Как платить налоги после утраты статуса резидента: разбор
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как платить налоги после утраты статуса резидента: разбор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основной налог, который возникает при приобретении недвижимого имущества, — это налог на имущество организаций. Поскольку он является региональным, ставки его устанавливаются законодательством субъектов Федерации и не могут превышать 2% (п. 1.1 ст. 380 НК РФ). В отношении объектов недвижимого имущества, расположенных в Москве, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка в 2018 году составляет 1,5 процента (п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций»).
Налоговые последствия договора девелопмента, заключенного с иностранной компанией
Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.
Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:
- инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
- услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.
Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:
- при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
- оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг, не предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, определяется по месту деятельности исполнителя таких работ, услуг.
Местом деятельности покупателя для целей применения подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ определена территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на ее территории на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Покупатель услуг в рассматриваемой ситуации — кипрская компания (инвестор и собственник земельного участка), имеющая на территории РФ постоянное представительство (филиал), которое напрямую оплачивает услуги субподрядчиков на территории РФ, аккумулирует выполненные объемы работ (услуг), получает средства на оплату услуг субподрядчиков и, в случае договоренности, на оплату вознаграждения российскому субагенту, привлеченному кипрским исполнителем.
Приведенные условия взаимодействия сторон свидетельствуют о том, что в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом деятельности кипрской компании-инвестора для целей НДС должна признаваться РФ, поскольку фактическим покупателем услуг является ее постоянное представительство на территории РФ.
Соответственно, для определения места реализации этих услуг в целях НДС следует установить, относятся ли фактически выполняемые кипрской компанией-заказчиком и (или) привлеченным субагентом (субподрядчиками) действия к услугам, поименованным в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если они являются таковыми, место их реализации — Российская Федерация (по месту деятельности покупателя услуг, которым в любом случае предстает российское постоянное представительство кипрской компании инвестора) на основании абзаца пятого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если кипрская компания действует в отношениях с российским суб агентом или субподрядчиками от имени инвестора, такие агентские услуги на основании абзаца восьмого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ также облагаются НДС на территории РФ.
Инвестор привлекает заказчика для «возмездного оказания услуг (выполнения работ), а также для совершения как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий по оформлению, разработке всей необходимой предварительной, предпроектной, проектной, рабочей и разрешительной документации, управлению проектированием и строительством объекта и для выполнения иных функций, включая привлечение и контроль за техническим заказчиком, а также оказания различных, в том числе консультационных, услуг по осуществлению проектирования и строительства объекта, продаже, оформлению и содействия в регистрации прав при продаже объекта или его части». К оказываемым по договору услугам относятся, в частности, следующие виды услуг:
- услуги управления проектированием (управление процессом проектирования, включая получение полного комплекта проектной документации, необходимой и достаточной для получения разрешений на строительство объекта, выполнения строительства объекта и получения разрешений на ввод объекта в эксплуатацию);
- услуги управления строительством (привлечение специализированных организаций для подготовки, проектирования, строительства объекта, управление всеми процессами по возведению объекта в соответствии с утвержденной разрешительной и проектной документацией объекта и разработанными на ее основе регламентами);
- услуги выполнения функций технического надзора (технический надзор за строительством в объеме и в соответствии с требованиями, предусмотренными договором);
- услуги обеспечения сдачи объекта, законченного строительством, приемочной комиссии (сдача законченного строительством объекта приемочной комиссии и получение акта, надлежащим образом оформленного и подписанного всеми членами приемочной комиссии);
- услуги ввода объекта, законченного строительством, в эксплуатацию (получение надлежащим образом оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разработка и передача инвестору перечня правил и ограничений для арендаторов, включая технические характеристики объекта и отдельных входящих в него зданий).
Постановка нерезидента на учет в налоговом органе
Прежде всего по факту приобретения недвижимости на территории РФ осуществляется постановка нерезидента на налоговый учет.
В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) постановка на учет в налоговом органе организаций по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества осуществляется в течение пяти дней на основании сведений, сообщенных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр). Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить) организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
По запросу иностранной организации налоговым органом может быть направлено заявителю свидетельство о постановке на учет и уведомление о постановке на учет в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью лица, подписавшего эти документы (абз. 3 п. 23 Приказа Минфина РФ от 30.09.2010 N 117н).
В целях совершенствования автоматического порядка постановки на учет в налоговом органе были приняты были приняты Дополнительное соглашение N 1 к Соглашению о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 11 сентября 2017 года и Приказ Росреестра N П/0131, ФНС России N ММВ-7-6/187@ от 03.04.2018 «Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронной форме о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества».
В соответствии с упомянутым Приказом, а также п. 4 ст. 85 НК РФ управления Росреестра представляют сведения в управления ФНС России в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), а также ежегодно до 15 февраля представляют указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.
Таким образом, для получения индивидуального номера налогоплательщика с момента приобретения недвижимости нерезидентом должно пройти не более 15 рабочих дней, фактически же дела обстоят несколько иначе.
Действительно, для получения свидетельства о постановке на учет необходимо ожидать выгрузки документов из Росреестра в территориальную налоговую, но, во-первых, передача не всегда осуществляется в установленные сроки. Во-вторых, по факту поступления информации в Росреестр необходимо подать заявление в территориальную налоговую по месту нахождения приобретенной недвижимости о выдаче уведомления/свидетельства о постановке на учет. Таким образом, заявительный порядок сохранен. Определение времени подачи такого заявления является задачей заявителя посредством произведения звонков в территориальную налоговую инспекцию.
Выходит красиво на бумаге, труднореализуемо на деле. Во всяком случае, никто не застрахован, что именно при передаче его сведений о приобретении недвижимости не возникнет технических неполадок в информационных системах госорганов, незапланированных смен исполнителей и других событий, препятствующих своевременной постановке нерезидента на налоговый учет.
Как открыть ООО иностранцу
По законодательству РФ открыть компанию можно как физическому, так и юридическому лицу. Это относится и к иностранцам.
- Когда регистрирует ООО иностранный гражданин или иностранная организация открывает компанию на территории РФ и является единственным учредителем, то такая форма бизнеса считается ООО с иностранными инвестициями.
- Когда в составе учредителей ООО, помимо иностранцев, есть граждане РФ или российские юридические лица, то это уже организация с долевым участием или совместное предприятие.
Валютное резидентство
Не стоит путать понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент». Утрата статуса налогового резидента не влечет потерю валютного резидентства и наоборот.
Валютное резидентство определяет порядок применение к субъекту законодательства России о валютном контроле, в данном случае Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года («ФЗ-173»).
Так, валютными резидентами признаются:
- Граждане России;
- Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство;
- Юридические лица, зарегистрированные по законодательству России;
- Филиалы, представительства и иные подразделения российских юридических лиц за рубежом;
- Дипломатические представительства, консульские учреждения России и прочие лица из пп. (д) п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173, находящиеся за пределами РФ;
- Россия, субъекты РФ, муниципальные образования.
Нерезиденты (все остальные), в т.ч.:
- Иностранцы и лица без гражданства, не имеющие вида на жительство;
- Юридические лица, зарегистрированные по законодательству иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами России;
- Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, и т.д.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговая служба и Минфин России считают, что организация, приобретающая у иностранного предпринимателя работы (услуги), местом реализации которых признается РФ, является налоговым агентом и обязана уплатить в российский бюджет НДС.
По нашему экспертному мнению, при фактической выплате дохода гражданину Республики Беларусь, являющемуся индивидуальным предпринимателем, организации следует исчислить, удержать из дохода и уплатить в бюджет НДФЛ по ставке в размере 10%. Такая ставка применяется при наличии официального подтверждения того, что физическое лицо является резидентом этого государства.
В то же время имеет место судебная практика, где говорится, что российская организация не признается налоговым агентом при выплате доходов иностранному предпринимателю, поскольку последний осуществляет обложение НДФЛ в самостоятельном порядке согласно ст.ст. 226, 227 НК РФ.
Обоснование позиции:
Системы налогообложения для иностранных предприятий
От того, как организована работа зарубежных юрлиц, зависит и то, какие налоги в России платят иностранные компании:
Вид налога | Для филиала | Для совместного предприятия |
---|---|---|
Налог с доходов (активных) | 20% (18 — в региональный бюджет, 2% — в федеральный бюджет) | Налоговый учет ведет компания, признанная налоговым резидентом в РФ. Ставка 20%. |
Налог с доходов (использование имущества) | Для отделения, самостоятельно признавшего себя налоговым резидентом, — 20%. При расчете учитываются расходы. | 10%. Налог удерживает агент – российский налоговый резидент. |
Налог с доходов в виде дивидендов | 0%, если отделение признано резидентом и ведет работу дольше 365 дней. Во всех остальных случаях – 15% | 15%. Налог удерживает агент – российский налоговый резидент. |
Как видим, перечень и ставки для постоянного представительства и налогообложение совместного предприятия с иностранной компанией, а, главное, принцип их взыскания будут существенно отличаться.
Налог на добавленную стоимость (НДС) в Армении – 20%
Друзья, я предлагаю всем кто планирует заниматься экспортом / импортом услуг (работ) в пределах ЕАЭС и в страны «дальнего зарубежья», обратить внимание на этот раздел моей статьи и НДС в целом, так как именно НДС, для многих предпринимателей становится налогом нежданчиком, убивающим на первый взгляд, идеальную налоговую схему, тем более в Армении НДС 20% как и в России, что выше чем в других странах ЕАЭС и ошибки, в схеме денежных потоков, могут дорого обойтись беспечным предпринимателям.
Общий принцип агентского НДС очень простой – если Заказчик (налогоплательщик в одной стране) импортирует услуги (работы) Исполнителя-иностранца (налогоплательщика в другой стране) на свою территорию, он обязан удержать агентский НДС с Исполнителя-иностранца, который не стоит на налоговом учете в стране куда импортируются определенные услуги (работы) и перечислить агентский НДС в бюджет своей страны, по ставкам которые действуют в стране где Заказчик стоит на налоговом учете, то есть стать агентом по НДС Исполнителя-иностранца.
При условии что, Исполнитель оказывает трансграничные услуги Заказчикам-иностранцам, которые находятся за пределами территории на которой Исполнитель стоит на налоговом учете, то он экспортирует услуги (работы) из своей страны, в таком случае обязанность удерживать НДС по общему правилу у Исполнителя не возникает, так как лежит на Заказчике-иностранце, импортирующим его услуги на свою территорию, все просто.
Налоговый и валютный резидент – определение по Закону РФ
Налоговый резидент физлицо — это человек с любым гражданством, который проживает на территории РФ минимум 183 дня в течение 12 месяцев. В России этот период совпадает с календарным годом и заканчивается 31 декабря в 00 часов 00 минут.
Налоговый нерезидент физ лицо – это гражданин, срок пребывания на территории РФ которого менее 183 дней в течение одного отчетного периода, равного 12 месяцам.
Налоговый резидент юр лицо – это организация, соответствующая одному из критериев:
- российское юридическое лицо, зарегистрированное по законам РФ;
- иностранная организация, признанная налоговым резидентом РФ в соответствии с международными договорами по налогообложению;
- иностранные компании, центр управления которыми расположен в Российской Федерации.
Источник прибыли может быть всегда российским? Последние новости от Минфина для нерезидентов РФ.
Сравнительно недавно (июль 2022 года), Министерство Финансов РФ представило поправки к Налоговому кодексу РФ на ближайшие три года. Самый важный пункт новых правил, который, несомненно, заинтересует многих россиян-иммигрантов – признать выплаты от российского работодателя или заказчика российскими доходами, независимо от Трудового соглашения и места работы.
Если говорить простыми словами, то все удаленные работники в статусе резидента или нерезидента РФ будут платить налог у источника в России при заключении соглашения с российскими заказчиками/работодателями. Местом происхождения прибыли будет признаваться не место работы по договору сторон, а местонахождение работодателя.
Проект пока не внесен в Государственную Думу, но уже заставил забеспокоиться многих российских удаленщиков. Даже если данные поправки будут приняты и вступят в законную силу, остается другой вариант жить и работать за рубежом без налогов в России – найти там же работодателя. Платить с таких доходов НДФЛ в РФ не придется, что и радует.
Косвенные налоги для юридических лиц в Турции
Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается, если компания оказывает услуги, экспортирует и импортирует товары. Стандартная ставка НДС составляет 18%.
Некоторые компании уплачивают НДС по пониженным ставкам — в размере 1 или 8% от прибыли. Например, льготами пользуются юридические лица, которые поставляют сельскохозяйственные продукты: скот, хлеб или семена.
НДС уплачивается до 20-го числа каждого месяца.
18% Стандартная ставка НДС в Турции
Банки и страховые компании освобождены от уплаты НДС, но платят налог на банковские и страховые операции — Banking and Insurance Transaction Tax, BITT, — в размере 5%.
Налог на прирост капитала, полученный компанией, облагается налогом по ставке 23%.
Специальным налогом на потребление — Special Consumption Tax, SCT, — облагаются четыре группы товаров:
- Нефтепродукты, природный газ, смазочные масла, производные растворители.
- Наземные, воздушные и морские транспортные средства: автомобили, мотоциклы, самолеты, вертолеты, яхты.
- Алкогольные и газированные напитки, сигареты и другие табачные изделия.
- Некоторые потребительские товары, например икра, меха, мобильные телефоны, бытовая техника.
Порядок постановки на учет
Так, постановка на учет осуществляется в зависимости от ситуации в налоговых органах по месту нахождения филиала/представительства, по месту регистрации имущества или открытия банковского счета. Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ осуществляется в соответствии с поданным представителем такой компании заявлением.
Формы таких заявлений для каждой отдельной категории лиц, подлежащих учету, утверждены приказом ФНС N ММВ-7-6/80@ от 13.02.2012.
В случаях, когда компания не является инвестором, заявление должно будет также отвечать особенностям, утв. приказом Минфина № 117н от 30.09.2010. Согласно п. 4 таких особенностей, вместе с заявлением обычно подается пакет документов, включающий в себя:
- свидетельство о регистрации или выписку из торгового реестра по месту регистрации;
- учредительные документы, в частности, учредительный договор или устав хозяйственного общества;
- решение о назначении исполнительного органа управления;
- справку из налогового органа в стране регистрации о присвоении идентифицирующего налогоплательщика номера;
- документы, подтверждающие аккредитацию, если это филиал/представительство;
- документ, подтверждающий право на использование недр – в соответствии с деятельностью компании;
- доверенность, если регистрационный учет будет проходить представитель.
В зависимости от особенностей компании пакет документов может отличаться. Все вышеуказанные документы должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык и должны быть легализованы апостилем.
Налогообложение доходов юридических лиц (резидентов и нерезидентов)
Юридические лица- инвесторы паевого инвестиционного фонда обязаны уплачивать: налог на прибыль
Прибыль юридического лица — инвестора паевого фонда возникает при реализации инвестиционного пая как разница между ценой продажи пая и ценой его приобретения и относится на финансовые результаты. Также прибыль юридического лица может возникать при погашении пая или получения пайщиками ежегодных или промежуточных выплат дохода по инвестиционным паям.
При выплате суммы, полученной от погашения паев юридическому лицу, управляющая компания не удерживает налог на прибыль. Данный налог уплачивается юридическим лицом самостоятельно.
Операции, связанные с обращением ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Резиденты РФ — Российские юридические лица и иностранные юридические лица, имеющие постоянное представительство в России, относят прибыль от продажи инвестиционных паев на финансовые результаты года и уплачивают налог самостоятельно по ставке 20%.
Для нерезидентов РФ — юридических лиц — налоговых резидентов тех государств, с которыми у РФ нет Соглашений об избежание двойного налогообложения, налог удерживается по ставке 20% и уплачивается налоговым агентом — Управляющей Компанией самостоятельно. При этом более чем с 80 странами указанные Соглашения подписаны, и ставка налога определяется с учетом страны и соответствующего Соглашения об избежании двойного налогообложения (в некоторых случаях налог в России не удерживается и не уплачивается).
[3]
Налоговый режим, применяемый к иностранным организациям в Российской Федерации, во многом зависит от того, образует ли их деятельность постоянное представительство на территории России.
В соответствии со ст.246 НК РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.
Согласно п.2 ст.306 НК РФ, постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей г.25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. При этом такая деятельность должна подпадать под один из видов, перечисленных в указанном пункте. В частности через постоянное представительство может осуществляться деятельность, связанная с выполнением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.
Ответственность за нарушение законодательства о КИК.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога посредством невключения в налоговую базу части прибыли КИК наказывается штрафом в размере 20% на сумму неуплаченного налога в отношении прибыли КИК, которая должна включаться в налоговую базу по НДФЛ для лиц, контролирующих организацию (если субъект физлицо), по налогу на прибыль организации для контролирующей организации. Однако сумма штрафа не может быть меньше 100 000 рублей.
При этом данная статья пока не применяется в отношении периодов 2015-2017 годов.
Если Вы решили укрыть сведения о КИК, то Вас также ждут санкции в размере 100 000 рублей в отношении каждой КИК, о которой вы не представили сведения или же представили недостоверные.
Также НК РФ не дозволяет скрывать сведения об участии в иностранной организации или представлять недостоверные сведения. Указанное налоговое правонарушение при его обнаружении обернется штрафом в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, о которой были скрыты сведения или были предоставлены недостоверные.
Более подробно меры налоговой ответственности описаны в ст. 129. 5 и 129.6 НК РФ. Однако специальные нормы законодательства о налогах не отменяли давно установленных положений УК РФ, посвященных уклонению от уплаты налогов. Ст. 198 и ст. 199 УК РФ применимы и контролирующим КИК лицам, если уклонение достигло крупного или даже особо крупного размера.
Крупный размер — 2 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (в случае если не уплачено более 10% сумм, подлежащих уплате, либо неуплаченная сумма превышает 6 000 000 рублей)
Особо крупный размер – 10 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (20% неуплаченных налогов и сборов, либо превышение 30 000 000 рублей).
Более того УК РФ в статье 199 УК РФ предусматривает особый квалифицирующий признак, выраженный в сокрытии и искажении информации о КИК.