Судебная практика по ст. 80 ЗК РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная практика по ст. 80 ЗК РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.
Порядок действий при перераспределении
Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.
Заявление о перераспределении земельных участков
Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
В заявлении обязательно должно быть указано:
- ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
- Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
- Кадастровые номера участков
Как оформить перераспределение земельного участка с муниципальными землями
Прирезка земельного участка осуществляется через выкуп в собственность, т.е. вы выкупаете часть соседнего участка и за счет этой части увеличиваете свой участок («Перераспределение земельного участка ст.ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ). Размер платы за земельный участок, который вы хотите добавить к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ). Для расчета итоговой цены прирезаемого земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за прирезку, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости.
В результате перераспределения земельного участка образуется новый, увеличенный земельный участок. Предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Если у вас ПЗЗ района утверждено, применяются положения указанные в данном ПЗЗ. Думаю если в ПЗЗ есть такой пункт, то максимальный размер прирезки будет не более 100 кв.м (1 сотки).
Соглашение составляют между собственником земли (муниципалы, субъекты) и собственником участка, который увеличивается. Последний подает в районную администрацию заявление о перераспределении земельного участка. Срок рассмотрения и принятия решения 30 дней.
Требования к перераспределению
Перераспределение границ земельного участка – процедура, которая проводится с учетом некоторых регламентированных на законодательном уровне требований.
- объекты должны находится в непосредственной близости, соприкасаться друг с другом, в идеале, иметь хотя бы одну смежную границу;
- в отношении обоих земельных участков отсутствуют ограничения, обременения;
- собственники нескольких земель, участвующих в процедуре, согласны на сделку;
- объекты относятся к одной и той же категории, имеют одинаковый ВРИ;
- в результате перераспределения права третьих лиц не нарушаются.
Перераспределение земли, принадлежащей частникам
Если земельные участки, которые будут участвовать в процедуре, принадлежат частникам (физическим и/или юридическим лицам), то действовать нужно следующим образом:
Этапы |
Находим владельца зу. |
Обговариваем с собственником смежного надела условия перераспределения. |
Заключаем соглашение. |
Организуем проведение кадастровых работ. |
Регистрируем новые наделы, образованные в результате процедуры. |
Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков
Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.
Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.
апреля 2017 представителем административного истца в Управление земельных ресурсов Администрации г. Владимира было подано заявление о даче разрешения на перераспределение границ земельного участка, путем его увеличения, посредством, выкупа участка площадью 19 кв. м. из земель, находящихся в государственной собственности.
Истцу принадлежит часть участка, соразмерная 316 кв. м. данного земельного участка.
Гр-ну М-оглы. принадлежит часть участка, соразмерная 136 кв. м. на основании пожизненного наследуемого владения земельного участка, в связи с тем что собственность на данный земельный участок не разграничена, право собственности на долю земельного участка, имеет орган местного самоуправления в лице Управления земельными ресурсами Администрации города Владимира.
Факт собственности муниципалитета подтверждается ответами из Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Территориального управления Росимущества по Владимирской области) и Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области.
Следовательно, наш доверитель обращался к Управлению земельных ресурсов г. Владимира как к собственнику доли земельного участка, с целью получения согласия на незначительное увеличение площади данного участка.
18 апреля представителем административного истца был получен ответ из Управления земельными ресурсами Владимирской области.
В своем ответе Управление земельными ресурсами Администрации г. Владимира они ссылаясь на то, что часть участка принадлежит М-оглы на праве пожизненного наследуемого владения, отказывают в утверждении схемы земельного участка, руководствуясь ст. 39.28 и пп.1. п. 9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ.
Однако вопрос, с которым обращался наш доверитель в Управление земельных ресурсов, заключался как раз в том, чтобы получить согласие собственника доли участка, которым и является данное Управление.
Однако сотрудник Управления неправильно истолковал полученное заявление, вследствие, чего был дан неправильный ответ, которым нарушаются права и интересы заявителя, что противоречит действующему законодательству.
Перераспределение земельных участков с 1 января 2018 года
Процедура перераспределения земель, принадлежащих муниципалитету либо частным собственникам, осуществляется согласно межеванию. Иногда землевладельцем и заинтересованным лицом является один и тот же субъект. В таком случае принятие решения возлагается на уполномоченный орган.
- при выставлении земли, находящейся в собственности государства и рассматриваемой в качестве объекта межевальных работ, на аукционные торги;
- если участки земли, которые нужно перераспределить, не являются соседними (на графической схеме их местонахождения они должны соприкасаться хотя бы в одной точке);
- участки, требующие смены имеющихся границ путем перераспределения не были отмежеваны. В таком случае обязательно проведите предварительное установление земельных границ;
- когда участки, требующие перераспределения, имеют различные виды разрешенного использования. Например, один из них относится к сельскохозяйственным землям, а другой отведен под жилую застройку. В таких обстоятельствах попробуйте сменить назначение участка посредством получения надлежащего распоряжения уполномоченного органа. Но помните, что это займет определенное время и вам потребуется собрать пакет необходимой документации;
- когда землевладения располагаются в пределах различных территориальных образований.
Отказ в перераспределении земельного участка
Право на требование аренды земли возникает при наличии на участке жилого строения, на которое имеется зарегистрированное право собственности. В предоставлении самовольно занятой земли истцам было отказано.
В садовом товариществе Прирезки в садовых товариществах отнюдь не редкость. Дачники передвигают заборы, прихватывают ничейные земли.
Зачастую такая самовольная «приватизация» никому не мешает, но по факту использование земли остается противозаконным. А если на прихваченной земле еще и строение присутствует, то налицо самострой.
Как узаконить самозахват дачного земельного участка? Узаконить землю можно. Но при этом условием является, что незаконно прирезанный участок находится в государственной собственности.
Нельзя захватить землю соседа или садового товарищества.
Как перераспределить публичный и частный земельные участки, и когда могут отказать в праве на перераспределение
Довольно часто у собственников земли возникает необходимость перераспределить земельные участки, увеличить или уменьшить территорию общей площади, принять дополнительные наделы в собственность. При этом собственниками могут частные лица и компании, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. О том, как правильно перераспределить публичный и частный земельные участки, и когда могут отказать в праве на перераспределение, рассказала Руководитель практики земельных и имущественных отношений «Alliance Legal CG» Ольга Калинченко.
Когда допускается перераспределение земель?
С первого марта 2015 года можно перераспределять частные и государственные земельные участки. В Земельном кодексе содержится перечень оснований, допускающих такую кадастровую процедуру.
Перераспределение возможно при обязательном соблюдении трех условий, согласно п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. Во-первых, границы участков должны быть приведены в соответствие с проектом межевания. Во-вторых, цель изменений должна заключаться в том, чтобы исключить изломанность границ, чересполосицу, вклинивания. И, наконец, площадь частной земли должна увеличиваться только в рамках установленных для нее максимальных размеров.
Что предпринять, чтобы перераспределить публичный и частный земельные участки
Какие действия должен предпринять заявитель? Правовая основа перераспределения земельных участков – это проект межевания территории. При его наличии собственник может подать заявление в уполномоченный орган, чтобы получить согласие на перераспределение частного и публичного участков. В качестве обоснования нужно указать цель: исключить вкрапление, вклинивание, изломанность границ и т. д. Подать заявление можно лично, через представителя, по почте или через интернет-портал Государственных услуг РФ.
Далее уполномоченный орган рассматривает обращение, оформляет письменное согласие или отказывает в соглашении. Если заявитель получает согласие, то должен обеспечить выполнение кадастровых работ по формированию нового участка. После этого в уполномоченный орган направляется кадастровый паспорт, заявитель получает утвержденные экземпляры проекта соглашения о перераспределении, и вновь образованный земельный участок переходит в частную собственность заявителя.
Итак, процедура довольно проста, а положения главы V.4 Земельного кодекса РФ сформулированы максимально четко. Однако уполномоченные органы нередко отказывают в удовлетворении заявлений. Когда это происходит, и как складывается судебная практика по таким делам?
Когда отказывают в праве на перераспределение
Уполномоченный орган откажет в заключении соглашения о перераспределении участков, если заявитель по факту не преследует цель исключить вклинивание, вкрапление, изломанность границ, а имеет другие цели, например, построить объект недвижимости без проведения торгов. Судебное спаривание отказа в таких случаях не приводит к положительному результату, требование признать отказ незаконным судом не удовлетворяется (Определение ВС РФ от 29 марта 2019 г. № 303-ЭС19-3676).
Однако суд должен исследовать не только вопрос о наличии вклинивания, вкрапления, изломанности границ, но и о возможности использовать публичный участок самостоятельно. Хорошей иллюстрацией тому служит Определение ВС РФ от 18 октября № 303-ЭС18-3686. Дело возникло в связи с обращением предпринимателя к администрации Хабаровска с просьбой перераспределить земельные участки. В результате перераспределения должен был образоваться участок площадью 22 000 м2, состоящий из частной земли площадью 9 000 м2 и земель площадью 13 000 м2, на которые государственная собственность не разграничена.
Суды трех инстанций приняли во внимание, что из публичных земель площадью 13 000 м2 нельзя образовать самостоятельный участок и установили, что на данном участке земли располагается объект недвижимости, принадлежащий предпринимателю на праве собственности. Был сделан вывод о том, что перераспределение допустимо.
Верховный Суд РФ не согласился с такими выводами и указал, что нижестоящие суды не разрешили вопрос о наличии факта вкрапления, вклинивания, чересполосицы одного участка в другой, не исследовали объективные характеристики публичных земель. Оценивая фактическую деятельность заявителя, суды оставили без внимания, что площадь публичного участка более чем в 30 раз превышает разрешенную площадь земли под зданием и больше площади участка предпринимателя.
Приведенные примеры показывают, что если собственник частного участка обращается к собственнику публичного участка с заявлением о перераспределении, то должен доказать, что:
1) частный участок имеет такие недостатки, как изломанность границ, вклинивание в границу публичного участка и другие недостатки, не позволяющие рационально использовать землю;
2) подлежащие перераспределению участки не могут быть использованы самостоятельно согласно их функциональному назначению;
3) площадь участка заявителя не увеличится сверх установленных пределов в результате перераспределения.
Если не доказать наличие этих условий, шансы выиграть спор у заявителя минимальны или вовсе отсутствуют. При этом основная сложность состоит в правильном выборе способов и средств доказывания приведенных обстоятельств. Результат судебного разбирательства во многом зависит от компетентности юриста-представителя.
В целом судебная практика, сложившаяся за период применения данного института заслуживает положительной оценки, поскольку пресекает попытки недобросовестных собственников получить земельный участок большей площади за счет публичной земли, минуя процедуру торгов.
Наро-Фоминский городской суд Решение Гражданское дело 2-106
Истец обратился в Администрацию Наро-фоминского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка площадью кв.м. с кадастровым номером № и смежного земельного участка площадью кв.м, расположенных по адресу: . То есть в результате перераспределения площадь земельного участка истца составит кв.м, то есть он будет увеличен на кв.м., что менее предельного максимального размера земельных участков в пределах территориальной зоны индивидуальной жилой застройки, ничьих прав не нарушает, подъездов (проходов) к смежным земельным участкам не перегораживает. ДД.ММ.ГГГГ было получено письмо из Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-фоминского муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому вопрос рассмотрен на межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ и принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку испрашиваемый земельный участок площадью кв.м, расположен на территории, зарезервированной Администрацией городского поселения Апрелевка под инженерные коммуникации. Истец считает данное решение незаконное и не обоснованное, что оно нарушает его права и законные интересы.
Так согласно ч.3 ст. 2 ЗК РФ: На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год
С учетом изложенного, условием предоставления судебной защиты лицам, обратившимся в суд с соответствующим требованием, является установление факта нарушения ответчиком их прав и законных интересов. По приведенным выше делам оснований для судебной защиты прав истцов не имелось, поскольку ответчиками их права нарушены не были.
Как правило, такие споры связаны с несовпадением закрепленных в государственном кадастре недвижимости границ с фактическими границами, т.е. реально существующими на местности. При этом несовпадение границ может быть обусловлено как их противоречием друг другу (пересечением), так и отсутствием юридической или фактической границы одного из участков. При уточнении местоположения границ ранее учтенного земельного участка могут измениться как его площадь, так и конфигурация, что может вызвать несогласие как самого правообладателя, в интересах которого межевые работы проводятся, так и смежных землепользователей.
Обзор судебной практики по перераспределению земельных участков
В соответствии с действующим федеральным законодательством и Земельным Кодексом РФ определяются условия заключения договоров о перераспределении территориальных наделов, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности. Для реализации соответствующих целей граждане или юридические лица должны обратиться с заранее сформированным заявлением в территориальный контролирующий орган или Многофункциональный центр по месту фактического расположения участка земли. Существующая судебная практика по перераспределению земельных участков имеет характерные особенности, для понимания которых нужно обязательно ознакомиться с отсылками к действующему законодательству, с наиболее часто встречающимися ситуациями, а также с примерами принятия соответствующего решения.
В 2023 году понятие о перераспределении участков земли содержится в тексте действующего Земельного Кодекса РФ в разных значениях.
Правила перераспределения земельных участков
Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.
Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.
Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.
Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:
- непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
- непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
- неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
- границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.
Судебная практика по земельным спорам и спорам по разделу домовладения
— в постановлении Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в практике рассмотрения судами споров о выделе доли собственнику и определении порядка пользования домом, принадлежащим гражданам на праве общей собственности» №4 от 10.06.1980 года, в редакции постановления Пленума ВС РФ от 25.10.1996 года №10.
Выдел доли в домовладении возможен как по добровольному согласию всех участников долевой собственности – путем соглашения, заключаемого в простой письменной форме или нотариально оформленного, так и через суд. Соглашение о выделе доли в домовладении подлежит государственной регистрации. В результате указанного соглашения появляются два новых объекта недвижимости – выделенная доля (как самостоятельный объект права собственности) и оставшаяся часть домовладения (где остается долевая собственность на дом). Существует частный случай, когда выдел доли в домовладении равнозначен разделу дома – это тот случай, когда у дома всего два собственника. Если добровольное соглашение о выделе доли между одним из сособственников и остальными домовладельцами не достигнуто, то следует обращаться в суд. При этом необходимо помнить, что, поскольку предметом спора является выделяемая доля, то размер уплачиваемой госпошлины исчисляется исходя из стоимости указанной доли.