Добавка ликвидаторам на ЧАЭС в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Добавка ликвидаторам на ЧАЭС в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В России есть несколько льготных категорий граждан, которым положен повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Самый простой пример – это пожилые люди старше 80 лет, которые получают ее в двойном размере. При достижении такого преклонного возраста пенсия автоматически увеличивается как раз за счет повышения фиксированной выплаты.

Кто имеет право на повышение пенсии вне графика

Тем, кому в 2023 году исполняется 80 лет, со следующего после дня рождения месяца будут платить пенсию на 7 567,33 руб. больше.

А все потому, что размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости у 80-летних граждан в 2023 году составит уже не 7 567,33 руб., а 15 134,66 руб. в месяц (с учетом индексации на 4,8% с января 2023г.).

Есть и иные жизненные ситуации, в которых можно получать повышенные выплаты.

В частности, право на внеочередное повышение пенсии имеют следующие категории граждан:

✓ Получатели страховых пенсий по старости, если в прошлом месяце им исполнилось 80 лет.

✓ Пенсионеры, у которых появились несовершеннолетние иждивенцы.

✓ Пенсионеры, которые уволились и, соответственно, перешли в категорию неработающих. При условии, что им не индексировали ранее пенсии, как работающим. В таком случае им восстановят все недополученные индексации.

✓ Получатели страховых пенсий, переехавшие в прошлом месяце на постоянное место жительства в местность с повышенным региональным коэффициентом.

Пенсия пострадавшим и ликвидаторам-чернобыльцам в 2022 году в России

Одним из основных условий назначения пенсии по старости для чернобыльцев является пенсионный возраст. Законом 1244 и законом о государственном пенсионном обеспечении в РФ (закон 166-ФЗ) устанавливаются разные границы пенсионного возраста для разных категорий чернобыльцев.

В частности, для чернобыльцев:

  • возраст 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин) устанавливается гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, при обязательном условии наличия трудового стажа продолжительностью не менее 5 лет;
  • возраст 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин) устанавливается: а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы, б) гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет), в) гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, независимо от продолжительности нахождения в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет).

График повышения пенсий в 2023 году

Изменения для пенсионеров и получателей социальных выплат от ПФР будут происходить по следующей схеме:

  • С 1 января 2023 года состоится повышение страховых пенсий неработающим пенсионерам. Выплаты увеличат за счет индексации стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной части пенсии.Помимо этого, будет произведена корректировка размеров социальной доплаты к пенсиям за счет установления в регионах новых значений прожиточного минимума для пенсионеров.
  • С 1 февраля 2023 г. произведут индексацию социальных выплат ПФР. Увеличатся ЕДВ для федеральных льготников, пособие на погребение пенсионера, а также денежный эквивалент набора соцуслуг.
  • С 1 апреля пройдет плановое повышение социального и государственного обеспечения. Кроме того, будут пересчитаны размеры социальных надбавок военным пенсионерам — за иждивенцев, как достигшим возраста 80 лет, как ветеранам боевых действий и по другим основаниям.
  • С 1 августа 2023 года пересчитают страховые пенсии работающим пенсионерам. Надбавка будет назначена за счет учета пенсионных коэффициентов, заработанных за предшествующий год.
  • С 1 октября 2023 года повысят пенсии военным пенсионерам, в том числе приравненным к ним категориям — пенсионерам ФСИН, МВД, Росгвардии, МЧС и другим ведомств. Выплаты увеличатся за счет индексации денежного довольствия в соответствии с прогнозной инфляцией.

Подробности индексации пенсий с 2022 года раскрыли в Пенсионном фонде России

  • Эксперт «Новикомбанка» рассказал, как выбрать финансовые инструменты
  • Бюджет Пензенской области на 2022 год запланирован с дефицитом
  • «Новикомбанк» нарастил кредитование высокотехнологичных предприятий
  • «Дамате» запустила полностью автоматизированный выпуск фарша
  • От 1 500 рублей: утверждены размеры пособия потерявшим работу
  • Банк «Кузнецкий» подвел итоги деятельности за 10 месяцев
  • Прибыль «Новикомбанка» за 9 месяцев составила 8,6 млрд рублей
  • Обозначены доходы и расходы Пензенской области в 2022 году
  • «Новикомбанк» повысил ставки по вкладам
  • Пензенцы набрали кредитов почти на 160 млрд рублей

От аварии на ЧАЭС наиболее сильно на территории современной России пострадала Брянская область, часть населенных пунктов которой попали в зону отчуждения. Нахождение и проживание в ней запрещено. Пребывание в данной местности до эвакуации дает право на обращение за выплатами пенсионного характера на 10 лет раньше всех остальных.

Проживание на данной территории также несет значительные риски для здоровья, однако переселение в безопасную местность жителей этих районов происходило, как правило, с их согласия. Географически на территории РФ она приходится также на часть Брянской области. Проживание в момент катастрофы снижает соответствующий возраст на 3 года, а каждый год нахождения там дополнительно снижает его еще на полгода.

Географически это довольно обширная территория, охватывающая значительные по площади местности в Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей. Степень радиоактивного загрязнения там не несет значительной угрозы для жизни человека. Проживание в данной зоне снижает возраст на 2 года и дополнительно на 1 год, но при условии трехлетнего пребывания. Общее снижение – не более 5 лет.

Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году

Ежегодно 26 апреля отмечается памятная дата, посвященная очередной годовщине аварии на ЧАЭС. К этому дню многие регионы выплачивают единовременные компенсации. Например, в 2021 году власти Москвы выплатят чернобыльцам от 3 до 10 тыс. руб., в зависимости от статуса и категории льготника.

Вид пенсии До 31.03.2022 С 01.04.2022 (после индексации)
По инвалидности 3 гр. 4927,29 5306,69
По старости, по инвалидности 2 гр., по потере одного кормильца 5796,78 6243,13
По инвалидности 1 гр., по инвалидности 2 гр. с детства, по потере двух кормильцев или одинокой матери 11593,58 12486,28
По инвалидности 1 группы с детства, детям-инвалидам 13912,10 14983,33

Пособие чернобыльцам на 2022 2024

18 ноября на совещании по социальным вопросам с Правительством В.В. Путиным было дано поручение о подготовке предложений по индексации пенсий выше уровня инфляции.

По с словам экспертов изначально, при подготовке бюджета Пенсионного фонда России на 2022-2024 годы, было заложено, что повышение пенсий неработающих пенсионеров в 2022 году составит 5,9%. В 2023-м предполагается, что пенсии должны вырасти на 5,6%, в 2024-м — на 5,5%. При этом среднегодовой размер страховой пенсии в следующем году должен составить более 17 тысяч рублей, в 2023-м — около 18 тысяч, в 2024-м — более 18,7 тысячи.

В 2022 году размер страховых пенсий для неработающих пенсионеров будет проиндексирован и увеличится на 5,9%. Размер индексации меняется ежегодно:

-в 2022 году – 5,9%;

-в 2021 году – 6,3%

-в 2020 году – 6,6%;

-в 2019 году – 7,05%.

Для того, чтобы самостоятельно рассчитать величину своей пенсии после индексации, следует текущий ее размер умножить на 1,059.

Стоимость одного пенсионного балла с января 2022 года составит 104,69 рублей.

Размер фиксированной части будет равен 6401,10 рублей.

Также с января на 5,9 % повысят доплаты пенсионерам за иждивенцев, за северный стаж, за сельский стаж и возраст старше 80 лет.

По словам Татьяны Голиковой средний размер пенсии в 2022 году составит 18521 рубль, в 2021 году средний размер страховых пенсий составляет – 15744 рубля. Эти суммы рассчитываются на основе всех выплат, положенных пенсионеру.

В 2023 и 2024 годах страховые пенсии по старости проиндексируют не менее чем на 5,6 и 5,5 процентов соответственно. Данное увеличение не коснется работающих пенсионеров.

В случае отсутствия минимальной продолжительности страхового стажа, гражданам положена социальная пенсия. Получателями социальных пенсий могут быть:

-мужчины, достигшие 70 лет, и женщины, достигшие 65 лет, не получающие страховой пенсии;

Читайте также:  Льготная пенсия для педагогов (последние новости)

-иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ не менее 15 лет и достигшие возраста 70 и 65 лет (мужчины и женщины);

-инвалиды, инвалиды с детства и дети-инвалиды;

-дети в возрасте до 18 лет (старше этого возраста — на период очного обучения но не дольше достижения возраста 23 лет), потерявшие одного или обоих родителей либо оба родителей которых неизвестны;

-граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет, постоянно проживающие в районах проживания таких народов.

С 1 апреля 2022 года размер социальных пенсий вырастет на 7,7%. Таким образом, процент индексации социальных пенсий впервые больше процента индексации страховых пенсий.

Более точная информация появится чуть позже, после издания соответствующего Постановления Правительства РФ.

Индексация социальной пенсии привязана к изменению размера прожиточного минимума пенсионера. В 2023-м их планируется увеличить только на 0,3%. Но уже в 2024-м индексация должна составить 9%.

Для трудоустроенных граждан индексация заморожена с 2016 года. Конечно, наилучшей новостью для работающих пенсионеров была бы новость об индексации и их пенсий. Но, увы, индексация пенсий в 2022 году их не коснется. Все законопроекты об индексации пенсий работающим пенсионерам были отклонены.

Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Минимальную пенсию некоторым украинцам повысили до 6000 грн: решение Кабмина

  • Подтверждение трудового стажа для назначения пенсии

  • Как оформить пенсию переселенцам из зоны АТО?

  • Перерасчет пенсии в Украине

  • Негосударственное пенсионное страхование

  • Условия выхода на льготную пенсию

  • Пенсии в связи с потерей кормильца

  • Что такое индексация пенсий, и каким образом ее должны проводить?

  • Пенсионная реформа в Украине

  • Гарантии и льготы для инвалидов

  • Государственная социальная помощь детям-инвалидам и инвалидам с детства: размеры, условия и порядок выплаты

  • Пенсионный стаж

  • Временная помощь пенсионерам, не имеющим необходимого стажа для выплаты пенсии

  • Пенсии военным в Украине. Пенсия военнослужащих и участников боевых действий

  • Пенсия по инвалидности: условия, размеры, сроки

НВ Премиум это:

  • Доступ к закрытым материалам сайта
  • Доступ к статьям еженедельного журнала НВ
  • Отключение коммерческой рекламы
  • Возможность открывать статьи НВ Премиум для друзей

Законопроект предусматривает механизм вычисления зарплат за чернобыльский период при выходе на пенсию. Для вычисления зарплаты нужно учитывать, сколько времени человек проработал на территории радиоактивного загрязнения:

  • меньше 12 месяцев работы – зарплата за эти месяцы делится на число отработанных месяцев;

  • не меньше 30 календарных дней в двух месяцах – зарплата определяется за любые фактически отработанные 30 календарных дней работы;

  • меньше одного месяца – заработная плата определяется за один календарный месяц с добавлением к заработной плате на основной работе.

Кроме того, законопроект регулирует обеспечение права на получение пенсии, исчисленной из пятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года, для:

  • всех участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в отношении которых установлена причинная связь инвалидности с катастрофой;

  • лиц, принимавших непосредственное участие в ликвидации других ядерных аварий и их последствий, в ядерных испытаниях, в военных учениях с применением ядерного оружия и вследствие этого стали лицами с инвалидностью.

Еще одно нововведение – дополнительная пенсия, которую получают чернобыльцы за вред для здоровья, а также ежемесячная компенсация семье за кормильца, умершего вследствие Чернобыльской катастрофы, будет выплачиваться полностью.

Чернобыльская катастрофа коснулась судеб миллионов людей. Во многих регионах, на огромных территориях возникли новые социальные и экономические условия. Украина объявлена зоной экологического бедствия.

Потому создание системы надежной защиты людей от последствий Чернобыльской катастрофы нуждается в привлечении значительных финансовых, материальных и научных ресурсов.

Для граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, Законом № 796 предусмотрены следующие льготы:

  • ежемесячная выплата денежной компенсации стоимости продуктов питания для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, коммунальными услугами и телефоном (категорий 1 и 2);
  • бесплатное обеспечение инвалидов автотранспортом;
  • обеспечение санаторно-курортным лечением всех категорий пострадавших, включая детей;
  • выплата пособия в размере трехкратной среднемесячной заработной платы при увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата (для граждан категорий 1 и 2 и для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категории 3);
  • дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для 1 и 2 категорий, родителей детей-инвалидов);
  • поступление вне конкурса в учебные заведения и выплата повышенной стипендии;
  • бесплатный или льготный проезд один раз в год в любой пункт Украины и обратно (возмещение 100 и 50% стоимости проезда для граждан категорий 1 и 2 соответственно);
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • выплата ежемесячной денежной помощи гражданам, проживающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • доплата за работу гражданам, работающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • предоставление дополнительного отпуска (увеличение продолжительности основного ежегодного отпуска) гражданам, работающим (находящимся в командировках) на территории радиоактивного загрязнения);
  • выплата единовременной компенсации участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, при установлении инвалидности, связанной с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца из участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которого связана с последствиями Чернобыльской катастрофы, а также родителям умерших участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата ежегодной помощи на оздоровление гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, участникам ликвидации последствий аварии ��а ЧАЭС категорий 2 и 3, эвакуированным из зоны отчуждения в 1986 г., детям-инвалидам, инвалидность которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы.

Для пострадавших от Чернобыльской катастрофы детей до достижения ими 18 лет предусмотрены следующие основные компенсации и льготы, предоставляемые согласно Закону № 796:

  • ежегодное бесплатное обеспечение пострадавших детей по месту работы одного из родителей путевками на оздоровление сроком до двух месяцев;
  • бесплатное нахождение детей в дошкольных учреждениях;
  • ежемесячная выплата на каждого ребенка дошкольного и школьного возраста;
  • бесплатное питание учащихся средних общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, студентов колледжей и техникумов (училищ), расположенных на территории радиоактивного загрязнения.

Для детей, которым установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой, кроме вышеуказанных дополнительно предоставляются следующие льготы:

  • поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения и на курсы для профессионального обучения;
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, телефоном и коммунальными услугами и т. п.

Чтобы получить соответствующее удостоверение, следует обратиться в органы социальной защиты по месту жительства, куда предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность – паспорт для взрослого гражданина и свидетельство о рождении для детей;
  • документ, подтверждающий право на получение этого статуса (справка из ЖЭКа о проживании на территории с радиоактивным загрязнением, запись в военном билете о прохождении воинской службы и т.д.);
  • если заявителем является родственник, может понадобиться подтверждение родственных связей либо факта нахождения на иждивении у гражданина, относящегося к категории чернобыльца.

Для оформления удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт участия в работах по ликвидации.

Для оформления удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом дополнительно понадобятся:

  • заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии;
  • удостоверение о праве на меры социальной поддержки;
  • справка государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов);

В случае обращения членов семьи, потерявших кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или кормильца, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, дополнительно предоставляются:

  • свидетельство о смерти;
  • свидетельство о рождении детей;
  • свидетельство о браке.

Для оформления удостоверения эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт проживания или прохождения военной службы в зонах радиоактивного загрязнения (предоставляются по желанию заявителя).

Получите совет юриста за 15 минут!

Читайте также:  Оформление статуса беженца в РФ

К слову, в Постановлении «О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» №1210 от 23 ноября 2011 года остались прежние цифры по минимальной пенсии для ликвидаторов с инвалидностью: 285%, 255% и 225% соответственно. Зато в это постановление, регулирующее пенсионное обеспечение чернобыльцев, с 1 июля 2019 года внесено другое важное изменение. Теперь норма о том, что пенсия для лиц с инвалидностью из числа ликвидаторов с учетом пятикратного размера минимальной зарплаты может назначаться не только на тех, кто проходил срочную службу во время Чернобыльской катастрофы, но и на военнообязанных, которые были призваны на военные сборы с целью отправки на ликвидацию последствия аварии на атомной электростанции (пункт 9-1 данного постановления). Это изменение тоже внесено на основании постановления Кабинета Министров №543 от 26 июня 2019 года.

То есть вам и вашим коллегам необходимо, во-первых, в местном управлении труда и социальной защиты уточнить имеющийся статус, а также – какие льготы на вас распространяются (согласно Закону «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» или Закону «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»). Во-вторых, в Пенсионном фонде следует поинтересоваться о праве на пересчет пенсии и целесообразности такого пересчета с учетом обновленного пункта 9-1 постановления Кабинета Министров №1210 от 23 ноября 2011 года.

Автор — Сергей Коробкин, независимый консультант

Фото: polymia.by

  • Наличный рынок
  • НБУ
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать

С 1 июля нынешнего года в Украине планировалось увеличить пенсии ликвидаторам и пострадавшим от Чернобыльской катастрофы. Однако депутаты, которые должны были принять соответствующий закон, нашли для себя более насущные занятия и отложили рассмотрение проекта, поданного правительством, на последний момент. Как результат, окончательное голосование состоялось лишь 29 июня.

Понятно, что хоть президент и подписал документ в тот же день, ввести его в действие вовремя уже не было никакой возможности. Поэтому новый порядок расчета чернобыльских пенсий будет введен только с 1 января следующего года.

Размер компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 1 февраля 2022 г.*

Ежемесячные компенсационные выплаты

  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
    • 1103,44 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • 735,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • с 26 апреля 1986 года — 147,13 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 73,57 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
    • с 26 апреля 1986 года — 735,58 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 183,89 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • 73,57 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
    • 294,27 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
    • с 26 апреля 1986 года — 220,71 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 147,13 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
    • с 26 апреля 1986 года — 1471,28 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 735,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
    • инвалидам I группы — 23071,70 руб.
    • инвалидам II группы — 11535,86 руб.
    • инвалидам III группы — 4614,32 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
    • 1153,61 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
      • 271,10 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
      • детям первого года жизни — 692,84 руб.
      • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
      • 542,26 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса
      • 210,86 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
      • детям первого года жизни — 692,84 руб.
      • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 6 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях
      • 542,26 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 7 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям
      • 105,45 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям
      • 542,26 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии
      • 279,10 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть вторая статьи 41 Закона РФ N 1244-I

    Ежегодные компенсационные выплаты

    • Ежегодная компенсация на оздоровление граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
      • 367,82 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 13 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
    • Ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:
      • инвалидам I и II групп — 1839,06 руб.
      • инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы — 1471,28 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть первая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
    • Ежегодная компенсация на оздоровление:
      • гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I — 1103,44 руб.
      • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году — 735,58 руб.
      • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 — 1990 годах — 367,82 руб.

      Основание для назначения:

      • Статья 40 Закона РФ N 1244-I
    • Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца
      • 367,82 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть третья статьи 41 Закона РФ N 1244-I

    Ответы на распространенные вопросы

    Вопрос №1: Как доказать в учреждениях, в которых оформляются льготы ликвидаторам аварии на ЧАЭС, что заявитель относится к льготной категории лиц?

    Ответ: Всем, кто принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» выдавалось соответствующее удостоверение. Если оно было утрачено, необходимо обратиться в уполномоченный орган за дубликатом.

    Вопрос №2: Полагаются ли льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в отношении их детей?

    Ответ: Да, дети ликвидаторов аварий также могут претендовать на ряд льгот. К таковым относятся зачисление в ДОУ без очереди, путевки в оздоровительный детский лагерь, компенсацию питания в учебных и лечебных учреждениях.

    Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов

    Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

    Читайте также:  Пособие на погребение в 2023 году

    Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

    Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

    Лица, претендующие на ЕДВ

    ЕДВ назначается заявителю от даты его обращения в уполномоченный орган. Сумма подлежит ежегодной индексации в зависимости от установленного индекса инфляции. ЕДВ может быть начислено территориальным органом ПФР таким категриям граждан:

    • Перенесшим лучевую болезнь;
    • Ликвидаторам последствий аварии в 1986-1987 гг., в 1988-1990 гг.;
    • Инвалидам чернобыльской катастрофы;
    • Эвакуированным либо добровольно покинувшим зону отчуждения;
    • Несовершеннолетним гражданам, пострадавшим из-за чернобыльской катастрофы.

    Также получить ЕДВ могут несовершеннолетние дети до 18 лет, пострадавшие из-за аварии, среди которых:

    • Эвакуированные из зоныотчуждения дети, включая тех, которые на момент переселения пребывали во внутриутробном состоянии;
    • Дети первого и следующих поколений категорий граждан, получивших лучевую болезнь, ликвидаторов последствий аварии в 1986-1987 гг., участвующих в работах объекта «Укрытие» в 1988-1990 гг., инвалидов из-за чернобыльской катастрофы, которых эвакуировали из зоны отчуждения

    Правом на ЕДВ обладают только те дети, которые родились после радиоактивного облучения одного из их родителей.

    Результат рассмотрения жалобы

    Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

    Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).

    Пенсионное обеспечение и социальные выплаты чернобыльцев ко Дню памяти аварии на Чернобыльской АЭС

    Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственная или страховая пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа с уменьшением пенсионного возраста: участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах — на 10 лет (мужчинам с 50 лет, женщинам с 45 лет), участникам ликвидации аварии в 1988 -1990 годах — на 5 лет (мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет).

    26 апреля 2022 года исполняется 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. За ликвидаторами последствий радиационных аварий и пострадавшими в радиационных авариях и катастрофах после тех трагических событий закрепилось такое понятие как «чернобыльцы». Для этой особой категории граждан государство предусмотрело специальные меры поддержки.

    Помимо «чернобыльской» ЕДВ пострадавшие лица могут получать вторую ЕДВ, если на то есть основания. Например, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные инвалидами (первая ЕДВ выплачивается как ликвидатору, вторая ЕДВ — как инвалиду). Такое исключение предусмотрено только для лиц, имеющих право на ЕДВ как «чернобыльцы» — остальные категории граждан могут получать лишь одну выплату.

    В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Так, на две пенсии имеют право граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы (полученной при исполнении обязанностей военной службы) при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.

    Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.

    Логика Конституционного Суда

    Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

    Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы

    К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

    Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

    • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
    • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
    • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
    • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

    Всего есть 4 категории чернобыльцев:

    1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
    2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
      • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
      • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
      • в течение 1987 года — от 14 суток;
      • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
    3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
      • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
      • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
      • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
      • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
      • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
    4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

    К этой группе можно отнести те, которые наделяют чернобыльцев определенными преимуществами в социуме из-за того, что им пришлось устранять последствия либо находиться в тот момент рядом с ЧАЭС, переняв весь мощный удар радиации на себя.

    К списку социальных льгот относятся:

    • приобретение лекарств в аптеках и получение медицинских услуг в поликлиниках вне очереди;
    • покупка медикаментов по льготным рецептам;
    • предоставление мест в домах престарелых во внеочередном порядке;
    • обслуживание пенсионеров-чернобыльцев в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;
    • зачисление детей в детсады, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа без очереди с выплатой компенсации в размере 90 рублей на питание;
    • обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме в первую очередь.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *