускается не соблюдать только в случае форс-мажорных обстоятельств.
Закон предусматривает отдельный план действий, если бюджетная организация уже разместила данные в ЕИС о предстоящих закупках:
- оформление решения с отказом;
- издание приказа;
- публикация информации в ЕИС и изменение закупочного плана-графика в течение 1 рабочего дня;
- отправка каждому участнику торгов на электронную почту уведомления об отмене;
- возврат денежного обеспечения заявок.
Заказчик вправе отказаться при любых торгах, если следовал нормам законодательства. Только если в результате его недобросовестных действий участники потерпели убытки, он обязан ответить по закону. Например, если сроки размещения информации об отмене процедуры закупки по 44-ФЗ были нарушены, ответственным за это должностным лицам грозят штрафные санкции.
Какие сведения признаются недостоверными
В законе о контрактной системе 44-ФЗ не прописаны критерии для признания информации недостоверной, однако правоприменительная практика определяет два случая подтверждения недостоверности предоставленных участником закупки сведений.
В первую очередь сведения признаются недостоверными в том случае, когда они не соответствуют действительности. Примером может служить факт указания в закупочной документации технических характеристик тех или иных ТРУ, которые не соответствуют реальным характеристикам.
Еще один яркий пример — указание в заявке лицензии, которая либо просрочена, либо вообще ему не выдавалась. В таких случаях закупочная комиссия должна отстранить участника на любом этапе процедуры на основании обнаружения недостоверности предоставленных в заявке данных.
Второй случай — в заявке указаны противоречащие друг другу данные. Пример: указание в первой части поданной заявки характеристик ТРУ, которые не соответствуют подтвердительной документации на данные ТРУ.
Источниками получения данных о достоверности (недостоверности) указанных сведений могут служить:
- открытые и общедоступные средства информации, такие как интернет;
- официальные письма от производителей продукции или иных уполномоченных лиц.
Контрагент размещает информацию о себе в ЕИС
Данное требование вытекает из подпункта “а” п.3 ч.5 ст.93 Закона №44-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с абзацем пятым подпункта “а” п. 9 Правил №961 информация о контрагенте, включаемая заказчиком в обращение о согласовании заключения контракта, формируется автоматически в соответствии с единым реестром участников закупок.
Чтобы включить информацию о себе в единый реестр участников закупок, контрагенту необходимо:
- получить усиленную электронную подпись (ст.5 Закона №44-ФЗ).
- зарегистрироваться в ЕИС ( ч.1 ст.24.2 Закона №44-ФЗ). После регистрации в ЕИС информация о контрагенте передается в единый реестр участников закупок. Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 №60.
Контрольный орган принимает решение о согласовании или отказ в согласовании обращения
Контрольный орган обязан рассмотреть поступившее обращение в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем его поступления. По результатам рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки контрольный орган принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом либо об отказе в таком согласовании (ч.8 ст.93 Закона №44-ФЗ).
Если контрольный орган принял решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, он размещает в ЕИС соответствующее решение и направляет заказчику уведомление о размещении (подпункт “в” п.11 Правил №961).
Контрольный орган вправе согласовать заключение контракта, одновременно выдав предписание о внесении изменений в проект контракта (п.2 ч.9 ст.93, п.4 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона №44-ФЗ). В этом случае, заказчик вносит требуемые изменения и направляет проект контрагенту, с которым заключается контракт (п.2 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ).
Контрольный орган может отказать в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом по основаниям, перечисленным в п.13 Правил №961. В случае получения решения об отказе, заказчик, при необходимости, вносит изменения в план-график, осуществляет новую закупку в соответствии с Законом №44-ФЗ (ч.10 ст.93 Закона №44-ФЗ).
Как отказаться от заключения контракта
Закона N 44-ФЗ в случае, если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — контрагент) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет в ФАС России необходимую информацию и документы.При этом, в соответствии с положениями ст.
104
Внимание
Закона N 44-ФЗ обязанность заказчика направлять в РНП информацию об участнике закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, уклонившемся от заключения контракта, не предусмотрена (см.
п. 1 письма ФАС России от 08.12.2014 N АЦ/50130/14, письмо Минэкономразвития России от 10.07.2015 N Д28и-1968).
1.В связи с противоречивыми разъяснениями, учитывая, что нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключить контракт с участником, предложение которого о цене является вторым после победителя, если победителю отказано в заключении контракта, заказчику целесообразно для заключения контракта провести новый электронный аукцион либо осуществить закупку необходимых ему товаров, работ, услуг иными способами с учетом ограничений, установленных Законом N 44-ФЗ; заключение контракта со вторым участником в таком случае прямо не запрещено Законом N 44-ФЗ, но может быть чревато неблагоприятными последствиями.
2. Заказчик не обязан направлять сведения о победителе аукциона для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Отказ от участия в тендере после подачи заявки
Различные процедуры торгов предусматривают различные условия выхода из тендерной гонки. Но в любом случае сделать это нужно до момента окончания приема предложений.
- Проще всего, если вы подали заявку на электронный аукцион. В этом случае достаточно зайти в личный кабинет на ЭТП и нажать кнопку “Отозвать”. Средства обеспечения заявки разблокируются в течение 1 дня.
- Чуть сложнее с запросом котировок. Процедура предполагает возможность отказа от участия в тендере, только если заказчик внес изменения в извещение. Тем не менее отозвать заявку можно в любом случае: по закону заказчик обязан отклонить участника, который прислал более одной. Пришлите вторую, и вашу кандидатуру рассматривать не будут.
- При отказе от участия в открытом конкурсе следует направить заказчику уведомление. Сделать это нужно до момента завершения приема заявок, в той же форме, в какой вы получили конкурсную документацию: бумажной или электронной. В первом случае логично воспользоваться услугами курьера, а не отправлять бумаги почтой, так как велика вероятность не уложиться в сроки. Также курьер сможет сразу забрать регистрацию отказа от участия в тендере. Вернуть обеспечение заявки заказчик обязан в течение 5 дней.
Закупка у исключительного поставщика
Исключительный поставщик (подрядчик, исполнитель) – лицо, с которым заказчик, используя ЕАТ, может заключить контракт в соответствии с п.1, п.8, п.29, ч.1 ст.93 44-ФЗ и п.1 ч.2 ст.1 223-ФЗ (п.7.3 Регламента).
В частности, по 44-ФЗ могут быть заключены контракты:
- с субъектами естественных монополий (услуги электроэнергии, тепловой энергии)
- на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа)
- по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ
- заключение договора энергоснабжения/договора купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком электроэнергии
При помощи закупки у исключительного поставщика по 223-ФЗ могут быть заключены контракты:
- государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями
- субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод
Исключительный поставщик с использованием своей информационной системы:
- формирует проект контракта в структурированном виде
- направляет подписанный с применением усиленной квалифицированной подписи проект контракта в личный кабинет заказчика на ЕАТ
Здесь следует сказать, что Регламентом ЕАТ «Березка» предусмотрена такая система, она доступна только определенным участникам.
Заказчик после получения проекта контракта с использованием функционала ЕАТ в срок, установленный исключительным поставщиком:
- подписывает проект контракта с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или формирует протокол разногласий с указанием замечаний к проекту контракта
- направляет подписанный контракт или протокол разногласий поставщику в информационную систему исключительного поставщика
В случае, если заказчик не осуществит этих действий, то по истечении срока подписания контракта со стороны заказчика, ЕАТ автоматически отправляет сообщение об этом в информационную систему исключительного поставщика.
После получения протокола разногласий к проекту контракта исключительный поставщик с использованием своей информационной системы совершает следующие действия:
- формирует новый проект контракта в структурированном виде и подписывает его, либо отказывается от совершения сделки
- направляет подписанный с применением усиленной квалифицированной электронной подписью проект контракта в личный кабинет заказчика на ЕАТ
Комиссионный сбор при такой закупке не может составлять более 1% стартовой цены и более чем 2 тыс. руб.