Государственное пенсионное обеспечение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственное пенсионное обеспечение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В настоящее время управление пенсионным обеспечением в России раздроблено в значительно большей степени, чем в СССР. Рана им управляло Министерство социального обеспечения РСФСР, а также три союзных ведомства, имеющие собственные пенсионные органы Минобороны, МВД и КГБ. Теперь число федеральных органов исполнительной власти, которые имеют «свои» пенсионные органы, увеличилось.

Пенсионная система: понятие

Пенсионная система как правовое понятие — комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений:

  1. отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты (финансовое право);
  2. отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами (по существу, пенсионное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения);
  3. отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения.

В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм — пенсионное право — занимает центральное место.

Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования — пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.

В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения — пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий.

Назначение пенсии. Сроки, с которых назначается и пересчитывается пенсия

Назначается пенсия соответствующим пенсионным органом (органом социальной защиты населения) после поступления заявления и всех необходимых документов.

Поступившее заявление, в соответствующих случаях вместе с «Представлением», регистрируется и заявителю выдается расписка, в которой указывается дата поступления заявления, а также отмечаются полученные и недостающие документы. Регистрация даты (дня) обращения имеет юридическое значение, учитывая, что пенсия назначается обычно со дня обращения или даже ранее этого дня.

Заявление о переводе с одной пенсии на другую, о перерасчете пенсии и о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии подается и регистрируется в таком же порядке по месту нахождения пенсионного дела заявителя.

Орган, принявший заявление, обязан при необходимости оказывать содействие в получении документов, недостающих для назначения пенсии, давать разъяснения и справки по вопросам пенсионного обеспечения.

Не позднее 10 дней после поступления всех необходимых для назначения пенсии документов соответствующий орган должен оформить расчет пенсии (включая подсчет среднемесячного заработка и трудового стажа), сформировать пенсионное дело и принять решение о назначении или об отказе в назначении пенсии. Заявление о перерасчете пенсий, о переводе с одной пенсии на другую и о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии рассматривается в пятидневный срок.

В случае отказа заявителю не позднее пяти дней после вынесения соответствующего решения выдается извещение о принятом решении с указанием причины отказа и порядка обжалования. Одновременно возвращаются все представленные документы.

Как правило, пенсия назначается со дня обращения за ней, если не установлено иное. Это касается всех видов трудовых пенсий — по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет, а также социальных пенсий. Иногда пенсия назначается не со дня обращения, а с более раннего, срока. Однако и в таких случаях день обращения за пенсией имеет юридическое значение.

Какой же день считается днем обращения за пенсией, с которого обычно назначается пенсия? Это тот день, когда подано заявление о назначении пенсии со всеми необходимыми документами.

Минсоцзащиты традиционно ограничительно истолковало данное правило. Оно установило, что днем обращения за пенсией считается не день подачи заявления о назначении пенсии, а день приема такого заявления органом социальной защиты населения. Это верно, если заявления подаются непосредственно в данный орган. Однако работающие подают заявление администрации организации, где они трудятся, а администрация затем передает его вместе с документами и своим «Представлением» в орган социальной защиты населения. Таким образом, между днем подачи заявления и днем передачи администрацией заявления и документов в орган социальной защиты населения проходит определенное время. Пенсия назначается в таких случаях не со дня подачи заявления, как того требует закон, а со дня его передачи в указанный орган.

Почему установлено подобное ограничительное правило? Оно заимствовано из советского прошлого. В то время днем обращения действительно считался день приема органом социальной защиты населения «Представления» администрации или заявления. Теперь днем обращения считается день подачи заявления о назначении пенсии.

При направлении заявления и документов по почте днем обращения считается дата их отправления. Она определяется по штемпелю почтового отделения, которое приняло соответствующее отправление.

На практике пересылка заявления и документов по почте почти не применяется главным образом потому, что они могут затеряться; восстановить же их подчас трудно, а иногда даже невозможно. Кроме того, в органах социальной защиты населения осуществляется сверка выписок из паспорта и трудовой книжки с подлинниками, т. е. с паспортом и трудовой книжкой, которые затем возвращаются. Учитывая это, заявление и «Представление» администрации с соответствующими документами передаются в орган социальной защиты лично гражданином, обратившимся за пенсией, либо представителем организации.

Образец (бланк) заявления о назначении пенсии имеется в организациях, которые представляют работающих граждан к пенсии; есть он и в органах социальной защиты населения.

Текст заявления, составленный по образцу, напоминает будущему пенсионеру о его правах и обязанностях: о возможности получать, как правило, лишь одну государственную пенсию по своему выбору, об обязанности извещать орган, который выплачивает пенсию, обо всех обстоятельствах, влекущих уменьшение размера пенсии либо приостановку ее выплаты, и т.д. Заполнение заявления по рекомендованной форме исключает также случаи, когда обращающийся за пенсией не приводит сведения, имеющие значение при разрешении его пенсионного вопроса (данные о нетрудоспособных иждивенцах, на которых начисляется надбавка, и др.).

В связи с тем что днем обращения за пенсией считается на практике, вопреки закону, день приема «Представления» организации со всеми документами органом социальной защиты населения, а не день подачи заявления о назначении пенсии, любая задержка передачи «Представления» с документами в орган социальной защиты населения практически отодвигает срок, с которого назначается пенсия. Надо иметь в виду, что граждане могут потребовать возмещения причиненного вреда, связанного с задержкой назначения им пенсии по вине организации.

Поскольку нередко собрать полностью все необходимые для назначения пенсии документы вовремя не удается, Закон предусматривает возможность обратиться за пенсией, т. е. подать заявление о ее назначении, приложив к заявлению лишь часть необходимых документов. В таких случаях орган, принявший заявление с частью документов, обязан дать обратившемуся за пенсией разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Разъяснение, как правило, дается в расписке, выдаваемой в подтверждение поступления заявления с частью документов. Если недостающие документы представлены не позднее трех месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается день подачи заявления с частью документов.

В трех случаях пенсия назначается ранее дня обращения за ней. Это касается лишь трудовых пенсий, социальная же пенсия всегда назначается со дня обращения за ней.

1. Закон 1990 г. ввел новое правило, согласно которому пенсия по старости (как и пенсия за выслугу лет) назначается со дня прекращения работы, если обращение за ней последовало не позднее месяца с этого дня. Причина оставления работы значения не имеет.

Это правило установлено для того, чтобы не было перерыва в получении источника средств к существованию, когда оплата труда заменяется пенсионным обеспечением. Вместе с тем оно дает возможность без излишней спешки оформить пенсию, если по каким-либо причинам она не была назначена до прекращения трудовой деятельности.

2. Инвалидность устанавливается в связи с тяжелым и, как правило, длительным заболеванием. Зачастую со дня установления инвалидности и до дня обращения за пенсией проходит определенное время. Причины задержки обращения за пенсией по инвалидности могут быть самые разные (тяжелая болезнь и продолжение лечения, глубокое переживание в связи с утратой трудоспособности, осложнения в се пенсией по инвалидности и необходимости материальной поддержки инвалидов предусмотрено, что пенсия по инвалидности назначается со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 12 месяцев с этого дня. Днем установления инвалидности считается тот день, в который вынесено соответствующее решение органа медико-социальной экспертизы. Если освидетельствование проводилось несколько дней (в этом случае указывается дата начала и дата окончания освидетельствования), то днем установления инвалидности считается дата начала освидетельствования. При этом причина инвалидности и ее группа не имеют значения.

пенсия заявление нормативный порядок

Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицами, имеющими право на трудовую пенсию являются:

1)граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

2)нетрудоспособные члены семей указанных застрахованных граждан в предусмотренных Законом случаях.

3)иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (ст. 8 ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании». К ним относятся:

— работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества

— работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг),

— работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае самостоятельной уплаты страховых взносов;

— являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

— священнослужители;

— иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в судебном порядке (ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ).

Читайте также:  Всё, что нужно знать о льготах по имущественным налогам физических лиц

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане Российской Федерации постоянно проживающие на территории Российской Федерации, у которых отсутствует право на трудовую пенсию (п. 1 ст. 3 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении РФ»).

Согласно постановлению Минтруда РФ от 07.05.2002 г. N 34 гражданами, не имеющими права на трудовую пенсию, признаются:

— лица, не соответствующие условиям назначения трудовых пенсий;

— граждане, которые имеют право на назначение им трудовых пенсии, но они не обратились в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении им данной пенсии с соответствующими документами;

— граждане, которые обращались в Пенсионный фонд РФ с необходимыми документами, но потом официально отозвали их или отказались официально от назначенной им трудовой пенсии.

Гражданами, имеющими право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению являются (ст. 4 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»):

— федеральные государственные гражданские служащие;

— военнослужащие;

— участники Великой Отечественной войны;

— граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

— граждане из числа космонавтов;

— граждане из числа работников летно-испытательного состава;

— нетрудоспособные граждане.

Таким образом, в пенсионном законодательстве четко указаны категории граждан имеющие право на ту или иную пенсию, условия при которых они имеют право подать документы на ее оформление.

Физические лица могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через доверенное лицо.

Обращение за пенсией — это процедура подачи гражданином заявления в территориальный орган ПФР о назначении пенсии. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов для назначения пенсии представлен на официальном сайте ПФР.

По желанию гражданина заявление со всеми необходимыми документами может быть подано в ПФ путем отправке по почте. В этом случае днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя по почте.

Важно отметить, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.

В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, срок которого 10 дней, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

Заявление о назначении трудовой пенсии (либо о переводе на трудовую пенсию или с одного вида трудовой пенсии на другой) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.

В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано.

Кто получает государственную пенсию

Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.


В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.


Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.

Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки.

Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.

Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор. Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос.

На большинстве сайтов НПФ можно перевести пенсию удаленно, через их сайт. Потребуется подтвержденная учетная запись в «Госуслуги», данные паспорта и СНИЛС.

  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000–2001 г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период (2000–2001 гг. – 1494 руб. 50 коп.);

СЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. (1671 руб.) для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;

СК – стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

Как уже было отмечено, при конвертации пенсионных прав некоторым категориям северян предоставлена существенная льгота, заключающаяся в том, что они имеют право на более высокое отношение заработков – от 1,4 до 1,9. Указанное повышенное отношение заработков применяется:

1) для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях;

2) для лиц, независимо от места их жительства, мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой страж соответственно не менее 25 и 20 лет.

При отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям используется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденныйпостановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029.

Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 г., повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.

Лицам, по состоянию на 1 января 2002 г. проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, т. е. За 2000–2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г., включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося за эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

В случае, когда представлен заработок с различными по размеру районными коэффициентами, для определения размера повышенного отношения заработка учитывается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется на общих основаниях. При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2 691 руб. в месяц.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Данной категории граждан, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 5 850 руб. в месяц.

В настоящее время решен вопрос для тех, кто выехав из районов Крайнего Севера в настоящее время проживает в другой местности. Теперь данной категории граждан сохраняется районных коэффициент, действовавший в том районе, где была назначена пенсия, независимо от того, где проживает этот человек на данный момент.

Кроме того, в страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельностью вновь засчитываются период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, а также период прохождения военной службы и другой приравненной к ней службы. Пенсионеры, имеющие стаж работы на Севере, и выехавшие из районов Крайнего Севера до августа 2001 года, получили право на пересчет своей пенсии с учетом повышенного соотношения заработных плат в размере 1,4–1,9.

Читайте также:  Как получить визу в Венгрию в 2023: подробный гайд по оформлению

Пенсионная система как правовое понятие — комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений:

  1. отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов , за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты (финансовое право);
  2. отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами (по существу, пенсионное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения);
  3. отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения .

В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм — пенсионное право — занимает центральное место.

Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования — пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.

В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм , регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения — пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий.

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета ПФР является выплата трудовой пенсии. Бюджет Пенсионного фонда РФ в свою очередь формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» за счет:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть – в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, установленная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», предполагает три составные части трудовых пенсий: страховую, базовую и накопительную. Части трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога, финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Как единый социальный налог, так и страховые взносы уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных положенных работникам вознаграждений за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд, взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14 %.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.

Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.

Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.

Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.

Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.

Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства-участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения».

Читайте также:  Расчет и уплата авансового платежа по УСН за 1 квартал 2023 года

Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения:

А) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

– Всеобщая декларация прав человека;

– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

– Европейская конвенция о социальном обеспечении;

– Конвенция «О правах ребенка»;

– Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

– «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;

– «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;

– «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;

– «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

1) Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;

2) постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;

3) иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются:

– письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;

– трудовые книжки колхозников;

– справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

– выписки из приказов;

– лицевые счета;

– ведомости на выдачу заработной платы.

В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются:

– указанным договором;

– документом работодателя об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются:

– указанными договорами;

– документом территориального органа ПФР;

– документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей.

Периоды работы у отдельных граждан по договорам за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:

– договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах;

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются:

– трудовой книжкой;

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан – владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:

– договором между пастухом и коллективом граждан – владельцев скота (с отметкой о его исполнении);

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

ТЕМА № ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Вопрос № 1. Общая характеристика органов пенсионного обеспечения.

В настоящее время в России, как отмечалось ранее, отсутствуеет единая пенсионная система. Причин такого положения дел несколько, главные из них:

разные источники финансирования, за счет средств которых осуществляется пенсионное обеспечение, — средства Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и средства, выделяемые из государственного бюджета

различные, категории лиц — получателей пенсий — застрахованные граждане и лица, занятые в системе государственной службы, некоторые иные категории граждан; законодательно установленные неодинаковые условия и нормы предоставления данных денежных выплат, а соответственно — уровень материального обеспечения их получателей, например, более высокие размеры пенсий у государственных служащих и др.

Государственное пенсионное обеспечение.

Дисциплина: Право социального обеспечения (ПСО)

Преподаватель: Куликова Зоя Александровна гр.238 З/О

Лекция: Общая характеристика системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Пенсионная система — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих органов и учреждений, субъектов обеспечения, источников финансирования, нормативно правовых актов и видов обеспечения, направленных на реализацию прав граждан в сфере пенсионного обеспечения.

Конституцией и законодательством Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на пенсии по старости, по инвалидности, по т случаю потери кормильца, за выполнение в течение трудовой деятельности особых функций (пенсии госслужащих), а также по ряду социальных показателей.

Право на получение того или иного вида пенсии зависит от разных обстоятельств и может производиться в рамках обязательного пенсионного страхования или государственного пенсионного обеспечения, а также дополнительного пенсионного обеспечения.

В настоящее время пенсионная система РФ включает в себя 3 составных части:

1.Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию.

Обязательное пенсионное страхование является составной частью обязательного социального страхования.

Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения».

Сколько платят инвалидам

А теперь давайте попытаемся с вами разобраться, на какие платежи может претендовать каждый гражданин. Например, неплохим вариантом является пенсия инвалидам. Здесь, как уже было сказано, все довольно просто. Есть и фиксированные платежи, и небольшая система расчетов. Применяется она чаще всего до пенсионного возраста.

Стоит обратить внимание, что пенсионное обеспечение граждан-инвалидов отличается по группам. Самые больше выплаты полагаются 1, а самые маленькие — 3. Плюс ко всему, тут учитывается наличие иждивенцев у инвалида. И, в некоторых случаях, период до наступления пенсионного возраста. Ничего особо трудного тут нет. На что может претендовать в России современный инвалид? Это:

  • дети-инвалиды с рождения — 60% от минимальной оплаты труда;
  • социальная на ребенка-инвалида с рождения — 11 445 рублей и 68 копеек;
  • инвалиды 1 группы, инвалиды II группы с детства — 9538 рублей 20 копеек;
  • инвалиды II группы — 4769 рублей 9 копеек;
  • III группа инвалидности — 4053 рубля 75 копеек.

Пенсии на детей-инвалидов могут быть разными. И большими, и не очень. Во всяком случае, пенсионное социальное обеспечение таких граждан в России имеет место. Не такое большое, как хотелось бы, но это лучше, чем совсем ничего.

Теория расчетов для инвалидов

Не стоит забывать, что за каждым гражданином остается выбор пенсионного обеспечения. Правда, для его смены придется каждый раз писать заявление установленного образца в Пенсионный фонд. Уже было сказано, что иногда для инвалидов используется особая схема расчета пенсий. Применяется она до наступления пенсионного возраста. Какая именно? Давайте попробуем разобраться в этом. Формула для подсчета выплат от государства будет иметь вид С = К / ((М*СТ) + БВ), где:

  • С — пенсия;
  • К — пенсионный капитал;
  • М — месяцы до пенсионного возраста;
  • СТ — стаж, поделенный на 180;
  • БВ — базовая величина (устанавливается ежегодно государством).

Получается, что инвалид, работая, может увеличить свою пенсию. И, как показывает практика, на довольно «приличную» сумму. Это вовсе не значит, что вам придется работать, не покладая рук. Но и тут же отказываться от трудоустройства, если имеется такая возможность, не надо. Правда, не все так легко, как кажется. Ведь большие проблемы и вопросы возникают тогда, когда предоставляется пенсионное обеспечение обычным гражданам. Например, при трудовом стаже.

Идем дальше. Теперь настала очередь взяться за так называемую трудовую пенсию. К сожалению, тут ситуация складывается очень неоднозначная. Ведь в последнее время пенсионное обеспечение изменения претерпевает регулярно. И это только начало. Например, сейчас в РФ используется новая система расчетов. Так называемая, балловая.

На чем она основана? Ваш трудовой страж позволяет получать определенное количество баллов. Точную информацию стоит узнавать ежегодно. Потом сумму полученных «очков» умножают на балловый коэффициент. Он тоже каждый год устанавливается правительством в фиксированной цифре. И, как итог, получается ваша пенсия.

На данный момент для подобных расчетов приходится иметь стаж в 7 лет и минимум 9 баллов. В 2021 году максимально можно получить около 7,83 балла. Учтите, что каждый год «планка» на необходимые баллы и стаж будет возрастать. Поэтому стоит позаботиться о своем стаже.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *