Компенсация пенсионерам при переезде из районов Крайнего Севера в 2020 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсация пенсионерам при переезде из районов Крайнего Севера в 2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В случае сокращения численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним, работодатель обязан произвести выплату выходного пособия в размере среднего заработка и сохранить за работником средний заработка на период трудоустройства.

Комментарий к ст. 326 TК РФ

1. Настоящая статья устанавливает размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, в отношении только работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, о работе в которых заключается трудовой договор.

2. Работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ или муниципальных образований, размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, устанавливаются соответственно органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления.

3. Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций (см. комментарий к ст. 372 ТК), трудовыми договорами.

4. При определении компенсации расходов, связанных с переездом, см. также Постановление Правительства РФ от 11 августа 1992 г. N 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (САПП. 1992. N 7. Ст. 390); Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. N 735 «О порядке вывоза товаров лицами, работающими и проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, через таможенную границу Российской Федерации» (СЗ РФ. 1996. N 27. Ст. 3271).

См. также комментарий к ст. 169 ТК.

Работодатель обязан компенсировать работнику стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Важно! Компенсация расходов производится в следующем порядке:

  • компенсируется стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно,
  • компенсируется стоимость провоза работником багажа весом до 30 кг к месту использования отпуска и обратно,
  • право на компенсацию возникает по истечении 6 месяцев непрерывной работы у данного работодателя (кроме работников, имеющих право на предоставление отпуска ранее истечения 6 месяцев),
  • компенсация производится в пределах территории Российской Федерации,
  • периодичность компенсации — 1 раз в 2 года,
  • компенсация производится за счет средств работодателя.

Важно! В коллективном договоре должны быть предусмотрены гарантии медицинского обеспечения работников.

Отсутствие в коллективном договоре (при его наличии) условий о медицинском обеспечении работников является нарушением закона.

Для работников федеральных органов оплата стоимости проезда для медицинских консультаций или лечения возможна при наличии медицинского заключения, выданного в установленном порядке, и невозможность предоставления соответствующих консультаций или лечения по месту работы и/или проживания.

!

Налогообложение и страхование льготных выплат

Независимо от принятой на предприятии системы налогообложения компенсация затрат сотрудников на перемещение по территории страны к месту нахождения во время отпуска и обратно не облагается:

  • налогом на получаемые доходы граждан (ст. 217 НК РФ);
  • удержаниями по обязательному пенсионному или медицинскому страхованию (ст. 9 ФЗ №212, 24.07.2009);
  • взносами по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 20 ФЗ №125, 24.07.1998).

Освобождение от обложения налогами и взносами по страхованию определяется внутренними документами организации:

  • в размерах, установленных в договорах (трудовых, коллективных), Положении о днях отдыха;
  • с периодичностью, оговоренной договорами или нормативными документами предприятия (не реже 1 раза в 2 года);
  • при предоставлении перечня подтверждающих документов, установленного коллективным договором или иными документами организации.

При работе по упрощенной системе обложения налогами учитываемая для расчета база предприятия не уменьшается на величину компенсационных расходов по проездам работников на отдых (ст. 346 НК РФ).

При оплате единого налога с разницы между расходами и доходами организация может учесть льготные проездные расходы сотрудников в составе затрат на оплату труда.

О компенсации расходов, связанных с переездом из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей

21 июля 2015

В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014г. № 1351 утверждены Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению и членам их семей.

О порядке применения отдельных положений указанных Правил рассказали специалисты Управления ПФР в Голышмановском районе.

Вопрос: В каком порядке производится компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионера воздушным транспортом при наличии на соответствующем маршруте железнодорожного транспорта?

Ответ: В случае если стоимость проезда железнодорожным транспортом окажется ниже стоимости проезда воздушным транспортом, компенсация производится в размере стоимости проезда железнодорожным транспортом на основании представленной пенсионером справки или иного документа, подтверждающего стоимость и категорию проезда железнодорожным транспортом по соответствующему маршруту на дату осуществления проезда в размерах, установленных подпунктом «а» пункта 3 Правил, выданной транспортными организациями или их агентами в установленном порядке. В случае если стоимость авиаперелета окажется ниже стоимости проезда железнодорожным транспортом компенсация производится на основании авиабилета. При этом справка или иной документ, подтверждающие стоимость и категорию проезда железнодорожным транспортом по соответствующему маршруту на дату осуществления проезда в размерах, установленных подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, выданные транспортными организациями или их агентами в установленном порядке, приобщается к комплекту документов, представленных пенсионером.

  • Вопрос: Возможна ли компенсация расходов только на оплату стоимости провоза багажа при отсутствии документов, подтверждающих осуществление пенсионером проезда к новому месту жительства, или только оплата проезда пенсионера при отсутствии документов, подтверждающих провоз багажа?
  • Ответ: В соответствии с подпунктом «г» пункта 10 Правил заявление о компенсации подается с приложением документов, подтверждающих, что пенсионер и члены семьи пенсионера осуществили проезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства и пенсионером фактически произведены расходы на оплату стоимости проезда (проездные документы, посадочные талоны, иные документы, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы).
  • При отсутствии документов, подтверждающих переезд пенсионера и членов его семьи, и фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда, компенсация провоза багажа не производится, за исключением случаев представления пенсионером документов, подтверждающих оплату стоимости проезда пенсионера и членов семьи пенсионера к новому месту жительства, произведенную за счет средств работодателя по последнему месту работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также случаев оплаты расходов, связанных с переездом пенсионера и членов семьи пенсионера, ранее произведенной органами ПФР.
  • В то же время, в ситуациях, когда пенсионером и членами его семьи не осуществлялся провоз багажа, расходы на переезд пенсионера и членов его семьи компенсируются согласно положениям Правил.
  • Вопрос: В каком порядке должен определяться размер компенсации расходов на оплату стоимости провоза багажа в случаях, если в представленных документах отсутствуют сведения о весе (массе) багажа?
  • Ответ: Такой документ не может быть принят к оплате, поскольку он не соответствует требованиям подпункта «ж» пункта 10 Правил.
  • Вопрос: В каком порядке может производиться компенсация расходов на оплату стоимости провоза багажа весом более 1 тонны пенсионерам – супругам, один из которых не состоит на иждивении у другого, в случае, когда документы, подтверждающие фактически произведенные расходы на оплату провоза багажа, оформлены на одного из супругов?
Читайте также:  Как считать и заполнять Расчет по страховым взносам в 2021 году

Ответ: В этом случае компенсация расходов на оплату стоимости провоза багажа в части, превышающей 1 тонну, может производиться на основании копий документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату провоза багажа, оформленных на другого супруга. При этом на указанных копиях документов территориальным органом ПФР проставляется отметка, указывающая, что подлинники документов приобщены к выплатному делу супруга (супруги) пенсионера, на которого они оформлены.

  1. Вопрос: Должен ли пенсионер при осуществлении провоза багажа внутренним водным, морским, автомобильным транспортом представлять в территориальный орган ПФР документ о стоимости провоза багажа железнодорожным транспортом при наличии железнодорожного сообщения, или документ, подтверждающий отсутствие железнодорожного сообщения на соответствующем маршруте?
  2. Ответ: Согласно подпункту «б» пункта 3 Правил компенсация расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси) производится в размере фактически произведенных расходов, но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
  3. Из этого следует, что при провозе багажа внутренним водным, морским, автомобильным транспортом пенсионер, кроме документов, подтверждающих фактически произведенные им расходы на оплату провоза багажа, должен представить справку или иной документ, подтверждающий стоимость провоза багажа железнодорожным транспортом (при его наличии) по соответствующему маршруту в указанных пределах, выданный транспортными организациями в установленном порядке.
  4. При этом Правилами не предусмотрена обязанность граждан подтверждать отсутствие железнодорожного.
  5. Вопрос: Подлежат ли компенсации расходы на оплату транспортных услуг по провозу багажа, произведенные в соответствии с договором, заключенным пенсионером с индивидуальным предпринимателем?
  6. Ответ: Согласно части 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан применяются правила данного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.

Таким образом, территориальные органы ПФР вправе принимать к рассмотрению представленные пенсионером документы, подтверждающие осуществление провоза багажа, выданные индивидуальными предпринимателями. При этом указанные документы должны соответствовать требованиям к их оформлению, установленным законодательством Российской Федерации.

Правила не содержат ограничений по привлечению транспортных организаций грузоперевозчиков – индивидуальных предпринимателей.

Вопрос: Имеет ли право на компенсацию пенсионер, который на момент осуществления переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей являлся не работающим по трудовому договору, не получающим выплаты и вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, иным договорам и не осуществляющим иную деятельность, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию, но на момент обращения за компенсацией является трудоустроенным?

Компенсация переезда из районов Крайнего Севера

Для современного мира свойственно наличие миграционных процессов, связанных с трудовой деятельностью человека. Наличие рабочих мест с хорошим уровнем заработной платы является действенным стимулом для переезда людей в другие регионы страны. Государством предусмотрены компенсации для отдельных категорий граждан при их переезде, в частности при переезде пенсионеров из регионов Крайнего Севера. Льготные условия переезда распространяются не только на пенсионеров, но и на членов его семьи.

На законодательном уровне выплаты компенсации в связи с переездом отражены в трудовом кодексе (ст. 326 ТК РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ). В положениях Трудового Кодекса заложены критерии, на основании которых гражданин может претендовать на данный вид компенсации. Основным таким критерием является работа в федеральных или муниципальных структурах, в отделениях одного из страховых внебюджетных фондов.

В зависимости от ряда условий, источниками выплаты компенсации могут быть:

  • государственный бюджет;
  • местный бюджет;
  • финансовые средства работодателя.

Важно! Получение льгот по осуществлению переезда отдельных регионов страны возможно при расторжении трудового соглашения совершенно по любой причине, включая смерть самого работника. Исключением является прекращение действия трудовых взаимоотношений в связи с обвинениями в отношении работника.

Отдельно в законодательстве рассмотрены вопросы компенсации переезда граждан и членов их семей, которые получают государственные пенсии, страховые пенсии (ПП РФ от 11.12.2014г. № 1351).

Какие условия должны быть соблюдены лицами пенсионного возраста для получения компенсации при переезде из отдельных районов страны на него и членов его семьи (п.1, ПП РФ от 11.12.2014г. № 1351).

  • граждане должны получать:
  • граждане не должны иметь никаких иных доходов, кроме средств пенсионного обеспечения.

Кто кроме самого пенсионера имеет право на льготные условия перемещения при выезде из особых регионов страны (например, со сложными природными условиями) (п.2, ПП РФ от 11.12.2014г. № 1351).

Члены семьи пенсионера при определенных условиях имеют право на данный вид льготы. Для получения льгот при переезде из особых регионов страны они должны находиться, прежде всего, на его полном финансовом обеспечении. К ним могут относиться: нетрудоспособный супруг/ супруга (если он / она состоят в браке), дети (собственные, находящиеся под опекунством, усыновленные), его родные братья, сестры, внуки и другие категории (п.2, ПП РФ от 11.12.2014г. № 1351).

Служба на Севере по контракту

Путь через военкомат — один из наиболее простых и незатруднительных для мужчины, желающего переехать на Север. По сравнению с обычной занятостью на гражданских должностях, армия предлагает целый набор дополнительных льгот: стабильная зарплата, обеспечение жильем, возможность досрочного выхода на пенсию.

Желающий служить по контракту на Севере должен пройти следующие шаги:

  1. Явиться в военкомат по месту регистрации.
  2. Подать заявление о зачислении на контрактную службу, приложить соответствующий пакет документов. заявления можете по ссылке.
  3. Пройти медкомиссию.
  4. Бланк карты медицинского освидетельствования смотрите на нашем сайте.
  5. Заявить о своем желании служить в одном из регионов Севера.
  6. Автобиография. Бланк автобиографии и пример можете скачать по ссылке.

Но и такой путь подходит не всем. Во-первых, кандидат должен иметь за плечами службу в армии по призыву. Во-вторых, нужно обладать отличным здоровьем и владеть ценной военной специальностью.

Переезд с Крайнего Севера: компенсация расходов

Поэтому о переезде работодателя, который требует перевода вслед за ним и работников, можно говорить только в случае внесения изменений в учредительные документы и ЕГРЮЛ и регистрации таких изменений. Однако и самого по себе данного факта еще не достаточно. Так, Трудовой кодекс не определяет, что следует понимать под «другой местностью». Однако необходимые разъяснения содержатся в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2. Как указали судьи, другой местностью следует считать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта. При этом под понятием «населенный пункт» подразумевается населенное место в пределах одного застроенного земельного участка — города, поселка, поселка городского типа. Таким образом, изменение работодателем местонахождения в пределах одного города не считается переездом в другую местность. Переезд же из одного населенного пункта в другой, даже если оба города находятся в пределах одного административного района, уже позволяет говорить о переводе в другую местность. Но опять же если у организации изменился юридический адрес, то есть место нахождения исполнительного органа, а фактическое место работы сотрудников осталось прежним, в оформлении перевода нет нужды, хотя в трудовые договоры и необходимо внести изменения (ст. 72.1). О переводе на работу в другую местность работодатель должен предупредить всех работников заранее и предложить им переехать вместе с ним. Делать это в письменной форме Трудовой кодекс не обязывает, но во избежание трудовых споров пренебрегать ею не стоит. Целесообразно также получить от сотрудника письменное заявление о согласии на перевод в другую местность или об отказе от перевода. Если работник отказывается от перевода и не подписывает соответствующие документы, это рекомендуется зафиксировать в акте. Отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем является законным основанием для прекращения трудового договора с ним (п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК). При этом Трудовой кодекс не устанавливает срока, в который работодатель обязан предупредить о предстоящих изменениях. Нередко в этом случае руководствуются ст. 74 Кодекса, регламентирующей порядок изменения определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. Данная норма предписывает предупреждать о таких изменениях за два месяца. Однако местонахождение работодателя относится к информационной части трудового договора и не является его обязательным условием (ст. 57 ТК). Поэтому изменение местонахождения работодателя, по существу, не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора. При определении же сроков предупреждения работника о переезде работодателя целесообразно учитывать время, необходимое работнику для решения правовых и технических вопросов, связанных с переездом. В свою очередь, дату перевода в случае согласия или день увольнения работника при отказе от перевода стоит определять исходя из момента реального перемещения работодателя в другую местность. Вместе с тем, если наряду со сменой места нахождения работодателя и, следовательно, места работы работника меняются и другие условия трудового договора (о заработной плате, структурном подразделении, режиме работы и пр.), необходимо руководствоваться в том числе ст. 74 Трудового кодекса. Именно данной статьей необходимо руководствоваться и в случае переезда обособленного подразделения.

Читайте также:  Ипотека для многодетных: кому положена и как получить

В другую местность вместе с подразделением

Филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения не являются юридическими лицами и не могут считаться работодателями по отношению к работникам (п.

3 ст. 55 ГК). Поэтому изменение места их нахождения не может рассматриваться как перевод работника в связи с перемещением работодателя в другую местность. Однако условие о местонахождении обособленного подразделения, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, нежели местонахождение работодателя, является обязательным для включения в трудовой договор. В силу ст. 72 Трудового кодекса изменение таких условия трудового договора возможно только по соглашению сторон. Тот факт, что в рассматриваемой ситуации причиной изменения обязательного условия трудового договора послужили организационные изменения условий труда, приводит работодателя к процедуре, определенной в ст. 74 ТК. Среди прочего, это означает, что если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у него работу. При этом речь идет о вакантных должностях или работах, как соответствующих квалификации работника, так и нижеоплачиваемых. Главное, чтобы он мог выполнять трудовые обязанности с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Но предлагать вакансии в других местностях он обязан только в случае, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. И только отказ работника от предложенной ему работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора в данном случае будет являться основанием для прекращения трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК). По существу, хотя ст. 72.1 Трудового договора предусматривает такой вид перевода, как изменение структурного подразделения (если оно было указано в трудовом договоре), в данном случае речь также идет о процедуре, регламентированной ст. 74 Кодекса. Ведь, как уже упоминалось, место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, является обязательным для включения в трудовой договор.

За чей счет выплачивается компенсация

Источник финансирования гарантийных обязательств зависит от категории получателя. Работникам, хоть и бывшим, затраты компенсирует работодатель — компенсации выезжающим из районов Крайнего Севера начисляются за счет средств нанимателя, в штате которого трудился сотрудник.

Пример.

  1. Если переезжает бывший представитель внебюджетного фонда ОМС, то и затраты компенсирует территориальное отделение соответствующего внебюджетного фонда.
  2. С севера уезжает врач местной больницы — компенсацию выплатит медучреждение.

С неработающими пенсионерами дела обстоят иначе. Им выплаты производит Пенсионный фонд России. Деньги поступят из территориального отделения по новому месту жительства пенсионера. То есть пожилому россиянину сначала следует переехать, потом обратиться в местный ТО ПФР, предоставить заявление и документы. И лишь потом ожидать выплат.

Если работодатель отказывается платить

Некоторые пытаются уклониться от выплат бывшим работникам. Это незаконно. Но только в том случае, если компенсация расходов на проезд работающим на Крайнем Севере была регламентирована в локальных и законодательных актах. Требовать от частной компании выплат, которые не предусмотрены нормативами, бессмысленно.

ВАЖНО! Уточняйте при трудоустройстве, какие гарантии и компенсации положены у конкретного работодателя. Проверить условия оплаты следует в трудовом и коллективном договорах и в локальных нормативах предприятия.

Если положения о компенсации есть, а денег от работодателя нет, то обращайтесь с жалобой в ГИТ. Оспорить незаконные действия бывшего нанимателя можно через районный суд.

В чем состоит государственная поддержка при переезде

Помощь для переезжающих граждан с Крайнего Севера состоит также в принятии следующих мер:

  • предоставление денежных пособий – поступление средств осуществляется в течение 6 месяцев с момента установления статуса, деньги выделяются из федерального бюджета;
  • затраты на проезд также компенсируются государством, как и на оформление документации, заверения;
  • адвокаты, нотариусы, лица, которым присвоена 1 и 2 группа инвалидности освобождаются от выплаты социального налога;
  • из бюджета также выделяются средства на приобретение жилья в регионе, куда переезжают граждане.

Район Крайнего Севера компенсация проезда к месту отпуска

Если сотрудник трудится на предприятии, расположенном в районе Крайнего Севера, наниматель обязан обеспечить ему бесплатные проезд к месту проведения основного ежегодного отпуска. Компенсационную выплату закон обязывает совершать единожды в 2 года.

Трудовое законодательство доводит до сведения работодателей сведения, согласно которым оплата проезда к месту отдыха сотрудника бюджетного учреждения производится из бюджета соответствующей организации. Работнику необходимо компенсировать проезд до места проведения отпуска и обратно к месту работы. Транспорт при этом может использоваться любой, на выбор служащего. Не возмещается только стоимость поездки на такси.

Читайте также:  Заговоры на быструю продажу дома и участка земли

В дополнение к оплате за проезд предприятие оплачивает также провоз личных вещей при условии, что общий вес багажа не превысит 30 килограмм. Если сотрудник едет отдыхать с членами семьи (супругом и детьми), им тоже будет оплачен проезд, если они не имеют места официального трудоустройства. Подтверждением расходов послужат билеты на транспорт и прочие документы.

Новый перечень северных регионов с 2022 года

С 2022 года утвержден новый перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для выплаты компенсаций и предоставления госгарантий жителям севера.

Новый Перечень районов Крайнего Севера применяется с 1 января 2022 года при предоставлении госгарантий и компенсаций работникам, которые трудятся в сложных климатических условиях. Этот перечень практически повторят действовавший ранее. В географическом плане перечень не изменился.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.

2021 № 1946 к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям отнесены отдельные города, городские округа, муниципальные округа и районы республик Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Тыва, Забайкальского, Красноярского, Хабаровского, Пермского, Приморского краёв, Амурской, Архангельской, Иркутской, Сахалинской, Томской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также вся территория Республики Саха (Якутия), Магаданской, Мурманской областей, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов и весь Камчатский край.

О порядке компенсации стоимости проезда сотрудника, работающего в районах крайнего севера, к месту проведения отпуска

29.01.2019

Ответ

На основании статьи 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации (абзац 1).

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (абзац 6).

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (абзац 8).

В соответствии со статьей 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

В пункте 6 Обзора Верховного суда РФ от 26.02.14 сделан следующий вывод:

  • «Разрешая споры о компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно, суды исходят из того, что действующим законодательством обязанность устанавливать размер, условия и порядок указанной компенсации работникам организаций, финансируемых не из федерального бюджета, возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в отношении работодателей, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно), а также на работодателей, не относящихся к бюджетной сфере.
  • В случае отсутствия нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, определяющих размеры, условия и порядок выплаты компенсации стоимости проезда к месту отдыха для лиц, работающих в организациях, финансируемых не из федерального бюджета, суды руководствовались положениями федерального законодательства, регулирующими сходные отношения, то есть положениями статьи 325 ТК РФ и Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 455 (по материалам обобщения судебной практики Тюменского областного суда, Верховного Суда Республики Бурятия)».
  • Соответственно, в случае, если размер, условия и порядок компенсации работникам стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно локальными актами работодателя не установлены, то при возникновении спорных ситуаций с работниками суды будут руководствоваться Постановлением № 455.
  • Согласно пункту 4 Постановления № 455 право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника учреждения одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы.

Налогообложение НДФЛ оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно / Народный вопрос.РФ

0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]

Налогообложение НДФЛ оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно

Для граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с целью возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат государством предусмотрены соответствующие льготы.

Одной из таких льгот является компенсация оплаты проезда к месту проведения отпуска работника и обратно.

Выплата такой компенсации в части налогообложения налогом на доходы физических лиц имеет свои особенности, о которых мы и поговорим в данной статье.

  • Для начала напомним, что особенностям регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, посвящена глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
  • Статьей 313 ТК РФ определено, что лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на получение государственных гарантий и компенсаций, которые установлены ТК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
  • Одной из таких государственных гарантий является компенсация оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно, право на которую работающим «северянам» предоставляет статья 325 ТК РФ, а также статья 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Причем, как сказано в пункте 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным законом, распространяются и на те районы Севера, которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Аналогичное мнение содержится и в письме Минфина России от 24 апреля 2008 года № 04-1-01/1992 «О налоге на доходы физических лиц». Это же подтверждается примерами правоприменительной практики, в частности, такой вывод содержится в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 июня 2012 года по делу № А78-5404/2011, от 27 января 2012 года по делу № А33-7364/2011, от 31 мая 2007 года № А33-8205/06-Ф02-2802/07 по делу № А33-8205/06, ФАС Западно-Сибирского округа от 13 октября 2010 года по делу № А27-1361/2010.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 и действует до сих пор.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *