Инспекция СИЗ по работе на высоте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инспекция СИЗ по работе на высоте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Страховочные системы должны применяться всегда, когда есть риск падения работника. Их назначение не просто остановить падение (с этим справляется и асфальт), а сделать это безопасно. Динамическая нагрузка на работника при остановке падения — сила торможения — не должна быть больше безопасной величины в 6 кН.

При применении страховочных систем должна использоваться страховочная привязь. Средства остановки падения должны присоединяться к привязи работника в точках крепления, расположенных на груди или спине, маркированных буквой А.

В страховочных системах обычно применяются амортизаторы, которые поглощают часть энергии при падении и уменьшают силу торможения до безопасных 6 кН. При срабатывании амортизаторы удлиняются. Необходимо учитывать удлинение амортизатора при расчете запаса свободного пространства под работником. При недостаточном запасе высоты, работник может удариться о пол или другие препятствия до полной остановки.

Рассмотрим существующие способы организации страховочных систем.

Проверка СИЗ от падения с высоты

При визуальном осмотре страховочной привязи обращают внимание на состояние следующих элементов:

  1. Ленты силовой конструкции и текстильные точки присоединения:
    • порезы;
    • износ;
    • оплавления;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
    • надрывы;
  2. Нити силовой прошивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
  3. Индикаторы срыва;
  4. Металлические точки присоединения и регулировочные пряжки:
    • деформация;
    • отметины;
    • износ;
    • коррозия;
  5. Элементы обеспечения комфорта:
    • ограничители хода;
    • прошивка защитных компонентов;
    • защитное покрытие;
    • мягкие накладки;
    • разгрузочные петли и др.

Во время функциональных проб проверяют:

  • установку ленты в пряжках;
  • функционирование быстроразъёмных пряжек ФАСТ;
  • работу регулировочных пряжек.

При визуальном осмотре стропы уделяют пристальное внимание состоянию следующих элементов:

  1. Лента амортизатора:
    • порез;
    • износ;
    • обожженные места;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
  2. Нити в швах амортизатора, ленточного основания тела стропа, силовой зашивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Канатное основание стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • химическое загрязнение;
    • грыжи;
  4. Тросовое основание стального стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • химическое воздействие;
    • следы коррозии;
    • сгибы;
    • скрутки;
  5. Заделка петель;
  6. Защитные коуши:
    • наличие;
    • деформация;
  7. Соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки) и механизм регулировки длины:
    • наличие;
    • коррозия;
    • деформация;
    • отметины;
    • трещины;
    • износ;
  8. Защитные чехлы:
    • наличие;
    • износ.

При проверке эксплуатационных характеристик особое внимание обращают на работу запирающего механизма и эффективность работы возвратной пружины соединительных карабинов, а также на исправное функционирование механизмов регулировки длины стропа.

При визуальном осмотре канатов обращают внимание на появление дефектов в следующих функциональных элементах:

  1. Оплётка:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • отметины;
    • химическое воздействие;
    • открытие сердцевины;
    • грыжи;
  2. Нити швов в прошитых концах:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Узлы:
    • форма;
    • износ.

Сердцевина каната подлежит тактильной проверке – прощупыванию, в ходе которого отмечают наличие следующих дефектов:

  • жёсткие места;
  • мягкие места;
  • загибы и перекручивания;
  • грыжи;
  • отсутствие оплётки.

При визуальном осмотре соединительных звеньев обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют работу защёлки карабина и возвратной пружины.

Спусковые устройства осматривают на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют способность к перемещению и торможению, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

При визуальном осмотре блок-роликов обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют свободу вращения, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

Визуальный осмотр блокирующих устройств втягивающего типа проводят по тем же параметрам, что и осмотр стропов и страховочных привязей. На функциональных пробах обращают внимание на способность ленты свободно вытягиваться и втягиваться, а также остановку при резком приложении нагрузки.

Временной интервал между обязательными проверками средств защиты, используемых во время работ на высоте, определяет производитель и указывает в инструкции по эксплуатации на конкретный вид изделия. Как правило, страховочные привязи проходят проверку не реже чем одни раз в 12 месяцев. Однако лицо, ответственное за эксплуатацию подобных изделий, может сократить этот срок в зависимости от условий, в которых эксплуатируется привязь. Например, чаще одного раза в год проверяют страховку, которая подвергается риску воздействий высоких температур, агрессивных химических элементов, повышенной влажности. Причем пункт 96 ПОТ обязывает работника, который использует привязь, проверять ее перед началом работ и по их окончанию. Делается это путем визуального и тактильного осмотра СИЗ, включая:

  • внешний осмотр;
  • проверка на наличие коррозии;
  • выявление следов деформации;
  • проверка срока годности и наличия маркировки.

В большинстве случаев разрешается использовать средства индивидуальной защиты не более 5 лет.

В настоящее время в правилах по охране труда (Приказ 155н) исключен пункт, обязывающий работодателя проводить испытания СИЗ нагрузками (динамическими и статическими). Таким образом, рассматривая вопрос периодичности проверки страховочной привязи, стоит обратить внимание лиц, закрепленных за средствами страховки именно на этот пункт. Однако если отраслевые нормы содержат требование испытывать страховку таким образом, это необходимо делать.

Порядок прохождения периодических проверок СИЗ от падения с высоты


Информация, предоставляемая изготовителем, должна быть на языке страны назначения. Она должна соответствовать ЕН 365 (подраздел 2.1) и дополнительно должна включать в себя:

а) способ правильного надевания страховочной привязи;

b) информацию об особых условиях, при которых может быть использована страховочная привязь;

c) характеристики, необходимые для надежной анкерной точки (точки закрепления);

d) информацию о том, как подсоединяться к надежной анкерной точке, соединительной подсистеме, например амортизатору, стропу и соединительному элементу и другим компонентам страховочной системы останова падения;

e) информацию о том, какой соединительный элемент страховочной привязи должен быть использован для останова падения или в системе рабочего позиционирования;

f) информацию о том, как обеспечить совместимость любых компонентов, используемых в сочетании со страховочной привязью, например ссылкой на другие стандарты;

g) информацию о том, что должно быть уделено внимание необходимому зазору под ногами пользователя для того, чтобы избежать столкновения с конструкцией или землей при падении с высоты, и какой особый совет должен быть дан по подсистеме, например амортизатору или останову падения;

h) информацию о материалах, из которых изготовлена страховочная привязь;

i) информацию о каких-либо ограничениях применительно к материалам изделия или опасностям, которые могут повлиять на работоспособность материалов, например температура, воздействие острых кромок, химические реагенты, электропроводность, режущее воздействие, абразивное воздействие, разрушение под действием ультрафиолетового излучения, другие климатические условия;

j) рекомендации о том, что перед использованием и во время использования следует уделять внимание тому, как любое спасение может быть выполнено безопасно и эффективно;

k) информацию о том, что изделие должно использоваться только подготовленным и/или иным образом компетентным персоналом или пользователь непосредственно должен находиться под компетентным надзором;

I) рекомендацию, как чистить изделие, включая дезинфекцию, без вредного воздействия;

m) информацию об ожидаемом сроке службы изделия (устаревания) или рекомендации, как его можно определить;

n) рекомендации о сохранности изделия во время транспортирования;

о) идентификационный знак модели/типа страховочной привязи;

р) информацию о значении какой-либо маркировки на изделии;

  • Страховочные привязи
    Комбинированные страховочные привязи
    Страховочные привязи и привязи для позиционирования
    Привязи для положения сидя
    Наплечные ремни
    Рабочие сиденья
    Аксессуары к привязям
  • Анкерные устройства
    Стационарные анкерные линии
    Временные гибкие анкерные линии (ГАЛ)
    Переносные анкерные устройства
    Стационарные анкерные устройства
    Опорные конструкции
    Инсталляционное оборудование
    Такелажное оборудование
  • Страховочные веревки (канаты)
    Статические веревки (канаты)
    Динамические веревки (канаты)
    Гибкие анкерные линии (ГАЛ)
    Репшнуры (вспомогательные шнуры)
    Протекторы для веревки
  • Карабины и соединительные элементы
    Базовые карабины (тип B)
    Анкерные карабины (тип A)
    Универсальные карабины (тип M)
    Конечные карабины (тип T)
    Соединительные звенья (тип Q)
    Вспомогательные карабины
    Аксессуары к карабинам
  • Стропы и амортизаторы рывка
    Страховочные стропы
    Удерживающие стропы для позиционирования
    Амортизаторы рывка
  • Спусковые устройства
  • Страховочные устройства
  • Средства защиты тела и головы
    Каски защитные
    Средства защиты рук
    Средства защиты органов зрения и слуха
    Рабочие комбинезоны
  • Блоки и полиспасты
    Блок-ролики (веревочные блоки)
    Блоки с зажимом
    Полиспасты
  • СИЗ втягивающего типа
  • Канатные зажимы
  • Комплекты снаряжения для высотных работ
  • Снаряжение для спасения и эвакуации
  • Налобные фонари
  • Транспортировочные баулы, сумки для инструмента
  • Защита от падения инструмента (держатели для инструмента)
  • Аксессуары и запчасти
  • Энергетика и сотовая связь
  • Работа на лесах, наклонных поверхностях
  • Спасательные работы
  • Системы канатного доступа
  • Работа в ограниченном пространстве
  • Услуги
    • Оценка рисков при работе на высоте
    • Разработка Плана производства работ на высоте, Технологической карты по работе на высоте
    • Разработка Плана спасения и эвакуации с высоты
    • Стационарные анкерные линии и устройства
    • Консалтинговые услуги по работе на высоте (Подбор и поставка СИЗ)
    • Периодический осмотр и проверка СИЗ от падения с высоты
  • Документы
    • Сертификаты на продукцию
    • Инструкции по применению
    • Нормативные документы

    Приказ № 782н — это действительно глубоко переработанный документ. В нем дополнены или переписаны практически все разделы текущих Правил по охране труда при работе на высоте. Устранены многие неточности и доработаны те вопросы, которые вызывали различные трактовки при организации работ на высоте. Большое внимание уделено доработке разделов «Требования к работникам при работе на высоте», «Требования по обеспечению безопасности работ на высоте», «Организация работ на высоте с оформлением наряда-допуска», «Требования к применению систем обеспечения безопасности работ на высоте» и т.д. Правила по охране труда при работе на высоте в целом и отдельные их пункты стали более структурированными и детальными. Изложены понятным языком, который практически не допускает двойного толкования.

    Можно отметить стремление перейти от директивных запретов, ограничений, требований к риск-ориентированному подходу, который подразумевает более гибкое принятие решений о методах обеспечения безопасности работ на высоте на основе управления рисками. Все эти изменения укладываются в концепцию «регуляторной гильотины», о которой заявило Правительство Российской Федерации. На наш взгляд, большинство изменений являются позитивными и должны способствовать более гибкому подходу к обеспечению безопасности работ на высоте с сохранением или повышением уровня безопасности.

    Итак, поехали. Что именно изменилось и на какие пункты мы хотим обратить внимание.

    Пояса Предохранительные Для Работы На Высоте Сроки Поверки

    Благодаря вступившему в мае 2021 года в силу Приказу Минтруда №155Н появились не только головные боли по поводу запрета на монтажные пояса, но и пропала необходимость ежегодно (а у некоторых производителей не реже 2 раз в год) отвозить все СИЗ от падения- страховочные привязи, страховочные стропы на специальный чудо-стенд где происходило издевательство над продукцией будоражущее воображение действие. Вашу привязь одевали на странный предмет отдаленно напоминающий манекен и инсценировали падение. Если привязь (ну или пояс/обвязка/АЖ и т.д.) после этого не разрывалась, то Вам говорили «Поздравляем! пользуйтесь дальше! надежная штука, себе бы на дачу такую же купить», ну или что-то более официальное.

    Федеральная инспекция труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекция) и Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России), далее именуемые Сторонами: основываясь на Положениях о Рострудинспекции и Госгортехнадзоре России, утвержденных Указами Президента Российской Федерации от 20.07.94 г. № 1504 и от 18.02.93 г. № 234 соответственно; отмечая особую госу При испытании переносной лестницы к одной неусиленной ступеньке в середине пролета подвешивается груз весом 120 кг. После удаления груза на ступеньках и в местах врезки их в тетиву не должно обнаруживаться повреждений. Ступеньки лестниц, состояние которых при осмотре внушает сомнение, должны быть испытаны дополнительно подвешиванием к ним груза. Обнаруженные в процессе испытания неисправности лестниц устраняются, после чего испытание повторяется в полном объеме. Таким же образом испытывается надставленная переносная лестница.

    21 Дек 2021 marketur 322

    Поделитесь записью

      Похожие записи
    • Декретные Можно Ли Выбирать Года Для Расчета Декретных 2019
    • За Лечение Зубов Можно Вернуть 13 Процентов За Какой Период
    • Энергетик флеш со скольки лет можно пить
    • Выписать из квартиры без согласия по суду

    Проверка СИЗ от падения с высоты

    В процессе эксплуатации средства индивидуальной защиты от падения с высоты могут изнашиваться, портиться под воздействием неблагоприятных факторов, выходить из строя в случае срабатывания амортизационных механизмов и пр. Оценкой значимости дефектов и принятием решения о дальнейшей эксплуатации средства индивидуальной защиты согласно п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, занимается уполномоченное работодателем должностное лицо либо комиссия по охране труда.

    Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты назначается приказом по организации и должно обладать 3 группой допуска по безопасности, группа подтверждается удостоверением, которое можно получить после прохождения очного или удалённого обучения безопасным методам работы на высоте. Помимо этого ответственный сотрудник должен знать:

    • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
    • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
    • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
    • проверка функционирования;
    • документирование результатов проверки;
    • формулировка рекомендаций.

    Периодичность и объём проверок средств индивидуальной защиты от падения с высоты регламентирован п.123 Правил охраны труда при работе на высоте, утверждённых Приказом Минтруда и соцзащиты от 16.11.2020 №782н. Согласно этому документу, «динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты в эксплуатирующих организациях не проводятся».

    Читайте также:  Информация о судимости и как убрать сведения о судимости из базы МВД в 2023 году

    Срок испытания страховочной привязи

    И самое главное, о чем нужно постоянно помнить работодателю: переход от жесткого регламентировани я безопасности производственног о процесса к риск-ориентирова нному подходу, при котором решение можно принимать самостоятельно – это лишь кажущаяся свобода; в первую очередь, личная ответственность за безопасность персонала. Именно работодатель обязан безопасно организовать процесс и от качества обучения сотрудников многое зависит.

    • Наличие маркировки, подтверждающее проведение эксплуатационных испытаний;
    • Отсутствие деформаций, трещин, коррозии металлических деталей;
    • Отсутствие разрывов, порезов, прожогов, расплетений ремня и ниток, других дефектов, снижающих прочность;
    • Карабин должен открываться свободно, без заедания.
    • ПП I А (Арег.) — с фалом из полиамидной ленты. ПП I аА — тоже с амортизатором.
    • ПП I Б — с фалом из металлического каната. ПП I аБ — тоже с амортизатором.
    • ПП I В (Врег.) — с фалом из полиамидного каната. ПП I аВ — тоже с амортизатором.
    • ПП I Г- с фалом из цепи. ПП I аГ- тоже с амортизатором.

    Периодичность и объём проверок средств индивидуальной защиты от падения с высоты регламентирован п.п. 95-96 Правил охраны труда при работе на высоте, утверждённых Приказом Минтруда и соцзащиты от 28.03.2014 №155н. Согласно этому документу, «динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях не проводятся».

    При этом п.96 Правил охраны труда при работе на высоте вменяет в обязанность работников проводить тщательный осмотр страховочных средств до и после использования. Особенно это касается тех средств, которые эксплуатируются под воздействием агрессивных сред, например, привязь сварщика и др.

    Этапы и регулярность проверки и осмотра страховочной привязи

    При визуальном осмотре страховочной привязи обращают внимание на состояние следующих элементов:

    1. Ленты силовой конструкции и текстильные точки присоединения:
      • порезы;
      • износ;
      • оплавления;
      • отметины;
      • химическое загрязнение;
      • слабые участки;
      • надрывы;
    2. Нити силовой прошивки:
      • обрезанные;
      • истёртые;
      • оборванные;
      • вытянутые;
    3. Индикаторы срыва;
    4. Металлические точки присоединения и регулировочные пряжки:
      • деформация;
      • отметины;
      • износ;
      • коррозия;
    5. Элементы обеспечения комфорта:
      • ограничители хода;
      • прошивка защитных компонентов;
      • защитное покрытие;
      • мягкие накладки;
      • разгрузочные петли и др.

    Во время функциональных проб проверяют:

    • установку ленты в пряжках;
    • функционирование быстроразъёмных пряжек ФАСТ;
    • работу регулировочных пряжек.

    При визуальном осмотре стропы уделяют пристальное внимание состоянию следующих элементов:

    1. Лента амортизатора:
      • порез;
      • износ;
      • обожженные места;
      • отметины;
      • химическое загрязнение;
      • слабые участки;
    2. Нити в швах амортизатора, ленточного основания тела стропа, силовой зашивки:
      • обрезанные;
      • истёртые;
      • оборванные;
      • вытянутые;
      • со следами химического воздействия;
    3. Канатное основание стропа:
      • порезы;
      • износ;
      • жёсткость;
      • разлохмачивание;
      • вздутие;
      • следы воздействия высоких температур;
      • химическое загрязнение;
      • грыжи;
    4. Тросовое основание стального стропа:
      • порезы;
      • износ;
      • химическое воздействие;
      • следы коррозии;
      • сгибы;
      • скрутки;
    5. Заделка петель;
    6. Защитные коуши:
      • наличие;
      • деформация;
    7. Соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки) и механизм регулировки длины:
      • наличие;
      • коррозия;
      • деформация;
      • отметины;
      • трещины;
      • износ;
    8. Защитные чехлы:
      • наличие;
      • износ.

    При проверке эксплуатационных характеристик особое внимание обращают на работу запирающего механизма и эффективность работы возвратной пружины соединительных карабинов, а также на исправное функционирование механизмов регулировки длины стропа.

    При визуальном осмотре канатов обращают внимание на появление дефектов в следующих функциональных элементах:

    1. Оплётка:
      • порезы;
      • износ;
      • жёсткость;
      • разлохмачивание;
      • вздутие;
      • следы воздействия высоких температур;
      • отметины;
      • химическое воздействие;
      • открытие сердцевины;
      • грыжи;
    2. Нити швов в прошитых концах:
      • обрезанные;
      • истёртые;
      • оборванные;
      • вытянутые;
      • со следами химического воздействия;
    3. Узлы:
      • форма;
      • износ.

    Сердцевина каната подлежит тактильной проверке – прощупыванию, в ходе которого отмечают наличие следующих дефектов:

    • жёсткие места;
    • мягкие места;
    • загибы и перекручивания;
    • грыжи;
    • отсутствие оплётки.

    При визуальном осмотре зажима внимание проверяющего сосредотачивается на состоянии следующих элементов:

    1. Корпус и рычаг зажима, блокирующий механизм, соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки):
      • наличие;
      • коррозия;
      • деформация;
      • отметины;
      • трещины;
      • износ;
    2. Лента амортизатора:
      • порез;
      • износ;
      • обожженные места;
      • отметины;
      • химическое загрязнение;
      • слабые участки;
    3. Нити силовой зашивки:
      • обрезанные;
      • истёртые;
      • оборванные;
      • вытянутые;
      • со следами химического воздействия;
    4. Гибкая анкерная линия:
      • порезы;
      • износ;
      • жёсткость;
      • разлохмачивание;
      • вздутие;
      • следы воздействия высоких температур;
      • химическое воздействие;
      • грыжи;
    5. Защитные коуши и чехлы:
      • наличие;
      • деформация.

    На функциональных пробах проверяют:

    • работу запирающего механизма;
    • эффективность работы возвратной пружины;
    • передвижение вдоль анкерной линии;
    • остановку при воздействии нагрузки.

    При визуальном осмотре соединительных звеньев обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют работу защёлки карабина и возвратной пружины.

    Спусковые устройства осматривают на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют способность к перемещению и торможению, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

    Кто должен проводить испытания страховочных поясов в 2021

    116. Системы обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренные приложением № 10 к Правилам, делятся на следующие виды: удерживающие системы, системы позиционирования, страховочные системы, системы спасения и эвакуации.

    117. Системы обеспечения безопасности работ на высоте должны:

    а) соответствовать существующим условиям на рабочих местах, характеру и виду выполняемой работы;

    б) учитывать эргономические требования и состояние здоровья работника;

    в) с помощью систем регулирования и фиксирования, а также подбором размерного ряда соответствовать, росту и размерам работника.

    118. Системы обеспечения безопасности работ на высоте предназначены:

    а) для удерживания работника таким образом, что падение с высоты предотвращается (системы удерживания или позиционирования);

    б) для безопасной остановки падения (страховочная система) и уменьшения тяжести последствий остановки падения;

    в) для спасения и эвакуации.

    119. Работодатель на основании результатов оценки рисков и специальной оценки условий труда и процедуры обеспечения работников СИЗ и коллективной защиты СУОТ обеспечивает работника системой обеспечения безопасности работ на высоте, объединяя в качестве элементов, компонентов или подсистем, совместимые СИЗ от падения с высоты.

    120. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников должны использоваться по назначению в соответствии с требованиями, излагаемыми в инструкциях изготовителя, нормативной технической документации, введенной в действие в установленном порядке. Использование средств защиты, на которые не имеется технической документации (инструкции), не допускается.

    121. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников должны быть соответствующим образом учтены и содержаться в технически исправном состоянии с организацией их обслуживания и периодических проверок, указанных в документации (инструкции) изготовителя СИЗ.

    122. Работодатель обязан организовать контроль за выдачей работникам СИЗ в индивидуальное пользование в установленные сроки, учет их выдачи, а также учет их сдачи.

    Порядок выдачи работникам и сдача ими СИЗ должен быть определен работодателем в локальных документах СУОТ.

    СИЗ, которые являются дежурными и закрепляются за определенными рабочими местами, передаются от одной смены другой. Ответственными за обеспечение работников дежурными СИЗ являются руководители структурных подразделений, уполномоченные работодателем на проведение данных работ на высоте.

    При выдаче дежурных СИЗ от падения с высоты работникам на время производства работ, СИЗ выдаются с индикаторами срабатывания, а порядок выдачи и сдачи определяет работодатель в локальных документах СУОТ.

    123. Работодатель обязан организовать регулярную проверку исправности систем обеспечения безопасности работ на высоте в соответствии с указаниями в их эксплуатационной документации (инструкции), а также своевременную замену элементов, компонентов или подсистем с утраченными защитными свойствами.

    Динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты в эксплуатирующих организациях не проводятся.

    124. Работники, допускаемые к работам на высоте, должны проводить осмотр выданных им СИЗ до и после каждого использования.

    125. Срок годности средств защиты, правила их хранения, эксплуатации и утилизации устанавливаются изготовителем и указываются в эксплуатационной документации (инструкции) на изделие.

    126. Системы обеспечения безопасности работ на высоте состоят из:

    а) анкерного устройства;

    б) привязи (страховочной, для удержания, для позиционирования, для работ в положении сидя, спасательной);

    в) соединительной подсистемы (строп, канат, карабин, амортизатор или устройство функционально его заменяющее, средство защиты втягивающего типа, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии, устройство для позиционирования на канатах).

    127. Тип и место анкерного устройства систем обеспечения безопасности работ на высоте указываются в технологических картах, ППР на высоте или в наряде-допуске.

    128. Структурный анкер, не являющийся частью анкерного устройства, должен выдерживать нагрузку, указанную изготовителем присоединяемой к нему системы обеспечения безопасности работы на высоте.

    129. Анкерные устройства подлежат обязательной сертификации.

    Допускается использование в качестве анкерного устройства соединения между собой нескольких анкерных точек, в соответствии с расчетом значения нагрузки в анкерном устройстве, предусмотренном приложением № 11 к Правилам.

    130. При использовании удерживающих систем, согласно графической схемы 1 систем обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренных приложением № 10 к Правилам, ограничением длины стропа или максимальной длины вытяжного каната должны быть исключены в рабочей зоне зоны возможного падения с высоты, а также участки с поверхностью из хрупкого материала, открываемые люки или отверстия.

    В качестве привязи в удерживающих системах возможно использование всех подходящих привязей под данный вид работ.

    В качестве стропов соединительной подсистемы удерживающей системы могут использоваться любые подходящие стропы, в том числе для позиционирования постоянной или регулируемой длины, эластичные стропы, стропы с амортизатором и средства защиты втягивающего типа.

    143. Система канатного доступа, согласно графической схеме, предусмотренной приложением № 12 к Правилам, может применяться только в том случае, когда результаты осмотр рабочего места показывают, что при выполнении работы использование других, более безопасных методов и оборудования, нецелесообразно.

    Для подъема и спуска работника по вертикальной (более 70° к горизонту) и наклонной (более 30° к горизонту) плоскостям, а также выполнения работ в состоянии подвеса в безопорном пространстве применяется система канатного доступа состоящая из анкерных(ого) устройств(а) и соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, стропы, канаты, карабины, устройство для спуска, устройство для подъема, устройства для позиционирования).

    Работы с использованием систем канатного доступа производятся с использованием страховочной системы, состоящей из анкерного устройства, страховочной привязи, соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, амортизатор, стропы, канаты, карабины).

    Не допускается использование одного каната одновременно для страховочной системы и для системы канатного доступа.

    144. Работы с использованием системы канатного доступа на высоте требуют разработки ППР на высоте и выполняются по наряду-допуску.

    145. Места и способы закрепления системы канатного доступа и страховочной системы к анкерным устройствам указываются в ППР на высоте или наряде-допуске.

    В процессе работы доступ посторонних лиц к местам крепления данных систем должен быть исключен.

    Система канатного доступа и страховочная система должны иметь отдельные анкерные устройства. Структурный анкер, в случае закрепления системы канатного доступа к нему, должен выдерживать максимальную нагрузку, указанную изготовителями компонентов данной системы.

    Если планом мероприятий при проведении спасательных работ предполагается крепить системы спасения и эвакуации к используемым при работах точкам крепления, то они должны выдерживать дополнительные нагрузки, указанные в эксплуатационной документации производителями этих систем.

    146. В местах, где канат может быть поврежден или защемлен нужно использовать защиту каната.

    147. Все закрепленные одним концом канаты (гибкие анкерные линии) должны иметь конечные ограничители, например, узел, во избежание возможности при спуске миновать конец каната. В соответствии с рекомендациями изготовителей СИЗ ограничитель на канате может быть совмещен с утяжелителем.

    148. При невозможности исключить одновременное выполнение работ с использованием систем канатного доступа несколькими работниками при расположении одного работника над другим по вертикали, работники должны быть дополнительно проинструктированы, а соответствующие дополнительные меры безопасности должны быть отражены в наряде допуске или ППР.

    Тема: Нужно ли испытывать предохранительные пояса

    Используем предохранительные пояса для работы на высоте. Испытываем каждые полгода. Вышли новые правила ПОТ при работе на высоте, вступающие в этом году, где: п. 95 «Динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях не проводятся.» Что теперь делать, испытывать или нет? Если и испытывать, то согласно чему и с какой нагрузкой?

    Действительно в новых правилах по охране труда при работе на высоте имеется указание о том, что хотя работодатель и обеспечивает регулярную проверку исправности систем обеспечения безопасности работ на высоте в соответствии с указаниями в их эксплуатационной документации, а также своевременную замену элементов, компонентов или подсистем с понизившимися защитными свойствами, но динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях не проводятся. Это означает, что испытывать статической нагрузкой предохранительные (монтажные) пояса вовсе необязательно.

    Контроль и испытание монтажных поясов

    Строительные защитные пояса должны выдерживать и динамическую нагрузку, возникающую во время падения груза массой 100 кг (плюс-минус 1 кг) с высоты, которая равна двум максимальным длинам стропа. Испытания монтажного пояса на соответствие этим требованиям проводят согласно схемам, показанным на рисунках 4 и 5. Высота свободного падения груза-манекена должна соответствовать двум длинам стропа.

    • внешний осмотр пояса;
    • проверка массы;
    • проверка его основных размеров;
    • испытания монтажного пояса (статические и динамические) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50849-96, а также ТУ на пояса конкретных конструкций.

    Порядок прохождения периодических проверок СИЗ от падения с высоты

    В соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»), а также ГОСТ Р ЕН 365–2010 «Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Основные требования к инструкции по применению, техническому обслуживанию, периодической проверке, ремонту, маркировке и упаковке» вводится новое понятие «Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты». «Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты» относится к 3 группе по безопасности работ на высоте (п.11, приложение № 1 ).

    Компетентное лицо согласно ГОСТ Р ЕН 365–2010 должно быть «ознакомлено с текущими требованиями к периодическим проверкам, рекомендациями и инструкциями, составляемыми производителем применительно к соответствующим компоненту, подсистеме или системе»

    . И в этом же пункте в примечании указывается, что
    «для компетентного лица может потребоваться обучение производителем либо его уполномоченным представителем по тому или иному конкретному СИЗ или иному оборудованию в силу, например, новизны или сложности последнего либо в том случае, если для разборки, повторной сборки или оценки СИЗ или иного оборудования необходимы познания, являющиеся определяющими для безопасности; также может возникать необходимость в обучении в связи с модификациями и видоизменениями».
    Новые правила по охране труда при работе на высоте определяют методику периодических проверок СИЗ от падения с высоты. Поскольку этот вопрос по-прежнему периодически возникает при общении с нашими клиентами (которые желают что-то нагружать или ломать у себя на производстве, а потом это нагруженное и почти поломанное выдавать работникам), мы приводим выдержки из Приказа 155н и разъяснения по ним.

    Читайте также:  Как правильно и выгодно платить налоги с аренды квартир?

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетентное лицо, имеющее группу по безопасности на высоте, должно быть назначено и обучено у производителя. Либо оборудование должно пройти проверку у представителя производителя, имеющее это компетентное лицо со всеми перечисленными требованиями ( группа и сертификат об обучении).

    Нужно ли испытывать страховочные привязи по новым правилам

    Испытание монтажных поясов на базе нашей лаборатории включает в себя комплекс действий, предусмотренных нормативными документами. Спасательные, страховочные, монтажные и пожарные пояса в обязательном порядке подвергаются полномасштабной визуальной и механической проверке на прочность.

    • необходимо снизить фактор рывка (чем выше точка закрепления, тем ниже фактор рывка);
    • разработать систему безопасности при малом запасе по высоте (недостаточная высота под пользователем для безопасной остановки падения);
    • избежать проблему занесения снегом анкерной точки зимой.
    1. Перед использованием привязь надевается: пояс располагается на талии, ножные обхваты и плечевые лямки – на соответствующих участках тела.
    2. Выполняется регулировка положения спинной точки и затягивание ремня плечевых лямок.
    3. Плечевые лямки с помощью пряжек и карабинов подсоединяются к поясу.
    4. Испытание страховочной привязи производится в указанных производителем условиях: важно соблюдать рекомендуемые температурные режимы и исключить возможность повреждения отдельных узлов и элементов химически агрессивными веществами и колюще-режущими предметами.

    Ниже приводится выдержка из ГОСТА. Покупая стенд для испытания страховочных привязей вы получаете оборудование полностью соответствующее всем техническим условиям и нормативным документам. Испытание привязей производится самостоятельно, без привлечения сторонних организаций. Испытание проводится на специальном стенде, ВАШИМ, аттестованным сотрудником. Для данного вида испытаний используется манекен, специально изготовленный для этой цели.

    Надёжность средств индивидуальной защиты для работы на высоте проверяется при типовых испытаниях, приемо-сдаточных и необходимых по графику согласно ГОСТу и инструкции по охране труда. Проверка страховочных привязей и поясов проводится в соответствии с ГОСТ Р 12.4.224-99, ГОСТ Р 50849-96 и ТУ, соответствующим определённым конструкциям СИЗ.

    С какой периодичностью должны проводиться эксплуатационные механические испытания предохранительных поясов и страховочных канатов

    14. При проверке карабина производят не менее пяти раз операцию
    «закрывание-открывание» зева карабина путем одновременного нажатия кистью руки
    на оба рычага, при этом зев карабина должен легко открываться и плотно закрываться
    автоматически. Если при нажатии только на внутренний рычаг (со стороны зева) карабина
    происходит раскрытие зева, то пояс должен быть изъят из эксплуатации.
    15. Для проверки технического состояния поясов один раз в месяц прораб
    (мастер) совместно с бригадиром должны проверить состояние всех эксплуатируемых
    на участке (объекте и т.д.) поясов по приведенным в п, п. 2.4., 2.5. параметрам. Результаты
    проверки заносятся в журнал трехступенчатого контроля с записью: «Пояс заводской
    №. проверен и признан годным к дальнейшей эксплуатации».
    16. Запрещается оставлять пояса на рабочем месте после окончания смены.
    17. Пояса хранят в подвешенном состоянии или на полках в проветриваемых
    и защищенных от прямого попадания солнечных лучей помещениях.
    18.Запрещается хранение поясов рядом с тепловыделяющими приборами,
    а также кислотами, щелочами, растворителями, бензином и маслами.
    3. Порядок испытания предохранительных поясов
    19. Перед выдачей пояса в эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации через
    каждые 6 месяцев их подвергают испытанию на статическую нагрузку, равную 4 кН
    (400 кгс), о чем делается запись на маркировочной пластине, и составляется акт, который
    хранится до следующих периодических испытаний.
    20.Для испытания статической нагрузкой пояс надевают на ролик диаметром
    380-400 мм и ремень пояса застегивают на последнем нерабочем отверстии, предназна­ченном специально для статических испытаний, а конец ремня пропускают в шлевку
    (рис. 4)
    Рис. 4. Схема закрепления ремня при статических испытаниях
    1 — пояс; 2 — ролик; 3 — ремень; 4 — последнее нерабочее специальное отверстие для статических испытаний; 5 — шлёвка
    21. Для пояса типа А (рис. 5, а) пояс, закрепленный на ролик, через специальный
    захват подвешивают к крюку грузоподъемного механизма. Сначала к одному из боковых
    колец закрепляют карабин стропа, к другому концу стропа за петлю крепления
    амортизатора прикрепляют груз массой 400 кг так, чтобы исключить нагружение
    амортизатора. При помощи грузоподъемного механизма производят подъем системы
    на 150 мм от уровня пола (площадки) и удерживают груз 5 мин. Далее аналогичные
    испытания проводят для второго бокового кольца.
    22. Статические испытания поясов типов Б, В и Г проводят в два этапа. На пер­
    вом этапе пояс, закрепленный на ролик (рис. 5, б), подвешивают через специальный за­
    хват к крюку грузоподъемного механизма. Груз массой 400 кг при помощи специальной
    штанги или стропа подвешивают к боковому кольцу. Грузоподъемным механизмом
    производят подъем системы на 150 мм от уровня пола и удерживают груз 5 мин. При этом
    строп с амортизатором испытанию не подвергаются.
    Рис. 5. Схема нагружения пояса при статических испытаниях
    а- пояс типа А;
    б — типа Б, В и Г; 1 — пояс, 2 — ролик, 3 — специальный захват,
    4 — крюк грузоподъемного механизма, 5 — боковое кольцо, 6 — карабин, 7 — строп пояса, 8 — амортизатор, 9 — груз, 10 — специальная штанга или строп, изготовляемые потребителем

    В соответствии с п.п.1.15, 3.4-3.4.7 ГОСТ 12.4.107-82 испытание страховочного каната в процессе эксплуатации осуществляет предприятие, эксплуатирующее страховочный канат, грузом массой 400 кг, который прикладывают к установленному в рабочее положение страховочному канату через гибкие канаты (капроновый или стальной) или стальной стержень; перед эксплуатацией и также через каждые 6 месяцев эксплуатации.

    Профессиональное альпинистское снаряжение маркируется UIAA или EN, промышленные образцы соответствуют всем требованиям ГОСТ. Спортивная страховочная привязь выпускается и в детской размерной линейке, кроме того некоторые модели создаются специально для зальных тренировок – обычно они обладают меньшим запасом прочности. С размером поможет определиться простое правило: полностью застёгнутые пряжки должны оставлять не менее 10 см свободной стропы.

    4.5.9. Перед началом работы пояс должен быть осмотрен с целью проверки состояния его в целом и несущих элементов в отдельности. Должен быть изъят из эксплуатации пояс, подвергшийся динамическому рывку, а также пояс, имеющий разрывы ниток в сшивках, надрывы, прожоги, надрезы поясного ремня, стропа, амортизатора, нарушения заклепочных соединений, деформированные или покрытые коррозией металлические узлы и детали, трещины в металлических частях и неисправности предохранительной защелки.

    • Плечевые лямки с помощью пряжек и карабинов подсоединяются к поясу.
    • Перед использованием привязь надевается: пояс располагается на талии, ножные обхваты и плечевые лямки – на соответствующих участках тела.
    • Выполняется регулировка положения спинной точки и затягивание ремня плечевых лямок.
    • Испытание страховочной привязи производится в указанных производителем условиях: важно соблюдать рекомендуемые температурные режимы и исключить возможность повреждения отдельных узлов и элементов химически агрессивными веществами и колюще-режущими предметами.

    Наиболее частая причина падения и главный фактор риска получения травмы при высотных работах – отсутствие или неправильное использование средств индивидуальной защиты, а также их некомплектность или несовместимость. Кроме того, несчастный случай может произойти по причине использования непригодного средства защиты. В этой статье разбираем, как должна быть организована проверка СИЗ от падения с высоты.

    Все крепления должны быть четко зафиксированы, для исключения возможности ослабления лямок без ведома рабочего. Чтобы в случае падения лямки не травмировали тело, их ширина должна быть не менее 4 см. Вспомогательные лямки могут быть не менее 2 см. Также, для исключения травмирования шеи во время работы, лямки должны располагаться на достаточно удаленном расстоянии друг от друга.

    В соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»), а также ГОСТ Р ЕН 365–2010 «Средства индивидуальной защиты от падения с высоты.

    1. Лента амортизатора:
      • порез;
      • износ;
      • обожженные места;
      • отметины;
      • химическое загрязнение;
      • слабые участки;
    2. Нити в швах амортизатора, ленточного основания тела стропа, силовой зашивки:
      • обрезанные;
      • истёртые;
      • оборванные;
      • вытянутые;
      • со следами химического воздействия;
    3. Канатное основание стропа:
      • порезы;
      • износ;
      • жёсткость;
      • разлохмачивание;
      • вздутие;
      • следы воздействия высоких температур;
      • химическое загрязнение;
      • грыжи;
    4. Тросовое основание стального стропа:
      • порезы;
      • износ;
      • химическое воздействие;
      • следы коррозии;
      • сгибы;
      • скрутки;
    5. Заделка петель;
    6. Защитные коуши:
    7. Соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки) и механизм регулировки длины:
      • наличие;
      • коррозия;
      • деформация;
      • отметины;
      • трещины;
      • износ;
    8. Защитные чехлы:
    1. Перед использованием привязь надевается: пояс располагается на талии, ножные обхваты и плечевые лямки – на соответствующих участках тела.
    2. Выполняется регулировка положения спинной точки и затягивание ремня плечевых лямок.
    3. Плечевые лямки с помощью пряжек и карабинов подсоединяются к поясу.
    4. Испытание страховочной привязи производится в указанных производителем условиях: важно соблюдать рекомендуемые температурные режимы и исключить возможность повреждения отдельных узлов и элементов химически агрессивными веществами и колюще-режущими предметами.

    Проверка СИЗ от падения с высоты

    При визуальном осмотре соединительных звеньев обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют работу защёлки карабина и возвратной пружины.

    Спусковые устройства осматривают на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют способность к перемещению и торможению, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

    При визуальном осмотре блок-роликов обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют свободу вращения, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

    Визуальный осмотр блокирующих устройств втягивающего типа проводят по тем же параметрам, что и осмотр стропов и страховочных привязей. На функциональных пробах обращают внимание на способность ленты свободно вытягиваться и втягиваться, а также остановку при резком приложении нагрузки.

    Общие правила таковы:

    1. Перед использованием привязь надевается: пояс располагается на талии, ножные обхваты и плечевые лямки – на соответствующих участках тела.
    2. Выполняется регулировка положения спинной точки и затягивание ремня плечевых лямок.
    3. Плечевые лямки с помощью пряжек и карабинов подсоединяются к поясу.
    4. Испытание страховочной привязи производится в указанных производителем условиях: важно соблюдать рекомендуемые температурные режимы и исключить возможность повреждения отдельных узлов и элементов химически агрессивными веществами и колюще-режущими предметами.

    Хранение страховочной экипировки осуществляется в сухих, защищённых от попадания прямых солнечных лучей помещениях с неагрессивным по составу и без явных пылевых загрязнений воздухом.

    Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Привязи для положения сидя; 10.

    ГОСТ EN 1498-2014 Средства индивидуальной защиты от падения с высоты Петли спасательные.

    Общие технические требования. Методы испытаний; 11. ГОСТ EN 1891-2014 ССБТ Средства индивидуальной защиты от падения с высоты.

    Канаты с сердечником низкого растяжения. Общие технические требования. Методы испытаний; 12. ГОСТ Р ЕН 341-2010 Средства индивидуальной защиты от падения с высоты.

    К сожалению, ГОСТ Р ЕН 365-2010 оговаривает лишь возможность обучения производителем либо его уполномоченным представителем компетентных лиц, а так как производители на данный момент официально не проводят обучение, отсутствует порядок аккредитации учебных учреждений, общие требования, типовые программы, многие учебные центры безосновательно вносят аттестацию по обслуживанию и проверке СИЗ в удостоверения о допуске к работам на высоте, пользуясь пробелами законодательства .

    Учитывая специфику задач, многообразие факторов и получаемых знаний, по нашему мнению, обучение подобных специалистов следует выделять в отдельный, отличный от иных, курс по безопасности работ на высоте.

    По сути, эти специалисты не выполняют работы на высоте, в привычном понимании, а нацелены на обеспечение безопасной эксплуатации СИЗ.

    Перед хранением изделия должны быть просушены, а их металлические детали протерты.

    Запрещается хранение изделий с термовыделяющими приборами, различными растворителями, щелочами, кислотами, бензином, маслами.

    6. Гарантии изготовителя: изготовитель гарантирует соответствие удерживающих и страховочных систем и их компонентов требованиям технических условий при соблюдении потребителем указаний по эксплуатации и хранению. Гарантийный срок хранения и эксплуатации — два года со дня изготовления. Срок службы изделия — пять лет.

    Периодические испытания предохранительных поясов.Наша лаборатория осуществляет периодические испытания поясов предохранительных.

    Предохранительные пояса перед выдачей в эксплуатацию, а также через каждые 6 месяцев должны подвергаться испытанию статической нагрузкой. Только специализированные организации — аккредитованные лаборатории имеют право на проведение периодических испытаний предохранительных поясов.

    Пояса предохранительные применяются в строительстве с целью обеспечения безопасной деятельности человека. Они предотвращают его падение с высоты, дают возможность эвакуировать из опасных зон, позволяют проводить строительно-монтажные, ремонтно-восстановительные и другие работы. Предохранительный пояс является средством индивидуальной защиты. Он может быть безлямочным или лямочным. Первый, имея опору в области спины, охватывает талию или грудную клетку человека. Он представляет собой несущий ремень и строп с карабином. Лямочный пояс может охватывать не только талию или грудную клетку, но и иметь наплечные лямки. При этом он также комплектуется стропом или фалом. Кроме наплечных лямок, лямочный пояс может снабжаться и набедренными лямками. Обычно со стороны спины, под ремнем пояса располагается, имеющий ширину больше, чем ширина ремня, кушак. Он способствует распределению нагрузки на мышцы спины и изготавливается из гигроскопических материалов, обладающих согревающими свойствами. В поперечном направлении кушак значительно жёстче, чем в продольном.

    Страховочной пояс — это средство индивидуальной защиты, которое представляет собой ремень с пряжкой и кушаком. Периодичность испытания и правила использования регламентируется правилами и приказами Минтруда РФ. Страховка используется для высотных работников. Оно предостерегает его от получения травм от падения с высоты.

    Установленный производителем срок периодичности испытания страховки составляет один раз в год. Но всё зависит от условий работы. К примеру, если страховочный пояс используется в условиях с повышенной влажностью или со сварочным излучением, то периодичность испытания может быть чаще.

    1. Осмотр. Средство осматривается визуально. Если обнаруживаются какие-либо повреждения (царапины, дыры, ожоги), то средство не допускается к использованию.
    2. Проверка документов. Проверяются результаты прошлых проверок, срок годности, производителя и так далее.
    3. Проверка работы СИЗ. Защиту испытывают на практике.
    4. Условия хранения. Важно, чтобы средство хранилось в соответствии с рекомендациями производителя.
    5. Проверка маркировки.
    Читайте также:  Правила, стоимость и порядок постановки на учет автомобиля в 2023 году

    Сроки испытания предохранительных поясов и страховочных канатов

    Новые правила по охране труда при работе на высоте определяют методику периодических проверок СИЗ от падения с высоты. Поскольку этот вопрос по-прежнему периодически возникает при общении с нашими клиентами (которые желают что-то нагружать или ломать у себя на производстве, а потом это нагруженное и почти поломанное выдавать работникам), мы приводим выдержки из Приказа 155н и разъяснения по ним.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетентное лицо, имеющее группу по безопасности на высоте, должно быть назначено и обучено у производителя. Либо оборудование должно пройти проверку у представителя производителя, имеющее это компетентное лицо со всеми перечисленными требованиями ( группа и сертификат об обучении).

    В соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»), а также ГОСТ Р ЕН 365–2010 «Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Основные требования к инструкции по применению, техническому обслуживанию, периодической проверке, ремонту, маркировке и упаковке» вводится новое понятие «Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты». «Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты» относится к 3 группе по безопасности работ на высоте (п.11, приложение № 1 ).

    Компетентное лицо согласно ГОСТ Р ЕН 365–2010 должно быть «ознакомлено с текущими требованиями к периодическим проверкам, рекомендациями и инструкциями, составляемыми производителем применительно к соответствующим компоненту, подсистеме или системе». И в этом же пункте в примечании указывается, что «для компетентного лица может потребоваться обучение производителем либо его уполномоченным представителем по тому или иному конкретному СИЗ или иному оборудованию в силу, например, новизны или сложности последнего либо в том случае, если для разборки, повторной сборки или оценки СИЗ или иного оборудования необходимы познания, являющиеся определяющими для безопасности; также может возникать необходимость в обучении в связи с модификациями и видоизменениями».

    С 2015 г увеличились штрафы за нарушения правил охраны труда и конкретно за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Согласно статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ, за эти нарушения грозит наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 — 30 000 рублей; на организации 100 000 — 150 000 рублей.

    4.2.3 Конструкция пояса должна предохранять мышцы спины от травмирования при подъеме и переноске тяжестей или выполнении работ в неудобных рабочих позах. Для этого система застежки в поясах, предназначенных для предотвращения падения с высоты, и в поясах типа Г должна состоять из металлической пряжки со шпеньком, а конец ремня должен иметь отверстия, с установленными на них металлическими люверсами, проектное положение которых фиксируется подкладкой из шорно-седельной кожи толщиной не менее 2,5 мм. Не допускается применение другой системы застежки.

    2.16 Полуавтоматическое верхолазное устройство (ПВУ) — специальное устройство с тормозным барабаном, на который намотан стальной канат, к которому прикрепляют карабин пояса. В процессе движения человека канат постепенно сматывается с барабана, позволяя человеку отходить от места закрепления на определенное расстояние, а в случае его падения при рывке канат блокируется и автоматически останавливает дальнейшее падение человека.

    • выявлено нарушение требований безопасной эксплуатации при предэксплуатационной или периодической проверке;
    • средство было использовано для остановки падения;
    • изделие эксплуатировалось не по назначению;
    • маркировки производителя отсутствуют либо не читаются;
    • неизвестна история использования СИЗ от падения с высоты;
    • истёк срок службы или хранения;
    • изделие подвергалось ремонту, несанкционированному производителем;
    • возникли сомнения в целостности, комплектности или совместимости СИЗ.

    Внимание: В старых Правилах ПОТ Р М-012-2000 нижнее ограничение по высоте было 1,3 м, сейчас — 1,8 м над уровнем лесов или подмостков, а также 5 м высотой, причем угол должен быть не меньше 75°. В «Правилах…» изложено наилучшее определение работ на высоте, отражающее многие реальные аспекты. а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более; б) работник осуществляет подъем, превышающий по высоте 5 м, или спуск, превышающий по высоте 5 м, по вертикальной лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности более 75°; в) работы производятся на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также если высота ограждения этих площадок менее 1,1 м; г) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами.

    Оценкой значимости дефектов и принятием решения о дальнейшей эксплуатации средства индивидуальной защиты согласно п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.

    Так вот, тому счастливчику кто будет у Вас отвечать за ежегодный осмотр средств защиты от падения с высоты предстоит пройти дополнительное обучение в рамках 3 группы на эту самую проверку СИЗ от падения и получить гордое звание компетентного лица. На данном обучении (если Вы конечно не покупаете корочки оптом за тыщу руб) Вам расскажут методики осмотра страховочных привязей, как искать места возможного внутреннего прорыва страховочного стропа, азы и правила маркировки, как правильно проверять блокирующие устройства и даже триподы. Ну и в обязательном порядке- правила заполнения всех формуляров и актов осмотра.

    Используем предохранительные пояса для работы на высоте. Испытываем каждые полгода. Вышли новые правила ПОТ при работе на высоте, вступающие в этом году, где: п. 95 «Динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях не проводятся.» Что теперь делать, испытывать или нет? Если и испытывать, то согласно чему и с какой нагрузкой?

    Данный тип устройств применяются в качестве компонента страховочных и удерживающих систем для обеспечения безопасности на горизонтальных плоскостях (монтажных горизонтах). Они представляют из себя основание, на которое устанавливаются пригруз (противовес) и интегрированную точку закрепления обычно в виде столбика с подвижным ухом, к которому крепится подсистема. Сертифицируются данные устройства по ГОСТ EN 795 в классе Е.
    Эти устройства применяются редко и обычно тогда, когда других способов организовать систему безопасности просто нет. Часто возникает вопрос, актуальный для промышленных альпинистов. Можно ли использовать эти устройства в качестве компонента систем канатного доступа? К сожалению, их использовать для промышленного альпинизма не получится. Они не применяются для позиционирования, которое является обязательным в СКД (опорная линия).

    Внимание: В старых Правилах ПОТ Р М-012-2000 нижнее ограничение по высоте было 1,3 м, сейчас — 1,8 м над уровнем лесов или подмостков, а также 5 м высотой, причем угол должен быть не меньше 75°. В «Правилах…» изложено наилучшее определение работ на высоте, отражающее многие реальные аспекты. а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более; б) работник осуществляет подъем, превышающий по высоте 5 м, или спуск, превышающий по высоте 5 м, по вертикальной лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности более 75°; в) работы производятся на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также если высота ограждения этих площадок менее 1,1 м; г) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами.

    Практически в абсолютном большинстве данный тип анкерных устройств используется для работы в ОЗП (ограниченные замкнутые пространства). Данный тип устройств также применяется в качестве средства для проведения спасательно-эвакуационных мероприятий.
    Анкерные устройства такого типа позволяют поднять точку закрепления подсистемы на уровень выше нулевой отметки (уровня ног) и эта возможность делает работу безопасной и комфортной. Устройства этого типа обычно комплектуются интегрированной лебёдкой, которая обеспечивает позиционирование работника и управляется оператором.

    Другие типы привязей, описанные в других европейских стандартах, например ЕН 358, ЕН 813 или ЕН 1497 [1], могут быть встроены в страховочную привязь. Страховочные системы описаны в ЕН 363.В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на европейские стандарты.

    В местах подъема работников на леса и подмости должны размещаться плакаты с указанием схемы их размещения и величин допускаемых нагрузок; места расположения анкерных точек и (или) анкерных линий для присоединения соединительных и соединительно-амортизирующих подсистем работников, если это не определено технической документацией изготовителя лесов; а также схемы эвакуации работников в случае возникновения аварийной ситуации.

    В Орловской области в ЗАО «Мир кровель» работники монтировали металлическое покрытие на здании ангара. Один из кровельщиков в страховочной экипировке поднялся на высоту около пяти метров по самодельной лестнице, не удержался и упал вниз. Предохранительный пояс работника не был соединен со страховочным канатом, а защитная каска слетела при падении с головы, потому что была застегнута неправильно. Кровельщик скончался на месте.

    Риск травмирования работни­ков в результате падения зна­чительно снижается при использовании современных средств защиты от падения. По данным Росстата, одним из самых распространённых видов производственного травматизма является падение с высоты (более 30 % несчастных случаев). Последствия таких падений отличаются тяжестью и приводят к тяжёлым травмам или даже к гибели работников.

    В 80 % случаев человек получает тяжелые травмы или гибнет вследствие неиспользования средств индивидуальной защиты (СИЗ). Основными причинами неиспользования на рабочем месте СИЗ от падения называют следующие: «модели выданных поясов/привязей неудобны при работе на высоте, вызывают дискомфорт, имеют непонятную конструкцию, их надевание занимает слишком много времени». Службы охраны труда предприятий должны проводить постоянную работу с сотрудниками, информируя их о правилах работы на высоте, рисках неприменения СИЗ, выбирать качественные, удобные страховочные привязи, средства для работы на высоте и контролировать применение СИЗ работниками в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, условиями труда и корпоративными стандартами.

    К работам на высоте относят действия, которые сотрудник выполняет на расстоянии менее двух метров от не огражденного обрыва величиной 1,3 метра и более. Например, работы на строительных лесах при ремонте зданий. Верхолазными считаются работы на высоте более пяти метров, если сотрудник находится на самой конструкции, которую он монтирует. Например, сварка на строительных балках.

    В целях снижения травматизма при работе на высоте Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был издан Приказ Минтруда России от 28 марта 2014 года № 155н (ред. от 17.06.2015) «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте». Правилами регламентированы работы, во время которых работник должен быть в страховочном поясе, и работы, при которых необходимо применение страховочных привязей.

    Периодичность и объём проверок средств индивидуальной защиты от падения с высоты регламентирован п.123 Правил охраны труда при работе на высоте, утверждённых Приказом Минтруда и соцзащиты от 16.11.2022 №782н. Согласно этому документу, «динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты в эксплуатирующих организациях не проводятся».

    При этом п.124 Правил охраны труда при работе на высоте вменяет в обязанность работников проводить тщательный осмотр страховочных средств до и после использования. Особенно это касается тех средств, которые эксплуатируются под воздействием агрессивных сред, например, привязь сварщика и др.

    Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты назначается приказом по организации и должно обладать 3 группой допуска по безопасности, группа подтверждается удостоверением, которое можно получить после прохождения очного или удалённого обучения безопасным методам работы на высоте. Помимо этого ответственный сотрудник должен знать:

    При наличии одного из следующих критериев СИЗ от падения с высоты подлежит немедленной выбраковке и исключению из эксплуатации. В противном случае увеличивается вероятность наступления несчастного случая, расследования и привлечения виновных лиц к ответственности. Критерии выбраковки:

    • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
    • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
    • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
    • проверка функционирования;
    • документирование результатов проверки;
    • формулировка рекомендаций.

    Испытания спасательных поясов, веревок и карабинов осуществляется согласно федеральным нормам и правилам. Они проводятся не реже, чем один раз в 6 месяцев. Данная процедура непосредственно для самих спасательных поясов длится по времени пять минут, в течение которых эти средства находятся в застегнутом виде и в подвешенном состоянии под грузом массой в двести килограмм.

    Карабины испытываются при открытых затворах с таким же временем и грузом, как и в случае со спасательными поясами. Спасательные веревки подвергаются испытанию также с грузом в двести килограмм, но со временем уже в 15 минут. При этом после снятия груза на веревке не должно быть абсолютно никаких повреждений.

    Установленный производителем срок периодичности испытания страховки составляет один раз в год. Но всё зависит от условий работы. К примеру, если страховочный пояс используется в условиях с повышенной влажностью или со сварочным излучением, то периодичность испытания может быть чаще.

    Страховочной пояс — это средство индивидуальной защиты, которое представляет собой ремень с пряжкой и кушаком. Периодичность испытания и правила использования регламентируется правилами и приказами Минтруда РФ. Страховка используется для высотных работников. Оно предостерегает его от получения травм от падения с высоты.

    1. Осмотр. Средство осматривается визуально. Если обнаруживаются какие-либо повреждения (царапины, дыры, ожоги), то средство не допускается к использованию.
    2. Проверка документов. Проверяются результаты прошлых проверок, срок годности, производителя и так далее.
    3. Проверка работы СИЗ. Защиту испытывают на практике.
    4. Условия хранения. Важно, чтобы средство хранилось в соответствии с рекомендациями производителя.
    5. Проверка маркировки.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *