Индексация заработной платы в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индексация заработной платы в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Задачами бухгалтерского учета расчетов с персоналом являются: точное и своевременное документальное отражение фактических затрат труда в различных отраслях хозяйства; точное отражение объемов выполненных работ или выхода продукции и использованного рабочего времени; контроль за правильностью применения установленных норм и расценок, обеспечивающих точное начисление оплаты труда; контроль за количеством труда, вложенным каждым работником хозяйства, с целью точного исчисления заработка и выплаты его в установленные сроки; контроль за использованием установленного фонда оплаты труда и численности работников организации по их категориям; соблюдение порядка распределения оплаты труда по бухгалтерским счетам, обеспечивающего правильность исчисления затрат на объектах учета; широкое применение прогрессивных форм организации и оплаты труда, в том числе в условиях подрядных и арендных отношений.

Нарушения, которые часто выявляются при аудите

В процессе проверок довольно часто выявляются нарушения. Это реалии функционирования российских компаний. Предприниматели говорят о том, что при работе практически невозможно обойтись без нарушений. Рассмотрим их перечень:

  • Сотрудники работают на предприятии неофициально. То есть отсутствуют трудовые договоры.
  • Нет коллективных договоров с сотрудниками.
  • Нет заявлений сотрудников о выдаче льгот по НДФЛ.
  • Предприятие необоснованно списывает средства с баланса на выплату налогов на обучение сотрудников. То есть вычеты были сделаны, однако требуемые учебные мероприятия не произведены.
  • Работодатель начисляет надбавки к зарплате сотрудников без оснований. То есть проведенные доплаты и премии не подтверждены внутренними документами предприятия и трудовыми договорами.
  • В ПФР и подобные органы не делаются выплаты, которые предприятие обязано делать: премия, оплата питания, различная финансовая помощь.
  • Предприятие игнорирует необходимость оформления отпускных, выдачу компенсаций работникам, которые осуществляют свою деятельность на основании договоров гражданско-правового типа.
  • Компания многократно заключает договор с одним работником на выполнение одной и той же услуги.

Во многих организациях сотрудники не оформлены официально. Такое нарушение объясняется тем, что работодатель не желает оплачивать налоги и прочие выплаты. Также распространенность проблемы вызвана небольшими компаниями при выявлении. Это грубое нарушение Трудового кодекса.

Оформление итогов проверки

По завершении проверки аудитор обязан предоставить заказчику акт проверки, основной частью которого является аудиторское заключение. Проверяющий также имеет возможность отказаться от предоставления заключения, если тому есть веские причины.

Заключение может быть:

  • положительным в случае, когда учет труда полностью соответствует действующему законодательству, а сведения, указанные в бухгалтерской и налоговой отчетности, достоверны;
  • условно-положительным, когда в целом учет хозяйственного субъекта организован с учетом требований законодательства, но в процессе проверки установлены незначительные нарушения, либо несущественные, легко устранимые искажения показателей отчетности;
  • отрицательное, когда показатели отчетности организации не соответствуют фактическим показателям учета либо бухгалтерский учет начисления зарплаты ведется с грубыми нарушениями законодательства.

Виды, формы и системы оплаты труда

Учет расчетов с подотчетными лицами

Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам.

Порядок выдачи денег под отчет и сроки, на которые они могут быть выданы, установлены правилами ведения кассовых операций.

Проезд к месту командировки и обратно, а также наем жилого помещения оплачиваются по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами (с учетом установленных ограничений на использование соответствующего транспорта).

Предел размера суточных, который не облагается НДФЛ, составляет 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и 2500 руб. за пределами России.

Подотчетные суммы учитывают на активном синтетическом счете 71 “Расчеты с подотчетными лицами”. Выдачу денежных авансов подотчетным лицам отражают по дебету счета 71 и кредиту счета 50 “Касса”.

Расходы, оплаченные из подотчетных сумм, списывают с кредита счета 71 в дебет счетов 10 “Материалы”, 26 “Общехозяйственные расходы” и других счетов в зависимости от характера расходов. Возвращенные в кассу остатки неиспользованных сумм списывают с подотчетных лиц в дебет счета 50 “Касса”.

Аналитический учет по счету 71 ведут по каждой сумме, выданной под отчет.

Не возвращенные подотчетными лицами суммы авансов списывают со счета 71 в дебет счета 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей”. Со счета 94 суммы авансов списывают в дебет счета 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” или 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям” (если они не могут быть удержаны из суммы оплаты труда работников).

При командировке работников за границу им выдается аванс в валюте страны командирования. Полученную в банке валюту приходуют по счету 50 “Касса” с кредита счета 52 “Валютные счета”. Выданная под отчет валюта списывается со счета 50 в дебет счета 71 и отражается в учете в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка РФ на момент выдачи. При возвращении из командировки и сдаче авансового отчета с приложением оправдательных документов задолженность подотчетных лиц списывается с кредита счета 71 в дебет счета 26 “Общехозяйственные расходы” и других счетов в зависимости от вида расходов по курсу на день представления отчета. При изменении за период командировки курса валют курсовая разница списывается на счет 91 “Прочие доходы и расходы”: положительная — на доходы (Д-т 71 К-т 91), отрицательная — на расходы (Д-т 91 К-т 71).

  • осуществлять расчеты зарплаты и премий;
  • рассчитывать НДФЛ с налоговых баз с учётом превышения 5 000 000 руб. и другие удержания и вычеты по зарплате;
  • вести учет личного состава и рабочего времени, применение кодов в первичной документации;
  • применять алгоритмы расчета оплаты труда по различным основаниям, вычетов и удержаний из заработной платы;
  • учитывать отработанное и неотработанное время (получите алгоритмы расчета оплаты труда по различным основаниям, вычетов и удержаний из заработной платы, расчета по больничным листам, ознакомитесь с новыми правилами расчета страховых взносов в 2023 году);
  • делать расчеты среднего заработка: по больничным листам, отпуску, командировке;
  • применять новые расчеты и понятия по страховым взносам;
  • оформлять прочие расчеты с персоналом.

Аудит расчетов по оплате труда на примере ОАО «Икар»

1. Оценка системы бухгалтерского учета и контроля в ОАО «Икар»

1.1 Проверка обоснованности принятой учетной политики и ее соблюдение в отчетном периоде

Под учетной политикой ОАО «Икар» понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Читайте также:  Когда в Тюмени запретят продавать алкоголь в 2023 году: полный календарь

К способам ведения бухгалтерского учета ОАО «Икар» относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика ОАО «Икар» сформирована главным бухгалтером в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1997 г. №129-ФЗ и утверждена руководителем предприятия.

Таблица 2 – Обоснованность принятой учетной политики ОАО «Икар»

№ п/п

Элементы

учетной политики

Нормативная

база

1

Рабочий план счетов бухгалтерского учета

Применяется план счетов бухгалтерского учета, составленный на основании утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. №94н. Аналитические счета определены самостоятельно

Закон РФ от 21.11.1996 г.

№129-ФЗ

2

Методы организации учетной работы

Руководителем предприятия введена бухгалтерия как структурное подразделение, во главе которой находится главный бухгалтер

Закон РФ от 21.11.1996 г.

№129-ФЗ

3

Форма ведения бухгалтерского учета

Введена журнально-ордерная компьютерная форма учета

Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 г. №64н

4

Технология обработки информации

Обработка информации осуществляется автоматизированным способом

Закон РФ от 21.11.1996 г.

№129-ФЗ

5

Наличие правил документооборота и технология обработки учетной информации

Принятым графиком документооборота урегулированы основные его правила, где оговорены ответственные лица, исполнители, сроки формирования и временной период хранения документов

Приказ Минфина СССР

от 29.07.1983 г.

№105

6

Метод определения дохода для целей налогообложения

Определяется по методу отгрузки

Ст. 273 НК РФ

Направления и области аудиторской проверки

----------------------------¬ --------------------------------------------¬
¦ Направления аудиторской ¦ ¦ Область проведения проверки ¦
¦ проверки ¦ ¦ ¦
LT--------------------------- L-------------------------------------------+
¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ -->¦ Организация оплаты труда ¦ ¦ ¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ ---------------------¬ +->¦ Оперативный учет личного состава ¦ +>¦ Оценка системы +--+ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦внутреннего контроля¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ L--------------------- +->¦ Структура удержаний ¦ ¦ ¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ L->¦Документооборот по учету труда и расчетов¦ ¦ ¦ с персоналом ¦ ¦
¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ -->¦ Договоры, заключаемые с работниками ¦ ¦ ---------------------¬ ¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ Проверка соблюдения¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ ¦ требований ¦ +->¦ Порядок документального оформления ¦ +>¦ гражданского +--+ ¦ трудовых отношений ¦ ¦
¦ ¦ и трудового ¦ ¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ законодательства ¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ L--------------------- L->¦Коллективный договор. Положение об оплате¦ ¦ ¦ труда ¦ ¦
¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ -->¦ Оформление первичных документов по учету¦ ¦ ¦ ¦ труда ¦ ¦
¦ ¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ ---------------------¬ +->¦Начисление заработной платы и иных выплат¦ +>¦ Проверка начисления+--+ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ заработной платы ¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ L--------------------- +->¦ Учет депонированной заработной платы ¦ ¦ ¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ L->¦ Порядок формирования затрат на оплату ¦ ¦ ¦ труда ¦ ¦
¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ ---------------------¬ -->¦ Документальное оформление удержаний ¦ ¦ ¦ Проверка удержаний ¦ ¦ ¦ из заработной платы ¦ ¦
+>¦ из заработной платы+--+ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ персонала ¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ L--------------------- L->¦ Отражение операций по удержанию ¦ ¦ ¦ заработной штаты в учете ¦ ¦
¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ ---------------------¬ -->¦ Соответствие данных бухгалтерского учета¦ ¦ ¦ Проверка ¦ ¦ ¦ данным бухгалтерской отчетности ¦ ¦
L>¦ правильности +--+ L------------------------------------------ ¦
¦ формирования ¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦отчетных показателей¦ ¦ ¦ Соответствие данных по налогам ¦ ¦
L--------------------- L->¦ и страховым взносам данным налоговых ¦ ¦ деклараций ¦
L------------------------------------------

Рисунок 1

Источник: авторская разработка.

При проведении аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда аудитор должен использовать как нормативно-правовые источники информации, регулирующие данный раздел бухгалтерского учета и порядок проведения аудита, так и первичные документы и сводные регистры, применяемые в организации, количество которых зависит от применяемой в организации формы и системы оплаты труда.

Авторы, такие как О.С. Дьяконова, Е.М. Горюнова [8], А.А. Голенко, И.А. Кислая [9], И.Н. Богатая, К.И. Лосик [10], В.В. Глинских [11], Л.А. Соколова, В.Е. Илюшин [12], выделяют ряд последовательных этапов, включающих в себя как проверку правомерности и соблюдения законодательства, так и непосредственно проверку начисления различных видов оплаты труда, удержаний и отражение в отчетности.

Анализ работ указанных авторов позволил нам выделить ряд последовательных этапов проведения аудиторской проверки, представленных на рис. 2.

Предоставление отпуска

Аудитор должен проверить своевременность предоставления отпусков персоналу организации. В соответствии со ст. 114, 115 ТК организация обязана ежегодно предоставлять работникам отпуска продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней (ст. 125 ТК).

Сумма среднего заработка, сохраняемого работнику на время отпуска, рассчитывается исходя из средней заработной платы, для расчета которой ст. 139 ТК установлен единый порядок, особенности которого определены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 (далее – Положение). На основании ст. 139 ТК и п. 3 Положения средний заработок для оплаты отпусков исчисляется за последние три календарных месяца (с 1-го числа до 1-го числа). Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.

Согласно подп. «б» п. 4 Положения при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник получал пособие по временной нетрудоспособности.

В соответствии с п. 9 Положения средний дневной заработок для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска в случае, когда из расчетного периода исключалось время в соответствии с п. 4 Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму, состоящую из среднемесячного числа календарных дней (29,6), умноженного на количество полностью отработанных месяцев, и количества календарных дней в не полностью отработанных месяцах. Количество календарных дней в не полностью отработанных месяцах рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4.

Сумма среднего заработка, сохраняемого работнику на время отпуска, относится к расходам на оплату труда, которые в соответствии с п. 5, 8, 9 ПБУ 10/99 и п. 36, 49 Инструкции считаются расходами по обычным видам деятельности.

Сумма отпускных включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц на основании п. 1 ст. 210 НК. Налогообложение производится по ставке 13 % (ст. 224 НК).

В соответствии с п. 7 ст. 255 НК для целей налогообложения прибыли в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, признается сумма начисленного работнику среднего заработка, сохраняемого на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ.

Читайте также:  Имеет ли внебрачный ребенок право на наследство

На сумму отпускных организация обязана начислить единый социальный налог на основании п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК, а также произвести отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Кроме того, сумма отпускных включается в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Для целей исчисления налога на прибыль сумма отпускных учитывается в составе расходов на оплату труда, а сумма единого социального налога и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п. 7 ст. 255, подп. 1, 45 п. 1 ст. 264 НК).

Единый социальный налог, взносы в пенсионный фонд и фонд страхования

В бухгалтерском учете суммы единого социального налога (далее – ЕСН), исчисленные в порядке, установленном гл. 24 «Единый социальный налог» НК, входят в состав расходов по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счетов затрат или прочих (на которых произведены соответствующие начисления в оплату труда) в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с разбивкой суммы налога на суммы, зачисляемые в федеральный бюджет и соответствующие фонды.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленная исходя из тарифов, предусмотренных ст. 22, 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», уменьшает сумму единого социального налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет (налоговый вычет) согласно п. 2 ст. 243 НК.

Авансовые платежи по ЕСН исчисляются в порядке, установленном ст. 243 НК, и отражаются в бухгалтерском учете согласно Инструкции по применению Плана счетов в рассматриваемом случае по дебету счета 20 в корреспонденции с кредитом счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» на отдельных субсчетах. В соответствии с п. 2 ст. 243 НК сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), что отражается в бухгалтерском учете записями по субсчетам счета 69 (по дебету субсчета «ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет» и кредиту субсчетов «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии» и «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии»).

В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда работников. Сумма начисленных страховых взносов относится к прочим расходам по обычным видам деятельности и отражается согласно Плану счетов по кредиту счета 69 на соответствующем субсчете.

Для целей налогообложения прибыли начисленные суммы единого социального налога и страховых взносов на обязательное социальное страхование относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в соответствии с подп. 1 и 45 п. 1 ст. 264 НК.

Суммы пеней по ЕСН, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное социальное страхование отражаются в соответствии с Планом счетов по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (субсчет «Платежи за счет прибыли, оставшейся после налогообложения») в корреспонденции с кредитом соответствующих субсчетов счета 69.

Для целей исчисления налога на прибыль суммы пеней, уплачиваемые организацией в связи с несвоевременной уплатой единого социального налога и вышеназванных страховых взносов, не учитываются в составе расходов на основании п. 2 ст. 270 НК. Таким образом, суммы пени не участвуют в формировании показателей бухгалтерской прибыли и налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Источники информации для аудита заработной платы

Данные о величине фонда начисленной заработной платы и численности работников содержит статистическая форма № П–4 «Сведения о численности и заработной плате работников». По данным этой формы производится расчет среднемесячной заработной платы работников организаций, среднемесячной заработной платы работников списочного состава, внешних совместителей, а также работников, выполнявших работы по договорам гражданско–правового характера.

При обобщении данных формы № П–4 рассчитывается среднемесячная заработная плата по группам организаций в зависимости от среднесписочной численности работников; среднемесячной заработной плате работников на одно замещенное рабочее место, часовой заработной плате работников списочного состава и внешних совместителей, часовой заработной плате работников списочного состава, часовой заработной плате внешних совместителей. Показатели формы № П–4 включают отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы к общероссийскому уровню, среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников в экономике региона, реальную среднемесячную начисленную заработную плату работников в сравнении с предыдущим периодом.

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда является одним из наиболее трудоемких объектов при проверке организаций. Операции по учету труда и заработной плате, как правило, многочисленны, осуществляются систематически, отличаются разнообразием и спецификой.

В данной статье рассмотрены практические примеры, в которых проанализированы сложные и актуальные вопросы по оплате и стимулированию труда работников, показаны возможности аудита оплаты труда, выполняемого с целью снижения налоговых рисков и устранения возможных конфликтных ситуаций со стороны работников. Представлены рекомендации по решению сложных и неоднозначных вопросов оплаты и стимулирования труда, которые основаны на положениях нормативных и законодательных актов, разъяснениях официальных органов.

Любой аудит — это независимая проверка и оценка деятельности организации специалистом-профессионалом или независимой организацией на договорной основе. Особенностью аудита, проводимого в последнее время, является следующий факт: заказчики, которые оплачивают обязательный или инициативный аудит, хотят получить дополнительные или сопутствующие аудиту услуги.

Как правило, это рекомендации профессиональных аудиторов по снижению рисков предпринимательской деятельности организации. В частности, клиенты нередко просят:

  • провести аудит по оплате труда;
  • проверить соблюдение трудового законодательства;
  • проанализировать допущенные ошибки;
  • составить подробный отчет о нарушениях;
  • дать рекомендации для устранения нарушений в отчете.

Рекомендации, которые дают аудиторы, помогают избежать целого ряда ошибок, особенно в сложных и неоднозначных ситуациях, связанных не только с методами учета труда и заработной платы, но и с экспертизой кадровых документов и локальных нормативных актов организации. Грамотное и профессиональное решение вопросов оплаты и стимулирования труда снижает риски конфликтных ситуаций, влияет на экономическую и финансовую составляющие работы организации в целом.

Оценку эффективности системы внутреннего контроля по операциям, связанным с оплатой труда, аудиторы начинают с наличия локальных нормативных актов организации. Это объясняется тем, что сначала необходимо выяснить, имеются ли в организации внутренние системные документы, прямо или косвенно регулирующие вопросы оплаты труда.

Системы оплаты труда работников учреждений

В разделах, посвященных системам оплаты труда работников федеральных, государственных и муниципальных учреждений, главные изменения касаются учета требований применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов. Это необходимо учитывать при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (пп. «е» п. 7, п. 11), при формировании фонда оплаты труда (пп. «и» п. 7).

Читайте также:  Возврат автомобиля в автосалон

Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров существенных изменений не претерпели.

При формировании системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений стоит обратить внимание на корректировку пп. «е» п. 32 Рекомендаций по системам оплаты труда. При введении новых систем оплаты и их изменении (совершенствовании) сумма выплат работнику: по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, не может быть в абсолютном выражении меньше суммы аналогичных выплат в действующих системах оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей и выполнения работ той же квалификации. Иными словами, если система оплаты труда меняется, но объем работы и трудовые обязанности – нет, то сумма выплат работнику не может быть уменьшена.

Новая обязанность – руководитель аудиторской группы

Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.

Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.

И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.

Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.

Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.

Также введены и определенные критерии, которым теперь должно соответствовать заключение. С 2023 года проверяющие субъекты обязаны в итоговом документе обязательно указать те обстоятельства, которые могут оказать влияние или оказали такое воздействие на достоверность сформированной финансовой отчетности.

Также раскрываются обстоятельства и события, которые могут повлечь неспособность объекта контроля и дальше продолжать свою деятельность.

Другие специфические нюансы:

  • руководителем аудита фирмы, которая не является общественно значимой, может быть сотрудник, работающий как в штате по основному месту работы, так и по совместительству;
  • руководителем аудита, который проводится в отношении общественно значимой организации, может быть только сотрудник, зачисленный в штат фирмы по основному месту работы.

И это также накладывает дополнительные обязательства к аудиторским фирмам. Нет в штате высококвалифицированного сотрудника, нет возможности осуществлять обязательный аудит. Тогда нужно менять условия труда, предлагать интересное сотрудничество, повышая зарплату. Задача – переманить сотрудника к себе на основное место работы.

Интересный момент и в отношении руководителей групп, которые проводят аудит для компаний финансового рынка. Такой руководитель не просто должен соответствовать требованиям, он ежегодно должен повышать свою квалификацию. И это косвенно затрагивает вопрос ценообразования.

Аудиторская компания с 2023 года должна:

  • предложить сотрудникам выгодные условия оплаты труда, которые будут конкурентными на рынке (дополнительные расходы для бизнеса);
  • обеспечить аудиторам ежегодное повышение квалификации (издержки на дополнительное обучение).

Если у бизнеса растут расходы, он повышает цены на предоставляемые услуги, кто, в первую очередь, ощутит такое повышение? Конечно, заказчики аудита.

Проверки аудиторских компаний

Аудиторские фирмы также подлежат проверке. Их деятельность контролирует как саморегулируемая организация аудиторов, в которой они состоят, так и Федеральное казначейство.

Так вот теперь результаты проверки, проведенные Федеральным казначейством, могут быть засчитаны как плановые результаты проверки, которую должна осуществить СРО аудиторов.

Установлен четкий регламент взаимодействия между Федеральным казначейством и СРО аудиторов:

  • казначейство и СРО подписывают соглашение о том, чтобы одна из сторон признала результаты полученной проверки и не проводила плановую ревизию;
  • такие алгоритмы взаимозачеты не распространяются на внеплановые проверки, проводимые со стороны СРО;
  • СРО аудиторов может признать только те результаты проверки, которые касаются компанию, проводящих также и обязательный аудит;
  • результаты ревизии могут быть взаимозачтены только в том случае, если проверяют один и тот же отчетный период. Если ревизия со стороны ФК и СРО аудиторов охватывает разные временные периоды, то взаимозачет не возможен.

Интересный момент и по деятельности самой СРО. Те трактовки, которые представлены в Законе, свидетельствуют об одном – останется только одна саморегулирующая организация аудиторов.

И это подтверждается той нормой, что статус СРОК может получить та компания, члены которой в совокупности охватывают более 50% аудиторских услуг. Как минимум, остается 49% охват. Следовательно, создать еще одну организацию подобного рода не получится.

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Аудит расчетов по оплате труда – проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения б/у расчетов как по физ.л., так и в целом по предприятию, а также начисление налогов и платежей с фонда оплаты труда и выплат соц.хар-ра.

Аудиторская проверка расчетов по оплате труда

— подтверждение достоверности производимых начисл и выплат раб-кам по всем основаниям и отражениям их в уч;

— установление законности и полноты удержаний из з/п и из других выплат работникамв пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда и других юр. И физ.лиц.

— проверка организаций аналит.учета расчетов с персоналом и взаимосвязи аналит. И синтет.учета.

— проверка соблюдения ор-ией налог.зак-ва по операциям, связанным с расчетами по з/п.

— Проверка соблюдения ор-ией зак-ва по расчетам с внебюдж.фондами, по соц.страхованию и обеспечению.

Источники информации: 1Баланс. 2Главная книга. 3Ж/о № 8,10. 4учетн. регистры по сч.69,68,70,73.

Первичные документы необход.для проверки:

1Приказы о приеме на работу. 2Приказы о предоставлении отпуска. 3Приказы об увольнении. 4Штатное расписание.

5Личные карточки ф.Т2 6Табели учета рабочего времени.

7Больничные листы. 8Расчетно-платежные ведомости.

9Расчетная ведомость. 10Платежная ведомость. 13Налоговые карточки по учету доходов и подоходного налога.

1.Аудитор проверяет: оформление приема и увольнения, систему оплаты труда (сдельная или повременная). При повр-менной необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной- правильность применения норм и расценок и др.

Учет раб. времени, соблюдение установленного режима работы и начисления з/п, состоящих на повременной оплате труда, организуется в табеле раб. времени и расчета з/п. По этому документу можно проверить все необходимые дан-ные по каждому работнику(дни отпуска, болезни и др).

[2]

2.Затем проверяется правильность начисления з/пл.

Аудитор проверяет: как производились начисления поврем. оплаты, расчеты по сред. заработку, расчеты за дни пребывания в отпуске, расчет премий работы в праздн. дни за работу в ночн. время и других видов оплат.

3.Затем проверяются начисления пособий по временной нетрудоспособности:

1Определение среднедневного заработка.2Размер доплат.

3Числа дней больничного.4Суммы начисленного пособия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *