Объекты авторского права и смежного права
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объекты авторского права и смежного права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.
Субъекты авторского права
1. Виды субъектов авторского права и его возникновение
Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.
В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.
Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. В этом одно из главных достоинств авторского права по сравнению с патентным правом на изобретение и другие объекты промышленной собственности. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
Границы исключительных авторских прав
1. Условия ограничения исключительных авторских прав
Обнародование произведения всегда является событием в жизни любого автора. Обычно вслед за ним наступает договорное использование произведения, влекущее (помимо популярности и славы) денежное вознаграждение. Однако обнародование сопряжено и с другими, хотя и полезными для третьих лиц и общества в целом, но, с точки зрения некоторых авторов, негативными для них последствиями. Имеются в виду определенные ограничения исключительных прав, устанавливаемые ст. ст. 17 — 26 ЗоАП.
Речь идет о допущении свободного, т.е. без согласия автора, использования его произведения с выплатой или без выплаты авторского вознаграждения. Возможны различные основания подобного использования при условии, что оно не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. В определенной мере данные ограничения затрагивают и исключительные права работодателей на служебные произведения. Отличие состоит лишь в том, что работодатели получают (или не получают) не авторское вознаграждение, а компенсацию за бездоговорное использование служебных произведений.
Существенным ограничениям подвергаются исключительные права автора произведения изобразительного искусства, перешедшего к третьему лицу («собственнику»). У автора сохраняется лишь право на воспроизведение произведения (в форме права доступа), а также право на вознаграждение в случаях публичной перепродажи произведения, именуемое правом следования.
Право доступа выражается в праве автора произведения требовать от его «собственника» предоставления возможности воспроизведения своего произведения, главным образом, путем снятия авторской копии. При этом от «собственника» нельзя требовать доставки произведения автору.
Право следования означает право автора на получение вознаграждения от продавца в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства. Первой продажей признается любой (как возмездный, так и безвозмездный) переход права собственности на произведение от автора к другому лицу. Под публичной перепродажей понимается возмездное отчуждение произведения через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.п. При этом перепродажа порождает право на вознаграждение, лишь если ее цена превышает предыдущую не менее чем на 20%. В этом случае автор вправе получить от продавца вознаграждение в размере 5% от продажной цены. Это право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.
Другие ограничения исключительных прав выражаются в праве третьих лиц осуществлять в различных формах использование произведений без согласия их авторов и без выплаты авторского вознаграждения. В некоторых случаях такое право (в зависимости от вида произведений) обременяется обязанностью пользователей указывать имя автора и источник заимствования, не использовать произведение полностью и т.д. Иными словами, речь идет о так называемом свободном использовании произведений. Четкое определение всех подобных случаев использования очень важно в рыночных условиях.
По общему правилу допускается свободное воспроизведение правомерно обнародованного произведения без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях. Изъятия из этого правила указаны в ст. ст. 18, 25 и 26 ЗоАП. В частности, нельзя вообще воспроизводить произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, репродуцировать книги (полностью) и нотные тексты.
Субъекты авторского права
Когда автор решает передать другому человеку возможность материально использовать произведение, то сам он в дальнейшем уже не сможет этого делать. Здесь возникает приобретенное право. И теперь использовать интеллектуальную собственность в имущественных целях может только новый владелец, который именуется правообладателем.
На практике правообладателями выступают следующие группы лиц:
- предприятия — например, литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании и все те, кто заинтересован в монетизации результата творческой деятельности оригинального автора;
- работодатели — если автор работал в штате этой фирмы и в результате профессиональной деятельности создал шедевр;
- заказчики — если изначально автор выполнял работу по заказу или техническому заданию другого человека;
- наследники.
Защита авторских прав
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Согласно статье 1255 Гражданского Кодекса РФ, если автор создал произведение, то он может:
- распоряжаться трудом на свое усмотрение, а также передать его для коммерческого использования другому человеку;
- навсегда закрепить за собой моральное авторство на произведение;
- требовать печать имени на экземплярах даже при условии отчуждения исключительного права;
- опубликовать свой труд и запустить его в массовое обращение;
- настаивать на неприкосновенности результатов его творчества.
Если какой-то человек прочитал в книге замысловатую фразу и решил сделать вид, что он сам ее придумал, то это будет нарушением — плагиатом.
А если, например, издатель выпустил новую книгу на основании уже существующей и указал там другого автора, то это грубое нарушения имущественных прав. Для таких случаев существует два громких и неприятных слова: фальсификат и пиратство.
Главным методом защиты от пиратства и кражи интеллектуальной собственности являются доказательства. То есть вам нужно иметь подтверждение того, что изначально материал принадлежал именно вам. Сформировать такие доказательства можно следующими способами:
- публикация произведения в открытых источниках (СМИ);
- депонирование в авторском обществе или юридической компании;
- нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения;
- использование специальных интернет-сервисов.
Защита служебных произведений
Субъекты авторского права на служебные произведения характеризуются достаточно необычным статусом. Продукты, о которых идет речь, создаются в рамках выполнения их автором работы по контракту, в рамках найма. То есть в служебном порядке. Специфика законодательства такова, что реализация создателем продукта интеллектуального труда своих прав наравне с авторами, которые выпустили тот или иной продукт вне работы, затруднена.
Автор служебного произведения может обладать только личными, относящимися к неимущественным, правами на свой продукт. Исключительные права, как правило, принадлежат компании-работодателю. Исключение — если человек написал энциклопедию или же выпустил периодическое издание. Исключительные права сохраняются за создателями таких продуктов. Если, конечно, они не передадут соответствующий комплекс прав издателю в соответствии с дополнительным соглашением.
Понятие, объекты, субъекты авторских прав. Соавторство и его виды
1.
В состав наследства участника полного товарищества или полного товарища в товариществе на вере, участника общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, члена производственного кооператива входит доля (пай) этого участника (члена) в складочном (уставном) капитале (имуществе) соответствующего товарищества, общества или кооператива.
Если в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами или учредительными документами хозяйственного товарищества или общества либо производственного кооператива для вступления наследника в хозяйственное товарищество или производственный кооператив либо для перехода к наследнику доли в уставном капитале хозяйственного общества требуется согласие остальных участников товарищества или общества либо членов кооператива и в таком согласии наследнику отказано, он вправе получить от хозяйственного товарищества или общества либо производственного кооператива действительную стоимость унаследованной доли (пая) либо соответствующую ей часть имущества в порядке, предусмотренном применительно к указанному случаю правилами настоящего Кодекса, других законов или учредительными документами соответствующего юридического лица.
В состав наследства вкладчика товарищества на вере входит его доля в складочном капитале этого товарищества. Наследник, к которому перешла эта доля, становится вкладчиком товарищества на вере.
В состав наследства участника акционерного общества входят принадлежавшие ему акции. Наследники, к которым перешли эти акции, становятся участниками акционерного общества.
В состав наследства члена потребительского кооператива входит его пай. Наследник члена жилищного, дачного или иного потребительского кооператива имеет право быть принятым в члены соответствующего кооператива. Такому наследнику не может быть отказано в приеме в члены кооператива.
Решение вопроса о том, кто из наследников может быть принят в члены потребительского кооператива в случае, когда пай наследодателя перешел к нескольким наследникам, а также порядок, способы и сроки выплаты наследникам, не ставшим членами кооператива, причитающихся им сумм или выдачи вместо них имущества в натуре определяются законодательством о потребительских кооперативах и учредительными документами соответствующего кооператива.
Наследник, который на день открытия наследства зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, или коммерческая организация, которая является наследником по завещанию, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли входящего в состав наследства предприятия (статья 132) с соблюдением правил статьи 1170 настоящего Кодекса. В случае, когда никто из наследников не имеет указанного преимущественного права или не воспользовался им, предприятие, входящее в состав наследства, разделу не подлежит и поступает в общую долевую собственность наследников в соответствии с причитающимися им наследственными долями, если иное не предусмотрено соглашением наследников, принявших наследство, в состав которого входит предприятие. Предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, в состав которого входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
Если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства. Срок выплаты компенсации определяется соглашением наследника с членами хозяйства, а при отсутствии соглашения судом, но не может превышать один год со дня открытия наследства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и указанным наследником об ином доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства. В случае принятия наследника в члены хозяйства указанная компенсация ему не выплачивается.
В случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается (пункт 1 статьи 258), в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих продолжать ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам статей 258 и 1182 настоящего Кодекса.
2.
Авторское право — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведенийнауки,литературыилиискусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМибазы данныхтакже охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.
К объектам авторских прав относятся:
§ производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
§ составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АВТОРСКОГОМ ПРАВЕ
История развития авторского права в России
Первый законодательный акт, посвящённый авторскому праву, именуемый «Статут королевы Анны», был принят в Англии в 1710 г. Он закреплял за собой личное право автора на охрану опубликованного произведения сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлен еще на 14 лет.
В России регулирование отношений, связанных с произведением и распространением литературных произведений, возникло не в целях защиты интересов издателей и книготорговцев и тем более авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством. До 1771 г. книгоиздательское дело, которое традиционно определяет начало развития авторского права, считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Однако при этом запрещалось печатать книги на русском языке, чтобы не подрывать государственную монополию. В 1816 г. принят первый акт, защищающий права авторов. Распоряжением Министерства народного просвещения было установлено, что при представлении рукописи на цензуру для последующего напечатания должны были прилагаться доказательства прав издателя, полученные от автора.
Первый прогрессивный акт, содержащий специальные нормы в сфере авторского права, появился в России 22 апреля 1828 г. Это был Цензурный устав, содержащий главу «О сочинителях и издателях книг».
В 1830 г. утвердили новое положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив музыкальные, художественные и иные виды произведений. Важная особенность авторского права в России заключается в том, что с 1857 г. срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, данное правило содержалось и в законодательных нормах ряда стран Европы.
Во второй половине ХIХ в. положения об авторском праве были включены в Гражданский кодекс Российской империи. А 20 марта 1911 г. был принят самостоятельный закон об авторском праве Российской империи. До издания этого закона авторское право конструировалось как право собственности особого рода. В общих чертах Закон 1911 г. обеспечивал адекватный уровень защиты для существовавшего тогда состояния технического развития, включая внушительные положения о соответствующих принудительных мерах воздействия. Что же касается международных отношений в области авторского права, то Российская империя имела двусторонние отношения с такими европейскими странами, как Франция и Бельгия[1].
Несмотря на противоречивый и тернистый путь становления и развития дореволюционного авторского права, все вышеуказанные законодательные акты сыграли положительную роль в совершенствовании авторских правоотношений.
Советский период законодательства об авторском праве характеризуется следующими этапами.
16 мая 1928 — Постановление ЦИК и СНК СССР, один из первых полновесных нормативных правовых актов в области авторского права, принятых после Октябрьской революции 1917 года устанавливал такие основополагающие институты данной отрасли права как авторство, объекты авторского права, значительно продлевал сроки охраны объектов авторского права, свободное использование произведений и другое.
Одной из особенностей этого документа являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.
В 1964 году был принят Гражданский Кодекс РСФСР в котором законодатель использовал иной подход к регламентации отрасли, т.е. нормативное правовое регулирование авторского права было включено в кодифицированный закон, чего не было сделано в Гражданском Кодексе РСФСР 1923 года. В принятом в 1964 году Кодексе предусматривалось уже гораздо более полная и подробная разработка авторского права.
Оба вышеупомянутых акта предусматривали возможность предоставления авторско-правовой охраны выпущенным в свет заграницей произведениям иностранных авторов в рамках соответствующих международных соглашений (двусторонних или многосторонних). Однако такого рода соглашения отсутствовали вплоть до 1973 года за незначительным исключением двусторонних договоров СССР.
В 1973 году СССР присоединился к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1952 года (Женевская редакция).
Указанное присоединение обусловило обязательство СССР по обеспечению минимального уровня предоставления прав авторам, произведения которых были впервые выпущены в свет за границей: исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы, разрешать перевод и выпуск переводов произведений.
9 июля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который приобрёл ключевое отраслевое значение. Указанный Закон состоит из 5 разделов: общие положения, авторское право, смежные права, коллективное управление имущественными правами, защита авторских и смежных прав.
1995 был периодом присоединения Российской Федерации к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года).
В 2004 году были внесены поправки в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». По средствам данных поправок Закон:
— полностью восстановил режим так называемой ретроохраны, установленной Бернской Конвенцией;
— скорректировал сроки предоставления охраны произведениям;
— ввёл новое «интернет-право» для более эффективного правового регулирования использования объектов авторского права в цифровых сетях и другое.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231- ФЗ названный Закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г. в связи с введением в действие части четвёртой Гражданского кодекса РФ. В настоящее время авторское право регулируется положениями ГК РФ.
Часть четвёртая ГК РФ объединяет в себе разрозненные нормы ранее действовавшего законодательства об авторском праве и смежных правах, товарных знаках, правовой охране программ для ЭВМ, нормы патентного права, обеспечивая единообразие правового регулирования в сфере участия исключительных прав в гражданском обороте. Закон направлен на полную кодификацию законодательных норм в сфере интеллектуальной собственности[2].
Понятие и функции авторского права
Авторское право — это гражданско — правовые отношения, которые
регулируют процесс создания и использования произведений науки, литературы, искусства, а также совокупность имущественных и личных неимущественных прав принадлежащих автору творческим трудом, которого создано произведение науки, литературы и искусства.
Данные отношения регулируются и охраняются нормами конституционного, административного и уголовного права. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что авторское право является комплексным правовым институтом.
Е. А. Моргунова отмечает, что законодатель не использует термина «авторское право» как некого единого монолитного права, состоящего из ряда правомочий. Она указывает, какие права могут существовать в отношении произведения, а также каким лицам и в каком объёме они могут принадлежать. Конкретные права в отношении произведения законодатель называет авторскими правами. Однако в учебных и доктринальных целях используется термин «авторское право».
Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право — совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.
Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны — интересы общества в целом, предоставляя доступ к мировой культуре.
Таким образом, всё вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.
Авторское право — один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право понимается в двух смыслах и как самостоятельный институт решает конкретные функции и задачи
В Российской Федерации перемены, происходящие в политической и экономической областях общественной жизни, предопределили создание необходимых для полноценного развития института авторского права правовых предпосылок. Показателем цивилизованности общества во многом является то, какое внимание оно уделяет развитию своего творческого, научного и технического потенциала.
Вступившая в силу IV Часть ГК РФ стала важнейшим этапом на пути к завершению кодификации гражданского законодательства, построенного на основе рыночной экономики и сбалансированном сочетании интересов различных категорий участников частноправовых отношений. При этом включение положений об авторском праве в ГК РФ не только отвечает многолетней традиции отечественного законодательства, но и позволяет обеспечить большую ясность и внутреннюю согласованность в этой одной из самых молодых и одной из наиболее бурно развивающихся сфере общественных отношений.
Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора. В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица.
Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства. Отсутствие законодательного закрепления понятия произведения является существенным недостатком законодательства РФ. Произведение должно отвечать двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме. Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены.
К числу личных неимущественных прав относится право автора на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
Имущественные права авторов творческих произведений достаточно разнообразны и охраняют имущественные интересы создателей произведений. Вместе с тем права авторов в отношении созданных ими произведений не безграничны. В отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.
Как долго действует защита творческих продуктов? Законом определено, что объекты авторских прав защищаются на протяжении всей жизни автора. Разумеется, создатель творческого продукта может по своему желанию передать права на них — это осуществляется в рамках соответствующих правовых процедур. Но с момента, когда объекты авторского права в имущественном аспекте переходят к новому владельцу, их защита также осуществляется без ограничений по сроку. Передача исключительных прав осуществляется в рамках гражданского законодательства.
В свою очередь, в личном аспекте объекты защиты авторского права, как мы уже отметили выше, переданы быть не могут. Автор, написавший рассказ или сочинивший песню, не может передать кому-то неимущественную составляющую владения творческим продуктом. Хотя на этот счет есть разные точки зрения. Есть юристы, которые считают, что некоторые виды объектов авторского права все-таки подлежат полноценной передаче от одного владельца к другому не только в имущественном аспекте, но также и в личном.
Рассмотрим нюансы соответствующей процедуры более подробно. Мы изучили, что такое авторское право, понятие «объекты», «субъекты». Полезно будет также исследовать один из самых распространенных в среде российских экспертов дискуссионных аспектов изучаемой нами сферы юриспруденции.
Способы защиты авторских прав
- Гражданско-правовые методы
- Признать право
Защищаются как личные неимущественные права, так и исключительное право
Признание авторства, считается также как самостоятельная защита. Без обоснованного доказательства права на авторство, невозможно предъявить другие требования.
- Пресечение нарушающих или создающих угрозу права действий
- Приведение к положению, существовавшему непосредственного до момента нарушения прав
- Компенсация нанесенного морального вреда
- Возмещение потерь, убытков
- Публикация решения вынесенного судом, где указано действительное нарушение прав правообладателя
- Изъятие фальсификации, контрафактов, иными словами подделки основанной на оригинале
- Оплата компенсации
- Метод при использовании технических средств и копирайта
Некая самозащита прав
- Использование технических устройств, технологий, осуществляющих контроль доступа непосредственно к произведениям, способных предотвратить и пресечь нарушающие права авторов действия третьих лиц.
- Административно-правовой метод
Следует учесть, что привлечь к такой ответственности, имеется возможность, если виновное лицо преследует цели получения дохода.
Авторские права юридических лиц
Исходя из действующего на территории Российской Федерации законодательства, допускается признание автором лишь физического лица. Есть правило – значит, есть исключение. Это правило применимо и к авторскому праву.
В случаях, когда произведение было создано, не на территории РФ, а за ее пределами, то авторские права рассматриваются международными авторскими правами. В соответствии с международными авторскими правами, автором на интеллектуальную собственность имеет право выступать юридическое лицо. Также, юридическое лицо может выступать автором, когда осуществляется создание произведения физическим лицом, исполняющим свои служебные обязанности. То, что он создал исходя из трудовых обязательств, принадлежит юридическому лицу. Либо также право авторство может перейти к юридическому лицу, согласно завещанию определенного автора на произведение.
Также, когда юридические лица создают, газеты, журналы, энциклопедии, сборники трудов. Словари, аудиовизуальное произведение, фильмы.
Срок авторского права
Сроки действия авторского права, основываются на принципе распределения периода, действия охраны прав исходя из даты гибели автора.
Исключительное авторское право действительно на протяжении жизни автора, а также более 70 лет, счет начинается с 1 января года, после года его гибели
Сроки исключительного право на произведения, созданные в соавторстве действительны в течение периода жизни автора, сумевшего пережить других авторов, а также 70 лет ведя счет с 1 января года, после года его гибели.
Произведения, обнародованные без упоминания имени (анонимно) или под другим именем (псевдонимом), исключительными правами на авторство, действительны на протяжении 70 лет. Счет ведется с 1 числа января года, через один год его правомерного опубликования, обнародования.
В случае, обнародования произведения после гибели автора, исключительные право на него действительны в течение 70 лет после его обнародования, счет ведется с 1 января года, через год после его обнародования, с условием, что произведение было обнародовано в течение периода 70 лет, после гибели автора.
По истечении срока действия авторских прав, права на произведения переходят в общественное достояние. Соответственно, произведения, перешедшие в общественное достояние, смогут без препятствий использовать любые лица без каких-либо выплат вознаграждения авторства. Следует учесть, что при этом имя автора, неприкосновенность произведения и авторство охраняются.
Субъекты смежных прав
Соответственно субъектами, которые могут распоряжаться смежными правами, являются физические или юридические лица:
- Производители звукозаписей.
- Исполнители – певцы, танцоры, актеры, декламаторы, дирижеры, режиссеры-постановщики; исполнители народного фольклора. Правовая охрана предоставляется творческой интерпретации произведения.
- Учреждения эфирного вещания – юридические лица (государственные или частные организации).
- Изготовители баз данных – лица, организовавшие сбор, обработку и компоновку элементов базы. При этом автором базы данных, как способа упорядочения элементов, может быть другое лицо.
- Публикаторы – граждане, которые обнародовали авторское произведение после его перехода в общественное достояние (через 7 лет после смерти автора). Смысл смежного права в этом случае заключается в вознаграждении для того человека (публикатора), кто «вернул к жизни» неизвестные ранее произведения. Но смежное право не распространяется на произведения, хранящиеся в государственных архивах. Поэтому право публикатора на практике применяется довольно редко. Наследники автора вправе распоряжаться такими правами в течение оставшегося срока охраны и могут быть публикаторами.
Депонирование объектов авторских и смежных прав
Объект смежных прав может являться самостоятельным произведением, если получено разрешение от автора. Авторские права возникают в момент создания произведения, та же норма применима и к смежным правам. Но если исполнение не было вовремя записано, или был утерян, поврежден материальный носитель, то возникнут проблемы для реализации исключительных прав.
Поэтому в качестве дополнительной юридической защиты может использоваться депонирование – передача на хранение экземпляра произведения в независимую организацию, занимающуюся коллективным управлением авторских и смежных прав на основании статьи 1242 Гражданского кодекса. При депонировании фиксируется информация об авторе и правообладателе, а также дата регистрации произведения. Свидетельство о депонировании действует на территории всех стран мира, поддерживающих Бернскую конвенцию, в течение срока охраны, предусмотренного национальным законодательством.
Наша компания IPbrand сотрудничает с одним из старейших авторских обществ в России – РАО «Копирус». Регистрация произведений происходит онлайн, без личного посещения депозитария.
Узнать подробнее о процедуре депонирования и о ее стоимости.
Возникновение смежных прав можно отнести к послевоенному периоду (Первая мировая война). В этот период развивались новые технологии, способствующие появлению кино, радио, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет. Смежные права – один из видов интеллектуальной собственности, при котором правовой охраной обеспечиваются определенные объекты (ГК РФ, ст. 1304).
Выделяют следующие объекты смежных прав:
- Исполнительская деятельность певцов, музыкантов, режиссеров, актеров, дирижеров и прочих исполнителей.
- Фонограммы любых звуков, даже не являющихся авторским произведением, например запись пения птиц или народной песни; передачи кабельного или эфирного телевидения.
- Произведения литературы, музыки или науки после их опубликования.
- Базы данных.
Исходя из этого, можно выделить следующие субъекты, чья деятельность защищается законодательством РФ:
- Исполнители (певцы, актеры, музыканты).
- Производители фонограмм.
- Компании, осуществляющие эфирное или кабельное вещание.
- Издатели художественной, научной и прочей литературы.
- Создатели баз данных (под эту категорию попадают производители любого компьютерного софта).
Субъекты и объекты авторского права
- Важным компонентом системы гражданского законодательства современных государств выступает относительно самостоятельная подотрасль – авторское право, положениями которого регламентируются отношения по признанию авторства и охране разного рода произведений, а также установлению режима их использования и наделения субъектов авторского права различными правами имущественного и неимущественного характера.
- При этом важнейшими признаками, позволяющими сформировать представление о рассматриваемой подотрасли гражданского права, выступают характеристика его субъектов – то есть участников упорядочиваемых общественных отношений, а также объектов – то есть самих общественных отношений, на которые направлено регулятивное воздействие положений авторского права.
- Проводя характеристику субъектов авторского права, прежде всего, закономерно следует назвать в качестве такового самого автора произведения, в качестве которого признается:
Определение 1
В качестве автора, как основного субъекта авторского права, признается физическое лицо, посредством творческого труда которого было создано произведение науки, творчества или искусства.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
- Важным замечанием в рассматриваемой сфере выступает то, что в качестве автора по общему правилу признается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре соответствующего произведения, если не доказано иное.
- Следующей категорией субъектов авторского права выступают правопреемники авторов – то есть лица к которым в порядке универсального правопреемства (чаще всего – наследования), либо в силу норм действующего законодательства или соглашения с автором переходят отдельные авторские полномочия.
- При этом в качестве правопреемников авторских прав могут выступать:
- Физические лица, авторские права к которым переходят в результате наследования. Исключение составляют права автора на имя и защиту репутации, которые не входят в состав наследственной массы, однако могут защищаться правопреемниками автора в установленном законом порядке;
- Юридические лица могут приобретать отдельные авторские права в двух случаях – в результате создания служебного произведения (то есть в порядке выполнения служебных обязанностей). Права на такое произведение принадлежат лицу, нанявшему автора произведения – его работодателю. Вторым наиболее распространенным случаем, при котором юридические лица приобретают авторские права выступает издание юридическим лицом энциклопедий, газет, журналов и иных продолжающихся изданий. В таком случае, за обозначенными юридическими лицами закрепляется право использования такого произведения целиком;
- Государство также может быть признано в качестве носителя авторских прав, например, в ситуации ликвидации юридического лица-правообладателя авторских прав, когда авторские права входили в состав выморочного имущества, и т.д.