Банкротство по инициативе налоговой инспекции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство по инициативе налоговой инспекции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Налоговая проверка индивидуального предпринимателя производится по той же схеме, что и в отношении юрлиц. Многих бизнесменов волнует вопрос, списываются ли долги по налогам в случае банкротства ИП? Или эта процедура затрагивает долги перед кредиторами? Ведь обычно именно непомерная налоговая нагрузка становится причиной закрытия бизнеса.

Итоги проверки Федеральной Налоговой Службы

По итогам проведенной ревизии налоговой при процедуре несостоятельности может быть выявлено отсутствие нарушений. Хотя такое на практике встречается крайне редко. В противном случае налоговики составляют акт и передают его налогоплательщику. Если в установленные сроки компании или ИП не удалось его обжаловать, то составляются требования о привлечении налогоплательщика к ответственности и уплате отчислений в бюджет.

В зависимости от того, когда была начата или завершилась проверка со стороны налоговиков требования об уплате недоимки подлежат включению в реестр кредиторов. Если реестр был к тому моменту закрыт, то налоговая недоимка остается за пределами реестра. Тогда она будет удовлетворяться только после погашения требований конкурсных кредиторов.

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

Читайте также:  Справка о заработной плате, предоставляемая в пенсионный фонд

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Субсидиарная ответственность

Для руководителей и собственников бизнеса причиной неплатежеспособности могут стать не только их личные налоговые долги, но и долги обанкротившихся организаций. Это называется субсидиарная ответственность.

Субсидиарная ответственность физического лица возникает при признании организации несостоятельной, когда ее имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. По таким долгам будут отвечать контролирующие должника лица — это те, кто в течение последних трех лет влияли на действия организации-должника.

К ним могут относиться:

  • учредители;
  • руководители;
  • главный бухгалтер;
  • и другие — конечные бенефициары бизнеса, а также родственники, знакомые директора и учредителей, на которых переписаны активы фирмы-банкрота.

Какой период может быть охвачен проверкой?

«Глубина» проверки – это период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. По общему правилу, проверкой может быть охвачен период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Правоприменительная практика исходит из того, что в данном случае указан предельный срок для истекших календарных лет и не содержится запрета на включение в период проверки периодов текущего календарного года (Определение Верховного Суда от 09.09.2014 № 304-КГ14-737).

То есть, при принятии решения в 2016 году проверкой могут быть охвачены периоды 2013, 2014, 2015 годов и периоды 2016 года, истекшие до месяца принятия решения.

Более того, период проверки может включать и месяцы года принятия решения о проверке, если речь идет, например, о проверке налогового агента по НДФЛ, обязанность которого в части удержания и перечисления налога не связана с окончанием налогового периода (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1051/11). Тем самым, возможно привлечение налогового агента к ответственности и по результатам проверки месяца еще не истекшего налогового периода.

Также следует иметь в виду, что налоговый орган в целях осуществления проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль в рамках периода, охваченного выездной проверкой, вправе проверить правильность формирования убытка.

Налогоплательщик должен документально подтвердить обоснованность убытка за весь срок, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12).

Поэтому действия инспекции по проверке заявленных в проверяемом периоде убытков прошлых лет, включая периоды его формирования, не охваченные решением о проверке, основаны на нормах налогового законодательства и являются правомерными (Постановление АС Уральского округа от 07.09.2015 № Ф09-5869/15).

Какое значение имеет указание в решении видов проверяемых налогов?

Предмет проверки – виды налогов, по которым проводится проверка. Проверка может касаться одного, нескольких налогов или всех налогов («по всем налогам и сборам»). Налоговым кодексом ограничена возможность проведения проверок по одним и тем же налогам за проверенный период.

Налогоплательщику следует изучить решение о проведении проверки.

Если в решении о проведении проверки был указан, предположим, только налог на прибыль организаций, а ошибка обнаружена по НДС, то решение по результатам проверки о привлечении к ответственности в части НДС может быть признано недействительным по формальному основанию – отсутствие в решении указания на проверку НДС. Аналогичные последствия наступают при обнаружении налоговым органом правонарушения за период, который не был включен в решение о проверки.

В подобных обстоятельствах налоговый орган должен принять новое решение о проведении проверки.

Выездная проверка дело дорогостоящее для инспекции – практически на год несколько инспекторов выпадают из работы в отделе и находятся в офисе проверяемой организации. Примерно лет семь назад, проверки проводились следующим образом: инспектор приходил в фирму, находил ошибки, начислял штрафы и получал процент от начисленных штрафов. Вот только в 50% случаев получить начисленное не удавалось. Надо учитывать, что проверка стоит денег не только налогоплательщику, но и ФНС. В Должностном регламенте ФНС, который утверждает начальник инспекции или управления по соответствующему региону, установленно, что инспектор должен быть оштрафован за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Какие инспекторам платят премии, мы не знаем – все это находится в документах под грифом «Для служебного пользования». Но согласно вышеупомянутому регламенту проверяющих обязали приносить деньги в бюджет, а не просто начислять налоги и штрафы.

Из всего этого следует, что инспектор придет к тому, кто способен заплатить. Пусть у «Рога и копыта» ошибок больше, чем в диктанте у двоечника, но, если у них за последние годы одни убытки, на счетах деньги появляются нерегулярно, да и те быстро уходят на оплату долгов, то идти к ним нет никакого смысла – с них нечего взять. Но то, что у вас прибыльный бизнес, еще не значит, что инспектора сбегутся к вам, для этого все же нужны основания. Ради 10 000 руб. штрафа к фирме, скорее всего, не придут.

Назначается ли выездная проверка при банкротстве

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговая поверка при проведении процедуры банкротства Коль скоро всеми вопросами будет заправлять арбитражный управляющий, дальнейшие действия может предпринимать либо он сам, либо нанятые им специалисты.На акт налоговой проверки можно написать возражения; решение налогового органа можно обжаловать в апелляционном (в УФНС) порядке, что увеличит срок вступления в силу, а в последствии, вступившее в силу решение можно обжаловать в судебном порядке, но в любом случае, вступившее в силу решение налогового органа это уже повод (если не пропущен срок) для включения в реестр кредиторов.

Читайте также:  Пенсия по потере кормильца в 2023 году

Это значит, что требования налогового органа удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр (п.4 ст.142 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Шансы удовлетворения зареестровых требований крайне малы. Малая вероятность взыскания Согласно п.2 ст.142 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
Налоговые платежи относятся к третьей очереди, уровень удовлетворения требований которой при банкротстве невелик. Снижение показателей деятельности налоговых органов Доначисление налогов, начисление пеней и штрафов при минимальной возможности их взыскания снижает показатели работы налоговых органов.
Сотрудники ФНС вправе осуществлять:

  • истребование документации, имеющей отношение к финансовой деятельности предприятия;
  • инвентаризацию имущества предприятия;
  • осмотр организации;
  • выемку (изъятие) затребованных документов.

В течение одного года не допускается проведение более чем двух ВНП. Однако это правило не распространяется на проведение выездной налоговой проверке при ликвидации предприятия. Тем не менее, по оценкам арбитражных управляющих не стоит опасаться результатов ВНП, так как начисление банкроту налогов и штрафных санкций фактически ухудшает показатели соответствующей ИФНС. План и сроки проведения Если ВНП внесена в план проверок, то независимо от того, подала ли организация на банкротство, проверка все равно будет проведена. Результатом выездной проверки является Решение о привлечении к ответственности либо отказе от преследования.

Порядок налоговой проверки компании при процедуре банкротсва

Если бы речь шла исключительно о недоимке, которая возникла как следствие доначисленных обществом на основании деклараций но не оплаченных (по каким либо причинам) суммам налогов, то обязательные платежи, по завершению процедуры банкротства были бы списаны налоговым органом в порядке установленном статьей 59 НК РФ без каких-либо уголовных последствий.Недоимка же выявленная в ходе проверки более чем красноречиво может говорить об уклонении от уплаты налогов. Процедура привлечения к уголовной ответственности за неуплату налога остается прежняя, — обществу, на основании вступившего в силу решения налогового органа будет направлено требование об уплате налога (по правилам статей 69-70 НК РФ), оно, очевидно, не будет исполнено и через два месяца материалы будут переданы в органы внутренних дел, для возбуждения уголовного дела по статье 199 уголовного кодекса РФ.

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?

Зачем нужна налоговая проверка при банкротстве?

Законом и разъяснениями высших судов закреплено, что любой кредитор, который желает закрепиться в реестре должника-банкрота, должен соблюсти ряд обязательных требований.

Делается это для того, чтобы в условиях жесткой конкуренции кредиторов, интересы которых весьма различны, для всех были созданы одинаковые условия, при которых ни одно необоснованное требование не сможет быть противопоставлено независимым участникам дела.

Такая обязательная процедура установлена и для требований по налоговым платежам: инспекция обязана установить факт налогового правонарушения, чтобы в предусмотренном законом порядке предъявить требование о взыскании налогов.

Для этого, по общему правилу, требуется проведение проверки, в ходе которой будут установлены факты несоблюдения компанией законодательства и определены размеры подлежащих уплате обязательных платежей, а также произведены налоговые доначисления.

Кроме того, зачастую именно выявленные в ходе налоговой ревизии нарушения руководителями компании законодательства становятся основой решения о привлечении их к субсидиарной ответственности в деле о несостоятельности.

Так, например, установление факта выплаты должником дивидендов в пользу участников при наличии неисполненных обязательств перед бюджетом создает презумпцию доведения компании до банкротства.

В каком порядке проводится налоговая проверка при банкротстве?

Закон не содержит каких-либо ограничений или особенностей для проведения налоговых ревизий в отношении компаний, находящихся в процедуре несостоятельности.

Вместе с тем, по практике, налоговики не особо заинтересованы в проведении таких проверок, потому что им необходимо установить свои требования в реестре, а для этого необходимо соблюсти сроки, которые могут быть пропущены за время проведения проверки.

Но, если ФНС все же решится провести контрольные мероприятия в отношении банкрота, то порядок действует общий, без каких-либо отличий от обычной ситуации, когда дело не осложнено банкротством.

В целом, действовать будет следующий алгоритм:

  • Принятие налоговой решения о проведении ревизии;
  • Уведомление должника о предстоящей проверке (не обязательно в случаях камеральных проверок);
  • Само проведение проверки, в ходе которой исследуются документы организации и могут быть привлечены эксперты;
  • Оформление документов по итогам проведенных мероприятий и, в случае выявления нарушений, решения о привлечении к налоговой ответственности.

В каких ситуациях налоговая может запустить проверку

Когда юридическое лицо инициирует проведение процедуры банкротства, это не дает 100% гарантии на получение или отсутствие проверки. Все зависит от того, соответствует ли производство установленным критериям и есть ли основания обратить на его деятельность внимание. Основными критериями, привлекающими Федеральную налоговую службу Российской Федерации, выступают:

  • крупные разрывы между платежами компании в бюджет, если сравнивать их со средним значением в отрасли;
  • составление и передача в налоговую отчетности, по которой видны явные убытки компании – продолжаться такое должно не менее двух периодов;
  • уменьшение средней зарплаты сотрудникам по сравнению с другими производствами;
  • полное игнорирование вопросов, поступающих от ФНС;
  • быстрый старт реорганизации или ликвидации предприятия, не обусловленный спадом экономической деятельности;
  • частые смены одного ФНС на другой без причины.
Читайте также:  Больничный по уходу за инвалидом

Инициируя процедуру банкротства и попадая под один или более из перечисленных критериев, организация может ожидать, что налоговая служба проявит личный интерес к происходящему.

Может ли компания подать на банкротство, если идет налоговая проверка?

Прежде всего отметим, что руководство должно помнить, что в одних случаях подача заявления о банкротстве является их правом, а в других – обязанностью. Ст.8 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гласит о том, что должник вправе обратиться в арбитражный суд, если к банкротству есть объективные предпосылки. Например, в компании складывается ситуация, свидетельствующая о том, что в скором времени она не сможет оплатить налоги, перечислить зарплату своим сотрудникам и т.д.

Ст.9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» содержит перечень ситуаций, когда руководитель компании обязан обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Например, такое заявление должно быть подано, если задолженность по зарплате перед сотрудниками по причине отсутствия денег составляет 3 месяца и более.

Отсюда можно сделать вывод, что сама по себе налоговая проверка не является основанием подачи заявления о банкротстве. Тем более, что пока проверка не завершилась, невозможно утверждать, какую недоимку обнаружат налоговики и обнаружат ли ее вообще.

А теперь рассмотрим, что происходит, когда компания подала на банкротство, а ФНС еще не завершила налоговую проверку.

  1. Налоговая проверка будет продолжена, а налоговики могут подавать заявление о включении в реестр кредиторов. Причем на это право не будет влиять то обстоятельство, что окончательного акта по итогам налоговой проверки еще нет. ФНС будет пользоваться всеми правами конкурсных кредиторов (налоговая инспекция сможет участвовать в собраниях кредиторов, возражать против включения в реестр требований других субъектов и т.д.). Возможен второй вариант: ФНС не включается в реестр требований кредиторов, проводит проверку и выносит свое решение, а далее использует свое право на приостановку срока и включается в реестр.
  2. Арбитражный суд не может включить в реестр требований кредиторов недоимки без вступившего в силу акта ФНС. Поэтому орган правосудия приостанавливает срок рассмотрения дела о включении налоговой в реестр кредиторов до тех пор, пока ФНС не вынесет решение о доначислениях.

Как известно, требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности. В первую очередь должник делает текущие платежи – оплачивает судебные расходы, связанные с ведением его дела в суде, далее компания должна выплатить зарплату сотрудникам, работавшим по трудовым договорам после того, как заявление о банкротстве было принято и т.д. Не стоит забывать и об обязательствах, обеспеченных залогом: предмет залога реализуется отдельно, а средства от его продажи поступают залоговым кредиторам и никому больше. Налоговые недоимки, образовавшиеся по итогам налоговой проверки, не относятся к текущим платежам, поэтому на практике могут возникать ситуации, когда денег и имущества компании не хватит, чтобы удовлетворить требования ФНС. Следовательно, ничто не мешает арбитражному суду списать долг компании-банкрота по налогам.

Важно! Однако стоит помнить, что компания не всегда может рассчитывать на списание налогового долга. Так, например, если обнаружится, что к банкротству компанию умышленно привел руководитель, то он может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам предприятия. Кроме того, арбитражный управляющий может оспорить сделки компании и вернуть в конкурсную массу незаконно отчужденное имущество.

Отсюда следует, что банкротство предприятия при налоговой проверке может стать хорошим вариантом избавления от больших недоимок. Однако чтобы воплотить данный вариант развития событий в жизнь, необходимо, чтобы процедуру банкротства юридических лиц сопровождал опытный юрист, который:

  • проконтролирует порядок проведения выездной налоговой проверки, оценит ее риски;
  • поможет инициировать процедуру банкротства;
  • приложит все усилия (в рамках закона), чтобы максимально защитить активы предприятия;
  • не допустит привлечения контролирующих компанию лиц к субсидиарной ответственности.

Если ваша компания стала объектом налоговых проверок, и вы опасаетесь доначисления налогов, пени и штрафов – обращайтесь к специалистам нашей компании. Мы знаем, как юридически грамотно списать долги перед ФНС и свести все возможные риски к нулю.

Без выезда на предприятие

Проверка по банкротству проводится с привлечением специалистов и свидетелей. Свидетельствующие документы предъявляют по запросу контрагенты организации.

Камеральная налоговая проверка (КНП) осуществляется на территории ФНС. В таком случае исследованию подвергаются документация, поданная в инспекцию. По надобности делается запрос для сверки или уточнения данных.

КНП не является обязательной процедурой и при соблюдение ряда условий может быть отменена:

если не было нарушений в отчетных документах;

отсутствовали кредиторские и дебиторские долги;

своевременно сдавались нулевые балансы;

у фирмы один учредитель;

банкротящаяся организация не функционировала и не приносила прибыль последние три года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *