114.Субъекты и порядок обжалования приговора в порядке надзора.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «114.Субъекты и порядок обжалования приговора в порядке надзора.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ошибочное судебное решение не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено. Поэтому заинтересованные лица вправе добиваться исправления ошибок, до пущенных в ходе производства по делам, путем процессуальной проверки вышестоящими судами законности и обоснованности при говоров, определений и постановлений, принимаемых нижестоящими судебными инстанциями. Конституция РФ, закрепляя право на судебную защиту, не исключает, а, напротив, предполагает возможность исправления судебных ошибок: право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, предусмотрено ч. 3 ст. 50.
Сроки обжалования приговора в Верховном суде
Действующим законодательством Российской Федерации устанавливаются следующие сроки для оспаривания принятых судебных решений:
- Для подачи апелляции предусмотрен срок, равный 10 дням с момента, когда был вынесен приговор или другое судебное решение, предполагающее возможность обжалования. Если осужденный находится под стражей, отсчет данного срока начинается со дня, когда лицо получило рассматриваемое решение.
- Для оспаривания судебного решения в порядке кассации или надзора точный срок не устанавливается. Исключением в данном случае являются ситуации, в рамках которых осуществляется пересмотр приговора или судебного постановления в порядке кассации или надзора, основания которого повлекли за собой усугубление положения осужденного или оправданного лица. В таких условиях срок оспаривания приравнивается к одному году с момента вступления судебного решения в законную силу при допущении ошибок и неточностей в процессе разбирательства, повлекших за собой нарушение законодательных норм и понятия справедливости вердикта.
Лица, пользующиеся правом принесения жалобы и представления в порядке надзора
Право обжалования вступившего в законную силу судебного решения в суд надзорной инстанции принадлежит перечисленным в законе участникам судебного разбирательства, должностным лицам в пределах их полномочий, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы (ч.1 и 2 ст. 401.2, ч. 1 ст. 412.1, ст. 123 УПК).
Вступившие в законную силу судебные решения могут быть пересмотрены в порядке надзора по жалобам осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей и представителей. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска. Обращения указанных лиц именуются над зорными жалобами.
При определении круга должностных лиц, правомочных приносить надзорные представления, законодатель отсылает к ч. 2 ст. 401.2 УПК. В этой норме, регулирующей кассационное производство, на званы Генеральный прокурор РФ и его заместители, а также прокурор субъекта РФ, приравненный к нему военный прокурор и их заместители. Но прокурор субъекта РФ и его заместители уполномочены на принесение представления только в президиум суда субъекта РФ (ч. 2 ст. 401.2 УПК), тогда как надзорной инстанцией может быть только Президиум Верховного Суда РФ, что обеспечивает экстраординарный характер надзорного производства. Генеральный прокурор РФ и его заместители могут приносить кассационные представления в любой суд и в силу ч. 1 ст. 412.1 УПК — надзорные представления в Президиум Верховного Суда РФ. Следовательно, экстраординарность надзорного производства обеспечивается еще и тем, что только Генеральный прокурор РФ и его заместители могут инициировать надзорную проверку. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ч. 3 ст. 412.3 УПК).
Следует обратить внимание, что среди субъектов обжалования приговора или иного судебного решения не назван государственный обвинитель. Это можно объяснить также экстраординарным характером надзорного производства. Государственный обвинитель обязан своевременно реагировать на все нарушения и ошибки, допускаемые при производстве по уголовному делу. Для их исправления он обязан в первую очередь использовать такую ординарную форму проверки, как апелляционное производство. Кассационное производство тоже можно скорее отнести к ординарной форме проверки, однако уже в кассационном порядке представление вправе приносить не государственный обвинитель, а прокурор субъекта РФ и его заместители или Генеральный прокурор РФ и его заместители. В надзорном порядке, как уже указано, такое право есть только у Генерального прокурора РФ и его заместителей. Вместе с тем действующий УПК устанавливает, что жалоба и представление имеют равное процессуальное значение.
Правом принесения надзорной жалобы наделены и иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что само по себе отсутствие в законе указания на право того или иного участника уголовного судопроизводства либо иного лица, интересы которого затрагиваются судебным решением, обжаловать принятые в отношении его и вступившие в законную силу судебные решения не может расцениваться как основание для лишения права на такое обжалование. УПК гарантирует каждому участнику уголовного судопроизводства право обжаловать действия (бездействие) должностного лица, осуществляющего уголовное судопроизводство, в той части, в которой они затрагивают его интересы, и не предусматривает каких-либо изъятий из числа судебных решений, подлежащих обжалованию в порядке надзора.
Ограничение права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, на том лишь основании, что эти граждане не были признаны в установленном порядке участниками производства по уголовному делу, недопустимо, поскольку обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве обусловливается не формальным признанием лица тем или иным участником производства по уголовному делу, а наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего его права.
К иным лицам, наделенным правом принесения надзорной жалобы в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы, могут быть отнесены, например, лицо, на имущество которого ошибочно наложен арест в целях исполнения приговора (в части гражданского иска или конфискации имущества), лицо, уголовное дело в отношении которого прекращено, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера.
Суды надзорной инстанции признают право обжалования судебного акта в порядке надзора: а) за заявителем (в случае отказа в принятии дела частного обвинения к производству мирового судьи); б) экстрадируемым, т. е. лицом, выдаваемым другому государству для осуществления в отношении его уголовного преследования; в) лицом, выдаваемым для отбывания наказания государству, гражданином которого оно является; г) лицом, осужденным судом другого государства, переданным в Российскую Федерацию для отбывания наказания в виде лишения свободы, в отношении которого судами приняты решения о признании приговора другого государства и о приведении его в соответствие с уголовным законом РФ; д) лицами, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовному делу (члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, следователи, адвокаты и другие лица, указанные в ст. 447 УПК).
Пределы прав суда надзорной инстанции
Предмет проверки суда надзорной инстанции. Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению исключительно законность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда (ч. 1 ст. 412.1 УПК), т. е. проверка судебных решений в надзорном порядке осуществляется только по вопросам права.
При этом подвергается проверке вся предшествующая постановлению приговора или иного судебного решения процессуальная деятельность только с точки зрения соблюдения процессуальной формы и применения материального закона, но не разрешения дела по существу. Суд надзорной инстанции ограничивается проверкой правильности применения норм материального и процессуального права.
В отличие от суда апелляционной инстанции, он не проверяет, на сколько собранные доказательства (с точки зрения их допустимости, достаточности и объективности), установленные обстоятельства (с точки зрения их доказанности и полноты выяснения) и выводы (с точки зрения их соответствия обстоятельствам дела) позволяют применять ту или иную норму материального права, т. е. проверяет только законность, но не обоснованность судебного акта.
П. А. Лупинская отмечала, что «законность выносимых в процессе решений определяется в целом следующим: решение должно быть вынесено компетентным лицом или органом своевременно; вынесению решения должны предшествовать проведенные в соответствии с законом процессуальные действия, с помощью которых установлены обстоятельства, определяющие принятие решения; при квалификации деяния, назначении наказания, разрешении гражданского иска должен быть правильно применен соответствующий закон; решение должно быть облечено в установленную законом процессуальную форму, содержать необходимые реквизиты этого правового акта».
Действие ревизионного начала в надзорном производстве. Разделение процессуальных функций, наделение сторон равными процессуальными правами, свобода обжалования в суд незаконных действий и решений — всем этим обусловлено правило, сформулированное в ч. 1 ст. 412.12 УПК, о том, что при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда РФ проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. Иными словами, законность судебного решения проверяется лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в отношении тех осужденных, оправданных, которых касается жалоба или представление. Таким образом, пределы рассмотрения дела в надзорном порядке в значительной мере определяются самими сторонами при принесении жалоб и представлений, что обусловлено действием принципа состязательности.
Однако в надзорном производстве, как и в кассационном, допускается ревизионный порядок пересмотра: в интересах законности суд вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора (ст. 412.12 УПК). Представление суду надзорной инстанции такого права обусловлено публичным началом в деятельности суда. В УПК речь идет не об обязанности, а о праве суда. Суд не связан доводами жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.
Например, если нарушение, указанное в жалобе (нарушение права на защиту), повлекло и иные, не указанные в жалобе нарушения (не правильные выводы суда о доказанности вины подсудимого или не правильную квалификацию его деяния), надзорная инстанция должна выявить и указать в своем решении все нарушения и принять меры к исправлению их всех. В связи с нарушениями, выявленными по жалобе, представлению, суд вправе проверить, не затрагивают ли эти нарушения закона тех осужденных по делу, которые не приносили жалобы и которых не касается представление. При этом если суд обнаруживает одно из оснований для отмены судебных решений, он от меняет приговор в отношении всех осужденных по делу.
Ревизионное начало в надзорном производстве имеет своей целью выявить те нарушения закона, которые существенны для принятия решения по жалобе или представлению, но в них не указаны. При этом суд может принять только то решение, которое направлено в пользу осужденного.
Право суда надзорной инстанции проверить все производство по уголовному делу и в отношении всех осужденных обязывает суд уст ранить все выявленные в судебном заседании нарушения материального и процессуального закона, если их устранение влечет улучшение положения осужденного (осужденных). Иное противоречило бы положениям ст. 6 УПК. Поэтому, изменяя или отменяя приговор в надзорном порядке как в отношении лица, принесшего жалобу, так и в отношении иных осужденных по делу, суд не может ухудшить их положение (например, он не может применить закон о более тяжком преступлении, отменить условное осуждение, изменить вид колонии для отбывания наказания и т. д.), однако может принять решение, направленное в пользу осужденного (изменить квалификацию преступления, изменить меру наказания в сторону его смягчения и др.).
Действие запрета поворота к худшему в надзорном производстве. Законодатель устанавливает идентичные правила о повороте к худшему для кассационного (ст. 401.6 УПК) и надзорного (ч. 2 ст. 412.9 УПК) производства, поэтому действие запрета поворота к худшему в над зорном производстве можно уяснить только путем сопоставлений указанных выше статей. Из ч. 2 ст. 412.9 УПК следует общее правило, что поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается.
Правило о недопустимости поворота к худшему служит важной гарантией свободы обжалования, но применительно к надзорному производству оно имеет свои ограничения и существенно отличается от действия подобного запрета в апелляционном производстве. Согласно ст. 389.24 УПК в апелляционном производстве оно ограждает осужденного и оправданного от опасности по своей жалобе или жалобе своего защитника оказаться в худшем положении по сравнению с вынесенным приговором. Изменение обвинительного приговора с ухудшением положения осужденного или отмена оправдательного приговора и направление дела на новое рассмотрение в первую инстанцию в апелляционном порядке возможны только при наличии соответствующих представления прокурора или жалоб потерпевшего, частного обвинители или их представителей.
Применительно к кассационному и надзорному производству поворот решения к худшему не зависит от того, кто приносит надзорные жалобу, представление. Ограничения поворота к худшему здесь связаны со сроком пересмотра. Пересмотр приговора, постановления, определения суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого дело было прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу. Следует обратить внимание на термин «пересмотр». Он обозначает, что исчисление годичного срока должно производиться не на момент подачи жалобы, а на момент рассмотрения и разрешения дела в надзорной инстанции. День вынесения решения надзорной инстанции (собственно сам пересмотр) должен иметь место в пределах года, не превышать года со дня вступления в законную силу проверяемого решения.
Комментарий к Статье 412.1 Уголовно-процессуального кодекса
Правом поставить вопрос о пересмотре судебных решений в суде надзорной инстанции обладают те же самые субъекты обжалования, которые вправе обжаловать судебные решения в суд кассационной инстанции. (См. более подробно комментарий к ст. 401.2 УПК РФ.)
Поводом для пересмотра судебных решений в суде надзорной инстанции являются надзорные жалобы участников судебного разбирательства либо надзорные представления прокурора. Принести надзорное представление вправе только Генеральный прокурор РФ или его заместители.
Предметом пересмотра приговоров, определений или постановлений, вступивших в законную силу, будет являться только законность судебных решений, которые выражены в данных процессуальных актах. Тем самым предмет надзорного производства аналогичен предмету кассационного производства по уголовным делам.
В положениях ч. 3 комментируемой статьи установлен исчерпывающий перечень судебных решений, вступивших в законную силу, которые могут быть рассмотрены в суде надзорной инстанции.
Непосредственно судом надзорной инстанции, обладающей полномочиями по проверке надзорных жалоб или представлений на предмет законности вступивших в законную силу приговоров, определений или постановлений суда, является только Президиум Верховного Суда РФ.
На действия и решения каких должностных лиц можно подать жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ?
Жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ можно подать на действия (бездействия) и решения должностных лиц, в функции которых входит осуществление уголовного преследования на досудебной стадии производства. В частности, жалоба может быть подана на действия (бездействия) или решения:
- органа дознания, начальника органа дознания: участкового уполномоченного отдела полиции, начальника отдела полиции, оперативного уполномоченного подразделений полиции, федеральной службы безопасности, таможенной службы (например, на принятые ими решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о направлении материала проверки по подсудности, о возбуждении уголовного дела);
- должностных лиц органов предварительного расследования: дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа;
- прокурора (только в отношении действий и решений при осуществлении прокурором функций по уголовному преследованию).
Каков срок рассмотрения судом жалобы, поданной в порядке ст. 125 УПК РФ?
Жалоба, поданная в соответствии со ст. 125 (ст. 125.1) УПК РФ должна быть рассмотрена судом в течение 5 суток. В настоящее время Государственной Думой России принят в третьем чтении законопроект, согласно которому указанный срок продлен до 14 суток, а в отношении жалоб на действия и решения при сокращенной форме дознания срок оставлен прежним – 5 суток. Указанный законопроект в силу не вступил, но очевидно, что в 2023 году он будет принят и вступит в законную силу.
В действительности указанный срок в 5 суток на практике не соблюдается. Например, на территории г. Москвы судебное заседание по рассмотрению жалобы может быть назначено по прошествии месяца после ее поступления в суд. При планировании срока рассмотрения жалобы следует учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, суды по-разному отсчитывают указанный срок: с момента поступления жалобы в суд или с момента поступления жалобы конкретному судье. Во-вторых, зачастую жалоба рассматривается не в одном судебном заседании. Из-за отсутствия информации о надлежащем извещении лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, в связи с непредставлением органами расследования истребованных судом материалов, судебное заседание может быть отложено. В итоге с момента подачи жалобы и до принятия судом решения может пройти два и более месяца.
Как происходит рассмотрение судом жалобы, поданной на основании ст. 125 УПК РФ?
Рассмотрение жалобы в порядке судебного контроля производится судьей единолично в общем порядке, предусмотренном для судебного разбирательства. Суд проверяет доводы лица, подавшего жалобу, в открытом судебном заседании по правилам состязательного процесса. Рассмотрение жалобы в закрытом судебном заседании допускается в порядке, предусмотренном ст. 241 УПК РФ.
В судебное заседание вызываются заявитель, его защитник и (или) представитель, прокурор, сотрудник, действия или решения которого обжалуются. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует проведению судебного заседания.
При проверке доводов жалобы действуют правила, определяющие его пределы:
- суд не вправе предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела, в частности, делать выводы об обоснованности обвинения, оценке доказательств и о квалификации деяния;
- суд не должен ограничиваться установлением лишь того, соблюдены ли должностными лицами формальные требования закона, а обязан удостовериться в фактической обоснованности обжалуемого решения.
Плюсы и минусы обжалования приговора суда по уголовному делу
Для того, что бы определиться в необходимости обжалования приговора суда, нужно взвесить все положительные и негативные последствия, к которым может привести обжалование приговора.
Плюсы для потерпевшего по делу
- одним и самым главным плюсов подачи жалобы является отсутствие минусов;
- решение суда в части гражданского иска и взысканной сумы может быть изменен в пользу увеличения (при доказанности с Вашей стороны позиции, что суд нге учел определенные обстоятельства, которые влияют на величину Ваших исковых требований);
- вы восстанавливаете свое конституционное право на доступ к правосудию;
- возможность добиться справедливости;
- приговор может быть изменен в пользу ухудшения положения осужденного.
Минусы для потерпевшего по делу:
- как упоминалось ранее, минусов практически нет, разве что потраченное Вами время на обжалование.
Надзор в уголовном процессе
Надзорное обжалование вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда является исключительной формой их пересмотра. Предполагается, что вступивший в законную силу приговор, обычно, уже проверен судом апелляционной инстанции и исправлен этим же судом в случае наличия нарушений законности и/или обоснованности.
Вместе с тем ошибки по уголовному могут быть допущены и судом второй инстанции, равным образом приговор суда по тем или иным причинам мог быть не обжалован в вышестоящий суд до вступления его в законную силу. В таких случаях единственным средством защиты осужденного, потерпевшего и других лиц может быть только жалоба о пересмотре приговора, постановления, определения должна содержать. Ее иногда еще называют жалобой в порядке надзора по уголовному делу или надзорной жалобой.
Помощь юриста по вопросам обжалования приговоров в Верховном суде
Адвокат представляет собой незаинтересованное лицо, вследствие чего деятельность адвоката осуществляется в условиях строгого соблюдения интересов подзащитного. Фактический перечень функций адвоката по обжалованию приговорам посредством обращения в Верховный орган суда включает в себя:
- Тщательное изучение имеющихся процессуальных документов и позиции потенциального заявителя.
- Разработка индивидуальной стратегии обжалования с поиском важных аргументов для отмены приговора.
- Сбор доказательной базы, подтверждающей необходимость повторного рассмотрения уголовного дела.
- Выполнение других необходимых процессуальных действий в целях представления и защиты интересов доверителя.
Как показывает практика, участие квалифицированного юриста в процедуре обращения к помощи Верховного суда по вопросам, связанным с обжалованием и приговорами, не соответствующими понятиям справедливости и законности, является залогом положительного рассмотрения заявления в высшей инстанции. На сегодняшний день регламенты и образцы составления различного рода заявлений находятся в свободном доступе, однако ни один шаблон не может гарантировать положительный результат, так как каждый отдельный случай является абсолютно индивидуальным. Самостоятельное составление жалобы на приговор суда влечет за собой вероятность допущения ошибок и неточностей, которые могут стать причиной отказа в принятии жалобы к рассмотрению. Адвокаты ММКА располагают большим практическим опытом и профессиональными навыками, благодаря которым риск недочетов сводится к нулю. Вы можете быть уверены в том, что при составлении жалобы на приговор суда юристом заявление будет абсолютно юридически грамотным, что значительно повысит шансы на его принятие к рассмотрению.
Дополнительным аргументом в пользу обращения к компетентному адвокату для того, чтобы обжаловать приговор суда в ВС Российской Федерации, является необходимость убедительной мотивации и веских аргументов при составлении заявления. ВС Российской Федерации принимает к рассмотрению только действительно проблемные дела, в рамках которых аргументированный текст жалобы с достаточными обоснованиями является единственным условием для принятия к рассмотрению. При этом адвокат сможет взять на себя все сопутствующие задачи по оспариванию приговора суда на любом этапе и помочь представить интересы своего подзащитного, добившись их удовлетворения.
Статья 412.1. УПК РФ Пересмотр судебных решений в порядке надзора
- Вступившие в законную силу судебные решения, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам и представлениям лиц, указанных в частях первой и второй статьи 401.2 настоящего Кодекса.
- Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда.
- В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются вступившие в законную силу:
1) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
3) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;
4) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке;
5) постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 412.11. УПК РФ. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных решений в порядке надзора
- В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:
1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;
4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных частью третьей статьи 389.22 настоящего Кодекса;
7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;
8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 412.4 настоящего Кодекса. - В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой настоящей статьи, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии с частью первой статьи 412.9 настоящего Кодекса.
- Постановление суда надзорной инстанции подписывается председательствующим в судебном заседании и должно соответствовать требованиям частей третьей и четвертой статьи 389.28 настоящего Кодекса.
- Постановление суда надзорной инстанции приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой, представлением, постановлением судьи суда надзорной инстанции и вынесенным в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 412.5 настоящего Кодекса, постановлением Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя.