Заявление об оспаривании исключения из егрюл: услуги юристов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление об оспаривании исключения из егрюл: услуги юристов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Судебный процесс осуществляется в порядке, предусмотренном для дел из публичных правоотношений (гл. 22, 24 АПК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 197 АПК РФ процедура инициируется путем подачи заявления о признании незаконными решения или действие исполнительного органа. Обращающаяся сторона именуется заинтересованным лицом, в роли которого выступает как организация, так и гражданин.

Судебный порядок. Форма заявления

Документы для оспаривания ликвидации юридического лица

Если со сроками всё более или менее понятно, то с документами ситуация немного сложнее для сбора документов важен инициатор спора, так как именно от этого будет зависеть тот или иной набор документов. К примеру, для учредителей юридического лица необходимо собрать следующие документы:

  • Учредительные документы
  • Ликвидационный баланс
  • Документы, подтверждающие расчёты с кредиторами

Если оспорить ликвидацию кредитором необходимо:

  • Документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности
  • Доказательства наличия непогашенные финансовые обязательства

Образец заявления об отмене решения об исключении из ЕГРЮЛ в суд

В Арбитражный суд Свердловской области

Истец:

И.

Ответчик:

Инспекция Федеральной налоговой службы

по Кировскому району г. Екатеринбурга

адрес: 620062 г. Екатеринбург, ул. Тимирязева, 11

Госпошлина – 200 рублей.

Проверка достоверности

Создание юр. лица, изменения в его структуре и учредительных документах регулирует 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Любые изменения подтверждаются актами налоговой службы, и запись вносится в ЕГРЮЛ.

Согласно п. 4 ст. 6 129-ФЗ, ЕГРЮЛ — государственная информационная база, сведения из которой доступны для всех. Как сказано в п. 9 ст. 14 149-ФЗ, достоверность данных системы обеспечивается госорганами, в данном случае — налоговой службой России.

Так как ЕГРЮЛ является официальным источником информации об организациях и ИП, все сведения в нем должны быть достоверными, в том числе о месте нахождения лиц. По п. 4.2 129-ФЗ, данные о ЮЛ проверяются ФНС тогда, когда ставится под сомнение их достоверность, например, в случае получения информации об отсутствии юр. лица по указанному в ЕГРЮЛ месту нахождения.

Достоверность сведений ЕГРЮЛ проверяется в соответствии с п. 4.2 ст. 9 129-ФЗ. Процедура осуществляется в течение одного месяца с даты получения заявления. Если недостоверность подтверждается, налоговая направляет юр. лицу запрос о необходимости представить достоверную информацию. Для предоставления информации дается 30 дней. Если ФНС не получает по истечении указанного срока ответа, то вносит в ЕГРЮЛ информацию о недостоверности сведений о юр. лице.

Как отменить решение налоговой

Закон позволяет отменить решение об исключении юр. лица из реестра налоговой в течение 1 года с даты, когда заинтересованные узнали об этом факте. В данном случае ФНС стало известно об отсутствии юр. лица по указанному в ЕГРЮЛ адресу после получения письма от администрации города. Этого достаточно, чтобы исключить ЮЛ из реестра.

Однако в соответствии со ст. 9 и 11 129-ФЗ, ФНС должна была провести мероприятия по подтверждению сведений, поступавших от местного органа власти.

Как сказано в п. 4.2 ст. 9 129-ФЗ, необходимо было выполнить осмотр объекта недвижимости в присутствии 2 понятых либо с видеофиксацией. Другие требования для подтверждения несоответствия:

  • Оформление протокола осмотра объекта;
  • Оформление результатов и подписание уполномоченными сотрудниками территориального органа ФНС;
  • Оформление акта осмотра с отметкой о видеофиксации.

Кроме того, ст. 9 129-ФЗ позволяет привлекать независимых экспертов, обладающих специальными познаниями. Также можно получить объяснения любого гражданина, которому известны дополнительные значимые сведения.

В данном случае выезд специалистами администрации и ФНС не был оформлен никаким документом. Ни акта осмотра, ни протокола о выезде составлено не было. Также не представлены заключения экспертов и объяснения третьих лиц о месте нахождении юр. лица.

Читайте также:  Инструкция: как приватизировать квартиру с долгами?

Так как письмо администрации было основанием для появления сомнения о достоверности адреса ООО «Старатель», ФНС должна была подтвердить или опровергнуть информацию проверкой. Более того, налоговая не предоставила суду никаких доказательств проведения мероприятий о выезде по адресу организации. Следовательно, вывод о недостоверности адреса в реестре является неправильным.

То обстоятельство, что в 30-дневный срок в ФНС не поступили документы, опровергающие сведения об адресе, суд посчитал неправомерными, так как налоговая не предоставила доказательства уведомления директора и учредителей юр. лица по почте.

Вывод суда — налоговая не соблюла предусмотренные законом процедуры и внесла неправильную запись. Кроме того, решение ФНС об исключении из реестра было незаконным: в соответствии со ст. 21.1, из ЕГРЮЛ исключаются только те организации, которые прекратили деятельность.

В данном случае ООО «Старатель» не прекращало деятельность, что подтверждается следующими документами:

  • Расчеты по страховым взносам, которые были направлены в ФНС;
  • Выписка из перечня финансовых операций за 2017 — 2019 годы;
  • Договор с ПФР о получении и направлении корреспонденций по СЭД;
  • Договор аренды земельного участка со сроком действия до 28.03.2038;
  • Договор об электроснабжении, водоснабжении, водоотведении в зданиях;
  • Выписка из ЕГРН о праве собственности на здание по адресу: ул. Октября, д. 18.

Исключение из ЕГРИП недействующих ИП

С 01.09.2020 года налоговые органы получат право на исключение из ЕГРИП прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 12.11.2019 № 377-ФЗ). В указанных целях Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ дополняется новой статьей 22.4. «Исключение индивидуального предпринимателя из ЕГРИП по решению регистрирующего органа».

ИП будет признаваться фактически прекратившим свою деятельность, если:

  • с даты окончания действия патента истекло 15 месяцев/ИП в течение последних 15 месяцев не сдавал налоговую отчетность;
  • ИП имеет недоимку и задолженность по налогам и сборам.

Еще несколько нюансов

1. Норма пункта 3.1 ст. 3 ФЗ «Об ООО» применяется к отношениям, которые возникли после его вступления в силу (после 28.07.2017 г.), что подтверждается судебной практикой, в том числе свеже опубликованной позицией Верховного суда РФ. То есть, говорить о субсидиарной ответственности можно только в отношении руководителей компаний, исключенных из реестра после указанной даты.

2. Важный момент: КДЛ привлекается к ответственности, если действовал «недобросовестно или неразумно», что должны доказать кредиторы в ходе судебного разбирательства.

Как указал Верховный суд РФ в одном из своих последних определений

«…само по себе исключение юридического лица из ЕГРЮЛ в результате действий (бездействия), которые привели к такому исключению (отсутствие отчетности, расчетов в течение долгого времени), равно как и неисполнение обязательств не является достаточным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности в соответствии с названной нормой. Требуется, чтобы неразумные и/или недобросовестные действия (бездействие) контролирующих должника лиц привели к тому, что общество стало неспособным исполнять обязательства перед кредиторами, то есть фактически за доведение до банкротства». Определение Верховного суда РФ по делу № А65-27181/2018 от 30.01.2020г.

Например, в отношении директора критерии неразумных или недобросовестных действий еще в 2013 году сформулировал Высший арбитражный суд РФ:

— заключил сделку при конфликте интересов (личной заинтересованности), скрыл этот факт или такая сделка не была предварительно одобрена участниками Общества;

— скрывал информацию о совершенной им сделке от участников Общества, либо предоставлял им недостоверную информацию о ней;

  • совершил сделку без обязательного для нее одобрения органов юридического лица;
  • прекратив полномочия, удерживает и уклоняется от передачи документов компании, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для нее;
  • знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам организации. Например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для компании условиях или с заведомо «подозрительной» организацией (например, «фирмой-однодневкой» и т. п.).
  • принял решение без учета известной ему информации, имеющей значение в данной ситуации и т.п.

Некоторые суды посчитали сам факт непредставления руководителем отчетности, предусмотренной законодательством РФ, и неосуществления операций хотя бы по одному банковскому счету в течение последних 12 месяцев недобросовестным и неразумным поведением, и привлекли к ответственности. Иными словами, руководитель прекратил принимать действия, направленные на извлечение прибыли и создание самой возможности погашения долга.

Читайте также:  Как заполнить уведомление о контролируемых сделках?

Компанию должника исключают из ЕГРЮЛ. Действия кредитора

За все время своей работы налоговики исключили из ЕГРЮЛ более 3,5 млн компаний. Пока они борются таким способом с однодневками, страдают другие организации. Распространенной стала ситуация, когда за контрагентом числится долг, у него даже есть какое-то имущество, а потом вдруг выясняется, что должника исключили из реестра. Без процедуры ликвидации или банкротства. Ситуация для кредитора непростая, но не безнадежная.

Налоговики вправе исключить компанию из ЕГРЮЛ, если она последние 12 месяцев не подавала налоговую отчетность и не осуществляла операции хотя бы по одному банковскому счету. В этом случае общество признается фактически прекратившим свою деятельность, то есть недействующим. Никакие решения от учредителей или их согласие не нужны. Налоговый орган сам исключает компанию из реестра. Правда, этим летом вступили в силу поправки, принятые еще в конце прошлого года Федеральным законом от 28.12.2016 No 488-ФЗ . Эти изменения появились в том числе для защиты кредиторов, которые столкнулись с исключением задолжавшего контрагента из ЕГРЮЛ.

Возражения по поводу исключения юрлица из ЕГРЮЛ, практика ВС РФ

Интересный вывод дал Верховный суд в прошлом месяце по поводу возражений юридического лица о предстоящем его исключении из ЕГРЮЛ как недействующего. Они должны быть обоснованы, но при этом нет нужды подтверждеть их документально. Определение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2019 г. № 304-КГ18-18451 есть в приложенном файле.

Верховный Суд РФ, рассмотрев кассационную жалобу кредитора общества, исключенного из ЕГРЮЛ в порядке ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пришел к выводу, что нижестоящие суды ошиблись. И разъяснил, почему.

Заявитель является ликвидируемом по упрощенной процедуре банкротом. ООО же, которое собирались исключить — должник этого заявителя. Как всегда, банкроты — творцы судебной практики.

Заявитель пытался возразить о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ компании-должника. ИФНС эти доводы не приняла, и внесла в ЕГРЮЛ соответствующую запись. Данное действие рег. органа было оспорено, однако в трех инстанциях суды поддержали действия ИФНС.

Суды руководствовались следующими доводами:

  • на основании статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, у регистрирующего органа имелись законные основания для признания должника фактически прекратившим свою деятельность;
  • инспекцией соблюдена процедура исключения общества как недействующего юридического лица;
  • от общества и иных заинтересованных лиц, в том числе от кредитора, в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заявления в инспекцию не поступило;
  • то, что до принятия инспекцией решения об исключении из ЕГРЮЛ сведений о должнике, заявителем были направлены возражения (21.09.2017), не принято судами первой и апелляционной инстанций во внимание в связи с их представлением после истечения установленного Законом N 129-ФЗ трехмесячного срока%;
  • также суды сослались на недоказанность заявителем того, что должник осуществляет деятельность и является фактически действующим юридическим лицом.

В законе указано, что исключить ЮЛ могут при длительном отсутствии движения по счетам. Последнее подтверждает отсутствие деятельности компании. Однако некоммерческая организация может работать, не прибегая к использованию счетов. Она может оспорить свое исключение в том случае, если докажет наличие деятельности.

Принятие решения по делу зависит от позиции конкретного суда. Некоторые суды полагают, что исключение возможно только при наличии всех условий. Если компанию исключили из ЕГРЮЛ по одному основанию, по обжалованию принимается положительное решение. Другие суды трактуют норму статьи 21.1 ФЗ №129 буквально. Если ЮЛ попадает хотя бы под одно основание, в просьбе об отмене решения отказывают.

К СВЕДЕНИЮ! Куда лучше обращаться? Административное рассмотрение дела отличается скоростью. Через налоговую можно решить вопрос быстро и без уплаты пошлины. Плюсом суда является то, что он является незаинтересованным органом. Судья поставит окончательную точку в деле.

Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в первоначальной редакции от 30.11.1994 предусматривала возникновение правоспособности у юридического лица в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и ее прекращение в момент его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Читайте также:  Увольнение работника по соглашению сторон

Гражданским кодексом РФ (ст. 61) установлено два способа ликвидации юридического лица: добровольная, в частности, по решению его учредителей (участников), в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или с достижением цели, ради которой оно создавалось, и принудительная — по решению суда.

Специальным основанием для ликвидации юридического лица является признание его судом банкротом (ст. 65 ГК РФ).

В силу различных причин, в том числе и в силу сложной процедуры ликвидации юридического лица, предусмотренной действовавшим на тот момент законодательством, множество фирм остались брошенными своими учредителями. В результате ЕГРЮЛ перестал отражать реально существующих и действующих субъектов экономической деятельности и стал перегруженным «мертвыми душами».

Только в 1998 г. в отношении брошенных юридических лиц, имеющих кредиторскую задолженность, Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 6-ФЗ) впервые была предусмотрена упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника (ст. 180).

Закон утратил силу в связи с появлением нового одноименного Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Порядок применения этой статьи арбитражными судами был разъяснен Президиумом ВАС РФ в Информационном письме от 13.01.2000 N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)». Так, в п. 10 Письма говорится, что при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о его ликвидации должен решаться в соответствии со ст. 180 Закона N 6-ФЗ.

В настоящее время законодательством предусмотрен административный порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Он быстрее и проще, чем судебная процедура банкротства отсутствующего должника. Вместе с тем применение процедуры исключения из ЕГРЮЛ при всей ее простоте является правом, а не обязанностью налогового органа.

Для того чтобы действующая организация, которая возможно испытывает временные трудности, не стала кандидатом на исключение из ЕГРЮЛ, ей необходимо своевременно сдавать отчетность, пусть даже и нулевую. Кроме того, рекомендуем регулярно отслеживать информацию ЕГРЮЛ об интересующих юридических лицах.

В случае если в отношении организации принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, необходимо обратиться в регистрирующий орган с заявлением о возражении против исключения.

Административный порядок обжалования

Административная процедура начинается с подачи заинтересованным лицом жалобы об оспаривании государственной регистрации исключения недействующей компании. При этом соблюдается следующая иерархия органов обращения:

  • Жалоба на решение первого звена направляется в вышестоящий орган. Как правило, таким учреждением является региональное управление ФНС РФ (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Если заявитель и далее будет не согласен с результатами своего оспаривания, он имеет право написать в ФНС РФ (абз. 1 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Решения ФНС РФ обжалуются только в суде (абз. 2 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).

Административный порядок

Для заведения административного дела нужно составить заявление. Пункт доставки его определяется в зависимости от ситуации:

  • Сначала заявление отправляется в региональное управление ФНС на основании пункта 1 статьи 25.2 ФЗ №129.
  • Если ФНС отказала в требованиях заявителю, заявление отправляется в суд (пункт 2 статьи 25.2 ФЗ №129).

ЮЛ можно не обращаться в ФНС, так как досудебное регулирование не является обязательным. Можно сразу составлять иск в суд. Если же заявитель обратится в ФНС, он может отменить свое прошение на любом этапе (пункт 4 статьи 25.2 ФЗ №129).

Как подать возражения на исключение недействующего юрлица?

Административный порядок предполагает отправку обращения через следующие органы:

  • Инспекцию, которая принимала решение об исключении.
  • Орган, который ответственен за пересмотр решений инспекций.

Заявления рассматриваются в течение 15 дней. Срок отсчитывается с даты его получения инспекцией. Он может быть продлен на 10 суток. Решение направляется заявителю.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *