Представительские расходы: частые нарушения в 2020 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Представительские расходы: частые нарушения в 2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В п. 2 ст. 264 НК РФ регламентирован перечень расходов, относимых к представительским при расчете налога на прибыль. По сути, эти расходы — затраты по организации официальных приемов и обслуживанию приглашенных персон, а также расходы на заседания руководящих органов хозяйствующего субъекта.

В каких случаях расходы не относятся к представительским?

Пунктом 2 ст. 264 НК РФ прямо предусмотрено, что не признаются представительскими расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Например, если после официальной части приема учреждение проводит развлекательную программу для участников (прогулка на теплоходе, выступление артистов, фуршет), то понесенные расходы нельзя включать в базу по налогу на прибыль (Письмо Минфина РФ от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).

В случаях, когда официальные приемы делегаций продолжаются несколько дней, в течение которых учреждение несет расходы по обеспечению делегации завтраками, обедами и ужинами, не носящие официального характера, такие расходы не относятся к представительским и должны оплачиваться представителями делегаций, прибывших на переговоры, за счет суточных, выплачиваемых при командировании сотрудников (Письмо Минфина РФ от 05.04.2005 № 03-03-01-04/1/157).

Следует заметить, что расходы должны быть связаны с организацией переговоров с представителями других компаний, поэтому не следует учитывать для целей налогообложения затраты на переговоры с представителями (должностными лицами) своих же филиалов и подразделений. Такой вывод сделан в Постановлении ФАС ВСО от 11.08.2006 по делу № А33-26560/04-С3-Ф02-3935/06-С1, А33-26560/04-С3-Ф02-4272/06-С1.

Как правильно рассчитать сумму принимаемого к вычету «входного» НДС по представительским расходам?

Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль.

Иными словами, принять к вычету «входной» НДС по представительским расходам можно только в отношении той части расходов, которая «уложилась» в норматив.

При регистрации счета-фактуры в книге покупок отражается НДС в пределах суммы, принимаемой к вычету.

В связи с тем, что при расчете 4 %-го норматива суммы представительских расходов и расходов на оплату труда берутся нарастающим итогом с начала года, возможна ситуация, что в следующем отчетном периоде[1] вся сумма представительских расходов будет учтена при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль. В этом случае тот «входной» НДС, который не был принят к вычету из-за превышения норматива в одном отчетном периоде, может быть принят в следующем, когда норматив будет соблюден. При этом следует помнить, что нельзя принять к вычету «входной» НДС, относящийся к сумме представительских расходов, превысивших норматив по итогам года.

Воспользуемся данными примера 1. «Входной» НДС по представительским расходам, понесенным в I квартале 2019 года, составил 80 000 руб. (400 000 руб. х 20 %), в II квартале – 20 000 руб. (100 000 руб. х 20 %).

В I квартале 2019 года из 400 000 руб. представительских расходов по нормативу можно учесть только 320 000 руб. К вычету можно принять только часть «входного» НДС в размере 64 000 руб. (320 000 руб. x 20 %).

По итогам полугодия вся сумма представительских расходов может быть учтена для целей исчисления налога на прибыль. Следовательно, в II квартале можно принять к вычету НДС в размере остатка 16 000 руб. (80 000 — 64 000) плюс «входной» налог в сумме 20 000 руб.


[1] Напомним, что согласно п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Принцип разумности при учете представительских расходов

При оформлении представительских расходов необходимо учитывать принцип разумности учета таких затрат в целях расчета налога на прибыль.

К примеру, если деловые встречи проводятся поздно вечером в ресторанах, в чеки включено большое количество спиртных напитков, в отчете по представительским расходам обозначена общая формулировка целей и результатов встречи, у налоговиков могут возникнуть определенные подозрения.

Они будут касаться того, что за представительскими расходами компания пытается скрыть затраты на личный досуг руководителя, хотя вроде все формальности соблюдены: расходы оформлены документально, есть отчет о представительских расходах с указанием целей и результатов мероприятия, алкоголь можно учитывать в расходах.

Иногда споры возникают из-за проведения переговоров не на территории РФ, а на заграничных курортах. Формально место проведения мероприятия не ограничено территорией России, наоборот, в налоговом законодательстве сказано — «независимо от места проведения мероприятий». Однако риск того, что налоговики начнут детально разбираться в ситуации, все же есть.

В подобных случаях у налогоплательщиков могут возникать налоговые риски, поскольку с большой долей вероятности ИФНС признает указанные представительские расходы необоснованными. И в этой ситуации имеются риски не только по налогу на прибыль, но также по НДФЛ и страховым взносам.

Практика судебных разбирательств показывает, что иногда суды принимают сторону налогоплательщиков, однако не все хозяйствующие субъекты готовы отправляться в суд для разрешения конфликтной ситуации с налоговой инспекцией. Кроме того, некоторые компании и вовсе не учитывают сомнительные расходы в качестве представительских, хотя и могли это сделать, а потому фактически увеличивают базу для расчета налога на прибыль, повышают свою налоговую нагрузку и дарят деньги в бюджет.

Читайте также:  Минимальная пенсия в Московской области в 2023 году: новый размер и доплаты

Для уменьшения налоговых рисков необходимо делать следующее:

  • оформлять протоколы деловых встреч, в которых подробным образом расписывать все моменты по целям переговоров и достигнутым результатам;
  • формировать списки приглашенных лиц, а также наименования компаний, принимающих участие в официальном мероприятии;
  • проверять соответствие количества человек, указанных в договоре на организацию деловой встречи, фактическому числу участников мероприятия (этот момент особенно важен при ресторанном обслуживании, в котором указывается число обслуживаемых лиц);
  • контролировать оформляемые документы, чтобы в них не включалась информация о проведении развлекательных мероприятий, к примеру, избегать слов концерт, бассейн, артисты, баня, экскурсия и т.д.

Перечень представительских трат

В первую очередь необходимо помнить, что существует четко обозначенный перечень трат, которые можно относить к представительским расходам в целях налогообложения прибыли. Он содержится в п. 2 ст. 264 НК РФ. Если в общем, то это расходы «на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий».

Если же говорить конкретнее, то под расходами на официальный прием понимаются траты непосредственно на его проведение, т. е. на проведение завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия. Получается, что деловое мероприятие может проходить в кафе или в ресторане. Главное – подтвердить, что обед в ресторане носил деловую направленность. Более того, при должном оформлении представительским мероприятием может являться и ужин в ресторане, в том числе с потреблением алкогольных напитков (письмо Минфина РФ от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675). Стоимость алкоголя чиновники разрешают также относить к представительским расходам (письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 03-03-06/1/3120).

Что касается расходов на обслуживание приглашенных лиц, которые также относятся к представительским расходам, то под ними подразумеваются не абсолютно все расходы, а только:

  • на транспортное обеспечение доставки лиц к месту проведения представительского мероприятия и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика.

Порядок признания представительских расходов

В силу п. п. 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» представительские расходы, связанные с приемом официальных делегаций других организаций, подлежат отражению в составе расходов по обычным видам деятельности.

Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Критерии для признания расхода для целей бухгалтерского учета определены в п. 16 ПБУ 10/99:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность (абз. 5 п. 16 ПБУ 10/99).

Датой признания представительских расходов могут являться:

  • дата утверждения руководителем организации авансового отчета лица, ответственного за проведение деловой встречи;
  • дата подписания акта приема оказанных услуг (например, по транспортному обслуживанию);
  • дата утверждения отчета о проведении официального приема или иного аналогичного мероприятия.

Указанные расходы признаются в полном объеме и в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от их фактической оплаты (п. п. 9, 18 ПБУ 10/99).

Предприятия пищевой отрасли в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению могут отражать представительские расходы по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» с последующим списанием их на счет 20 «Основное производство» или сразу относить их на счет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж». Согласно п. 20 ПБУ 10/99 организация вправе сама выбрать способ списания подобных расходов и закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

В каких случаях расходы не относятся к представительским?

Пунктом 2 ст. 264 НК РФ прямо предусмотрено, что не признаются представительскими расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Например, если после официальной части приема учреждение проводит развлекательную программу для участников (прогулка на теплоходе, выступление артистов, фуршет), то понесенные расходы нельзя включать в базу по налогу на прибыль (Письмо Минфина РФ от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).

В случаях, когда официальные приемы делегаций продолжаются несколько дней, в течение которых учреждение несет расходы по обеспечению делегации завтраками, обедами и ужинами, не носящие официального характера, такие расходы не относятся к представительским и должны оплачиваться представителями делегаций, прибывших на переговоры, за счет суточных, выплачиваемых при командировании сотрудников (Письмо Минфина РФ от 05.04.2005 № 03-03-01-04/1/157).

Следует заметить, что расходы должны быть связаны с организацией переговоров с представителями других компаний, поэтому не следует учитывать для целей налогообложения затраты на переговоры с представителями (должностными лицами) своих же филиалов и подразделений. Такой вывод сделан в Постановлении ФАС ВСО от 11.08.2006 по делу № А33-26560/04-С3-Ф02-3935/06-С1, А33-26560/04-С3-Ф02-4272/06-С1.

Особенности учета представительских расходов

Представительские расходы учитываются при расчете налога на прибыль с учетом ограничений, так как относятся к нормируемым расходам и уменьшают налоговую базу в пределах 4% от расходов на оплату труда.

Бухгалтерские записи будут выглядеть так:

  • Дт 71 Кт 50 (51) — выданы деньги подотчетному лицу через кассу или перечислены на карту;
  • Дт 26 (44) Кт 71 — отражение представительских расходов;
  • Дт 19 Кт 71 — учет НДС по представительским расходам через подотчетника.
Читайте также:  Регистрация новорожденного по месту жительства

Если представительские расходы совершены через приобретение товаров (работ, услуг) у сторонней организации, в бухучете отразите их так:

  • Дт 60 Кт 51 — перечислены деньги поставщику;
  • Дт 44 (26) Кт 60 — получены услуги (товары);
  • Дт 19 Кт 60 — выделен НДС по полученным товарам (работам или услугам).

Учет и оформление представительских расходов

Установленные партнерские отношения важны для каждой компании. Они не станут такими же, работа над ними является важным элементом стратегии управления компанией. Во время переговоров, встреч, встреч, усыновление происходит. Затраты на эти события являются серьезной позицией в расходах.

Налоговые органы очень тесно проверяют эти типы расходов, поэтому стоит соответственно контролировать их урегулирование и документ.

Мы обнаруживаем, какие затраты могут быть применены к этому типу расходов, и которые нельзя пренебрегать этим счетом, какие документы могут служить подтверждением и как правильно отразить этот предмет в бухгалтерском учете и налоговом учете. Мы также размышляем о текущих законодательных изменениях по расходам на гостиничные услуги и их тенденции на ближайшее время.

Воспользуемся условиями примера 1. За 1 квартал 2019 года для налога на прибыль было учтено 60 тыс. руб. из общей суммы затрат 100 тыс. руб.

Отложенный налоговый актив будет равен 20% от оставшихся 40 тыс. руб., т.е. 8 тыс. руб. На эту сумму 31.03.2019 нужно сделать проводку:

ДТ 09 – КТ 68.4 (8 тыс. руб.) – начислен ОНА

По итогам полугодия все представительские расходы были учтены для налога на прибыль. Поэтому отклонений между двумя видами учета больше нет и нужно списать ранее начисленный ОНА обратной проводкой на дату 30.06.2019:

ДТ 68.4 – КТ 09 (8 тыс. руб.) – списан ОНА

Если же на конец года разница между двумя видами учета полностью не исчезнет, то возникнет постоянный налоговый расход (ПНР). Это значит, что отклонение между бухгалтерской и налоговой прибылью уже не изменится.

Чтобы начислить ПНР, нужно сначала списать остаток налогового актива со счета 09:

ДТ 68.4 КТ 09

Затем следует отнести эту же сумму на счет 99 «Прибыли и убытки», на котором для ПНР нужно открыть специальный субсчет:

ДТ 99.2 — КТ 68.4

Арбитражная практика: представительские расходы

Информация, приведенная ниже, не имеет непосредственного отношения к нормированию представительских расходов, а больше касается вопросов их классификации. Но, на наш взгляд, эта информация будет полезна читателю, так как статья 264 НК РФ содержит много неясностей, и довольно часто налогоплательщики находятся в затруднении, можно ли признать те или иные расходы представительскими.

Например, возьмем такой вид представительских расходов, как транспортное обслуживание участников встречи. Что имел в виду законодатель под данными расходами, остается тайной: транспортное обслуживание в пределах одного населенного пункта или что-то другое? А если участник переговоров — иностранец и прибывает из-за рубежа на самолете, специально направленном налогоплательщиком, то можно ли считать такие расходы фирмы представительскими или нет?

Налоговые органы категорично заявляют, что оплата стоимости проезда участников из других городов или стран в место, в котором состоится официальное мероприятие, не может быть признана в составе представительских расходов. В качестве доказательства можно привести письмо Управления Федеральной налоговой службы (далее — УФНС) по городу Москве от 11 ноября 2004 года N 26-12/73173. Но ведь это разъяснение содержится лишь в письме налогового ведомства, а не прописано в законе, поэтому у налогоплательщика всегда существует шанс доказать обратное, правда, в судебном порядке.

Или другой пример. Предположим, что деловые переговоры проводятся в течение нескольких дней, и торговая организация оплачивает завтраки, обеды и ужины (которые не носят официального характера) представителей сторонних организаций. Можно ли признать указанные расходы представительскими?

Минфин Российской Федерации в своем письме от 5 апреля 2005 года N 03-03-01-04/1/157 разъяснил, что расходы на завтраки, обеды и ужины, не носящие официального характера, должны оплачиваться представителями делегаций, прибывших на переговоры, за счет суточных, выплачиваемых при командировании сотрудников, либо за счет средств, не учитываемых при налогообложении, принимающей стороны.

Кроме того, пункт 2 статьи 264 НК РФ называет также круг лиц, являющихся определяющими при отнесении расходов на прием и обслуживание:

  • представители сторон, участвующих в переговорах;
  • участники, прибывшие на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа.

Поэтому если организация осуществляет расходы по приему иных лиц, например членов ревизионной комиссии, то данные расходы не могут быть признаны представительскими, ведь члены ревизионной комиссии руководящим органом организации не являются.

Как показывает практика, налоговые органы запрещают относить в состав представительских расходов следующие затраты налогоплательщика:

  • стоимость подарков, вручаемых представителям делегации;
  • на оформление виз для иностранных партнеров (см. письмо Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве от 13 февраля 2002 года N 26-12/6751);
  • на оформление помещений для проведения официального приема;
  • на оплату аренды помещения, в котором проводится официальный прием (см. письмо Минфина Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 04-02-03/29).

Однако существующая арбитражная практика показывает, что суды не всегда соглашаются с мнением налоговых органов, поэтому у налогоплательщика есть шанс оспорить позицию налоговиков в судебном порядке.

Документальное оформление представительских расходов

Налоговое законодательство не содержит перечня документов, которыми должны подтверждаться представительские расходы, на что обращают внимание сами чиновники (письмо Минфина России от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288). Но точно ясно, что для подтверждения факта представительских расходов недостаточно иметь в наличии только лишь первичные документы, подтверждающие факт оплаты услуг. Ведь основным условием для учета представительских расходов является деловой характер мероприятия. Иными словами, из документов должно следовать, что встреча носила официальный характер и в ходе нее обсуждались вопросы потенциального или дальнейшего сотрудничества.

Читайте также:  Как оплачивается больничный лист по бытовой травме

В некоторых письмах чиновников, посвященных вопросам учета представительских расходов, содержится примерный перечень таких документов. Например, в письме Минфина РФ от 22.03.2010 № 03-03-06/4/26 сказано, что документами, служащими для подтверждения представительских расходов, могут являться, в частности:

  • приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
  • смета представительских расходов;
  • первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
  • отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются: цель представительских мероприятий, результаты их проведения; иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.

Пример расчета нормы представительских расходов

Для того, чтобы было понятно, как считают норму по расходам на представительские цели, приведем пример.

АО «Метель» в I квартале 2019 года провела несколько деловых встреч с партнерами по бизнесу. Расходы на эти цели составили 96 000 руб. (в т. ч. НДС 20% – 16 000 руб.). Расходы на оплату труда и выплаты по договорам ГПХ за I квартал 2019 года составили 1 600 000 руб.

Во II квартале 2019 года на представительские цели было потрачено 24 000 руб. (в т. ч. НДС 20% – 4000 руб.). Затраты на оплату труда за полугодие 2019 года составили 3 000 000 руб.

При расчете налогооблагаемой базы по прибыли за I квартал 2019 года для целей налогообложения можно учесть только часть представительских расходов в размере 64 000 руб. (1 600 000 руб. x 4%).

В расчете налога на прибыль за полугодие 2019 года предельная величина представительских расходов АО «Метель» составила 120 000 руб. (3 000 000 руб. x 4%). То есть при уплате налога на прибыль за полугодие можно учесть всю сумму представительских расходов в размере 100 000 рублей. (96 000 – 16 000 (НДС) + 24 000 – 4 000 (НДС)).

Затраты на проведение официальных приемов

К представительским расходам относятся затраты по организации встреч представителей разных компаний. Сюда же включают расходы на обеспечение завтрака, обеда или ужина деловых лиц и посредником, принимающих участие в переговорах от компании-налогоплательщика.

Налоговое законодательство не устанавливает принципиальных ограничений в выборе места и времени проведения официальной встречи. Следовательно, закон не запрещает проводить мероприятие в будничный, выходной или праздничный день, в утреннее или вечернее время суток. Организован прием может быть как в офисе, так и в бизнес-центре, ресторане. Самое главное – это соблюдение всех формальностей и официоза встречи, которая должна быть подтверждена документально.

Какие расходы не относятся к представительским расходам? В эту категорию не входят денежные средства, выделенные на организацию досуга гостей, развлекательных концертов, торжеств, профилактики или лечения болезней. Именно поэтому от приемов в таких развлекательных местах, как театр, клуб бильярда и боулинга, сауна, пабы, и лечебно-профилактических санаториях желательно отказаться, тем более, если в них не предусмотрено ресторанного обслуживания.

Период отражения представительских расходов

В одном из судебных дел компания оспаривала претензии налоговиков, связанные с учетом представительских расходов. В частности, проверяющие посчитали, что данные расходы отражены не в том периоде.

Итак, компания в 2010 г. провела официальный прием и переговоры в ресторане по условиям поставки продукции, увеличению объемов поставок с намерением заключить соответствующий договор. Но в отчетности данная операция была отражена в следующем году, так как первичные бухгалтерские документы, подтверждающие факт несения представительских расходов, были получены от исполнителя услуг после формирования бухгалтерской и налоговой отчетности за 2010 г.

Поскольку и на акте исполнителя, и на отчете о представительских расходах стояла одна и та же дата (17.12.2010), ИФНС посчитала, что компании был известен конкретный период осуществления расходов и оснований для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму спорных расходов в 2011 г. нет.

Но как отметили судьи, компания, реализуя право на исправление допущенной при исчислении налоговой базы за 2010 г. ошибки, сделала перерасчет налоговой базы за тот период, в котором фактически выявила ошибку (2011 г.). Непризнание спорных расходов в 2010 г. привело к излишней уплате налога на прибыль за 2010 г. И поскольку ст. 54 НК РФ не устанавливает сроков давности для возможности исправления ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, компания имела право скорректировать (уменьшить) свои обязательства по налогу на прибыль в 2011 г. по причине ее ошибочного увеличения в 2010 г. (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 № А82-15075/2015).

Списание ПР как объекта налогового учета должно осуществляться в соответствии с требованиями НК РФ в части признания этих расходов:

  • документально подтвержденными;
  • экономически обоснованными.

Распространено использование при списании соответствующих затрат специального акта — в дополнение к отчету о ПР, а также первичным документам, которые Минфин предписывает составлять в целях подтверждения ПР.

Узнать больше об особенностях применения ПР вы можете в статьях:

  • «Составляем обоснование представительских расходов — образец»;
  • «Смета на представительские расходы — образец».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *