Служебная квартира в собственность судебная практика
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служебная квартира в собственность судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иск с требованием приватизировать служебное жилое помещение подавайте в районный суд. На это указал Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 02.07.2009 N 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”.
Приватизация муниципального служебного жилья
Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация муниципального служебного жилья(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Приватизация:
- Акционирование
- Бесплатная приватизация
- Деприватизация
- Документы для приватизации жилого помещения
- Документы для приватизации квартиры
- Ещё.
- Служебное жилье:
- Выселение из служебного жилого помещения
- Выселение из служебного жилья
- Предоставление служебных жилых помещений
- Приватизация служебного жилого помещения
- Приватизация служебного жилья
- Ещё.
ПРИВАТИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Прежде всего следует сказать о том, что в силу статьи 93 Жилищного кодекса РФ под служебными жилыми помещениями понимают те помещения, которые предназначены для проживания граждан в связи с исполнением ими обязанностей по трудовому договору с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, а также в связи с назначением либо избранием на государственные должности федерального и регионального уровня.
Решение о предоставлении гражданину жилого помещения принимает его собственник, учитывая, что в данном случае в качестве такового выступает публично-правовое образование, что действует от его имени уполномоченный орган государственной власти. С лицом, которому предоставлено служебное жилое помещение, заключается договор найма по установленной форме, которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42.
ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ О СРОКЕ ДАВНОСТИ
С момента вступления в силу ЖК РФ наиболее часто встречающимся основанием в отказе от удовлетворения исков государственных и муниципальных структур по поводу принудительного выселения из служебного жилья бывших работников являлся пропуск трехлетнего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ.
Долгое время в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 при рассмотрении дел суды исходили из того, что течение срока исковой давности начинается со дня увольнения работника (с этого момента должен был быть прекращен договор найма жилого помещения, а у наймодателя появлялось право требования выселения ответчика). Таким образом, если после увольнения работника проходило более трех лет, суды принимали решение о пропуске истцом срока исковой давности и не выселяли нанимателя и членов его семьи из служебного жилья.
Однако в 2016 году Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в своем Определении от 02.08.2016 N 56-КГ16-10 признала отказ в иске по мотивам пропуска срока исковой давности не соответствующим закону.
Пример из практики: истец (ФГКУ) предъявил к ответчикам К. и М. иск о выселении из жилого помещения, указав на то, что после увольнения с военной службы К. не освободил предоставленное ему ранее служебное жилое помещение, притом что он и члены его семьи подлежат выселению из указанного жилого помещения. Районный суд и судебная коллегия по гражданским делам краевого суда применили к спорным правоотношениям срок исковой давности. При этом суды указали, что трехлетний срок исковой давности для предъявления иска о выселении исчисляется со дня увольнения К. с военной службы (2011 год), а исковое заявление было подано в суд через 4 года.
Верховный Суд РФ, рассматривая данный спор, разъяснил, что прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматического прекращения договора в момент увольнения сотрудника. При этом договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья. Дело направлено на новое рассмотрение.
Данное Определение существенным образом повлияло на судебную практику, так как дало право собственникам помещений подавать иски о выселении даже тогда, когда после увольнения нанимателя служебного жилого помещения прошло более трех лет.
В соответствии с нормами жилищного законодательства использование помещения в качестве служебного подразумевает перевод такого помещения в специализированный жилищный фонд (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Существенное значение для принятия решения о выселении нанимателей вследствие прекращения трудовых отношений имеет факт соблюдения уполномоченными органами требований Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, регулирующего порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду.
Пример из практики: Министерство обороны РФ (МО РФ) обратилось в суд с иском к бывшему члену семьи военнослужащего Н. о вселении из служебного жилого помещения. 30 августа 2005 г. брак между М. и Н. был расторгнут, а лицевой счет жилого помещения переоформлен на бывшую супруг — гражданку М., поскольку ответчик добровольно отказывался освободить спорное жилое помещение, а в трудовых отношениях с истцом не состоял, истец просил признать гражданку М. утратившей право пользования спорной квартирой и выселить ее. В свою очередь, М. обратилась в суд с встречным иском к МО РФ, в котором попросила признавать за ней право собственности на спорное жилое помещение, так как данная квартира не отнесена в установленном порядке к специализированному жилому фонду.
Отказывая МО РФ в удовлетворении иска, суды исходили из того, что истцом нарушен порядок отнесения спорного жилого помещения к категории служебных, согласно данной логике спорная квартира фактически предоставлена по договору социального найма, что исключает возможность применения при разрешении спора правовых норм, регулирующих правоотношения, складывающиеся в связи с использованием служебного жилого помещения. Определяя статус спорного жилого помещения, суды пришли к выводу о том, что ответчики занимают данное жилое помещение на условиях социального найма.
Верховный Суд РФ решил, что данные судебные постановления приняты с существенным нарушением норм права и согласиться с ними нельзя. В качестве основания для своего определения высшая судебная инстанция указала, что отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом решения о присвоении спорной квартире статуса служебного на момент ее предоставления военнослужащему Н., необоснованно. По данному делу подлежат доказыванию обстоятельства, предусмотренные ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», при которых мог быть решен вопрос о возможности или невозможности выселения ответчиков из занимаемого спорного жилого помещения без предоставления иного жилья (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 26.01.2016 N 41-КГ15-32).
Анализируя данный прецедент, мы можем сделать вывод о том, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду автоматически отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Регулирование вопросов приватизации служебных помещений находит свое отражение в следующих законодательных положениях:
- Федеральный закон № 1541-I «О приватизации…» от 4 июля 1991 года – запрет на приватизацию спец жилья отмечен в статье 4 настоящего закона.
- Определение Верховного суда №35-В-06-12 – устанавливает защиту прав на приватизацию в России.
- Жилищный кодекс – основания для пользования специализированным жильем приведены в Главе 10 ЖК РФ (ст. 99-104).
- Положения Гражданского кодекса РФ – дают представление о процедуре и особенностях распоряжения жильем.
Основной посыл законодательства – запрет на приватизацию служебных квартир. Однако никто не запрещает переводить спец жилье в статус муниципального, и уже потом инициировать приватизацию. Такая процедура, за рядом исключений, доступна всем и каждому – это значит, что приватизировать служебные помещения можно и нужно.
Как приватизировать служебное жилье – юридические основания
Главное отличие служебной недвижимости от муниципального жилья – законодательством не предусмотрена возможность приватизации. Об этом свидетельствует Жилищный Кодекс. Кроме этого, в Законе «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» прописана норма, запрещающая проводить процедуру приватизации.
Однако юристы и адвокаты на вопрос: «можно ли приватизировать объект специализированного значения» отвечают не столь категорично. В действующем законодательстве можно найти некоторые лазейки, позволяющие оформить право собственности на объект специализированного значения.
Как правило, юристы обращаются к статье 4 «Закона о приватизации» – собственники недвижимости специализированного значения наделены правом распоряжаться ею по личной инициативе и могут передать в собственность сотрудникам.
На практике норма выглядит следующим образом – требовать согласия работодателя на передачу квартиры бесполезно, юристы рекомендуют оформить договор, где предусмотрена процедура приватизации.
Не всегда ведомственное жилье зарегистрировано с соблюдением всех юридических норм. Самая распространенная ошибка и лазейка, которой пользуются юристы – в официальных документах объект фигурирует как муниципальный. Тогда вопрос: «можно ли приватизировать служебное жилье» решается довольно просто.
При банкротстве, реорганизации или ликвидации объект с баланса организации передается городу. В этом случае человек, на момент передачи проживающий в квартире, может ее приватизировать.
Плюсы и минусы приватизации
Оставить в наследство. Приватизированную квартиру можно передать по наследству, в том числе по завещанию. Быть зарегистрированным в наследуемой квартире или состоять в близком родстве с наследодателем будущему наследнику необязательно.
Неприватизированную квартиру передать по наследству нельзя. Члены семьи нанимателя могут и дальше жить в ней после его смерти: один из них станет ответственным нанимателем взамен умершего и заключит новый договор соцнайма.
Но это не наследование. Право постоянной регистрации и проживания в квартире будет только у тех членов семьи, которые на момент смерти ответственного нанимателя были зарегистрированы и жили в этой квартире.
Поэтому если нужно, чтобы родные и близкие сохранили права на неприватизированную квартиру, кто-то из них обязательно должен там проживать и быть зарегистрирован.
Знаем все о недвижимости
Разбираем сложные ситуации с покупкой и продажей жилья, рассказываем о законах, которые касаются владельцев недвижимости
Продать, подарить, передать в залог, обменять на другое имущество, сдать в аренду. Можно закрыть дверь, сняться с регистрации, переехать в другой город или другую страну и жить там много лет — никто не скажет, что человек не пользуется собственной квартирой, а значит, не нуждается в ней.
Теоретически с неприватизированной квартирой это может стать поводом, чтобы жилье изъяли и передали другим нуждающимся.
В муниципальном жилье сносить стены и совмещать санузел будет крайне сложно: придется сначала получить согласие наймодателя. И уж точно вам не разрешат переводить квартиру в статус нежилого помещения. Чтобы так сделать, сначала надо приватизировать жилье, а только потом переводить в нежилой фонд.
Если занимать однокомнатную квартиру в Москве общей площадью 42 м² по договору соцнайма, придется платить 13 680 Р в год. Налог на такую же приватизированную квартиру с рыночной стоимостью 2,9 млн рублей при ставке 0,1% и вычете 20 м² — 1519 Р в год.
Плюсы очевидны. Но есть и минусы приватизации.
Еще любую квартиру могут изъять для муниципальных и государственных нужд: например, если на этом месте будут строить стадион или дорогу. Такое изъятие власти компенсируют разными способами: например, предоставляют другое жилье или выплачивают денежную компенсацию. Компенсация в случае с неприватизированной квартирой может оказаться более выгодной, поскольку нанимателей переселяют с учетом установленной нормы на человека.
Предлагаем ознакомиться Можно ли вернуть переведенные деньги сбербанк
Основания для приватизации служебного жилья
Для того, чтобы гражданин, который имеет на это право, получил служебную квартиру в пользование, он обязан составить заявку на имя владельца недвижимости.
Документ нужно подать должностному лицу, которое обладает соответствующими полномочиями, что допускают рассмотрение такого рода дел. В среднем, срок рассмотрения заявления – один месяц.
При условии принятия неблагоприятного постановления, оно в обязательном порядке должно быть оформлено в письменном виде, кроме того должно быть аргументировано, ссылаясь на нормативы действующих законов, прочих нормативно-правовых актов.
В случае принятия позитивного заключения со стороны владельца, истец получает приглашение подписать соглашение найма служебной квартиры.
Такой документ подписывается на срок исполнения истцом трудовых обязанностей.
Кроме того, в заявлении на предоставление служебного помещения, сам заявитель в обязательном порядке обязуется отметить, какое количество членов семьи по факту будет жить вместе с ним.
От такого момента зависит суммарная площадь предоставляемого помещения.
Как демонстрирует практика, квадратура жилья, предоставляемого даже семейным людям, несколько отличается от законодательно закрепленных нормативов.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2014 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Коноваловой О.Ч., при секретаре Рыбачук К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г. А. В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Г. С.А., к администрации Гурьевского городского округа, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, отделу № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и права собственности на квартиру в порядке приватизации, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования: Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Г. Ирины Анатольевны, открытого акционерного общества «Славянка»,
УСТАНОВИЛ:
Истец Г. А. В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Г. С.А., обратился в Гурьевский районный суд Калининградской области с указанным выше иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГПК РФ), к ответчикам администрации Гурьевского городского округа, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, отделу № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании за ним и его дочерью Г. С.А. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Сосновка, ул. Центральная, д. X, кв. №XX на условиях договора социального найма, и признании права собственности по ЛА доли за каждым в порядке приватизации на указанную квартиру.
В обоснование заявленных исковых требований, с учётом уточнений, истец Г. А.В. ссылается на то, что с ноября 1993 года он являлся военнослужащим в/ч № YYYYY, расположенной в пос. Сосновка Гурьевского района Калининградской области, ныне филиал в/ч XXXXX. В сентябре 1994 года ему как военнослужащему и членам его семьи была предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью 48.8 кв.м., расположенная по указанному выше адресу на территории бывшей в/ч YYYYY, то есть по месту его службы в закрытом военном городке. Затем, 10.09.1997 года ему был выдан ордер, на основании него он зарегистрировался по месту жительства. В настоящее время он также проживает в указанной выше квартире, оплачивает коммунальные платежи. После увольнения с военной службы 20.03.2004 года в связи с окончанием действия контракта он остался проживать в данной квартире, ожидая предоставления другого жилого помещения от муниципалитета Гурьевского района Калининградской области. Обратившись с заявлением в ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о передаче ему данной квартиры в собственность в порядке приватизации, им были получены ответ о том, что данный вопрос решается в судебном порядке. Кроме того, истец полагает, что решение главы администрации Гурьевского района от 05.09.1997 года о включении данной квартиры в число служебного жилья, нарушает требования ст. 101 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 года). При этом, в нарушении требований ст. 106 ЖК РСФСР с ним не был заключен договор найма именно служебного помещения на все время прохождения военной службы. Поскольку не был соблюден порядок вселения его в служебное жилье, истец считает, что сложившиеся отношение как отношения найма именно служебного жилого помещения квалифицировать нельзя. С учётом того, что спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, так как пос. Сосновка исключен из перечня закрытых военных городков, а ранее в приватизации жилых помещений он (истец) и его дочь не участвовали, Г. А.В. просит данный спор разрешить в судебном порядке.
В судебном заседании истец Г. А.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней Г. С.А., и представляющий его интересы представитель Зубринович Ю.И., действующий на основании нотариальной доверенности от 06.10.2014 года, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям и доводам, пояснив как изложено выше, просили удовлетворить заявленные требования, дополнительно пояснив, что Г. А.В. данная квартира была выделена жилищной комиссией в сентябре 1994 года с целью улучшений жилищных условий, поскольку изначально истцу было предоставлено общежитие для временного проживания, в котором он и был зарегистрирован. Спорная квартира была предоставлена Г. А.В. после того, как она была освобождена ранее проживавшим в ней офицером, в свою очередь заселившимся в новый дом. И в дальнейшем, только лишь 10.09.1997 года истцу был выдан ордер, в то время, как за предшествующий период времени Г. А.В. со своей семьей фактически проживали в спорной квартире по договору социального найма, а коммунальные платежи автоматически удерживались из заработной платы с учётом метража занимаемого жилого помещения.
Представители ответчиков администрации Гурьевского городского округа, Федерального государственного казенного учреждения «Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, отдела № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, в то время, как о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, при этом ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, возражений на заявленные Г. А.В. требования не представили.
Уведомленная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства третье лицо не заявляющее самостоятельные требования. Г. И.А. в судебное заседание не явилась, представив 30.10.2014 года суду заявление, согласно которому она указала, что с бывшим супругом Г. А.В. в сентябре 1994 ода они вселились в спорную квартиру и стали в ней постоянно проживать. Кроме того, з материалах дела также имеется заявление Г. И.А., датированное 21 июля 2014 года согласно которому третье лицо поддерживает исковые требования истца и просит рассматривать данное гражданское дело в её отсутствие, с указанием на то, что на жилое помещение она не претендует.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования.
Департамента имущественных отношений МО РФ и ОАО «Славянка», будучи надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, возражений на заявленные требования не представили.
В соответствии с положениями, предусмотренными ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При таких обстоятельствах, с учётом мнений участвующих в судебном заседании истца Г. А.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Г. С.А. и его представителя Зубриновича Ю.И., суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства, признавая причины неявки в судебное заседание представителей ответчиков неуважительными.
Выслушав пояснения истца Г. А.В. и представляющего его интересы Зубриновича Ю.И., показания свидетелей Мышкина В.В., Островского С.Ф., Абрайтене Р.П. и Каргиной Л.П., исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд находит искрвые требования Г. А.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2014 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи М.Е. Бубновой при секретаре А.И. Ратниковой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению З.Н.Н., З.Г.И., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних М. К. И., З.В.Н. к Отделу № 5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
З.Н. Н., З.Г.И., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних М. К. И., З.В.Н. обратились в Светлогорский городской суд
Калининградской области с исковым заявлением к Отделу № 5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение — квартиру № Х, расположенную в доме № Х по ул. Шаманова в г. Пионерский Калининградской области в порядке приватизации, указав в обосновании своих исковых требований, что 03 июня 2011 года ей, на состав семьи четыре человека (ей, ее супругу — З.Н.Н., сыну — М.К.И., дочери — З.В.Н.) была распределена трехкомнатная квартира № Х, расположенная в доме № Х по ул. Шаманова в г. Пионерский Калининградской области, общей площадью 63,1 кв.м., в том числе жилой 35,4 кв.м. 06 июня 2011 года между ней и ФГУ «Калининградская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ был заключен договор социального найма на указанное жилое помещение, после чего она, ее супруг и дети, в установленном порядке, вселились в вышеуказанную квартиру и были зарегистрированы по данному адресу. Желая приватизировать данное жилое помещение, она обратилась в Отдел № 5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ с просьбой разрешить передачу в собственность занимаемого ею жилого помещения в порядке приватизации. ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ уведомило ее о том, что оно не наделено полномочиями по передаче в собственность гражданам жилых помещений в порядке приватизации, а таюке указало на то, что вопрос о приватизации жилого помещения может быть решен в порядке гражданского судопроизводства. Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ сообщил ей о том, что вопрос приватизации жилых помещений находится в компетенции Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны России и направил ее обращение по принадлежности в адрес последнего. Принимая во внимание, что ранее ни она, ни ее супруг, а также их дети не участвовали в приватизации жилых помещений, на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих», Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» просят признать право собственности в порядке приватизации на вышеуказанную квартиру, поскольку иным образом осуществить свое право на приватизацию квартиры не представляется возможным по независящим от них обстоятельствам.
Судебный метр: как судья отстояла право на приватизацию служебной квартиры
Первым шагом будет получение письменного разрешения у собственника жилья. Потом необходимо идти в БТИ для получения кадастрового паспорта. Когда эти документы будут готовы, собрав весь пакет документации, следует обратиться в приёмную Департамента жилищной политики.
Если служебное жилье было построено или приобретено в собственность коммерческой организации, его приватизировать можно. Но необходимо сначала получить разрешение в письменном виде от собственника компании на передачу этого жилья гражданину. Когда резолюция поставлена, и разрешение уже имеется на руках, можно начинать собирать документы для проведения процесса приватизации.
Если служебное жилье ранее принадлежало государственному или муниципальному учреждению, а потом такая организация передала свой жилой фонд органам местного самоуправления.
Приватизация квартиры в данном случае возможна, если учреждение работает в той же правовой форме, что и на момент передачи фондов, то есть не происходила реорганизация, приватизация организации или превращение её в акционерное общество.
Если организация не передаёт квартиру муниципалитету, тогда граждане, проживающие в данном помещении, не имеют право его приватизировать
Если служебное жилье «висит» на балансе давно приватизированных или реорганизованных в коммерческие организации бывших госпредприятий, это говорит о нежелании муниципалитета принимать жилой фонд в собственность. Но это не повлечёт за собой ограничения прав граждан на передачу в собственность квартиры и заключение соглашения социального найма.
При обращении в суд необходимо указывать срок работы в учреждении или организации собственника жилого фонда. Как показывает судебная практика, именно эти показатели могут иметь огромное значение для суда.
Если человек отработал всю жизнь в государственном учреждении, и после выхода на заслуженный отдых, ему негде жить, так как собственник требует вернуть квартиру в фонд предприятия, отказывая в изменении статуса жилья.
В этом случае, только суд поможет гражданину не остаться без жилья.
Отказ в положительном решении может последовать, в случае доказательства ненадлежащего пользования жильём или когда данные о сроке работы были преднамеренно работником завышены.
В судебной практике были и такие случаи, когда положительное решение в пользу истца было вынесено, но оно не исполняется. Тогда работник может снова подать иск в суд и решение будет вынесено в кротчайшие сроки с положительным исходом.
Таким образом, если законное право на получение жилья в собственность на основании решения суда не исполняется по каким-либо причинам, то государство должно обеспечить реализацию этого права.
Собственника обяжут изменить статус служебной квартиры и передать её в муниципалитет. Регистрация права собственности происходит в органах, которые осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимость на основании решения судебных органов.
- Видео: Советы юриста как приватизировать служебное жилье
- Подводим итоги
- Чтобы приватизировать служебную квартиру, необходимо изменить её статус со служебной на муниципальную. Это можно сделать на основании решения собственника и исполкома города.
- Государственные учреждения и организации могут самостоятельно принимать решение о передаче жилья в муниципалитет и приватизации
- Гражданин, который хочет приватизировать служебную квартиру, должен иметь на руках письменное решение.
- Правом на приватизацию может пользоваться каждый работник, проживающий в служебной квартире и отработавший на государственном предприятии собственнике не менее 10 лет.
- Кроме письменного решения, необходимо приготовить пакет других важных документов.
- Порядок приватизации служебной квартиры очень простой, если имеется решение собственника.
- Если такое решение получить не удаётся, тогда можно подать иск в суд.
- Судебная практика показывает, что сложно добиться положительного решения суда, но это возможно, если человек долго проработал в учреждении.
Жилплощадь, выделяемая работодателем для временного размещения сотрудников и их семей, называется «служебной». Жилищный кодекс РФ (статья 104) устанавливает, что ведомственное жилье предоставляется в виде отдельной квартиры или дома.
Помещение передается в пользование по договору найма. Законодательство ограничивает права жильцов по распоряжению ведомственной площадью. Работник не может обменять квартиру или сдать ее в аренду.
Наниматель оплачивает коммунальные услуги в том же размере, что и собственники приватизированных помещений.
Ведомственная жилплощадь включается в специализированный фонд предприятия или муниципалитета. Сведения о соответствующем состоянии объектов отражаются в государственном реестре недвижимости.
Статья 104 ЖК РФ (пункт 3) закрепляет, что жилплощадь передается гражданину на время исполнения им трудовых обязанностей.
На обеспечение служебным жильем могут претендовать следующие категории работников:
- военнослужащие, заключившие контракт;
- сотрудники правоохранительных структур;
- научные работники;
- бюджетники (учителя, работники сферы здравоохранения);
- представители МЧС;
- государственные служащие (судьи, сотрудники различных министерств);
- работники сферы ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства).
Крупные коммерческие компании предоставляют помещения для проживания квалифицированным сотрудникам.
Депутаты любого уровня также имеют право на предоставление служебной квартиры во время нахождения на выборной должности. Соглашение о найме прекращает действовать при увольнении (или по окончании срока исполнения депутатских обязанностей).
Одним из условий предоставления ведомственной жилплощади выступает освобождение работником помещения после увольнения. Жильцы обязаны добровольно покинуть служебную квартиру при расторжении трудового договора.
Однако законодательство определило категории лиц, которых нельзя выселить из специализированного фонда без выделения иной жилплощади (статья 103 ЖК РФ).
На выделение альтернативного помещения могут рассчитывать:
- Члены семьи умершего нанимателя.
- Инвалиды I и II групп, получившие увечье по вине работодателя.
- Семьи военнослужащих (сотрудников правоохранительных органов) погибших при исполнении обязанностей.
- Пенсионеры, получающие пособие по старости.
- Дети, оставшиеся без родительского попечения (до достижения совершеннолетнего возраста).
Предоставляемое помещение должно располагаться в границах населенного пункта.
Приватизация служебной квартиры может быть проведена при соблюдении определенных условий. Закон № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предоставляет всем российским гражданам возможность стать владельцами помещений, используемых по договору социального найма.
Не передаются в частную собственность квартиры, расположенные в военных городках закрытого типа.
Также нельзя стать владельцем жилплощади, которая не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям или находится в аварийном состоянии.
Подробнее о том, какие дома признаются аварийными.
Ведомственные помещения не соответствуют следующим требованиям законодательства:
- квартира выделяется работодателем, а не государством;
- основанием вселения служит соглашение обычного найма.
Служебное помещение, входящее в специализированный фонд предприятия, может быть передано нанимателю только по разрешению собственника. Исключение составляет жилье, находящееся на территории сельских поселений.
Процедура передачи в собственность
Желая приватизировать ведомственное жилое помещение, следует быть готовым к тому, что сам процесс будет отличаться от стандартного порядка и займет больше времени. При наличии оснований для перехода прав или согласия собственника на данную процедуру пошагово это будет выглядеть следующим образом:
- Пишется заявление на имя нанимателя с просьбой позволить приватизировать жилплощадь.
- Получается разрешение от работодателя.
- Собирается пакет документов в местную администрацию. Его комплектность стоит уточнить заранее, так как он может отличаться от стандартного.
- Пишется заявление на приватизацию указанного помещения.
- Бумаги передаются в Департамент по жилищным вопросам того населенного пункта где расположен объект недвижимости.
- Документы рассматриваются на протяжении отведенного времени, в результате чего принимается решение разрешить процедуру или отказать в ней. Отказ должен быть мотивированным.
- Одобрение заявки позволяет заключить договор о приватизации, который собственно и является подтверждением перехода прав собственности на жилье.
Назначение служебного жилья
Служебное жилье – это помещения, выделяемые работодателями своим работникам для временного решения их жилищной проблемы.
Наличием собственного жилфонда может похвастаться далеко не каждый наниматель. Крупные организации и предприятия приобретают недвижимость специально для возможности привлекать к работе толковых специалистов, не привязываясь к их поиску территориально. Многие бюджетники также живут в служебных квартирах, например, сотрудники Министерства обороны.
Жилплощадь служебного типа, хотя и выдается бесплатно для проживания, все же имеет значительные отличия от социальных квартир. Выделенные работодателем квадратные метры предоставляются работнику по договору найма с четким ограничением срока проживания в нем – на время работы. В случае увольнения сотрудника по собственному желанию или по причине грубых нарушений трудовой дисциплины, он теряет право на дальнейшее нахождение в помещении и должен выехать из него в кратчайшие сроки.
Несмотря на отличия в понятиях, в них есть и схожесть. Работник, получивший право занимать предоставленные квадратные метры, имеет право переселить туда членов своей семьи, более того, при определении размеров помещении они должны учитываться. Жильцы должны зарегистрироваться по месту проживания и выполнять обязанности, возложенные на них договором найма, с учетом норм Жилищного кодекса.