Что изменилось в градостроительном законодательстве в 2021 году: обзор

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменилось в градостроительном законодательстве в 2021 году: обзор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Понятие определено 16-м Постановлением Госстроя СССР, и оно до сих пор является актуальным. Это юрлицо, занимающееся распоряжением финансовых вложений, которые будут применяться в качестве капитальных средств, и материального имущества, которое числится за капитальным строительством.

Структура строительной цепочки. Роль заказчика и инвестора

Строительная цепочка зависит от специфики конкретного кейса, считает Надежда Коркка. В ней принимают участие различные структуры. Например, инвестором может выступать собственник земельного участка, привлекающий для реализации проекта профессионального участника рынка, который возьмет на себя функции технического заказчика.

Каждому из участников определяется фронт работ: инвестор отвечает за стратегические вопросы, тогда как технический заказчик занимается поиском исполнителей, получением необходимой разрешительной документации и согласованиями. Координация действий происходит на уровне уполномоченных руководством и ответственных за конкретный проект лиц.

С этим согласен и Владимир Щекин: «Конфигураций взаимодействия инвесторов, заказчиков, подрядчиков может быть масса. Все зависит от целей, компетенций, технических и финансовых ресурсов каждого. К примеру, инвестор может давать деньги на стройку, но при этом одновременно хочет участвовать в управлении и контроле, поэтому входит в совет директоров компании застройщика».

Денис Денисов, напротив, полагает, что строительство жилого дома – достаточно предсказуемый процесс. И в него почти всегда оказываются вовлечены одни и те же структуры: застройщик, инвестор, девелопер (он же обычно является и заказчиком), генпроектировщик и субпроектные организации, генподрядчик и субподрядчики.

Понятно одно: какой бы ни была строительная цепочка, особая роль в ней отводится заказчику, который является распорядителем строительного производства, говорит Наталия Пырьева. Он формирует состав генеральных исполнителей и отвечает за приемку законченных объектов.

Иногда заказчик одновременно является инвестором (когда строительство ведется за счет собственных средств), а иногда – подрядчиком, то есть организатором проекта строительства.

«В любом случае, все участники строительного процесса взаимосвязаны. Можно сказать, что это – «правовые явления», имеющие свою структуру подчинения и свои обязанности»
Наталия Пырьева, аналитик ФГ «ФИНАМ»

Уровень грамотности современных покупателей

Основная тенденция последних лет – повышение уровня грамотности покупателей новостроек, отмечает Андрей Колочинский. Если прежде на низкоконкурентном рынке свои правила диктовали застройщики, то сейчас это делают покупатели жилья. В процессе выбора будущей квартиры они очень придирчивы и их интересуют буквально все нюансы строительства, в том числе репутационные.

Как правило, покупатели интересуются застройщиком, поскольку именно с ним они подписывают договор, рассказывает Ирина Доброхотова. Но чаще всего застройщиком выступает юридическое лицо, которое создается под реализацию конкретного объекта. Поэтому в данном случае немаловажна и фигура девелопера – как главного организатора и управляющего процессом. Также достаточно часто покупатели любопытствуют, кто является подрядчиком по строительству объекта, изучают его портфолио. Положительная репутация строительного подрядчика и его успешный опыт в реализации прошлых объектов является несомненным плюсом проекта.

В большинстве случаев покупателю не стоит волноваться, считает Руслан Соловьев. Ведь сегодня выбор исполнителя работ для каждого добросовестного девелопера – важный и ответственный этап. При выборе генподрядчика проводится основательная всесторонняя оценка с самых разных сторон: финансовая устойчивость в текущий период времени, наличие опыта реализации объектов – качество и сложность выполненных работ, уровень организации строительного производства (технологии управления), с точки зрения квалификации инженерного состава и т.д.

Кроме того, практически всю информацию о девелопере, застройщике и исполнителях можно найти в интернете. Застройщик указывает генерального подрядчика в проектной декларации, которую размещает в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) в публичном доступе. Каждый покупатель может с ней ознакомиться, комментирует Максим Деев.

В ряде случаев при нарушении своих обязанностей застройщик несет административную ответственность:

  • Застройщику необходимо своевременно опубликовать в СМИ достоверную информацию о проектной декларации, в противном случае придется выплатить штраф: для должностных лиц – от 5 000 до 15 000 рублей, а для юрлиц – от 200 000 до 400 000 рублей.
  • Застройщик должен получить разрешение на строительство. Если такового нет, он не имеет права публиковать информацию о стройке в СМИ, организовывать рекламу и проч. Нарушение этого правила влечет за собой штраф, размер которого варьируется от 100 000 до 500 000 рублей.
  • Застройщик не имеет права привлекать дольщиков, если не имеет разрешения на строительство. Нарушение этого правила приведет к административной ответственности в виде штрафа от 500 000 до 1 млн. рублей. Следует отметить, что штраф будет начисляться за каждого участника, который незаконно подписал долевой договор.

Чем отличается от некапитального строения

Капитальному строению необходима государственная регистрация. Владелец дома или сооружения получает документы, подтверждающие его право собственности на объект. В них прописывают основные характеристики, адрес, площадь, цель использования, соответствие нормативам СНиП и другое. В капитальном объекте уже есть необходимые коммуникации (вода, газ, тепло- и электроснабжение).

Читайте также:  Кому положены льготы по транспортному налогу в 2023 году

По уровню благоустройства капитальное строение выше, чем некапитальные постройки. Также отличительными признаками могут быть строительные материалы и технические решения. Под капитальный объект разрабатывают проектно-сметную документацию, а для строительства получают разрешение. Эксплуатироваться такое здание может от 25 до 100 лет.

Некапитальные строения не нуждаются в глубоком фундаменте. Такую постройку можно разбирать, перевозить, собирать без повреждений и изменения параметров. На новом месте некапитальное строение сохраняет своё назначение. К такому виду объектов относят павильоны, навесы, контейнерные сооружения и другие лёгкие конструкции. Временные постройки имеют небольшой срок использования (в среднем 5 лет) и на них получать документы о праве собственности не нужно.

Пять этапов реализации проекта по строительству

Реализация проекта по строительству объектов капитального строительства может состоять из пяти этапов:

  1. приобретение прав на земельный участок;
  2. утверждение или выдача документов, сведений и материалов, необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства;
  3. проведение инженерных изысканий и архитектурно-строительное проектирование;
  4. строительство (реконструкция) объекта капитального строительства и ввод его в эксплуатацию;
  5. государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на построенный, реконструированный объект капитального строительства (помещение, машино-место).

Институт типовой проектной документации: что это и как работает

Проектную документацию могут признать типовой, если она получит положительное заключение государственной экспертизы и будет использована при строительстве или реконструкции капитального объекта, который, в свою очередь, будет введён в эксплуатацию согласно разрешению уполномоченного органа.

Если проектную документацию одобрят в качестве типовой, она подлежит включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации (ЕГРЗ). Со дня включения в реестр её можно использовать при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ.

Правительство РФ устанавливает:

  • порядок признания проектной документации типовой проектной документацией, сроки её применения, порядок отмены решения о признании проектной документации типовой, случаи обязательного использования типовой проектной документации;
  • порядок предоставления сведений о лице, уполномоченном на распоряжение исключительным правом на типовую проектную документацию;
  • критерии типовой проектной документации.

Комментарий к Статье 2 214-ФЗ

В статье установлены значения понятий «застройщик» и «объект долевого строительства», используемых в Законе N 214-ФЗ.
Застройщик (для целей Закона N 214-ФЗ) — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, имеющие в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающие денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Законом N 214-ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании полученного разрешения на строительство. При этом к иным объектам недвижимости (для целей Закона N 214-ФЗ) относятся гаражи, объекты здравоохранения, общественного питания, предпринимательской деятельности, торговли, культуры и иные объекты недвижимости, за исключением объектов производственного назначения;
Следует отметить, что в соответствии с п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ под застройщиком (для целей Градостроительного кодекса РФ) понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Объект долевого строительства — жилое помещение или нежилое помещение, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.

Другой комментарий к Ст. 2 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве» (ДДУ)

1. В статью 2 Закона N 214-ФЗ законодатель включил определения двух ключевых понятий, используемых в Законе N 214-ФЗ. С понятием «застройщик» законодатель связывает возникновение права на привлечение денежных средств от участников долевого строительства . Как мы уже выяснили , легальным привлечением денежных средств по смыслу комментируемого Закона N 214-ФЗ следует считать юридический состав из двух обстоятельств:

  • — заключение между застройщиком и инвестором договора участия в долевом строительстве;
  • — фактическая оплата денежных средств застройщику.

———————————

См.: часть 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ.

См.: комментарий к ст. 1 Закона N 214-ФЗ.

До 12.07.2012 застройщиком считалось любое юридическое лицо, обладающее по Закону N 214-ФЗ рядом характерных признаков:

  • — имело право собственности или аренды (субаренды) на земельный участок, на котором планировалось вести строительство многоквартирного дома или иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения;
  • — получило разрешение на строительство таких объектов;
  • — привлекало денежные средства от участников долевого строительства в соответствии с Законом N 214-ФЗ.

В связи с внесением дополнений в комментируемую правовую норму Закона N 214-ФЗ начиная с 12.07.2012 застройщиком также считается любое юридическое лицо, которое в предусмотренных законом случаях обладает застраиваемым земельным участком на праве безвозмездного срочного пользования.

———————————

См.: статья 3 Федерального закона от 10.07.2012 N 118-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Читайте также:  ФНС разъяснила, как правильно заполнять платежки с 2023 года

Поправки внесены в целях распространения действия Закона N 214-ФЗ на строительные проекты, реализуемые под контролем Фонда содействия развитию жилищного строительства (далее — Фонд РЖС).

———————————

См.: Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Напомним, что право безвозмездного срочного пользования возникает на основании договора. Его предметом является передача одной стороной (ссудодателем) другой стороне (ссудополучателю) земельного участка в безвозмездное временное пользование. При этом ссудополучатель по истечении согласованного срока обязан возвратить земельный участок ссудодателю .

———————————

См.: ст. 689 Гражданского кодекса РФ.

Применительно к строительным проектам, реализуемым при участии Фонда РЖС, схема действий следующая:

  1. Фонд РЖС формирует земельный участок, планируемый под застройку, ставит его на государственный кадастровый учет и переоформляет на него право собственности Фонда РЖС;
  2. Фонд РЖС проводит аукцион на право безвозмездного срочного пользования в отношении земельного участка;
  3. Фонд РЖС заключает с победителем аукциона договор безвозмездного срочного пользования;
  4. владелец застраивает полученный от Фонда РЖС земельный участок жильем экономического класса и объектами инфраструктуры.

Эта юридическая схема работает в отношении застройки земли исключительно жильем экономического класса. Условия отнесения жилых помещений к жилью экономического класса утверждены на федеральном уровне. Они применяются с 14.07.2014 . До 12.07.2012 застройщик, получивший от Фонда РЖС земельный участок под застройку на праве безвозмездного срочного пользования, был не вправе по Закону N 214-ФЗ заключать договор участия в долевом строительстве с долевыми инвесторами — гражданами для целей получения ими права собственности на жилье экономического класса. После 12.07.2012 такие владельцы земли считаются застройщиками по смыслу Закона N 214-ФЗ и вправе оформлять договор участия в долевом строительстве по своим строительным проектам с гражданами-инвесторами.

— лицо, выполняющее за плату функцию заказчика в строительстве. Для этого, это лицо заключает договор с застройщиком на выполнение функции заказчика в строительстве (ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Привлечение Технического заказчика обусловлено особенностями строительства. Учитывая, что эта отрасль чрезвычайно сложна и ответственна, то иногда заказчик, у которого не хватает опыта в строительстве (или не достаточно своего ресурса), нанимает профессиональную организацию, которая по договору (технический надзор, технической заказ) выполняет функцию заказчика. Такая профессиональная организация выступает в роли Технического заказчика.

Пример

Застройщик организует на принадлежащем ему земельном участке строительство офисного центра. Застройщик по договору привлек технического заказчика, в задачи которого входит выполнение функции заказчика — проведение экспертизы и принятие работ, выполненных подрядчиком, получение необходимых разрешений и согласований и т.п.

Участники строительного производства всегда связаны между собой договорными отношениями, которые регулируются Гражданским кодексом РФ. В данной статье мы рассмотрим кто такие заказчик, застройщик, генеральный подрядчик, подрядчик в строительстве и долю ответственности, которая лежит на каждом из них.

Заказчик, застройщик, генеральный подрядчик, подрядчик в строительстве — это стороны договора подряда, с определёнными функциями и обязанностями. Основная ответственность ложится на плечи генерального подрядчика, который обязан:

  • обеспечить исполнение принятых обязательств генподрядчика перед заказчиком;
  • обеспечить исполнение обязательств, принятых субподрядчиком, с полным контролем его объемов по работе, в том числе по качеству;
  • обеспечить безопасность всех предстоящих работ (строительных, геодезических, монтажных и т.д.);
  • обеспечить охрану окружающей среды, пожарную, санитарную и экологическую и другую безопасность;
  • обеспечить исполнение проектно-сметной документацию по строительству, включая ее оформление и согласование в государственных органах.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

  • 1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
  • 2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
  • 3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
  • 4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;
  • 5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
  • 6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • 7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
  • 8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
  • 9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • 10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
  • 10.1) единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 настоящего Кодекса;
  • 11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
  • 12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

УВЕДОМЛЕНИЕ О СНОСЕ И ЗАВЕРШЕНИИ СНОСА

В целях сноса объекта ИЖС застройщик подает в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта или через многофункциональный центр уведомление о планируемом сносе не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по такому сносу. Указанное уведомление должно содержать в том числе следующие сведения:

  1. данные застройщика;
  2. кадастровый номер земельного участка, его адрес;
  3. сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
  4. сведения о праве застройщика на сам объект ИЖС, подлежащий сносу, а также сведения о наличии прав иных лиц на такой объект (при наличии таких лиц).
Читайте также:  Тема 7Возбуждение уголовного дела

Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о планируемом сносе объекта ИЖС, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит проверку наличия вышеуказанных документов, обеспечивает размещение этих уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора.

Застройщик не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта ИЖС подает в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект, в том числе через многофункциональный центр, уведомление о завершении сноса объекта ИЖС.

Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о завершении сноса объекта ИЖС, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления обеспечивает его размещение в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет об этом орган регионального государственного строительного надзора.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Конечно, для перехода на новый порядок согласования ввода в эксплуатацию объектов ИЖС законодатель предусмотрел переходный период. В соответствии со ст. 16 ФЗ N 340 в случае, если заявление о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС подано до 3 августа 2018 года, а также разрешение на строительство объекта ИЖС получено до 3 августа 2018 года, то получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании полученного разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости. Об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС застройщик уведомляет уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство такого объекта. Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 55 ГрК РФ о выдаче разрешения на ввод (в редакции измененного Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия такого объекта требованиям разрешения на строительство.

Правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до 3 августа 2018 года начато строительство или реконструкция жилого объекта, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого объекта. В этом случае будет применяться порядок, предусмотренный положениями статьи 51.1 ГрК РФ о подаче уведомления о планируемом строительстве или реконструкции, а также положениями статьи 55 ГрК РФ о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в редакции измененного Федерального закона). В таком случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Еще раз обращаем внимание, что в случае, если до 3 августа 2018 года начаты работы по сносу объекта ИЖС, не связанные со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства на месте снесенного объекта, разработка проекта организации работ по сносу объекта и направление уведомления о начале таких работ по сносу объекта ИЖС не требуются.

Категории и виды объектов капитального строительства

Градостроительный кодекс России, а также ряд иных регламентных положений разработали категории и виды объектов капитального строительства, которые имеют свои отличительные характеристики.

  • Строительство нового объекта (новостройка). Объект возводится «с нуля», при этом используются первичные факторы ведения строительства, начиная от разработки земельного вопроса. По окончании строительства объект становится самостоятельной единицей с балансовой стоимостью.
  • Реставрация. Процесс ремонта, реконструкции и расширения действующих конструкционных элементов.
  • Реконструкция. Модернизация объекта недвижимости, при этом не допускается расширение площади.
  • Расширение объекта — значительное увеличение площади, путём пристройки отдельного объекта, с выводом нового типа помещения или здания на отдельную балансовую стоимость.

Чем отличаются от некапитального строения

Целый ряд cтpoeний нe обладает признаками капитального строения. Эти постройки именуют временными.

Сpaвнивая кaпитaльнoe cтpoeниe и здaниe вpeмeннoгo типa, мoжнo выявить cлeдyющиe paзличия:

  1. Кaпитaльнaя пocтpoйкa, в отличие от временной, pacпoлoжeнa нa фyндaмeнтe и кpeпкo пpивязaнa к зeмлe.
  2. Для cтpoитeльcтвa ОКС нeoбхoдимo coбpaть oбшиpный cпиcoк нeoбхoдимых дoкyмeнтoв, в тo вpeмя кaк для cтpoитeльcтвa вpeмeннoй постройки дoкyмeнтaции нe тpeбyeтcя.
  3. Coopyжeниe кaпитaльнoгo хapaктepa мoжeт нaхoдитьcя в экcплyaтaции oт 25 дo 100 лeт, a вpeмeннoe нe мoжeт иcпoльзoвaтьcя бoлee 5 лeт.
  4. Строение капитального типа нe мoжeт быть дeмoнтиpoвaно и пepeвeзeно в дpyгoe мecтo, a вpeмeннaя пocтpoйкa пpeдпoлaгaeт paзбop и пepeнoc на любое расстояние.
  5. Нa кaпитaльную постройку мoжнo пoлyчить дoкyмeнты coбcтвeннocти, в тo вpeмя кaк нa вpeмeннoe cтpoeниe пoдoбнoй дoкyмeнтaции пoлyчить нeльзя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *