Национальный проект «Образование»
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Национальный проект «Образование»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Инженерное направление в школе
Инженерное направление в школе реализуется поэтапно, его можно представить в виде нескольких ступеней:
-
Пропедевтика: учеников младшей школы учат наблюдать и исследовать явления окружающей среды, используя технические средства для сбора и обработки информации.
-
Формирование основ конструкторско-технологических компетенций учащимися 5-9 классов: приобретение опыта применения естественно-научных методов исследования объектов и явлений природы.
-
Профориентация, 10-11 классы: понимание принципов и алгоритмов решения творческих задач, моделирования, конструирования, прототипирования и программирования; наработка опыта проектно-исследовательской деятельности.
Какие существуют методы работы по профориентации?
Анкетирование.
Включает в себя различные методики, диагностики, опросы. Здесь очень важно подбирать апробированные, научные и проверенные тесты. Которые дают точный результат и не запутают школьника.
Деловые игры.
Позволяют создавать сложные ситуации, задуматься о плюсах и минусах профессии, увидеть профессию с практической стороны, осознать свои возможности и способности в выбранной профессии.
Посещение Дней открытых дверей.
Тут у школьника появляется возможность пообщаться со студентами интересующей профессии, преподавательским составом, посмотреть само учебное заведение.
Факультативные занятия и кружки.
Они проводятся как на базе школы, так и в колледжах, техникумах и университетах. Тут очень большой выбор, абитуриент вправе сам определиться, куда он будет ходить. На этих занятиях дается подробная информация об интересующей профессии, выявляются сильные и слабые стороны школьника, его предпочтения. Проводятся различные практические занятия, с помощью которых школьник может попробовать себя в практической деятельности и глубже понять специфику профессии.
Начинать размышлять о том, в какой сфере человек сможет полноценно реализовать себя и гарантированно получить стабильный доход, можно задолго до поступления в специализированные учебные заведения. Уже в начальной школе и даже раньше у ребёнка появляется возможность поиска своего призвания с помощью профориентации. В зависимости от возраста её задачи и средства разнятся.
- Профориентация для дошкольников
Уже в детском саду малыши изучают разнообразные специальности, выявляют их особенности, примеряют на себя всевозможные роли (врач, строитель, повар). Детская профориентация происходит посредством игры, а куклы и машинки фактически являются инструментом для знакомства с профессиями.
Методы ранней профориентации
Разработано значительное количество техник профориентации. В зависимости от конкретной цели используют наиболее подходящие. Для повышения эффективности предпочтительно вместо применения каждой из методик по отдельности обращаться к комплексу способов для анализа склонностей ученика.
Уроки самоопределения
Подобная система занятий предназначена для детей 5-9 классов и направлена на изучение учащимися своих личностных качеств для формирования осознанного выбора. Важным элементом уроков признана самодиагностика, инструментами которой выступают надежные методики на основе постановки и решении проблемно-поисковых задач, реализации ролевых игр.
В ходе занятий рассматриваются важнейшие темы, затрагивающие личностное и профессиональное самоопределение:
-
Формирование знаний о личностных качествах.
-
Выявление личных стремлений и потребностей.
-
Эмоциональное развитие ребенка.
-
Выявление интеллектуальных способностей.
-
Уточнение определенных профессиональных склонностей
-
Знакомство с видами профессий.
-
Правила успешной профессиональной карьеры.
Правильно проделанная профориентационная работа — залог осознанного выбора образовательного профиля и успешной дальнейшей профессиональной деятельности ребенка.
Компания «Логия» предлагает комплексные решения для участников федеральных проектов НП «Образование» — центров «Точка роста», «IT-куб» и технопарков «Кванториумы». Кроме того, можно заказать оснащение профильных классов, кабинета психолога и купить необходимые средства обучения для внеклассных занятий, секций и кружков.
Однако профессии, о которых вы рассказываете ребенку в детстве, могут уже исчезнуть, когда он вырастет. Исследований на тему перспектив замещения людей роботами с каждым годом проводится бесконечно много. Их выводы схожи: например, по исследованиям Карла Фрея и Майкла Осборна, в США к 2033 году из-за роботизации исчезнет 47% рабочих мест. По данным мирового банка, в Китае их доля составит 77%. Это не означает, что ребенку вовсе не нужно знать о разнообразии профессий на данный момент, его кругозор необходимо развивать, а интересы поддерживать. Ведь задача родителя помочь ребенку обрести вдохновляющее занятие, способное перерасти в профессию, гарантирующую получение удовольствия от работы, а также финансовый успех и признание.
Что ещё почитать?
Школа без мата. Профилактика использования детьми ненормативной лексики в школе
Как определять результаты дошкольного образования? Разработка национальной системы оценки качества НИКО
Учим дошкольников ориентироваться в пространстве: игры и упражнения
Почти первоклассник: чему должен научиться ребёнок и можно ли сменить школу
Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников
Профориентация в ДОУ по ФГОС должна базироваться на таких принципах:
- Взаимодействие с ориентацией на личность (фундамент воспитательно-образовательного процесса – глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному его участнику, учет индивидуальных нюансов его развития).
