ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главным разработчиком данного Стандарта является Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, а соразработчиками — ряд учреждений соцобслуживания Москвы и Московской области.
Главный разработчик Стандарта — Российский государственный социальный университет, для участия в создании привлекались учреждения соцобслуживания Москвы и Московской области, а также Институт переподготовки и повышения квалификации Департамента соцзащиты населения Москвы и Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области соцработы.
Утвержден Приказом Минтруда России от 22.10.2013 N 571н.
Основной целью профессиональной деятельности в рамках данного Стандарта является «оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки». И этот Стандарт устарел — в действующем законодательстве о соцобслуживании понятия «трудная жизненная ситуация» уже нет.
Здесь мы видим две обобщенные трудовые функции: 1) деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения; 2) деятельность по планированию организации и контролю реализации социальных услуг и мер социальной поддержки. Данные функции отличаются друг от друга по требуемому уровню квалификации работника: для первой обозначен 6-й уровень, а для второй — 7-й. В связи с этим и должность для второй функции — не только непосредственно специалист по социальной работе, но еще и заведующий отделением (отделом). В отношении второй функции есть требование по наличию опыта практической работы — не менее трех лет. А вот требование по наличию образования и особые условия допуска к работе у обеих функций одинаковые: высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности и отсутствие медицинских противопоказаний. Также отметим, что требований об отсутствии у работника судимости в данном Стандарте не содержится.
Разработчиками данного Стандарта выступили Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (главный разработчик) и три учреждения соцобслуживания Москвы и Московской области.
Утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 678н.
Стандарт включает в себя только одну обобщенную трудовую функцию (управление организацией социального обслуживания), которая, в свою очередь, состоит из четырех трудовых функций: планирование и контроль деятельности организации, управление ресурсами организации, взаимодействие с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями и обеспечение развития организации. Стандарт применяется к таким должностям, как руководитель (директор) организации, заведующий филиалом, заместитель руководителя (директора). Примечательно, что требуемый уровень квалификации здесь ниже, чем в Стандарте «Специалист по социальной работе», — 5-й.
Стандарт требует, чтобы работник, занимающий вышеуказанные должности, имел минимум среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, опыт работы на руководящей должности не менее одного года и не был осужден за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ (см. сноску 2).
В качестве примера рассмотрим, какие трудовые действия нужно выполнять для осуществления трудовой функции «взаимодействие с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями». Таких действий семь — от ведения личного приема клиентов до организации подготовки и размещения информации об услугах, оказываемых гражданам, на сайте организации. Работник должен обладать тремя обязательными умениями (консультирование, публичные выступления, подготовка презентационных и информационно-аналитических материалов) и знать деловой стиль русского языка, основы этики и психологии делового общения.
Соответствие требованиям к медицинской специальности
В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).
Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).
То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).
В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).
Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.
То есть, после завершения образования в медицинском образовательном учреждении гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности. Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Данный документ утвержден приказом Минтруда РФ от 18.11.2013 № 677н. Основным видом деятельности в профессиональном стандарте социального работника названо предоставление клиентам услуг социального плана.
Трудовая функция одна — оказание социальных услуг. Выполнять ее должен сотрудник, имеющий 4 уровень квалификации. Такой уровень квалификации, согласно приказу Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н, предполагает наличие у работника либо среднего специального образования, либо среднего общего с прохождением обучающей стажировки на рабочем месте. Опыта работы не требуется.
Также профстандарт соцработника содержит требование о прохождении курсов по оказанию первой помощи. Особыми условиями допуска к социальной работе названы отсутствие судимости на момент устройства на работу или в прошлом и прохождение периодических медосмотров.
Применение профессионального стандарта социального работника не является обязательным для работодателя и не может служить поводом для увольнения сотрудника, не подпадающего под критерии стандарта. При этом данный профстандарт вполне может служить ориентиром при разработке кадровой политики организации и управлении персоналом.
Для проведения работы социальному педагогу надо иметь среднее специальное или высшее образование. Местом его работы может быть:
- образовательные учреждения (школы, лицеи, детские дошкольные организации, интернаты, вузы, средние специальные учебные заведения);
- соцслужбы спецучреждений (колонии, спецшколы);
- комнаты в микрорайонах, домах для занятий с подростками;
- социальные службы организаций, предприятий, общежитий, благотворительных фондов, творческих, общественных объединений);
- культурные, спортивные комплексы, центры досуга, анимации, медицинских служб;
- отделы и центры социальной защиты и поддержки населению;
- семья для осуществления частной практики.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 04.02.2021 N 5-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 04.02.2021 N 4-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ
«О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений»
Приказ Минтруда РФ от 18.06.2020 N 353Н
В Школе собраны курсы для педагогов по самой разной тематике и все они соответствуют требованиям профстандарта.
Например, учителю русского языка стоит пройти программу Преподавателю математики – … Идея внедрения профстандартов в образование не нова — пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась.
В актуальной нормативной документации четко закреплено, что такое профессиональный стандарт педагога — это совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.
На сегодняшний день разработаны четыре профессиональных стандарта в области образования: педагога (учителя, воспитателя) — утвержден приказом Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г.;
Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог. Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв.
приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей.
Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.
Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:
- иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.
- в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
Профессиональные стандарты в РФ 2021 года в соответствии с приказом Минтруда
5.1. Социальный педагог общеобразовательного учреждения несет дисциплинарную ответственность
- в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин:
- Устава и Правил внутреннего трудового порядка общеобразовательного учреждения;
- законных распоряжений директора школы и других локальных нормативных актов;
- своей должностной инструкции социального педагога школы, в том числе за неиспользование предоставленных данной должностной инструкцией прав.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, таких методов воспитания, которые связанны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, социальный педагог общеобразовательного учреждения должен быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, социальный педагог общеобразовательного учреждения несет ответственность:- за безопасное проведение образовательной и воспитательной деятельности в школе;
- за не принятие мер по оказанию первой неотложной доврачебной помощи пострадавшим, оперативное оповещение руководства о несчастном случае;
- за не проведение инструктажа учащихся по охране труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной его регистрацией в классном журнале или журнале инструктажа учащихся по охране труда.
- за нарушение правил противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил;
- за жизнь и здоровье школьников во время организации экскурсионных поездок и мероприятий.
5.4. За умышленное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательной деятельности ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей социальный педагог школы несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Социальный педагог школы должен:
6.1. Работать в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором общеобразовательного учреждения.
6.2. Планировать свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по воспитательной работе. План работы должен быть утвержден директором общеобразовательного учреждения не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3. Предоставлять заместителю директора по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней после завершения каждого учебного периода.
6.4. Получать от директора общеобразовательного учреждения и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Систематически совершать обмен информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими сотрудниками и заместителями директора общеобразовательной организации.
6.6. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.7. Своевременно информировать администрацию школы о возникших затруднениях в процессе осуществления проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся.7.1. Ознакомление работника школы с настоящей должностной инструкцией социального педагога осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.- Положения школы
- Документы по коронавирусу
- Билеты и инструктажи по ОТ
- Журналы по охране труда
- Акты и протоколы по ОТ
- Нормативные документы ОТ
Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:
- в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
- иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.
Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 №ТС-817/08).
При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.
Не могут трудиться в роли педагогов лица:
- лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
- имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
- признанные недееспособными;
- имеющие определенные заболевания.
Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).
Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.
Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нет, уволить за несоответствие сотрудника требованиям профстандарта нельзя. Но работодатель, определив, что работник не в полной мере отвечает установленным профстандартом характеристикам, может отправить его за свой счет (т. е. за счет средств работодателя) на обучение (ст. 196 ТК РФ).
Важно! Действие профстандартов распространяется на работников, принимаемых на работу уже после вступления в силу таких профстандартов. Ранее трудоустроенные учителя и воспитатели не могут быть уволены за то, что их уровень образования и опыта работы ниже, чем описанный в профстандарте (ответ на вопрос №10 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253).
Правоприменитель неоднократно указывал, что формальный подход при использовании профстандартов в отношении работников, уже трудящихся в организации на момент вступления в силу соответствующего профстандарта, недопустим. Тем более, это не может выступить основанием к расторжению действующего трудового договора (например, письмо Минобрнауки РФ от 13.10.2016 №НТ-1295/12, постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2019 №41-П и т.д.). Как обозначил КС РФ в упомянутом постановлении, требования ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ», по общему правилу, должны применяться на этапе принятия решения о приеме на работу.
Обратите внимание! «Несоответствие профессиональному стандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации» — это не тождественные понятия. При этом второе уже может выступать основанием к расторжению трудового договора (п. 3 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Тем не менее, увольнять работника и по этому основанию работодатель не обязан.
Нет, данный профстандарт применяется только в отношении учителей (педагогическая деятельность в сфере начального, основного, среднего общего образования) и воспитателей (дошкольное образование).
Для работников сферы образования, выполняющих иные трудовые функции, имеются свои профстандарты, среди которых:
- педагог-психолог (психолог в сфере образования);
- педагог дополнительного образования детей и взрослых;
- педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
- специалист в области воспитания;
- мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
- специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) и др.
Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда».
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2014 г., регистрационный N 33671);
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 150н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 524н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2016 г., регистрационный N 41920);
пункт 118 Изменений, вносимых в некоторые профессиональные стандарты, утвержденные приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный N 45230).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.
Министр
А.О. КОТЯКОВУТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 22 апреля 2021 г. N 274нОбобщенные трудовые функции Трудовые функции код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации A Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения 6 Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации A/01.6 6 Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения A/02.6 6 Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности A/03.6 6 В чем состоит необходимость изменений?
Сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено в качестве одной из ключевых задач демографической политики России на период до 2025 года (раздел 3 Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351). Решать эту задачу намечено за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.
Что нового в профстандарте?
В разделе I «Общие сведения» внесено уточнение в формулировку основной цели вида профессиональной деятельности специалиста в области охраны труда относительно процедуры, характеризующей управление профессиональными рисками, а именно: «Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками».
В чем состоит необходимость изменений?
Актуализация трудовых функций специалиста по охране труда обусловлена необходимостью их уточнения с учетом качественно новых подходов к организации всей системы охраны труда на предприятиях, в том числе к деятельности по предотвращению любых несчастных случаев на производстве с использованием принципов концепции «нулевого травматизма».
В чем состоит необходимость изменений?
Действующий профессиональный стандарт предусматривает только два варианта наименования должностей сотрудников службы охраны труда:
- специалист по охране труда;
- руководитель службы охраны труда.
Принимая во внимание разноплановую деятельность специалистов по охране труда, их обязанности и функциональные задачи, возникает необходимость расширения перечня возможных наименований должностей в зависимости от обобщенной трудовой функции.
В чем состоит необходимость изменений?
Подготовка проектов нормативных правовых актов о разработке и актуализации профессиональных стандартов с учетом современных цифровых технологий является одной из задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7).
Что такое профстандарт педагога
Работа с детьми в образовательных и дошкольных учреждениях требует от специалистов определенных знаний и навыков. С 2016 года они закрепляются в специальном нормативном акте.
Профстандарт педагога представляет собой документ, в котором перечислены все требования, которым должен отвечать современный учитель, чтобы продолжать заниматься своей деятельностью. Также на него опираются при переаттестации для присвоения следующей квалификационной категории, при расчете заработной платы и при формировании должностных инструкций.
Требования нового профстандарта к педагогу школы
Согласно утвержденным изменениям, учителям будут присваиваться либо пятый, либо шестой квалификационный уровень. Соответственно, А, В и С. Предпоследний — для обучающих начальные классы, последний — средние и старшие.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
Иностранные работники
С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.
Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.
Похожие записи:
-