Повышение зарплат учителей в России в 2023 году: последние новости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение зарплат учителей в России в 2023 году: последние новости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Минфин запланировал индексацию для бюджетников на ближайшие три года, выделив на это 1 трлн рублей. Из-за существовавшей ранее системы оплаты доходы граждан существенно различались в различных регионах, что приводило к трудовой миграции и дефициту кадров в субъектах федерации с более низкими зарплатами.

Когда поднимут выплаты федеральным бюджетникам

Это происходило из-за того что для одних общегосударственных бюджетников деньги выплачивались из федерального бюджета, а у других – этот вопрос решали региональные власти. По указанию Владимира Путина, этот разрыв должен быть сокращен.

В новом законе о распределении бюджета страны № 466-Ф3 предусмотрены меры для устранения этой проблемы. По данным Минфина, планируется увеличение доходов бюджетников на 8 %. Это средний показатель, запланированный в бюджете за 2022-2023 годы.

С 1 января 2023 года повысился МРОТ и минимальный прожиточный минимум. По ТК РФ, оклад не может быть ниже прожиточного уровня, то некоторые категории работников уже в феврале должны были получить первые выплаты. По мнению экспертов, рост доходов российских бюджетников может произойти в ближайшее время.

Правительство РФ на стадии обсуждения по увеличению окладной части для государственных служащих. Окончательное решение о повышении зарплаты для федеральных бюджетников зависит от финансовых возможностей бюджета.

Сколько сейчас получают учителя

Согласно промежуточным данным Росстата за 2022 год, средняя зарплата учителя в России составляет 45 787 рублей до вычета налогов — то есть на руки педагоги получают в среднем по 39 тысяч рублей. Однако, по факту цифры у многих меньше. Так, портал «ГородРабот» проанализировал данные о предлагаемой зарплате учителям на основе вакансий и пришел к выводу, что в среднем по России в 2022 году педагогам предлагали зарплату на руки порядка 30 тысяч рублей.

Размер заработной платы во многом зависит от региона — зарплаты педагогов в больших городах и российской глубинке сильно отличаются. Так, учителям литературы или географии в московских школах предлагают работу за 70 000 рублей в месяц, в то время как, устраиваясь на аналогичные должности во Владимирской области, можно будет рассчитывать только на 30 — 40 000 рублей.

Вакансии учителей от частных образовательных учреждений также имеют большой разброс в оплате труда— от 30 до 75 тысяч рублей, в зависимости от профиля педагога.

Бюджетникам в ближайшие два месяца проиндексируют зарплаты: кому и сколько добавят

Заканчивается январь нового года, а про индексацию зарплат бюджетникам, которую раньше регулярно проводили в начале года, ничего не слышно. Между тем в ноябре 2022-го министр финансов Антон Силуанов заявил, что заработные платы в 2023 году вырастут примерно на 8%. Первые отчеты о принятых в этом направлении мерах чиновники должны направить главе государства до конца марта. Когда и кому стоит ждать прибавки? И откуда взялась цифра 8%, не соответствующая текущей инфляции? Об этом и многом другом «МК» рассказали эксперты.

В нашей стране порядка 14 млн граждан работают в бюджетной сфере – это педагоги, медицинский персонал, работники бюджетных учреждений (музеи, библиотеки, организации дополнительного образования и т.д.). Их зарплаты, в том числе, зависят от размера МРОТ — он, как известно, увеличен с 1 января 2023 года до 17 тысяч рублей. Но когда вырастут сами зарплаты?

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets:

«Мне кажется очевидным ответ на вопрос, почему индексация зарплат бюджетников не произошла прямо с 1 января. В конце года бюджет страны получил сильный дефицит из-за снижения цен на нефть: в результате, вместо планировавшегося дефицита в 1 трлн рублей, недостаток средств в казне составил 3,3 трлн рублей. Потому сейчас государству требуется время на проработку всех вопросов, связанных с индексациями зарплат и пенсий (как известно, индексация для работающих пенсионеров снова не принята).

Относительно размеров индексации зарплат бюджетников, могу высказать предположение, что озвученный параметр в 8% — это некое среднее значение по инфляции за два года. В 2022 году годовая инфляция составила 11,9%, а по итогам текущего года она, по расчетам правительства, может снизиться до 5%. Таким образом, бюджетники могут рассчитывать на индексацию зарплат, соответствующей среднему значению инфляции за период 2022-2023 годов».

Зарплаты по профессиям

Сегодня для статистики используется показатель средней заработной платы. Но большинство рейтингов указывают не средний оклад, а медианный доход населения.

Читайте также:  Какова сумма алиментов с безработного в 2020-2021 годах

Не стоит путать эти два значения. Это разные понятия. Другими словами, медиан – это доход среднестатистического человека среднего в ряду. То есть половина людей из статистики получает меньше медианного дохода, а вторая часть зарабатывает больше. Это так называемая золотая середина.

Например: 10 человек одной специальности получают зарплату в пределах от 1 000 до 2 000 рублей, а 1 человек зарабатывает 10 000 рублей. Медианный доход в этой ситуации составит 1 500 рублей, в то время как средняя заработная плата людей будет равна 2 318 рублям.

Ниже приведены данные относительно уровня заработных плат по разным отраслям и специальностям не по среднему доходу, а по медианному.

Компенсационные выплаты

Сколько: до 200 процентов от зарплаты.

Кто может рассчитывать: все категории педагогов.

Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.

Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.

Компенсацию платят за:

  • сверхурочную работу;
  • проверку письменных работ;
  • заведование кабинетами;
  • руководство предметными комиссиями;
  • работу в сельской местности;
  • работу с детьми-сиротами.

Тарификация как фактор формирования зарплаты учителя

Особенность преподавательской сферы труда вынуждает искать индивидуальные решения в оплате работы учителей. Следует учитывать выслугу лет, часы работы, трудность в обучении различных предметов, принимается во внимание разделение классов по возрастному элементу. В этом случае используется определённый тарифный план – это оценочные действия, предполагающие объединения вопросов материального характера.

Согласно Положению, принятому Правительством РФ от 05.08.2008 № 583, средняя зарплата учителей начальных и средних классов образуется из нескольких составляющих. Это фиксированная сумма, возмещающие выплаты, стимулирующие надбавки.

Например, возмещается работа классного преподавателя, руководителя кабинета, оценка классных и домашних заданий школьников, работа в специальных обстоятельствах. В мотивирующие начисления включаются суммы, засчитанные за высокие результаты учеников, успеваемость, стаж. Оклад – это фиксированный коэффициент оплаты труда.

«Не сдал аттестацию» – обжалованию не подлежит

В чем, как вы считаете, основные проблемы московских учителей?

– Ну вот, например, моя любимая тема – только в Москве додумались сделать в общем кадровом реестре возможность для всех директоров выставить учителям «черную метку» при увольнении. То есть если учитель, например, увольняется по своему желанию, но при этом он поспорил с директором, директор нажимает значок в кадровом реестре, и все директора московских школ видят, что этого учителя больше не надо брать на работу.

Причем никто из директоров официально не подтвердит, что это есть, но нам, профсоюзу «Учитель», чудом удалось достать пару документов, где департамент регулирует этот вопрос. Я не слышал, чтобы в других регионах была возможность у директора выгнать учителя фактически с волчьим билетом.

Мы знаем опытнейших учителей, которые ушли по своей воле, и их никуда не берут.

Чем еще Москва отличается в плане условий труда от регионов?

– В Москве очень оригинальная система аттестации учителей. Она вроде бы неплохая, кажется демократичной, потому что соответствие учителя занимаемой должности оценивает школа. Собирается комиссия, учитель выполняет тесты, отвечает на вопросы – казалось бы, все здорово, но нет в принципе апелляционной инстанции. То есть в ситуации, когда директор или завуч решил по какой-то причине завалить учителя и сказал: «Ты не сдал аттестацию», руководство на уровне Московского центра качества образования, Департамента образования пожимает плечами и говорит: «Мы ничего сделать не можем, у нас так принято по закону».

У нас есть член профсоюза, которую так уволили за то, что она не прошла эту аттестацию. Мы посмотрели тесты, которые она выполняла, и нашли, что еще в 2013 году про них Исаак Фрумин говорил, что это полный бред. Академик Борис Михайлович Бим-Бад по нашей просьбе посмотрел эти тесты и сказал: «Тестовые задания для аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности «учитель» весьма аморфны, расплывчаты, не однозначны, они включают в себя сомнительные варианты ответов, ни один из которых не убедителен. В предложенных тестовых заданиях варианты ответов для выбора продиктованы взглядами, вкусами, предпочтениями составителей этих заданий. Поэтому они не могут служить основанием для объективной оценки правильности ответов, оценки, которая имеет жизненно важные для учителя последствия».

Читайте также:  Налог с продажи квартиры-2023: кому и как его платить в следующем году?

Но департамент говорит, что он ничего не может сделать, и мы проиграли дело в городском суде, который сказал: «Нарушений в процедуре не было, оценивать качество тестов мы не можем, а приглашать экспертов не хотим».

Раньше мы не подозревали об этой проблеме, но в этом году выяснилось, что для многих московских учителей аттестация – опасное дело именно потому, что нет системы апеллирования.

Результат аттестации – окончательный, обжалованию не подлежит. Такого не должно быть никогда и нигде. И эта ситуация, безусловно, очень беспокоит часть московских учителей.

Есть еще много факторов, влияющих на общую нервную обстановку в московском школьном образовании. Например, то, что сейчас многим учителям приходится работать не в одном здании, а в нескольких. То, что над учителями постоянно висит угроза каких-то санкций.

Например, с точки зрения закона никто не может требовать от него предоставления какой-то там карты урока – то ли информационной, то ли еще какой-то, – но к нему придут проверять, выяснится, что у него этой карты нет, хотя по закону ее и не должно быть, и к нему начнут придираться. Большинство учителей просто плюет на это и говорит: «Дотянем как-нибудь до пенсии», хотя теперь и пенсия отодвинулась. Все это не способствует тому, чтобы качество образования становилось лучше. Так что эти большие деньги даются очень серьезным нервным напряжением.

Бюджет увеличится, но зарплаты не изменятся

Насколько я понимаю, в следующем году предполагается увеличение бюджета на образование?

– Эксперты РАНХиГС недавно сделали прогноз на 2019-2021 годы. Согласно их выводам, в 2019 году ожидается большой рост в федеральном бюджете расходов на образование, в 2020-м и 2021-м – постепенное снижение, но эти деньги пойдут не на оплату труда учителей, а на инвестиционные проекты: строительство, компьютеризацию и так далее.

И один из выводов, который они сделали, что вполне может быть ситуация, когда в городе будет стоять новенькая современная школа и при этом в ней некому будет учить, потому что финансируют оплату труда по-прежнему региональные бюджеты, которые не становятся богаче. И в результате окажется, что все эти большие миллиарды, которые угроханы на здание, на спортивные сооружения и электронные доски, потрачены зря.

Но многие исследователи считают главной проблемой современного школьного образования – уровень износа зданий: более половины школьных зданий в России находятся в аварийном и предаварийном состоянии.

– Конечно, логично направлять деньги на строительство зданий – еще бы понимать, что нужно строить здания, не сверкающие стеклом и бетоном, а такие, в которых можно было бы просто учиться, а вот деньги все-таки направить на оплату труда тех, кто будет учить. Я понимаю, что с точки зрения капиталовложений очень выгодно вкладывать деньги в строительство: там есть откаты и так далее, с зарплатой так не поманипулируешь.

Все время говорят, что у нас плохие учителя, они плохо учат, у них низкий уровень образования. Но вместо того, чтобы говорить о том, как учителям надо развиваться, лучше бы сделали хорошее педагогическое образование и выделили бы на это большие деньги.

В общем, учителям нужна правильная, достойная зарплата и заявленные в Конституции и законе «Об образовании» академические свободы.

На данный момент в сфере образования и в системе оплаты труда педагогов существует несколько актуальных проблем:

  1. Неверные расчёты средних заработков. В официальных заявлениях правительства неоднократно звучала сумма, составляющая средние 40 тысяч по стране. Но по факту этот показатель заработка неверный, ведь при расчётах учитывались доходы педагогов, работающих в центральных, северных и отдалённых регионах, а также в частных школах (а их заработки могут превышать 90-100 тыс. рублей).
  2. Так называемые «подушные» доходы, предполагающие выделение и распределение бюджетных средств в зависимости от количества учащихся. То есть в недостаточно укомплектованных школах учителя получают на порядок меньше, чем в общеобразовательных учреждениях с большим числом учеников.
  3. Неэффективное распределение фонда заработка педагога. Трёхсторонней комиссией, занимающейся урегулированием социально-трудовых отношений, в регионы неоднократно направлялись рекомендации о том, что 70% выделяемого на зарплаты бюджета должно идти на основную часть дохода – оклады. А по факту в более чем 50% российских субъектов гарантированная составляющая в структуре заработка (ставка) не превышает треть. То есть большую часть составляют периодические и необязательные премии и прочие надбавки.
  4. Большие нагрузки. Норма рабочего времени для одной ставки – 18 часов. Но для такого нормативного показателя в почти 80% регионов РФ устанавливаются оклады ниже среднего федерально МРОТ по стране. В итоге педагоги вынуждены возлагать на себя дополнительные нагрузки. Средняя ставка педагога по России зачастую превышает 1,6-1,7. И так как рабочие часы распределяются между имеющимися школьными сотрудниками, вакансии для новых кадров закрываются.
Читайте также:  Штраф если не вписан в страховку 2023 но хозяин рядом

Работникам бюджетной сферы Краснодарского края повысят зарплату

Более 106 тысяч работников бюджетной сферы получат повышение заработной платы в соответствии с указом президента России. Об этом шла речь на краевом совещании под председательством губернатора Кубани Вениамина Кондратьева.

На повышение зарплат этих работников власти Кубани выделили 5 миллиардов рублей.

Социальные работники, медработники и учителя ежедневно помогают миллионам кубанцев». Именно врачи спасли край во время пандемии коронавируса и продолжают делать это сегодня. От учителей зависит образование детей», — сказал губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.

Игорь Галась сообщил, что вопрос о распределении финансирования будет обсуждаться на октябрьской сессии ЗСК.

Галась сказал: «В 2022 году будет повышена заработная плата некоторым категориям работников бюджетной сферы, в том числе учителям, врачам, медицинскому и младшему медицинскому персоналу, социальным работникам, работникам культуры».

Он также отметил, что уровень безработицы в регионе остается ниже 0,6%. Это связано с мерами поддержки бизнеса, принятыми в регионе, и социальной ответственностью предпринимателей.

Вениамин Кондратьев подчеркнул важность того, чтобы дать возможность бизнесу сохранить рабочую силу. Как сообщает пресс-служба властей Краснодарского края, он предложил перепрофилировать и модернизировать предприятия, переживающие тяжелые времена, а также помочь сотрудникам иностранных компаний, ушедших с российского рынка, найти новую работу.

Президент приказал снизить бедность в стране

Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ снизить уровень бедности в стране. В первую очередь он потребовал начать с повышения заработных плат трудящегося населения.

При этом, российский лидер подчеркнул, что нужно стремится к росту, именно реальной оплате труда, а не к «повышению на бумаге», когда работодатель сокращает пару ставок, перекладывает обязанности уволенных сотрудников на другого человека и поднимает ему оклад на 200-300 рублей.

Это, по мнению Президента, недопустимый подход к повышению благосостояния населения. Наоборот, такие меры приводят к падению уровня жизни людей.

Путин четко обозначил сроки разработки способов и принципов увеличения доходов населения. Правительство должно отчитаться о подготовленном плане уже 1 марта.

Если проект окажется актуальным, сразу после отчета они приступят к его реализации, с дальнейшим оповещением Президента об успехе или провалах плана ежемесячно.

Президент приказал снизить бедность в стране. Что известно об индексации окладов бюджетникам в марте 2023

Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ снизить уровень бедности в стране. В первую очередь он потребовал начать с повышения заработных плат трудящегося населения.

При этом, российский лидер подчеркнул, что нужно стремится к росту, именно реальной оплате труда, а не к «повышению на бумаге», когда работодатель сокращает пару ставок, перекладывает обязанности уволенных сотрудников на другого человека и поднимает ему оклад на 200—300 рублей.

Это, по мнению Президента, недопустимый подход к повышению благосостояния населения. Наоборот, такие меры приводят к падению уровня жизни людей.

Путин четко обозначил сроки разработки способов и принципов увеличения доходов населения. Правительство должно отчитаться о подготовленном плане уже 1 марта.

Если проект окажется актуальным, сразу после отчета они приступят к его реализации, с дальнейшим оповещением Президента об успехе или провалах плана ежемесячно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *