Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Догматы католической церкви

Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

  • Filioque — это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
  • Целибат — это догмат о безбрачии духовенства.
  • Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
  • Чистилище — догмат о промежуточной «станции» между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства — Телом и Кровью.

Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

Основные вероучительные различия между православием и католицизмом

Пра­во­сла­вие Като­ли­цизм
Раз­ли­ча­ет в Боге сущ­ность и энер­гии, явля­ю­щи­е­ся про­яв­ле­ни­ем сущ­но­сти. Испо­ве­ду­ет нетвар­ное про­ис­хож­де­ние Боже­ствен­ных энер­гий, про­ис­те­ка­ю­щих от Отца через Сына в Духе Святом. Счи­та­ет энер­гию Тро­и­цы твар­ной: купи­на, сла­ва, свет и огнен­ные язы­ки Пяти­де­сят­ни­цы пола­га­ют­ся ими твар­ны­ми сим­во­ла­ми, кото­рые, одна­жды заро­див­шись, затем пере­ста­ют существовать.
Опре­де­ля­ет бла­го­дать как нетвар­ное Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное в мир, в том чис­ле — на спа­се­ние чело­ве­ка. Посред­ством бла­го­да­ти чело­век очи­ща­ет­ся от гре­ха, про­све­ща­ет­ся све­том Боже­ствен­но­го уче­ния, освя­ща­ет­ся, совер­шен­ству­ет­ся, воз­рас­та­ет воз­рас­том духовным. Счи­та­ет бла­го­дать след­стви­ем Боже­ствен­ной При­чи­ны, подоб­ным акту творения.
Любовь есть общее свой­ство трех Боже­ских Лиц. Отец, Сын и Свя­той Дух пре­бы­ва­ют в веч­ной вза­и­мо­про­ни­ка­ю­щей люб­ви. Боже­ствен­ная любовь непре­стан­но изли­ва­ет­ся в мир от Отца через Сына в Духе Свя­том. В этом отно­ше­нии она интер­пре­ти­ру­ет­ся как Боже­ствен­ная энер­гия, еди­ная энер­гия всех Боже­ских Лиц. Свя­той Дух трак­ту­ет­ся как любовь (связь) меж­ду Отцом и Сыном, меж­ду Богом и людьми.
Соблю­да­ет и про­по­ве­ду­ет уче­ние об исхож­де­нии Свя­то­го Духа от Отца; отри­ца­ет Его исхож­де­ние «и от Сына». При­ни­ма­ет уче­ние об исхож­де­нии Свя­то­го Духа от Отца, но вме­сте с тем испо­ве­ду­ет, что Он исхо­дит «и от Сына».
Про­слав­ля­ет вели­чие и свя­тость Божьей Мате­ри, но при этом под­чер­ки­ва­ет, что изна­чаль­но Она была при­част­на пер­во­род­но­му гре­ху, как и все люди, про­изо­шед­шие от Ада­ма и Евы, за исклю­че­ни­ем Гос­по­да Иису­са Христа. Утвер­ди­ла дог­мат о Непо­роч­ном Зача­тии Девы Марии. Это озна­ча­ет, что пер­во­род­ный грех не кос­нул­ся Мате­ри Спасителя.
При­зна­ет Все­лен­ски­ми семь Собо­ров, про­шед­ших до рас­ко­ла 1054 г. При­зна­ет Все­лен­ски­ми два­дцать один собор, в том чис­ле про­хо­див­шие после рас­ко­ла 1054 г.
Отвер­га­ет дог­мат о непо­гре­ши­мо­сти папы (без­оши­боч­но­сти утвер­жде­ний в обла­сти вопро­сов веры, выска­зан­ных в офи­ци­аль­ном поряд­ке) и его гла­вен­ство над все­ми хри­сти­а­на­ми. При­зна­ёт Еди­ным Гла­вой Церк­ви Гос­по­да Иису­са Христа. Ввёл новый дог­мат, соглас­но кото­ро­му, папа, выска­зы­ва­ясь офи­ци­аль­но, обла­да­ет авто­ри­те­том непо­гре­ши­мо­сти в вопро­сах веры. Кро­ме того, папа при­зна­ёт­ся намест­ни­ком Хри­ста на земле.
При­ни­ма­ет уче­ние о мытар­ствах как о сим­во­ли­че­ски, образ­но выра­жен­ной фор­ме осу­ществ­ле­ния Част­но­го Суда, совер­ша­е­мо­го при уча­сти анге­лов и демо­нов под кон­тро­лем Выс­ше­го Судьи, в виде про­хож­де­ния душой умер­ше­го испы­та­ний на гре­хов­ность и праведность. Утвер­ди­ла дог­мат о Чисти­ли­ще — состо­я­нии душ усоп­ших като­ли­ков, умер­ших в мире с Богом, но име­ю­щих неот­пу­щен­ные несмерт­ные грехи.
Истин­ный Совер­ши­тель всех таинств – Сам Хри­стос, свя­щен­но­слу­жи­те­ли же суть толь­ко сослу­жи­те­ли Хри­сто­вы. Напри­мер, при Кре­ще­нии Пра­во­слав­ный свя­щен­ник про­из­но­сит без­лич­но: «Кре­ща­ет­ся раб Божий…». Дру­гой при­мер: Совер­ши­те­ля­ми после­до­ва­ния Таин­ства Бра­ка явля­ют­ся епи­скоп или пре­сви­тер, испра­ши­ва­ю­щие бра­чу­ю­щим­ся у Бога бла­го­дат­ную помощь во всем и бла­го­сло­ве­ние на рож­де­ние и хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние детей, но само Таин­ство совер­ша­ет­ся Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, Кото­рый есть един­ствен­ный Источ­ник и Раз­да­я­тель бла­го­дат­ных даров, един­ствен­ный Свя­щен­ник в под­лин­ном смыс­ле сло­ва; хри­сто­цен­трич­ны­ми по содер­жа­нию явля­ют­ся в чино­по­сле­до­ва­нии Таин­ства бра­ка апо­столь­ское и еван­гель­ское чтения. При свер­ше­нии таинств лич­но­сти свя­щен­но­слу­жи­те­ля при­да­ет­ся боль­шое зна­че­ние. Напри­мер, като­ли­че­ский свя­щен­ник про­из­но­сит от сво­е­го име­ни: «Кре­щаю тебя», но не от име­ни Божи­его (что толь­ко под­ра­зу­ме­ва­ет­ся). А совер­ши­те­ля­ми Таин­ства бра­ка счи­та­ют­ся сами брачующиеся.
Дей­стви­тель­ность таин­ства зави­сит от внеш­ней пра­виль­но­сти его совер­ше­ния, так­же необ­хо­ди­мо свя­щен­но­дей­ствие закон­но постав­лен­ным иерар­хи­че­ским лицом, при соблю­де­нии извест­ной опре­де­лен­ной внеш­ней фор­мы и сло­вес­ной фор­му­лы таин­ства. При этом дей­стви­тель­ность таин­ства не зави­сит от заслуг или досто­инств лиц, совер­ша­ю­щих и при­ем­лю­щих таин­ства, а необ­хо­ди­мы­ми усло­ви­я­ми для того, что­бы дей­ствие таинств было спа­си­тель­ным, явля­ют­ся вера в таин­ство со сто­ро­ны при­ем­лю­щих таин­ство и свя­зан­ное с этим искрен­нее жела­ние при­ня­тия таинства. Для дей­стви­тель­но­сти таин­ства тре­бу­ет­ся пра­виль­ное его совер­ше­ние, а так­же наме­ре­ние совер­ши­те­ля совер­шить и наме­ре­ние при­ни­ма­ю­ще­го при­нять таин­ство. При этом, если ука­зан­ные усло­вия соблю­де­ны, таин­ство дей­ству­ет само через себя, а не через веру при­сту­па­ю­ще­го. Для дей­стви­тель­но­сти почти всех таинств вера счи­та­ет­ся необя­за­тель­ной, для это­го доста­точ­но наме­ре­ния, даже если это наме­ре­ние про­дик­то­ва­но худы­ми целями.
При­ча­ще­ние и для мирян, и для свя­щен­но­слу­жи­те­лей под дву­мя вида­ми (Телом и Кровью). Широ­ко рас­про­стра­не­но при­ча­стие мирян под одним видом (Телом), а свя­щен­но­слу­жи­те­лей под дву­мя вида­ми (Телом и Кровью).
Литур­гия совер­ша­ет­ся на квас­ном хле­бе (Просфо­ра). Мес­са совер­ша­ет­ся на прес­ном хле­бе (Гостия).
Свя­тые, про­слав­лен­ные като­ли­ка­ми уже после Вели­кой схиз­мы, не почитаются. Свя­тые, про­слав­лен­ные пра­во­слав­ны­ми после Вели­кой схиз­мы, не почитаются.
Трез­вое отно­ше­ние к мисти­че­ским прак­ти­кам. Неко­то­рые фор­мы мисти­циз­ма, при­ни­ма­е­мые в като­ли­че­стве за про­яв­ле­ние свя­то­сти, оце­ни­ва­ют­ся Пра­во­слав­ны­ми писа­те­ля­ми как фор­мы не духов­но-мисти­че­ских, а душев­ных (пси­хи­че­ских) практик. Мисти­че­ские прак­ти­ки, свя­зан­ные с уси­лен­ным пред­став­ле­ни­ем (меди­та­ци­ей) стра­да­ний Христа.
Пони­ма­ние стра­стей, как гре­хов­ных навы­ков, вошед­ших в при­выч­ку и врос­ших в душу. Стра­сти счи­та­ют­ся есте­ствен­ны­ми эмо­ци­я­ми или дви­же­ни­я­ми чув­ствен­но­сти, кото­рые скло­ня­ют к тому, что­бы дей­ство­вать — или без­дей­ство­вать — в соот­вет­ствии с тем, что чело­век ощу­ща­ет или вооб­ра­жа­ет как бла­гое или злое, сами по себе стра­сти ни хоро­ши, ни пло­хи. Пра­во­слав­но­му пони­ма­нию стра­сти соот­вет­ству­ет като­ли­че­ский тер­мин «порок».

Уче­ние об индульгенциях.
Дата Пас­хи рас­счи­ты­ва­ет­ся по алек­сан­дрий­ской пасхалии. Дата Пас­хи рас­счи­ты­ва­ет­ся по гри­го­ри­ан­ской пасхалии.
Читайте также:  Процесс получения СНИЛС новорожденному

Основные обрядовые различия между православием и католицизмом

Пра­во­сла­вие Като­ли­цизм
Усоп­шие осо­бо поми­на­ют­ся на 3‑й, 9‑й и 40‑й день после смерти. Усоп­шие осо­бо поми­на­ют­ся на 3‑й, 7‑й и 30‑й день после смерти.
Миро­по­ма­за­ние совер­ша­ет­ся сра­зу после таин­ства кре­ще­ния, с кото­рым объ­еди­не­но в еди­ное чинопоследование. Миро­по­ма­за­ние совер­ша­ет­ся после дости­же­ния созна­тель­но­го воз­рас­та и назы­ва­ет­ся кон­фир­ма­ци­ей («утвер­жде­ни­ем»).
Испо­ведь совер­ша­ет­ся обыч­но откры­то, у аналоя. Для таин­ства испо­ве­ди широ­ко рас­про­стра­не­ны кон­фес­си­о­на­лы (испо­ве­даль­ни).
Алтарь, как пра­ви­ло, отде­лён от сред­ней части хра­ма иконостасом. В хра­мах отсут­ству­ет ико­но­стас, но может сохра­нять­ся алтар­ная преграда.
Алтарь, как пра­ви­ло, ори­ен­ти­ро­ван на восток. Отступ­ле­ние от тра­ди­ци­он­ной ори­ен­та­ции алта­ря на восток зна­чи­тель­но чаще, чем в пра­во­слав­ных храмах.
В одном хра­ме на одном Пре­сто­ле может слу­жить­ся лишь одна литур­гия в день. Рас­про­стра­не­на прак­ти­ка мно­го­крат­но­го слу­же­ния мес­сы в одном хра­ме на одном Престоле.
Детей начи­на­ют при­ча­щать с младенчества. К пер­во­му при­ча­стию под­хо­дят толь­ко в воз­расте 7–8 лет.
Наи­бо­лее при­ня­тый и рас­про­стра­нен­ный вари­ант совер­ше­ния крест­но­го зна­ме­ния — трое­пер­сти­ем, свер­ху вниз, спра­ва налево. Наи­бо­лее при­ня­тый и рас­про­стра­нён­ный вари­ант в като­ли­че­ском мире — совер­ше­ние крест­но­го зна­ме­ния пятью паль­ца­ми, откры­той ладо­нью, сле­ва направо.
Цели­бат обя­за­те­лен толь­ко для монахов. Свя­щен­ник не может быть жена­тым и обя­зан перед руко­по­ло­же­ни­ем дать обет без­бра­чия (кро­ме грекокатоликов).
Боль­шая про­дол­жи­тель­ность постов и раз­ные посто­вые традиции.
Пост­ные дни — сре­да (вос­по­ми­на­ние пре­да­тель­ства Спа­си­те­ля Иудою) и пят­ни­ца (вос­по­ми­на­ние Стра­стей Христовых).
Пост­ный день — пят­ни­ца (вос­по­ми­на­ние Стра­стей Хри­сто­вых). Есть один мно­го­днев­ный пост — Великий
Мини­маль­ный евха­ри­сти­че­ский пост состав­ля­ет шесть часов. Мини­маль­ный евха­ри­сти­че­ский пост состав­ля­ет один час.
В пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии музы­каль­ные инстру­мен­ты не используются. В като­ли­че­ском бого­слу­же­нии чаще все­го исполь­зу­ет­ся орган.
Воз­мож­ность вто­ро­го и тре­тье­го бра­ка для неви­нов­ной в раз­во­де стороны. Брак прин­ци­пи­аль­но нерасторжим.
Празд­ни­ки, отсут­ству­ю­щие в като­ли­че­стве: Поло­же­ния чест­ной Ризы Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, Про­ис­хож­де­ния чест­ных древ Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста и др. Празд­ни­ки, отсут­ству­ю­щие в пра­во­сла­вии: Серд­ца Иису­са, Тела и Кро­ви Хри­сто­вых, Непо­роч­но­го Серд­ца Марии и др., а так­же культ Свя­то­го име­ни Иису­са и др.
Празд­но­ва­ние вос­кре­се­нья — это не пере­нос вет­хо­за­вет­но­го суб­бот­не­го празд­ни­ка, но само­сто­я­тель­ный праздник. Вос­кре­се­нье пол­но­стью заме­ни­ло суб­бо­ту в каче­стве «Дня Господнего».
При­нят тер­мин «освя­ще­ние воды». При­нят тер­мин «бла­го­сло­ве­ние воды».
Пра­во­слав­ное духо­вен­ство, пре­иму­ще­ствен­но, носит бороду. Като­ли­че­ское духо­вен­ство, как пра­ви­ло, безбородо.
Отсут­ствие беа­ти­фи­ка­ции при при­чис­ле­нии к лику святых. При­чис­ле­ние к лику свя­тых осу­ществ­ля­ет­ся в два эта­па: беа­ти­фи­ка­ция и канонизация.
Мона­сты­ри раз­ли­ча­ют­ся лишь уставом. Като­ли­че­ское мона­ше­ство раз­де­ле­но на орде­на и конгрегации.
В оформ­ле­нии хра­мов скульп­ту­ра пред­став­ле­на незна­чи­тель­но (чаще все­го Рас­пя­тие на кануне в храме). В боль­шин­стве хра­мов есть скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния, а так­же изоб­ра­же­ния сто­я­ний Спа­си­те­ля на Крест­ном пути, исполь­зу­е­мые во вре­мя бого­слу­же­ния Крест­но­го пути.
Исполь­зу­ют­ся юли­ан­ский, ново­юли­ан­ский, гри­го­ри­ан­ский календари. Исполь­зу­ет­ся гри­го­ри­ан­ский календарь.

Определимся в понятиях

Три основных направления в христианстве — православие, католичество, протестантизм. Не существует единой протестантской церкви, поскольку протестантских церквей (деноминаций) в мире много сотен. Православие и католичество — это церкви с иерархической структурой, со своим вероучением, богослужением, своим внутренним законодательством и своими, присущими каждой из них религиозными и культурными традициями.

Католичество — целостная церковь, все составные части и все члены которой подчиняются Папе Римскому как своему главе. Православная церковь не столь монолитна. На данный момент она состоит из 15 независимых, но взаимопризнающих друг друга и одинаковых в своей основе церквей. Среди них — Русская, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Греческая и др.

Культурные предпосылки

Историки Церкви отмечают, что в западных и восточных областях империи христианство развивалось по-разному, под мощным влиянием двух культурных традиций – эллинской и римской. «Эллинский мир» воспринял христианское учение как определенную философию, открывающую путь единения человека с Богом.

Этим объясняется обилие богословских трудов отцов Восточной Церкви, направленных на осмысление этого единения, достижения «обожения». В них часто видно влияние греческой философии. Такая «богословская пытливость» иногда приводила к еретическим уклонениям, которые отвергались Соборами.

Мир же римского христианства, по выражению историка Болотова, испытал «воздействие романского на христианское». «Римский мир» воспринял христианство в более «юридически-правовом» ключе, методично созидая Церковь как своеобразный общественно-правовой институт. Профессор Болотов пишет, что римские богословы «поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства».

Римскому богословию был присущ «юридизм», в том числе – в отношении Бога к человеку. Выражался он в том, что добрые дела понимались здесь как заслуги человека перед Богом, а покаяния было недостаточно для прощения грехов.

Позже сформировалась концепция искупления по примеру Римского права, которая полагала в основание отношений Бога и человека категории виновности, выкупа и заслуг. Эти нюансы породили различия в догматике. Но, помимо этих различий – также банальная борьба за власть и личные претензии иерархов с обеих сторон в итоге стали причиной разделения.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры-2023: кому и как его платить в следующем году?

Культурные предпосылки

Историки Церкви отмечают, что в западных и восточных областях империи христианство развивалось по-разному, под мощным влиянием двух культурных традиций – эллинской и римской. «Эллинский мир» воспринял христианское учение как определенную философию, открывающую путь единения человека с Богом.

Этим объясняется обилие богословских трудов отцов Восточной Церкви, направленных на осмысление этого единения, достижения «обожения». В них часто видно влияние греческой философии. Такая «богословская пытливость» иногда приводила к еретическим уклонениям, которые отвергались Соборами.

Мир же римского христианства, по выражению историка Болотова, испытал «воздействие романского на христианское». «Римский мир» воспринял христианство в более «юридически-правовом» ключе, методично созидая Церковь как своеобразный общественно-правовой институт. Профессор Болотов пишет, что римские богословы «поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства».

Римскому богословию был присущ «юридизм», в том числе – в отношении Бога к человеку. Выражался он в том, что добрые дела понимались здесь как заслуги человека перед Богом, а покаяния было недостаточно для прощения грехов.

Позже сформировалась концепция искупления по примеру Римского права, которая полагала в основание отношений Бога и человека категории виновности, выкупа и заслуг. Эти нюансы породили различия в догматике. Но, помимо этих различий – также банальная борьба за власть и личные претензии иерархов с обеих сторон в итоге стали причиной разделения.

Для обывателей, мирян Бог начинается в храме, а разница между православием и католицизмом порой заключается лишь в том, что одни могут сидеть всю службу, а другие вынуждены стоять, как бы тяжко им ни было.

Итак, какие отличия католицизма от православия особенно заметны:

  • при крещении католики окропляют водой, а православные стараются человека окунуть;
  • крещение происходит во младенчестве, а также имеет второй этап в возрасте 11-12 лет для католиков (конфирмация). Для православных совершается единожды и полностью;
  • православные крестятся тремя пальцами справа налево. Католики – всей ладошкой слева направо;
  • в храмах у христиан преобладают иконы, у католиков это скульптуры;
  • службы у католиков проводятся пышнее, задействуются все органы чувств человека;
  • православные храмы наполнены прекрасным пением, которое распространяется благодаря акустике. Католики активно используют органную музыку;
  • Патриарх может развести супругов, если они этого просят. В католицизме разводы до сих пор запрещены.

Христианство – не только самая распространенная религия на земле, но и самая терпимая. Христиане должны быть добрыми ко всем людям и по возможности максимально толерантными. Не важно, католический или православный храм, для человека, который хочет помолиться и обратиться к Богу. Ни одна, ни другая религия не должны ограничивать человека в этом чувстве.

Православные и католики: в чём разница

Результатом глубочайших религиозных расхождений между Востоком и Западом явилась схизма, произошедшая в 1054 году. Представители обоих направлений утверждают о разительных различиях между ними в религиозном миропонимании. О таковых противоречиях пойдёт речь дальше. Для простоты осознания составила специальную таблицу различий.

Сущность различия Католики Православные
1 Мировоззрение относительно единства Церкви Считают нужным наличие единой веры, таинств и главы Церкви (Папы, естественно) Считают нужным единство веры и совершения таинств
2 Различное осознание Вселенской Церкви Принадлежность поместной к Вселенской Церкви подтверждается общением с римско-католической церковью Вселенская Церковь находит воплощение в поместных церквях под управлением епископа
3 Разная трактовка Знака Веры Святой Дух испускается Отпрыском и Папой Святой Дух испускается Папой либо исходит от Отца через Отпрыска
4 Таинство брака Заключение супружеского союза между мужиком и дамой, благословляемого служителем церкви, происходит на всю жизнь без способности развода Брак между мужиком и дамой, благословляемый церковью, заключается до окончания земного срока супругов (в неких ситуациях допускаются разводы)
5 Наличие промежного состояния душ опосля погибели Провозглашённый догмат о чистилище подразумевает наличие опосля погибели физической оболочки промежного состояния душ, которым уготован рай, но они не могут пока взойти на Небеса Чистилище, как понятие, в православии не предвидено (есть мытарства), но в молитвах за усопших идёт речь о душах, оставшихся в неопределённом состоянии и имеющих надежду обрести райскую жизнь опосля окончания Ужасного Суда
6 Зачатие Богородицы Девы Марии В католичестве принят догмат о Безгрешном зачатии Богородицы. Имеется в виду, что при рождении Мамы Иисуса первородного греха совершено не было Почитают Деву Марию как святую, но считают, что рождение Мамы Христа вышло с первородным грехом, как у хоть какого другого человека
7 Наличие догмата о пребывании тела и души Девы Марии в Царствие Небесном Догматически закреплено Догматически не закреплено, хотя последователи православной церкви поддерживают это суждение
8 Главенство Папы Римского Согласно соответственному догмату Папа Римский считается главой Церкви, имея непреложный авторитет по главным религиозным и управленческим вопросцам Главенство Папы Римского не признаётся
9 Количество обрядов Употребляются несколько обрядов, включая византийский Главенствует единственный (византийский) ритуал
10 Принятие высших церковных решений Управляется догматом, провозглашающим безошибочность Главы Церкви по вопросцам веры и морали при условии утверждения решения, согласованного с епископами Убеждены в безошибочности только Вселенских Соборов
11 Управление в деятельности решениями Вселенских Соборов Управляется решениями 21 Вселенского Собора Поддерживает и управляется решениями, принятыми на 7 первых Вселенских Соборах

Миропомазание или конфирмация

В Православной церкви миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), а в Католической церкви конфирмацию откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам.

«У католиков разделены два таинства — таинство крещения и таинство миропомазания. В Православной церкви они совершаются одновременно. Если крестят младенца или взрослого человека, оба таинства совершаются сразу. А у католиков, если крестят младенцев, то его сразу не миропомазывают. Это таинство происходит по достижению сознательного возраста, примерно в 13 -14 лет, и называется конфирмация. Это особое таинство, с миропомазанием. Во время конфирмации впервые причащают Святых Христовых Таин. Младенцев в Католической церкви не причащают. В православии так не принято, поскольку миропомазание совершается сразу, то ребенка можно сразу и причащать. Если ребенок растет в церковной семье, то он, таким образом, не лишен церковных таин», — говорит священник.

Читайте также:  Выплаты за третьего ребенка в 2023 году

Христиане и католики верят, что спасение — это дар незаслуженной благодати Божьей, дар любящего небесного Отца, пославшего Своего единородного Сына Иисуса своим Спасителем. Они верят, что благодаря вере в Иисуса можно спастись от греха и вечной смерти. Тем не менее, в Евангелии от Иоанна 3: 3-10 говорится, что для того, чтобы любой мог войти в Царство Небесное, человек должен был заново родиться от Духа Божьего. Этому учил Сам Господь Иисус Христос, и он записан в Священных Писаниях как в католической, так и в протестантской Библии. Католики верят, что человек становится рожденным свыше при крещении. Христиане верят, что если вы верите и уверуете во Христа, вы рождены свыше. Вам не нужно креститься, чтобы быть христианином, но во всех писаниях люди принимают Христа, а затем крестятся. Крещение — это символ смерти со Христом и воскресения с Ним.

Первое известное использование термина «христиане» можно найти в Новом Завете Библии. Таким образом, этот термин впервые был использован для обозначения тех, кто известен или воспринимается как ученик Иисуса. Точно так же в двух других Новых Заветах это относится к публичной идентичности тех, кто следует за Иисусом.

История раннего христианства, включая католицизм, рассказана в Деяниях в Новом Завете. Первые дни христианства были свидетелями пустынных отцов в Египте, сект отшельников и гностических аскетов. Христианство началось в 1 веке н.э. Иерусалим как еврейская секта, но распространилось по всей Римской империи и за ее пределами в такие страны, как Эфиопия, Армения, Грузия, Ассирия, Иран, Индия и Китай.

Римский католицизм ведет свою историю от апостолов, особенно от апостола Петра. Святой Петр считается первым папой, и каждый папа считается его духовным преемником. Только после первой тысячи лет христианства возникла эта новая деноминация католицизма. Это было для тех людей, которые хотели следовать за Богом через Церковь. Они дают руководителю церкви духовную власть, чтобы обеспечить средства для разрешения споров, которые могут разделить церковь. Римский католицизм не был инициирован до Первого Вселенского Собора в 325 году н.э. В этот момент коррумпированные церковные лидеры пытались захватить власть в Византийской Римской Империи. Первая объединенная римско-католическая церковь была создана в 606 году нашей эры с мировым лидерством. Отследить происхождение папства практически невозможно, так как первые христиане вели свои записи в катакомбах в Риме. Римская церковь взяла под контроль катакомбы и пересмотрела документы, чтобы включить титул Папа для любого раннего лидера церкви, который был признан достойным. Римско-католическая традиция и катехизис католической церкви преобладают над священным писанием в любом контексте. Писание используется в качестве ссылки. Во время своего прихода к политической власти в 300-500 гг. Н.э. Церковь или Рим признали языческое и римское общество священным и приемлемым для умиротворения населения. В течение этого времени Римская Церковь (пока не универсальная) объявила любого, кто не согласен с их учением, еретиком. Еретики были убиты Римской Церковью за любую веру вне христианства, а их письменные произведения были уничтожены. Во время эпидемий около 500 г. н.э. многие люди покинули города и больных. После этого темного периода полная католическая церковь вошла в общество.

Отличие православия от католицизма заключается еще и в том, что первое на протяжении уже почти тысячелетия остается единым и неделимым. В Католической же Церкви в XIV в. произошел раскол. Связано это было с Реформацией – революционным движением, возникшим в то время в Европе. В 1526 году по требованию немецких лютеран Швейцарским рейхстагом был издан указ о праве свободного выбора религии гражданами. В 1529 г., однако, он был отменен. В результате от ряда городов и князей последовал протест. Отсюда и произошло слово «протестантизм». Это христианское направление подразделяется еще на две ветви: раннюю и позднюю.

На настоящий момент протестантизм распространен по большей мере в скандинавских странах: Канаде, США, Англии, Швейцарии, Нидерландах. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей. Общее количество протестантов составляет около 470 млн человек. Существует несколько конфессиий этого христианского направления: баптисты, англикане, лютеране, методисты, кальвинисты.

В отношении ухода от мирской жизни и посвящения себя служению Богу также существует значительное отличие православия от католицизма и протестантизма. Сравнительная таблица, представленная выше, показывает только основные расхождения. Но существуют и другие отличия, также достаточно заметные.

Например, у нас в стране каждый монастырь практически автономен и подчиняется только собственному архиерею. У католиков в этом плане организация другая. Монастыри объединены в так называемые Ордены, у каждого из которых имеется свой глава и свой устав. Эти объединения могут быть разбросаны по всему миру, но тем не менее руководство у них всегда общее.

Протестанты же, в отличие от православных и католиков, монашество и вовсе отвергают. Один из вдохновителей этого учения – Лютер – даже женился именно на монахине.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *