Пенсионные изменения в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионные изменения в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Обязательным условием для назначения трудовой пенсии является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страховой стаж).
С 1 января 2023 г. в Беларуси минимальный страховой стаж, который гарантирует назначение трудовой пенсии, будет повышен до 19 лет (в 2022 г. – 18,5 лет).
К 2025 г. запланировано повышение минимального страхового стажа до 20 лет.
Периодически на разных площадках возникают дискуссии насчет включения в страховой стаж дополнительных видов деятельности, кроме работы с уплатой страховых взносов. Например, в 2020 г. установили, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию. Взносы в ФСЗН за них поступают за счет средств республиканского бюджета. Соответственно, с 2020 г. в страховой стаж включают срочную службу в армии.
Но многие другие инициативы пока заблокированы: включение в страховой стаж периодов получения высшего образования, времени декретного отпуска. Позиция регулятора высказана четко: нет вливаний в ФСЗН – нет права на пенсию.
Если страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту не хватает, может быть назначена только социальная пенсия.
О перерасчете пенсий и пособий с мая 2023 года
В связи с изменением бюджета прожиточного минимума и произведенной корректировкой фактического заработка пенсионеров с 1 мая 2023 года произведен перерасчет трудовых, социальных и минимальных трудовых размеров пенсий, а также надбавок и повышений к ним, размер которых зависит от бюджета прожиточного минимума.
На 01.05.2023 бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденный Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, составил 352,13 руб.
В соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» минимальный размер пенсии по возрасту на 01.05.2023 составил 88,03 руб. (25 процентов бюджета прожиточного минимума).
Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту у женщин при стаже 20 лет и 25 лет — у мужчин с учетом установленной правительственной доплаты на 1 мая 2023 года составил 376,89 руб.
С мая текущего года увеличены размеры социальных пенсий по возрасту, инвалидности, детям-инвалидам, размеры которых также зависят от бюджета прожиточного минимума.
Так, размер социальной пенсии по возрасту с 1 мая 2023 года составил 176,07 руб. (50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума);
социальной пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет:
1 степень — 281,70 руб.;
2 степень — 299,31 руб.;
3 степень — 334,52 руб.;
4 степень — 387,34 руб.
Размер социальной пенсии по инвалидности (при неполучении трудовой пенсии) составил:
инвалидам 1 группы, в том числе инвалидам с детства — 387,34 руб.;
инвалидам с детства 2 группы — 334,52 руб.;
инвалидам 2 группы, детям в случае потери кормильца — 299,31 руб.;
инвалидам 3 группы — 264,10 руб.
Размеры доплат к пенсиям гражданам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите, в возрасте 75 лет и старше с мая 2023 года составили:
лицам, достигшим возраста 75 лет — 66,02 руб. (75 процентов минимального размера пенсии по возрасту). Данный размер доплаты к пенсии производится до достижения пенсионером возраста 80 лет;
пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста — 88,03 руб. (100 процентов минимального размера пенсии по возрасту).
Надбавка к пенсии на уход для инвалидов 1 группы составит 88,03 руб., пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста — 44,02 руб.
Размер пособия по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся по заключению ВКК в постоянном уходе, с мая 2023 года назначается в размере бюджета прожиточного минимума — 352,13 руб., по уходу за двумя и более лицами — 120 процентов бюджета прожиточного минимума, или 422,56 руб.
Также с 01.05.2023 изменились и размеры некоторых детских пособий. Так, единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка составило 3521,30 руб., а при рождении второго и последующего детей — 4929,82 руб.
Единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, составило 352,13 руб.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет составляет:
с I и II степенью здоровья до исполнения ребенку 18 лет и с III и IV степенью утраты здоровья до исполнения ребенку возраста 3 лет — 352,13 руб.;
с III и IV степенью утраты здоровья после исполнения ребенку возраста 3 лет — 422,56 руб.
Кто и когда получит право на пенсию?
Сегодня, после поднятия пенсионного возраста, мужчины могут уходить на заслуженный отдых в 63 года, женщины – в 58 лет. При этом минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту к 2025 году возрастет до 20 лет.
Для того, чтобы получать трудовую пенсию по возрасту, нужно соблюсти три требования: к возрасту, к трудовому (общему) стажу, к страховому стажу. Если все эти требования соблюдены, престарелый гражданин будет ежемесячно получать пенсию, размер которой зависит от того, сколько взносов было уплачено в ФСЗН.
Так как не у всех хватает страхового, а порой и трудового стажа, то государство доплачивает некоторую сумму.
Сегодня минимальная пенсия по возрасту – 85,37 рублей. К ней полагается доплата размером в 275,10 рубля. Итоговая сумма – 360,47 рублей. То есть на день пенсионеру по возрасту на еду, лекарства, одежду, обувь и прочие траты государство выделяет от 12 рублей.
Условия назначения пенсии в 2022 г.
Трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и накопившим страховой стаж.
Общеустановленный пенсионный возраст в 2022 г.:
– 63 года – для мужчин;
– 58 лет – для женщин.
Соответственно, право на пенсию получат
– мужчины 1959 (II полугодие) года рождения;
– женщины 1964 (II полугодие) года рождения.
Право на пенсию возникнет у «молодых» пенсионеров во второй половине 2022 г.
Трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа, в который включаются периоды работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН.
Страховой стаж в 2022 г. составляет 18 лет 6 месяцев.
Он будет расти ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет в 2025 г.
Есть категории получателей трудовых пенсий по возрасту, для которых страховой стаж составляет 5 лет (например, инвалиды с детства I и II группы) или 10 лет (например, матери четверых детей).
Напомним, что повышение пенсионного возраста на 3 года для мужчин и для женщин началось с 1 января 2017 г. и в 2022 г. заданная пенсионной реформой планка будет взята. Поднимать ее пока не планируют. Закончится также переходный период, особенностью которого было действие требований к пенсионному возрасту и стажу в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), на который они предусмотрены. Для пенсионеров очень важна была дата обращения за пенсией.
Например, если у женщины право на пенсию возникло в декабре 2021 г. (достигла в декабре общеустановленного пенсионного возраста 57 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж, требуемый для назначения пенсии в 2021 г. (18 лет)), но она обратится в орган по труду, занятости и социальной защите за пенсией в январе 2022 г., то для определения ее права на пенсию будут применяться новые требования к пенсионному возрасту и страховому стажу, действующие с 1 января 2022 г. (58 лет и 18 лет 6 месяцев соответственно).
Ежегодно также на 1 год увеличивается период, из заработка за который исчисляется пенсия. В 2022 г. пенсия будет рассчитываться из заработка за последние 28 лет подряд стажа работы.
Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Решением Правительства с 1 января 2023 года месячная минимальная заработная плата установлена в размере 554 рублей. По сравнению с январем 2022-го она увеличилась на 21,2 процента. Как подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, сравнивая с ноябрем прошлого года, минимальная зарплата повысилась на 70,8 рубля, или на 14,7 процента, с январем 2022-го — на 97 рублей, или на 21,2 процента.
Напомним, минимальная заработная плата применяется в качестве низшей границы оплаты труда в отношении всех работников, заключивших трудовой договор. Платить сотрудникам меньше этой суммы организации и предприятия не имеют права. К слову, коллективным договором (соглашением) может быть установлен более высокий размер месячной минимальной зарплаты.
Зарплатная арифметика
С 1 января изменен порядок исчисления среднего заработка. Во-первых, для исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику за время трудового и социального (в связи с получением образования) отпусков, для выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск изменено среднемесячное количество календарных дней с 29,7 на 29,6. Во-вторых, обобщены наименования структурных элементов заработной платы без изменения порядка исчисления среднего заработка. Определение структуры зарплаты, условий и порядка ее выплаты, в том числе стимулирующих выплат, относится к компетенции нанимателя. Выплаты, производимые за текущий месяц, как и прежде, включаются в расчет среднего заработка в том месяце, за который они начислены (например, ежемесячная премия за октябрь — в расчет среднего заработка в октябре). В-третьих, конкретизируется, что при установленной сумме ущерба для определения порядка его возмещения (судебном либо нанимателем) применяется поправочный коэффициент.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
С 1 января 2023 года выросли пенсии и страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту. Установлен новый размер семейного капитала. Продлевается право пожилых и инвалидов на внеочередное лечение после COVID-19 в санаториях Минтруда и соцзащиты, совершенствуются механизмы обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации.
Потребительские кредиты |
Калькулятор кредитов на недвижимость |
Калькулятор Депозитов |
Кредиты на автомобиль |
Рекламные акции |
Особенности пенсионной системы в Беларуси
Действующая пенсионная система в Беларуси — государственная. Различается видами накоплений:
- солидарная и распределительная — уплачиваемые взносы;
- накопительная — человек отчисляет самостоятельно на счет;
- условно-накопительная — взносы на страхование.
Государство контролирует все полученные активы, что дает людям социальные гарантии. Источниками выплат пенсий служат ФСЗН и госбюджет. В зависимости от вида начислений производятся выплаты:
- трудовые — фонд соцзащиты;
- профессиональные страховые — работа в особых условиях, выслуга лет;
- по инвалидности — обязательное страхование;
- социальные — бюджет.
Стаж для выхода на пенсию
В 2016 году возрастная пенсия в Белоруссии будет начисляться тем, кто по достижении соответствующего возраста имеет трудовой стаж не менее чем 15 лет и 6 месяцев. А вот с 2017 года этот показатель также будет неуклонно расти на 6 месяцев ежегодно. К 2025 году минимальный стаж для получения пенсионных выплат в Белоруссии достигнет 20 лет. Если все вышесказанное немного систематизировать, то это будет выглядеть так:
Год | Возраст (мужчины), лет | Возраст (женщины), лет | Минимальный стаж работы, лет |
2017 | 60,5 | 55,5 | 16 |
2018 | 61 | 56 | 16,5 |
2019 | 61,5 | 56,5 | 17 |
2020 | 62 | 57 | 17,5 |
2021 | 62,5 | 57,5 | 18 |
2022 | 63 | 58 | 18,5 |
2023 | 63 | 58 | 19 |
2024 | 63 | 58 | 19,5 |
2025 | 63 | 58 | 20 |
Если нужный трудовой стаж заработать не удалось, то выплаты будут производиться при наличии хотя бы 10 лет трудовой деятельности. Начисляться такая пенсия будет с учетом фактически отработанного времени. При этом она не может быть ниже половины минимальной пенсии по возрасту.
Где пенсия выше – в России или Белоруссии?
✓В Минске в этом году размер пенсий по возрасту составляет в среднем 446,7 белорусских рубля. В пересчете на российскую валюту это 13 036 рублей.
В Москве страховая пенсия по старости сейчас равна в среднем 16 905 рублей. Для сравнения, в Хакассии, например, — 15 484 рублей, в Алтайском крае – 14 466 рублей.
Вывод. в Белоруссии пенсия по старости чуть-чуть ниже московской, но вполне сравнима с той, что получают пожилые люди в небогатых регионах.
А что же другие виды пенсий? Давайте посмотрим…
✓Пенсия по инвалидности в Минске составляет в среднем 391,3 белорусских рубля, что в переводе на российскую валюту будет 11 420 рублей. В Москве – 10 040 руб.
Вывод. Получается, что в Беларуси инвалиды получают больше, чем в Москве?
✓Пенсия по случаю потери кормильца в Минске 295,5 белорусских рубля, что в переводе на наши деньги будет 8 624 рублей. В Москве – 7 319 руб.
Стало известно, на какую сумму с 1 марта в Беларуси увеличат пенсии
В Беларуси пенсии разделяются на 2 вида: трудовые и социальные. В течение года указанные выплаты пересчитываются 4 раза. Это связано с изменением прожиточного минимума, к которому привязаны все государственные выплаты.
Трудовые пенсии назначаются при наличии трудового стажа по возрасту, за особые трудовые достижения перед Республикой, за выслугу лет. Их размер зависит от средних выплат по РБ и возможностей ВСЗН.
Социальные назначаются при условиях, определенных требованиями законодательных актах, как правило их получателями являются лица с ограниченными возможностями и люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Первые социальные пенсии в РБ выплачивались белорусам, которые по тем или иным причинам не могли вести трудовую деятельность. К таким категориям относились: дети-инвалиды, инвалиды детства, несовершеннолетние, растущие в семье, потерявшей кормильца.
лет назад законодательство изменилось, Лукашенко подписал Указ согласно которому социальные пенсионные выплаты могут получать люди пенсионного возраста у которых не накопилось достаточного количества стажа. В итоге, категориями, которые могут сегодня и в 2022 году рассчитывать на социальные пенсии являются следующие:
Трудовые начисления по выходу на пенсию выплачиваются официально трудоустроенным белорусам, которые в течение трудового периода проводили отчисления в ФСЗН. Кроме указанного лица должны иметь предусмотренный действующим законодательством страховой стаж, иметь минимальный общий трудовой стаж и достичь соответствующего для выхода на пенсию возраста.
Страховым считается период, за которые работник делает страховые выплаты. К примеру, в 2021 году он составляет 18 год, в 2022 году 19 лет на конец декабря. Трудовой стаж белорусов увеличивается на полгода ежегодно. Реформирование будет проводиться до момента, пока показатель не достигнет отметки 20 лет.
Под общим трудовым стажем подразумеваются года, в которые входит минимальный страховой стаж, декретный отпуск, обучение в техникумах, высших учебных заведениях и последипломных. Также в стаж входит уход за больными родственниками, с официально подтвержденной инвалидностью.
Год назад в трудовой стаж стала включаться служба срочников, поскольку от них стали поступать отчисления в ФСЗН.
По состоянию на 2021 год необходимый для пенсионных выплат трудовой стаж для мужского населения составляет 25 лет, для женского – 20 лет. Также приятным событием в жизни белорусов является то, что в трудовой стаж учитывается деятельность на территории РФ.
Прежде чем узнавать сколько пенсия 2022 в РБ необходимо ознакомиться с таблицей, в которой указана градация возрастного периода для выхода на заслуженный отдых. Указанную информацию можно узнать на официальных правительственных сайтах и благодаря интернет-ресурсам. Согласно последней информацией в 2022 году мужчины-белорусы могут получить трудовую пенсию при достижении 63-летнего возраста, женщины – с 58 летнего.
Совсем недавно ситуация в РБ была благоприятной в сравнении с другими бывшими республиками СССР. Связи с неблагоприятной политической обстановкой жизнь белорусов ухудшилась, в том числе и государственные выплаты вместе с зарплатами. Повышение пенсий в РБ ожидают многие. К сожалению, печальная статистика показывает о ее снижении.
В чем причина, не ужели Лукашенко не замечает настроение народа и сознательно игнорирует его? Вопрос, который на сегодняшний день считается самым актуальным.
Недавно последние новости о выплате пенсий в 2022 году в Беларуси сообщили общественности о первых позитивных изменениях. Речь идет об изменении выплат в августе 2021 года. Ни для кого не секрет, что размер пенсионных выплат напрямую зависит от ПМ, который со следующего месяца должен измениться. Если такое произойдет, вырастут и денежные начисления пенсионерам.
Сегодня можно предположить, что график выплаты пенсий будет выглядеть следующим образом:
- социальные пенсии лицам с ограниченным возможностями, имеющими 1 группу инвалидности или являющимися инвалидами детства вырастут приблизительно на 88 рублей и составят 311,81;
- инвалиды с присвоенной 2 группой станут получать на 10 руб. больше или 269,29;
- инвалиды с присвоенной 2 группой, в семье которых отсутствует кормилец в августе 2021 года также получат на 10 руб. больше, пенсионные выплаты составят 290,94;
- белорусы с 3 группой инвалидности могут рассчитывать на повышенные выплаты в размере 212,6 руб.;
- при достижении пенсионного возраста представителями мужского пола 65-летнего возраста, женского- 60-летнего пенсия в РБ в августе 2021 составит 141,73 руб.;
- минималка по возрасту увеличится также и уже в августе этого года белорусы смогут довольствоваться повышенными выплатами в размере 70,87 руб.;
- доплаты неработающим пенсионерам, лицам свыше 75-летнего возраста составят 53,15 и 70,87 руб. соответственно.
80-летние пенсионеры и старше могут получить прибавку в размере 70,87 руб. Начисление пенсии по-новому будет проводиться начиная с августа 2020 года. Дальше правительство планирует снова пересмотреть выплаты и увеличить их. Сумма роста будет зависеть от благосостояния Республики и наличия денег в государственной казне.
В 2016 году мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины — 55. В следующем, 2022 году белорусские женщины начнут уходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины — в 63 года. Это заключительный этап реформы по повышению пенсионного возраста, с 2023 года е��о увеличивать не будут (но это не точно).
Сейчас многие эксперты полагают, что с 2023 года начнется второй этап реформы, в результате которого пенсионный возраст для женщин сравняют с мужским. Такой вариант правительство Беларуси рассматривало еще на этапе реализации действующей реформы, но потом от него отказались.
Страховой стаж — это количество лет, за которые поступали взносы за работника в ФСЗН. До 2014 года он составлял 5 лет, в 2014-м вырос до 10 лет, в 2015-м — до 15. Его же стали ежегодно повышать на шесть месяцев во время реформы. К 2025 году он достигнет 20 лет.
Если такого стажа не хватает, вместо пенсии по возрасту человек будет получать низкую социальную пенсию. Но есть и исключения (например, многодетные матери).
Продолжительность жизни увеличивается во всем мире, и Беларусь не исключение. Более четверти населения у нас — пожилые люди, на 100 работников приходится 61 пенсионер. По прогнозам, через 30 лет пенсионеров станет больше, чем трудоспособной молодежи. А учитывая, что теперешние выплаты работников идут на пенсии, большой вопрос, откуда предстоит брать деньги на пенсии сегодняшним 30-летним.
С 1 октября 2022 года работники смогут отчислять до 10% заработка на формирование накопительной пенсии. Это было и раньше, но популярностью такой вариант не пользовался: на пенсии копили не более 5% работников. Сейчас такое решение останется добровольным, но с оговоркой: в этом случае работодатель должен будет также переводить деньги на пенсионный счет работника. Нагрузка для нанимателя не должна увеличиться: дополнительные проценты будут высчитывать из обязательных страховых взносов за работника (они составляют 28%).
На 2022 год запланировано очередное повышение пенсионного возраста, которое началось в 2017 году. Со следующего года этот показатель составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин, сообщается на сайте Минтруда.
В этом году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.
Ранее чиновники обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но речь шла только о женщинах. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ.
— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — говорила ранее министр труда Ирина Костевич.
Напомним, в бюджете ФСЗН, из средств которого выплачивают пенсии и пособия, не первый год наблюдается дыра, из-за которой требуются ежегодные вливания — субвенции из госбюджета. Об этом ранее заявлял в том числе Александр Лукашенко. Минтруда и другим профильным ведомствам не удается решить эту проблему.
Со следующего года также повысят минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В нынешнем году минимальный страховой стаж составляет 18 лет, с 1 января 2022 года он вырастет на полгода — до 18,5 года.
Минимальный страховой стаж намерены повысить до 20 лет (это произойдет в 2025 году). Напомним, в 2013 году этот показатель увеличился с 5 до 10 лет. Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 141,73 рубля.
Ранее с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.
Сейчас для расчёта пенсии учитывается зарплата за последние 27 лет (324 месяца) работы подряд (или меньше, если проработали меньше 27 лет). С 1 января 2022 года его поднимут на один год — до 28 лет (336 месяцев). Ежегодно этот период повышается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы, следует из информации на сайте Минтруда.
Допустим, мужчина выходит на заслуженный отдых в 2022 году, он трудился без перерывов. В таком случае для расчёта пенсии возьмут его заработок за последние 28 лет. Если же был период, когда он не работал в эти 336 месяцев, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. Важный момент: непрерывный стаж на размере пенсии не сказывается, никаких бонусов за него не дают.
- перетяжка мягкой мебели
- ремонт мягкой мебели: замена поролона, пружин и т. д,
- полное изменение дизайна: кровать в тахту, простой диван в угловой, кресло — в кресло-кровать и т. д.,
- реставрация и восстановление деревянных конструкций,
- изготовление новой мягкой мебели по дизайну заказчика,
- работа со сложными моделями мебели.
На пенсию белорусы с 2022 г. будут уходить позже. Страховой стаж тоже изменится
Известно, что на сегодняшний день уровень плановой инфляции составляет 8,1%. Но в поручении президента правительству сказано, что индексация пенсий должна быть выше. Следовательно, эксперты предположили, что с начала 2022 года ее проиндексируют на 9%.
В настоящее время достаточно сложно с максимальной точностью сказать, насколько увеличится пенсия для российских граждан, которые находятся на заслуженном отдыхе. Только к концу декабря 2021 года станут известны данные по итоговой инфляции, и уже тогда можно высчитать приблизительный уровень индексации пенсий.
Еще одной категории пенсионеров захотели заморозить индексацию выплат. Госдума намерена рассмотреть законопроект, который предполагает отказ от индексации базы для расчета пенсий военнослужащим. Ожидается, что решение будет принято на осенних заседаниях нижней палаты парламента.
«Законопроект предусматривает, что до 1 января 2023 года будет приостановлено действие нормы указанного закона, согласно которой «денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54%, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера», — говорится в документе, который цитирует «Парламентская газета».
Военные пенсионеры получают не полный размер пенсии, рассчитанный от величины денежного довольствия, а лишь его часть. В законе такое ограничение закреплено так называемым «понижающим коэффициентом».
В 2022 году понижающий коэффициент составит 0,74, то есть фактически военный пенсионер будет получать 74% от полного размера пенсии. Законопроект о такой величине ПК в 2022 году уже подготовлен Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Госдуму. Вступление в силу закону запланировано на 1 января 2022 года.
Стоит заметить, что применение ПК касается не только бывших военнослужащих, но и лиц, приравненных к ним по статусу — служивших в МВД, таможенных органах, УФСИН, МЧС, ФССП, Росгвардии и других ведомствах. При этом подобное ограничение не распространяется на судей, сотрудников прокуратуры и следственных органов, вышедших на пенсию, а также членов их семей.
Для начала стоит пояснить, что закон № 4468-1 от 12.02.1993 содержит норму о ежегодном увеличении понижающего коэффициента как минимум на 2%. Однако такое правило выполнялось далеко не всегда, а в последние годы его действие и вовсе была приостановлено.
Так, последний раз изменение ПК произошло 1 октября 2019 года, когда его значение увеличили с 0,7223 до 0,7368.
С аналогичной величиной ПК (0,7368) расчет военной пенсии производился на протяжении 2020 и 2021 года. Это происходило из-за того, что в течение этих двух лет применялся мораторий, предусмотренный в подписанных Президентом федеральных законах № 381-ФЗ от 02.12.2019 и № 397 от 08.12.2020.
Действие моратория завершится 1 января 2022 года, и по правилам понижающий коэффициент должен увеличиться на 2%, как это и предусмотрено законом. Однако Правительство в очередной раз предложило отказаться от такой схемы повышения, в связи с чем уже внесло на рассмотрение в Госдуму свой законопроект.
На рассмотрение в Госдуму поступил проект федерального закона №1258305-7, подготовленный Правительством РФ. В нем Кабмин предлагает установить в 2022 году новую величину понижающего коэффициента для расчета военной пенсии. Но увеличить его не на 2%, как это положено, а значительно меньше.
Текст предложенного законопроекта представлен ниже. Его рассмотрение будет происходить в течение осенней сессии Госдумы.
Согласно тексту законопроекта, значение ПК с 1 января 2022 года составит 0,74. Это означает, что военные пенсионеры будут получать 74% от полного размера пенсии.
В результате такого изменения с 1 января 2022 года увеличатся военные пенсии. Однако повышение будет незначительным — всего 0,43% (0,74 / 0,7368 = 1,0043, то есть плюс 0,43%). Например, пенсионеру, пенсионное обеспечение которого составляет 25000 рублей в месяц, будет назначена прибавка в 107,50 руб.
Когда пора на пенсию?
Рождённые в:
- первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
- второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
- первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
- второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
- первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
- второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.
Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе
Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.
Год | Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет | Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет |
2017 | 55,5 | 60,5 |
2018 | 56 | 61 |
2019 | 56,5 | 61,5 |
2020 | 57 | 62 |
2021 | 57,5 | 62,5 |
2022 | 58 | 63 |
Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе
Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.
Год | Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет | Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет |
2017 | 55,5 | 60,5 |
2018 | 56 | 61 |
2019 | 56,5 | 61,5 |
2020 | 57 | 62 |
2021 | 57,5 | 62,5 |
2022 | 58 | 63 |