Производственная практика на предприятии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производственная практика на предприятии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Производственная практика нужна в первую очередь для студента. Здесь он может попробовать свои силы и знания. Понятно, что студент, который учится на нефтяника нигде не сможет проверить свои способности, кроме своей работы. То же самое условие существует для студентов медиков, инженеров, строителей и т.д.
Производственная практика: особенности и сложности
Прохождение производственной практики повышает качество обучения, формирует и закрепляет профессиональные компетенции обучающегося, а также помогает ему адаптировать к реальным условиям теоретические знания, полученные в образовательном учреждении. Кроме того, студенту предоставляется возможность получить актуальную информацию о рынке труда, осознать ценность своей профессии и правильность сделанного выбора.
Ключевая цель данной практики — сформировать у обучающегося практические навыки работы по специальности, набраться опыта в решении реальных производственных задач. Главная задача производственной практики — создать для студента условия, аналогичные полноценной трудовой деятельности на предприятии, чтоб он мог почувствовать себя частью рабочего коллектива, привыкал к трудовой дисциплине, научился брать на себя ответственность, приобрел навыки самоорганизации и т.д.
В рамках прохождения производственной практики обучающемуся предстоит делать следующее:
- Проанализировать свое рабочее пространство, освоиться в нём. Понять, правильно ли он выбрал профессию.
- Постоянно контактировать с другими специалистами и руководителями организации, выполнять их поручения.
- Отыскать и заполнить пробелы в своих теоретических знаниях, приобрести недостающие навыки и компетенции.
- Проявить себя с положительной стороны, что может помочь в дальнейшем трудоустройстве.
- Собрать материал для последующего выполнения для курсовых работ, научных статей, дипломного проекта.
По итогам практики оформляется отчетная документация, которая сдается в образовательное учреждение. Как правило, стандартный пакет включает:
- договор на прохождение практики;
- дневник и отчет;
- индивидуальное задание на практику;
- отзыв-характеристику от руководителя компании, в которой студент прошел практику.
Особенности трудоустройства студентов
Нюансы трудоустройства практикантов связаны с возможным несовершеннолетием и продолжением очного обучения во время работы. Поэтому нужно принять во внимание такие обязанности работодателя:
- если студент является очником, работодатель должен будет предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с продолжением учебы;
- если студент трудоустраивается впервые (чаще всего это именно так), работодатель должен оформить ему трудовую книжку (в ней делается стандартная запись) и СНИЛС (если этот документ еще не оформлен);
- если в штатном расписании нет подходящих вакантных единиц, можно их ввести на время практики, а затем сократить либо ввести их специально «под практикантов», если студенты проходят практику на постоянной основе, регулярно;
- студенту-практиканту приказом руководителя назначается наставник от организации;
- если студент получает стипендию, он сохраняет на нее право и трудоустроенным.
Плюсы и минусы трудоустройства практиканта для работодателя
Принятие на работу студента-практиканта имеет некоторые преимущества для нанимателя, но и чревато некоторыми возможными рисками.
Плюсы трудоустройства студентов:
- законная возможность платить меньшую заработную плату, по сравнению со штатными сотрудниками;
- воспитание будущих кадров, если практикант в перспективе войдет в штат;
- обеспечение лояльности работника;
- возможность отточить навыки опытных сотрудников с помощью наставничества.
Минусы для работодателя:
- неполный рабочий день для студента;
- дополнительный отпуск для продолжения учебы (на это время его обязанности должен кто-то выполнять);
- невозможность привлечения к сверхурочным и ночным работам;
- отсутствие у практиканта необходимого опыта, отсюда дополнительные траты времени, более низкая результативность, риск ошибок, брака и т.п.
Что такое стажировка?
Большое количество существующих определений для этого понятия может запутать кого угодно. Однако наиболее точной кажется формулировка, приведенная в Письме Госкомвуза России от 15.03.1996 N 18-34-44ин/18-10 «Об организации и проведении стажировки специалистов»
Стажировка является одним из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Трудовой Кодекс приводит два взгляда на понятие «Стажировка».
Первый – узкий.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
В связи с заключением трудового договора впервые прошу оформить мне трудовую книжку.
1 февраля 2012 г. подпись А.М. Соколовский
Согласно п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках», оформление трудовой книжки сотруднику, принятому на работу впервые, осуществляется работодателем в его присутствии не позднее недельного срока со дня приема на работу.
Нередко при первичном заполнении трудовой книжки у кадровых работников возникают вопросы в отношении графы «Профессия, специальность». В соответствии с п. 9 Правил ведения и хранения трудовых книжек графы об образовании, профессии, специальности заполняются на основании соответствующего документа, например диплома. Обратите внимание: в графе «Профессия, специальность» необходимо указывать квалификацию, которая присвоена выпускнику по окончании учебного заведения.
Однако практиканты еще не завершили образование в вузе, поэтому, скорее всего, эта графа останется пустой. Если до вуза студент получил диплом, например о среднем профессиональном образовании, это нужно отразить в соответствующей графе.
В зависимости от уровня образования сотрудника в трудовую книжку вносят одну из следующих записей: основное общее; среднее общее; начальное профессиональное; среднее профессиональное; высшее профессиональное; послевузовское профессиональное.
Как отбирали студентов
Никаких вступительных испытаний мы не проводили. В прошлом году практикантов порекомендовала замдиректора института кибернетики ИРНИТУ, мы с ними поговорили и пригласили в офис. В этом году было примерно так же.
Троих ребят со второго курса («малявки, но хорошие») предложила преподаватель из госуниверситета, — это была первая партия. Во второй заход, снова по рекомендации вуза, взяли двух проходивших практику в прошлом году. Ещё двое попросились сами и, когда мы уже закрыли набор, преподаватель из другого вуза слёзно попросила принять одного «очень хорошего мальчика». Забегая вперёд, об этом решении никто не пожалел — в конце практики мы взяли его на работу.
Все практиканты проходили собеседование, отвечали на вопросы эйчара и ведущего разработчика.
На собеседовании я мечтал увидеть огонь в глазах. Почувствовать, что человеку интересно то, чем он будет заниматься — с такими людьми приятно работать. Этот огонь был не у всех, но мы никому не отказывали.
Александр Брюханов, руководитель разработки
Включать практиканта в рабочую команду бессмысленно и беспощадно. Даже если студент интересуется и хоть что-то знает (это уже хороший результат!), сразу в разработку его не погрузишь, надо какое-то время учить. Две недели — очень короткий срок, поэтому от мысли давать новеньким студентам задачи штатных разработчиков заранее отказались. Но мы хотели показать работу в реальной IT-компании. Нужны были такие задачи, через которые ребята смогли бы «пощупать» процесс разработки и, хотя бы со стороны, посмотреть на взаимодействие команд.
Время от времени в компании возникают идеи, которые потенциально полезны, но некому реализовать, или они не настолько важны, чтобы заняться прямо сейчас. Часто это вспомогательные сервисы, которые можно делать отдельно. В течение всего года мы выбирали из таких задач те, что могут подождать до лета и будут по силам для практикантов.
Переводилка. Мы давно хотели попробовать сервис POEditor, вот и попросили ребят сделать интеграцию с ним. Этой задачей сначала занимались «зелёные второкурсники», а потом и третьекурсники. Второкурсники сделали какой-никакой прототип, у третьекурсников вышло что-то более завершённое. В итоге одного из третьекурсников мы оставили работать, и он, уже отлично понимая задачу, быстро переписал всё «по-хорошему».
Метрики по сотрудникам. Ещё одна девушка в одиночку занималась метриками по сотрудникам — KPI, по сути. Объединяла данные от двери, Youtrack, Gitlab: когда человек приходит, сколько времени проставляет в YouTrack, какие делает коммиты в код. В процессе решения удалось посмотреть несколько вариантов и скорректировать ТЗ.
Скрипты для тестеров VMmanager. Разработчикам и тестировщикам нового VMmanager нужен был скрипт для выполнения рутинных операций: ходить по SSH на сервера, проваливаться с этих серверов на виртуалки, проверять версии libvirt, Qemu, ОС и т. д. Задачей занимался парень, который был у нас на практике в прошлом году и тоже работал на бэкенде. Тогда он уже пробовал делать запросы при помощи сетевых библиотек, поэтому в этот раз справился быстро. Качество кода было не «супер-пуперное», но после ревью скрипт взяли в работу.
Утилита для фронтендеров VMmanager. Ещё в VMmanager в отложенных была задача по сбору метрик работы фронтенда. Нужно было собирать время отклика, время загрузки полезного контента на странице и ещё кучу всего, что важно для анализа работы сервиса. Задача была сложная и менее понятная, чем у бэкенда; нужно было перелопатить кучу «литературы» и познакомиться с Angular, которому в вузе не учат. Решить эту задачу вызвался второй «второгодник». И справился! Его код отревьюили и через несколько спринтов решение внесут в продукт, то есть тоже будут использовать. Сам парень настолько понравился фронтендерам VMmanager, что они пригласили его на работу после института.
Как принять студента на производственную практику — договор с учебным заведением
Если организация или индивидуальный предприниматель решили позволить студентам-практикантам прийти и обучиться делу на их фирме, следует в первую очередь связаться с руководством учебного заведения, которое отвечало бы профилю деятельности предприятия. С образовательной организацией заключается договор, на основании которого практиканты при их распределении по производствам будут направлены в компанию заявителя.
Имеется и другой вариант — принять студента на работу без договоренности с учебным заведением. Но тогда все равно придется обращаться за получением справки, свидетельствующей о прохождении студентом практики на данном предприятии. Это необходимо, поскольку работодатель должен иметь доказательство того, что молодые люди в конкретный период времени проходят практику на его фирме, иначе возникнут споры с трудовой инспекцией и налоговой службой. И в таком случае обязательным условием становится подписание трудового договора со студентом, который регулировал бы отношения нанимателя и практиканта. Договор может быть:
- ученическим (если студент большую часть времени обучается делу и не подчиняется внутреннему распорядку дня) или
- трудовым (если сотрудник выполняет работу, предусмотренную должностной инструкцией и подчиняется внутреннему трудовому распорядку).
Случается и так, что студент сам приходит на фирму с просьбой трудоустроить его на период прохождение практики. Работодатель, готовый принять молодого сотрудника, обращается в ВУЗ и заключает соответствующий договор. Если в учебном заведении не имеется шаблонных договоров на такой случай, наниматель может предложить собственный вариант соглашения. В таком документе в обязательном порядке должны быть отражены следующие сведения:
- наименование предприятия работодателя или реквизиты ИП;
- сведения о принятом студенте и месте его обучения;
- период времени, на протяжении которого учащийся будет проходить производственную практику;
- размер оплаты (если работодатель собирается требовать от студента выполнения работ и готов оплачивать труд);
- время работы (режим труда и отдыха, число рабочих часов в неделю, выходные);
- порядок приема студента на предприятие (здесь можно написать о необходимости подписания ученического или трудового договора, об оформлении договора с ВУЗом);
- информация о назначении наставника (куратора) (обычно руководитель назначается со стороны ВУЗа, потому что иначе работодателю пришлось бы доплачивать своему сотруднику за осуществление дополнительных функций, отражать требования к наставничеству в должностной инструкции, фиксировать порядок руководства со стороны фирмы, предоставлять место прохождения практики и т.д.).
Ответы на распространенные вопросы о том, как принять студента на производственную практику
Вопрос №1: Должен ли работодатель положения об особенности работы с практикантами, какие-либо отчеты, в которых говорится о том, какие знания и умения получит студент на практике?
Ответ: Нет, работодатель не должен составлять таких документов — образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают программы практики. ВУЗ разрабатывает перечень включенных в практику этапов в зависимости от профиля подготовки.
Вопрос №2: Нужно ли выплачивать студенту-практиканту пособие по временной нетрудоспособности, если с ним не заключен трудовой договор, и он отравился едким дымом и получил больничный лист?
Ответ: Отравление во время работы считается несчастным случаем на производстве, а потому (вне зависимости от наличия трудового или иного договора) должно быть проведено расследование и оплачен больничный лист. Если сотрудник простудится или получит иное заболевание или травму, не связанную с несчастным случаем на производстве, листок нетрудоспособности не будет оплачен в случае отсутствия трудового договора.
Типы производственной практики
При оформлении студента-практиканта на предприятии важно различвать понятие учебной и производственной практики:
Учебная практика | Производственная практика |
Называется также ознакомительной практикой. | Называется также трудовой практикой. |
Не предполагает выполнения трудовых функций. В ходе прохождения учебной практики учащийся только знакомится с производственным процессом, выполняет несложные действия, получает общие профессиональные умения. | Подразумевается, что студент будет принимать участие в производственном процессе, выполнять установленные функции в качестве работника фирмы. |
Заключение трудового договора не требуется. | Обязательное заключение трудового договора. |
Трудовой договор (как принять студента на производственную практику)
Поскольку предполагается, что студенческая практика ограничена конкретными временными рамками, с работодателем заключается срочный трудовой договор. Можно, конечно, заключить бессрочный трудовой договор, предоставить студенту дополнительный оплачиваемый отпуск для сдачи дипломной работы, после чего принять его на работу на постоянной основе, но поступать так нецелесообразно. Срочный договор и без того будет автоматически признан бессрочным, если по истечении указанного в нем срока человек продолжает трудиться
(ст. 58 ТК РФ).
В тексте соглашения следует прописать цель трудоустройства (прохождение практики), количество месяцев работы. В остальном, трудоустройство студента ничем не отличается от приема на работу любого соискателя:
- стороны подписывают трудовой договор;
- руководитель компании издает приказ о приеме на работу по форме № Т-1 (Т-1а) с указанием о трудоустройстве практиканта или без такового;
- в трудовую книжку студента вносится запись о приеме на работу (если практика у сотрудника первая, и он ранее нигде не работал, наниматель обязан оформить ему трудовую книжку);
- работодатель занимается оформлением для студента СНИЛС (если у него его нет);
- студент знакомится с внутренними документами компании (новый сотрудник должен знать о зарплате, нормах премирования, доплатах, надбавках, материальных поощрениях, отпусках и т.д.);
- по окончании практики договор расторгается, соответствующая запись вносится в трудовую книжку.
«Официальные» практиканты
Как мы уже выяснили, законодательство предусматривает возможность заключения договора между учебным заведением и организацией. Если такой договор заключен, то организация обязана принять студентов на практику и организовать ее прохождение в соответствии с программой практики. Но при этом надо учитывать, что заключение самого договора — дело добровольное. То есть организация не обязана его заключать, даже если с таким предложением к ней прямо обратился представитель вуза.
Если компания все же решила заключить договор, то надо проследить, чтобы в нем были отражены все важные моменты, связанные с прохождением практики, а именно: в какие периоды организация обязана принимать студентов, какое количество их может быть одновременно и (или) в течение года (календарного или учебного). Также в договоре должно быть зафиксировано, какого рода практику будут проходить студенты в организации — ознакомительную или трудовую. Это условие вдвойне важно, так как от него зависит, должна ли компания зачислять практикантов в штат и выплачивается ли им заработная плата.
Надо заметить, что в большинстве случаев договоры с вузами не предусматривают зачисления практикантов в штат организации. То есть, выражаясь официальным языком, речь идет об ознакомительной практике, когда практиканты лишь знакомятся с производственным процессом организации, основными функциями по той или иной должности, выполняют несложные операции и т.п. Заработная плата в таком случае не начисляется — студент продолжает получать стипендию.
Но, когда речь идет о так называемой трудовой практике, используется другой подход. В таком случае студент зачисляется в штат на должность, обязанности по которой соответствуют программе практики. Соответственно, между работодателем и практикантом заключается трудовой договор, практиканту выплачивается заработок, с которого удерживаются все налоги и начисляются взносы во внебюджетные фонды. Как и обычные работники, практиканты в этом случае подлежат государственному социальному страхованию, а значит, имеют право на пособия по временной нетрудоспособности. Кроме того, практиканту положен ежегодный оплачиваемый отпуск (или компенсация при увольнении).
Помимо прав, у студента появляются и обязанности. Как и все работники, он обязан следовать правилам внутреннего распорядка организации, соблюдать технику безопасности, подчиняться внутренним нормативным актам организации.
Заключение отчета по производственной практике
Завершающей частью отчета по практике является заключение, которое содержит выводы и комплекс предложений по вопросам, рассмотренным в ходе выполнения работ, в соответствии с поставленной целью и задачами. Заключение — это обобщающий результат работы студента, в котором он подводит краткий итог, обобщает и оценивает результаты.
В заключении необходимо максимально полно сформулировать и последовательно изложить полученные в ходе исследования выводы по поставлены в ведении задачам и сделать обобщающий вывод
Заключение должно отражать:
- оценку студента места работы;
- краткую характеристику выявленных проблем, сложностей и пути их решения.
Заключение должно отражать:
- уровень сформировавшейся профессиональной зрелости студента
- умение акцентировать внимание на основном, делать выводы и обобщать полученные знания
- соотносить их с целями и задачами исследования
- делать самостоятельные выводы по проблеме.