- Доступность и достоверность информации о профессиях.
- Открытость (у каждого ребенка есть право на участие в профориентационной деятельности, демонстрацию результатов своей работы или отказ от всего этого, право предоставлять личные достижения по своему усмотрению, а также самостоятельно решать, продолжать ли работу или закончить ее).
- Диалогичность (обсуждение с детьми хода выполнения поставленных задач, полученных результатов, перспективности продолжения работы, а также разбор ситуаций, которые помогли или помешали достичь успеха).
- Активизация практической деятельности (предпочтение таких форм, как игра, развлекательное мероприятие, беседа, трудовое поручение, наблюдение и экскурсия).
- Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать себя субъектом собственных действий и взаимоотношений со сверстниками).
- Региональный компонент (при ведении профориентационной работы с воспитанниками ДОУ следует учитывать особенности региона их проживания, востребованность профессий на его территории и социальный запрос).
Возникают по вине воспитателей или других работников дошкольных учебных учреждений. Они не заинтересованы в обучении детей новым профессиям, предпочитая делать рутинную работу. Их не волнует судьба малышей. Самые популярные проблемы профориентации дошкольников:
- работа педагогов не нацелена на современный рынок и актуальные профессии;
- возможности детей не могут реализоваться из-за отсутствия в детсадах нужного инвентаря для проведения игровых ситуаций или ролевых игр;
- нехватка понимания со стороны родителей необходимости в данной системе мероприятий;
- плохо отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
- нет приемлемой работы детского сада в этом направлении, отсутствие квалифицированных сотрудников, которые смогли бы это реализовать.
Некоторые сотрудники не желают проводить дифференцированный подход к обучению детей. В итоге у ребенка возникает отвращение, иногда даже ненависть к процессу обучения. Он не понимает, зачем нужно учиться, думая, что делает это ради родителей и хороших отметок. А при выпуске из школы теряется и не знает, куда пойти, кем хочет стать и чем собирается заниматься по жизни.
Инженерно-технологический класс: задачи, преимущества и результаты проекта
Мотивацией старшеклассников для выбора инженерной специальности в качестве будущей профессии является внедрение в образовательном учреждении инженерно-технологического профиля.
Задачи проекта:
- Заинтересовать учащихся научно-технической деятельностью и повысить спрос на инженерные профессии.
- Вовлечь старшеклассников в процесс развития технических инноваций и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика.
- Развить навыки практического применения инженерных и творческих задач с учетом прогресса технологий.
Преимущества проекта:
- Высокий уровень образования, отвечающий требованиям современного общества.
- Развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности.
- Обширный перечень базовых и профессиональных знаний.
- Развитие профессиональных компетенций и необходимых практических умений.
Учащиеся не только занимаются изучением теории, но и закрепляют полученные знания на практике с помощью современного оборудования. Кроме того, они имеют дело с программными продуктами, которые используются в настоящем производстве, научно-технических лабораториях и центрах, в ВУЗах
Результаты проектной деятельности:
- Ученики получают полный объем знаний по дисциплинам естественно-научного цикла.
- Приобретаются навыки, позволяющие решать инженерно-технические задачи и работать с современной техникой.
- Формируется мышление, рассматривающее инженерию как направление практической деятельности.
- Школьники учатся достигать поставленные цели в сжатые сроки, оценивая риски и минуя возможные ошибки.
Инженерное направление в школе
Инженерное направление в школе реализуется поэтапно, его можно представить в виде нескольких ступеней:
- Пропедевтика: учеников младшей школы учат наблюдать и исследовать явления окружающей среды, используя технические средства для сбора и обработки информации.
- Формирование основ конструкторско-технологических компетенций учащимися 5-9 классов: приобретение опыта применения естественно-научных методов исследования объектов и явлений природы.
- Профориентация, 10-11 классы: понимание принципов и алгоритмов решения творческих задач, моделирования, конструирования, прототипирования и программирования; наработка опыта проектно-исследовательской деятельности.
Варианты образовательных курсов на базе инженерно-технологического класса:
Целесообразность получения профессиональных навыков и знаний предопределила обширный перечень образовательных курсов для учеников разных классов:
- 5-6 класс. Факультативный курс «Простейшая робототехника».
- 5-9 классы. Интегрированный курс «Информатика и технология», факультативный курс «Основы электроники».
- 5-11 классы. Междисциплинарные курсы «Альтернативная энергетика», «Научные методы анализа», факультативный курс «Подготовка к участию в соревнованиях WorldSkills, VRC, WRO».
- 7-9 классы. Факультативный курс «Простые системы управления».
- 7-10 классы. Факультативные курсы «Проектирование цифровых устройств», «Сбор данных и измерительные системы».
- 7-11 классы. Факультативный курс «Мобильная робототехника».
- 8-11 классы. Факультативный курс «3D-моделирование и прототипирование»
- 9-11 классы. Элективные курсы «Основы инженерной деятельности», «Экспериментальная математика».
- 10-11 классы. Интегрированный курс «Естествознание», факультативный курс «Сложные инженерные системы».
Кроме того, на базе инженерного класса для учащихся предусмотрены различные практикумы по курсам таких дисциплин, как:
- Окружающий мир
- Технология
- Информатика
- Биология
- География
- Физика
- Химия
- Математика
- ОБЖ
- Экология
Однако профессии, о которых вы рассказываете ребенку в детстве, могут уже исчезнуть, когда он вырастет. Исследований на тему перспектив замещения людей роботами с каждым годом проводится бесконечно много. Их выводы схожи: например, по исследованиям Карла Фрея и Майкла Осборна, в США к 2033 году из-за роботизации исчезнет 47% рабочих мест. По данным мирового банка, в Китае их доля составит 77%. Это не означает, что ребенку вовсе не нужно знать о разнообразии профессий на данный момент, его кругозор необходимо развивать, а интересы поддерживать. Ведь задача родителя помочь ребенку обрести вдохновляющее занятие, способное перерасти в профессию, гарантирующую получение удовольствия от работы, а также финансовый успех и признание.
Возникают по вине воспитателей или других работников дошкольных учебных учреждений. Они не заинтересованы в обучении детей новым профессиям, предпочитая делать рутинную работу. Их не волнует судьба малышей. Самые популярные проблемы профориентации дошкольников:
- работа педагогов не нацелена на современный рынок и актуальные профессии;
- возможности детей не могут реализоваться из-за отсутствия в детсадах нужного инвентаря для проведения игровых ситуаций или ролевых игр;
- нехватка понимания со стороны родителей необходимости в данной системе мероприятий;
- плохо отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
- нет приемлемой работы детского сада в этом направлении, отсутствие квалифицированных сотрудников, которые смогли бы это реализовать.
Некоторые сотрудники не желают проводить дифференцированный подход к обучению детей. В итоге у ребенка возникает отвращение, иногда даже ненависть к процессу обучения. Он не понимает, зачем нужно учиться, думая, что делает это ради родителей и хороших отметок. А при выпуске из школы теряется и не знает, куда пойти, кем хочет стать и чем собирается заниматься по жизни.
Физики или лирики: подходы к ранней профориентации детей
22 февраля 2019 / 14:00/ Образование Дилемма родом из шестидесятых актуальна и сегодня. Но если раньше спор вёлся о том, кто их них – физики или лирики – полезнее для общества нарождающегося коммунизма, то сегодня этим почти гамлетовским вопросом задаются родители завтрашних первоклашек при выборе образовательного учреждения. Как распознать в ребёнке будущего Циолковского, говорит ли увлечение дочери конструктором о том, что она станет второй Захой Хадид, а излишняя мечтательность о поэтическом складе души дошколёнка? «Диалог» решил помочь папам и мамам и собрал группу экспертов, работающих с детьми и для детей, – психологов, педагогов и создателей успешных обучающих проектов – готовых напутствовать родителей в их нелёгком выборе.
фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»
Куда бы отдать малыша?
Этим вопросом родители начинают задаваться с самых ранних лет своих отпрысков. Детей ещё до школы стараются увлечь как можно большим количеством развивающих занятий, чтобы успеть отсеять те из них, в которых ребенок преуспевает меньше. Так родители пытаются сузить круг интересов и раскрыть талант, который дремлет в каждом ребенке. И тому есть несколько причин.
Первая — на раннем развитии сегодня настаивают почти все детские педагоги и психологи. Вторят им и образовательные учреждения, мотивированные государством на воспитание граждан, уже со школьной скамьи готовых к профессиональной реализации.
Причина вторая – актуальность тех или иных знаний. «Эта тенденция общая для мировой педагогики – дать ребенку как можно больше знаний в раннем возрасте, — рассказывает Дарья Пауте, специалист по работе с детьми, методист и педагог неформального образования, — И не просто знаний, а знаний подходящих, актуальных. Какие они – эти знания, – сегодня широко обсуждается. Что будет важно для человека будущего? А что можно оставить как пережиток прошлого? И современные родители эту тенденцию интуитивно чувствуют».
Причина третья – конкуренция. Чем раньше родители «нащупают» склонность ребенка к тому или иному занятию, тем оперативнее они начнут её развивать, а значит, успеют вложить в своё чадо больше знаний и навыков.
Причина четвертая – скрытая от глаз. Гиперопека, которая встречается у некоторых родителей. Они стараются уже сегодня позаботиться о взрослой жизни ребенка, всё за него решить и проявить свою родительскую волю в выборе будущего профессионального призвания.
Формы совместной деятельности педагогов и дошкольников
Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы. Они предполагают активное взаимодействие педагога и дошкольника, а также детей между собой.
Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов:
- название вида деятельности;
- места работы;
- орудия труда и материалы для него;
- рабочая одежда (форма);
- обязанности работника;
- черты характера и личностные качества;
- плоды труда и его польза для людей.
Следует не только акцентировать внимание детей на каждом из этих информационных блоков, но и побуждать их к обратной связи. Для этого нужно с помощью наводящих вопросов подталкивать их к самостоятельным рассуждениям и выводам (например, «Как вы думаете, почему у врача халат белого, а не черного цвета?»).