Возмещение вреда, причинённого работником при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение вреда, причинённого работником при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам

Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.

При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.

Судебная практика

Работник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта. Суд удовлетворил иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015).

Работник был пьян в момент ДТП

ДТП происходит по разным причинам, в том числе из-за состояния алкогольного опьянения. Однако иногда работники избегают административной ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде. Например, работник может оспорить наказание из-за процессуальных ошибок инспектора ГИБДД. Тогда у компании не будет на руках постановления, которое позволит взыскать полную стоимость ремонта автомобиля.

Если документа из ГИБДД нет, используйте в суде аргумент о том, что работник причинил ущерб в состоянии алкогольного опьянения. Это подтвердит акт освидетельствования, который составит инспектор ГИБДД или врач. Поскольку опьянение зафиксировали уполномоченные должностные лица, работник должен оплатить ремонт.

Судебная практика

Работник попал в ДТП на служебном автомобиле. Работодатель потребовал взыскать с него стоимость ремонта автомобиля. Он обратил внимание, что в момент ДТП работник находился в состоянии алкогольного опьянения. Работник оспаривал это тем, что к административной ответственности его не привлекли. Суд встал на сторону работодателя. Работник причинил ущерб в состоянии алкогольного опьянения. Значит, возмещает полную стоимость ремонта (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.01.2015 № 33-973/2015 по делу № 2-806/2014).

Погашение материального убытка

Работодатель при использовании транспортного средства обязан оформить полис ОСАГО. При возникновении ущерба в результате ДТП сумма покрывается страховой компанией, если не доказаны обстоятельства нарушения договора. Страховая компания определяет условия, при которых страховая сумма не предоставляется. При определении суммы ущерба в размере, превышающем нанесенные убытки, разница покрывается предприятием (виновным лицом).

Работодатель освобождается от материальной ответственности:

  • При наличии доказательств допущения нарушений со стороны истца, грубой неосторожности либо умысла, повлекших ДТП.
  • При отсутствии причинно-следственной связи нанесения ответчиком действий в отношении истца и возникновения у него убытков.
  • В случаях, когда работник использовал движимое имущество предприятия вне трудовой смены для реализации личных потребностей.

Имеет ли значение для возмещения ущерба договор о полной материальной ответственности сотрудника?

Да, имеет.

Договор о полной материальной ответственности заключается между двумя сторонами – работником (или коллективом работников) и работодателем (ст. 244 ТК РФ). Но вместе с тем существует Перечень должностей, с которыми можно заключать договор полной мат ответственности перед организацией (Постановление Минтруда РФ № 85 от 31 декабря 2002 года)… и обычные водители в этот список не входят. Зато входят, например, водители-экспедиторы, сопровождающие грузы от пункта А до пункта В.

Если работодатель заключал с вами договор о полной материальной ответственности за вверенный вам авто, то в случае виновности в ДТП организация сможет взыскать с вас понесённые расходы на ремонт или покупку нового транспортного средства взамен непригодного к эксплуатации.

Но даже если сотрудник не подписывал договор о полном мат возмещении за вред имуществу работодателя, его могут привлечь к такой ответственности по следующим основаниям ст. 243 ТК РФ:

  • умышленное повреждение служебного автомобиля,
  • совершение ДТП в алкогольном, наркотическом или ином опьянении за рулём – причём достаточно заключения после медосвидетельствования,
  • наличие вступившего в силу приговора суда – за исключением случаев, когда расследование было прекращено, судом был вынесен оправдательный приговор или дело прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности,
  • наличие вынесенного постановления об административном правонарушении, либо в случае прекращения дела в связи с малозначительностью – в пользу водителя играют определение об отказе в возбуждении дела и прекращение дела в связи с истечением сроков давности.

Важным условием наступления полной материальной ответственности является виновное деяние, за которое предусмотрены санкции в рамках КоАП или Уголовного кодекса.

Рассмотрим два примера из судебной практики:

  1. В Санкт-Петербурге поликлинике удалось взыскать со своего сотрудника полную материальную ответственность в размере 200 тысяч рублей. Ущерб был нанесён водителем кареты скорой помощи. Он угодил в ДТП и его привлекли к административной ответственности по части 1 ст. 12.24 КоАП РФ – за причинение лёгкого вреда здоровью людей (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда № 33-3908/2017 от 2 марта 2022 года)
  2. А вот другой пример, где Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение, усмотрев в решениях нижестоящих судов невнимательность к деталям. «СПб-ТРАНС» возместила ущерб пострадавшим в ДТП с участием водителя-экспедитора, а затем пыталась взыскать выплаченные суммы с этого сотрудника на основании договора о полной материальной ответственности. Однако ВС заметил, что должность «водитель» не входит в Перечень должностей, с которыми можно заключать договор о более высокой ответственности, и такие договоры следует считать недействительными (Определение Верховного Суда № 78-КГ19-54 от 13 января 2022 года).
Читайте также:  Оплата больничного листа в 2023 году

Пошаговая процедура получения работодателем компенсации

Работодатель должен документально оформить процедуру возмещения ущерба.

Операции Описание
Документ из ГИБДД Необходимо иметь протокол о дорожном происшествии
Получение пояснений виновного лица Сотрудник обязан дать пояснения в связи с ДТП. При отказе от дачи пояснений составляется акт
Оценка транспортного средства При нанесении убытка транспорту предприятия необходимо созвать внутреннюю комиссию с привлечением специалистов либо заказать независимую оценку
Вынесение работодателем приказа об удержании суммы При размере ущерба, покрываемого средним заработком виновного лица, удержание производится на основании приказа руководителя. Срок издания приказа ограничивается месячным периодом
Обращение в судебный орган При выявлении размера оценки убытков, не покрываемого страховкой и среднемесячным заработком работника, необходимо обратиться в суд. Взыскание с физических лиц производится на основании решения, принятого судебным органом. На предъявление иска предоставляется 1 год

Взыскание в судебном порядке производится на основании выданного исполнительного листа, реализация которого производится с участием приставов. В аналогичном порядке производится покрытие убытков лицом, уволенным с занимаемой должности повышенного риска. Если в периоде исковой давности предприятие ликвидировано, удержание сумм не производится.

Попали в аварию на рабочей машине: что делать и как оформлять?

В первую очередь необходимо выполнить требования правил дорожного движения на случай ДТП, а именно требования пунктов 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД.

А дальше действовать, исходя из ситуации. Происшествие может быть небольшим и подпадать под условия оформления без участия сотрудников полиции, через европротокол в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО. Однако, не всегда получится его оформить, так как в некоторых организациях предписано оформление ДТП с участием служебного автомобиля только при помощи сотрудников полиции.

Да, не стоит забывать, что оформлять европротокол в 2021 году можно только при наличии действующих полисов ОСАГО у обоих участников. Даже несмотря на то, что служебный автомобиль записан на фирму, полиса ОСАГО у водителя одного из участников может и не быть. В общем и целом, оформление происшествия сотрудниками ДПС всегда надежнее, но в служебной поездке в рабочее время и при выполнении рабочих обязанностей иногда время дороже, и долго ждать инспекторов нельзя.

При непосредственном оформлении служебному водителю нужно передать инспекторам все документы, как на автомобиль, так и служебные, связанные с выполнением работы (доверенность, путевой лист, маршрут и тому подобные).

Правила самостоятельного оформления документов при ДТП

В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.

Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:

Вносить информацию в «Извещение о ДТП» необходимо разборчивым, одинаковым почерком, предпочтительно шариковой ручкой с синими чернилами. Исправления, дополнительные отметки и зачеркивания недопустимы. Все графы должны быть заполнены, если написать в какой-либо графе нечего, поставьте прочерк или напишите слово «нет», если речь идет о пострадавших в ДТП. Европротокол с датой и временем аварии должен быть оформлен в двух идентичных экземплярах для каждого участника и подписан обеими сторонами.

Чтобы страховая компания приняла документ в качестве основания для оплаты ремонта, необходимо, чтобы «Извещение о ДТП» содержало следующие сведения:

После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.

Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.

Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.

С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП

Регрессный иск к работнику нужно подать в течение года с момента выплаты денег потерпевшему. Компания рискует проиграть дело по формальному основанию, если опоздает с иском.

Часто с момента аварии до расчета компании с потерпевшими проходит больше года. Время нужно на то, чтобы установить размер ущерба, на судебные разбирательства. Работник компании, скорее всего, постарается использовать это обстоятельство. Он заявит в суде о пропуске годичного срока давности на взыскание ущерба (ст. 392 ТК РФ).

Читайте также:  Сбербанк объяснил, почему выплаты на детей списывал за долги

Апеллируйте тем, что срок давности в данном случае исчисляют не с момента аварии, а с момента выплаты денег потерпевшему. Именно в этом момент компания получает ущерб. Как следствие у нее возникает право регрессного требования к работнику.

Закон не прописывает это правило напрямую. Вывод о порядке исчисления сроков давности следует из абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52. Поэтому ссылайтесь на это постановление, если работник заявит, что вы опоздали с иском.

Судебная практика

Водитель выездной бригады поликлиники совершил ДТП. Поликлиника оплатила ремонт автомобиля одного из потерпевших в аварии. Ущерб составил 200 тыс. Деньги поликлиника решила взыскать со своего водителя. Она обратила внимание суда, что водитель оштрафован за нарушение правил дорожного движения по ст. 12.24 ч. 1 КоАП РФ. Суд поддержал поликлинику. Причина ущерба – административный проступок водителя поликлиники (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Значит, он должен возмещать ущерб в полном размере (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.03.2017 по делу № 2-6841/2016).

Таким образом, постановление о привлечении работника к административной ответственности за нарушение ПДД позволяет взыскать с него полную стоимость ремонта автомобиля компании.

Наказание за происшествие на служебной машине

Фактически, ответственность несут все лица, действия которых стали причиной аварии на дороге. Наказание не смягчает служебное положение и спецавтомобиль.

Но в некоторых случаях полицейский может быть признан невиновным, если выполнение служебных обязательств потребовало нарушить , о чем другие водители были предупреждены сигнальными маячками.

Если полицейский нарушил данное правило, то он признается виновным. Каждый случай со служебной машиной рассматривается индивидуально.

Сейчас ведется активная борьба с нарушителями-полицейскими. Если раньше служители порядка могли уйти от ответственности благодаря «связям», то сейчас наказания ужесточились.

Штрафы едины для всех лиц, независимо от правового статуса и занимаемой должности. Но именно полицейские должны быть примером для других водителей, показывая езду с соблюдением правил.

В каких случаях не вызываются сотрудники ГИБДД?

Начиная с июля 2017 года, вызов сотрудника ГИБДД на место аварии стал необязательным. Соответствующее правило актуально, если в ДТП было вовлечено не более двух автомобилей, имеющих обязательное автострахование по полисам ОСАГО, КАСКО или «Зеленая миля». Важным фактором является обоюдное желание самостоятельного оформления аварии и полное согласование по всем вопросам, связанным с виновником столкновения и размером причиненного ущерба.

В случае причинения вреда физическому состоянию одного из участников ДТП, оформление происшествия без сотрудников ГИБДД является невозможным. Также необходимо их присутствие при оформлении справки об аварии в случае, если сумма ущерба превышает 50 тысяч рублей или 400 тысяч рублей для Московских и Санкт-Петербургских водителей (100 тысяч рублей с июня 2018 года).

Если виновник ДТП был на служебной машине

Ответ: Такие случаи действительно не редкость. Если виновник ДТП был на служебной машине, возникает вопрос, кто должен возмещать ущерб – водитель или организация, которой и принадлежит транспортное средство?

В любом случае, ущерб должен быть возмещен в полной мере по статье 1064 ГК РФ. Согласно статье 1068 ГК РФ, выплата ущерба является обязанностью фирмы, которой принадлежит ТС. Водитель, виноватый в ДТП, является третьим лицом в суде со стороны ответчика (организации, чья машина нанесла вам ущерб). Поэтому, скорее всего, их юрист будет присутствовать при составлении протокола.

Чтобы в итоге не оказаться виноватыми в ДТП и не выплачивать ущерб, которого вы не наносили, лучше всего заранее заручиться поддержкой опытного специалиста, вызвать ГИБДД и независимую экспертизу. Это поможет вам не получить встречную претензию от юриста организации и не оказаться виновником происшествия.

Если вам выплачивает ущерб организация, то по 1081 статье ГК РФ водитель возмещает фирме, в которой работает, ущерб со своей заработной платы. Если он откажется, взыскать с него деньги фирма сможет лишь в судебном процессе. Но в этом случае водителя лишат водительских прав, а значит, он теряет работу. К тому же он должен за свой счет починить служебный автомобиль.

Поэтому водитель абсолютно не заинтересован в том, чтобы оказаться виновником происшествия и будет стараться обратить в свою пользу любые спорные моменты. Примите все меры, чтобы обезопасить свои интересы. Убедитесь, что обстоятельства ДТП и данные водителя зафиксированы.Если есть такая возможность, пригласите на место происшествия независимого эксперта и юриста.

Что делать, если попал в аварию на рабочей машине

Если ДТП уже произошло, в первую очередь не стоит паниковать. В подобных случаях очень важны четкие действия именно в первый момент.

Важно! Итак, приведем порядок действий в такой ситуации:

  • включить аварийный сигнал автомобиля и выставить на дорогу знак аварии;
  • проверить другой автомобиль на наличие пострадавших, по возможности помочь им выбраться из машины, а также вызвать бригаду скорой помощи;
  • не допускать изменения положения транспорта после столкновения;
  • вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД;
  • сообщить руководству о произошедшем, дабы оно вызвало эксперта или представителя страховой компании;
  • самостоятельно произвести осмотр служебного автомобиля, по возможности зафиксировать полученные дефекты и повреждения;
  • произвести съемку мест ДТП со всех возможных ракурсов, дополнительно засняв и второй автомобиль;
  • найти свидетелей и очевидцев происшествия, записать их имена и контактные данные, можно взять с них пояснения или попросить о даче показаний;
  • при общении с сотрудниками инспекции сохранять спокойствие, подробно описать произошедшее ДТП;
  • до выяснения всех обстоятельств своей вины не признавать;
  • перед подписанием протокола его текст необходимо внимательно прочитать, обратив внимание на то, чтобы в записях значилось слово «водитель», а не виновник ДТП;
  • если записи в протоколе не соответствуют данным показаниям, подписывая, обозначить свое несогласие письменно, сделав запись «с протоколом не согласен»;
  • истребовать с сотрудника копии всех документов, оформленных на месте происшествия, а недостающие получить в отделении ГИБДД.
Читайте также:  Отработка при увольнении на испытательном сроке

Если попал в ДТП в нерабочую смену

Рассматриваются ситуации, в которых водитель использовал транспорт для личных целей в нерабочее время. Последнее подтверждается отсутствием путевого листа, если перевозился груз, то сопроводительных документов на него.

В этом случае события могут развернуться в трех направлениях:

  • водитель служебной машины признан потерпевшим, то есть не виновен в аварии, тогда вся ответственность за причиненный ущерб возлагается на страховую компанию, клиентом которой является виновник аварии. Но страховщик может отказаться от возмещения, сославшись на тот факт, что транспорт использовался в нерабочее время. В этой ситуации организации, владеющей автомобилем, необходимо доказывать свою правоту в суде, который с большой вероятностью примет решение в ее пользу;
  • если средств страхового возмещения будет недостаточно, то остаточную стоимость ремонта будет оплачивать водитель служебного транспорта, использовавший его в нерабочее время;
  • если вина водителя служебного транспорта очевидна и доказана, то для него ситуация сложится критично. Так, ущерб возложат на собственника автомобиля – организацию. Но она вправе возложить его на водителя, использовавшего транспортное средство в нерабочее время. Даже если он откажется его выплачивать, в судебном порядке его вынудят это сделать, так как данная норма предусмотрена трудовым законодательством.

Эта норма вытекает из смысла статьи 243 ТК РФ, гласящей, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

  • причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
  • причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Кроме того, ремонт служебного транспорта также возложат на водителя, использовавшего его во внеурочное время и допустившего ДТП. Понесенные организацией судебные издержки и возмещение морального вреда также возложат на сотрудника.

Кто возмещает ущерб, если нет виновных

Если виновных в аварии лиц не установлено, то страховая компания ущерба не оплачивает. А восстановление пострадавшего автомобиля производится за счет средств компании, которой он принадлежит.

По закону последняя не вправе потребовать с водителя возмещения средств, затраченных на ремонт авто, или его полную стоимость.

Иногда организации пытаются «давить» на сотрудника, вынуждая подписать долговую расписку или начать выплачивать ущерб.

Водителю стоит стоять на своем, отказываясь платить и давать расписку. С этим документом организация обязательно пойдет в суд, и даже если он составлен без нотариуса, суд примет ее сторону и уже на законных основаниях обяжет водителя платить.

Какова ответственность водителя

Согласно п. 1 ст. 1068 Гражданского Кодекса РФ, работодатель возмещает вред пострадавшей в аварии стороне при участии в инциденте его работника, но только во время исполнения им своих служебных обязанностей.

ГК РФ Статья 1068. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником

1. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Вред, причиненный происшествием на дороге

Последствием ДТП является нанесение вреда другим лицам, участвующим в аварии, и непосредственно работодателю, сотрудник которого совершил наезд. Как правило, под вредом подразумевается материальный ущерб, подлежащий компенсации. Это средства, потраченные на восстановление автомобиля, а в некоторых случаях на лечение пострадавших в результате аварии лиц.

В соответствии с законом вред, нанесенный имуществу других участников гражданско-правовых отношений, подлежит возмещению в полном объеме. Для привлечения нарушителя к ответственности необходимо наличие основных составляющих состава правонарушения:

  1. объект правонарушения (имущество, которому нанесен вред);
  2. субъект (физическое вменяемое лицо, обладающее необходимым объемом дееспособности);
  3. объективная сторона (противоправное деяние – причиненный вред – связь между первым и вторым действием и наступившими последствиями);
  4. субъективная сторона (наличие вины).

В случае с ДТП, в котором участвовал только один источник повышенной опасности (автомобиль), для привлечения виновного лица к ответственности и истребования компенсации наличие вины последнего не обязательно. То есть, независимо от того, нарушал ли водитель автомобиля ПДД или нет, наказания за нанесенный пешеходу ущерб, не избежать.

Предлагаем ознакомиться: Купил машину но не могу ее зарегистрировать — могу ли ездить

Исключением являются следующие случаи когда:

  • происшествие произошло в результате наличия умысла потерпевшего. К примеру, пешеход сам бросился под колеса автомобиля, в результате чего его жизни и здоровью, не говоря уже об имуществе, был нанесен ущерб;
  • авария является последствием непреодолимой силы. Как правило, под данным понятием подразумеваются стихийные бедствия и катастрофы существенного масштаба.

Если же в происшествии принимало участие несколько автомобилей, привлечение к ответственности и распределение убытков осуществляется следующим образом:

  1. при нанесении вреди пешеходу/пешеходам водители, а в случае со служебным авто — работодатели, несут солидарную ответственность перед третьими лицами. При этом была ли вина участников ДТП в его совершении или нет, не имеет значения;
  2. ответственность владельцев автомобилей, пострадавших во время аварии, по отношению друг к другу устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия их вины, то есть на общих основаниях с учетом всех правил и требований, касающихся состава правонарушения. Если в аварии виновны оба водителя, причем их вина одинакова, покрывать убытки следует в равной мере.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *