Пленум ВС РФ разъяснил, как оспаривать решения госорганов в арбитражном процессе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пленум ВС РФ разъяснил, как оспаривать решения госорганов в арбитражном процессе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Судом надзорной инстанции по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции в России является Верховный суд РФ (ст. 126 Конституции РФ). ВС РФ выступает в качестве последующей надзорной инстанции относительно верховных судов субъектов РФ при изучении дел по административным правонарушениям (п. 3 ст. 30.13 ГПК).

Полномочия суда надзорной инстанции

Суд надзорной инстанции по итогам изучения жалобы уполномочен:

  • сохранить судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, не внося в них изменений;
  • аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, частично или целиком и отправить материалы на новое изучение;
  • аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, целиком или частично и завершить производство по делу или сохранить заявление нерассмотренным;
  • сохранить силу одного из судебных актов, вынесенного в предыдущих инстанциях;
  • аннулировать или изменить судебный акт, вынесенный предыдущей инстанцией, и составить новое постановление по делу, не отправляя само дело на изучение, если надзорной инстанцией было выявлено неверное истолкование или использование положений материального права;
  • оставить указанную жалобу без изучения по существу.

Судебные инстанции в арбитражном процессе — это предусмотренная законодательством иерархия стадий рассмотрения спора в арбитражном процессе.

Термин «Инстанция» от латинского слова «Instantia» (инстанциа) — непосредственная близость.

Порядок рассмотрения жалобы и результат

Установленный порядок рассмотрения жалобы предполагает два этапа:

  1. Текст изучается единолично судьей ВС РФ в порядке ст. 308.4 АПК РФ. На этом этапе он может как истребовать все материалы дела из соответствующего суда, так и изучить вопрос по приложенным документам. По итогам изучения жалоба либо передается в Президиум, либо не передается, если для того нет оснований. В последнем случае выносится постановление об отказе в передаче жалобы в Президиум для рассмотрения в порядке надзора.
  2. Если же жалоба передана для рассмотрения, Президиум назначает дату и время заседания и извещает всех заинтересованных лиц. В случае необходимости и при наличии технической возможности лицо участвует в заседании через систему ВКС. В ходе заседания в рамках ст. 308.9 судья-докладчик излагает суть вопроса, стороны дают пояснения. Итоговый вывод формирует Президиум путем голосования судей.

Полномочия Президиума по итогам рассмотрения жалобы перечислены в ст. 308.11 АПК РФ:

  • надзорную жалобу оставить без удовлетворения, судебные акты — в силе;
  • оставить в силе один из ранее принятых актов;
  • отменить акты и отправить дело рассматриваться заново;
  • в ряде случаев — отменить судебные акты и принять собственное постановление без нового рассмотрения;
  • отменить акты и прекратить дело (оставить без рассмотрения);
  • оставить саму жалобу без рассмотрения, если нарушены требования к ее подаче.

НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

  • Судебные инстанции: определение, виды, сущность и особенности
  • Надзорная жалоба по гражданскому делу: советы по составлению
  • Надзорная жалоба: сроки подачи и образец
  • Инстанции судов: понятие, виды и описание. Суд кассационной инстанции
  • Надзорные органы РФ: права, полномочия. Прокуратура — надзорный орган
  • Что такое представление прокурора? Кассационное и апелляционное представление прокурора
  • Антимонопольный орган. Федеральная антимонопольная служба России

Количество дел, рассматриваемых арбитражными судами, с каждым годом увеличивается, растет нагрузка на каждого судью. При обычном рассмотрении дел судья должен принять дело к производству, провести предварительное и основные судебные заседания, выслушать стороны, при необходимости назначить экспертизы, опросить свидетелей, произвести другие процессуальные действия, подготовить мотивированное решение. С целью уменьшения на судей для некоторых несложных споров был введен упрощенный порядок рассмотрения споров (упрощенное производство в арбитражном суде).

Стороны с момента поступления иска), решение выносится только в резолютивной части.

Но это не значит, что стороны должны занимать пассивную позицию и просто ждать, когда примут судебного акта. Они вправе предоставлять свои доказательства, знакомиться с аргументами другой стороны на сайте суда. При этом, необходимо успеть предоставить все дополнения и возражения до вынесения судебного решения.

Судья выносит определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В определении суда:

  • устанавливаются сроки для предоставления сторонами доказательств, отзыва (не менее 15 дней со дня принятия заявления), а также дополнительных документов (не менее 30 дней),
  • указывается код для доступа к материалам дела.

Все поступившие от сторон документы размещаются на сайте в закрытом доступе.

Судья в рамках упрощенного производства в арбитражном суде рассматривает спор без вызова сторон, только на основе представленных доказательств.

Читайте также:  Как оформить субсидию на ЖКХ в 2022 году?

Поэтому так важно позаботиться об их допустимости, относимости и достаточности, правильном оформлении, об обоснованности своих требований и возражений.

В 2022 году в закон внесут новые поправки

Серьезные изменения ожидаются закон «О банкротстве» в 2022 году. О подготовленных поправках заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Должников — физ. лиц, желающих пройти банкротство, разделят на три группы — по уровню их доходов.

Обсуждается повышение платы за работу финуправляющих в 4 раза — с 25 тыс. рублей за каждую процедуру (реструктуризация долга и реализация имущества) до 100 тыс. рублей. Хотя, возможно, депутаты эту поправку и не примут, но уже сейчас известно, что основные изменения поддерживает комитет Думы по собственности.

Иначе, чем сейчас, будут отбираться финансовые управляющие и вообще институт арбитражных управляющих будет глобально реформирован.

Против многих поправок выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — напомним, что закон говорит не только о банкротстве физ. лиц, но и о процедуре несостоятельности компаний. Но опыт говорит, что при активном правительственном лобби Госдума принимает законы очень быстро, иногда три чтения проходят за одну неделю.

Планируется, что торги по реализации имущества будут проводить путем поэтапного повышения или понижения начальной цены на один шаг торгов, то есть на одну величину изменения цены. То есть цена на имущество может падать ровно до того момента, когда кто-то из желающих вызовется это имущество купить.

Как только такая заявка поступает в систему, то фиксируется минимальная цена желающего купить, а далее торги начинаются с новой отсечки. Цена на имущество начинает повышаться. Сделано это для того, чтобы заинтересованные лица не сбивали цену и не покупали квартиры, машины, заводы и пароходы банкрота за бесценок.

Поправки начнут действовать по истечении года со дня опубликования закона в «Российской газете». Проект предусматривает множество переходных положений.

Банкротство физических лиц изменения в 2022 году

Правки в большей степени сегодня касаются финансовых управляющих, как они будут назначаться. Работа данного специалиста теперь оценивается по бальной системе, по количеству успешных решений, которые были выдвинуты после процедуры банкротства. Например, за законченный процесс по реструктуризации или за успешное мировое соглашение с кредитором управляющий получит большое количество баллов. СРО тоже теперь делится по рейтингам. По среднему количеству баллов всех управляющих – их суммируют и делят на количество сотрудников, которые занимаются делами по банкротству. Для обработки и хранения баллов создан специальный Государственный регистр, в котором будут храниться все данные.

Финансовые управляющие подразделяются на три больших категории, во время процесса банкротства могут быть выбраны только СРО первой категории. СРО данной сферы должны провести как минимум 10 процедур по списанию займов с физического лица. Управляющий будет иметь свой рейтинг и на его основе назначаться на свою должность. Компании выдвигают своих кандидатов и потом суд электронным способом выбирает лучшего для работы по процессу банкротства. Если компания не может выдвинуть своего кандидата по ряду причин, то ее могут опустить в категорию ниже, или вообще снять с нее статус СРО.

Формирование судебной практики

Отныне вся судебная практика, включая налоговые споры, будет формироваться определениями Судебной коллегии и постановлениями Президиума ВС РФ. Любые указания Судебной коллегии, в том числе на толкование закона, изложенные в определении об отмене судебного акта, обязательны для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 4 ст. 291.14 АПК РФ).

Разъяснения по вопросам судебной практики будет давать ВС РФ (ст. 126 и 127 Конституции РФ). В то же время суды могут опираться в своих решениях на сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ (абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ).

Разъяснения ВАС РФ останутся в силе до принятия соответствующих решений по данным вопросам Пленумом ВС РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации»). Из данной формулировки не ясно, какое именно решение имеется в виду. Вероятно, речь идет о разъяснениях Пленума ВС РФ по вопросу судебной практики, разрешенному Пленумом ВАС РФ. Кроме того, можно предположить, что Пленуму ВС РФ таким образом предоставлена возможность признавать утратившими силу конкретные разъяснения Пленума ВАС РФ.

В целом судьба постановлений Пленума и Президиума ВАС РФ пока неизвестна. Именно поэтому законодатель в ч. 4 ст. 170 АПК РФ обозначил, что в мотивировочной части решения можно ссылаться именно на сохранившие силу постановления.

Прежде разъяснения ВС РФ, как правило, не влияли на арбитражную практику. В качестве исключений можно привести:

  • позиции Пленума ВС РФ по вопросам защиты прав потребителей;
  • позиции Президиума ВС РФ, изложенные в ежеквартальных обзорах ВС РФ. Например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 04.12.2012 № 11277/12 подтверждает свое мнение ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2012 года (утвержден Президиумом ВС РФ 10.10.2012, без номера);
  • позиции ВС РФ, отраженные в его определениях. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 30.04.2013 № А40-82956/12-129-538 подкрепляет свою позицию определением ВС РФ от 12.01.2010 № 5-В09-146.
Читайте также:  СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ПОНЯТИЕ НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

Исключение Высшего Арбитражного Суда РФ из системы судов Российской Федерации потребовало внесения изменений в большое количество нормативных правовых актов. Безусловно основные судопроизводственные изменения затронули АПК РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ», в соответствии с которым АПК РФ был дополнен новой главой взамен действовавшей «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора».

Стоит отметить, что согласно изменениям, внесенным в АПК РФ Верховный Суд РФ в рамках проверочных производств не только заменил Высший Арбитражный Суд РФ в качестве единственной надзорной инстанции, но и выступает теперь как один из судов кассационной инстанции.

Новая глава АПК РФ «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора» практически копирует главу ГПК РФ «Производство в суде надзорной инстанции».

Процессуальный режим деятельности арбитражного суда надзорной инстанции

Как подать надзорную жалобу в арбитражный суд. Подача надзорной жалобы в Верховный Суд РФ.

Порядок рассмотрения жалоб в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ и в Президиуме Верховного суда РФ отличается от порядка надзорного производства в ВАС РФ. Ответ юриста на вопрос: подача кассационной жалобы в арбитражный суд.

Направлять встречный иск в арбитражный суд нужно в Ответчик подал кассационную жалобу. Таким образом, при подаче жалобы трехмесячный срок для обращения в суд начинается c того дня, когда вышестоящий налоговый орган утвердил решение. Решение арбитражного суда города Москвы я обжаловал в апелляционной инстанции, т.е. в Девятом арбитражном апелляционном суде.

Сроки подачи жалоб в верховный суд рф в 2017 году. Разобраться в основаниях для подачи жалобы. Срок рассмотрения надзорных жалобы, представления.

Первым делом вам нужно обратить внимание на сроки, в течение которых вы можете подать жалобу в высшую судебную инстанцию. Как обратиться в арбитражный суд в 2017 году.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе

права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

Исполнение обжалуемых судебных актов приостанавливается при предоставлении лицом, ходатайствующим о таком приостановлении, обеспечения возмещения другой стороне по делу возможных убытков (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, принявшего соответствующий судебный акт в первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе (основания и порядок).

Возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе (основания и порядок)

Возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе (основания и порядок). Приостановление исполнения судебного акта Высшим Арбитражный Судом РФ. Сущность и значение пересмотра судебных актов в порядке надзора заключается в том, что согласно ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ. как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в установленной АПК РФ процессуальной форме судебный надзор за деятельностью арбитражных судов. Процессуальная форма такого надзора — пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в АПК РФ лиц, а также по представлению прокурора по делам, указанным в ст.

Можно ли в 2023 году платить налоги по старым правилам

Если коротко ответить на данный вопрос, то нет, нельзя. С 1 января 2023 года порядок уплаты налогов и страховых взносов будет изменен для всех без исключения организаций, ИП и физлиц. С указанного момента все налоги и прочие обязательные платежи, кроме единичных случаев, нужно будет платить единым налоговым платежом (ЕНП) на единый налоговый счет (ЕНС). ЕНП и ЕНС станут безальтернативным способом уплаты налогов, обойти который не получится.

Уплата налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов будет осуществляться на ЕНС, открытый налогоплательщику, путем перечисления на него ЕНП (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Деньги будут накапливаться на ЕНС и списываться оттуда налоговиками по мере наступления сроков уплаты того или иного налога. Списание и зачет средств, накопленных на ЕНС, будут производиться на основании уведомлений об исчисленных суммах налогов, которые организации и ИП станут направлять в ИФНС не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов или страховых взносов, а также деклараций и расчетов.

Читайте также:  Штраф за пересечение сплошной линии и выезд на встречную полосу в 2023 году

Основания для пересмотра и возбуждения надзорного производства

Лица, участвующие в деле, и иные лица (в том числе и прокурор) в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права (ч. 2 ст. 292 АПК РФ).

Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано непосредственно напрямую в ВАС РФ в письменном или электронном виде в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Под «другими исчерпанными способами» законодатель подразумевает, что заявитель перед обращением в ВАС РФ должен подать жалобы сначала в арбитражный суд апелляционной инстанции, потом в случае неудовлетворительного исхода в арбитражный суд кассационной инстанции. И только после этого у лица появляется возможность на пересмотр всех принятых по делу неудовлетворительных судебных актов в порядке надзора.

Первым отличием надзора от апелляции и кассации является то, что лицо обращается в арбитражный суд надзорной инстанции не с жалобой на судебный акт, а с заявлением о пересмотре судебного акта.

Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано заинтересованным лицом со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом (ч. 4 ст. 292 АПК РФ).

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается единолично судьей ВАС РФ в пятидневный срок со дня его поступления в надзорную инстанцию (ч. 2 ст. 293 АПК РФ).

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, поданные с соблюдением требований, предусмотренных законом, принимается к производству ВАС РФ.

О принятии заявления или представления к производству выносится определение, которым возбуждается надзорное производство. Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом судей ВАС РФ в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления или представления в ВАС РФ или со дня поступления в ВАС РФ дела, если оно было истребовано из арбитражного суда. Для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора суд может истребовать дело из арбитражного суда, о чем выносится определение. При наличии оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, суд выносит определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора.

Согласно ст. 304 АПК РФ основаниями для пересмотра судебного акта в порядке надзора являются:

  1. нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
  2. нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
  3. нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Незавершённые проверки

Если на 10.03.2022 внеплановая проверка не завершена, её проведение недопустимо до момента составления акта и внесением органом контроля/надзора соответствующих сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок (см. далее). За исключением внеплановых мероприятий и проверок, проведение которых разрешено в рамках моратория (см. всю таблицу выше).

Проверки, проведение которых недопустимо в силу моратория и они не завершены на 10.03.2022, должны быть окончены в течение 5 рабочих дней с этой даты путем составления акта и внесением органом контроля/надзора соответствующих сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок.

Предписание об устранении выявленных нарушений контролируемому лицу выдадут исключительно в случае, если в ходе проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу:

  • причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью;
  • возникновения ЧС природного и техногенного характера;
  • ущерба обороне страны и безопасности государства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *