Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).
Догматы католической церкви
Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.
- Filioque — это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
- Целибат — это догмат о безбрачии духовенства.
- Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
- Чистилище — догмат о промежуточной «станции» между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
- Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
- Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства — Телом и Кровью.
Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.
Основные вероучительные различия между православием и католицизмом
Православие | Католицизм |
---|---|
Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом. | Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать. |
Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным. | Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения. |
Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц. | Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми. |
Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына». | Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына». |
Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа. | Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя. |
Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г. | Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г. |
Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа. | Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле. |
Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность. | Утвердила догмат о Чистилище — состоянии душ усопших католиков, умерших в мире с Богом, но имеющих неотпущенные несмертные грехи. |
Истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий…». Другой пример: Совершителями последования Таинства Брака являются епископ или пресвитер, испрашивающие брачующимся у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей, но само Таинство совершается Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный Священник в подлинном смысле слова; христоцентричными по содержанию являются в чинопоследовании Таинства брака апостольское и евангельское чтения. | При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается). А совершителями Таинства брака считаются сами брачующиеся. |
Действительность таинства зависит от внешней правильности его совершения, также необходимо священнодействие законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства. При этом действительность таинства не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства, а необходимыми условиями для того, чтобы действие таинств было спасительным, являются вера в таинство со стороны приемлющих таинство и связанное с этим искреннее желание принятия таинства. | Для действительности таинства требуется правильное его совершение, а также намерение совершителя совершить и намерение принимающего принять таинство. При этом, если указанные условия соблюдены, таинство действует само через себя, а не через веру приступающего. Для действительности почти всех таинств вера считается необязательной, для этого достаточно намерения, даже если это намерение продиктовано худыми целями. |
Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). | Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). |
Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора). | Месса совершается на пресном хлебе (Гостия). |
Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются. | Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются. |
Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик. | Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа. |
Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу. | Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок». |
— |
Учение об индульгенциях. |
Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии. | Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. |
Основные обрядовые различия между православием и католицизмом
Православие | Католицизм |
---|---|
Усопшие особо поминаются на 3‑й, 9‑й и 40‑й день после смерти. | Усопшие особо поминаются на 3‑й, 7‑й и 30‑й день после смерти. |
Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование. | Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»). |
Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя. | Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни). |
Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. | В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда. |
Алтарь, как правило, ориентирован на восток. | Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах. |
В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день. | Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле. |
Детей начинают причащать с младенчества. | К первому причастию подходят только в возрасте 7–8 лет. |
Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево. | Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо. |
Целибат обязателен только для монахов. | Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов). |
Большая продолжительность постов и разные постовые традиции. Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых). |
Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых). Есть один многодневный пост — Великий |
Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов. | Минимальный евхаристический пост составляет один час. |
В православном богослужении музыкальные инструменты не используются. | В католическом богослужении чаще всего используется орган. |
Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны. | Брак принципиально нерасторжим. |
Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. | Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др. |
Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник. | Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего». |
Принят термин «освящение воды». | Принят термин «благословение воды». |
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. | Католическое духовенство, как правило, безбородо. |
Отсутствие беатификации при причислении к лику святых. | Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация. |
Монастыри различаются лишь уставом. | Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации. |
В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме). | В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути. |
Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари. | Используется григорианский календарь. |
Определимся в понятиях
Три основных направления в христианстве — православие, католичество, протестантизм. Не существует единой протестантской церкви, поскольку протестантских церквей (деноминаций) в мире много сотен. Православие и католичество — это церкви с иерархической структурой, со своим вероучением, богослужением, своим внутренним законодательством и своими, присущими каждой из них религиозными и культурными традициями.
Католичество — целостная церковь, все составные части и все члены которой подчиняются Папе Римскому как своему главе. Православная церковь не столь монолитна. На данный момент она состоит из 15 независимых, но взаимопризнающих друг друга и одинаковых в своей основе церквей. Среди них — Русская, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Греческая и др.
Культурные предпосылки
Историки Церкви отмечают, что в западных и восточных областях империи христианство развивалось по-разному, под мощным влиянием двух культурных традиций – эллинской и римской. «Эллинский мир» воспринял христианское учение как определенную философию, открывающую путь единения человека с Богом.
Этим объясняется обилие богословских трудов отцов Восточной Церкви, направленных на осмысление этого единения, достижения «обожения». В них часто видно влияние греческой философии. Такая «богословская пытливость» иногда приводила к еретическим уклонениям, которые отвергались Соборами.
Мир же римского христианства, по выражению историка Болотова, испытал «воздействие романского на христианское». «Римский мир» воспринял христианство в более «юридически-правовом» ключе, методично созидая Церковь как своеобразный общественно-правовой институт. Профессор Болотов пишет, что римские богословы «поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства».
Римскому богословию был присущ «юридизм», в том числе – в отношении Бога к человеку. Выражался он в том, что добрые дела понимались здесь как заслуги человека перед Богом, а покаяния было недостаточно для прощения грехов.
Позже сформировалась концепция искупления по примеру Римского права, которая полагала в основание отношений Бога и человека категории виновности, выкупа и заслуг. Эти нюансы породили различия в догматике. Но, помимо этих различий – также банальная борьба за власть и личные претензии иерархов с обеих сторон в итоге стали причиной разделения.
Культурные предпосылки
Историки Церкви отмечают, что в западных и восточных областях империи христианство развивалось по-разному, под мощным влиянием двух культурных традиций – эллинской и римской. «Эллинский мир» воспринял христианское учение как определенную философию, открывающую путь единения человека с Богом.
Этим объясняется обилие богословских трудов отцов Восточной Церкви, направленных на осмысление этого единения, достижения «обожения». В них часто видно влияние греческой философии. Такая «богословская пытливость» иногда приводила к еретическим уклонениям, которые отвергались Соборами.
Мир же римского христианства, по выражению историка Болотова, испытал «воздействие романского на христианское». «Римский мир» воспринял христианство в более «юридически-правовом» ключе, методично созидая Церковь как своеобразный общественно-правовой институт. Профессор Болотов пишет, что римские богословы «поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства».
Римскому богословию был присущ «юридизм», в том числе – в отношении Бога к человеку. Выражался он в том, что добрые дела понимались здесь как заслуги человека перед Богом, а покаяния было недостаточно для прощения грехов.
Позже сформировалась концепция искупления по примеру Римского права, которая полагала в основание отношений Бога и человека категории виновности, выкупа и заслуг. Эти нюансы породили различия в догматике. Но, помимо этих различий – также банальная борьба за власть и личные претензии иерархов с обеих сторон в итоге стали причиной разделения.
Для обывателей, мирян Бог начинается в храме, а разница между православием и католицизмом порой заключается лишь в том, что одни могут сидеть всю службу, а другие вынуждены стоять, как бы тяжко им ни было.
Итак, какие отличия католицизма от православия особенно заметны:
- при крещении католики окропляют водой, а православные стараются человека окунуть;
- крещение происходит во младенчестве, а также имеет второй этап в возрасте 11-12 лет для католиков (конфирмация). Для православных совершается единожды и полностью;
- православные крестятся тремя пальцами справа налево. Католики – всей ладошкой слева направо;
- в храмах у христиан преобладают иконы, у католиков это скульптуры;
- службы у католиков проводятся пышнее, задействуются все органы чувств человека;
- православные храмы наполнены прекрасным пением, которое распространяется благодаря акустике. Католики активно используют органную музыку;
- Патриарх может развести супругов, если они этого просят. В католицизме разводы до сих пор запрещены.
Христианство – не только самая распространенная религия на земле, но и самая терпимая. Христиане должны быть добрыми ко всем людям и по возможности максимально толерантными. Не важно, католический или православный храм, для человека, который хочет помолиться и обратиться к Богу. Ни одна, ни другая религия не должны ограничивать человека в этом чувстве.
Православные и католики: в чём разница
Результатом глубочайших религиозных расхождений между Востоком и Западом явилась схизма, произошедшая в 1054 году. Представители обоих направлений утверждают о разительных различиях между ними в религиозном миропонимании. О таковых противоречиях пойдёт речь дальше. Для простоты осознания составила специальную таблицу различий.
Сущность различия | Католики | Православные | |
1 | Мировоззрение относительно единства Церкви | Считают нужным наличие единой веры, таинств и главы Церкви (Папы, естественно) | Считают нужным единство веры и совершения таинств |
2 | Различное осознание Вселенской Церкви | Принадлежность поместной к Вселенской Церкви подтверждается общением с римско-католической церковью | Вселенская Церковь находит воплощение в поместных церквях под управлением епископа |
3 | Разная трактовка Знака Веры | Святой Дух испускается Отпрыском и Папой | Святой Дух испускается Папой либо исходит от Отца через Отпрыска |
4 | Таинство брака | Заключение супружеского союза между мужиком и дамой, благословляемого служителем церкви, происходит на всю жизнь без способности развода | Брак между мужиком и дамой, благословляемый церковью, заключается до окончания земного срока супругов (в неких ситуациях допускаются разводы) |
5 | Наличие промежного состояния душ опосля погибели | Провозглашённый догмат о чистилище подразумевает наличие опосля погибели физической оболочки промежного состояния душ, которым уготован рай, но они не могут пока взойти на Небеса | Чистилище, как понятие, в православии не предвидено (есть мытарства), но в молитвах за усопших идёт речь о душах, оставшихся в неопределённом состоянии и имеющих надежду обрести райскую жизнь опосля окончания Ужасного Суда |
6 | Зачатие Богородицы Девы Марии | В католичестве принят догмат о Безгрешном зачатии Богородицы. Имеется в виду, что при рождении Мамы Иисуса первородного греха совершено не было | Почитают Деву Марию как святую, но считают, что рождение Мамы Христа вышло с первородным грехом, как у хоть какого другого человека |
7 | Наличие догмата о пребывании тела и души Девы Марии в Царствие Небесном | Догматически закреплено | Догматически не закреплено, хотя последователи православной церкви поддерживают это суждение |
8 | Главенство Папы Римского | Согласно соответственному догмату Папа Римский считается главой Церкви, имея непреложный авторитет по главным религиозным и управленческим вопросцам | Главенство Папы Римского не признаётся |
9 | Количество обрядов | Употребляются несколько обрядов, включая византийский | Главенствует единственный (византийский) ритуал |
10 | Принятие высших церковных решений | Управляется догматом, провозглашающим безошибочность Главы Церкви по вопросцам веры и морали при условии утверждения решения, согласованного с епископами | Убеждены в безошибочности только Вселенских Соборов |
11 | Управление в деятельности решениями Вселенских Соборов | Управляется решениями 21 Вселенского Собора | Поддерживает и управляется решениями, принятыми на 7 первых Вселенских Соборах |
Миропомазание или конфирмация
В Православной церкви миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), а в Католической церкви конфирмацию откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам.
«У католиков разделены два таинства — таинство крещения и таинство миропомазания. В Православной церкви они совершаются одновременно. Если крестят младенца или взрослого человека, оба таинства совершаются сразу. А у католиков, если крестят младенцев, то его сразу не миропомазывают. Это таинство происходит по достижению сознательного возраста, примерно в 13 -14 лет, и называется конфирмация. Это особое таинство, с миропомазанием. Во время конфирмации впервые причащают Святых Христовых Таин. Младенцев в Католической церкви не причащают. В православии так не принято, поскольку миропомазание совершается сразу, то ребенка можно сразу и причащать. Если ребенок растет в церковной семье, то он, таким образом, не лишен церковных таин», — говорит священник.
Христиане и католики верят, что спасение — это дар незаслуженной благодати Божьей, дар любящего небесного Отца, пославшего Своего единородного Сына Иисуса своим Спасителем. Они верят, что благодаря вере в Иисуса можно спастись от греха и вечной смерти. Тем не менее, в Евангелии от Иоанна 3: 3-10 говорится, что для того, чтобы любой мог войти в Царство Небесное, человек должен был заново родиться от Духа Божьего. Этому учил Сам Господь Иисус Христос, и он записан в Священных Писаниях как в католической, так и в протестантской Библии. Католики верят, что человек становится рожденным свыше при крещении. Христиане верят, что если вы верите и уверуете во Христа, вы рождены свыше. Вам не нужно креститься, чтобы быть христианином, но во всех писаниях люди принимают Христа, а затем крестятся. Крещение — это символ смерти со Христом и воскресения с Ним.
Первое известное использование термина «христиане» можно найти в Новом Завете Библии. Таким образом, этот термин впервые был использован для обозначения тех, кто известен или воспринимается как ученик Иисуса. Точно так же в двух других Новых Заветах это относится к публичной идентичности тех, кто следует за Иисусом.
История раннего христианства, включая католицизм, рассказана в Деяниях в Новом Завете. Первые дни христианства были свидетелями пустынных отцов в Египте, сект отшельников и гностических аскетов. Христианство началось в 1 веке н.э. Иерусалим как еврейская секта, но распространилось по всей Римской империи и за ее пределами в такие страны, как Эфиопия, Армения, Грузия, Ассирия, Иран, Индия и Китай.
Римский католицизм ведет свою историю от апостолов, особенно от апостола Петра. Святой Петр считается первым папой, и каждый папа считается его духовным преемником. Только после первой тысячи лет христианства возникла эта новая деноминация католицизма. Это было для тех людей, которые хотели следовать за Богом через Церковь. Они дают руководителю церкви духовную власть, чтобы обеспечить средства для разрешения споров, которые могут разделить церковь. Римский католицизм не был инициирован до Первого Вселенского Собора в 325 году н.э. В этот момент коррумпированные церковные лидеры пытались захватить власть в Византийской Римской Империи. Первая объединенная римско-католическая церковь была создана в 606 году нашей эры с мировым лидерством. Отследить происхождение папства практически невозможно, так как первые христиане вели свои записи в катакомбах в Риме. Римская церковь взяла под контроль катакомбы и пересмотрела документы, чтобы включить титул Папа для любого раннего лидера церкви, который был признан достойным. Римско-католическая традиция и катехизис католической церкви преобладают над священным писанием в любом контексте. Писание используется в качестве ссылки. Во время своего прихода к политической власти в 300-500 гг. Н.э. Церковь или Рим признали языческое и римское общество священным и приемлемым для умиротворения населения. В течение этого времени Римская Церковь (пока не универсальная) объявила любого, кто не согласен с их учением, еретиком. Еретики были убиты Римской Церковью за любую веру вне христианства, а их письменные произведения были уничтожены. Во время эпидемий около 500 г. н.э. многие люди покинули города и больных. После этого темного периода полная католическая церковь вошла в общество.
Отличие православия от католицизма заключается еще и в том, что первое на протяжении уже почти тысячелетия остается единым и неделимым. В Католической же Церкви в XIV в. произошел раскол. Связано это было с Реформацией – революционным движением, возникшим в то время в Европе. В 1526 году по требованию немецких лютеран Швейцарским рейхстагом был издан указ о праве свободного выбора религии гражданами. В 1529 г., однако, он был отменен. В результате от ряда городов и князей последовал протест. Отсюда и произошло слово «протестантизм». Это христианское направление подразделяется еще на две ветви: раннюю и позднюю.
На настоящий момент протестантизм распространен по большей мере в скандинавских странах: Канаде, США, Англии, Швейцарии, Нидерландах. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей. Общее количество протестантов составляет около 470 млн человек. Существует несколько конфессиий этого христианского направления: баптисты, англикане, лютеране, методисты, кальвинисты.
В отношении ухода от мирской жизни и посвящения себя служению Богу также существует значительное отличие православия от католицизма и протестантизма. Сравнительная таблица, представленная выше, показывает только основные расхождения. Но существуют и другие отличия, также достаточно заметные.
Например, у нас в стране каждый монастырь практически автономен и подчиняется только собственному архиерею. У католиков в этом плане организация другая. Монастыри объединены в так называемые Ордены, у каждого из которых имеется свой глава и свой устав. Эти объединения могут быть разбросаны по всему миру, но тем не менее руководство у них всегда общее.
Протестанты же, в отличие от православных и католиков, монашество и вовсе отвергают. Один из вдохновителей этого учения – Лютер – даже женился именно на монахине.