Иные права на землю: характеристика, классификация

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иные права на землю: характеристика, классификация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Понятие прав на землю лиц, — несобственников земельных участков. Кроме права собственности как основного титула права на землю земельное и гражданское законодательство предусматривает иные права на земельные участки, на основании которых лица — несобственники земельных участков вправе их использовать. Все эти титулы производны от права собственности на землю.

Общая характеристика прав на землю лиц — несобственников земельных участков

Основанием возникновения таких прав на землю, как правило, являются юридические факты, представляющие собой различные формы распоряжения собственником земли своим имуществом. В одних случаях речь идет о распоряжении земельным участком, находящимся в частной собственности, в других — публичной: государственной или муниципальной. Отличительной чертой прав на землю лиц — несобственников земли является их неразрывная связь с правом собственности на тот или иной земельный участок.

Начало: знакомство с определением

Понятие вещного права в одних учебниках представляется весьма простым. В то время как другие авторы-цивилисты отражают самые тонкие нюансы, употребляя единственный термин. При этом весьма несложно, проанализировав предлагаемые определения, сформировать своё понятие.

  • Вещное право – это правовой институт гражданского законодательства, который направлен на защиту и обеспечение реализации интересов лица, обладающего таким правом, с целью непосредственного воздействия на предмет (интеллектуальную собственность), без участия посторонних лиц.
  • Вещные правоотношения в полной мере отражают сущность права собственности, благодаря которому может определяться владелец, индивидуальные параметры вещи, а также определяться его дальнейшая юридическая судьба.
  • Вещное право в гражданском праве делится на две группы:
  1. Правомочия собственников.
  2. Правомочия не собственников.

Понятие и система вещного права

Определение 1

Вещное право — это многозначная категория, включающая несколько значений: подотрасль гражданского права; вид имущественных правоотношений; субъективное право лица в конкретном и определенном правоотношении. Вещное право — это имущественное право, реализуемое путем прямого воздействия на вещь.

Вещное право позволяет закрепить принадлежность субъектам гражданских правоотношений конкретных вещей, оно составляет статику имущественных правоотношений, которые регулируются гражданским законодательством. На сегодняшний день гражданское законодательство не сформировало общего определения вещного права.

Вещное право включает в себя определенную власть над вещью, не зависящую от смены владельца (собственника). Основной способ защиты вещного права — требование о передаче или возврате управомоченному лицу вещи в натуре.

Вещное право:

  • в объективном смысле — совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения относительно принадлежности вещи конкретным субъектам, реализация правомочий пользования, владения, распоряжения вещью путем прямого воздействия на вещь;
  • в субъективном смысле — юридически обеспеченная возможность обладателя вещного права пользоваться, владеть, распоряжаться индивидуально-определенной вещью в своих интересах и своей волей в установленных действующим законодательством пределах.

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут является видом обременений (ограничений), под которыми понимается существующие условия, запрещения, установленные законом или уполномоченным органом в определенном законом порядке, стесняющий правообладателя земельных участков при реализации вещных прав на этот участок.

Существует 2 вида сервитутов:

1. частный сервитут;

2. публичный сервитут.

Сервитут возникает и прекращается с момента государственной регистрации. Сервитут как обременение следует за земельным участком. Сервитуты могут быть срочными и бессрочными.

Если земельный участок зарезервирован дл государственных и муниципальных нужд, то срок публичного сервитута в отношении данного участка определяется сроком резервирования.

Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон, либо, когда такого согласия не было достигнуто, сервитут устанавливается по решению суда. По общему правилу, частный сервитут является платным (исключения могут быть установлены федеральными законами).

Соглашение об установлении сервитута заключается между собственником земельного участка и лицом, требующим установление сервитута

Лица, которые могут требовать установление сервитута:

1. собственники земельных участков зданий и строений, сооружений;

2. землевладельцы, а так же лица, которым земельные участки принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного земельного владения;

3. иные лица, указанные в федеральных законах.

Как правило, сервитут устанавливается на соседний земельный уасток (но может и через 2, через 3 участка)

Публичный сервитут устанавливается слушания нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, органами местного самоуправления по результатам общественных слушаний. Результаты общественных слушаний носят рекомендательный характер (не обязательны к использованию). Отсутствие правил проведения общественных слушаний не является основанием для отмены установления сервитута.

Публичный сервитут, как правило, является бесплатным, в отличие от частного. Собственник, землевладелец, землепользователь может потребовать соразмерную плату от органа, установившего сервитут, только если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка по целевому назначению.

Если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка по назначению, то собственник, землевладелец, землепользователь могут потребовать изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Этим лицам возмещаются соответствующие убытки.

Безвозмездное срочное пользование земельным участком:

1. Земельные участки могут передаваться гражданам и юридическим лицам из состава частных земель на основе договора безвозмездного срочного пользования. По договору безвозмездного срочного пользования одна сторона обязуется передать или передает земельный участок в безвозмездное пользование другой стороне (землепользователю), а другая сторона (землепользователь) обязуется вернуть земельный участок в том состоянии, в котором его получила, или в состоянии, обусловленном договором безвозмездного срочного пользования. Права и обязанности сторон определяются нормами гл.гл. 34, 36 ГК, ст. 24 ЗК.

2. в отношении государственных или муниципальных земель земельные участки предоставляются:

· органам государственной власти и органам местного самоуправления, казенным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, центрам исторического наследия Президентов, прекратившим исполнение своих полномочий – сроком до 1 года;

· религиозным организациям, собственникам зданий, строений, сооружений для строительства зданий, строений, сооружений религиозного или благотворительного назначения – предоставляется на срок строительства либо на срок эксплуатации здания;

· религиозным организациям, которые используют здание, строение, сооружение религиозного благотворительного назначения по договору безвозмездного пользования – на срок безвозмездного срочного пользования зданий, строений, сооружений;

· в случаях, предусмотренных Лесным кодексом;

· физическим и юридическим лицам, с которыми заключены государственные или муниципальные контракты на строительство объекта недвижимости (зданий, строений, сооружений), осуществляемого полностью за счет средств любого бюджета – на срок строительства здания, строения, сооружения;

Бесплатная лекция: «1 Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса» также доступна.

3. Земельные участки предоставляются из земель организаций (юридических лиц) гражданам в виде служебных наделов. Служебные наделы – это земельные участки, которые предоставляются отдельным работникам определенных отраслей экономики (организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, национальных парков, природных заповедников, заказников и т.п.). Категории работников, которым могут предоставляться служебные наделы, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ. Служебные наделы предоставляются по заявлению работников и оформляются решением организации. По общему правилу с прекращением трудовых отношений право на служебный надел прекращается. При этом работнику предоставляется право снять урожай, т.е. право пользования существует до окончания сельскохозяйственных работ на данном земельном участке (по общему правил – до 1 ноября).

В некоторых случаях право на служебный надел сохраняется даже при прекращении трудовых отношений:

1) за работником, уволившимся на пенсию по старости или по инвалидности;

2) за одним из членов семьи (родителей либо за несовершеннолетними детьми), работника, погибшего при исполнении служебных обязанностей, призванного на действительную военную (альтернативную) службу, поступившего на учебу, либо работника.

· за несовершеннолетними детьми – до достижения детей совершеннолетия;

· за родителями – пожизненно.

Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

Читайте также:  Губернаторские выплаты на детей в 2023 году: что нового в Казани

Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.

Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.

Под источниками земельного права понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их обязательными. Источники земельного права – это юридические формы, действующие с разной эффективностью и выражающие признаки правоотношений.

Видами источников права могут являться следующие:

1) Конституция РФ;

2) правовой обычай;

3) нормативный акт;

4) руководящие решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда рФ, Конституционного Суда РФ, которые учитываются нижестоящими судами;

5) религиозныетексты;

6) идеи и доктрины;

7) общие принципы;

8) договоры.

Наиболее характерным для России способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Под нормой права понимается общее (не персонифицированное) правило поведения, обязательное для исполнения гражданами и должностными лицами, установленное уполномоченным на это органом. Норма права – не констатация факта, не рекомендация, не пожелание, не призыв, а повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет закона, государства. Нормативный акт не должен исчерпываться исполнением, действует непрерывно и, как правило, рассчитан на неопределенное количество случаев. Нормативные акты составляют иерархическую систему или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов различаются законы и подчиняющиеся им подзаконные акты. К последним относятся как акты государственных органов, так и акты органов местного самоуправления.

Руководящие решения высших судов обязательны для нижестоящих судов. Постановления Конституционного Суда РФ являются обязательными и окончательными для исполнения. Решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ обязательно учитываются при принятии решения по делу нижестоящими судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были сформулированы в университетских стенах. Основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана – священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны – сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений видных юристов. С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации землепользования.

Общие принципы права – это основополагающие начала, которые могут применяться и непосредственно в случаях пробелов в законодательстве, а также являются отправными при формировании правовых норм.

Договоры – это соглашения между участниками земельных отношений, которые могут устанавливать права и обязанности, правила поведения, обязательные для исполнения субъектами земельных правоотношений.

Прекращение вещных прав

ППНВ и ППБП имеют общие основания прекращения. Согласно ст. 45 ЗК, основанием для этого может послужить добровольный отказ землепользователя/землевладельца, заявление о котором подается в Росреестр.

Любые другие основания носят принудительный характер прекращения и могут быть связаны с:

  1. Нарушениями законодательства при использовании земли, в том числе:
    • использованием не по целевому назначению;
    • загрязнением и порчей земель;
    • неисполнением возложенных законом обязанностей по рекультивации и улучшению земель, по приведению в необходимое состояние;
    • возведением самовольных построек или отказом от их сноса в установленные законом сроки;
    • неиспользованием земли по назначению на протяжении трех лет и так далее.
  2. Изъятием земель для государственных или муниципальных нужд.

В отношении сервитута установлены несколько иные правила. Согласно ст. 48 ЗК, сервитут прекращается:

  • по истечении срока его действия или отпадении оснований, на которых он был установлен;
  • через суд (ст. 276 ГК), если этот вид прав препятствует использованию участка по целевому назначению;
  • в случае принятия решения органом, установившим публичный сервитут, если прекращена деятельность, для которой он установлен, за него не внесена плата или сам обладатель отказался от него;
  • если собственник участка требует его прекращения, что связано с нарушением порядка установления сервитута, возникновением трудностей с использованием участка и по другим причинам, указанным в ст. 48 ЗК.

Существуют виды прав на землю для лиц, которые не являются собственниками. В данном случае речь — о сервитуте. Это право ограниченного использования ЗУ, принадлежащего другим лицам, для личных целей.

Перечислим особенности сервитутов:

  • возможность получения владельцем платы за использование его участка;
  • внесение сведений об обременении в кадастровые акты;
  • сохранение за собственником права распоряжаться ЗУ, передавать, продавать его или сдавать в аренду;
  • отсутствие возможности у других участников сделки приобрести право владения на данную землю.

Сервитуты бывают частными и публичными. Обозначим различия между ними:

  1. Основание для оформления публичного сервитута — нормативные акты муниципалитетов или регионов, в то время как частное обременение в виде сервитута — следствие договоренности двух сторон либо постановления суда.

  2. По публичному договору пользование ЗУ является безвозмездным. Между тем, частное лицо вправе назначать плату за пользование своими землями.

Право собственности и иные вещные права на земельные участки

Земля может быть как природным объектом, так и имуществом. Во втором случае она становится объектом вещного, гражданского права.

Вещные права на земельные участки – это одна из форм воплощения правоотношений с земельной собственностью, дающих их обладателю возможность распоряжаться ею. Проще говоря, это абсолютное правомочие лица, позволяющее ему воздействовать на землю и защищенное от воздействия со стороны других лиц.

Любое вещное право обладает определенными признаками. Оно:

  • является абсолютным. Это значит, что, если помимо обладателя права существуют и остальные субъекты, они обязаны не препятствовать такому лицу и не могут воздействовать на принадлежащий ему участок без его разрешения;
  • порождает непосредственное отношение правообладателя к вещи;
  • может возникать лишь в отношении обособленной недвижимости, например, земельного участка;
  • должно быть определено нормами законодательства РФ.

Вещными правами на землю являются любые права, которые вместе или по отдельности дают возможность правообладателю владеть, пользоваться и распоряжаться землей по его собственному усмотрению.

На основании этих трех прав и складываются правоотношения между собственниками, пользователями участков и третьими лицами.

Главенствующее вещное право на земельный участок – это право собственности. Оно включает в себя весь спектр правомочий, в том числе право на владение, использование и распоряжение наделом (п. 1 ст. 209 ).

Право на собственность подлежит государственной регистрации в Росреестре, фиксируется в ЕГРН и подтверждается соответствующим свидетельством или выпиской из ЕГРН.

Собственниками могут быть как частные (физические или юридические) лица, так и государство (субъект, муниципалитет). Согласно п. 2 ст. 214 ГК, если земля не является собственностью частных лиц или муниципалитета, она принадлежит государству.

Собственник, если это не противоречит закону и его обязательствам, вправе:

  • осуществлять фактическое владение наделом;
  • эксплуатировать участок, извлекать из него любые полезные свойства, получать за его счет прибыль;
  • определять дальнейшую судьбу участка: передавать в пользование третьим лицам, продавать и так далее;
  • накладывать обременения, передавая под залог, в аренду или иным образом распоряжаться участком.

В зависимости от того, кто является владельцем надела, определяются и основания возникновения права собственности. Физические лица приобретают участок по гражданским сделкам (купли-продажи, дарения, наследования) или в порядке приватизации – регистрации права собственности на переданные им земли государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 2 ст. 15 , граждане РФ имеют равный доступ к государственным/муниципальным землям и право на их приватизацию.

В отношении иностранцев закон устанавливает ряд ограничений. Им запрещено владеть сельскохозяйственными землями или участками в приграничных территориях. Кроме того, иностранцы могут получить землю в собственность и на платной основе, в то время как для россиян предусмотрена возможность бесплатной приватизации, без выкупной цены.

Частная собственность может быть индивидуальной, то есть принадлежать отдельно взятому субъекту, либо общей – находиться во владении нескольких лиц. Общее имущество бывает долевым или совместным (без выделения долей).

Право пожизненного (наследуемого) владения (ППНВ) – это право на владение земельными участками, практика распространения которого имела место в советские времена. Сегодня земля по ППНВ больше не передается, но лица, которые получили ее по этому основанию, свои правомочия по отношению к ней сохраняют и могут оформить на нее право собственности.

Для пожизненного владения характерны следующие признаки:

  • такое право могло возникнуть и действовать лишь в отношении земли, находящейся в государственной или городской (муниципальной) собственности;
  • пожизненно владеть участком могут лишь физлица-граждане РФ;
  • пожизненные владельцы могут пользоваться землей, в том числе осуществлять на ней капитальное строительство, производить иное движимое и недвижимое имущество или иным образом пользоваться наделом;
  • сведения о таком владении вносятся в ЕГРН, однако те, кто получил такое право на землю до введения обязательной регистрации недвижимости регистрировать его не должны;
  • распоряжение землей для владельцев ограничено. Исключением является лишь передача участка по наследству. Владелец не вправе продать его, передать под залог, подарить или совершить отчуждение другим образом.
Читайте также:  Штрафы за лося без лицензии в 2023 году

Если соблюдены все градостроительные и иные законные требования, владелец может возводить на участке жилые строения, оформляя их в свою собственность. В случае их продажи, земля, согласно ст. 35 ЗК, переходит к новому собственнику на тех же основаниях, что и у продавца. Таким образом, ППНВ может быть передано вместе со строением – получать дополнительное разрешение для этого не нужно.

О том, как наделы передаются по наследству, читайте в материале «Наследование земельных участков».

Право постоянного (бессрочного) пользования (ППБП) землей – еще один пережиток советского прошлого, когда государственная или муниципальная земля передавалась гражданам без формирования права собственности. С распадом Союза ППБП больше не предоставляется гражданам, но те, кто успели его получить, сохраняют его и сегодня, причем на неограниченный срок.

В настоящее время, согласно ст. 39.9 ЗК, оформить землю в бессрочное пользование могут лишь:

  • органы власти;
  • государственные и муниципальные учреждения и предприятия;
  • казенные предприятия;
  • центры наследия бывших президентов РФ.

В любой момент граждане, получившие землю в бессрочное пользование, могут оформить их в собственность в порядке бесплатной приватизации. Участок будет принадлежать им бессрочно, до самой смерти либо прекращения правомочия.

  • Право пожизненного (наследуемого) владения землей. Это стабильное вещное право. Касается лишь частных лиц. Практически идентично праву собственности. Согласно данному праву, надел принадлежит владельцу на протяжении всей жизни, а после кончины правообладателя наследуется согласно воле усопшего. Соблюдение перехода по наследству гарантируется государством и охраняется законом. Имея право пожизненного владения земельным участком, хозяин обладает самыми обширными возможностями, в пределах закона. Стороннее вмешательство в хозяйствование правообладателя на его наделе исключено. Владелец права пожизненного обладания землей может использовать участок по своей прихоти в рамках закона.
  • Право постоянного (бессрочного) пользования землей. Этим правом могут обладать как отдельные лица, так и объединения. Отличается меньшей стабильностью землепользования. У возможности получить такое право оснований будет меньше.
    Право бессрочного землепользования в любой момент может быть остановлено по распоряжению госоргана или муниципального органа.

    Право бессрочного землепользования тоже можно унаследовать.

  • Сервитуты. Это вещное право, имеющее ограниченный характер. Его разновидностей существует несколько, все они находятся в подчинении у конкретных факторов: источник (частный сервитут, утвержденный гражданским законодательством или публичный сервитут, утвержденный законом, или иными документами нормативного характера);
  • срок (временный или постоянный);
  • субъект (утвержденный договором собственников наделов земли или по постановлению суда).

Обоснований для установления сервитутов несколько:

  • перемещение через надел;
  • эксплуатация надела с целью необходимых манипуляций с коммунальными или частными коммуникациями;
  • выполнение мелиоративных работ на наделе;
  • пользование водными ресурсами на наделе;
  • перемещение, выпас скота, а также сенокос на наделе в обозначенные периоды;
  • краткосрочное использование надела для проведения исследовательских и иных работ;
  • постройка объекта недвижимости оговоренной высоты на прилегающем наделе;
  • устройство на наделе природоохранных объектов;
  • другие сервитуты.

Сервитуты обязательно проходят госрегистрацию. Такой форме вещного права надлежит минимально стеснять хозяев прилегающего надела. Обладатель надела земли, где действует сервитут, имеет право взимать фиксированную плату от субъектов, в чьих интересах этот сервитут принят. Если сервитуты приняты в пользу лиц, которые проживают в сельской местности, а также для их объединений, то оплата взиматься не должна. Когда обоснования, на которых сервитут был заявлен, исчезнут, хозяин земельного надела может требовать прекращения действия этой формы вещного права.

Бывают ситуации, когда эксплуатация земель в соответствии с их назначением невозможна из-за принятого сервитута. Тогда владельцу предоставлена возможность ходатайствовать об остановке действия такого вещного права через суд.

Сервитут устанавливается в случае, когда невозможно не затронуть прав землевладельцев, чьи наделы размещены по соседству. Если можно избежать эксплуатации прилегающего участка, то такой формы вещного права возникать не должно.

Общая информация о вещных правах

Земля может быть как природным объектом, так и имуществом. Во втором случае она становится объектом вещного, гражданского права.

Вещные права на земельные участки – это одна из форм воплощения правоотношений с земельной собственностью, дающих их обладателю возможность распоряжаться ею. Проще говоря, это абсолютное правомочие лица, позволяющее ему воздействовать на землю и защищенное от воздействия со стороны других лиц.

Любое вещное право обладает определенными признаками. Оно:

  • является абсолютным. Это значит, что, если помимо обладателя права существуют и остальные субъекты, они обязаны не препятствовать такому лицу и не могут воздействовать на принадлежащий ему участок без его разрешения;
  • порождает непосредственное отношение правообладателя к вещи;
  • может возникать лишь в отношении обособленной недвижимости, например, земельного участка;
  • должно быть определено нормами законодательства РФ.

Главенствующее вещное право на земельный участок – это право собственности. Оно включает в себя весь спектр правомочий, в том числе право на владение, использование и распоряжение наделом (п. 1 ст. 209 ).

Право на собственность подлежит государственной регистрации в Росреестре, фиксируется в ЕГРН и подтверждается соответствующим свидетельством или выпиской из ЕГРН.

Собственниками могут быть как частные (физические или юридические) лица, так и государство (субъект, муниципалитет). Согласно п. 2 ст. 214 ГК, если земля не является собственностью частных лиц или муниципалитета, она принадлежит государству.

Собственник, если это не противоречит закону и его обязательствам, вправе:

  • осуществлять фактическое владение наделом;
  • эксплуатировать участок, извлекать из него любые полезные свойства, получать за его счет прибыль;
  • определять дальнейшую судьбу участка: передавать в пользование третьим лицам, продавать и так далее;
  • накладывать обременения, передавая под залог, в аренду или иным образом распоряжаться участком.

Понятие и виды: что это такое?

Вещными правами признают и ограниченные права на обращение с чужой собственностью. В частности право на постоянное бессрочное землепользование или право на безвозмездное временное использование земли, право на использование жилья членами семьи собственника, сервитут и т.п.

Лицам, которые могут обладать земельным правом, в РФ считаются все граждане. Причем правоспособным россиянин считается с рождения, а вот проводить какие-либо операции с недвижимым достоянием позволено с наступлением совершеннолетия.

Иностранцы и лица без гражданства, тоже могут быть субъектами вещного права на землю, но их возможности будут несколько ограничены. Юридические лица становятся обладателями оговоренного права после госрегистрации. Допустимые границы в управлении земельными участками у организаций будут обусловлены их целями и задачами, которые обозначены в учредительной документации.

Объекты земельного права РФ можно разделить на несколько типов:

  1. Все земли страны – общий объект.
  2. Земли с присвоенными им различными категориями (сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и др.) – родовой объект.
  3. Выделенный участок с обозначенными границами – конкретный объект.

Возможности и ответственность субъектов землевладения зависит от различных факторов.

В каждой отдельной ситуации будет много нюансов, влияющих на эксплуатацию участков. Если разделить такие частные случаи по группам, то полномочия могут находиться в зависимости от:

  • позиции субъекта в правовой сфере;
  • права на землю у субъекта (собственности, землепользования);
  • формы землепользования (постоянное или временное, отчуждаемое или неотчуждаемое и т.п.);
  • направленности использования земель (извлечение имущественной выгоды от эксплуатации надела земли).

Чтобы иметь вещное право на землю обязательно быть ее собственником. Такой подход создает необходимость дублирования оформления земельных прав: первичную и вторичную.

Право государственной собственности на землю

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

  • ‒ федеральной собственности;
  • ‒ собственности субъектов РФ (региональной).

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  • ‒ которые признаны таковыми федеральными законами;
  • ‒ право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • ‒ которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Собственность на землю субъектов Российской Федерации

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

  • ‒ которые признаны таковыми федеральными законами;
  • ‒ право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • ‒ которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • ‒ которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

Право пользования земельными участками

Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

С 1 марта 2015 года статьи Земельного кодекса о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком утратили силу (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ). Основные положения данного института земельного права следует понимать как историю вопроса.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками, за исключением предоставления служебных наделов.

Граждане вправе, а юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности либо на право аренды по своему выбору.

Читайте также:  Как проходить медицинскую комиссию на водительские права

В соответствии со статьей 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование

Статья 39.10 ЗК РФ предполагает заключение специальных договоров о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.

Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, либо, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

  • ‒ органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) и казенным предприятиям на срок до одного года;
  • ‒ в виде служебных наделов работникам организаций в случаях на срок трудового договора, заключенного между работником и организацией (категории работников организаций транспорта, лесной промышленности, категории работников лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации);
  • ‒ религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет;
  • ‒ религиозным организациям, если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения;
  • ‒ лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключены гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на срок исполнения этих договоров;
  • ‒ гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;
  • ‒ для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;
  • ‒ гражданину, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением;
  • ‒ гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет;
  • ‒ гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет;
  • ‒ садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет;
  • ‒ некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами;
  • ‒ лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет;
  • ‒ лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета, если для выполнения этих работ и оказания этих услуг необходимо предоставление земельного участка, на срок исполнения указанного контракта;
  • ‒ некоммерческим организациям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации и созданным субъектом Российской Федерации в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, в целях строительства указанных жилых помещений на период осуществления данного строительства;
  • ‒ лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка на срок, установленный настоящим пунктом в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок;
  • ‒ лицу в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
  • ‒ гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • ‒ Московскому фонду реновации жилой застройки, созданному субъектом Российской Федерации — городом федерального значения Москвой в целях реализации решения о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», в отношении земельного участка, который находится в собственности субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или государственная собственность на который не разграничена, в случае, если на таком земельном участке не планируется строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц по договорам участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
  • ‒ акционерному обществу «Почта России» в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Характеристика иных прав на землю

Всем известно, то российское гражданское и земельное законодательство предусматривают права собственности.

Замечание 1

Однако это не все вопросы, которые входят в его компетентность. Существуют и иные права на участки земли, то есть иными словами, права лиц, которые не представляют собственников земельных участков.

Право собственности и иные права на землю позволяют обеспечить наибольшую эффективность и выгодное для собственника применение участков земли. Помимо этого правом собственности и иными правами на землю могут удовлетворяться в определенных случаях интересы публичного и частного характера, которые обладают тесной связью с необходимостью использования чужих земельных участков. Иные права на землю регулируются земельным и гражданским законодательством.

Регулировка прав отношений в области формирования, исполнения и прекращения иных прав на землю реализовывается нормами земельного и гражданского законодательства. Земельное и гражданское законодательство Российской Федерации имеют определенные учрежденные законы, в которые выделены права и обязанности, а также иные права на землю и различные земельные участки.

Причем, подобные нормы земельного и гражданского законодательство образуют некую совокупность, которая представляет собой комплексный институт права.

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит определенные статьи, в которых прописаны требования к иным правами на землю.

Пример 1

Например, согласно статье 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственники земельных участков не являются таковыми, то ими происходит осуществление принадлежащих им прав владения и пользования участками на условиях, которые предопределяет закон и договор с собственником. Согласно подобному договору либо подписанному соглашению, определяются также и пределы владения участками.

Общее правило не позволяет таким лицам обладать правом распоряжения данными участками. Исключение могут составлять случаи, которые предусматриваются законодательными органами.

Статья 263. Застройка земельного участка

1. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

2. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *