Несколько вопросов о приеме платежей (Козырева С.Н.)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Несколько вопросов о приеме платежей (Козырева С.Н.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Деятельность по приему платежей от населения регулируется Федеральным законом РФ от 03.062009г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Согласно которому под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Существует противоположный подход.

В заключение добавим, что на этот счет существует и иная точка зрения, продемонстрированная, в частности, в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 № 06АП-7566/2016 по делу № А73-11283/2016. Административный орган выявил нарушение, заключающееся в непредоставлении потребителю возможности оплачивать услуги непосредственно путем наличных расчетов без учета комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов. Однако суд установил, что комиссию при оплате взимала не УК, а иные лица (в частности, банк). УК указывала на платежных документах о возможности внесения платы в отделениях двух банков, а также Почты России, давая право выбора способа оплаты. Тем самым потребителю была предоставлена возможность оплаты наличными, как она понимается в ст. 37 Закона РФ № 2300-1 (путем внесения средств в кассу банка). Заключение таково: со стороны общества отсутствует нарушение прав потребителя, связанных с оплатой таких услуг, в части необеспечения возможности оплаты товаров (работ, услуг) в понимании нормы ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.

Как и где оплатить услуги ЖКХ

Для удобства жителей есть несколько вариантов для оплаты квитанции. Каждый исходя из своих возможностей сможет подобрать удобный вариант и своевременно оплачивать счета.

Методы оплаты:

  1. В личном кабинете Абонента. Для этого потребуется зайти на официальный сайт расчетного центра и пройти все этапы регистрации, придумать пароль для последующих входов в кабинет. Затем в поле лицевой счет ввести номер счета с квитанции и нажать «Оплатить». Чтобы оплатить выставленный счет, можно привязать банковскую карту в кабинете, или каждый раз вводить ее данные. Подтвердите намерение оплаты — деньги списываются со счета карты и направляются на счет расчетного центра. Вся актуальная информация для пользователей по зачислениям отображается в личном кабинете.

  2. В банковских отделениях через терминалы, банкоматы или сотрудника. Для оплаты потребуется взять с собой квитанции из дома и банковскую карту. Оплачивая в терминалах потребуется ввести реквизиты организации, куда будет осуществляться перевод. Можно не возиться с цифрами, а отсканировать штрих-код или QR-код. В таком случае останется перепроверить отображаемые данные и перейти к оплате.

  3. В отделениях почтовой связи. Здесь потребуются квитанции и денежные средства наличкой.

  4. Онлайн в мобильном приложении расчетного центра. Для этого потребуется установить приложение на телефон и пройти все этапы регистрации, придумать пароль, если ранее не регистрировались в личном кабинете. Если регистрация в кабинете пройдена, войдите в него указав адрес электронной почты или номер телефона, пароль. Далее следуйте инструкциям на экране.

  5. Онлайн в мессенджерах через бота. Метод оплаты квитанций через мессенджеры сделан для удобства пользователей. Вся информация по квитанциям, начисления, передача показаний, оплата по QR-кодам и штрих-кодам. Информацию о доступных каналах связи и оплаты содержит официальный сайт РЦ.

Для удобства жителей имеется несколько вариантов оплаты счетов. Обратите внимание, в некоторых методах может взиматься комиссия за перевод, а сроки поступления денежных средств могут составлять до 5 рабочих дней.

Как компенсировать расходы

Как рассказал РБК вице-президент ассоциации банков «Россия» Алексей Войлуков, банки разработали два предложения о компенсациях затрат на проведение платежей.

Во-первых, изменить осеннее постановление правительства так, чтобы траты банков на проведение платежей включались в тарифы наравне с тратами на проведение платежей наличными через кассы ресурсоснабжающих компаний — их включение в тариф постановление не запретило.

Во-вторых, разработать и прописать в законопроекте схему, при которой банк получателя платежа (управляющей компании, ТСЖ, ресурсоснабжающей компании) будет компенсировать траты на проведение платежа банку-отправителю. Это нужно, поскольку банк-отправитель в случае принятия законопроекта не сможет взимать с плательщика комиссию. Банк-получатель платежа, в свою очередь, получает такую компенсацию трат по договору от управляющей компании или ресурсоснабжающей организации. Но остается открытым вопрос, будет ли учтена эта комиссия в тарифе или компании будут выплачивать ее со своей прибыли.

Бухгалтерский учет и идентификация платежа

Организуя бухгалтерский учет по методу начисления, организация отражает доходы в виде платы за жилое помещение и коммунальные услуги в последний день расчетного месяца, а расходы в виде вознаграждения платежного агента или банка — в день подписания акта об оказанных услугах или также в последний день месяца. Расчеты с банком или платежным агентом ведутся на счете 76. Выписка банка по расчетному счету — основание для составления проводки Дебет 51 Кредит 76. Остается вопрос: в какой момент и на основании какого первичного документа следует отразить операцию по погашению задолженности собственников помещений?

Как правило, в бухгалтерском учете управляющих организаций, обслуживающих большое количество помещений (лицевых счетов), аналитический учет по собственникам помещений не ведется: задолженности и переплаты отражаются в учете абонентской службы, а в бухгалтерии применяется «котловой» метод учета расчетов с населением. Чтобы правильно отразить погашение задолженности одними собственниками, внесение предоплаты другими , абонентский отдел должен иметь информацию, какие именно собственники внесли плату, в каких суммах и в какой день. Отчет, передаваемый абонентской службой в бухгалтерию, должен содержать данные отдельно о суммах, полученных в погашение задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги, и суммах предоплаты . Кроме того, не исключены и невыясненные платежи: бывает, что банк не передает отрывные части квитанций и идентифицировать плательщика невозможно.

Внесение предоплаты допускается пп. «г» п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг.
Плательщик НДС обязан начислить налог с сумм полученной предоплаты.

Таким образом, полагаем, что проводку по дебету счета учета расчетов с платежным агентом (банком) и кредиту счета учета расчетов с населением (либо по невыясненным платежам) следует составлять на основании отчета (реестра) платежного агента или банка и информации абонентского отдела по видам поступлений.

Технологии на службе у ЖКХ

Коммунальные службы Красноярска проводят эксперимент. Теперь за их услуги можно быстро заплатить через специальные терминалы. Они установлены по всему городу. Новшество призвано избавить потребителей от необходимости стоять в длинной очереди у кассы. У автоматов нет перерыва на обед и работают они круглые сутки. Корреспондент НТВ Татьяна Панихина оценила преимущества альтернативного способа расчетов.

Читайте также:  Договор купли-продажи автомобиля

Научно-технический прогресс проникает в самую проблемную отрасль — ЖКХ. В Красноярске постепенно закрывают кассы оплаты коммунальных услуг. Населению предлагают производить расчеты через платежные терминалы. Современные аппараты с сенсорным экраном установлены во всех жилищных участках Красноярска.

Аппарат принимает деньги без очереди и перерыва на обед, от него не услышишь грубого слова, но картина почти везде одинаковая. Возле терминала ни души, зато в кассу по привычке выстраивается длинная очередь.

Молодежь и люди среднего возраста очень быстро оценили преимущества платежных терминалов, зато на людей старшего поколения автомат наводит ужас. Пришлось коммунальщикам срочно организовать курсы ликвидации безграмотности.

На улицы города вышли агитаторы новой системы платежей. Пенсионерам раздают листовки с подробной инструкцией — как правильно пользоваться терминалом. Общение не всегда получается конструктивным. Агитаторам от ЖКХ прохожие высказывают все, что наболело.

Несмотря на недовольство пенсионеров, местные коммунальные службы не собираются сворачивать эксперимент. Скоро в жилконторах не останется ни одного привычного окошка. Кассы объявлены пережитком прошлого. Они создают не только очереди. Многие люди накапливают долги по квартплате только из-за того, что касса работает до шести часов вечера.

Сергей Цирульников, генеральный директор управляющей компании: «Не исключаю сбоев, не исключаю жалоб, не исключаю негативных отзывов, и, может быть, где-то и злостные высказывания жителей, которые привыкли сюда ходить. Я сам по себе знаю, что приятно, когда деньги отдаешь из рук в руки — как-то понадежнее, а к аппаратуре надо привыкнуть. Но терминалы — это завтрашний день, а кассы — вчерашний».

Консультанты уговаривают пенсионеров попробовать хоть раз расплатиться через терминал. Галина Мельхер с большим сомнением соглашается. Видно, как женщина с трудом пересиливает страх отдать деньги не человеку, а автомату. Она с опаской рассматривает чек.

Тем, кто упорно не доверяет современной технике, коммунальщики предлагают рассчитываться в банках и на почте. Там по-прежнему принимают деньги из рук в руки и выдают квитанцию с печатью.

Управляющие организации, взимая плату за ЖКУ, должны помнить не только о требованиях жилищного законодательства, но и о правах потребителей таких услуг. Согласно ст. ст. 1, 16, 16.1, 37 № 2300-1, компания обязана обеспечить своим клиентам возможность внесения платы по квитанциям путём наличного расчёта без необходимости оплачивать комиссии. В ином случае надзорное ведомство вправе привлечь УО к ответственности по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ со штрафом до 50 тыс.руб..

Взимание комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг – камень преткновения для всех заинтересованных сторон: УО, РСО, банков и платёжных агентов, потребителей и законодателей. Законопроект об отмене комиссий для граждан находится на рассмотрении Госдумы РФ с февраля 2022 года и пока не принят во втором чтении. На сегодня депутаты решили отменить комиссии при оплате ЖКУ только для пенсионеров и получателей соответствующих субсидий.

О том, как отмена вознаграждения при внесении платежей отразится на работе УО и РСО, рассказывала глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» Елена Шерешовец в одном из выпусков онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются». Посмотреть видео и узнать подробности вы можете, перейдя по ссылке.

Совмещение функций платежного агента и банковского платежного агента

Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по приему платежей от физических лиц через платежный терминал. Заключены договоры о приеме платежей платежным субагентом.

В банке открыт специальный счет, расчеты осуществляются по приему платежей физлиц по Закону № 103-ФЗ (норма прописана в договоре банковского счета платежного агента).

На терминале открыты функции: оплата услуг (сотовая связь, услуги банков, билеты, интернет, коммунальные платежи, штрафы, денежные переводы и др.), пополнение карт, вкладов, visa, qiwi, wallet.

Налоговая инспекция провела проверку, указывают в нарушение, что открыт один спецсчет по Закону № 103-ФЗ, должен еще по Закону № 161-ФЗ быть открыт специальный банковский счет банковского платежного агента, так как осуществляется деятельность по приему денежных средств, по переводу электронных денежных средств.

Права или нет налоговая инспекция, если нет, то чем аргументировать?

Федеральный закон от 03.06.2009 г.

№ 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

  • Платежным субагентом признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
  • Поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.
  • Под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
  • Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
  • Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
  • Ст. 3 Закона № 103-ФЗ установлено, что по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
  • 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
  • 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
  • 3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
  • 4) списание денежных средств на банковские счета.
  • Обратите внимание!
  • Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

Задайте Управляйкам такие вопросы:

На каком основании во взаимоотношениях между физическими лицами и организациями (управляйками и ресурсниками), основанными, на якобы денежных отношениях, нет перечисленных атрибутов?

ПОЧЕМУ в платёжках, которые вы получаете от управляйки и ресурсников, отсутствует подпись главного бухгалтера и печать фирмы?

Как можно объяснить, что в платёжках, которые вы получаете от управляйки и ресурсников, указан ТРАНЗИТНЫЙ счёт, причём данный счёт в кодировке счетов является счётом пополнения в интересах фирмы как ДОБРОВОЛЬНЫЙ ФОНД.

В связи с чемУ в платёжных поручениях, которые вы получаете от управляйки и ресурсников, проставлен код валюты 810, если на территории РФ он давно отменён (с 2004 года), и имеет хождение только код валюты 643?

Читайте также:  Программа ипотечного кредитования для бюджетников

А потому что платежные поручения незаконны. В Постановлении Правительства РФ № 97 «О межбюджетных трансфертах» всем управляющим компаниям, которые обслуживают советских граждан, были выплачены и выплачиваются все средства за обслуживание. .

Они обслуживают сети и поддерживают их в рабочем состоянии. Отключать вас от жизненно необходимых ресурсов они НЕ имеют права.

Потребители смогут платить поставщикам коммунальных ресурсов напрямую

В декабре 2017 года был принят законопроект в России, согласно которому россияне могут платить за ЖКХ напрямую поставщику, а именно – ресурсоснабжающим компаниям. Особенности оплаты за коммунальные услуги и жилые помещения установлены в Жилищном кодексе страны.

Владельцы и арендаторы жилья с 2018 года смогут оплачивать коммунальные услуги, минуя главную управляющую организацию.

Власти решили принять этот законопроект для того, чтобы сократить задолженность россиян за ЖКХ, поскольку должников становится все больше и больше.

Годовая недоплата за воду, электроэнергию и другие услуги составляет минимум 15-20%. По статистическим данным, в этом году долги населения за ЖКХ превысили 1 триллион рублей.

Вступит в силу закон с 01.07.2018 года. С июля владельцы и арендаторы квартир смогут перейти на прямые расчеты, если они должны за коммунальные услуги больше 2 месяцев. На прямую оплату могут сразу же перейти собственники недвижимости. Всю нужную информации владельцы жилья смогут получить в ЖКХ Российской Федерации и Министерстве строительства.

Платежные агенты, Комментарий, разъяснение, статья от 15 ноября 2009 года

Упрощенка, N 11, 2009
год
Рубрика: Комментарии
Подрубрика: Отрасль
Н.А.Теплова,

эксперт журнала «Упрощенка»

С появлением
терминалов самообслуживания стало намного проще расплачиваться за
некоторые услуги, работы и товары. Терминальный бизнес быстро
набрал обороты, однако до сих пор не был законодательно
урегулирован. В новом году все изменится

Схема работы с
терминалами такова.

Организация или индивидуальный предприниматель
покупает терминал и заключает с владельцем платежной системы или
его представителем договор, согласно которому открывается
специальный лицевой счет. Прежде чем запустить терминал в работу,
тот, кому он принадлежит, должен на этот счет перечислить сумму, в
пределах которой и будут приниматься платежи от населения.

Клиент оплачивает
какую-то услугу (мобильные звонки, доступ в Интернет и т.д.),
информация фиксируется на сервере платежной системы, и деньги со
счета владельца терминала списываются на счет поставщика услуги
(оператору связи, провайдеру и т.д.). Сумма, внесенная клиентом,
поступает поставщику, а клиенту выдается квитанция (чек) об оплате.

Прибыль владельца терминала складывается из комиссии с каждого
платежа, которая берется с плательщиков, и вознаграждения,
получаемого от поставщиков услуг. Обратите внимание: владелец
платежной системы может не обращаться к сторонней фирме, а
приобрести собственный терминал.

1
января 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 03.06.

2009 N 103-ФЗ
(далее — Закон N
103-ФЗ), который устанавливает порядок расчетов населения через
терминалы.

Приведем основные
понятия, используемые в данной сфере деятельности (ст.2
Закона N 103-ФЗ).

Оператором по приему
платежей
называется юридическое лицо (владелец платежной
системы), заключившее с поставщиком договор о приеме платежей от
физических лиц.

Заметим, индивидуальный предприниматель не может
быть оператором.

Платежный субагент
— это организация или индивидуальный предприниматель, связанные
договором с оператором. Другими словами, фирма, которая приобрела
терминал и принимает деньги от граждан.

Оператор и субагент
являются платежными агентами.

За посредничество они получают
вознаграждение от поставщиков и вправе взимать комиссию с
плательщиков.

Об этом говорится
в
пункте 2
статьи 3 Закона N 103-ФЗ

Поставщиками могут
быть:


юридические лица (кроме кредитных организаций) или индивидуальные
предприниматели, реализующие товары (выполняющие работы,
оказывающие услуги);


юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым
оплачивается жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с
Жилищным кодексом РФ;


органы государственной власти и местного самоуправления, а также
находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, получающие деньги от
плательщика на основаниях, установленных законодательством.

Плательщиком
является физическое лицо, передающее платежному агенту деньги для
расчета с поставщиком. Задолженность признается погашенной в сумме,
внесенной агенту, за вычетом вознаграждения в момент ее передачи
платежному агенту (п.3
ст.3 Закона N 103-ФЗ).

Платежный терминал
позволяет населению автоматически осуществлять платежи без участия
представителя агента.

Реестр банка о принятых от физических лиц денежных средствах рассматривается финансистами как первичный документ, подтверждающий факт и дату поступления денежных средств от потребителей, необходимый для признания доходов (Письмо от 01.07.2013 № 03-11-06/2/25023).

Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента (юридическое лицо, за исключением кредитной организации) для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о национальной платежной системе). Банковский платежный агент действует от имени оператора и использует специальный банковский счет для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств (пп. 1, 3 п. 3 той же статьи). В свою очередь, банковский платежный агент вправе привлечь банковского платежного субагента. Банковские платежные агенты и субагенты не имеют никаких правоотношений с получателями средств.

Подчеркнем, что между получателем средств (УК) и кредитной организацией не может быть заключен договор о приеме платежей в пользу УК: перевод средств осуществляется по поручению физического лица – плательщика. Вместе с тем между УК и банком может быть заключен договор об обмене информацией о платежах, в котором допустимо устанавливать вознаграждение банка (Информация ЦБ РФ от 12.08.2011). Действия банка по такому договору не являются банковской операцией. Как указано в Письме ЦБ РФ от 21.11.2011 № 166-Т, кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом. Выходит, что кредитная организация вправе перечислить плату за жилое помещение и коммунальные услуги оператору по приему платежей, только если в распоряжении плательщика в качестве получателя назван именно оператор.

Разница между операциями по приему платежей и переводу денежных средств состоит в их правовых основаниях. Деятельность по приему платежей ведется на основании договора, заключенного с их получателем (поставщиком): плательщики обращаются к платежному агенту, называют поставщика, и если у данного агента есть договор с ним, то агент принимает платеж (реквизиты специального банковского счета поставщика известны платежному агенту заранее). Деятельность по переводу денежных средств без открытия счета основана на волеизъявлении плательщика: банк перечисляет принятые денежные средства по тем реквизитам, которые предоставил плательщик (на банковский счет получателя).

Ситуация 6

Организация, управляющая МКД, заключила договоры с оператором по приему платежей (об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) и с банком (об информационном обмене). Реквизиты какого счета необходимо указывать в платежных документах, выставляемых потребителям?

Платежный документ должен содержать номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя (пп. «б» п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Отсутствие в нем всех реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств, не только ограничивает право плательщика на выбор способа оплаты услуг, но и предоставляет преимущество тем лицам, которым реквизиты УК известны в силу заключенных договоров (в частности, платежным агентам либо банкам, с которыми заключены договоры об информационном обмене). Налицо ограничение конкуренции (постановления ФАС ВСО от 24.12.2012 по делу № А69-205/2012, от 18.12.2012 по делу № А69-290/2012, ФАС МО от 27.12.2011 по делу № А40-131220/10-17-826). Если в платежном документе будет указан специальный банковский счет, результат будет тот же: банки не смогут перевести денежные средства, так как они осуществляют переводы только на обычные банковские счета. Таким образом, в платежном документе следует указывать номер расчетного счета УК и реквизиты банка, в котором он открыт. Это не будет препятствием для приема платежей платежными агентами, ведь последние имеют информацию о спецсчете из заключенных с УК договоров.

Читайте также:  Материнский капитал получившим гражданство РФ

Ситуация 7

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается как через банки, так и через платежного агента.

Комментарий к данной ситуации применительно к приему платы через платежного агента был дан выше (см. ситуацию 5): УК является оператором по приему платежей, оператор связи – поставщиком, для расчетов по плате за пользование коллективной антенной они должны использовать специальные счета.

Одновременно следует учитывать, что Закон о платежных агентах не регулирует отношения, связанные с деятельностью по осуществлению расчетов в безналичном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 1). Следовательно, если потребители оплачивают выставленные счета (в том числе услуги, связанные с использованием коллективной антенны) путем перевода денежных средств (с банковского счета или без открытия такового), Закон о платежных агентах не применяется: средства поступают на расчетный счет УК, она рассчитывается с оператором связи.

Эти два вида правоотношений существуют параллельно, значит, в договоре между оператором связи и УК следует предусмотреть их в полной мере.

* * *

Прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги через юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, налагает на УК необычные обязанности – в частности, иметь специальный банковский счет (платежи от агентов поступают только на него). Бывает, что и УК сама становится платежным агентом – если включает в платежный документ плату за услуги, которые сама не оказывает (это не касается случая, когда в силу договора управления УК в интересах потребителей заключает договоры ресурсоснабжения), и принимает плату за эти услуги через собственные кассы либо с привлечением платежного агента. Требования к платежному агенту совсем другие. Они были подробно описаны в статье.

Если не заключать договоры с платежными агентами, собственники помещений будут вносить плату через банки. Заключение договоров с банками необязательно (и без него платежи будут приняты), но последние заинтересованы в получении вознаграждения с получателя, поэтому часто предлагают заключить соглашение об информационном обмене.

Платежный агент по приему платежей: требования

Для осуществления деятельности по приему платежей в пользу третьих лиц агент должен соблюдать следующие требования:

  • Открыть специальный счет для приема платежей. Средства данного счета расходуются исключительно для перечисления их поставщику, а также для удержания агентского вознаграждения. Последнее подлежит перечислению на основной счет агента только после расчета с принципалом;

  • Обеспечивать обязательную идентификацию плательщика;

  • Зачислять все наличные средства (поступившие в пользу третьих лиц) по окончании смены на специальный счет;

  • Обязательно использовать контрольно-кассовую технику в порядке, регламентированном действующим законодательством в этой сфере.

Прием платежей физических лиц платежными агентами осуществляется в рамках агентского договора с поставщиком, требования к которому содержатся в Гражданском кодексе РФ. При отсутствии такого договора агент не вправе принимать платежи, при этом важно, чтобы в договоре было обозначено: за какие товары или услуги агент уполномочивается получать оплату.

Обязательное условие работы платежного оператора – постановка на учет в Росфинмониторинге. Требований к учету для субагентов закон о платежных агентах не содержит, но их работа может быть проверена уполномоченным ведомством в рамках контрольных мероприятий, проводимых в отношении платежного оператора, с которым они работают.

Отметим, что постановка на учет в Росфинмониторинг предусматривает соблюдение всех требований законодательства по противодействию финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем. В организации должны быть разработаны соответствующие инструкции, а ответственные лица – пройти специальную подготовку.

Постановка операторов на учет и идентификация плательщиков

Руководствуясь Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее — Положение), перед тем как приступить к работе, оператор в течение 30 дней после государственной регистрации подает в Росфинмониторинг (п.3 и 4 Положения):
— заявление (форма произвольная) с подписью руководителя и печатью организации;
— карту постановки на учет (форма 2-КПУ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164).
В течение десяти дней принимается решение (п.7 Положения), которое выдается представителю организации под роспись либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Как перейти на прямые договоры

Согласно жилищному законодательству, многоквартирные дома принадлежат владельцам расположенных в них квартир на праве общей долевой собственности. Другими словами, все, что не является собственно квартирой (подъезды, дворы, придомовая территория, чердаки, подвалы), принадлежит всем жильцам пропорционально площади их квартир. Соответственно, решать самые важные вопросы касательно жизни дома должны владельцы квартир, а управляющие компании лишь фактически обслуживают дом.

Соответственно, именно жильцы решают, как будут организованы расчеты за использованные коммунальные услуги – напрямую с поставщиками этих услуг или через посредника в лице УК. Вообще же есть три варианта перехода с «общей» схемы на прямые договоры:

  • решение общего собрания собственников. Оформляется оно, как и любые другие решения собственников, после этого нужно будет передать протокол решения в ресурсоснабжающие организации, и жильцы смогут заключить с ними прямой договор;
  • если УК задолжала поставщику ресурсов. Речь идет о долге в размере 2 месячных оплат за услуги или более – в этом случае поставщик ресурсов может подать в суд на УК, после чего уведомить жильцов о начале прямых расчетов;
  • если в доме недавно сменилась УК, а раньше жильцы платили поставщикам напрямую.

Самое главное, что нужно знать в этой ситуации – жильцы не будут заключать прямые договоры с поставщиком ресурсов по отдельности – считается, что все они автоматически подписали один большой договор и платят по нему. Поэтому о смене порядка расчетов многие жильцы вообще узнают из объявления, которое повесит УК или поставщик ресурсов (а если все платежи приходят в одном документе, большинство может вообще этого не заметить.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *