Сущность, функции и виды налогов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сущность, функции и виды налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
- безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
- обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
- принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
- вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Элементами налога являются:
- законодательно определенная основа – база;
- процентная ставка;
- объект налогообложения;
- период;
- порядок и сроки взимания.
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
- определенное право;
- лицензию на ту или иную деятельность;
- действие в правовом поле (например, регистрацию).
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Происхождение и основные этапы развития налогов
Налоги — важный источник образования финансов государства вне зависимости от его типа хозяйствования. Изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей существует с давних времен, а сами налоги приобрели вид необходимого звена экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Следовательно, становление и развитие налогообложения тесно взаимосвязаны с закономерностями развития и функционирования государства. Трансформация роли и значения государства в обществе обусловливает соответствующие преобразования налогообложения.
Основные аспекты налогообложения интересовали экономистов, философов и различных государственных деятелей разных эпох. Например, Фома Аквинский определял процесс налогообложения как дозволенную форму грабежа. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит усматривал в процессе уплаты налогов признак свободы, а не рабства. Сложность налогообложения Ш. Л. Монтескьё видел в расчете оптимального уровня налогов в государстве: “…Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им”.
Рассмотрим подробнее ключевые четыре функции налогов.
1. Фискальная роль. Это самая важная и исторически первоначальная функция системы. Ее сущность заключается в формировании государственного бюджета, за счет которого происходит финансирование важных видов деятельности в стране. Реализуется фискальная роль за счет контроля и санкций налогового характера. Цель этих мероприятий – обеспечение максимальной собираемости налоговых платежей и пресечение случаев уклонения от их перечисления.
Привлечение средств для формирования госбюджета – ключевая функция налоговой системы. Все остальные роли носят уже производный от нее характер.
2. Распределительная роль. С помощью налоговой системы осуществляется распределение финансовых ресурсов. За счет перечислений от плательщиков, составляющих наиболее сильную (в смысле финансового положения) категорию населения, обеспечиваются нужды менее состоятельных и защищенных граждан.
3. Контролирующая роль. Данная функция позволяет госорганам следить за соблюдением сроков и размеров поступлений в бюджет налоговых платежей.
4. Регулирующая роль. В налоговой системе присутствуют механизмы, позволяющие государству регулировать решение определённых вопросов в области экономики и политики. В рамках регулирующей функции выделяются три подфункции:
- Стимулирующая – основная роль подфункции заключается в поддержке определенных процессов и явлений со стороны государства, а реализуется она через налоговые льготы и освобождения; например, в РФ значительные преференции существуют для малого предпринимательства, организаций инвалидов, сельскохозяйственных объектов и т.д.;
- Дестимулирующая – напротив, представляет собой механизм препятствования развитию определённых явлений через установление налоговых барьеров;
- Воспроизводственная – сущность данной подфункции состоит в иммобилизации финансовых средств, которые затем направляются на воспроизводство эксплуатируемых людьми природных ресурсов.
Основные налоговые льготы (федеральные)
В соответствии с НК РФ налоговые льготы подразделяются на следующие виды:
- Налоговые освобождения – предоставление права не уплачивать определённые налоги отдельными категориями граждан, изъятие из системы части налоговой базы, предоставление налоговых каникул и амнистий;
- Налоговые скидки – сюда относятся налоговые вычеты (самые популярные – стандартные вычеты по НДФЛ, реально уменьшающие бремя плательщика на регулярной основе) и необлагаемые минимумы (минимальная величина базы, которая освобождается от обложения: например, сумма выигрыша в пределах 4000 рублей не подлежат обложению, а все, что свыше уже составляет базу по налогу);
- Налоговые кредиты – уменьшение для компании размеров перечислений налогов на определённый период с последующим доперечислением этих сумм и процентов по кредиту.
Налоговая система в России
Основными принципами формирования налоговой системы в нашей стране являются:
- Обязательность уплаты налогов.
- Удобство и простота налоговой системы для налогоплательщиков.
- Гибкость налогов, их изменение в условиях изменяющегося хозяйства.
- Невозможность двойного налогообложения.
- Прогрессивное и льготное налогообложение.
Российское налогообложение имеет трехуровневую систему и состоит из:
Уровень налогообложения | Виды налогов |
Федеральные налоги и сборы (выплачивают все граждане РФ). | – налог на добавленную стоимость; – акциз; – налог на доход физического лица; – государственная пошлина; – налог на прибыль предприятия; – единый социальный налог; – налог на добычу полезных ископаемых; – водный налог. |
Региональный налог (выплачивают все люди, проживающие в определенном регионе). | – налог на имущество предприятия/организации; – налог на игорный бизнес; – транспортный налог; |
Местные налоги (выплачиваются жителями города/поселения). | – налог на имущество физических лиц; – земельный налог. |
Налоги — обязательные платежи, безвозмездные, носят обязательный характер.
Сборы — это платежи за определённую государственную услугу, то есть пошлины. Такая плата носит единовременный характер и носит добровольный характер ( например, госпошлина за техосмотр автомобиля, таможенные пошлины за перевозку товаров и др.).
Различия между налогом и сбором
- Налог исчисляется в процентном отношении к какой-либо базовой единице, а сбор является фиксированным размером платы за услугу;
- Налог удерживается со всех субъектов налогообложения без учета их желаний, тогда как сбор является свободным действием плательщика;
- Налог уплачивается на безвозмездной основе, а сбор подразумевает получение от государственных органов какой-либо информации или услуги.
- Налог имеет определенную периодичность оплаты, в то время как сбор является разовым платежом.
Применение процентных налоговых ставок предполагает начисления того или иного сбора пропорционально величине налогооблагаемой базы. Например — если речь идет о зарплате гражданина, то на нее начисляется НДФЛ в размере 13 % в корреляции с фактической величиной соответствующей компенсации. Главное отличие процентных ставок от твердых — главным образом в применении непропорциональной корреляции между фактической величиной налога и размером базы. Например, с зарплаты 10 000 руб. человек должен уплатить НДФЛ в размере 13%, то есть 1300 руб. С 15 000 рублей он также уплатит 13%, то есть, 1950 руб. В свою очередь, транспортный налог с легковой машины мощностью 100 л. с. составит, исходя из текущих формул, утвержденных законодательством, 1500 руб., в то время как при мощности машины в 150 л. с., сбор будет 3000 рублей — в два раза больше, хотя показатели в л. с. различаются в иных пропорциях.
Данная разновидность показателей предполагает, что величина фактических платежей в бюджет увеличивается синхронно с ростом налогооблагаемой базы. Таким образом, если человек зарабатывает больше, возрастают также его обязательства перед государством. Данная схема налогообложения распространена в западных странах. Вместе с тем данные виды налоговых ставок в РФ также могут находить применение. Выше мы рассмотрели особенности исчисления транспортного сбора и убедились — платежная нагрузка на владельцев автомобилей увеличивается по мере роста показателей мощности транспортного средства в л. с.
Налог на основе прогрессивных показателей может исчисляться двумя способами. Первый предполагает, что ставка растет в корреляции со всей налогооблагаемой базой — как в случае с исчислением транспортного налога. Второй способ определения фактических размеров платежей в бюджет предполагает, что ставка будет увеличиваться в корреляции с какой-либо частью налогооблагаемой базы.
Экономисты различают четыре основных функции налогов:
- Фискальная функция – ключевая функция налогообложения , то есть пополнение государственного бюджета.
- Распределительная функция – распределение общественных доходов, передача средств в пользу социально незащищенных слоев населения (она же – социальная функция).
- Регулирующая функция – решение проблем и задач экономической политики (стимулирование или наоборот подавление различных экономических процессов: роста, инфляции, безработицы и т.д.).
- Контрольная функция – отслеживание поступления денег в бюджет, учет и сопоставление финансовых ресурсов государства.
Виды налоговых ставок
Принципов классификации ставок налога может быть несколько. Мы постараемся остановиться на наиболее важных:
А. ПО УСТАНОВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО ДАВЛЕНИЯ (бремени) на плательщика:
Базовая (основная) ставка — ставка, не учитывающая особенностей плательщика или вида деятельности, облегчающих или утяжеляющих налоговое бремя и, соответственно, увеличивающих или уменьшающих налоговую ставку (например, по налогу на доходы предприятий и организаций она равнялась 22 % по налогу на прибыль составляет 30 %). Надо учесть, что по некоторым налоговым платежам о понятии базовой налоговой ставки мы можем упоминать весьма условно, в силу множественности ставок в целом поданному налогу (акцизный сбор).
Пониженная ставка — предполагающая определенные особенности плательщика и сокращающая налоговое бремя на него(чаще всего ее применение можно рассматривать как налоговую льготу).
Повышенная ставка — учитывающая специфическую форму деятельности или получения доходов и превышающая основную,базовую ставку.
Б. ПО МЕТОДУ УСТАНОВЛЕНИЯ СТАВКИ НАЛОГА:
1. Абсолютные (твердые) ставки — ставки налога, при которых размер налога в твердой фиксированной величине определяется на каждую единицу налогообложения.
Подобные ставки применяются в Украине и Российской Федерации довольно редко, так как инфляционные процессы в экономике делают этот механизм изначально запаздывающим за целью сбора налогов и платежей. В тех случаях, когда они используются, пересмотр ставок практикуется довольно часто, минимум один раз в год (например, плата за землю в Украине).
2. Относительные — ставки налога, при которых размер налога устанавливается в определенном соотношении к единице обложения. Характер соотношения ставки налога и единицы обложения позволяет выделить несколько подвидов относительных ставок:
а) относительно-процентные — ставка налога устанавливается в процентах от единицы налогообложения;
б) относительно-кратные — соотношение размера налога и единицы налогообложения устанавливается в величинах, кратных определенному показателю (например, законодательно установленным на данный момент минимальной плате либо необлагаемому минимуму доходов):
в) относительно-денежные — ставка налога, устанавливающая определенную денежную сумму на часть налогооблагаемого объекта (например, налог на операции с ценными бумагами в Российской Федерации).
Основные функции налогов :
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
1)Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
2)Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
3)Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
4)Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
5)Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
6)Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
7)Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.