Как признать гражданина безвестно отсутствующим?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как признать гражданина безвестно отсутствующим?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В жизни бывают чудеса и пропавшие возвращаются домой. Но вместе с чудом приходят и последствия. Человек по решению суда признан безвестно отсутствующим или умершим. Поэтому, чтобы снова стать «живым», придётся обращаться в суд, который новым постановлением отменит предыдущее решение (статья 280 УПК).

Комментарий к ст. 276 ГПК РФ

1. Положения комментируемой нормы открывают новую главу в рамках особого производства, посвященную особенностям рассмотрения и разрешения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением является фактическое отсутствие человека в течение времени, определенного гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. ст. 42, 45 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

В зависимости от обстоятельств, при которых человек пропал, гражданское законодательство варьирует сроки, по истечении которых гражданина можно объявить умершим. Так, общим правилом является пятилетний срок отсутствия в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания. Срок сокращается до шести месяцев, если человек пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, например наводнение, землетрясения, иные стихийные бедствия и аварии. Особый срок объявления умершим установлен для военнослужащих и иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Такие лица могут быть объявлены судом умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

2. Как гражданское законодательство, так и положения комментируемой нормы в качестве лиц, имеющих право на обращение в суд с соответствующим заявлением, называют заинтересованных лиц, не раскрывая, кто может входить в их круг. Однако в судебной практике нередки случаи, когда суды отказывают в принятии заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в связи с тем, что заявитель не является лицом, заинтересованным в признании лица безвестно отсутствующим либо объявлении умершим.

Пример: Ц. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать безвестно отсутствующим А. В заявлении указал, что является собственником квартиры, в которой помимо членов семьи заявителя зарегистрирован А., о месте нахождения которого заявителю ничего не известно. Признание А. безвестно отсутствующим позволит снять указанного гражданина с регистрационного учета по месту жительства, и заявитель будет освобожден от обязанности уплачивать коммунальные платежи за А. Исходя из заявления Ц., суд пришел к выводу о том, что Ц. не является лицом, заинтересованным в признании А. безвестно отсутствующим, поскольку при этом у заявителя не возникают, не изменяются и не прекращаются какие-либо личные или имущественные права. Требования заявителем предъявлены в суд только в связи с необходимостью снять А. с регистрационного учета по месту жительства (см. подробнее Апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2015 г. по делу N 33-24586/2015).

Анализ судебной практики, а также комментируемой нормы позволяет сделать вывод, что в качестве заинтересованных лиц, имеющих право обратиться в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, могут выступать:

— во-первых, граждане, для которых решение суда по такому заявлению является правовым основанием (предпосылкой) возникновения их собственных прав;

— во-вторых, с учетом положений п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ лицо, обратившееся в суд с заявлением в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица, при условии, что действующим законодательством ему предоставлено такое право;

— в-третьих, как физические лица, так и юридические лица, поскольку в комментируемой норме законодатель использует словосочетание «место нахождения» заинтересованного лица, употребляемое применительно к юридическим лицам.

В науке гражданского процессуального права отмечается, что понятие «заинтересованное лицо» поглощает понятие «заявитель», поскольку заявитель в первую очередь и является заинтересованным в деле лицом. При этом в качестве заявителя по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим ученые предлагают рассматривать лицо, состоящее с безвестно отсутствующим гражданином в каких-либо правовых связях, обладающее правовой целью, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Заявитель имеет юридическую заинтересованность в исходе дела; он выступает в судопроизводстве от своего имени в защиту своих интересов; заявитель пользуется всеми процессуальными правами, принадлежащими лицу, участвующему в деле, но с учетом специфики особого производства; заявитель обладает распорядительными полномочиями, влияющими на динамику процесса .

Читайте также:  Калькулятор выбора системы налогообложения

———————————

См.: Портянкина С.П. Судопроизводство по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в суде первой инстанции: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 26.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Двойственное положение гражданина, в отношении которого нет информации о месте его пребывания, толкает на то, чтобы заинтересованные лица обратились в судебные органы для решения вопроса конкретизации статуса такого лица.

А сама двоякость положения проявляется в том, что гражданин, с одной стороны имеет права и обязанности, теоретически является субъектом определенных правоотношений, с другой – не пользуется своими правами, а также не выполняет обязательства.

Ситуация, связанная с ним, находится как бы в подвешенном состоянии.

Возникает необходимость признать такого человека безвестно отсутствующим через суд.

Основания и порядок принятия такого решения предусмотрен законодательством.

Признание человека безвестно отсутствующим призвано защищать права и интересы, как его самого, так и других. В первом случае это могут быть кредиторы человека, место жительства которого неизвестно долгое время, или же его родные, которые не могут воспользоваться льготами до тех пор, пока такой гражданин формально не изменил свой статус.

Для самого гражданина установление такого факта имеет ряд положительных моментов: движимое и недвижимое имущество передается в доверительное управление иному лицу. Таким образом, минимизируется риск его потери (кражи, разрушения прочее).

Наличие решения суда для такого человека имеет довольно серьезные последствия, связанные с реализацией прав и выполнением обязанностей.

Когда гражданин может считаться безвестно отсутствующим?

Человек признается безвестно отсутствующим при наличии совокупности следующих условий:

Человек отсутствует в месте своего пребывания

Никто не знает, где он находится

Нет возможности определить местонахождение лица

Отсутствие в течение длительного времени — не менее 1 года

Непреднамеренное отсутствие лица.

Как признать человека пропавшим без вести или умершим

Согласно Гражданскому кодексу РФ, признать человека безвестно отсутствующим, или пропавшим, можно, если информация о нем не поступала по месту его жительства или по месту нахождения заинтересованного лица в течение года.

Если невозможно установить день получения последней информации о пропавшем, днем признания безвестного отсутствия человека считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения о месте нахождения человека, а при невозможности установить этот месяц — 1 января следующего года.

За пропавшим без вести человеком сохраняются все его права и обязанности. Например, он продолжает быть собственником своего движимого и недвижимого имущества и должен выплачивать кредит или алименты.

Первой проблемой, с которой сталкиваются граждане, подающие заявление о признании, является нехватка доказательной базы. Причем они должны быть фактическими, объективными, неоспоримыми. Доказательную базу поможет подготовить юрист. Но есть множество примеров, когда признание оформляется без особых препятствий, как в случае когда гражданка Никонова Е.А. проводила мужа, который уехал к родственникам, но в пункт назначения не прибыл. Предоставлены билеты на самолет, и сотрудники полиции установили, что на борт Никонов. В.Ф. поднялся. После посадки о нем нет никаких сведений уже год.

У родственников он не появился, в соцсети не заходил, телефон отключен. Правоохранительными органами произведены мероприятия по розыску. Оказалось, что ни в моргах, ни в больницах гражданина Никонова нет. Паспорт был найден третьим лицом, который принес его в райотдел полиции города, куда прилетел пропавший. Суд произвел дополнительные проверки, на основании которых вынес решение о признании Никонова безвестно отсутствующим, и огласил соответствующий вердикт. Теперь его жена может развестись и получить деньги на потерю кормильца.

Условия признания безвестно отсутствующим

Жена может подавать в суд заявление о признании безвестно отсутствующим, если муж:

  • Не появляется по месту жительства и прописки больше 1 года;
  • Никак не проявляет своё присутствие: не пишет, не появляется в соцсетях, о нём ничего неизвестно коллегам, друзьям, родственникам. Сведения о нём никак невозможно получить никакими способами.
  • Его местонахождение не может установить ни полиция, ни служба судебных приставов (если он числится алиментоплательщиком).

Дополнительные основания для признания безвестно отсутствующим, которые принимает во внимание суд при вынесении решения:

  1. Никто не может подтвердить, что пропавший собирался сменить место жительства, переехать.
  2. Пропавший не забрал из дома или с работы ценные вещи и документы перед тем, как исчезнуть.
  3. Он уехал на своём автомобиле.
  4. Он не конфликтовал ни с кем, не имел проблем с законом, не преследовался коллекторами.

Как происходит признание

Кто подаёт? Подать на объявление человека без вести отсутствующим может только заинтересованное лицо: родственники, наследники не из числа родственников, супруга.

Куда подавать? В суд по месту жительства или прописки пропавшего.

Что указывать в заявлении? Помимо персональных данных заявителя и пропавшего, нужно указать обстоятельства исчезновения: когда было последнее известие о нём, когда и где его видели последний раз. Обязательно заявитель прописывает, для чего человеку нужно признать умершим: чтобы получить статус разведённой, чтобы оформить имущество на себя или иные причины.

Читайте также:  Проведение патронажа к новорожденному

Чтобы ничего не забыть, заявление о признании человека безвестно пропавшим лучше заполнять по образцу.

Какие доказательства предъявить? Справки от полиции по делу о пропаже, розыске. Выписки из домовых книг. Показания свидетелей, достаточные для того, чтобы доказать факт длительного отсутствия. Иные бумаги, устные объяснения.

Как проходит суд? Судья выясняет обстоятельства дела, делает запросы в разные инстанции. Если никаких нарушений нет, и судья не усматривает корыстный умысел в действиях заявителя, он удовлетворяет просьбу. Если обнаруживаются противозаконные мотивы, судья разъяснит заявителю, почему заявление возвращается.

Комментарий к статье 42 Гражданского Кодекса РФ

1. Основная цель признания гражданина безвестно отсутствующим — защита его прав и сохранение имущества, т.к. длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания создают угрозу этим правам. Страдают и интересы его кредиторов, а также лиц, находящихся на его иждивении. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить два факта: 1) его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства (см. ст. 20 и коммент. к ней) и 2) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить.

2. Порядок признания лица безвестно отсутствующим определен ст. 276 — 280 ГПК. Заявление в суд подается заинтересованным лицом по месту его жительства. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры, чтобы установить место пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается дата окончания военных действий. Суд рассматривает дело в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. При положительном решении начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим определяется календарной датой по правилам ч. 2 комментируемой статьи.

Какие документы могут стать доказательством

  • Если через полгода после исчезновения суд признал человека безвестно отсутствующим, к заявлению прикладывают копию судебного решения.
  • Если человек находился в эпицентре несчастного случая, это тоже подтверждается документально.
  • Справка о невыходе человека на работу.
  • Копии подписанных документов (договоров, контрактов) с датами.
  • Детализация звонков с сотового телефона пропавшего.
  • Видеозаписи с камер наблюдения.

Вместе с заявлением предоставляются личные документы заявителя. Они подтвердят родство с пропавшим и дадут право на признание гражданина умершим. К таким документам относятся:

  • Свидетельство о рождении.
  • Документ о браке.

Учтите! Удовлетворение требований заявителя может привести к следующим правовым последствиям:

  • Расторжению брачного союза в одностороннем порядке;
  • Назначению пособий и пенсий, если у пропавшего человека на иждивении находились недееспособные родственники;
  • Имущество пропавшего может быть реализовано для погашения задолженности перед кредиторами;
  • Действие заключенных ранее гражданско-правовых договоров может быть прекращено;
  • Имущество пропавшего может быть передано доверительному управляющему на основании решения суда. В некоторых ситуациях управляющий может быть назначен до принятия решения по делу, если существует угроза утраты имущества.

О новом порядке розыска безвестно исчезнувших лиц

Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц (на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утверждающий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц).

Вопрос: Что явилось причиной разработки приказа?

Ответ: Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнерской модели взаимоотношений с обществом.

Общественное доверие и поддержка граждан является важнейшим принципом деятельности полиции.

Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Прием, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

В настоящее время вызывает достаточно серьезную обеспокоенность в обществе тема поиска без вести пропавших граждан.

Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Вопрос: Вы отметили, что особое значение придается розыску без вести пропавших несовершеннолетних. Это как-то связано с необходимостью издания приказа?

Ответ: Да, безусловно, для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика преступлений и иных правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних. Причем совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, является потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7 % ниже чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 4 года в среднем только по 1 из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, предусмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаимодействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что дает основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14.).

Читайте также:  ЕНП в 2023 году: о чем рассказывает ФНС на встречах с налогоплательщиками

Вопрос: В чем принципиальное отличие нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан?

Ответ: Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения.

Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

  • При наличии у пропавшего фирмы назначается управляющий.
  • Если есть лица, которых нужно было содержать, им выплачивается пособие.
  • Вся задолженность погашается.
  • Не допускается продажа или наследование имущества, пропавшего до тех пор, пока его не признают умершим.
  • Жилье остается в собственности пропавшего и его семьи.
  • Оплата коммунальных услуги и других обязательных платежей за собственность пропавшего совершает семья пропавшего или, если ее нет, уполномоченный от органов опеки.
  • Несовершеннолетние дети пропавшего получают пособие по утере кормильца. Возможно усыновление.
  • Выплаты пенсии и других платежей от государства прекращаются.

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

Как установить факт безвестно отсутствующим? Таким образом, долгое отсутствие человека без возможности определения его местожительства предполагает признание гражданина безвестно отсутствующим. Этот процесс заинтересованное лицо может осуществить, подав соответствующее заявление. Только суд может принять решение по этому поводу. Исковое заявление подается на рассмотрение только через год после исчезновения.

Первое, что вы должны сделать – подать заявление в судебную инстанцию. В документе обязательно должна быть указана причина, по которой лицо следует признать безвестно отсутствующим. Плюс, потребуется указать причины (обстоятельства), по которым это произошло.

К заявлению обязательно прикладываются документы, подтверждающие то, что гражданин действительно пропал:

  • справка с места работы (заверенная подписью и печатью предприятия, где работал пропавший);
  • справка из полиции. Ее необходимо получить в том отделении, которое относится к месту прописки лица;
  • справка из домоуправления и т. д.

Проблема восстановления прав гражданина при отмене решения об объявлении его безвестно отсутствующим

Действующие законы позволяют лицу, получившему ранее статус пропавшего без вести, восстановление своих прав в прежнем объеме.

Тем не менее, уже после своей явки гражданин испытывает некоторые трудности, связанные с нюансами восстановления прав.

Одним из затруднительных моментов является восстановление пропущенного времени, отведенного законом, для принятия наследства при явке исчезнувшего гражданина. Сами по себе обстоятельства отсутствия в течение года и соответствующее судебное решение не являются непоколебимыми причинами для суда.

Согласно положениям части 1 статьи 1155 ГК РФ по ходатайству наследника может быть восстановлено пропущенное время, установленное для принятия по нормам статьи 1154 ГК РФ, если лицо не имело информации о возникновении наследственных прав, а также по другим причинам, заслуживающим внимания суда.

Закон прямо не устанавливает статус безвестного исчезновения как уважительную причину. Решение вопроса о вступлении в наследство будет зависеть от специфики обстоятельств, вызвавших отсутствие (комментарии к статье 1155 ГК РФ).

Таким образом, нахождение отсутствующего гражданина в обстоятельствах, в связи с которыми он не располагал информацией или не имел возможности располагать сведениями о наследстве, а также по другим уважительным причинам, для суда будут являться достаточными основаниями для восстановления пропущенных сроков.

Все решения принимаются судом, исходя из принципов законности и справедливости.

Правовые последствия обнаружения места пребывания либо явки лица, признанного безвестно отсутствующим либо объявленного умершим

При явке или обнаружении места пребывания лица, признанного безвестно отсутствующим либо умершим, суд новым решением отменяет ранее вынесенное. Заявление в суд может быть подано как самим гражданином, так и другими заинтересованными лицами.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР «О применении норм ГПК РСФСР при рассмотрении дел в суде первой инстанции» от 14 апреля 1988 г. N 3 в случае явки гражданина, ранее признанного судом безвестно отсутствующим или умершим, суд по заявлению заинтересованного лица возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим. Возбуждения нового дела не требуется.

В подобном случае с заявлением в суд могут обратиться как сам гражданин, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, так и те лица или организации, по инициативе которых рассматривалось дело о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим. Это заявление не подлежит оплате государственной пошлиной, поскольку имеет место продолжение прежнего дела.

Рассмотрев дело, суд отменяет ранее вынесенное решение и направляет копию решения органу опеки и попечительства для отмены управления его имуществом. На основании нового решения суда аннулируется актовая запись о смерти лица, объявленного умершим.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *