Постановление Верховного Суда РФ от 12.10.2020 N 5-АД20-96

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление Верховного Суда РФ от 12.10.2020 N 5-АД20-96». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

КоАП РФ не содержит норм, которые предусматривали бы обязанность административных органов по вынесению каких-либо процессуальных документов о составлении протокола об административном правонарушении, но устанавливает обязанность по извещению лиц, привлекаемых к административной ответственности, о его составлении (п. 4.1 ст. 28.2).

Комментарий к ст. 28.2 КоАП РФ

Комментируемая ст. 28.2 КоАП РФ урегулирует порядок составления и применения протокола об административном правонарушении.

Протокол — основной процессуальный документ, которым фиксируется факт административного правонарушения. Соответственно, протокол представляет собой основное доказательство по делу об административном правонарушении. Требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения продиктованы необходимостью не только фиксации факта правонарушения, но и обеспечения соблюдения гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности.

Протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении должен быть составлен протокол, то есть каждое правонарушение фиксируется в отдельном протоколе.

Составление протокола об административном правонарушении является одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающих формирование доказательственной базы, а сам протокол как доказательство по делу об административном правонарушении исследуется и оценивается при рассмотрении всех материалов административного дела и решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 N 05АП-3942/2016, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 N 17АП-8481/2016-АК).

Правильное составление протокола об административном правонарушении обеспечивает гарантированное ст. 25.1 КоАП РФ право на защиту. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, уже в момент составления протокола об административном правонарушении вправе знать, по какой норме КоАП РФ квалифицированы его действия (бездействие) (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 N 18АП-9419/2015).

Статья 28.2 КОАП. Протокол об административном правонарушении.

В КоАП РФ нет обжалования протокола об административном правонарушении, но есть можно обжаловать постановление о применении наказания за совершение такого деяния. Протокол и постановление – разные процессуальные документы. Закон предусматривает следующие основания для обжалования административного правонарушения:

  • в протоколе, представителем правопорядка были указаны неверные или неправдивые сведения;
  • протокол составлен с нарушением норм законодательства;
  • описанные в протоколе действия имели вынужденный характер с целью избегания более серьёзных последствий. Например, водитель выехал на полосу встречного движения, чтобы избежать столкновения с другим автомобилем. То есть, нарушение ПДД было совершено вынужденно. Постановление можно будет оспорить.

Чтобы доказать свою невиновность и неправомерные действия уполномоченного органа, необходимо предъявить доказательства. Это могут быть показания свидетелей, фото-, видеоматериалы, прочие сведения.

Основная причина оспаривания постановления – неправильно составленный протокол о привлечении к ответственности. Поэтому он должен быть составлен верно. Согласно ст. 28.2 КоАП РФ, в документе должны быть прописаны следующие сведения:

  • календарная дата, когда составлялся документ, и место;
  • об инспекторе ДПС или иного уполномоченного лица – ФИО, должность;
  • о человеке или организации, против кого он составлялся. Если оппонентом является физическое лицо, то его ФИО полностью, паспортные данные, адрес, по которому он проживает, и по которому прописан (если они совпадают, то указать нужно только один). Если протокол составляется против предприятия, то его название, ФИО и должность руководителя;
  • обо всех лицах, имеющих отношение к делу (свидетелях, пострадавших);
  • о совершённом нарушении – место, дата, точное время, обстоятельства, суть;
  • ссылка на нарушенный нормативный акт;
  • письменные пояснения человек, против которого составлялся документ;
  • прочие, имеющие отношение к делу, и дающие возможность установить истину.

Это разные процессуальные документы. Протокол составляется уполномоченным лицом. Например, сотрудником ГИБДД. В нём фиксируются обстоятельства произошедшего, он содержит в себе сведения обо всех лицах, имеющих отношение к делу.

Документ – основное доказательство по делу, на него опираются органы правосудия для вынесения справедливого наказания. У человека есть право дать письменные замечания, не согласиться с изложенным. На его основании выносится постановление. Это серьёзный документ, который можно обжаловать. Он содержит в себе данные о применяемом к виновному лицу наказанию.

К сожалению, от противоправных действий уполномоченных органов никто не застрахован. К таковым можно отнести:

  • угрозы;
  • давление;
  • применение физических и психологических приёмов;
  • фальсифицирование информации.

Рекомендуется фиксировать все предполагаемые нарушения. Можно использовать технику для ведения видеосъемки, создания аудиофайлов или фото.

О составлении протокола об административном правонарушении (ч.6 ст.28.7 КоАП)

Что дает отмена постановления по казалось бы формальным основаниям — процессуальным нарушениям? Дело отправят на пересмотр, который уже не состоится, т.к. истечет срок давности привлечения к ответственности.

Но их нужно найти, к примеру, это могут быть:

Нарушение порядка уведомления. Здесь можно собирать все косяки Почты России, которая не доставляет корреспонденцию, не хранит положенный по закону срок конверт на почте и т.п.

Не уведомление правонарушителя о судебном заседании является процессуальным нарушением.

Составление протокола без привлекаемого лица, когда в деле отсутствует доказательство его уведомления (направления уведомления).

Составление протокола (постановления) в присутствии представителя с ненадлежаще оформленной доверенностью. Например, если в доверенности прописаны не все полномочия представителя или они обобщены без конкретики. Это рекомендация скорее для юридических лиц, выдающим доверенность своим юристам.

Читайте также:  Разбираем вопрос: как оформить землю в собственность под домом?

Арбитраж отменит постановление об административном правонарушении, если оно составлено в присутствии не уполномоченного лица. Суды общей юрисдикции обычно на это смотрят не так строго.

Неудовлетворение ходатайства о переносе рассмотрения дела в связи с болезнью (если постановление выносит государственный орган) или вовсе отсутствие ответа на ходатайство.

Мотивированная часть постановления по делу об административном правонарушении была составлена за пределами трехмесячного срока привлечения к ответственности. Это также основание к отмене постановления.

ВС 01 марта 2019 года по делу № 41-АД19-3 указал

мировым судьей резолютивная часть постановления была оглашена 22 июня 2018 года. В полном же объеме постановление было изготовлено за пределами трехмесячного срока, в частности, 25 июня 2018 года.

Интересный вывод, который нужно взять на заметку.

В другом деле Мосгорсуд 06.08.2018 года (№ 4а-4146/18) отменил решение районного суда по причине, что суд второй инстанции, в который заявитель пожаловался на постановление мирового судьи, отложил составление мотивированной части. Что вовсе запрещено законом.

Статьей ст. 30.8 КОАП РФ решение судьи по жалобе на постановление об административном правонарушении оглашается немедленно.

Косяки в протоколе об АП, такие как — неправильно указаны дата, место, время совершения правонарушения (что нарушитель может доказать), правонарушитель предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, что недопустимо по закону.

Да, описки есть в протоколе, но нарушение же было? — спросит строгий судья.

Протокол об административном правонарушении является, как правило, единственным доказательством нарушения.

Не отменят, но если правонарушение совершено впервые — суд скорее всего назначит минимальное по данной статье наказание, о чем нужно его попросить и обратить на этот факт внимание. Либо, если административное правонарушение

не повлекло вредных последствий, вреда здоровью и значительного ущерба кому-либо, а также не произошло существенного нарушения охраняемых общественных отношений

можно просить суд вынести предупреждение.

Для получения подробной информации обратитесь к нам удобным для Вас способом:

Данный блок можно отредактировать или удалить.

Проведение административного расследования означает, что осуществляются действия, требующие временных затрат, например, экспертиза.

Расследование может длиться не более одного месяца.

В протоколе должны быть отражены следующие сведения, которые могут оказаться важными для Вас:

  • личные сведения — о месте жительства, семейном положении, количестве иждивенцев и т.д. Необходимость указания этих сведений связана с тем, что при наложении взыскания учитываются личность и имущественное положение нарушителя, а также смягчающие обстоятельства;
  • сведения о том, привлекался ли нарушитель ранее к административной ответственности (отсутствие наложенного ранее административного взыскания может являться смягчающим обстоятельством);
  • должны быть указаны сведения о месте и времени правонарушения, указаны суть правонарушения, а также нормативный акт, который Вы нарушили. Подробное описание совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации. Не редки случаи, когда штраф налагают за одно правонарушение, в то время как на самом деле было совершено другое;
  • указывается информация о свидетелях и потерпевших, если они имеются. Обращаем Ваше внимание на то, что наличие таковых не является обязательным условием при составлении протокола;
  • в ходе составления протокола Вы можете давать свои объяснения как в устной, так и в письменной форме. Если Вам предлагают дать объяснения, но Вы не готовы, вежливо откажитесь. За отказ от дачи объяснений ответственность не предусмотрена.

Как оформляется отказ от подписи в протоколе об административном правонарушении

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ (ред. от 09.03.2022)

      «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 09.03.2022)

      «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году»

    • Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.03.2022)

      «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 30.09.2016 N 510 (ред. от 12.03.2022)

      «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации»)

    • Указ Президента РФ от 10.09.2005 N 1062 (ред. от 11.03.2022)

      «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (вместе с «Положением о Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного

    • Указ Президента РФ от 09.03.2022 N 101

      «О праздновании 250-летия Московской государственной академии хореографии»

    Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

    Подайте заявление в арбитражный суд по месту жительства или по месту нахождения контрольного органа. Заявление подайте письменно либо через форму на сайте арбитража (ч. 1 ст. 125 АПК РФ).

    Внимание: обжалуйте штраф в течение 10 рабочих дней. Срок прописан в части 2 статьи 208 и в части 3 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    • текст спорного решения;
    • уведомление, что направили копию заявления в контрольный орган. Если нет уведомления, приложите почтовую квитанцию, расписку получателя или другие документы (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 года № 11).

    Требования к заявлению прописаны в части 1 статьи 208 и в статье 209 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    Судья рассмотрит заявление единолично за два месяца и либо полностью или частично отменит постановление, либо оставит в силе. Решение арбитражного суда вступит в силу через 10 дней, если заявитель или ответчик не подадут апелляционную жалобу. Такой порядок прописан в части 1 статьи 210, в частях 2 и 5 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    Пример: когда заказчики успешно обжаловали штрафы в арбитраже

    Районная больница в Волгоградской области провела аукцион с нарушениями: сотрудник контрактной службы не описал в техзадании объект закупки. Региональный департамент финансов оштрафовал медучреждение на 50 000 руб. по части 1 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Заказчик обратился в арбитражный суд с просьбой признать нарушение малозначительным и отменить наказание. Представитель больницы привел доводы: стороны исполнили контракт в полном объеме, и больница в тяжелом материальном положении. Кроме того, в суде установили, что раньше заказчика не штрафовали за подобное нарушение.

    Судья признал нарушение малозначительным по статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и отменил постановление о штрафе (решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 декабря 2015 г. № А13-12578/2015).

    Аналогичное решение арбитраж в Вологодской области принял по делу № А13-13513/2015.

    Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области заключило контракт на ремонт дороги с условием, что контрагент работает без аванса. Однако заказчик подписал дополнительное соглашение и выплатил аванс. Региональная служба государственного финконтроля оштрафовала заказчика на 200 000 руб. Санкция предусмотрена частью 4 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Ведомство обратилось в арбитраж с просьбой снизить штраф. Суд посчитал, что размер штрафа несоразмерен последствиям правонарушения, а ведомство заплатит 200 000 руб. из бюджета. Поэтому судья снизил сумму до 100 000 руб. (решение Арбитражного суда Самарской области от 29 февраля 2016 г. № А55-32095/2015).

    Причины для обжалования протокола

    В КоАП РФ нет обжалования протокола об административном правонарушении, но есть можно обжаловать постановление о применении наказания за совершение такого деяния. Протокол и постановление – разные процессуальные документы. Закон предусматривает следующие основания для обжалования административного правонарушения:

    • в протоколе, представителем правопорядка были указаны неверные или неправдивые сведения;
    • протокол составлен с нарушением норм законодательства;
    • описанные в протоколе действия имели вынужденный характер с целью избегания более серьёзных последствий. Например, водитель выехал на полосу встречного движения, чтобы избежать столкновения с другим автомобилем. То есть, нарушение ПДД было совершено вынужденно. Постановление можно будет оспорить.

    Чтобы доказать свою невиновность и неправомерные действия уполномоченного органа, необходимо предъявить доказательства. Это могут быть показания свидетелей, фото-, видеоматериалы, прочие сведения.

    Порядок составления и подписания протокола

    Основная причина оспаривания постановления – неправильно составленный протокол о привлечении к ответственности. Поэтому он должен быть составлен верно. Согласно ст. 28.2 КоАП РФ, в документе должны быть прописаны следующие сведения:

    • календарная дата, когда составлялся документ, и место;
    • об инспекторе ДПС или иного уполномоченного лица – ФИО, должность;
    • о человеке или организации, против кого он составлялся. Если оппонентом является физическое лицо, то его ФИО полностью, паспортные данные, адрес, по которому он проживает, и по которому прописан (если они совпадают, то указать нужно только один). Если протокол составляется против предприятия, то его название, ФИО и должность руководителя;
    • обо всех лицах, имеющих отношение к делу (свидетелях, пострадавших);
    • о совершённом нарушении – место, дата, точное время, обстоятельства, суть;
    • ссылка на нарушенный нормативный акт;
    • письменные пояснения человек, против которого составлялся документ;
    • прочие, имеющие отношение к делу, и дающие возможность установить истину.

    Случаи обязательного представления объяснений

    Статьей 26.3 КоАП РФ предусмотрены случаи обязательного представления объяснений по делу об административном правонарушении.

    Так, медицинская/фармацевтическая организация, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, представляют объяснения, включаемые в протокол об административном правонарушении, в протокол об обеспечении мер и протокол о рассмотрении дела.

    Обычно такие объяснения даются при самом возбуждении или рассмотрении дела — тогда, когда у организации (ее представителя) нет возможности основательно обдумать те или иные обстоятельства, имеющие отношение к делу. Соответственно, такие объяснения могут быть использованы как в пользу организации, так и против нее.

    Обращаем внимание, что на этапе рассмотрения дела об административном правонарушении заслушивание объяснений, данных организацией, также является обязательной процедурой (часть 2 статьи 29.7 КоАП РФ).

    Однако в настоящей статье нам бы хотелось рассказать об объяснениях по делу об административном правонарушении, которые могут быть представлены организацией самостоятельно, по своей инициативе, не потому, что этого требует закон.

    Как известно, в административном производстве действует презумпция невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: это означает, что в случае, если в отношении организации возбуждено дело об административном правонарушении, она считается невиновной до тех пор, пока ее вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

    Вместе с тем, организация, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, как никто другой, заинтересована в доказывании своей невиновности и может использовать для этого механизм представления объяснений по делу об административном правонарушении, если не согласна с вынесенным в отношении нее протоколом об административном правонарушении.

    Такие объяснения готовятся организацией как отдельный документ и представляются лицу, рассматривающему дело (судье или должностному лицу органа надзора) с целью повлиять на его исход.

    Досудебное обжалование

    Некоторые думают, что со своими требованиями лучше сразу идти в суд. Но так ли это на самом деле?

    Институт Фемиды, конечно, является самой последней и важной инстанцией. Однако не стоит забывать и о возможности мирного досудебного обжалования.

    Во многих случаях, когда должностными лицами выписывается протокол о правонарушении, это значит, что предстоит дальнейшее внесудебное разбирательство в соответствующем органе. В таком случае вам назначат время и место разбирательства дела, куда следует обязательно прибыть и отстоять свою точку зрения.

    Для достоверности можно сделать аудиозапись процесса разбирательства, но перед этим необходимо сделать объявление, что ведется запись, и указать данные об аппаратуре. Только в таком случае файл можно будет использовать в качестве доказательства в суде.

    Если вышеуказанные методы не помогли вам отстоять права, и решение соответствующего органа было принято не в вашу пользу, то имеет смысл обратиться в суд.

    Каков порядок составления протокола об административном правонарушении?

    Протокол об административном нарушении — это составленный уполномоченным должностным лицом документ, в котором отображается событие нарушения закона (правонарушение). О том, что собой представляет документ, какие сведения должен содержать и как должен быть составлен, пойдет речь в этой статье.

    • Протокол об административном правонарушении
    • Сроки составления протокола об административном правонарушении
    • Образец составления протокола об административном правонарушении
    • Ошибки в протоколе об административном правонарушении
    • Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

    Последствия составления протокола об административном правонарушении

    В каком случае протокол должен быть возвращен должностному лицу, его составившему?

    В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

    В том случае, если при подготовке дела к рассмотрению установлено, что протокол об административном правонарушении или другие материалы дела составлены неправильно или неправомочными лицами, либо выявлена неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, судья, орган или должностное лицо, которым поступило такое дело, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП выносят определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

    Как разъяснено в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении..

    Образцы протоколов об административном правонарушении

    • Протокол об административном правонарушении. Образец ФССП. (Приложение N 134 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318)
    • Образец протокола об административном правонарушении в области дорожного движения в г. Москве (Приложение 5 к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 12 мая 2011 г. N 61-02-63/1)
    • Протокол об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 6 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)
    • Протокол об административном правонарушении (нарушение избирательных прав) (Приложение 2 к Рекомендациям по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями)
    • Протокол об административном правонарушении в области дорожного движения (Приложение N 6 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
    • Протокол об административном правонарушении. Образец Ростехнадзора (Приложение N 1 к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 сентября 2014 г. N 442)
    • Протокол об административном правонарушении. Образец ГУВД Москвы (Приложение N 1 к Приказу ГУВД г. Москвы от 28 апреля 2006 г. N 261)

    Вручение и подписание протокола

    После того, как сотрудник разъяснит права, выслушает правонарушителя и оформит протокол, он подписывает его. И дает возможность подписать его правонарушителю. И здесь опять важно при наличии замечаний, отразить их в документе. Вписать в графы, рядом. Да хоть на обратной стороне. Если просто отказаться от подписи, то сотрудник просто так и заполнит. Что от подписания протокола человек (представитель организации) отказался.

    Копия протокола об административном правонарушении обязательно вручается нарушителю. С получением его подписи. Опять-таки, можно отказаться. Но по почте орган власти направит протокол только в том случае, если они извещали нарушителя о составлении документа. Но он не явился. В течение 3 дней со дня издания документа его копия будет направлена по адресу местожительства.

    Что означает подпись в протоколе и постановлении?

    В этих документах обязан поставить подпись не только водитель, в отношении которого ведётся дело, но и сам инспектор или судья. Очевидно, подпись последнего нужна для заверения того, что это он составил документ и вписал в бумагу все данные лично (за исключением тех данных, которые вписывает водитель – об этом чуть ниже).

    Ваша подпись же требуется вовсе не для принятия постановления или протокола и ни в коем случае не означает согласия с нарушением и штрафом, а регламентирует всего лишь ознакомление с этими документами.

    • Обязательность подписи виновника в постановлении прописана в части 2 статьи 29.11 КоАП, а также в пункте 168 Административного регламента Приказа №664 МВД.
    • Необходимость подписи в протоколе же предписывается частью 5 статьи 28.2 Административного кодекса и пунктом 153 того же регламента.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *