Минстрой разъясняет: Строительный контроль
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минстрой разъясняет: Строительный контроль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 04.03.2019 № 86 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).
Разрешение сро при текущем ремонте
Необходимо ли требовать выписки из СРО при закупках на текущий ремонт со стоимостью более 3 млн. рублей?
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей (часть 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; под строительством — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В свою очередь предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей (пункт 3.8 Постановление Госстроя России от 05.03.2004 года N 15/1″Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»).
Таким образом, законодатель четко разграничивает понятия строительство, реконструкция объектов капитального строительства, капитальный ремонт объектов капитального строительства и текущий ремонт.
На основании изложенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что выполнение работ по текущему ремонту, вне зависимости от суммы сделки, не требует членства в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Обращаю Ваше внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Тывинское УФАС России, действующим законодательством Российской Федерации, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации, в связи с чем информация, указанная в настоящем письме, является мнением территориального антимонопольного органа.
Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.
П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т. ч. и на разрешение на строительство.
Разрешение сро при текущем ремонте
Оформить допуск СРО строительство нужно в следующем порядке:
- Подготовка пакета необходимых документов.
- Подача заявления в регулирующий орган.
- Проверка экспертной комиссией строительной компании на предмет соответствия технической базы, уровня квалифицированности рабочего персонала, а также уровня контроля качества установленным правилам и требованиям.
- Если все будет в порядке, то застройщику будет выдана лицензия.
На решение комиссии при выдаче лицензии влияют и отзывы клиентов компании, которая подала заявление на получение документов. Поэтому независимо от того, есть у вас лицензия или нет, нужно всегда работать качественно.
Во время оценки застройщика могут привлекаться сторонние компании. Это необходимо для того, чтобы оценка была выполнена независимо и имела объективный характер. Однако важно понимать, что рекомендации сторонних организаций являются исключительно информативными, поэтому существенного влияния на решение комиссии не оказывают.
Согласно законодательству, процедура выдачи лицензии на строительные работы не должна превышать 60 дней с момента подачи застройщиком заявления.
Для того, чтобы вступить в СРО, нужно подготовить пакет документов, предусмотренный Приказом № 624 Минрегионразвития. Этот перечень документов может видоизменяться в зависимости от выбора видом строительной деятельности, но основные документы остаются неизменными и требовать другие документы, не предусмотренные законом, СРО не имеет права. К основным документам относятся:
- заявление установленного образца;
- перечень видов работ, на которые заявитель имеет намерение оформить допуски СРО;
- учредительные и регистрационные документы на предприятие или индивидуального предпринимателя;
- устав предприятия;
- справки из органов статистики и налоговой;
- страховка гражданской ответственности;
- дополнительные документы для проведения некоторых видов работ;
- документы об имуществе и оборудовании предприятия на предмет того, достаточно ли имущественной базы для осуществления деятельности, на которую нужно получить допуски;
- документы о сотрудниках предприятия на предмет того, могут ли сотрудники осуществлять деятельность по строительству или проектированию, достаточный ли уровень образования, квалификации и опыта работы они имеют;
- оплаченные квитанции, чтобы вступить в СРО проектировщиков или другие СРО.
Инструкция по госзакупке капремонта
По общему правилу строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения, а осуществление указанных действий при отсутствии разрешения является основанием для привлечения к административной ответственности и/или признания строительства самовольным.
При этом п. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрен открытый перечень случаев, когда получение разрешения не требуется:
1) строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство, реконструкция на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определённых в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
2) строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства;
3) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и иных некапитальных строений, сооружений);
4) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
5) изменение объектов капитального строительства (их частей), не затрагивающее конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышающие предельные параметры, установленные градостроительным регламентом, в т. ч. капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также строительство, реконструкция буровых скважин;
6) строительство, реконструкция посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;
7) строительство, реконструкция объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
8) размещение антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
9) иные случаи, когда в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения не требуется[16].
Ранее Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 № 1064[17] было также установлено, что в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, получение разрешения на строительство также не требуется. При этом следует учитывать, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.
В соответствии с п. 14.1 ст. 1 закона № 126-ФЗ[18] к особо опасным, технически сложным сооружениям связи относятся сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров.
Поскольку антенные опоры (мачты и башни) могут быть квалифицированы в качестве сооружений связи, то создаётся риск, при котором указанная совокупность норм может быть истолкована уполномоченными органами и/или судебными органами как допускающая возможность строительства без получения разрешения на строительство только сооружений связи, документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота до 50 метров, а также заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 5 метров. В иных случаях для размещения сооружений связи (антенных опор, мачт и башен), выходящих за пределы указанных характеристик (с заглублением ниже 5 метров), требуется получение разрешения на строительство.
На текущий момент в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816[19] вышеуказанное Постановление № 1064 утратило силу. Однако новое постановление, не отменяя норму о возможности строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, без получения разрешения на строительство, дополнило соответствующий перечень новыми 11 случаями. Теперь без получения разрешения допустимо строительство (реконструкция) следующих объектов:
1) линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;
2) тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно;
3) водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;
4) линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;
5) линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населённых пунктов;
6) отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;
7) автомобильных дорог IV и V категорий;
8) объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог;
9) местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;
10) пешеходных улиц и площадей городов;
11) парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.
Замена лицензий допуском СРО
С 1 января 2010 года прекратилось действие всех ранее выданных строительных лицензий. Новая глава ГК РФ установила запрет на проведение работ, влияющих на безопасность ОКС, без допуска СРО. Утвержденный правительством расширенный перечень включает порядка 200 видов, более 100 из которых связаны непосредственно со строительством:
- возведение зданий, строений из дерева, железобетона, кирпича;
- установка железобетонных конструкций, включая фундаменты, перегородки;
- внешняя отделка любыми видами материалов: камнем, панелями, штукатуркой;
- обустройство кровель, вентилируемых фасадов, тепло- и гидроизоляция;
- разборка строений, демонтаж конструкций, подготовка стройплощадок.
Практически, для всех работ, на которые раньше строительной организации требовалась лицензия, сейчас необходимо получить допуск СРО строителей. Причем генеральные подрядчики должны иметь разрешение на организацию работ, а субподрядчики — непосредственно на те виды, которые выполняют по договору.
Разрешение на капитальный ремонт
Ранее в рамках правоприменения возникали трудности при классификации работ : было тяжело различить понятия ремонта и реконструкции, а ведь это две разные процедуры, требующие различного подхода и имеющие отличные друг от друга уровни подготовки к осуществлению, в том числе и в отношении процедур по согласованию.
Нет. Вы можете проводить капитальный ремонт, в том числе на объектах капитального строительства без разрешения, однако только лишь в случае, если не затрагиваются инженерные сети, несущие конструкции, фасад, не происходит расширения одних помещений за счет других и прочих изменений, предусмотренных понятиями перепланировки и переоборудования.
» Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие»
реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
Однако после выпуска ФЗ №215 были сформированы чёткие критерии, а именно : капитальный ремонт — «замена или восстановление строительных конструкций объекта капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена или восстановление сетей инженерно-технического обеспечения а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы или восстановление указанных элементов»
После 9 февраля информация о собраниях будет опубликована в городских СМИ, в городских группах в соцсетях. Также обращайте внимание на объявления в своем подъезде и на входных дверях. Если вы не нашли график проведения собраний, после 9 февраля обратитесь в свою управляющую компанию, к старшему по дому, в любое городское СМИ или в отдел ЖКХ по тел. 8(81369)6-28-27.
Скорее всего, отдел обследования уже предложил изменить вид работ в вашем доме с капремонта фасада на другой, более актуальный. Так, из 27 домов в Сосновом Бору только у трех утепление фасада осталось в приоритете — в остальных же будут заменены лифты, трубы отопления, системы водоснабжения и водоотведения, отремонтированы крыши или подвалы. Однако если вы и ваши соседи не согласны с экспертами, вы можете провести собрание дома и изменить вид работ самостоятельно. Более того, вы можете за счет жильцов провести независимую экспертизу, если вы не доверяете специалистам из комитета.
Когда составлялась программа капитального ремонта, была допущена ошибка: дома были включены в очередь без указания вида работ. Впоследствии они были указаны, но по случайному принципу — так, во всех домах в Сосновом Бору, стоящих в очереди на 2021 год, предлагалось сделать ремонт фасадов. Для устранения этой ошибки в областном комитете ЖКХ был создан отдел обследования, чьи сотрудники проводят экспертизу каждого дома, включенного в программу капремонта. Они оценивают состояние конструктивных элементов здания и делают вывод, какой именно ремонт ему требуется в первую очередь. Так, только в трех из 27 домов в Сосновом Бору потребовался капремонт фасада — в остальных же был предложен иной вид проектных либо строительно-монтажных работ.
На собраниях дома имеют право голоса только собственники жилья. Если вы им не являетесь, но хотите принять участие в собрании, вы можете попросить хозяина жилья оформить на вас нотариально заверенную доверенность. Так на время собрания у вас появятся полномочия собственника; вы сможете правомерно участвовать в обсуждении и принятии решения.
Если собственники не смогут принять решение сами, администрация будет вынуждена сделать это самостоятельно и утвердить предложенный комитетом ЖКХ вариант. Однако этот сценарий крайне нежелателен: жильцы должны знать, что происходит у них в доме. Это необходимо и для того, чтобы контролировать их качество и процесс приемки.
Как участвовать в закупках на капитальный ремонт?
До 2010 года ремонт квартир в большинстве своём мог осуществляться компаниями только при наличии определённой лицензии. Обязанность по лицензированию деятельности таких фирм утратила свою силу с 2010 года. С этого времени для осуществления определённых видов работ стал требоваться допуск саморегулируемых организаций.
Так как требование о вступлении в СРО распространяется на ремонтные работы, связанные с безопасностью объектов, на уникальные и технически сложные сооружения, в отношении обычного ремонта квартир такие требования не распространяются. Ремонтно-отделочные работы, которые производятся при частичных или комплексных реконструкциях квартир, обычно не включены в государственный перечень.
Да. Сейчас объясним, когда и почему.
Вопрос клиента: Допустим, на аукционе мы установим цену на работы 2,7 млн рублей. Требование о членстве в саморегулируемой организации перестанет действовать, правильно?
Ответ эксперта НЦЛ: С одной стороны, вы правы, вроде цена контракта до 3 млн рублей. С другой, есть требования закона к участникам торгов и аукционов.
Комиссия будет проверять наличие всех документов, включая выписку СРО, подтверждение оплаты взноса в КФ ОДО, еще ДО начала торгов. Если какое-либо требование конкурсной документации не будет выполнено, комиссия просто не допустит компанию до торгов.
Тогда и сумма работ по договору генподряда в этом случае перестанет иметь значение.
Коротко и по делу: когда нужна выписка?
Когда цена договора генподряда на капремонт:
- выше 3 млн рублей — да, нужна.
- ниже 3 млн рублей — нет.
Правда, живем мы и работаем не только по ГрК РФ, но еще и по приказам, постановлениям, подзаконным актам… Поэтому в рамках нашей темы рассмотрим еще один приказ, чтобы все «по полочкам разложить» и внести окончательную ясность, насколько это возможно.
Очень Важный Приказ. Почему? Он определяет полный перечень работ, для выполнения которых требуется членство в саморегулируемой организации.
Для справки: с 1 июля 2017 года отменили «Свидетельство о допуске», и виды работ тоже следовало бы отменить. Но! В действующем Приказе №624 они все еще есть, правда, ни к чему не применимы… и в выписке не указываются… вот такая законодательная база…
Да, ответственность за качество работ лежит на генеральном подрядчике, а от субподрядчика этого не требуется и он может «расслабиться». Поэтому членом партнёрства генеральному подрядчику лучше быть.
Ремонт кровли | Ремонт инженерных систем | Ремонт дорог | |
Виды работ на ОКС, для которых нужно СРО | • Настил кровли из рулонных или штучных материалов, листов• Устройство наливной крыши на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах, указанных в ст.48.1 ГрК РФ (о них ниже) | Установка и демонтаж таких систем, как: • водоснабжение • газоснабжение • отопление • электроснабжение • сигнализация • вентиляция и кондиционирование воздуха • СКУД — системы контроля и управления доступом • видеонаблюдение | • комплексное обустройство автомобильных дорог • капремонт дорог с использованием жидких и твёрдых материалов • ремонт элементов дорожных заграждений • капремонт взлётно-посадочных полос и рулежных дорожек • нанесение разметки на проезжих частях дорог |
Дополнительные документы | Лицензия МЧС, если планируется антисептическая или огнезащитная обработка крыши |
Необходимые документы для вступления в СРО на капитальный ремонт ОКС
Немного фактической информации | • Заявление • Анкета организации-заявителя • Карточка организации с реквизитами |
Уставные документы: | |
ИП | • ИНН • ОГРНИП • Диплом о высшем образовании |
Юр.лицо | • ИНН • ОГРН • выписка из ЕГРЮЛ для компаний, зарегистрированных в 2017 году и позднее • приказ о назначении руководителя копии решения о создании организации, устава, паспорта руководителя; • приказы, решения, протоколы, листы записи из ЕГРЮЛ • свидетельства на вносимые изменения в учредительные документы (при наличии изменений) |
Документы, подтверждающие наличие в собственности или в аренде имущества, а также наличия материально-технической базы (МТБ), необходимых для выполнения капитального ремонта ОКС | • копия договора аренды или свидетельство о праве собственности на юридический или фактический адрес помещения или здания • сведения о МТБ для работ по реконструкции, строительству, капитальному ремонту или сносу ОКС |
Копии документов по квалификационному составу | • уведомления о включении в НОСТРОЙ • приказы о приеме сотрудников на работу • трудовые договора • трудовые книжки сотрудников • удостоверения о повышении квалификации • дипломы о высшем образовании • должностные инструкции • протоколы РосТехНадзора по проверке знаний промышленной безопасности (в случае выполнения работ на особо опасных и технически сложных либо атомных объектах) • паспорта и СНИЛС сотрудников |
Выданные ранее лицензии, если планируется выполнять работы на атомных объектах | лицензия |
Копии документов о страховании ответственности | • заявление • страховой полис • договор страхования ответственности членов СРО за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по заключённым контрактам |
Документы на систему менеджмента качества | • сертификат ИСО • положение о системе контроля качества • приказ |
Документы по охране труда и технике безопасности | • удостоверения по охране труда и технике безопасности • приказ на ответственны лиц • протоколы учебного центра • положения |
Объекты, представляющие повышенную опасность
К объектам, представляющим особую опасность, относятся:
- станции и линии метро;
- космодромы, космические станции;
- ядерные установки;
- объекты горнодобывающей отрасли;
- высоковольтные линии электропередачи;
- дамбы и прочие сооружения для водных ресурсов;
- морские порты;
- здания высотой более 100 метров;
- сооружения с заземлением ниже 100 м относительно поверхности земли;
- дома с консолью, выступающей на 20 метров и более.
Следует понимать, что лицензирование стоит на двух, образно говоря, столпах.
Первый столп – это наличие у субъекта предпринимательской деятельности технических и иных возможностей для осуществления лицензируемого вида деятельности.
Второй столп – это собственно охранительные государственные меры, то есть меры, позволяющие государству пресекать виды деятельности, способные навредить общественным интересам.
В части охранительных функций можно сказать, что структуру лицензионных правоотношений предпринимателя и государства упрощенно можно свести к следующей формуле:
- государство запрещает для всех предприятий некий вид деятельности, например, производство водки, поскольку производство алкогольной продукции требует соблюдения очень строгих норм во избежание причинения потребителям вреда;
- государство разрабатывает нормативы производства водки;
- государство предлагает потенциальным водкопроизводителям доказать, что они могут соблюдать нормативы производства водки;
- субъект предпринимательской деятельности, создавший условия для производства водки по государственным стандартам, обращается к государству с просьбой сделать исключение из правил и разрешить ему производить водку;
- государство проверяет технические и санитарные условия для производства водки у данного предпринимателя;
- если условия действительно соответствуют требованиям государства, то для предпринимателя делается исключение, и он получает разрешение на производство водки.
То есть лицензирование, подытоживая сказанное, есть исключение из запрета на конкретный вид деятельности, своего рода предупреждение возможных в будущем нарушений.
Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.
Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:
- созданию юридических лиц и ИП;
- достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.
Рассмотрение заявления
Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:
- наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
- фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
- ИНН, иные реквизиты;
- контактные данные;
- вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
- платежный документ на уплату государственной пошлины;
- подпись заявителя или его должностного лица.
Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП.
Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.
По истечении этого срока лицензирующий орган либо отказывает соискателю, либо выдает ему бессрочную лицензию.
Часто задаваемые вопросы о необходимости допуска при осуществлении отдельных видов деятельности в сфере строительства
Обязан ли застройщик получать допуск СРО?
Застройщик в обязательном порядке должен оформить допуск СРО. Это требование регламентировано Градостроительным кодексом. Статья 55.8 гласит «Застройщик имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что такое лицо является членом соответствующей саморегулируемой организации. »
Нужен ли допуск СРО заказчику строительства?
Заказчику допуск СРО необходим, так как он заключает договор с Застройщиком, а это одно из основных условий согласно Градостроительному кодексу РФ, когда получение допуска является обязательным.
Нужен ли допуск на строительный контроль?
Для выполнения строительного контроля получение допуска обязательно, так как данные работы включены в перечень работ, относящихся к строительству, и данные договоры как правило заключаются с Застройщиком или Техзаказчиком.
Нужен ли допуск СРО на работы по капитальному ремонту?
Да, допуск на работы по капитальному ремонту требуется. Данные работы входят в перечень строительных работ, а также, как правило, договоры на капремонт заключаются техзаказчиком или генподрядчиком с лицом ответственным за эксплуатацию или региональным оператором. Заключение договоров между данным субъектным составом требует наличие допуска СРО.
Требуется ли допуск СРО для осуществления ремонта кровли?
Да, на кровельные работы необходимо наличие допуска СРО («Устройство кровель из штучных, листовых, рулонных, наливных материалов.»)
- Сумма работ по каждому договору составляет более 3 000 000 рублей
- Договоры заключаются с застройщиками; техническими заказчиками и лицами, ответственными за организацию строительства; региональным операторами.
Нужен ли допуск на отделочные работы?
При проведении отделочных работ допуск не требуется, если они проводятся не на опасных или технически сложных объектах. Если же в составе отделочных работ затрагиваются несущие конструкции и стоимость работ превышает 3 000 000 рублей, то получение допуска обязательно.
Требуется ли разрешение СРО на работы по обследованию конструкций зданий и сооружений?
Согласно Перечню видов инженерных изысканий, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», работы по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций являются специальным видом инженерных изысканий и на основании письма Минстроя России № 38887-ЛС02 от 20.09.2018 года требуют наличия допуска СРО по изысканиям
Нужен ли допуск СРО на электромонтажные работы?
Электромонтажные работы относятся к работам в области строительства на основании Приказа № 624 Минрегиона РФ. Получение допуска необходимо, если вы планируете выполнять работы из данного перечня, стоимость работ по договору составляет более 3 000 000 рублей, и вы планируете заключать договор строительного подряда с одним из указанных лиц:
- застройщиком,
- техническим заказчиком,
- лицом, ответственным за организацию строительства,
- региональным оператором.
Необходим ли допуск СРО на обслуживание и проектирование котельных?
Автономная котельная – здание или помещение (в некоторых случаях комплекс зданий) с основным элементом – котлом и дополнительным оборудованием, главное предназначение которого выработка тепла в целях теплоснабжения. Данное определение относится к объектам капитального строительства, поэтому подпадает под действие Градостроительного кодекса РФ и требует вступления в СРО для производства проектных работ (п.4 ст.48 ГрК РФ) и для производства монтажных работ (п.2 ст.52 ГрК РФ).
Нужен ли допуск СРО на сантехнические работы?
Основным правоустанавливающим документом капитального строительства является Федеральный закон 190-ФЗ от 29.12.2004 г. (Градостроительный кодекс Российской Федерации), принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ. Градостроительный кодекс РФ точно определяет и разграничивает категории капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, определяет участников, правила проведения и контроля градостроительной деятельности.
22 июля 2008 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал Федеральный закон 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законом был отменен институт лицензирования и введен институт саморегулируемых организаций (СРО).
В приказе 274 от 09.12.2008 г. Министерство регионального развития РФ утвердило перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ОКС), и исключения из него, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 ГК РФ. Данный приказ действовал в течение одного года и был заменен приказом 624, который существенно сократил перечень работ и область действия саморегулиремых организаций.
Приказ 624 от 30.12.2009 г. Министерства регионального развития признал утратившим силу приказ 274 и ввел упрощенный перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В частности, работы по проектированию силовых и слаботочных систем внутри зданий и работы по монтажу силовых (до 1 кВ) и слаботочных систем как внутри, так и снаружи зданий входят в данный перечень исключительно для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, перечисленных в ГК РФ в статье 48.1. К таким объектам относятся установки и сооружения атомной, космической, авиационной, транспортной, энергетической и гидротехнической инфраструктуры, а также уникальные объекты, например, здания высотой более 100 метров.
Кроме того, из данного перечня исключаются все работы по проектированию, строительству и реконструкции в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 ГК РФ, например, в случае капитального ремонта и прочих изменений ОКС или их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Таким образов, для выполнения работ по проектированию и монтажу внутренних силовых и слаботочных систем на этапах строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации зданий, за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, получение допуска СРО не требуется.
До отмены института лицензирования наша компания действовала на основании следующих лицензий 2001–2012 годов.
Проектная документация для проведения капитального ремонта зданий
Исходные материалы с заданием на проектирование и техническим заключением о состоянии здания.
Общая пояснительная записка.
Архитектурно — строительные чертежи.
Технологические чертежи (при необходимости).
Документация по инженерному оборудованию.
Стройгенплан (при устройстве стройплощадки).
Организация проведения работ (при необходимости).
Сводный сметный расчет стоимости проведения работ (при необходимости).
По проектной документации для проведения капитального ремонта проводится оформление заключений:
— окружного ЦГСЭН;
— АПУ округа;
— ГУОП г. Москвы (для объектов на исторических территориях города);
— Мосгосэкспертизы;
— УГПС ГУВД по г. Москве.
Состав заключения АПУ округа:
— заключение АПУ округа для представления на Межведомственную комиссию (по установленной форме);
— ситуационный план М 1:2000.