Порядок проведения аудиторской проверки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения аудиторской проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия — сложная процедура, заключающаяся в тщательном изучении и анализе всех документов фирмы. Основной целью процесса выступает подтверждение того, что все имеющиеся сведения являются достоверными и актуальными.
Аудит бухгалтерской финансовой отчетности предприятия может быть представлен следующими видами:
- Внутренний. Он выполняется непосредственными работниками компании. Для этого издается соответствующий приказ руководством. После этого включаются определенные лица компании в рабочую группу. Результаты используются только непосредственным руководителем для проверки своих работников.
- Внешний. Такая аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия выполняется только независимыми экспертами. Не допускается, чтобы они были заинтересованы в результатах. С выбранной организацией заключается официальный контракт, после чего выполняется проверка. Для этого сотрудники компании обязаны передать проверяющим все необходимые документы.
- Сплошной. Он заключается в проверке практически всей отчетности компании за длительный период времени. Такая процедура занимает достаточно много времени, поэтому если для ее выполнения приглашаются независимые эксперты, то приходится фирме уплачивать значительное количество средств за такую услугу.
- Выборочный. Такая проверка бухгалтерской отчетности обычно проводится только в отношении одного налога. Также могут выбираться документы по разным видам сборов за разные периоды времени.
- Обязательный. Он регулируется требованиями законодательства. Для некоторых компаний требуется ежегодный аудит бухгалтерской отчетности предприятия, а иначе они вынуждены уплачивать значительные штрафы. Необходима обязательная проверка для компаний, которые по окончании года должны размещать свою финансовую отчетность в открытых источниках.
- Инициативный. Он называется по-другому добровольным, поэтому инициатором выступает владелец бизнеса. Он желает убедиться, что его работники хорошо справляются со своими обязанностями, а также отсутствуют ошибки в документах. Наиболее часто в рабочую группу включаются работники разных отделов фирмы.
Независимо от вида проверки, основной целью выступает выявление ошибок и нарушений.
Ответственность за отсутствие заключения
Некоторые фирмы обязаны ежегодно проводить проверку бухгалтерской отчетности. Результат такого исследования передается в органы статистики. Процедура должна реализоваться до 31 декабря каждого года.
Информация о проверке дополнительно вносится в специальный реестр, причем выполняется процедура в течение трех дней с момента получения заключения. Процесс реализуется в интернете, поэтому не требуется для этого посещать какие-либо учреждения.
Если фирма не выполнила требования законодательства, поэтому в установленные сроки не была проведена проверка, то компания привлекается к административной ответственности. Штраф варьируется от 5 до 10 тыс. руб.
Если аудиторское заключение не было передано в установленные сроки в органы статистики, то должностные лица уплачивают штраф в размере 500 рублей. Если документ не был опубликован на сайте фирмы, то штраф увеличивается до 50 тыс. руб. Поэтому компании должны ответственно подходить к своим обязанностям.
Проведение аудита бухгалтерской отчетности сторонними организациями является платным процессом. Конечная стоимость зависит от того, по каким тарифам работает выбранная компания. Если обращаться к независимому эксперту, то важно первоначально убедиться, что у него имеется необходимая лицензия на работу. Его услуги обычно варьируются от 5 до 10 тыс. руб.
Если же обращаться в крупные аудиторские компании, которые специализируются на тщательном исследовании и сплошных проверках, то стоимость их услуг может достигать даже 100 тыс. руб.
Конечная цена определяется только после того, как работники выбранной организации изучат фронт работы. Для этого они узнают у потенциального клиента информацию о том, в какой сфере деятельности функционирует компания, каков ее ежегодный доход, а также какое количество документов будет изучаться. На основании полученных сведений производится расчет оптимальной стоимости услуги.
Порядок проведения, этапы и результаты аудита
Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ. Он охватывает такие вопросы, как порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности, требования к аудиторам и оформлению аудиторских заключений, кодекс профессиональной этики, членство в СРО, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, а также меры дисциплинарного воздействия на аудиторов за нарушения профессиональных стандартов. Положениям именно этого документа в первую очередь должны следовать аудиторы и аудируемые компании при проведении проверок бухгалтерской отчетности.
Обратите внимание!
С 1 января 2017 года аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Вместе с тем аудит бухгалтерской отчетности за 2016 год разрешено провести (завершить) в соответствии с ФСАД, утвержденными Правительством Российской Федерации и Минфином России, если договор с аудиторской организацией был подписан до 2017 года.
Сроки проводимых проверок могут быть различны в зависимости от того, проводится ли аудит в обязательном порядке или инициативном и является ли он сплошным или выборочным. Самый пик сезона проведения аудита приходится на февраль–март в силу того, что годовая бухгалтерская отчетность сдается в ФНС России в течение 90 дней после окончания отчетного периода. Сроки проведения инициативного аудита полностью зависят от желания аудируемого лица.
Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Форма предоставления аудиторского заключения: электронная. Таким образом, аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год может быть отправлено в ФНС до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с проведением аудита нецелесообразно.
Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто провести аудит и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Оптимально, заказать аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности заранее, таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам проведения аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто), и подать в налоговый орган уточненную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Законодательством установлен запрет на исправление утвержденной собственниками бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.
За не проведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.
Если у компании имеется обязанность по предоставлению аудиторского заключения, но аудиторское заключение не было предоставлено, или было предоставлено позже установленных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с установлением штрафов:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
В случае, если проверка контролирующих органов выявит, что обязательный аудит не был проведен, то может быть составлен протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудит не был проведен — от 5 000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
При не предоставлении аудиторского заключения во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Так же может быть наложен штраф за не размещение аудиторского заключения на федеральном ресурсе — от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицо, а за несвоевременное размещение — 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ), а при повторном нарушении этот штраф увеличивается до 50 000 руб.
Обобщение результатов проверки. Рабочие документы аудитора
Руководитель аудиторской группы обобщает результаты проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия на основе рабочих документов всех членов аудиторской группы, оценивает характер и достаточность собранных аудиторских доказательств, обобщает выводы, сделанные в результате отдельных проверочных процедур, определяет, содержит ли финансовая (бухгалтерская) отчетность существенные искажения и неточности. Для этого оценивает, в какой степени отдельные ошибки или их совокупность искажают показатели отчетности и фактическое финансовое положение предприятия.
Обобщив всю полученную информацию, аудитор формирует мнение о достоверности отчетности и выражает его в форме заключения.
Состав и значение финансовых отчетов для предприятий
Годовые бухгалтерские отчеты представляют собой тип документов, отражающих финансовое состояние компании или индивидуального предпринимателя на конец отчетного года. Они являются основным источником сведений о результатах работы организации, которые впоследствии можно использовать для экономического анализа, выявления внутренних резервов, принятия управленческих решений относительно дальнейшей деятельности предприятия.
В процессе составления годовой бухгалтерской отчётности нужно придерживаться принятой учетной политики и полностью отражать все операции, проводимые за отчетный период. Предоставляемая информация помогает определить, отвечает ли работа организации законодательству, правильно ли распределяются средства (в том числе из бюджета), применяются ли трудовые и другие ресурсы согласно установленным нормам.
Финансовое положение компании определяется ее активами, обязательствами и величиной капитала. Чтобы грамотно отразить эти сведения, необходимо подготовить пакет документов, в состав которого входят:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- приложения к отчету.
В качестве приложений могут использоваться документы о движении средств, изменениях капитала, обязательных нормативах. Если организация относится к некоммерческим, то составление годовой отчётности предусматривает подготовку бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств. Как и в случае с коммерческими предприятиями, пакет дополняется соответствующими приложениями.
Результаты бухгалтерского аудита
Как мы уже говорили выше, по результатам аудита составляется отчет и формируется заключение. Форма предоставления информации и ее получатели обязательно указываются в договоре при заключении. Отчет – это письменный документ конфиденциального характера.
Обычно аудитор в отчете:
- описывает методики, использованные в ходе бухгалтерского аудита;
- рекомендует внести те или иные изменения в учетную политику с целью повлиять на финансовую отчетность компании;
- рекомендует скорректировать отчетность фирмы, предлагая конкретные решения;
- обращает внимание руководства на другие важные нюансы (это может быть неправильная организация внутреннего контроля, примеры необоснованных действий руководящего состава).
Таким образом, отчет содержит сведения об обнаруженных нарушениях и предложения по их устранению. Обычно информация преподносится в виде таблицы.
До применения риск-ориентированного подхода аудит заключался в выборочной или сплошной проверке фактов финансово-хозяйственной жизни, совершаемых экономическим субъектом, а также своевременности и правильности их отражения в бюджетном учете и отчетности. Объем данных отчетности, подлежащих проверке, определялся исходя из профессионального суждения аудитора, что не позволяло четко систематизировать проверку, предварительно определив основные этапы ее проведения. Выводы о достоверности бюджетной отчетности аудитор также делал на основании своего профессионального суждения по результатам аудиторской проверки. По срокам аудиторская проверка начиналась уже после официальной сдачи бюджетной отчетности в органы внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Это, безусловно, снижало ее эффективность с точки зрения минимизации рисков, связанных с выполнением внутренней бюджетной процедуры по формированию бюджетной отчетности, а следовательно, и эффективность самого внутреннего финансового аудита.
Задачей внутреннего финансового аудита должна быть не только констатация свершившегося факта нарушения — указание недостоверных данных в бюджетной отчетности, — но и подготовка предложений по принятию мер, направленных на предотвращение риска искажения показателя, которое может быть выявлено в ходе проверок государственного финансового контроля. Определение методологии проведения аудиторской проверки достоверности отчетности, основанной на риск-ориентированном подходе, как раз и должно быть направлено на решение вышеуказанной задачи.
Вопрос о том, каким образом приметить риск-ориентированный подход при проведении аудиторской проверки достоверности отчетности, недостаточно регламентирован. В Методических рекомендациях по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Минфина России от 30 декабря 2016 года № 822, дано определение бюджетного риска и критерии, по которым оценивается риск искажения бюджетной отчетности. При этом не определены критерии выборки и отбора данных, подлежащих проверке.
Таким образом, методика применения риск-ориентированного подхода при подтверждении достоверности отчетности должна описывать:
- порядок осуществления выборки данных, подлежащих обязательной проверке, с учетом оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
- порядок определения предмета проверки отобранных данных;
- порядок оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
- алгоритм формирования профессионального суждения о достоверности бюджетной отчетности субъектом аудита с учетом указанной оценки рисков.
При осуществлении субъектом аудита оценки рисков искажения показателей бюджетной отчетности может возникнуть сложность с показателями, которые не имеют числового значения. Это показатели, которые, например, раскрывают особенности ведения бюджетного учета, указывают перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъекта отчетности, и другую информацию, раскрываемую в пояснительной записке к бюджетной отчетности, определенной требованиями СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». В этом случае определение значения критерия существенности ошибки субъектом аудита должно формироваться на основании его профессионального суждения с учетом требований СГС «Концептуальные основы».
Полноту информации мы рассматриваем как степень раскрытия в бюджетной отчетности сведений, наличие которых предусмотрено Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ ( Утверждена приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н.), и подтверждения фактов осуществления контрольных действий при формировании соответствующих сведений.
Информация соответствует признакам нейтральности, если она позволяет принимать объективные (непредвзятые) управленческие решения или формировать объективные (непредвзятые) профессиональные суждения.
В целях определения итогового значения существенности ошибки также предполагается использовать критерии искажения бюджетной отчетности, предусмотренные статьей 15.15.6 КоАП РФ.
Оценка рисков искажения показателей консолидированной бюджетной отчетности предлагается проводить на основе критерия существенности ошибки. При этом его оценка производится на предмет соблюдения порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности в соответствии с методологией, установленной Минфином России, с учетом результатов внутриформенного и межформенного контроля. Также необходимо учесть результаты ранее проведенных контрольных мероприятий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Общая информация, необходимая для проверки
Цель аудита — установление соответствия показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности показателям Главной книги и регистров синтетического учета и нормативным принципам составления отчетности.
Основные задачи аудита:
- • проверка состава бухгалтерской отчетности;
- • проверка соответствия принципам составления отчетности;
- • проверка достоверности бухгалтерского баланса;
- • проверка достоверности отчета о прибылях и убытках;
- • проверка достоверности пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Источники информации:
- • учредительные документы;
- • протоколы собраний учредителей, приказы, распоряжения;
- • регистры бухгалтерского учета;
- • Положение по учетной политике;
- • финансовая (бухгалтерская) отчетность и др.
Аудит в 2021 году: для отчета или для выгоды?
Многие компании используют аудит для отчета, в то время как другие — уже давно осознали, что аудит — это не бестолковая формальность, а новые возможности. Как одна и та же услуга может быть такой разной? Ответ в подходе заказчиков к аудиторским услугам.
Ряд компаний, заказывая аудит, ожидают всего лишь получить аудиторское заключение, которое требует закон. И, соответственно, его получают. Только его. В то время как другие ставят задачу глубокой и качественной проверки с выявлением рисков и резервов, чтобы потом можно было не бояться прихода контролирующих органов и извлечь дополнительную выгоду. Последняя позиция, как никогда, соответствует сегодняшним реалиям: «растущим аппетитам» налоговиков и непростой экономической обстановке в стране, вызванной пандемией.
«Стандартный» аудит бухучета и отчетности в 2021 году в плане пользы для бизнеса существенно уступает системному комплексному аудиту. Последний предполагает:
- выполнение расширенного техзадания: скрупулезная проверка не только бухучета, но и налогов;
- широкую выборку документов для проверки: 85% (при «стандартном» аудите, как правило, менее 50%);
- поэтапное проведение проверки в течение года — позволяет устранить ошибки «в моменте», не дожидаясь претензий контролирующих органов;
- защиту от претензий налоговых органов — налоговые юристы в течение 3-х лет с момента окончания проверяемого периода будут представлять интересы по вопросам, возникающим у ИФНС по этому периоду, в т.ч. в суде;
- страховку от налоговых рисков (рекомендации экспертов и риски невыявления налоговых ошибок застрахованы Ингосстрах) — мало кто из аудиторских компаний готов предложить страховку от налоговых претензий. Это могут сделать только те, кто уверен в качестве проверки и профессионализме своих сотрудников. Более того, в этом должна быть уверена и страховая компания, предоставляющая страховку.
Да, системный комплексный аудит несколько дороже «стандартного». Но он обеспечивает порядок в финансово-хозяйственной деятельности компании, оптимальную работу бухгалтерии с выявленными резервами и защитой от финансовых потерь. При проведении аудита и устранении налоговых рисков его стоимость окупится в разы. Компания не будет привлекать внимание налоговых органов наличием ошибок в отчетности, а собственники и руководители будут уверены, что им не грозит субсидиарная и уголовная ответственность за налоговые долги юридического лица.
Комплексный аудит и его преимущества
Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.
Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:
- своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
- оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
- получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
- работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.
Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.
Аудиторская проверка ООО — правовое регулирование
Основным нормативным актом, регулирующим порядок проведения аудита, является закон «Об аудиторской…» от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Согласно ст. 1 данного закона аудит представляет собой комплекс проверочных мероприятий, проводимых для составления профессионального и компетентного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. При этом в силу п. 5 ст. 1 закона № 307 аудит является самостоятельным и независимым видом контроля отчетности и не подменяет собой другие (в частности, не влияет на порядок проведения камеральных или выездных налоговых проверок).
Согласно ст. 3, 4 закона № 307 аудит вправе осуществлять соответствующие коммерческие организации, входящие в состав членов СРО, либо ИП, имеющие квалификационные аттестаты и также входящие в СРО.
Выполняется аудит, согласно ст. 14 закона № 307, на основании договора, заключаемого между аудитором и проверяемой организацией. На данный договор помимо норм указанного закона распространяются также требования главы 39 ГК РФ, в которой прописаны основы сделки по возмездному оказанию услуг.