Ответственность за неуплату алиментов в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неуплату алиментов в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» закреплены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Комментарий к ст. 17.14 КоАП

Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации.

Службу судебных приставов возглавляет главный судебный пристав Российской Федерации.

Службы судебных приставов в субъектах Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов Российской Федерации.

Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории России. Помните, что в случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные законом. А сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им функций влечет ответственность, предусмотренную российским законодательством.

Напомним, что исполнительными документами являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:

принимаемых ими судебных актов;

решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;

решений иностранных судов и арбитражей;

решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

5) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;

6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Указанное Постановление устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в нем требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.

У сторон есть 10 дней на обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 119-ФЗ исполнительный документ о взыскании денежных средств может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, но при условии, что взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Если у него такой информации нет, то исполнительный документ направляется непосредственно судебному приставу-исполнителю.

Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения заявленных требований.

За «неповиновение» банк или кредитная организация будут наказаны. С 1 января 2008 года им грозит наложение административного штрафа в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.

Напомним порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника. Так, в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 119-ФЗ обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях. Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются. При наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на них налагается арест.

Если сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию. Такая же информация может быть представлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

При отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание.

Должник вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.

Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства и иные ценности, находящиеся в наличности либо на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, обращается в том размере и объеме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа с учетом взыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

В случае когда должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, взыскание обращается на его долю, определяемую в соответствии с федеральным законом.

Обращаем ваше внимание, что с 1 февраля 2008 года вступает в силу новый Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Какие меры ответственности применяются в исполнительном производстве?

Ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя предусмотрена Законом «Об исполнительном производстве» и другими нормативными актами. Судебный пристав-исполнитель имеет право налагать на лицо, виновное в нарушении законодательства об исполнительном производстве, штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях.

В связи с тем, что пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, лицо, пытающееся повлиять на ход исполнительного производства, может быть привлечено к уголовной ответственности за преступления против государственной власти и интересов госслужбы (глава 30 УК РФ), а также за преступления против правосудия (глава 31 УК РФ).
В случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, либо неисполнения в течение суток документа, подлежащего немедленному исполнению, на должника налагается денежное взыскание в виде исполнительского сбора (ч. 1 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве»).

Какие штрафы могут накладываться на граждан?

Должностные лица ФССП наделяются правом привлекать участников исполнительного производства к административной ответственности по ряду статьей КоАП РФ. Чаще всего на должника накладывается штраф от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей за невыполнение законных требований судебного пристава, представление недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщение об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства (ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ). Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера влечет наложение штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей (ст. 17.15 КоАП РФ).
Не являющиеся должниками лица также привлекаются к ответственности за невыполнение законных требований пристава, отказ от получения конфискованного имущества, представление недостоверных сведений о своем имущественном положении, утрату или несвоевременное отправление исполнительного документа, неисполнение требований исполнительного документа (штраф устанавливается в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, ч.3 ст.17.14 КоАП РФ). Привлекать к ответственности в установленном законом порядке имеют право руководители территориальных и структурных подразделений ФССП, а также их заместители.

Чем штраф отличается от сбора?

В отличие от административного штрафа, сбор взимается приставом, который ведет исполнительное производство, при наличии оснований ст. 112 Закона. Постановление о его взыскании утверждается старшим судебным приставом. Также различается порядок взыскания: если требования по исполнительному документу не были удовлетворены в срок, установленный для добровольного исполнения документа, пристав взыскивает сбор с установлением нового срока исполнения, а уже при неисполнении в этот срок без уважительных причин организует принудительное исполнение или составляет протокол об административном правонарушении, в частности по ст. 17.15 КоАП РФ, и на этом основании выносится Постановление о привлечении к административной ответственности (ст. 105 Закона).

Когда нужно подать заявление, чтобы его рассмотрели?

Претензия на судебного работника должна быть подана в соответствующее государственное учреждение в течение 10 дней. Началом отсчета срока считается дата получения информации о нарушении. По окончании обозначенного срока заявление не будет принята. Однако срок может быть продлен, если человек не подал заявление вовремя по уважительной причине.

Период рассмотрения жалобы на судебного исполнителя не должен превышать 10 дней. По истечении срока государственный орган должен сообщить результат в письменном виде. Официальное лицо, занимающееся рассмотрением заявления, может признать претензию обоснованной и пресечь допущенные нарушения исполнителя или отказать в выполнении просьб заявителя.

Читайте также:  Как заполнять форму ЕФС-1 в 2023 году: ответы ПФР на вопросы страхователей

Заявка, поданная через Интернет, рассматривается 30 дней. В эти же сроки осуществляется и прокурорская проверка.

На какие действия вы вправе подать жалобу?

Наиболее частыми причинами недовольства граждан являются следующие действия:

  • Невыполнение исполнительных действий по удовлетворению требований взыскателя в продолжительный период (промедление).
  • Совершение действий, которые прямо нарушают права и обязанности граждан.

  • Неполнота исполнительных действий, проводимых по конкретным исполнительным производствам.

  • Вымогательство и шантаж, требование взятки.

  • Наложение ареста на вещи первой необходимости, том числе единственного жилья.

Кроме того, в деятельности судебных приставов имеют место следующие факты нарушений исполнительного производства:

  • Нарушение правил наложения ареста на имущество.
  • Не всегда выносится из регистрационных органов информация об имущественном положении должника.

  • Несвоевременная оценка и реализация имущества.

  • Необоснованное вынесение решений об окончании исполнительных производств на основании актов о невозможности взыскания, об отсутствии имущества.

  • Неэффективность розыска должника и его имущества.

  • Непроведение проверок наличия имущества по расположению должника.

Путин утвердил особый порядок привлечения приставов к административной ответственности

МОСКВА, 8 июня. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон о распространении на сотрудников органов принудительного исполнения особого порядка привлечения к административной ответственности. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Инициатива была подготовлена правительством для реализации принятого в 2019 году закона об органах принудительного исполнения, согласно которому приставы получили статус отдельной категории госслужащих. Поправки внесены в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

Согласно сопроводительным материалам, подготовленным ранее для рассмотрения закона в парламенте, применение к сотрудникам органов принудительного исполнения общего порядка привлечения к административной ответственности ставит их в неравное положение с сотрудниками иных органов и учреждений.

В связи с этим законом теперь установлено, что имеющие специальные звания сотрудники органов принудительного исполнения за совершенные ими административные правонарушения несут не административную, а дисциплинарную ответственность за исключением ряда составов КоАП РФ. Они также не могут быть подвергнуты административному аресту и привлечены к обязательным работам.

Кроме того, Путин подписал поправки в Уголовный кодекс РФ, заменив в ряде его статей слова «судебный пристав, судебный исполнитель» на «сотрудник органов принудительного исполнения Российской Федерации» в соответствии с принятым ранее законом.

Чаще всего на работу сотрудников ФССП жалуются взыскатели, которым не удалось получить средства по иску о возмещении задолженности, но существуют и другие причины для обжалования действий (бездействия) пристава. В представленной ниже таблице приведены возможные основания для подачи заявления.

Инициатор искового заявления Основание для жалобы
Взыскатель Бездействие
Неэффективность работы
Несвоевременный арест имущества
Непропорциональное распределение вырученных денежных средств между кредиторами
Несоблюдения процедуры веде́ния производства
Ошибки в оценке имущества должника
Утеря или повреждение изъятого имущества
Окончание исполнительного производства
Предложение о скорейшем исполнении решения суда за определённую плату
Ответчик Нарушение процедуры ИП
Неуведомление о возбуждении производства
Неправомерное взыскание исполнительского сбора
Несоразмерность стоимости арестованного имущества размеру долга
Несоблюдение специальных прав должника
Неправомерное изъятие для хранения арестованного имущества
Арест и изъятие имущества, на которое по закону (ст. 446 ГПК) не может быть обращено взыскание
Предложение о закрытии ИП за денежное вознаграждение
Третье лицо Нарушение имущественных и иных интересов во время ИП
Получение доказательств коррупционного сговора между приставом и одной из сторон делопроизводства

Как привлечь к ответственности судебного пристава

Хотя многие, конечно, задаются вопросом, почему высчитывают из пенсии, оставляя сумму ниже прожиточного минимума? А вот и ответ. вы получаете не пенсию, а страховую часть, проще сказать, проценты как в банке, вот поэтому так называемая пенсия является доходом, но никак не социальным пособием! В связи с этим судебные приставы взыскиваю с вас 50 %.

Накладывают ограничение на регистрационные действия автомобиля, зачастую даже кредитного, и пытаются его взыскать. Если человек им попался грамотный и дал отпор, то однажды утром обнаруживает отсутствие на парковке у дома своего транспортного средства. После заявления в полицию об угоне выясняется, что автомобиль был изъят судебными приставами (. ага, поздней ночью без свидетелей, постановлений и т. д.).

Ладно пристава, а вот как привлечь Путинского судью за вынос необоснованного решения. Это вопрос сегодняшнего дня.

В связи с этим обратимся к постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 20.05.1992 г. № 6-П: нормативный акт, применяемый с нарушением порядка подписания и обнародования (Конституция Российской Федерации, ст. 121 (5), пункт 2), не имеет юридической силы.

Действуют эти товарищи следующим образом. К примеру, накопилось у человека долгов, штрафы, неуплата налогов и т. д. Тут же появляется исполнительное производство.

В последнее время участились случаи, когда так называемые судебные приставы действуют вне правового поля, используя закон сильного: отбирают личное имущество граждан, выгоняют из собственного жилья. В Москве и Московской области придумали новую схему с отжатием личных транспортных средств у граждан за долги.

Действуют эти товарищи следующим образом. К примеру, накопилось у человека долгов, штрафы, неуплата налогов и т. д. Тут же появляется исполнительное производство.

Накладывают ограничение на регистрационные действия автомобиля, зачастую даже кредитного, и пытаются его взыскать. Если человек им попался грамотный и дал отпор, то однажды утром обнаруживает отсутствие на парковке у дома своего транспортного средства. После заявления в полицию об угоне выясняется, что автомобиль был изъят судебными приставами (…ага, поздней ночью без свидетелей, постановлений и т. д.)…

А также ведут поиск счетов, места работы должника для отправки работодателю ИП с угрозами привлечения к административной ответственности. Ну и как у них заведено… Пенсионный фонд… И начинают высчитывать из пенсии.

Хотя многие, конечно, задаются вопросом, почему высчитывают из пенсии, оставляя сумму ниже прожиточного минимума? А вот и ответ… вы получаете не пенсию, а страховую часть, проще сказать, проценты как в банке, вот поэтому так называемая пенсия является доходом, но никак не социальным пособием! В связи с этим судебные приставы взыскиваю с вас 50 %.

Особенности административной ответственности за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве

В соответствии со ст. 113 Закона об исполнительном производстве при нарушении законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом согласно ст. 1.1 КоАП РФ федеральное законодательство об административных правонарушениях включает только данный Кодекс.

В связи с принятием в 2007 г. Закона об исполнительном производстве КоАП РФ был дополнен двумя статьями: ст. 17.14 «Нарушение законодательства об исполнительном производстве» и ст. 17.15 «Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера». В 2009 г. КоАП РФ был дополнен ст. 13.26 «Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений», а в 2011 г. — ст. 17.8 «Незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний».

В указанных статьях определены размеры штрафа, налагаемого за соответствующие правонарушения на граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»» внесены кардинальные изменения в КоАП РФ и Закон об исполнительном производстве, согласно которым устанавливается общий порядок привлечения лиц, виновных в нарушении исполнительного законодательства, к административной ответственности.

В соответствии со ст. 23.68 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (ФССП России), рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ст. 17.81, ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ.

Рассмотрим суть административных правонарушений, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ.

Согласно ст. 13.26 КоАП РФ нарушение оператором почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи в отношении сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, в том числе несвоевременное сообщение суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб.; на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Согласно ст. 17.81 КоАП РФ незаконное использование юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в своем наименовании слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Согласно ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 тыс. до 100 тыс. руб.

Согласно ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц — от 15 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. 500 руб.: на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Согласно ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц — от 15 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 тыс. до 70 тыс. руб.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФССП России вправе:

  • руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместители;
  • руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
  • руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.
Читайте также:  Служба в армии и стаж: учитывается или нет?

При рассмотрении дела об административном правонарушении и назначении виновному лицу административного наказания должностные лица ФССП России, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, должны руководствоваться общими положениями законодательства об административных правонарушениях, предусмотренными разд. I КоАП РФ, и соблюдать порядок производства по делам об административных правонарушениях, определенный разд. IV КоАП РФ.

Невключение в число составов административных правонарушений, рассматриваемых должностными лицами ФССП России, уполномоченными решить дело об административном правонарушении, ч. 2 и ч. 2.11 ст. 17.14 КоАП РФ обусловливается тем, что эти правонарушения согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ находятся в юрисдикции судей арбитражных судов. В случае совершения такого правонарушения судебный пристав-исполнитель обращается в арбитражный суде заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов. уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ в пределах компетенции соответствующего органа. Другими словами, должные лица ФССП России составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ст. 17.81, ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ. Кроме того, должностные лица ФССП России в соответствии с п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 5.35, ст. 17.3-17.6, 17.8, 17.9. ч. 2 и 21 ст. 17.14, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ.

В ст. 114 Закона об исполнительном производстве регламентируется порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа. Суть указанной статьи состоит в следующем. В случае неисполнения в установленный данным Федеральным законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах, судебный пристав- исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 28.2 КоАП РФ. Копия протокола вручается представителю банка или иной кредитной организации.

После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности. В заявлении указываются:

  • наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
  • наименование и адрес подразделения судебных приставов;
  • наименование и адрес банка или иной кредитной организации, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении;
  • дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
  • должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, составившего протокол об административном правонарушении;
  • требование о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ;
  • иные необходимые сведения (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и др.);
  • перечень прилагаемых к заявлению документов.

Копии заявления и прилагаемых к нему документов направляются в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

К подаваемому в суд заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копий заявления и прилагаемых к нему документов в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

Таким образом, в ст. 114 Закона об исполнительном производстве определены особенности привлечения к административной ответственности банка или иной кредитной организации, осуществляющих обслуживание счетов должника, в случае неисполнения ими в установленный срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании с должника денежных средств. Повторяем, что такое правонарушение предусмотрено ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ, оно рассматривается судьями арбитражных судов. Согласно этой статье КоАП РФ неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более 1 млн. руб. Следует подчеркнуть, что соответствующее деяние банка или иной кредитной организации только тогда может образовать состав административного правонарушения, когда на счетах должника имеются денежные средства.

Ответственность в исполнительном производстве: понятие, значение, виды

Функционирование системы принудительного исполнения актов органов гражданской юрисдикции обеспечивается всеми элементами механизма правового регулирования. При ординарном развитии исполнительного производства задачи, закрепленные в ст. 2 ФЗИП, решаются быстро, в сжатые сроки: требования взыскателя удовлетворяются в полном объеме, должник добросовестно совершает или воздерживается от совершения действий, указанных в исполнительном документе, а иные участники выполняют возложенные на них обязанности по содействию процессу исполнения. Но возможны ситуации, когда в процессе принудительного исполнения происходят сбои по причине совершения лицами нарушений императивных правил, норм исполнительного производства (например, должник уклоняется от уплаты алиментов; банк, в который был предъявлен исполнительный документ, не произвел перечислений денежных средств на счет взыскателя при наличии их на счету должника и пр.). В этом случае в качестве инструмента, поддерживающего законность, порядок принудительного исполнения, выступает юридическая ответственность. Юридическая ответственность, являясь разновидностью социальной ответственности, воздействует на поведение участников исполнительного производства путем пресечения правонарушения, привлечения виновного лица к ответственности и предотвращения правонарушений.

Под ответственностью в исполнительном производстве понимается применение к правонарушителю мер государственного принуждения, закрепленных в санкциях норм исполнительного права, с целью восстановления нарушенного порядка исполнения юрисдикционных актов, наказания правонарушителя и предупреждения правонарушения в будущем.

Требование судебного пристава должно быть законным и соразмерным

Одним из инструментов, которые стоят на «вооружении у приставов» — законные требования сотрудника ФССП. Также как и остальные исполнительные действия признаны помочь приставу исполнить решение суда. С большой настороженностью нужно относиться именно должникам к такому исполнительному действию как вручение требования.

В 90% случаев именно к должникам пристав направляет требование. Пристав может направлять требование взыскателю и третьим лицам, не являющихся стороной исполнительного производства. Главное, чтобы оно было законно.

Однажды к нам в офис пришел клиент с испуганным взглядом и сказал, что пристав намеревается оштрафовать его за неисполнение требований. Естественно, мы не бросили клиента в беде и помогли справиться с проблемой. Требование нам исполнять не пришлось, была написана жалоба и должностное лицо в погонах быстро забыло про требование.

Наверное не секрет, что в Федеральной службе судебных приставов работают в основной массе молодые специалисты, недавно закончившие высшее учебное заведение, а то и не совсем высшее. Поэтому профессионализма от таких сотрудников ждать не приходится. Руководство тоже профессионалами не назвать, может быть сказывается большой объем работы и количество производств, находящихся в исполнении.

Мне приходилось оспаривать незаконные требования судебных приставов. Был в нашей практике случай, когда должнику было вручено требование с формулировкой «предоставить доступ в помещение». Требование было не законно, поскольку должник не являлся собственником этого помещения, а лишь проживал в нем. Вопрос допуска в жилое помещение может разрешить никто иной, как собственник. Поэтому у должника отсутствовала законная возможность исполнить требование.

Требование не должно нарушать принципы закрепленные в законе, в частности соотношение мер принудительного исполнения и объема требований взыскателя. Так представим. У Вас задолженность всего в 40-50 тыс. руб. и пристав выставляет требование предоставить автомобиль для ареста. Стоимость автомобиля по рыночным ценам 400 тысяч рублей. Действия должностного лица бессмысленны и никак не соразмерны сумме долга. Незаконные требования исполнять не нужно. В требовании указывается время и дата, к которой оно должно быть исполнено, адрес (вплоть до кабинета должностного лица). Обычно сотрудник ФССП сразу в первичном документе уведомляют о рассмотрении дела об административном правонарушении на случай неисполнения.

Что входит в обязанности судебного пристава?

Чтобы подавать жалобу на действие или бездействие судебного пристава, прежде всего, нужно изучить что входит в его полномочия. Руководствуясь законом, выделяют следующие обязанности:

  • Полное и правильное осуществление мер, указанных в исполнительном документе.
  • Розыск должника, в том числе межгосударственный.
  • Отыскивание имущества неплательщика.
  • Ареста имущества и его изъятие.
  • Арест счетов и финансов лица.
  • Реализация изъятого имущества для погашения долгов.
  • Предусмотренный судебным актом обыск ответчика.
  • При обнаружения признаков преступления составлять заявление.
  • Обработка личных данных.
  • Обработка заявлений о ходатайстве.
  • Предоставлять участникам исполнительного производства материалы их дела для ознакомления.

Чаще всего на работу сотрудников ФССП жалуются взыскатели, которым не удалось получить средства по иску о возмещении задолженности, но существуют и другие причины для обжалования действий (бездействия) пристава. В представленной ниже таблице приведены возможные основания для подачи заявления.

Инициатор искового заявления Основание для жалобы
Взыскатель Бездействие
Неэффективность работы
Несвоевременный арест имущества
Непропорциональное распределение вырученных денежных средств между кредиторами
Несоблюдения процедуры веде́ния производства
Ошибки в оценке имущества должника
Утеря или повреждение изъятого имущества
Окончание исполнительного производства
Предложение о скорейшем исполнении решения суда за определённую плату
Ответчик Нарушение процедуры ИП
Неуведомление о возбуждении производства
Неправомерное взыскание исполнительского сбора
Несоразмерность стоимости арестованного имущества размеру долга
Несоблюдение специальных прав должника
Неправомерное изъятие для хранения арестованного имущества
Арест и изъятие имущества, на которое по закону (ст. 446 ГПК) не может быть обращено взыскание
Предложение о закрытии ИП за денежное вознаграждение
Третье лицо Нарушение имущественных и иных интересов во время ИП
Получение доказательств коррупционного сговора между приставом и одной из сторон делопроизводства

Жалобу не приняли – что делать?

В первую очередь необходимо удостовериться в том, что жалоба составлена правильно. Если сотрудник ФССП отказывается принимать документ, который соответствует всем нормам, можно обратиться к его руководству. В случае повторения ситуации, следует направлять претензию высшему руководству.

Когда подобные действия не помогают, можно обращаться в судебную инстанцию или прокуратуру, дополнительно обжаловав действия сотрудников ФССП. Также может помощь предупреждение об обращении в СМИ. Часто боязнь огласки приводит к тому, что руководители отделений службы приставов обращают внимание на жалобу.

Таким образом, в случае обнаружения нарушений со стороны пристава, гражданин может пожаловаться на его действия. Для этого необходимо составить жалобу и подать ее в одну из инстанций, описанных выше. Ответственность судебных приставов за бездействие или действия, направленные на закрытие дела, может быть уголовной. Образец жалобы, представленный выше, позволит гражданину грамотно составить этот документ и защитить свои права.

Чем может обернуться невыполнение требований, предъявленных судебным приставом?

Меры ответственности, применяемые в исполнительном производстве

Читайте также:  Теперь будет только так. Работающим пенсионерам рассказали о новых изменениях

Невыполнение требований, предъявляемых судебным приставом-исполнителем, влечет наступление ответственности, предусмотренной Законом «Об исполнительном производстве» и прочими актами нормативного характера. На гражданина, нарушившего законодательство об административном производстве, судебный пристав-исполнитель может наложить штраф, порядок и размер которого определяется законодательством РФ о правонарушениях административного характера.

Гражданин, предпринимающий попытки изменить порядок реализации исполнительного производства, может быть привлечен к ответственности уголовного характера, поскольку пристав состоит на государственной службе, а неподчинение ему будет расцениваться как преступление против интересов госвласти (гл. 30 УК РФ) и правосудия (гл. 31 УК РФ).

Если исполнительный документ не будет исполнен в срок, выделенный для исполнения в добровольном порядке, либо игнорирование исполнения документа, который должен быть исполнен немедленно в течение суток, то на должника будет наложено взыскание в виде денежного исполнительного сбора (Ст. 112 ч. 1 Закона «Об исполнительном производстве»)

Виды штрафов, которые могут быть наложены на граждан

Сотрудники ФСПП, наделенные особенными правами, могут привлекать членов исполнительного производства к ответственности административного характера в соответствии с рядом статей КоАП РФ. В большинстве таких случаев, связанных с невыполнением требований судебного пристава, осуществляющего свою деятельность в соответствии с законом, на должника накладывается обязательство уплатить штраф, размер которого может составлять от 1 до 2,5 тысяч рублей. Также к числу нарушений требований пристава относится неинформирование о смене места жительства или работы/учебы, места получения пенсионных выплат и иных доходов (ч.1 ст. 17.14 КоАП РФ). В случае неисполнения должником требований, содержащихся в документе исполнительного характера, ему грозит уплата штрафа, размер которого может варьироваться от 1 до 2,5 тысяч рублей (ст. 17.15 КоАП РФ).

Даже те лица, которые не являются должниками, могут быть привлечены к ответственности за отказ от выполнения законных требований пристава, в числе которых могут быть следующие действия: предоставление несоответствующих достоверности сведений, касающихся своего имущественного положения, отказ от принятия конфискованного имущества, несвоевременное отправление или утрата исполнительного документа или неисполнение изложенных в нем требований. Что касается уголовной ответственности, то к ней привлекать могут только лица, являющиеся руководителями территориальных подразделений ФСПП и их заместители.

Отличие штрафа от сбора

Если сравнивать административный штраф от сбора, взимаемого приставом, то последний является, по сути, продуктом исполнительного производства на основании ст. 112 Закона. Утверждение постановления, касающегося его взыскания, осуществляется старшим по должности судебным приставом. Помимо этого, различие состоит и в порядке взыскания. В случае неудовлетворения требований в соответствии с исполнительным документом в установленные сроки, отведенные для исполнения предписаний документа в добровольном порядке, пристав вправе взыскать сбор с указанием нового срока, в течение которого должен быть исполнены его требования. Если же по истечении этого срока требования также не будут выполнены без имеющихся на то уважительных причин, то будет составлен протокол, свидетельствующий о факте административного правонарушения (ст. 17.15 КоАП РФ), или организовано исполнение в принудительном порядке.

Подлежат ли оспариванию сборы и штрафы, взимаемые в незаконном порядке?

Обжалование административного штрафа должно происходить следующим образом: подается жалоба на Постановление, предметом которого является привлечение к административной ответственности на основании гл. 30 КоАП РФ. Должник, пожелавший оспорить исполнительский сбор, должен составить соответствующее заявление, и в течение десятидневного срока с момента вынесения постановления, обратиться с ним в суд, закрепленный за тем районом, в котором осуществляет свою деятельность судебный пристав. Для отсчета срока может быть взят день совершения действий, либо с момента, когда стал известен факт нарушения интересов и прав. Производить оплату госпошлины не надо. Подача иска должна осуществляться по правилам, изложенным в ст. 441 ГПК РФ.

Помимо этого, должник может составить иск, в котором будет изложена просьба об отсрочке или рассрочке взыскания, и обратиться с ним в суд. Также в иске должник может попросить уменьшения размера взыскания или же освобождения от исполнительского сбора. Стоит отметить, что уменьшение размера не может превышать 1/4 размера сбора с учетом всех существующих обстоятельств. Суд может избавить должника от взыскания исполнительского сбора, если не будут доказаны установленные ГК РФ основания ответственности за факт нарушения обязательства.

В случае оспаривания постановления, на основании которого судебный пристав-исполнитель должен взыскать исполнительский сбор, должник может привести такие доводы, расцениваемые как нарушения, как:

— вынесение Постановления без учета того факта, что должник согласен на добровольное исполнение;

— недоведение в установленном порядке до должника сведений о возбуждении исполнительного производства;

— отсутствие доводов для вынесения соответствующего Постановления.

Иск к службе судебных приставов удовлетворен. Но осадок остался. Когда решение суда в пользу истца оказывается совсем не в его пользу

16 июня состоялось решение Георгиевского районного суда по иску к Георгиевскому районному отделу УФССП России по Ставропольскому краю о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц отдела в части нарушения ими порядка и сроков прекращения исполнительных производств и, соответственно, отмены мер принудительного взыскания и временных ограничительных мер.

Фабула дела.

В 2017 году и начале 2019 года в отношении моей доверительницы были вынесены три судебных приказа. Взыскатель направил приказы для исполнения в Георгиевский РОСП. Были возбуждены три исполнительных производства, применены меры принудительного взыскания и ограничительные меры. В течении месяца все судебные приказы были отменены.

Дальше началось самое интересное – работа с судебными приставами. В интересах доверительницы были трижды направлены заявления о прекращении исполнительных производств. Результат нулевой.

Направлена жалоба в краевое Управление. Результат тот же.

Жалоба в Межрайонную прокуратуру дала результат 50/50: прокуратура и признала и указала приставам на нарушение сроков прекращения производств, но признаков административных правонарушений не обнаружила.

Последней каплей в чашу терпения доверительницы стал… запрет на выезд за пределы страны. Беременная девушка собралась пройти обследование и консультацию в Польской клинике. Подала заявку на прохождение обследования, отправила необходимые медицинские документы.

Из клиники получила положительный ответ в котором также предложили ей для упрощения получения визы направить в клинику копию загранпаспорта и копию медицинских страховок. Девушка заказала новый загранпаспорт на сайте «Госуслуг» и… через три дня получила отказ «…в связи с наличием исполнительных производств».

Поездка не состоялась. Тяжбы с приставами продолжились уже в суде.

Сам процесс ничем не отличался от подобных за исключением того, что полностью проходил в режиме ВКС и… поведением представителей отдела судебных приставов.

Мой вопрос приставу, в чьем производстве находилось исполнительное производство: «Почему заявление о прекращении исполнительного производства было рассмотрено вами не в 10-дневный срок, а в 40-дневный?».

Ответ пристава поставил в тупик даже судью: «Потому что в десятидневный срок мы рассматриваем ходатайства, а не заявления». Далее судья попросил объяснить, а в чем собственно разница между заявлением и ходатайством, на что в течение 2 минут отвечала…тишина.

Руководитель отдела, признавая «некоторые ошибки и недоработки в работе, частую смену исполнителей, нахождение в отпуске и т.д.» вину так и не признал.

  • Но после оглашения решения суда осталось неприятное «послевкусие».
  • Вроде бы и действия приставов-исполнителей суд признал незаконными и пообещал даже вынести частное определение, и доказательств их безалаберности было предоставлено достаточное количество, и негативных последствий для доверительницы целый «вагон». Но…
  • Иногда понять логику судей тяжело…

Размер моральной компенсации суд оценил в 2000 рублей. То есть, полтора года нарушения прав гражданина на своевременное прекращение исполнительных производств, на свободное передвижение, на выбор врача и мед.организации и получение медицинской помощи (в т.ч.

специализированной), полтора года нервотрепки, включая беременность и послеродовый период, суд оценил в 2000 рублей. Но и это не все сюрпризы судебного решения… Из заявленных, обоснованных и подтвержденных расходов на оплату услуг представителя суд признал соразмерным размер в… 10% от заявленной суммы.

То есть, время, нервы и деньги, потраченные моей доверительницей за полтора года скорее наказание ее самой, нежели виновных судебных приставов.

С какой суммы заведут уголовное дело

В статье 157 УК РФ сказано, что для привлечения к уголовной ответственности, на должника должно быть заведено административное дело по статье 5.35.1 КоАП РФ.

А в этой статье указано, что должник должен не выплатить алименты 2 или более месяцев подряд. Поэтому, если плательщик алиментов должен выплачивать 10000 рублей в месяц, то за 2 месяца сумма составит 20000 рублей.

После этого его привлекают к ответственности, назначают штраф или арест. Если после этого плательщик алиментов пропустит хотя бы один платеж, тогда на него заводят уголовное дело.

Если алименты установлены в процентах от доходов, тогда сумма рассчитывается так: Зарплата * Процент алиментов * 3

Для примера, если у плательщика зарплата равна 40000 рублей, а алименты на 1 ребенка установлены в размере 25%, тогда сумма считается так: 40000 * 0.25 * 3 = 30000 рублей. При этой задолженности на должника заведут уголовное дело, если вы вовремя напишете все заявления.

Если должник должен платить твердую сумму, тогда просто умножайте эту сумму на 3.

Какие сроки предусмотрены на оплату штрафов

Сроки, в которые физическое или юридическое лицо обязано оплатить штраф за административное правонарушение регламентируются статьей 32.2 КоАП РФ. В подавляющем большинстве случаев этот срок составляет 60 дней. При этом стоит отметить, что 60-дневный срок начинает своё течение со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (не со дня его вынесения). В большинстве случаев постановление вступает в законную силу через 10 суток после того, как лицо, привлеченное к административной ответственности, получило нарочно вышеназванное постановление если оно не было обжаловано в суде/вышестоящему руководству. В случае если постановление все же было обжаловано, то в законную силу оно вступает только после рассмотрения жалобы по существу и 60 дней отсчитываются от этой даты.

Фактически, с учетом 10-ти суток на вступление постановления в законную силу, общий срок в который необходимо произвести оплату штрафа составляет не менее 70-ти суток.

Так же Кодекс об административных правонарушениях делает и некоторые исключения. Так, например иностранные граждане, подвергнутые выдворению с территории РФ, обязаны оплатить штраф не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Срок давности в течении которого возможно привлечение лица по ст. 20.25 КоАП РФ составляет 3 месяца. Данный срок начинает свое течение с последнего дня, отведенного для оплаты административного штрафа.

Такая позиция закреплена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.10.2014 № 2323-О


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *