Ремонт машины по ОСАГО в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт машины по ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Новые правила стали действовать по отношению к базовым тарифам (ТБ). Для автолюбителей стали более выгодными показатели КБМ — бонус-малус, а также снизилась стоимость коэффициента города. Плохие новости ждут молодых автолюбителей, потому что изменились показатели КВС.
Базовая ставка и тарифный коридор ОСАГО в 2021 году
Тарифный коридор установленный Центробанком РФ в 2021 стал шире, поэтому конечная цена ОСАГО зависит от страховщика. Цена ставки не изменится без роста показателей страхования. Сейчас базовый Тариф складывается из возраста и стажа водителя, коэффициента города, бонус-малуса, мощности двигателя.
Стоимость базовой ставки для транспортных средств категории “B” в рублях:
- Юридическим лицам — 1646 – 3493.
- Гражданским лицам и ИП — 2471 – 5436.
- Таксистам — 2877 – 9619.
Виды возмещения ущерба по ОСАГО
ОСАГО – обязательный продукт, в рамках которого предусмотрена гарантированная выплата пострадавшей в ДТП стороне. Что касается виновной стороны, то она будет ремонтировать машину за счет собственных средств.
Максимальный размер выплаты предусмотрен на законодательном уровне и составляет на каждого пострадавшего:
- не более 160 тыс рублей, если причинен вред жизни и здоровью;
- не более 400 тыс рублей, если причинен ущерб ТС.
Возместить ущерб по ОСАГО страховая компания сможет в случаях, которые оговорены в правилах:
- Полная гибель. В данном случае производится выплата рыночной стоимости. Если выплата превышает оговоренный лимит в рамках обязательного продукта, то разницу обязан выплатить виновник.
- Частичное повреждение. При получении частичного повреждения компания выплачивает средства, которые необходимы для проведения ремонтных работ.
- Дополнительные расходы. В эту группу включены дополнительные расходы, которые возникают у пострадавшего, в результате наступления страхового случая: расходы на эвакуацию или хранение вещей.
Прямое возмещение и его порядок
Поскольку не все знают, что такое прямое возмещение убытка (ПВУ), отметим – это вариант получения компенсационной выплаты, при котором потерпевшая сторона обращается в офис страховой компании, в которой был куплен бланк ОСАГО.
Важно! Обращаться по прямому урегулированию клиенты смогли только после внесения правок в закон, которые были 2 августа 2014 года. Ранее получить выплату можно было только в компании виновной стороны.
При этом важно учитывать, что обратится по ПВУ, пострадавшая сторона сможет только при соблюдении всех требований:
- в ДТП участвуют только 2 транспортных средства;
- стороны договорились, кто является виновной и потерпевшей стороной;
- нет обоюдной вины при ДТП (когда виноваты оба участника движения);
- в результате аварии никто не пострадал;
- у каждой стороны есть действующий бланк ОСАГО.
Если все требования выполнены, можно фиксировать страховой случай и обращаться в офис страховой компании для получения компенсации.
Претензия по выплате и как её оформить
Если страховая компания занизила сумму выплаты, необходимо составить претензию. Поскольку четких требований по составлению данного документа не существует, каждый автолюбитель может заполнить ее самостоятельно. Для удобства предлагаем скачать шаблон на нашем портале и внести все необходимые данные.
Важно! Составить претензию можно как от руки, так и на компьютере. Главное – чтобы на документе стояла подпись заявителя и дата.
Составляя претензию, следует учитывать, что в ней должна быть отражена информация следующего характера:
Наименование страховщика | В шапке документа следует указать:
· наименование страховой компании; · юридический адрес; · имя руководителя; · рабочий телефон и адрес электронной почты. |
Личные данные | Далее в шапке прописываются личные данные заявителя:
· фамилия, имя и отчество; · паспортные данные; · адрес регистрации; · номер мобильного телефона. |
Суть обращения | Это основной раздел, в котором необходимо четко прописать:
· когда случился страховой случай; · номер выплатного дела; · сумма выплаты; · реальная сумма убытка. |
Реквизиты | Дополнительно стоит указать полные реквизиты личного счета, куда просите перечислить недоплаченную разницу. |
Документы | Помимо самой претензии вам предстоит подготовить:
· паспорт; · заключение независимого эксперта. К претензии прикладываются копии документа, поскольку оригиналы должны всегда храниться у пострадавшего владельца автолюбителя, и при необходимости переданы в суд. |
Если же страховая компания признана банкротом, то направлять претензию стоит на имя Российского союза автостраховщиков (РСА). При этом отправить документ вы можете как лично, так и по почте, заказным письмом.
Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?
Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.
Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.
Особенности восстановительных работ
В 2023 году вместо выплаты деньгами пострадавшему положен бесплатный ремонт машины. Порядок получения этого вида возмещения практически не отличается от денежной компенсации. Участник ДТП пишет заявление о наступлении страхового случая. Получив его, страховщик осматривает ТС, оценивает ущерб и выдаёт водителю направление на ремонт. Далее владельцу необходимо доставить свой автомобиль на СТО, где и будут произведены все необходимые работы.
Страховщик и сервис заключают между собой договор. По его условиям страховая оплачивает ремонт повреждённых машин, который проводится в конкретном СТО. С каждым из сервисов, сотрудничающих с компанией, заключается отдельный документ. Все эти процедуры строго обязательны.
Полный список станций техобслуживания, с которыми страховщик сотрудничает, должен быть указан на сайте компании. Также там должны быть представлены адреса, списки выполняемых работ и марки автомобилей, которые обслуживает данный сервис.
Что учитывается при ремонте по ОСАГО
После изменений в законе об ОСАГО процедура отправки автомобиля на ремонт происходит абсолютно по другому. Главный фактор — это подсчет стоимости услуг автомастерской и деталей, которые предстоит менять.
Страховая переводит деньги автосервису, учитывая не стоимость детали или работы, указанную в чеке, а цены, зафиксированные Центробанком. Зачастую они значительно отличаются от реальных. В таком случае собственнику предлагают погасить недостающую сумму своими средствами.
Также владельцу автомобиля придется доплачивать, если размер суммы, требуемой для проведения восстановительных работ, превышает установленный лимит в 400 000 руб. при крупных ДТП (с вызовом ГИБДД) и 50 000 руб. — при подписании европротокола.
Прежде чем сделать выбор – получить деньги по ОСАГО или провести ремонт в СТО страховой компании – запомните:
- если не согласны с суммой страхового возмещения, проводите независимую экспертизу;
- срок ремонта автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней, деньги должны быть выплачены в течение 20 дней;
- автосервис не должен находиться более чем на 50 км от места жительства потерпевшего;
- гарантийный срок ремонта должен быть не менее 6 месяцев;
- если сотрудник автосервиса просит доплатить за запасные детали, это незаконно, вся стоимость восстановительных работ оплачивается за счет СК;
- можно отказаться от ремонта по ОСАГО и получить денежную выплату, если страховщик будет не против такого способа возмещения ущерба.
Другие способы компенсирования наличными
Смерть страхователя в результате ДТП по правилам влечет компенсацию наличными. Родственники погибшего водителя должны во время оформления документов составить отказ от ремонтных работ. При этом собственник автотранспорта может не управлять автомобилем и не пострадать от аварии. Погибший должен быть вписан в полис ОСАГО.
Помимо летального исхода невиновного участника в расчет берется причинение тяжкого и среднего вреда здоровью. Под тяжким вредом имеется в виду инвалидность потерпевшего. Средняя тяжесть вреда устанавливается при выздоровлении пациента с продолжительностью более 21 дня. Это право закреплено статьей 12 части 16.1 ФЗ «об ОСАГО». Та же статья защищает права инвалидов, попавших в автокатастрофу, на которых оформлена машина по типу «инвалид».
Тотальная гибель автомобиля должна выплачиваться из расчета его действительной стоимости на момент столкновения автотранспорта. Полная гибель транспортного средства подразумевает 85% поломок, когда ТС восстановлению уже не подлежит.
Отсутствие дилерских центров-партнеров СК также влечет денежную компенсацию. Можно просто договориться со страховой организацией о денежном переводе вместо ремонтирования. Этот вариант мало практикуется, но, тем не менее в определенных обстоятельствах этот факт присутствует. Он подкреплен пп. ж части 16.1 той же 12 статьи № 40-ФЗ.
При обоюдной вине нескольких участников дорожно-транспортного происшествия компания не может полностью отремонтировать автотранспорт. Используя возможность доплаты со стороны страхователей, компания готова выдать направление на ремонт по ОСАГО в согласии со ст. 12 ч. 17. Отказываясь доплачивать недостающую сумму авторемонтникам, страхователь может заявить на получение денег, чей выбор уже правомерен. Зачастую доплата необходима, поскольку компенсирование рассчитывается в процентном соотношении по степени вины. Поэтому редко покрывается полный урон авто.
Автотранспорт, не принадлежащий к категории «В», подлежит денежному восполнению ущерба. Страхователи грузового транспорта, мото и вело транспорта, а также автобусов вправе самостоятельно решать, что им выбрать: деньги или ремонт ТС.
Почему не страхуют старые автомобили ОСАГО и что делать
Наличие у страхователя ТС старше 2012 г. выпуска, по мнению ряда страховщиков, предполагает дополнительные риски, поскольку вероятность возникновения неисправности в ходе эксплуатации у таких авто гораздо выше. Это означает, что и страховые риски здесь возрастают, ведь всегда есть шанс, что машина ввиду внезапной поломки попадет в аварию. Однако отказ СК заключать договор страхования по такой причине является неправомерным.
То есть российские компании не страхуют старые автомобили по ОСАГО незаконно. Однако такой отказ далеко не редкость. Застраховать автомобиль старше 30 лет для некоторых автовладельцев становится невозможным.
Что касается КАСКО, то приобрести такую страховку для старых автомобилей тоже сложно. И даже если это удастся сделать, то стоить она будет в разы дороже. Маркетплейсы не производят предварительные расчеты для машин старше 7 лет. У многих страховщиков онлайн-калькуляторы тоже не позволяют это сделать. Например, в некоторых СК невозможно рассчитать цену КАСКО для ТС Хонда Аккорд старше 2012 г. выпуска.
В других СК после ввода данных сообщили о невозможности подобрать подходящий тариф по указанным параметрам. Что фактически говорит о невозможности застраховать автомобиль 2010 г. выпуска и в рамках добровольного страхования.
В третьих СК напрямую отклоняют заявку, указывая в качестве причины именно возраст авто — старше 10 лет.
Таким образом, старые машины сейчас практически не страхуют ни в рамках обязательного, ни в ходе добровольного автострахования, даже если это неправомерно
Страховое возмещение вместо страховой выплаты
Рассмотрим обновленную статью 1 закона «Об ОСАГО»:
договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;
договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;
Ранее в законе существовало понятие «страховая выплата», однако начиная с 28 апреля 2017 года оно будет повсеместно заменено на понятие «страховое возмещение». Страховое возмещение может быть осуществлено в двух вариантах:
- в виде страховой выплаты, которая и существовала ранее;
- в виде восстановительного ремонта транспортного средства.
Выплаты по ОСАГО в 2023 году
В законе, регулирующем вопросы обязательного автострахования, обозначены максимальные размеры выплат, которые могут получить потерпевшие в дорожном происшествии. Согласно нормативному документу разработана следующая градация:
- Нанесение имущественного вреда. Данный исход события предусматривает возмещение по ОСАГО в сумме до 400 тыс. рублей на каждого пострадавшего;
- Нанесение вреда жизни и здоровью. При травмах и увечьях различной степени тяжести максимальная сумма достигает 500 тыс. рублей для каждого потерпевшего;
- Летальный исход. Смерть пострадавшего предусматривает выплату 475 тыс. рублей выгодоприобретателю из числа лиц, установленных законом, и 25 тыс. рублей — организатору погребения.
Если ДТП оформлено по системе Европротокола, то компенсация по возмещению максимум составляет 100 тыс. рублей. С 1 октября 2019 года максимальная сумма страхового возмещения может быть увеличена до 400 тысяч рублей при соблюдении одновременно двух условий:
- Участники аварии единогласны в отношении обстоятельств ДТП и не имеют разногласий о характере и перечне видимых повреждений ТС.
- Фиксация информации об аварии произведена её участниками с помощью мобильного спецприложения «ДТП.Европротокол».
Достоинства страхового ремонта
К основным достоинствам ремонта по ОСАГО относят:
- Отсутствие хлопот по поводу поиска и выбора СТО. Автовладелец передает специалистам автосервиса поврежденный автомобиль, а забирает восстановленный.
- Отсутствие тяжб между страхователем и страховой компанией по вопросам размеров денежной компенсации.
- Гарантия качества. Технический подрядчик отвечает за соответствие проводимых манипуляций стандартам и за качество произведенных работ. Гарантия на кузовные работы составляет 1 год. Подрядчик может использовать только новые детали к авто, запчасти б/у ставятся только в том случае, если страховщик дал свое согласие, заключив с СТО соответствующий договор.
- Оперативность. Как правило, все работы осуществляются быстро, поскольку ни СТО, ни страховщик не заинтересованы в затягивании сроков.
На данный момент процесс реформации не завершен, следовательно, не все аспекты вопроса тщательно проработаны. Поэтому специалисты рекомендуют выбирать страховое восстановление машины в том случае, если в ДТП был поврежден только кузов автомобиля, а в перечне СТО, предложенном страховщиком, представлены техцентры с хорошей репутацией.