Как получить лицензию на такси самозанятому?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить лицензию на такси самозанятому?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Кому нужна лицензия и какой штраф за её отсутствие
Разрешение на такси необходимо только в случае, когда водители планируют выполнять коммерческую деятельность. То есть, за определенную плату на регулярной основе перевозить людей, а также их багажи. Если выполнять рассматриваемые услуги не имея лицензии, можно понести административную ответственность. А точнее, заплатить штраф. Его размер зависит от того, кто является нарушителем:
Обычный гражданин | От 2 до 2,5 тыс. руб. |
Должностное лицо | От 4 до 5 тыс. руб. |
Юридические лица | От 40 до 50 тыс. руб. |
Работа в такси без лицензии или разрешения
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Когда лицензия может быть аннулирована?
Лицензия аннулируется, если водитель или автомобиль не соответствуют установленным требованиям. Предписание на устранение нарушений оформляет сотрудник ГИБДД (или МАДИ).
Выявленные нарушения необходимо устранить за определенный срок (на это отводится не больше месяца) и обратиться в подразделение, представитель которого оформил предписание.
Разрешение может быть аннулировано только по решению суда. Такое бывает в следующих ситуациях:
- Повторное нарушение требований к автомобилю;
- Стаж вождения таксиста составляет менее трёх лет;
- Таксист устроил ДТП, в результате которого погибли люди (или получили тяжелые травмы).
Размер штрафа за отсутствие лицензии (разрешения) на такси
За нелегальную работу такси предусмотрены штрафы:
- для физических лиц — от двух до двух с половиной тысяч рублей.
- для должностных лиц — от четырёх до пяти тысяч рублей.
- для юридических лиц — от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Как оформить разрешение на такси самозанятым?
hidden>
Разрешение на такси выдается ИП и юрлицам. Самозанятые граждане получить его не смогут. Однако некоторые агрегаторы могут оформить самозанятого как партнёра, в случае, если водитель арендует транспорт у таксопарка.
Как сделать лицензию (разрешение) таксиста самозанятым гражданам? Если водитель хочет заниматься перевозкой пассажиров в статусе «такси», то ему придётся сначала оформиться как ИП, получить разрешение и только потом переоформляться как самозанятый.
В большинстве субъектов РФ подать заявку на получение разрешения на такси можно онлайн. Для этого нужно зайти на сайт Госуслуг и ввести в поиске «Выдача и переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».
В открывшемся окне сразу появится название органа, отвечающего за выдачу документа, а также информация о сроках рассмотрения заявления и стоимости Услуги.
Как получить лицензию на такси в 2021-2022 году в Москве, Московской области и регионах России?
Водитель такси имеет право оказывать услуги клиентам только при условии наличия на руках специального разрешения. Оно оформляется на каждое авто и называется лицензией. Наша команда подготовила для вас актуальную информацию по таким важным вопросам:
- стоимость разрешения и особенности его оперативного получения;
- требования к таксистам;
- условия аннулирования разрешения;
- штрафные санкции за незаконную перевозку людей и пр.
Статья будет полезна тем, у кого в планах заняться пассажирскими перевозками, доставкой грузов и есть желание быстро получить разрешение на такси в Москве и Московской области, в любом другом регионе РФ. При ее подготовке мы руководствовались заботой о читателях и основным принципом: «Проинформирован — значит вооружен».
- Перевозки людей, домашних животных и мелкого багажа с целью получения прибыли предусматривают наличие у водителя специального разрешения. В нем будут указаны данные учреждения, в котором работает таксист, марка легкового автомобиля, его государственный номер. Информация о водителе не обозначается.
- Если владелец автомобиля намерен заниматься частными пассажирскими перевозками или же желает наладить сотрудничество с агрегатором, оформление разрешения ложится на его плечи. За сотрудников таксопарков и компаний по предоставлению услуг по перевозке все этапы регистрации проходит организация-работодатель.
Выдачей разрешений занимаются органы исполнительной власти в вашем регионе. К примеру, в городах Московской области за это отвечает областное представительство Министерства транспорта РФ. Столичные таксисты обычно обращаются к сотрудникам Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.
Полученная лицензия на такси в Москве актуальна в МО и Подмосковье. С разрешением, выданным органами Московской области, можно спокойно работать таксистом в столице. Совершенно неважно, где вы получили лицензию, срок ее действия составляет 5 лет. Далее нужно будет повторить процедуру.
Сумма, которую придется заплатить за лицензию на такси, незначительная, и она обычно указывается на сайтах соответствующих государственных органов. Информация для сравнения:
- в населенных пунктах Республики Марий Эл (Приволжский федеральный округ) лицензия стоит 1000 рублей; тем, кому нужен дубликат, придется приготовить еще 300 рублей;
- таксисты городов Алтайского края (Сибирский федеральный округ) платят за возможность работать официально по 300 рублей;
- цена лицензии в Москве и Подмосковье составляет 0 рублей.
Указанные цифры актуальны в том случае, если вы занимаетесь сбором документов и оформлением сами. Если же воспользоваться услугами коммерческих фирм, стоимость существенно вырастет.
Например, за минимальный набор услуг такой помощник в Москве возьмет от 2000 рублей.
При необходимости оформления ИП, открытия счета в банке, создания цифровой подписи, оборудования транспортного средства оплата за получение лицензии может увеличиться до 12 000 рублей.
Чтобы сэкономить, лучше пройти процедуру регистрации самостоятельно. Если же вы не хотите вникать в организационно-юридические тонкости процедуры или у вас нет времени на это, тогда без помощника не обойтись.
Купить лицензию на такси даже при огромном желании может далеко не каждый. Перед тем, как собирать документы на оформление, желательно ознакомиться с основными требованиями. Они предъявляются и к авто, и к водителю. Найти их можно в 16 пункте 9 статьи ФЗ №69 «О внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации».
Какой автомобиль допускается в службу такси:
- цвет кузова машины прописывается в конкретном регионе, но самые популярные варианты — желтый или белый;
- на крыше авто нужно установить оранжевый фонарь, а на кузове по бокам должен находиться контрастный шашечный пояс;
- если стоимость услуги определяется по длительности поездки, внутри устанавливается таксометр — так называемый «счетчик цены».
Власти столицы РФ руководствуются законом №22 от 11 июня 2008 года «О легковом такси в городе Москве». Главное требование заключается в том, чтобы автомобиль имел кузов, окрашенный исключительно в желтый цвет.
Руководствуясь рекомендациями Роспотребнадзора и положениями закона №2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей», водитель обязан разместить внутри салона на передней панели такой набор информации:
- название компании-перевозчика (допустимо как полное, так и сокращенное название);
- визитку водителя с четкой качественной фотографией;
- финансовые условия передвижения на такси (за что и сколько берется денег);
- контакты органа, контролирующего пассажирские перевозки.
Клиент может попросить водителя предоставить детальные правила пользования конкретным авто. При отказе можно в тот же день подать жалобу
Основные требования к водителю такси:
- наличие водительского удостоверения;
- минимальный стаж — 3 года;
- российское гражданство (исключение из правила — граждане государств, в которых русский язык является официальным, и он закреплен на законодательном уровне).
Получить лицензию на такси могут не только ИП, но и организации — представители мелкого и среднего бизнеса, к ним также предъявляются свои требования. Например, компания, осуществляющая пассажирские перевозки, должна следить за состоянием машины, которая выходит на линию. В основные задачи входят мелкий и капитальный ремонт, техническое обслуживание.
На полную исправность авто указывает специальное обозначение в путевом листе — документе контроля работы транспортного средства. Этот лист нужен каждому автомобилю, который выходит на маршрут. Через 6 месяцев эксплуатации потребуется комплексный осмотр автомобиля.
Также организация обязуется проводить предрейсовые осмотры водителей в плане состояния здоровья. Игнорирование этого требования приведет к тому, что лицензия будет отозвана. Как в Москве, так и далеко за пределами столицы, таксопарки регулярно лишаются разрешения именно из-за того, что у их сотрудников нет свежего медосмотра.
Каким требованиям должно отвечать такси и водитель в 2021 году
Такси должно выпускаться к перевозке людей при наличии:
• «шашек» на кузове;
• таксометра (когда оплата берется в зависимости от расстояния или времени);
• фонаря на крыше;
• определенного цвета, который предусмотрен для такси региона или фирмы.
• информации о водителе (его Ф.И.О, его фото), условиях внесения оплаты, перевозчике и контролирующих органах.
К работе в такси должны допускаться водители с опытом вождения от 3-х лет.
Юридические лица и ИП должны:
• обеспечивать ремонт и техобслуживание машин, используемых в такси;
• проверять их исправность перед выездом на линию, о чем механики ставят отметку в путевом листе;
• проводить предрейсовый медосмотр, о чем врач ставит отметку в путевом листе.
Когда лицензия на такси может быть отозвана или аннулирована
Разрешение на работу в такси могут приостановить, если нарушены требования, перечисленные выше, касающиеся оснащения авто или требований к юридическим лицам или ИП. При выявлении нарушений выписывается предписание с требованием их устранить в определенный срок. Если нарушения юридическое лицо или ИП не устранит в отведенный срок, лицензию приостановят на месяц.
Аннулирование лицензии грозит:
• когда за месяц не выполнены требования предписания;
• когда повторно не соблюдены требования к машинам такси;
• когда не соблюдены требования к водителям (нет должного водительского опыта);
• когда таксист создал ДТП и причинением пассажирам или третьим лицам среднего или тяжкого вреда здоровью либо смерти.
Требования, предъявляемые к такси
Рассмотрим требования, которые предъявляются к автомобилям такси:
16. В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам:
1) легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям:
б) легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
в) легковое такси должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;
г) легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
д) легковое такси должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси;2) водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет;
3) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:
а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;
б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;
в) обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
Требования к оснащению автомобиля такси:
- «Шашечки» на кузове.
- Цвет автомобиля. Регионы могут установить определенный цвет, в который должны быть окрашены автомобили такси.
- Фонарь такси на крыше.
- Таксометр (если плата за поездку зависит от расстояния или времени использования такси).
Требования к водителю:
- Стаж вождения не менее 3-х лет.
Необходимо ли иметь статус ИП для получения лицензии?
По действующему законодательству претендовать на оформление лицензии на такси вправе исключительно субъекты предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы в установленном порядке. Таким образом, получить разрешение могут или специализированные компании (например, служба такси, которая является юридическим лицом), или индивидуальные предприниматели. То есть, если вы официально не трудоустроены в какой-либо компании, имеющей все разрешительные документы, то для того, чтобы заниматься перевозками, нужно сначала получить статус ИП, и уже потом обращаться за лицензией.
Если же желания регистрироваться в качестве ИП у вас нет, можно трудоустроиться в официальную компанию, занимающуюся легковыми автоперевозками. Проблем с тем, чтобы работать на собственном автомобиле, как правило, не возникает: большинство служб или предоставляют своим водителям машины, или дают возможность оказывать услуги на своем авто.
Простое сотрудничество с диспетчерской службой не является основанием для выдачи лицензии. Для оформления разрешения при условии самостоятельной (без официального трудоустройства) деятельности регистрироваться как ИП обязательно.
Нужно учитывать, что тем таксистам, которые решат работать на такси самостоятельно, зарегистрируются в качестве ИП и оформят лицензию, придется своими силами вести учет, оплачивать налоги и взносы, а также подавать отчетность. Кроме того, ответственность за оказание услуг возлагается на самого таксиста. В этом смысле вариант не оформлять лицензию на такси, а трудоустроиться в официальную службу, является предпочтительным.
Однако в сотрудничестве со специализированными службами такси есть и свои минусы, главный из которых — необходимость оплачивать проценты (соответственно, часть прибыли будет просто уходить). Поэтому рекомендуется заранее проанализировать преимущества и недостатки каждого варианта и сделать выбор в зависимости от конкретных обстоятельств.
Какие требования предъявляются к автомобилям и таксистам?
Первое, на что следует обратить внимание — это существование различных требований для получения лицензии на такси, в зависимости от региона. Т.е., например, автомобиль, который подходит для работы в Московской области, может не подходить для работы в Москве. Среди стандартных требований, которые предъявляются к автомобилям, как правило, присутствуют следующие:
- оборудование машины таксометром (если стоимость услуг не является фиксированной);
- наличие на крыше опознавательного фонаря желтого цвета;
- нанесение по бокам кузова цветографических схем («шашечек»);
- соответствие установленным в регионе цветам автомобилей-такси (например, желтый, белый и т.д.).
Ряд условий для получения лицензии на такси установлен и для самих водителей. В частности, для оформления разрешения водитель должен иметь водительское удостоверение определенной категории, а также водительский стаж не менее 3 лет. И, конечно, обязательным условием для выдачи лицензии на такси водителю является наличие у него или автомобиля в собственности, или взятой в аренду машины. При этом автомобиль должен находиться в исправном состоянии и регулярно проходить технический осмотр.
Кто может стать самозанятым таксистом?
Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.
Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.
Какая альтернатива есть?
Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.
Как самозанятому работать в такси в 2021 году?
У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.
-
Работа в таксопарке
По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.
-
Сотрудничество напрямую с агрегатором
При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.
При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.
-
Поиск заказов самостоятельно
Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.